Какие уроки проводятся в Дар уль-Хадис

УРОКИ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ В «ДАР УЛЬ-ХАДИС»[1].

  1. Общие уроки шейха Яхьи ибн ‘Али аль-Хаджури:
  2. после дневного намаза (зухр) – «Тафсир ибн Касира» и «Джами’ ас-Сахих» шейха Мукбиля – день через день.
  3. после предвечернего намаза (‘аср) – «Сахих аль-Бухари».
  4. после вечернего намаза (магриб) и до намаза ночного (‘иша) – «Сахих Муслим»[2], «аль-Хитта» (Сыддык Хасан Хан), «Джами’ баян иль-‘ильм уа фадлихи» (Ибн ‘АбдульБарр).

      Также здесь необходимо отметить то, что каждый день после восхода солнца, в зале для гостей шейх читает с более узким кругом студентов множество других книг. Эти книги читаются быстрым чтением, с небольшими разъяснениями. После окончания чтения книги шейх приступает к чтению другой. Среди того, что читалось в последнее время «Китаб ут-Таухид» Ибн Хузеймы, «Зад уль-Ма’ад» Ибн уль-Кайима и др.

      Необходимо отметить, что на момент войны в Йемене и до ее благополучного (иншаАллах) окончания, — шейх отсутствует и находится в Саудовской Аравии, а, соответственно, данные уроки вместо шейха проводят иные шейхи.

2. Частные уроки, проводимые другими шейхами преподавательского состава.

      1. Книги о единобожии в поклонении:

  1. «Салясат уль-Усуль» («Три основы»). В марказе дается разъяснение матну книги, а также чтение ее известных шархов.
  2. «Кауа’ид уль-арба’а» («Четыре правила»).
  3. «Усулю сситта» («Шесть основ»).
  4. «Кашфу шшубухат» («Отведение сомнений»).
  5. «Науакид уль-Ислам» («То, что делает Ислам недействительным»).
  6. «Китаб ут-Таухид» («Книга единобожия»). (делается шарх на саму книгу, а также читаются ее различные шархи, в основном «Фатх уль-Мажид» (шейха ‘Абдуррахмана ибн Хасан) и «Кауль уль-Муфид» (шейха Ибну ‘Усаймина).
  7. «Масаиль джахилия» («Вопросы времен невежества»).
  8. «Фадль уль-Ислам» («Достоинство Ислама»).

        Автором всех вышеперечисленных книг является имам, шейх уль-ислам Мухаммад ибн ‘Абдульуаххаб ат-Тамими ан-Наджди.

  1. «ад-Дурр ан-Назыд фи ихлас калимат ит-таухид» («Жемчужный ряд в очищении слова единобожия» — имама аш-Шаукани).
  2. «Татхир уль-И’тикад ‘ан адраниль ильхад» («Очищение убеждения от грязи безбожия» — имам ас-Сан’ани).

      2. Книги об  Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха:

  1. «Люм’ат уль-И’тикад» («Блеск убеждений» — ибн Кудама аль-Макдиси).
  2. «аль-Кауа’ид уль-Мусля» («Прекрасные правила» – шейх Ибн ‘Усаймин).
  3. «аль-‘Акыдат уль-Уасытыя» («Очерк об убеждениях, написанный жителям Уасыта» – шейх уль-ислам Ибн Таймия). (делается шарх на саму книгу, а также читается вместе с шархом Мухаммада Халиля Харраса, а также читается «ат-Танбихат ус-Сания»).
  4. «ат-Тадмурия» (шейх уль-ислам Ибн Таймия).
  5. «Такриб тадмурия» (шейх ибн ‘Усаймин).
  6. «аль-‘Акыда ат-Тахауия» (имам ат-Тахауи). (делается шарх на саму книгу, а также изучается вместе с шархом Ибн Абиль-‘Изза).
  7.  «аль-Хамауия» (шейх уль-ислам Ибн Таймия).
  8. «аль-Иктисад филь-И’тикад» («Срединность в убеждениях» — ‘Абдульгани аль-Макдиси).
  9. «Мухтасар Сауа’икуль мурсаля» («Сокращение книги «Посланные молнии» Ибн аль-Кайима, сократил Мухаммад аль-Мусыли).

       3. Фикх:

  1. «‘Умдат уль-Ахкам» (ас-Сугра) («Основа постановлений» – ‘Абдульгани аль-Макдиси).
  2. «Умдат уль-Ахкам аль-Кубра».
  3. «Манхаджу ссаликин» («Дорога идущих» – ‘Абдуррахман ас-Са’ди).
  4. «ад-Дурар уль-Бахия» («Сверкающие жемчужины» – имама аш-Шаукани) (преподается сам матн, а также его шарх «ад-Дарари аль-Мудыя»).
  5. «Булуг уль-Марам» («Достижение цели» – Хафиз Ибн Хаджар).
  6. Также некоторые из книг шейха аль-Албани («Сыфату ссаля», «Ахкам уль-джанаиз», «аль-Хадж уаль-‘Умра» и т.п.).
  7. Некоторые из книг, написанных шейхами преподавательского состава Дар уль-Хадис.

