Сунны, практикуемые в Дар уль-Хадис

        Как мы уже говорили ранее, шейх начал свой призыв в местности, в которой люди не знали ничего, кроме религии шиизма, а что касается Сунны, то ее не только здесь не было, но она, как говорится, была запрещена «законом». В этом разделе мы постараемся перечислить часть тех сунн, которые оживил шейх Мукбиль в Йемене, в общем, и в Даммадже, в частности. Данные сунны активно практикуются в  марказах Сунны Йемена по сей день, а также и многие другие, но их перечисление здесь займет слишком много времени и места, поэтому ограничимся лишь некоторыми из них:

  1. Питье воды, оставшейся в сосуде после малого омовения, причем пил ее посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) стоя[1].
  2. Проведение вечернего намаза (магриб) сразу после захода солнца[2]. Это противоречит тому, чего твердо придерживаются шииты, которые  совершают вечерний намаз только при появлении звезд[3]. Оживление этой Сунны стоило шейху дорогого.
  3. Откладывание проведения ночного намаза (‘иша) в мечети до времени близкого к середине ночи[4].
  4. Тщательное выравнивание рядов перед намазом, не используя при этом веревок, полосок и т.п[5]. К сожалению, сегодня эта сунна, хоть и является известной среди людей, но мало где практикуется, и имамы мечетей редко дают время на то, чтобы молящиеся могли как следует выровнить свои ряды. Что касается Дар уль-Хадис, то лично я был удивлен тому, насколько много времени этому уделяют так, что с каждого ряда примерно в течение двух-трех минут, выравнивая ряды ходит по два человека, затем после того, как ряды станут ровными сообщают об этом имаму и он начинает намаз.
  5. Совершение намаза в чистой от нечистот обуви, несмотря на то, что мечети покрыты коврами[6]. После того, как в мечети шейха постелили ковры, некоторые выразили мнение о том, что необходимо прекратить совершение намаза в обуви, на что шейх Мукбиль сказал: «Тогда лучше уберите ваши ковры». Также, когда в марказе постелили новые ковры, шейху Яхье написали записку о том, что не стоит ходить по новым коврам в обуви, на что шейх сказал: «Не пристало нам оставлять сунну совершения намаза в обуви из-за новых ковров, новизна которых не будет радовать нас и месяца». Что касается остальных мечетей мира, то лично я не слышал, чтобы хоть где-нибудь, кроме Йемена эта сунна практиковалась, хотя, естественно, не могу говорить об этом с полной уверенностью. Более того, нередко можно услышать о том, что совершение намаза в обуви на коврах не является Сунной. Но это мнение неправильно, так как намаз в обуви был узаконен не из-за тяжести совершения намаза на гравии босиком, а потому что намаз в обуви не совершается иудеями.
  6. Ложить обувь слева (если это никому не мешает) или под своими ногами во время совершения намаза[7].
  7. Произнесение имамом одного-двух аятов вслух при совершении дневного (зухр) и предвечернего (‘аср) намазов так, чтобы его могли услышать те, кто стоит в первых рядах[8].
  8. Произнесение вслух такбиров после окончания намаза[9].
  9. Совершение двух ракаатов добровольного намаза перед вечерним (магриб) намазом[10].
  10. Оставаться на своем месте после совершения утреннего (фаджр) намаза и не уходить с него до самого восхода солнца[11]. Эта сунна, как и те, что я перечислил ранее, совершается не просто отдельными личностями, но масштабно и повсеместно, а хвала в этом принадлежит Одному Аллаху.
  11. Совершение намаза на минбаре для обучения людей намазу[12]. Намаз на минбаре для обучения людей проводил шейх Мукбиль, а также шейх Яхья по просьбе шейха Мукбиля.
