000. Общие важные вопросы никаха

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса этой главы вы можете, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/000-glava-obchie-nikah-vopr/

Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

Общие важные вопросы никаха

3959. Что означает слово никах в арабском языке и в шариате (и в каком смысле оно приходит в аятах Корана) – в арабском языке «прижимание» и «взаимное вхождение». Слово «никах» в арабском языке может обозначать как «договор бракосочетания», так и «половой акт», что определяется по контексту и обстоятельствам разговора. Что же касается шариатского значения слова «никах», то это – заключение договора с женщиной, с намерением пользоваться ею в половом отношении, а также с намерением рождения ребенка, и достижения других целей бракосочетания. Что же касается аятов Корана, то слово «никах» с его производными, в основном приходит в значении «договора бракосочетания», и лишь изредка в значении «полового акта» (как в аятах 2: 230 (по одному из мнений), а также 4: 6).

3960. Что значит слово хадиса Ибн Мас’уда — о молодежь, кто из вас способен на ба’а, то пусть женится (что значит ба’а) – «способность содержать жену (семью) в финансовом плане». А слово «уижа» в этом хадисе означает «оскопление» (кастрирование). Смысл этого в том, что держа уразу продолжительное время, у человека исчезает или уменьшается желание к половому акту.

3961. Что значат слова хадиса Анаса ибн Малика — а кто отвернется от моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения – то есть тот, кто оставит мою дорогу и пойдет по дороге другой (т.е. по дороге монашества и отказа от женитьбы), тот не имеет ко мне отношения. Если человек сделает это, опираясь на неправильное истолкование, то он имеет оправдание, и не выходит из Ислама, вместе с тем, что физически не следует дороге Сунны. Если же он считает дорогу монашества лучшей, нежели дорога Сунны, то этот человек неверующий.

3962. Каково постановление женитьбы (является ли это обязательным, или желательным или разрешенным и т.п.) – здесь может быть четыре (4) ситуации: 1) если человек описывается сразу тремя свойствами единовременно, то жениться ему обязательно: а) сильное желание полового акта б) способность содержания жены в) боязнь попасть в грех прелюбодеяния. 2) если человек описывается пунктами (а) и (б), то жениться ему как минимум желательно, а мнение о том, что это обязательно, также является довольно сильным 3) если у человека полностью отсутствует желание полового акта (как врожденная болезнь, или болезнь, появившаяся в процессе жизни, или из-за старости и т.п.) и он на него не способен. Такому человеку разрешено жениться, но необходимо поставить об этом в известность будущую жену. Но лучше такому человеку предать себя полному поклонению Аллаху, особенно, если своей неспособностью он принесет вред супруге 4) если у человека полностью отсутствует желание полового акта, но он на него способен. Такому человеку также желательно жениться.

3963. Каково постановление собственного оскопления (кастрирования) – это запрещено относительно людей без разногласия.

3964. Каково постановление многоженства – здесь также может быть несколько ситуаций: 1) если мужчина уверен или у него есть превышающее предположение (т.е. думает наверняка), что он не сможет соблюдать справедливость между женами, то многоженство ему запрещено 2) если мужчина уверен или у него есть превышающее предположение (т.е. думает наверняка), что он сможет соблюдать справедливость между женами и сможет обеспечивать их финансово, то многоженство для него желательно 3) такая же ситуация, как (2), но добавляется фактор того, что человек боится попасть в грех прелюбодеяния из-за того, что одной жены недостаточно ему для удовлетворения плотской страсти, то многоженство для него обязательно. Могут быть и другие постановления в зависимости от вариации выше названных аспектов (способность соблюдать справедливость, способность обеспечивать финансово, и недостаточность в половом удовлетворении).

3965. Что значат слова хадиса Абу Хурайры — на женщине женятся из-за ее хасаба (знатного происхождения) – знатность происхождения (т.е. благородная фамилия), а также под этим могут подразумеваться «благие деяния женщины», но первое понимание более известно и распространено.

3966. Что значат слова хадиса Абу Хурайры — покрылись пылью твои руки – т.е. ты оказался в бедности. Это извещение в смысле мольбы, но арабы не подразумевают под этим прямое значение этих слов.

3967. Разъяснение того, — какими описаниями желательно описываться женщине, чтобы на ней жениться – всего ученые выделяют 7 свойств: 1) религиозность (сюда входит богобоязненность, набожность). И это первое свойство предпочитается перед всеми остальными 2) способность рожать 3) совершение ею таких дел, которые разовьют любовь мужа к ней, и остережение от таких деяний, которые приведут его в гнев (уадуд) 4) девственность 5) знатность происхождения 6) красота 7) богатство.

3968. Какую мольбу (ду’а) желательно произнести, обращаясь к молодожену (как к мужчине, так и к женщине) – «баракаЛлаху ляк уа барака ‘алейк уа жама’а бейнакума фи хайр» (да ниспошлет Аллах благодать тебе, и на тебя и объединит вас в благе). Также можно ограничиться лишь первой частью этой фразы («баракаЛлаху ляк»). Что же касается первой брачной ночи, то перед ней желательно взять в руку челку (чуб) невесты и произнести такую мольбу: «Аллахумма инни асъалюка мин хайриха, уа хайри ма джабальтаха ‘алейхи, уа а’узу бика мин шарриха уа шарри ма джабальтаха ‘алейх» (О, Аллах, я прошу у Тебя из ее добра, и добра того, что Ты заложил в нее из врожденных качеств, и ищу Твоего прибежища от ее зла, и зла того, что Ты заложил в нее из врожденных качеств). Эта же мольба произносится, если человек купил себе животное.

3969. Каково постановление произнесения проповеди (хутба) при заключении договора бракосочетания (никаха) – желательно, а акт бракосочетания действителен и без нее.

3970. Каково постановление того, чтобы посмотреть на ту девушку (или женщину), на которой человек собирается жениться – желательно. При этом, это разрешено также без ведома девушки, но с разрешения опекуна (чтобы это не открыло дверь грешникам, которые станут подглядывать за посторонними девушками, а потом скажут – я хотел жениться на ней. И чтобы это не стало путем к обвинению человека в его религиозности).

3971. На какие участки тела можно посмотреть у той девушки, на которой человек собирается жениться – на те участки тела, которые она обычно открывает перед своими близкими родственниками – а это кисти рук (и выше почти до локтей), стопы ног (и выше почти до колен), шея и голова (включая волосы и лицо). Другое дело, что обычно опекун не разрешает смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук.

Раздел, в котором разбираются некоторые постановления взглядов.

3972. На какие участки тела близких родственниц (мама, сестра, дочь, тетя и т.п.) можно смотреть — кисти рук (и выше почти до локтей), стопы ног (и выше почти до колен), шея и голова (включая волосы и лицо).

3973. Кто считается близкой родственницей человека (зат уль-махрам) – это любой объект женского пола, на котором мужчина не может жениться никогда (либо из-за родственной связи, либо из-за фактора кормления грудью, либо из-за узаконенных брачных связей). При этом, процесс взаимного проклятия не считается причиной махрамства, хоть и запрещает брак между участниками этого процесса навсегда.

3974. Может ли раб смотреть на свою госпожу (хозяйку), и если да, то на какие участки ее тела – может, а участки тела такие же как в ответе на вопрос 3972.