      4. Наследство:

  1. «ар-Рахабия» (Мухаммад ибн ‘Али ар-Рахаби).
  2. «аль-Фаид фи ‘ильм иль-Фараид» («Обилие науки о  наследстве» – шейх ‘Абдульуаххаб аш-Шамири (судья Даммаджа).
  3. «Тасхиль уль-Фараид» («Облегчение науки наследства» – шейх Ибн ‘Усаймин).
  4. «ар-Раид филь-Фараид» («Первооткрыватель в науке о наследстве» – Мухаммад ‘Ид аль-Хатарауи).

5. Мусталях уль-Хадис («Терминология хадисоведения»):

  1.   «Манзума аль-Байкуния» (‘Умар ибн Мухаммад ибн Фаттух).
  2. «Нузхату нназр шарх Нухбатиль фикр» (Хафиз ибн Хаджар).
  3. «Ба’ис уль-Хасис шарх Ихтисар ‘улюм иль-Хадис» (шейх Ахмад Шакир).
  4. «аль-Мукиза» (имам аз-Захаби).
  5. «Такйид уаль-Идах» (Зейнуддин аль-‘Ираки).
  6. «Такриб ан-Науауи» (имам ан-Науауи) (преподается сама книга, а также ее шарх «Тадриб ур-Рауи» – Суюты).
  7. «Шарх ‘Иляль ат-Тирмизи» (Хафиз Ибн Ражаб).
  8. «Дауабит уль-Джархи уат-Та’диль» (‘Абдульазиз ибн Мухаммад ‘Абдуллатыф).

        Также отдельно изучается «Альфият уль-хадис» с ее шархом.

6. Арабский язык:

  1. «аль-Ажуррумия» (Абу ‘Абдиллях ибн Аажуррум) (преподается сам матн и все, что связано с ним – «Тухфату ссания» (Мухаммад Мухйиддин ‘Абдульхамид), «Мутаммима аль-Ажуррумия» (Шамсуддин ар-Ру’ейни аль-Хаттаб), «аль-Мумти’ шарх Ажуррумия».
  2. «Катр ун-Нада» (Ибн Хишам аль-Ансари).
  3. «Альфия ибн Малик» (Мухаммад ибн ‘Абдиллях ибн Малик) (преподается отдельно, а также с шархом «Шарх ибн ‘Акыль» (Бахауддин ‘Абдуллах ибн ‘Акыль), а также шарх «Аудах уль-Масалик» (Ибн Хишама аль-Ансари).
  4. «Шузур уз-Захаб» (Ибн Хишам аль-Ансари).
  5. «Мульхат уль-И’раб» (аль-Касим ибн ‘Али аль-Харири).
  6. «Мугни ллябиб» (Ибн Хишам).
  7. «ас-Сарф лиль-Мубтадиин» («Сарф для начинающих» – Наууас аш-Шриланки).
  8. «аль-Мадхаль иля ‘ильми ссарф» («Вступление в науку сарфа» – Фатх аль-Кадаси).
  9. «Фатх уль-Уадуд ал-Латыф би жам’ уа тартиб ахамм дуруси ттасриф» (Фатх уль-Кадаси).
  10. «ан-Наху аль-Уадых» («Понятный наху» – для начинающих).
  11. «аль-Баляга аль-Уадыха» («Понятная баляга» – для начинающих).
  12. «аль-Баляга» (шейх Ибн ‘Усаймина).

        Также изучаются «Шарх лямия» Ибн Малика. Отдельно изучается сарф из «Альфии» Ибн Малика, «ат-Турра» (добавки имама Шанкыти на «Лямия аль-Аф’аль»), «аль-Фатх ар-Раббани фи тахзиб мухтасар аз-Зунжани», «Джауахир аль-баляга»

7. Тафсир:

  1. «Усуль тафсир» (шейх Ибн ‘Усаймин).
  2. «аль-Мукаддима фи усуль тафсир» (Ибн Теймия).
  3. «Тайсир уль-Карим ар-Рахман» (Тафсир ‘Абдуррахмана ас-Са’ди).

8. Имля:

  1. «Муляххас уль-имля» (‘Адиль ибн Салих аль-Хадрами). И другие матны.

9.  Тажвид:

  1. «аль-Джазария» (Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Джазари, с шархами на нее).
  2. «Тухфат уль-Атфаль» (Сулейман аль-Джамзури).
  3. «Муляххас уль-Муфид фи ‘ильм тажуид» (Мухаммад Ахмад Ма’бад).

        А также некоторые книги преподавателей «Дар уль-Хадис».

        Также некоторые книги, изучающие семь чтений Корана (из них «Шатыбия», в основном обучаются чтение Хафса от ‘Асыма и Уарша от Нафи’а).