  12. Совершение двух легких ракаатов намаза перед длинными ракаатами намаза таравих в месяц Рамадан[13].
  13. Совершение таравих намаза в разных комбинациях (по два по два ракаата[14]; четыре-четыре-три[15]; девять ракаатов без ташшахуда, кроме как после восьмого ракаата, а затем совершение двух ракаатов сидя; семь ракаатов без ташшахуда, кроме как после шестого ракаата, а затем совершение двух ракаатов сидя[16]).
  14. Совершение добровольного намаза в едущей машине, даже если она едет не в сторону кыйблы, при этом желательно повернуть машину в сторону кыйблы при произнесении первого такбира (такбират уль-ихрам)[17]. Эту сунну выполняют те, кто выезжает с призывом в соседние города и деревни.
  15. Совершение мольбы (ду’а) после последнего поясного поклона пяти намазов если случается что-то опасно-неординарное[18]. Мольбу к Аллаху с просьбами о помощи в войне с рафидитами произносили здесь во всех пяти намазах с того момента, когда рафидиты начали двухмесячную блокаду.
  16. Произнесение двух азанов на утренний намаз (фаджр) – первый до наступления рассвета, второй с наступлением рассвета[19]. До начала призыва шейха, в Йемене произносился только один азан при наступлении рассвета.
  17. Наличие двух муаззинов в мечети[20]. Один произносит азан перед рассветом, а другой с наступлением рассвета так, чтобы люди могли определить по голосу какой азан произносится.
  18. Отмена двух азанов на пятничный намаз и произнесение только одного азана при поднимании имама на минбар[21].
  19. Произнесение слов: «саллю фи рихаликум» (молитесь в своих домах) вместо слов «хайя ‘аля ссаля, хайя ‘аля фалях» во время азана в дождливый или холодный или ветренный день[22].
  20. Чтение суры «ас-Сажда» и «аль-Инсан» в пятницу во время утреннего (фаджр) намаза[23].
  21. Ранний выход из дома на пятничный намаз[24]. В мечети марказа первые два ряда в мечети в пятничный день занять представляется возможным только если человек остается ждать пятничный намаз в мечети сразу после утреннего намаза.
  22. То, что имам поднимается на минбар сразу после входа в мечеть, не совершая намаза приветствия мечети («тахият уль-масжид»). Это потому что именно так поступал посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) в пятничный день.
  23. Указание пальцем во время произнесения пятничной проповеди (хутба)[25].
  24. Сидение людей при произнесении пятничной проповеди (хутбы) так, что все они смотрят на имама направившись к нему лицом и телом[26]. Что касается того, что люди во время хутбы направляются в сторону кыйблы, то это является противоречием сунне.
  25. Совершение намаза приветствия мечети («тахият уль-масжид») при входе в мечеть в пятницу, даже если имам произносит проповедь (хутбу)[27].
  26. Чтение суру «Каф» во время пятничной проповеди (хутба)[28]. За то время, которое я находился в Даммадже, этой сунны я не видел, но она совершается в мечетях приверженцев Сунны Йемена, после того, как эту сунну оживил шейх Мукбиль.
  27. Отказ от возвышения могил, возведения над ними строений и произведения на них надписей[29]. Учитывая то, что Йемен переполнен убеждениями суфиев-могилопоклонников и рафидитов, внедрение этой сунны требовало много усилий, храбрости и времени.
  28. Совершение намаза затмения луны и солнца («кусуф»)[30]. За время моего нахождения здесь эта молитва совершалась трижды.
  29. Призыв людей в мечеть на намаз затмения словами «ас-саляту джами’а»[31].
  30. Сунны, которые выполняются в мечетях Дар уль-Хадис:

     —   Отказ от разукрашивания мечетей[32];

    — Строительство мечети без михраба (выступ в передней части мечети, в котором обычно стоит имам при проведении намаза)[33];

     — Установление минбара из трех ступеней[34];

     — Оживление мечетей проведением в них уроков и лекций[35];

    — Установка палаток в мечети во время и’тикафа в месяц Рамадан так, что из-за их большого количества даже проведение коллективных намазов в мечети становится затруднительным[36];

     — Настил ковров монотонного цвета без украшений[37];

     — Строительство мечетей без куполов и минаретов[38].

  1. Закрашивание седины хной[39].

        В этом разделе нам остается лишь вкратце перечислить еще некоторые Сунны, которые практикуются в Дар уль-Хадис повсеместно:

      — Обтирание чалмы, кожаных и обычных носков во время совершения малого омовения;

      —   Проведение коллективных намазов в начале их времени;

     — Откладывание совершения дневного намаза (зухр) почти до наступления времени предвечернего намаза (‘аср) в жаркие дни[40];

      — Отказ от выстраивания рядов намаза между столбами так, чтобы столбы не прерывали целостность рядов;

      — Поднимание рук в намазе перед и после поясных поклонов, а также при вставании с первого ташшахуда;

     — Произнесение имамом слов «бисмилляхи ррахмани ррахим» перед чтением суры «Фатиха» про себя, а не вслух;

    — Произнесение слов «амин» имамом и молящимися, стоящими за ним, после окончания чтения суры «Фатиха»;

      — Донесение такбиров в намазе до молящихся, в случае если молящиеся не слышат такбиров имама;

      — Сидение после второго земного поклона перед вставанием на следующий ракаат («джальса истираха»);

      —  Соединение пяток во время совершения земного поклона;

      —  Поднимание указательного пальца в сторону кыйблы во время ташшахуда;

      — Совершение намазов, удлиняя те из них, которые нужно удлинять (утренний (фаджр) и дневной (зухр)), и сокращение ночного намаза (‘иша);

      — Произнесение азана в соответствии с положениями солнца, не используя календарь;

      —  Произнесение азанов во всех его установленных формах;

      — Проведение одной праздничной хутбы, а не двух, как делается в некоторых странах, проводя аналогию на пятничную хутбу;

      — Проведение праздничных намазов в специально отведенном для этого месте (мусалля), а не в мечети[41];

      —  Выход женщин на праздничную молитву и проповедь;

   — Проведение похорон в кратчайшее время, без их затягивания, потому что затягивание похорон противоречит Сунне;

      —  Совершение намаза прошения дождя («истиска»)[42] с вынесением минбара на площадь намаза;

      —   Приказывание одобряемого и порицание порицаемого[43];

      —  Ношение бороды;

      —   Ношение длинной рубахи («камис» или «джалябия»);

      —   Ношение головного убора мужчинами, что являлось обычаем мусульман во все времена.

      —   Ношение белой одежды мужчинами и темной женщинами[44];

      —   Выделение отдельного дня для женщин для чтения им проповеди;

      —   Употребление пищи вместе из одной посуды;

      —   Выкапывание рва вокруг населенного пункта при опасности нападения[45];

      —   Опровержение нововведенцев и насыха суннитам в стихотворной форме[46];

      —   Рибат;


[1] (Хадис достоверный; Насаи 95; со слов ‘Али ибн Аби Талиба).

[2] (Хадис достоверный; Бухари 561; Муслим 1440; со слов Салямы).

[3] Что противоречит достоверному хадису, который приводится у Абу Дауда 418, со слов Абу Айюба аль-Ансари.

[4](Хадис достоверный; Бухари 571, 7239; Муслим 642; со слов Ибн ‘Аббаса).

[5] (Хадис достоверный; Муслим 436; со слов Ну’мана ибн Башира).

[6] (Хадис достоверный; Абу Дауд 652; со слов Шаддада ибн Ауса).

[7] (Хадис достоверный; Абу Дауд 648; со слов ‘Абдуллаха ибн ас-Саиба, а также Абу Дауд 655; со слов Абу Хурейры).

[8] (Хадис достоверный; Бухари 759; Муслим 451; со слов Абу Катады).

[9] (Хадис достоверный; Бухари 842; Муслим 583; со слов Ибн ‘Аббаса).

[10] (Хадис достоверный; Бухари 625; Муслим 837; со слов Анаса ибн Малика).

[11] (Хадис достоверный; Муслим 670; со слов Джабира ибн Самуры).

[12] (Хадис достоверный; Бухари 917; Муслим 544; со слов Сахля ибн Са’да).

[13] (Хадис достоверный; Муслим (768)- 198; со слов Абу Хурейры).

[14] (Хадис достоверный; Бухари и Муслим со слов Ибн ‘Умара).

[15] (Хадис достоверный; Муслим со слов ‘Аиши).

[16] (Хадис достоверный; Муслим со слов ‘Аиши).