3975. Может ли ребенок (мальчик) смотреть на посторонних для него женщин, и до какого возраста – это зависит от того, какой перед нами ребенок. Здесь может быть три ситуации: а) ребенок не достигший возраста различения (перед таким женщины могут не прикрываться так, как будто бы его вообще нет) б) если ребенок достиг возраста различения, но у него нет плотской страсти и нет знания о половых отношениях. Перед таким ребенком можно показывать то, что женщина показывает своим близким родственникам (как в ответе 3972) в) если ребенок достиг возраста различения и уже имеет плотскую страсть и имеет представление о половых отношениях – перед таким мальчиком женщины обязаны покрываться также, как покрываются перед посторонними мужчинами.

3976. Может ли мужчина смотреть на маленькую девочку – если она еще такая маленькая, что не является желанной в половом отношении, то может, если уже является желанной, то в постановлении она подобна взрослой женщине.

3977. Может ли мужчина смотреть на посторонних для него женщин (и если да, то на какие участки тела) – не может ни на один участок ее тела (имеется в виду без шариатско обусловленной нужды).

3978. Может ли женщина смотреть на постороннего для нее мужчину (и если да, то на какие участки тела) — не может ни на один участок его тела (имеется в виду без шариатско обусловленной нужды).

3979. Что является ‘ауратом мужчины перед мужчинами и ‘ауратом женщины перед женщинами — ‘аурат мужчины перед мужчиной вне намазы – срамные части тела (половые органы и задняя часть тела). Т.е. колени и бедра не являются ‘ауратом. А в намазе его ‘аурат (это от пупка до колена и закрывание плеч одеждой). ‘Аурат женщины перед женщиной – это тоже самое, что она может показывать своим близким родственникам (как в ответе 3972).

3980. На какие участки тела может смотреть муж у своей жены, и жена у своего мужа – на любые без всякой нежелательности.

3981. На какие участки тела своей рабыни может смотреть ее хозяин, если он выдал ее замуж – на те же участки тела, которые женщина может показывать своим близким родственникам (и, на самом деле, это то, что может открывать рабыня перед посторонними для нее мужчинами, т.к. ‘аурат рабыни не такой же как ‘аурат свободной).

3982. На какие участки тела можно смотреть у пожилой женщины (старухи) – под старухой имеется в виду женщина, которая достигла такого возраста, что мужчины не желают вступать с ней в брак, а также она не имеет такого желания. И, естественно, она уже не способна иметь детей. Такая женщина может открывать перед посторонними мужчинами то, что женщина может показывать своим близким родственникам (как в ответе 3972), но относительно волос разногласия больше. Вместе с этим, лучше ей также скрывать все свое тело подобно тому, как это делают женщины молодого и среднего возраста.

3983. Может ли женщина мусульманка показывать свое тело женщинам неверующим (и если да, то какие участки тела) – может показывать лицо и кисти рук (имеется в виду, если нет шариатско обусловленной вынужденности).

3984. Может ли смотреть на женщин такой мужчина, у которого отсутствует половое вожделение (и если да, то на какие участки тела) – да, он подобен близкому родственнику.

3985. Может ли мужчина смотреть на молодого юношу – здесь может быть (3) ситуации: а) если при взоре у мужчины возникает половое влечение, то этот взор запрещен б) если никакого полового влечения не возникает, и нет опасности, что возникнет, — тогда взор разрешен в) если есть опасность, что половое влечение возникнет, то взор запрещен, кроме как, при превышающей необходимости.

_________________________________________________________________________

3986. Можно ли свататься к девушке (женщине), к которой уже кто-либо посватался – если она не дала четкого отказа первому, или он сам не разрешил второму посвататься, или не отказался от своего сватовства, то второй не может свататься к этой девушке. Сюда включаются ситуации – если девушка дала явный положительный ответ первому, или пока не дала никакого ответа, даже, если известно, что она проявила недовольство.

3987. Если человек все же посватался к той девушке, к которой уже посватались до него, а затем у них произошел брак, действителен ли он – он берет за это грех, но их брак действителен.

3988. Можно ли свататься к женщине (христианке или иудейке), к которой уже посватался кто-то из неверующих – если этот неверующий из тех, кто обладает правами (т.е. не воинствующий неверующий), то нельзя свататься на его сватовство, а иначе можно. Если же он сватается к мусульманке, то его сватовство не имеет никакой юридической силы.

3989. Можно ли свататься к девушке (или женщине), которая находится в сроке ожидания (‘идда) после первого мужа – не может свататься явным заявлением о сватовстве (тасрих). При этом, без разницы, в какой ‘идде находится женщина – а) в такой, в течение которой ее муж еще может ее вернуть б) в такой, в которой вернуть не может в) в ‘идде по случаю смерти.

3990. Можно ли намекнуть на сватовство к девушке (или женщине), которая находится в сроке ожидания (‘идда) после первого мужа – можно, если срок ожидания такой, после которого муж уже не может ее вернуть (после 3 развода, или по случаю смерти). Под намеком имеются в виду фразы: «Я стремлюсь к такой, как ты (или к тебе)», «ты красива», «как выйдешь из срока ожидания, сообщи мне» и т.п.

3991. Если посватался к девушке, находящейся в сроке ожидания (‘идда) после первого мужа, а затем у них произошел брак, действителен ли он – если брак произошел после самого срока ожидания, то он действителен, но на мужчине грех. Здесь имеется в виду явное сватовство, или намек там, где он запрещен (во время ожидания после одного из первых двух разводов).

3992. Каковы столпы (аркан) договора бракосочетания, без которых он невозможен – предложение (от опекуна) и принятие (от жениха).

3993. Обязан ли опекун невесты, а также жених, произносить именно конкретные фразы при предложении (иижаб) и принятии (кабуль) – нет, но годятся любые фразы, которые указывают на необходимое.

3994. Будет ли достаточным, если жених скажет опекуну — выдал ли ты девушку замуж, а опекун ответит — да (не сказав — да, выдаю) – да.

3995. Достаточно ли, если опекун скажет жениху — я выдал за тебя замуж свою дочь, а жених ответит — я принял (не сказав — я принял ее в жены) – да.

3996. Достаточно ли, если жених скажет опекуну — выдай за меня замуж твою дочь, а опекун ответит — выдал (если жених не скажет — принял) – да, несмотря на то, что принятие опередило предложение.

3997. Считается ли договор никаха действительным и состоявшимся, если он был заключен не на арабском языке – да, даже, если стороны способны говорить на арабском.

3998. Если принятие женихом (кабуль) значительно запоздало от предложения (иижаб) – если стороны еще не успели разойтись с мажлиса до принятия от жениха, то этого достаточно. Это также достаточно, если после предложения, стороны, не получив принятия от жениха, отвлеклись на другую тему. Если же они отвлеклись на другую тем, то должно последовать новое предложение.

3999. Можно ли при никахе поставить условие на право расторжения никаха (я подумаю, и если передумаю, то отдам (заберу) невесту обратно) – нет.

4000. Каково постановление объявления о никахе (и’лян ун-никах) – это как минимум желательно, а мнение о том, что это обязательно, также довольно сильно. Однако, мнение о том, что никах недействителен без объявления о нем, не является верным.

4001. Является ли наличие согласия опекуна невесты (девушки или женщины) — обязательным условием действительности никаха – да, без этого никах недействителен.