10. Усуль уль-Фикх (Основы фикха) и Кауа’ид уль-Фикхия (Правила фикха):

  1. «Усуль мин ‘ильм иль-усуль» (шейх Ибн ‘Усаймин).
  2. «аль-Уаракат» (аль-Джууейни).
  3. «Кауа’ид уль-фусуль уа ма’акид уль-фусуль» (‘Абдульмумин ибн ‘Абдульхакк аль-Багдади).
  4. «аль-Музаккира фи усуль иль-фикх» (Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти, также отдельно изучается основа «аль-Музаккиры» – «Раудат нназыр уа джанатуль маназыр» Ибн Кудамы).
  5. «Наср уль-уруд ‘аля мараки су’уд» (Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти).
  6. «Иршад ун-Нуккад ‘аля тайсир иль-иджтихад» (имам ас-Сан’ани).
  7. «ал-Люма’фи усуль иль-фикх» (имам Абу Исхак аш-Ширази).
  8. «ар-Рисаля» (Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и).
  9. «аль-Кауа’ид уаль-Усуль аль-джами’а» (шейх ‘Абдуррахман ас-Са’ди).
  10. «аль-Кауа’ид уль-фикхия» (шейх ‘Абдуррахман ас-Са’ди).
  11. «аль-Кауа’ид уль-Фикхия» (имама Ибн Ражаба).

11. Поэзия.

       Изучаются в основном «аль-Кауафи аш-ши’рия» и «аль-аузан аш-ши’рия».

12. Бахс.

      Шейхи преподавательского состава периодически поднимаются с группой студентов в общую библиотеку и проводят занятия (обычно длятся 7-10 дней) в которых:

  1. Знакомят студентов с книгами библиотеки, кратко рассказывают об их содержании, о том, чем отличается одна книга от другой и т.п.
  2. Обучают студентов тому, как этими книгами пользоваться.
  3. Обучают студентов тому, какие издания являются основными, на которые необходимо ссылаться в научных работах.
  4. Обучают выведению хадисов из различных сборников.
  5. Проводят тренировочные занятия, задавая каждому студенту написать работу на отдельную тему, или обработать группу хадисов.

        При этом в библиотеке практически постоянно есть кто-либо из шейхов, с которым всегда можно посоветоваться.

        Все это основные, постоянные книги, которые изучаются в «Дар уль-Хадис», а вообще могут преподаваться любые книги имамов и ученых Сунны.

          Также студенты между собой постоянно проводят быстрое чтение уже пройденных книг.

         Также в марказе постоянно преподаются все виды арабской письменности, после обучения хотя бы одному из них, человек начинает писать, соблюдая все правила арабской письменности так, что его почерк становится понятным и разборчивым.

         Для иностранцев преподаются специальные книги курсов арабского языка.

      За сутки в Дар уль-Хадис, как в основной мечети, так и в остальных мечетях, проводится, в общем, до пятидесяти (50) уроков, иногда меньше, иногда больше в зависимости от времени и ситуации.

       Также необходимо отметить, что в связи с войной в Йемене, и с тем, что преподаватели Дар уль-Хадис разъехались по разным городам и марказам Сунны в Йемене, каждый отдельный марказ проводит данный список уроков, или часть его в своих марказах.

       Большим плюсом является то, что только приехавший студент сразу найдет себе все те уроки, которые подходят его уровню, будь он из студентов начинающих, или же обладающих определенным объемом знаний.

         Урок в среднем длится около 40 минут, иногда чуть больше, иногда меньше.

         Преподаватели преподают бесплатно, не имея какой-либо назначенной зарплаты.

       Уроки проходят в кружках, при этом используются доски, микрофоны и т.п. Не используются парты или стулья.

       Уроки проходят каждый день, кроме пятницы, результатом чего становится то, что студент за довольно быстрый промежуток времени осваивает книгу и переходит на изучение другой.

      При этом студентам рекомендуется каждый день после утреннего намаза сдавать выученное из Корана и хадисов.

      Что касается детей, то для них в мечети марказа, а также других мечетях Дар уль-Хадис, постоянно открыты кружки заучивания Корана, обучения чтению Корана, а также обучения письменности и математики. Причем нет никакой проблемы, если несколько студентов соберут своих детей и попросят выделить им подходящего преподавателя. На учебу ребенка берут примерно с 4,5 лет.

     Что касается женщин, то для них ведутся практически все те же уроки, которые я перечислил выше. Женщины обучаются у женщин, в специально выделенной для них части здания.


[1] Данный список уроков написан с учетом нормальной обстановки. Что же касается нынешнего времени, то из-за военной обстановки в Йемене и выезда из Даммаджа, данные уроки не проводятся в общей совокупности в единой местности общей группой шейхов преподавательского состава. Но некоторые из шейхов временно возглавили марказы Сунны различных городов Йемена. Но мы возлагаем наши надежды на Всевышнего Аллаха в том, что в скором времени Он приведет положение в Йемене к благополучию, что станет причиной тому, чтобы весь преподавательский состав Дар уль-Хадис вновь собрался в едином месте.

[2] Этот урок постоянный, который не меняется, после окончания чтения и разъяснения книги шейх начинает ее чтение заново, так же, как книги, изучаемые после зухр и ‘аср намазов.