[17] (Хадис достоверный; Бухари 1000; Муслим 700; со слов Ибн ‘Умара).

[18] (Хадис достоверный; Бухари, Муслим со слов Анаса ибн Малика).

[19] (Хадис достоверный; Бухари 621; Муслим 1093; со слов Ибн Мас’уда).

[20] (Хадис достоверный; Бухари 1918, 1919; Муслим 1092; со слов Ибн ‘Умара).

[21] (Хадис достоверный; Бухари 913; со слов Саиба ибн Язида).

[22] (Хадис достоверный; Бухари 901; Муслим 699; со слов Ибн ‘Аббаса).

[23] (Хадис достоверный; Бухари 891; Муслим 880; со слов Абу Хурейры).

[24] (Хадис достоверный; Бухари 881; Муслим 850; со слов Абу Хурейры).

[25] (Хадис достоверный; Муслим 874; со слов ‘Умары ибн Руайбы).

[26] (Хадис достоверный; Бухари 1465; Муслим 1052; со слов Абу Са’ида аль-Худри).

[27] (Хадис достоверный; Бухари 931; Муслим 875; со слов Джабира).

[28] (Хадис достоверный; Муслим (873) – 52; со слов Умм Хишам бинт Хариса ибн Ну’ман).

[29] (Хадисы достоверные; Муслим 969-93; со слов Абу аль-Хаяджа аль-Асади; Ибн Маджа 1563; со слов Джабира; Муслим 970; со слов Джабира).

[30] (Хадис достоверный; Бухари 1044; Муслим 901; со слов ‘Аиши).

[31] (Хадис достоверный; Бухари 1051; Муслим  910; со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса).

[32] (Хадис достоверный; Абу Дауд 448; со слов Ибн ‘Аббаса).

[33] Строительство михраба в мечети является нововведением, которого не было ни во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни во времена праведных халифов. Более того, хадис, который приводит имам аль-Бейхаки в «Сунан аль-Кубра» со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса: сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) : «Остерегайтесь этих мест для жертвоприношений», сказал имам аль-Бейхаки: «т.е. михрабов» – шейх Яхья назвал хадис хорошим из-за подкрепляющих его цепочек), говорит о том, что строительство михраба взято от многобожников, которые оставляли выступ в передней части своих молелен, для принесения в них жертвоприношений своим идолам, а Аллаху ведомо лучше.

[34] (Хадис достоверный; Бухари 917; Муслим 544; со слов Сахля ибн Са’да).

[35] Доводов на это множество, некоторые из них мы привели во время записи первого урока лекций «Три основы».

[36] (Хадис достоверный; Бухари 2033; со слов ‘Аиши).

[37] (Хадис достоверный; Бухари 373; со слов ‘Аиши).

[38] Установка минаретов и куполов над мечетями является нововведением, которого не было в первые века Ислама.

[39] (Хадис достоверный; Муслим 2103; со слов Абу Хурейры).

[40] То, что называется «ибрадун биссаля», за время моего нахождения здесь я пока не видел этой сунны, но она совершалась во времена шейха Мукбиля.

[41] Это являлось основой в Даммадже, но в последнее время, праздничные  намазы проводились в мечети, так как мусалля находилась слишком близко к территории скопления рафидитов, что представляло собой опасность. Вместе с этим, в остальных мечетях марказов Сунны Йемена данная Сунна выполняется по сей день.

[42] За время моего нахождения здесь эта молитва проводилась однажды.

[43] Это одна из самых важных Сунн, совершаемых в Дар уль-Хадис, причем делается это нормальным образом, без попустительства и без излишней придирчивости.

[44] За время нахождения в Даммадже я ни разу не видел лица посторонней женщины, не говоря уже об остальных частях тела.

[45] Просто удивительно, как в считанные дни, студенты, находящиеся под тяжелой блокадой, вырыли огромные, длинные рвы вокруг Даммаджа для защиты от внешнего нападения, а также вырыли рвы внутри самого Даммаджа.

[46] (Хадис достоверный; Бухари 3213 ; Муслим 2486; со слов аль-Бара ибн ‘Азиба).