4002. Если женщина выйдет замуж без наличия согласия ее опекуна, нужно ли ее разводить (или расторгать брак), чтобы выдать ее за другого – нет, но они расходятся без всего этого.

4003. Если женщина вышла замуж без наличия согласия ее опекуна, после чего у них состоялся половой акт, имеет ли она право на махр – да, она имеет право на тот махр, который был обозначен между ними.

4004. Если женщина вышла замуж без согласия опекуна, после чего у них состоялось уединение, но без полового акта, имеет ли она право на махр – нет, не имеет права ни на махр, ни на его часть. Вместе с тем, что если бы их никах был действительным, и он развел бы ее до вступления с ней половую связь, она бы заслуживала половину махра.

4005. Порядок родственников женщины в вопросе опекунства над ней при выдавании замуж – порядок в этом вопросе такой же, как порядок в вопросах наследства, кроме одного исключения в том, что линии отцовства отдается предпочтение перед линией сыновства. В итоге, порядок следующий: отец, дед (со стороны отца, что же касается деда со стороны матери женщины, то он ей не опекун) и выше по линии предков (прадед, прапрадед и т.д.), затем сын (со стороны сына, а что касается сына дочери женщины, то он ей не опекун), затем внук (и ниже по линии потомков (правнук, праправнук и т.д.). Затем родной брат, затем брат по отцу (что же касается брата по матери женщины, то он ей не опекун). Затем сын родного брата, затем сын брата по отцу. При этом, если есть сын сына родного брата женщины и сын брата по отцу, то предпочтение отдается последнему, т.к. он ближе к женщине. Затем идет дядя (брат отца женщины, или брат деда женщины и т.д.). Затем сын дяди, затем сын сына дяди и т.д. Необходимо указать на то, что опекуном женщины являются только родственники по мужской линии, родственники же по женской линии (дед по матери, сын дочери, брат по матери, дядя по матери и т.п.) не являются опекунами женщины в вопросах замужества.

4006. Кто является опекуном женщины, если у нее нет опекунов из числа ее родственников – судья данной местности. При этом желательно, если у женщины есть родственники по материнской линии, чтобы судья уполномочил этим опекунством одного из них, т.к. они ближе к женщине и более заботливы к ней. И именно их коснется проблема, если женщина будет выдана замуж за недостойного, дурного человека.

4007. Если у женщины нет опекуна родственника, а также нет и судьи, который взял бы опекунство на себя – тогда ее опекуном назначается кто-либо из религиозных, уважаемых мусульман общины. Уважаемость, в данном случае, определяется по уровню знания, или по уровню имущества, либо по тому, кто раньше принял Ислам, или по возрасту и т.п. При этом, данный опекун станет женщине опекуном только с ее согласия.

4008. Может ли опекун женщины передать свое право опекунства кому-нибудь другому в качестве уполномочивания – да, при этом уполномоченный встает на место основного опекуна и ему отдается предпочтение в порядке перед другими опекунами.

4009. О том, что передача права опекунства над женщиной может быть абсолютной, а может быть ограниченной – абсолютное уполномочивание в опекунстве – это когда человеку дается право выдать замуж женщину за того, за кого этот человек пожелает. А ограниченное – это когда основной опекун говорит уполномоченному: я поручаю тебе выдать замуж мою дочь (сестру, мать…) именно за того-то.

4010. Требуется ли согласие женщины, если ее опекун решил передать свои права кому-либо другому – нет.

4011. Может ли опекун женщины передать свое право опекунства кому-нибудь другому по завещанию – нет, т.к. по факту смерти опекуна опекунство автоматически переходит на следующего по порядку родственника. И, естественно, если следующий родственник согласится с завещанием предыдущего опекуна, и передаст полномочия тому, кто указан в завещании, то это будет действительным, но будет рассматриваться не как передача прав опекунства по завещанию, а как передача прав по уполномочиванию от следующего по списку родственника.

4012. Какими свойствами должен обладать опекун женщины в вопросах замужества – он должен быть разумным (этим исключается 4 категории людей: ребенок, сумасшедший, старик, который уже не в своем уме, глупец). Что же касается потери сознания, то это не удаляет право опекунства, т.к. является временным явлением. Остальные свойства опекуна в следующих вопросах.

4013. Является ли обязательным условием опекунства то, чтобы опекун был мусульманином – да.

4014. Является ли обязательным условием опекунства то, чтобы опекун был совершеннолетним – да (имеется в виду возраст полового созревания).

4015. Является ли обязательным условием опекунства то, чтобы опекун был религиозно праведным – нет. Но опекун грешник может быть двух видов: 1) таким, грешность которого не мешает ему заботливо относиться к своей подопечной 2) таким, грешность которого сподвигает его к безразличию к правам своей подопечной. Первый может быть опекуном, а второй нет.

4016. Является ли обязательным условием опекунства то, чтобы опекун был свободным от рабства – нет.

4017. Кто является опекуном рабыни – ее хозяин. Если же ее хозяином является женщина (хозяйка), то опекуном рабыни будет опекун хозяйки.

4018. Кто является опекуном бывшей рабыни, если ее хозяйкой была женщина – ее родственники, т.к. теперь она уже свободная женщина. Если же у нее нет родственников, то ее опекуном будет опекун ее бывшей хозяйки.

4019. Кто является опекуном рабыни, если у нее сразу два хозяина – оба этих хозяина выдают ее замуж за того, кого считают подходящим они оба единогласно. Если же между ними нет единства в выборе, то дело возвращается к судье, и он принуждает их прийти к единому решению и не разногласить. Однако, сам судья в этом случае не может заменить хозяев рабыни в опекунстве.

4020. Кто является опекуном бывшей рабыни, если у нее сразу два освободителя – ее родственники, т.к. она уже свободная женщина. Если же у нее нет родственников, то ее опекуном являются оба ее бывших хозяина, так же, как в прошлом вопросе. Но здесь уже судья может встать на место одного из хозяев, на место того, кто отказывается выдать женщину замуж без ясной аргументации. Это потому что здесь (в отличие от прошлого вопроса) уже нет финансовой пользы для хозяев (т.к. они бывшие) от выдачи женщины замуж.

4021. Может ли мусульманин быть опекуном неверующей женщины – может, если эту женщину выдают замуж за мусульманина. Если же она отказывается выйти замуж за мусульманина, то мусульманин не является ее опекуном.

4022. Если мусульманин женится на женщине из обладателей писания, то кто является ее опекуном – ее родственник мусульманин (как в прошлом вопросе). Если же у нее нет родственника мусульманина, то ее родственники неверующие, в обычном порядке.

4023. Действителен ли никах, если женщину выдал замуж более отдаленный родственник при наличии более близкого – нет.

4024. Как поступать, если опекун женщины необоснованно препятствует ее замужеству – если у нее есть иной родственник, то права опекунства переходят к нему. Но более безопасно осуществить этот переход с позволения судьи. Если же у нее нет иных родственников, то как в вопросе 4006, 4007.

4025. Что такое необоснованное препятствование замужеству – это когда опекун отказывается выдать замуж свою подопечную за равного ей мужчину (т.е. в религии и праведности), даже если они различаются в знатности, красоте, имущественном положении и т.д., при том, что женщина требует этого, и каждый из них (жених и невеста) стремится друг к другу.

4026. Как поступить, если близкий родственник-опекун в отъезде, или его невозможно найти – имеется в виду ситуация, когда первый опекун в далекой стране так, что нет возможности дождаться его возвращения и нет возможности (или это очень сложно) выйти с ним на связь по средствам связи (как телефон, интернет и т.п.). В этом случае право опекунства переходит к следующему родственнику.

4027. Как поступить, если у женщины сразу два родственника одинаковой степени опекунства – здесь возможно несколько шагов: 1) если она сама выберет себе какого-то опекуна из них двоих (или из троих и т.п.), то именно выбранный будет ее опекуном 2) если нет, то предпочтение отдается более почетному из них 3) если в почете равны, то более старшему 4) если же менее почетный опекун, или младший не согласен отдавать право другому, но настаивает на своем праве, то между ними бросается жребий, и опекуном будет тот, на кого выпал жребий. При этом, если замуж эту женщину все-таки отдаст один из опекунов (даже, если он менее почетный, или младший, или жребий выпал не на него), с согласия самой этой женщины, то этот брак является действительным.

4028. Может ли опекун женщины выдать ее замуж за самого себя, если она из тех, на ком он может жениться – да (как если он сын ее дяди, или он ее опекун, а она сирота, и он взял ее на попечение и т.п.). При этом он выполняет роль как жениха, так и опекуна в одном лице.

4029. Если опекун выдает женщину за самого себя, то как он проводит акт бракосочетания – ему достаточно сказать: «я выдал замуж такую-то за самого себя» или «я женился на такой-то». И нет нужды говорить: «Я выдал такую-то замуж за себя, я принял такую-то замуж».

4030. Является ли обязательным условием действительности никаха — присутствие свидетелей – нет.

4031. Обязан ли отец получить согласие своей дочери, если он выдает ее замуж, тогда как она еще маленькая – нет. Имеется в виду, она в том возрасте, когда еще не понимает вопросов замужества, не говоря уже о вопросах половых отношений. При этом, если отец выдаст ее замуж в маленьком возрасте, у нее нет возможности отказаться от этого брака при наступлении совершеннолетия, или тогда, когда ее непосредственно передадут мужу. Т.е. действительность брака не приостанавливается на ее согласии на тот момент. Но она может потребовать хуль’.

4032. Обязан ли отец получить согласие своей дочери, если он выдает ее замуж, тогда как ей исполнилось девять лет – возраст не имеет значения как таковой, но важно, чтобы она была в таком возрасте, в котором она понимает вопросы замужества и половых отношений. Но, вместе с этим, если она уже близка к возрасту половой зрелости, то ее не выдают замуж без ее согласия в любом случае.

4033. Обязан ли опекун получить согласие сироты, если он выдает ее замуж, тогда как она еще маленькая – ответ такой же как в прошлом вопросе, но здесь ставится дополнительное условие: опекун может выдать ее замуж только при условии, что он увидит в этом браке явную пользу для подопечной.

4034. Может ли отец принудить свою совершеннолетнюю дочь девственницу к браку, без ее согласия – нет.

4035. Может ли опекун (не отец) принудить совершеннолетнюю девушку девственницу к браку, без ее согласия – нет.

4036. Можно ли выдать замуж не девственницу без ее согласия – нет.

4037. Может ли отец выдать замуж маленькую, но потерявшую девственность дочь, без ее согласия – да.

4038. Каким образом не девственница выражает свое согласие на брак – словом.

4039. Каким образом выражает свое согласие на брак девственница – молчанием.

4040. Если девственница дала свое согласие на брак, высказав его вслух – это согласие действительно.

4041. Считается ли за выражение согласия на брак смех или плач девственницы – да, кроме как, если есть косвенные факторы, которые указывают на то, что это не выражение согласия в конкретном случае.

4042. Каким образом выражает свое согласие на брак женщина, потерявшая девственность в результате запретной половой связи – так же, как девственница.

4043. Каким образом выражает свое согласие на брак женщина, потерявшая девственность не в результате половой связи — так же, как девственница.

4044. Обязан ли опекун призвать свидетелей на то, что его подопечная дала согласие на брак – нет, это не является условием. И если после акта бракосочетания невеста заявит, что она не была согласна на этот брак, то предпочтение отдается ее слову, если она поклянется на это. Но это только в том случае, если еще не произошло половой близости. Если же половая близость произошла, то ее слово не принимается.

4045. Как поступить, если муж заявляет, что жена давала опекуну свое согласие на брак, а жена отрицает это – если ее заявление произошло до половой близости, то предпочтение отдается ее слову с ее клятвой. Если же после, то предпочтение отдается слову мужа, с его клятвой.

4046. Может ли опекун выдать замуж свою подопечную без ее согласия, если она сумасшедшая – если опекун ее отец, то да. Если же опекуном является один из ее иных родственников, или судья, то тоже может, но с условием, что в этом браке есть явная польза для нее, а также, если у нее есть нужда и потребность в браке.

4047. Действителен ли никах, если женщину, согласие которой обязательно, выдали замуж без ее согласия – его действительность приостанавливается на одобрении женщины, — если она даст свое одобрение, то этот брак считается действительным, если же нет, то происходит разлучение женщины и мужчины.

4048. Может ли опекун женить несовершеннолетнего мальчика без его согласия – да.

4049. Может ли отец женить своего маленького мальчика без его согласия, если мальчик к тому же еще и слабоумный – да.

4050. Может ли опекун взрослого сумасшедшего человека женить его без его согласия – да, если в этом есть польза для подопечного. При этом, без разницы, кто является его опекуном – его отец, или кто-либо иной.

4051. Если женят мальчика или сумасшедшего без их согласия, то кто принимает за них никах – опекун.

4052. Может ли опекун женить своего сумасшедшего опекуна, заплатив из денег сумасшедшего более дорогой махр – да, если в этом есть польза для подопечного.

4053. Может ли опекун женить глупца, на которого наложен арест финансовых отношений, без его согласия на выдачу махра – да, если у подопечного есть нужда к браку (будь-то нужда к половым отношениям или нужда к обслуживанию и помощи).

4054. Может ли опекун женить глупца, на которого наложен арест финансовых отношений, без его согласия на женитьбу – нет, но если такой брак все же произойдет, то он является действительным (см. ответ 3061).

4055. Должен ли хозяин рабыни брать ее согласие на замужество, если хочет выдать ее замуж – нет.

4056. Может ли хозяин женить своего маленького раба без его согласия – да.

4057. Может ли хозяин женить своего взрослого, разумного раба без его согласия – нет.

4058. Можно ли заставить хозяина рабыни выдать ее замуж, если она просит этого – если он совершает с ней половой акт, то нельзя заставить. Если же не совершает, то он заставляется к одному из трех: либо совершать с ней половой акт, либо выдать ее замуж, либо вывести ее из его владения.

4059. Может ли хозяин рабыни выдать ее замуж за неполноценного человека (имеющего дефекты в теле или здоровье) – если эта неполноценность такая, что мешает полноценному половому акту, или такая, посредством которой разрывается никах, — то нет. Если же он все-таки женит ее на таком человеке, то ее брак действительный, но она имеет право на его разрыв (хуль’).

4060. Второе условие никаха — наличие согласия обоих супругов (там где оно необходимо). Третье условие — конкретизация супругов – т.е. брак недействителен, если человек был женат (была выдана замуж) без его (ее) согласия. Исключение из этого – те ситуации, когда согласие необязательно. Также необходима конкретизация супругов, т.е. чтобы каждый из супругов был известен конкретно по личности (т.е. не просто: я выдаю за тебя замуж одну из моих дочерей). И определение происходит либо по имени, либо по описанию (старшую дочь), либо указанием.

4061. Как поступать, если человек посватался к одной девушке, а женили его на другой – его брак с этой другой является недействительным, т.к. он не давал на него своего согласия. При этом, если он не совершил с этой другой полового акта, то он ей ничего не выплачивает, а если совершил, то выплачивает ей полный махр (среднерыночный, а не тот, который был назван первой девушке), а затем требует это имущество у опекуна (или у того, кто его обманул). При этом, он может жениться на той девушке, относительно которой он давал свое согласие, но заключив с ней акт бракосочетания (т.к. этого брака между ними двоими заключено не было). При этом, он выплачивает ей тот махр, о котором они договорились изначально, и может жениться на ней тут же, даже если та, на которой его женили, выжидает срок ожидания (истибра). Она (т.е. та, на которой его ложно женили) выжидает срок ожидания в один менструальный цикл, если между ними был половой акт, — это для того, чтобы убедиться, что она не забеременела. Если этот менструальный период у нее наступит, то она может выходить замуж за другого человека. При этом, наш «жених» может жениться на той, на которой его ложно «женили», но для этого между ними нужно заключить брак заново, причем не обязательно им для этого дожидаться ее менструального периода (истибра).

4062. Как поступать, если человек женился на одной девушке, а в брачную ночь ему привели другую – его брак действителен, а той другой он должен заплатить махр, который затем будет требовать у того, кто его обманул, или кто допустил ошибку. Если же произошло такое, что женились два человека на двух разных женщинах, а затем этих женщин по ошибке завели не к своим мужьям, то каждый из них выплачивает той, кого к нему завели махр (за половой акт, а затем требует этот махр у того, кто обманул или ошибся). Затем каждая жена возвращается к своему мужу (при этом она имеет право на свой собственный махр от собственного мужа). При этом, муж не может вступать в половые отношения с этой своей женой, пока у нее не пройдет один менструальный цикл, чтобы убедиться в том, что она не забеременела от первого.

4063. Женщина не может быть опекуном другой женщины в вопросах замужества – опекунство бывает только у мужчин.

4064. Почему никах аш-шигар назван таким названием – от слова «шагир» – опустошенный (т.к. в никахе не присутствует махр), или от смысла слова «шагара» – поднятие (т.к. в нем поднят махр и не присутствует).

4065. Каково постановление никаха шигар, если каждый из женихов обусловил отсутствие махра – запретен и недействителен. Если же он все-таки был заключен, то если между ними еще не произошло полового акта, то их разлучают и они могут заключить акт заново с назначением как минимум среднерыночного махра. Если же половой акт между ними уже произошел, то каждой из невест выплачивается махр (за половой акт), затем между ними разлучают, и они могут заключить новый акт бракосочетания, но с назначением как минимум среднерыночного махра.

4066. Является ли шигаром такой никах, в котором условие — я отдам тебе свою дочь, если ты отдашь мне свою, но махр платить будем – этот брак не называется шигар и является действительным при соблюдении трех (3) условий: а) чтобы махр был назначен в объеме не менее среднерыночного (или таким, в рамках которого обычно торгуются люди) б) чтобы жених каждой девушки был равен ей в) чтобы опекун каждой невесты заботился именно о ее правах, и не ущемлял их, желая добиться невесты себе. А иначе это будет шигаром, и не будет действительным никахом. И даже при соблюдении этих условий шейх Ибн ‘Усаймин советовал избегать такого никаха.

4067. Если предыдущий никах действителен, то принимается ли во внимание тот махр, который они обозначили – да, если он равен среднерыночному или меньше незначительно так, что в этих рамках люди торгуются. Если же он значительно меньше среднерыночного, то это уже шигар и этот брак недействителен в своей основе.

4068. Является ли шигаром то, когда взаимное выдавание замуж дочерей обусловлено, но махр не обговорен — ни его присутствие, ни отсутствие – действительность брака возвращается к их намерению – если под необговоренностью махра они имели в виду его отсутствие, то брак недействителен, т.к. это шигар, а если имели в виду, что он будет выплачен в среднерыночном размере, то брак действителен.

4069. Является ли шигаром то, когда взаимное выдавание замуж дочерей обусловлено, но махр обговорен незначительный, символический – да, это является шигаром.

4070. Как поступать, если женщину выдали замуж сразу два законных опекуна за разных мужей – она является женой того, чей акт был заключен раньше по времени. Если же ее уже успели передать второму, и между ними произошел половой акт, то этот второй выплачивает ей среднерыночный махр, затем требует его у того, кто допустил ошибку. А жена возвращается первому, но он не может совершать с ней половой акт, пока у нее не пройдет один менструальный период (истибра).

4071. Как поступать, если женщину выдали замуж сразу два законных опекуна за разных мужей и неизвестно, какой брак был первее – она выходит из обоих браков (и действительного и недействительного) посредством хуль’а (т.е. отдает им обоим их махр). Затем заново заключает акт бракосочетания с тем из них двоих, на кого даст свое согласие.

4072. Если в предыдущей ситуации один из опекунов заявляет, что именно он отдал ее замуж первее – его заявление принимается, если он приведет на это довод. При этом, подтверждение этого заявления со стороны невесты также не принимается без довода.

4073. Как поступать, если женщину выдали замуж сразу два законных опекуна за разных мужей в одно и то же время – оба брака недействительны.

4074. Может ли раб жениться без разрешения хозяина – нет.

4075. Действителен ли никах раба, если он женился без разрешения хозяина – это зависит от хозяина – если он даст на него свое согласие, то никах считается действительным, если нет, то он недействителен.

4076. Запрет иметь в женах женщину и ее тетю одновременно (будь-то тетя со стороны отца, или со стороны матери) – это запрещено. При этом, под тетей имеется в виду как настоящая тетя, так и тети отца (как по материнской, так и по отцовской линиям) и тети матери (как по материнской, так и по отцовской линиям). Также тети деда и бабушки и т.д. Здесь вступает в силу правило: две женщины, брак между которыми был бы запрещен из-за родственных связей, если бы одна из них была мужчиной, а другая женщиной, то запрещено объединять их в браке одному мужчине.

4077. Разрешено ли иметь в женах одновременно женщину и ее двоюродную сестру – да, т.к. если бы эта женщина была мужчиной, ей можно было бы жениться на двоюродной сестре.

4078. На каких женщинах запрещено жениться из-за родственных связей – семь (7) категорий: 1) мать (это любая женщина, которая если бы не она, тебя не было бы на свете). Сюда включаются также бабушка, прабабушка и т.д. С любой стороны и нет разницы, — эта бабушка из тех, кто наследует от тебя или нет 2) дочь (это любая женщина, которая если бы не ты, ее не было бы на свете). Сюда включаются также внучки, правнучки и т.д. С любой стороны и нет разницы, — эта бабушка из тех, кто наследует от тебя или нет 3) сестры (с трех сторон – родная, по отцу, по матери) 4) и 5) тети (со стороны отца и матери). Сюда же входят тети отца и матери, тети деда и бабушки. С любой стороны и нет разницы, — наследует они от тебя или нет 6) дочь брата (любая женщина, которая если бы не твой брат, ее не было бы на свете). При этом под братом имеется в виду любой брат (родной, по отцу, или по матери) 7) дочь сестры. Также, как в пункте (6) и опять-таки нет разницы, наследуют они от тебя или нет.

4079. На каких женщинах запрещено жениться из-за молочного родства – на тех же, что в прошлом вопросе, но только по молочному родству. При этом запрет распространяется для той, которую накормили во всех направлениях (т.е. у нее появляются мама по кормлению, папа, сестры, братья, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.). Но для той, кто накормил, запрет распространяется только в отношении той, кого она накормила (т.е. у нее появляется дочь по кормлению (а у родственников кормилицы появляется сестра, внучка и т.д.), а если у этой дочери родятся в будущем дети, то они будут внуками и внучками для кормилицы). Что касается понятия «сестра по кормлению», то она бывает 3 видов: а) та, которую накормила грудью твоя родная мать б) та, чья родная мать накормила грудью тебя в) та, кого вместе с тобой накормила грудью чужая для вас в основе женщина.

4080. На каких женщинах запрещено жениться из-за заключенных когда-то брачных отношений – четыре (4) категории: 1) мать (бабушка, прабабушка и т.д.) твоей жены (теща) 2) дочь (внучка, правнучка и т.д.) твоей жены (падчерица) 3) жена твоего отца 4) жена твоего сына. При этом, все эти постановления в силе, даже если вы с женой (или твой отец с женой, или твой сын с женой) уже развелись, или она умерла. При этом, все эти 4 категории становятся запретными по факту заключения брака, кроме пункта (2), в котором дочь твоей жены становится запретной для тебя по факту половой близости, а не просто акта бракосочетания.

4081. Каких женщин запрещено объединять в браке одному мужчине – жену и ее сестру (или и ее мать, и ее тетю и т.п.). Исходя из правила, которое было упомянуто в ответе 4076.

4082. Запрещено ли жениться на падчерице (дочь жены от прежнего мужа), если она не находится на твоем воспитании – да. Исходя из этого, даже если ты развел жену, а затем она вышла замуж за другого и у них родилась дочь, то даже эта дочь запретна тебе навсегда.

4083. Что значит — с матерями которых вы имели близость — в 23-ьем аяте суры ан-Ниса – т.е. половой акт.

4084. Является ли половой акт в недействительном браке той причиной, по которой распространяются запреты на женщин по брачным связям – да. Это означает, что для него становятся запретными к браку ее мать и дочь, а для нее – его отец и сын. Однако, здесь необходимо отметить два (2) момента: а) этим самым не распространяется махрамия (т.е. этот человек не может оставаться в последующем с этой женщиной наедине, или отправляться с ней в путь, а также с ее матерью и дочерью. И эта женщина не может оставаться наедине и отправляться в путь с отцом и сыном своего недействительного «мужа» б) Запреты по брачным связям распространяются даже если произошел только недействительный акт бракосочетания без полового акта.

4085. Если человек совершил прелюбодеяние — становится ли ему запретной мать прелюбодейки и ее дочь, а ей — его отец и сын – нет.

4086. Является ли половой акт мужчины с мужчиной той причиной, по которой распространяются запреты на женщин по брачным связям – нет.

4087. Является ли дочь и сестра от прелюбодеяния запретной для мужчины – да. Т.е. ему нельзя жениться на них, даже если его дочь не берет его фамилию. Сестра от прелюбодеяния – т.е. когда отец человека совершил прелюбодеяние и у него родилась дочь. Эта дочь является сестрой по отцу этому человеку.

4088. Если человек ласкал постороннюю женщину без полового акта, становятся ли ему запретными ее мать и дочь, а ей его отец и сын – нет.

4089. Если человек остался наедине с посторонней женщиной, но не притронулся к ней, становятся ли ему запретными ее мать и дочь, а ей его отец и сын – нет.

4090. Как быть, если человек нарушил запрет и все-таки взял в жены женщину и ее тетю – если он взял их в жены одним актом бракосочетания, то ни одна из них не становится его женой. Если же было заключено два бракосочетания, то его женой является та, с которой он заключил акт раньше второй. А со второй акт является недействительным.

4091. Разрешено ли иметь в женах одновременно женщину и дочь ее первого мужа – да без всякой нежелательности.

4092. Можно ли владеть двумя сестрами в качестве рабынь – можно, но совершать половой акт можно только с одной из них.

4093. У человека в рабынях две сестры, с одной из которых он совершает половую близость, может ли он совершать ее и с другой – нет, но ему необходимо вывести первую из своего владения (продать, освободить, подарить, выдать замуж и т.п.), после чего вторая станет ему разрешенной. При этом, он может приближаться ко второй, даже если первая выжидает срок ожидания (истибра). Если же человек не выведет первую из своего владения, а только отдаст в качестве залога например, то вторая не становится разрешенной для него.

4094. У человека в рабынях две сестры, с одной из которых он подписал договор о ее самовыкупе, может ли он совершать половой акт с другой – если до этого он совершал половой акт с той, с которой подписал договор, то нет, т.к. этот договор не считается выведением из владения, пока она не отдаст всю сумму по договору.

4095. Человек вывел из владения рабыню, с которой совершал половой акт, нужно ли ему выждать ее менструальный период, чтобы ему стала разрешена ее сестра – нет.

4096. Каково постановление, если человек совершил половой акт с каждой из сестер, которые у него в рабынях – половой акт со второй запрещен, но шариатского наказания над ним не исполняют из-за сомнения (шубха). Затем он может совершать половой акт только с той, с которой совершил его раньше по времени, при этом ему не обязательно дожидаться пока у второй пройдет менструальный период (истибра).

4097. Человек вывел из владения рабыню, с который совершал половой акт, затем стал совершать его с ее сестрой, а затем первая вернулась в его владение – он продолжает совершать половой акт с той, которая осталась в его владении и не выходила из него. Если же он хочет вернуться к первой, то выводит из своего владения эту.

4098. Если человек совершал половой акт со своей рабыней, а затем решил жениться на ее сестре – он может на ней жениться, но не может иметь с ней половой близости, пока не выведет из своего владения ее сестру рабыню, или выдаст ее замуж. При этом, человек должен предупредить свою будущую жену о ситуации.

4099. Разрешено ли жениться на свободных женщинах людей писания (иудейках и христианках) – да, но это крайне нежелательно на земле неверующих.

4100. Кто имеется в виду под людьми писания – иудеи и христиане, даже если они из тех, кто совершает многобожие, или признает ‘Ису или ‘Узейра сыновьями Аллаха (пречист Аллах от этого), и даже если они говорят троица, и следуют искаженным, аннулированным книгам.

4101. Можно ли жениться на женщинах огнепоклонников – нет.

4102. Можно ли жениться на женщинах сабеев – если под сабеями подразумевается один из видов христиан, то можно, если кто-то не из людей писания, то нельзя.

4103. Можно ли жениться на женщинах остальных неверующих – нет.

4104. Можно ли жениться на иудейке или христианке, если один из ее родителей не из обладателей писания – да.

4105. Как поступать, если человек женился на иудейке или христианке, а затем она вышла из своей религии – их никах разрывается, и у нее забирается махр и отдается мужу.

4106. Разрешено ли совершать половой акт с рабыней из людей писания – да.

4107. Разрешено ли совершать половой акт с рабыней из многобожников – да.

4108. Разрешено ли жениться на рабыне из людей писания – нет.

4109. Разрешено ли рабу мусульманину жениться на рабыне из людей писания – нет.

4110. Можно ли свободному мусульманину жениться на рабыне мусульманке – да, если она не его рабыня. Но это с двумя условиями: 1) чтобы у него не было финансовой возможности жениться на свободной 2) чтобы он боялся попасть в прелюбодеяние, если не женится.

4111. Если мусульманин, после того, как женился на рабыне мусульманке, стал финансово способным жениться на свободной – его брак остается действительным.

4112. Может ли человек жениться на свободной мусульманке после того, как он уже женился на рабыне – может, и его брак с рабыней не разрывается от этого автоматически.

4113. Может ли человек жениться на более чем одной рабыне, если оба условия разрешенности этого соблюдаются – да.

4114. Может ли раб мусульманин жениться на рабыне мусульманке – да.

4115. Может ли раб мусульманин жениться на рабыне мусульманке, если он уже женат на свободной – необходимо сторониться этого насколько возможно.

4116. Может ли раб жениться на собственной хозяйке – нет.

4117. Каково постановление брака, если раб женился на свободной, а затем оказался в ее владении – их брак разрывается, при этом, этот разрыв (фасх) не считается за таляк.

4118. Может ли человек жениться на собственной рабыне – нет.

4119. Каково постановление брака, если человек женился на чужой рабыне, а затем она оказалась в его владении — их брак разрывается (фасх).

4120. Каково постановление того, чтобы человек женился на рабыне своего сына или внука – это разрешено, если сын или внук еще не совершали с ней полового акта. Но если затем эта рабыня перейдет к нему по наследству, то этот брак разрывается.

4121. Каково постановление того, чтобы человек женился на рабыне своего отца — это разрешено, если отец еще не совершал с ней полового акта. Но если затем эта рабыня перейдет к нему по наследству, то этот брак разрывается.

4122. Когда рабыня человека становится запретной для его отца и сына – если он совершит с ней половой акт.

4123. Каково постановление того, чтобы жениться более чем на четырех женхщинах – запрещено.

4124. Может ли раб жениться на четырех женщинах – да.

4125. Может ли раб брать себе рабыню – да, если хозяин даст на это свое разрешение, и переведет эту рабыню в качестве имущества рабу.

4126. Может ли раб брать себе более чем одну рабыню – да.

4127. Если человек развел жену, может ли он жениться на ее сестре или тете – если развод неокончательный, и срок выжидания еще не завершился, то не может. Если же развод окончательный, то может, даже если срок ожидания еще не истек. Также, если его жена скончается.

4128. Четвертое условие действительности никаха — чтобы женщина была разрешенной для мужчины – т.е. в своей основе (не являться ему родственницей по родству или кормлению и т.п.) и в ситуации (т.е. не быть в сроке ожидания, или в ихраме, или чужой женой и т.п.).

4129. Дополнительные условия в договоре бракосочетания – это условия, которые ставятся сторонами договора дополнительно к основным условиям действительности никаха. Эти условия (аш-шуруту фи н-никах) отличаются от основных (шурут ун-никах) следующим: 1) основные устанавливаются шариатом, а дополнительный сторонами 2) без основных никах недействителен, а если же не выполнены дополнительные, то та сторона, чье условие не выполнено может расторгнуть никах 3) основные невозможно опустить, а дополнительные может опустить та сторона, которая их поставила. Из дополнительных условий есть такие, которые ложны единогласно (как шигар, тахлиль и временный брак (мут’а). Из них такие, которые действительны единогласно (это те, на которые указывает договор бракосочетания своей сущностью – как необходимость содержания, или запрета выхода из дома без разрешения мужа и т.п.). И есть такие, относительно которых есть разногласие.

4130. Может ли женщина поставить условием бракосочетания то, чтобы будущий муж развел свою первую жену – нет. Такое условие запрещено и недействительно.

4131. Может ли женщина поставить условие того, что муж не будет вывозить ее из ее страны, или не женится на второй – может, кроме как, если она живет в стране неверующих.

4132. Может ли человек поставить условие о том, что он не будет выплачивать никакого махра – нет, такое условие запрещено и недействительно, и если на таком условии был заключен брак, то он также недействителен, как аналогия на шигар.

4133. Действительно ли условие о том, что брак будет без половой близости или без финансового содержания жены – да, если второй супруг согласен на это. Тоже самое касается вопроса, если будет поставлено условие о том, что этой жене он будет уделять меньшее количество ночей, чем остальным.

4134. Если невеста поставит условие — если ты не передашь мне махр к такому-то числу, то наш брак автоматически разорван – такое условие действительно и его последствие вступает в силу, если махр не будет передан в указанный срок. При этом, срок должен быть обозначен четко и конкретно.

4135. Можно ли подвесить акт брака под условие, которое произойдет в будущем (я отдал тебе свою дочь, если даст согласие ее мать, и т.п.) – или как если будет сказано: «Я отдал тебе свою дочь в жены, когда придет 1-ое число следующего месяца». Данное условие действительно, и брак автоматически вступает в силу при вступлении в силу условия. При этом, данное условие не означает: «мы заключим с тобой никах, если ее мать даст согласие», но означает, что никах считается вступившим в силу автоматически, если мать даст согласие.

4136. Если один из супругов поставил условие, что второй должен описываться определенными описаниями, и условие не было выполнено – как имущественное положение, или девственность, или уровень знания, или рост не ниже такого-то и т.п. Это условие действительно. Если оно не будет выполнено, то супруг имеет право на разрыв никаха. Если никах будет разорван до половой близости, то жена не получает махра (если условие не было выполнено с ее стороны). Если после половой близости, то она получает махр полностью, кроме как, если она сама не была той, которая инициировала обман. Если же обман инициировал опекун, то она получает махр полностью, а бывший теперь уже муж требует его у ее опекуна. Примечание: если условие было таковым, что в его отсутствии можно было убедиться до половой близости, но половая близость все-таки произошла, тогда право на разрыв никаха аннулируется.

4137. Действительно ли условие, если женщина назначает в качестве махра, чтобы муж совершил с ней хадж – да.

4138. Может ли женщина поставить условие о том, что ее будущий муж должен будет содержать также и ее ребенка, который не от него – да. При этом он должен содержать этого ребенка так, как это в среднем принято в обществе. То же самое, если она поставит условие, что этот ребенок будет жить с ними.

4139. Может ли женщина поставить условие о том, что она будет передана будущему мужу не сразу, но через определенное время – да.

4140. Обязательно ли выполнять дополнительные условия, поставленные одним из супругов при никахе, или это лишь желательно – обязательно.

4141. Когда можно поставить дополнительные условия никаха — до никаха, при никахе или после него – условие, поставленное после никаха не принимается во внимание, в том смысле, что не вредит действительности брака. Что касается условия поставленного до никаха, то оно действительно также, как если бы оно было поставлено при заключении никаха. Кроме как, если поставивший это условие не аннулирует его до акта бракосочетания.

4142. Является ли действительным такое дополнительное условие брака, которое принято в обычаях, но не высказано словесно – да, при этом его удаление нуждается в словесном высказывании.

4143. Если супруг не выполнил условие второго супруга, то можно ли сказать, что их брак разрывается автоматически – нет, но этот второй супруг имеет право на разрыв брака, если захочет.

4144. Если супруг поставил условие, что второй должен описываться определенными описаниями, но тот оказался не этих, но лучших описаний – если супруг сможет разъяснить, что у него имеется шариатская цель от того, чтобы его супруг описывался именно теми качествами, которые он обусловил, и ему не годятся другие качества, даже если они будут лучше обусловленных, то он имеет право на расторжение брака, если же нет, то нет.

4145. Как объединить противоречащие, на первый взгляд, друг другу хадисы о временном браке – тем, что вначале Ислама временный брак был разрешен, затем пришел его запрет в день битвы при Хайбаре, затем этот брак снова стал разрешенным в год завоевания Мекки, но его разрешенность продлилась лишь три дня, после чего вступил в силу его вечный запрет.

4146. Разъяснение того, что такое временный брак (мут’а) и каково его постановление – это женитьба на женщине так, что брак становится автоматически разорванным по факту наступления обговоренной даты. При этом, данный брак не нес за собой взаимное наследование супругов. Этот брак запрещен, а если состоится, то недействителен.

4147. Разрешен ли такой брак, когда человек при никахе имеет намерение (но не высказывает), что разведет эту жену через определенный срок – это не временный брак, но все равно запрещен из-за наличия обмана.

4148. Является ли временным такой брак, когда человек ставит условие, что разведет жену через определенный срок, и каково постановление этого – этот брак запрещен и недействителен, т.к. подобен временному никаху в смысле.

4149. Разъяснение того, что такое никах ут-тахлиль, и каково его постановление – это когда жениху ставят условие (или сам он ставит такое условие), что после женитьбе на этой женщине, он совершит с ней половой акт и разведет ее. Это нужно для того, чтобы она стала разрешенной ее первому мужу, который развел ее третьим, окончательным разводом. Этот вид брака запретен и недействителен.

4150. Если человек взял намерение, что женится лишь для того, чтобы сделать женщину разрешенной для второго, но не высказал этого – это запрещено, и такой брак недействителен.

4151. Если человеку поставили условие, что отдают ему женщину в жены только для тахлиля, но он взял намерение, что не разведет ее – этот брак разрешен и действителен для этого человека (но если он знал, что дурное намерение есть у женщины, а не просто у ее опекуна или первого мужа, то ему нельзя заключать с ней этого брака, а если заключит, то он недействителен), а вот что касается женщины, то если она имела дурное намерение, то для нее этот никах недействителен.

4152. Каково постановление брака, если женщина выходила замуж только для тахлиля, но будущий муж не имел такого намерения – этот брак действителен для мужчины, но что касается женщины, то она может быть в одном из пяти положений: 1) если она имеет намерение, что выходит замуж за этого человека на постоянной основе, но, вместе с этим, думает, что если он ее разведет или скончается, то она вернется к ее первому мужу (это разрешено) 2) если она имеет намерение, что после выхода замуж будет просить развод или хуль’, то это запрещено ей, но ее брак действителен. Если же данное намерение возникло у нее только после заключения никаха, то это разрешено ей, если у нее есть шариатский повод для просьбы таляка или хуль’а 3) если после бракосочетания она намеренно ослушается мужа, и дурно себя с ним ведет для того, чтобы добиться от него развода, то это запрещено, а если она имела это намерение еще перед браком, то для нее этот брак недействителен 4) если она предпринимает такие шаги, которые делают ее запретной для мужа. Это запрещено, а брак с ее стороны недействителен 5) если женщина выходит замуж с намерением, что затем воспользуется своим шариатским правом и добьется расторжения брака (как, если она намеренно выходит замуж за нищего или бедного, чтобы потом требовать расторжения по причине отсутствия содержания с его стороны). Брак с таким намерением также запретен и недействителен для нее.

4153. Если женщина имела намерение, что выходит замуж для тахлиля, но, уже находясь в браке, поменяла свое намерение – в основе этот брак действителен для мужа, и недействителен для нее. Если же она поменяет свое дурное намерение, то как минимум желательно (на всякий случай) совершить им никах заново, чтобы быть уверенным, что этот брак стал действительным для нее. Если же муж узнал о том, что ее намерение при заключении никаха было дурным, то он должен разорвать с ней брак, т.к. это считается дефектом и обманом. А разрыв по дефекту в супруге узаконен. Но здесь он не просто может разорвать брак, а обязан, т.к. для женщины этот брак является недействительным. Если же он знал о ее намерении еще при заключении никаха, то этот никах недействителен ни для нее, ни для него.

4154. Можно ли заключать брак с тем, кто является прелюбодеем (прелюбодейкой) до того, как он (она) раскаялись – нет.

4155. Если прелюбодейка раскаялась, после чего решила выйти замуж, должна ли она выжидать срок ожидания (‘идда) – это лучше и безопаснее. Но, если кто-либо все же женился на ней еще до окончания одного менструального периода, или если она беременна, то до ее родов, то этот брак является действительным, но он не имеет право совершать с ней полового акта, пока этот менструальный период у нее не пройдет, или пока она не родит, если окажется, что она беременна от прелюбодея. Тот же, кто запрещает это тем, что он может не проявить терпения и все же совершить с ней половую близость раньше времени, то ответ ему на это в том, что шариат разрешил человеку покупать рабыню, даже если после ее полового акта с ее первым хозяином еще не прошло одного менструального периода. Но, опять-таки, этот покупатель не может иметь с ней половую близость, пока не пройдет одна менструация, или пока она не родит, если оказалась беременной от первого хозяина.

4156. Может ли прелюбодей жениться на прелюбодейке, с которой он совершил прелюбодеяние, если оба они раскаялись – может.

4157. Если муж (или жена) совершил (совершила) прелюбодеяние, то разрывается ли их брак автоматически – нет. Если же зина совершила жена, то муж может оставить ее, но не может совершать с ней половой акт, пока не пройдет один менструальный период. Если же он захочет развести ее, то может это сделать. Если же захочет сжать ее жизнь так, чтобы вынудить ее попросить хуль’ и уйти от него, вернув ему махр, то тоже может сделать это, основываясь на 19 аят суры ан-Ниса.

4158. Как поступить человеку, рабыня которого совершила прелюбодеяние – не совершать с ней полового акта, пока у нее не пройдет один менструальный период.

4159. Если человек совершил прелюбодеяние с сестрой или матерью своей жены, становится ли ему его жена запретной – нет.

4160. Если человек развел свою жену окончательным, третьим разводом, то при каких условиях он может жениться на ней заново – при трех условиях: 1) чтобы она вышла замуж за другого (именно замуж, поэтому недостаточно, чтобы с ней совершил половой акт ее хозяин, если она рабыня) 2) чтобы ее этот второй брак был действительным (а запретный брак, как шигар или тахлиль и т.п. – не годится) 3) чтобы между ней и вторым мужем произошел половой акт в половой орган. Что же касается того, должен ли этот половой акт между ними быть разрешенным, то это не является обязательным условием в этом вопросе, но даже если он будет запретным (как в состоянии ихрама или во время уразы рамадана и т.п.), то это годится.