001. Глава о временах намазов (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/001-glava-vremena-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

1. Глава о временах намазов.

455. Вступление — в нем хадис Джабира ибн ‘Абдилляха о том, как Джибриль учил временам намазов.

«أن جبريل أتى النبيﷺ يُعَلمه مواقيت الصلاة فتقدم جبريل و رسول اللهﷺ خلفه و الناس خلف رسول اللهﷺ فصلى الظهر حين زالت الشمس و أتاه حين كان الظل مثل شخصه فصنع كما صنع فتقدم جبريل و رسول اللهﷺ خلفه و الناس خلف رسول اللهﷺ فصلى العصر ثم أتاه حين وجبت الشمس فتقدم جبريل و رسول اللهﷺ خلفه و الناس خلف رسول اللهﷺ فصلى المغرب ثم أتاه حين غاب الشفق فتقدم جبريل و رسول اللهﷺ خلفه و الناس خلف رسول اللهﷺ فصلى العشاء ثم أتاه حين انشق الفجر فتقدم جبريل و رسول اللهﷺ خلفه و الناس خلف رسول اللهﷺ فصلى الغداة ثم أتاه اليومَ الثاني حين كان ظل الرجل مثل شخصه فصنع مثل ما صنع بالأمس فصلى الظهر ثم أتاه حين كان ظل الرجل مثل شخصيه فصنع مثل ما صنع بالأمس فصلى العصر ثم أتاه حين وجبت الشمس فصنع مثل ما صنع بالأمس فصلى المغرب فنمنا ثم قمنا ثم نمنا ثم قمنا فأتاه فصنع مثل ما صنع بالأمس فصلى العشاء ثم أتاه حين امتد الفجر و أصبح و النجوم بادية مُشتبِكة فصنع مثل ما صنع بالأمس فصلى الغداة ثم قال: ما بين هاتين الصلاتين وقتٌ»

Передается со слов Джабира: «Однажды Джибриль пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, для того, чтобы научить его временам намаза. Он выдвинулся вперед, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял за ним, а люди за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил намаз Зухр тогда, когда солнце ушло с зенита.

Затем он пришел в то время, когда тень была равна самому человеку, сделал то, что делал в первый раз — выдвинулся вперед, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял за ним, а люди за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил намаз ‘Аср.

Затем пришел тогда, когда закатилось солнце, выдвинулся вперед, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял за ним, а люди за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил намаз Магриб.

Затем пришел тогда, когда исчезла вечерняя заря, выдвинулся вперед, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял за ним, а люди за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил намаз ‘Иша.

Затем пришел в то время, когда наступил рассвет, выдвинулся вперед, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял за ним, а люди за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил намаз Фаджр.

На следующий день он пришел в то время, когда тень была равна самому человеку, повторил то, что делал вчера и совершил намаз Зухр. Затем пришел тогда, когда тень превышала самого человека в два раза, повторил то, что делал вчера, и совершил намаз ‘Аср. Затем пришел тогда, когда закатилось солнце, повторил то, что делал вчера и совершил намаз Магриб. Затем мы уснули, затем проснулись, затем снова уснули и снова проснулись, затем пришел Джибриль, повторил то, что делал вчера и совершил намаз ‘Иша. Затем пришел тогда, когда уже сильно рассвело, но звезды еще были видны на небесах, повторил то, что делал вчера и совершил намаз Фаджр.

Затем сказал: «Между этими двумя намазами его время»». (ан-Насаи). Хороший. Он в «ас-Сахих уль-Муснад» шейха Мукбиля.

456. Начало времени намаза Зухр (полуденный) – после отхода солнца от зенита по единогласному мнению.

«وقت الظهر إذا زالت الشمس و كان ظل الرجل كطوله ما لم يحضر وقت العصر و العصر ما لم تصفرَّ الشمس و وقت صلاة المغرب ما لم يغِبِ الشفق و وقت صلاة العشاء إلى نصف الليل الأوسط و وقت صلاة الصبح من طلوع الفجر ما لم تطلعِ الشمس»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Время Зухра тогда, когда солнце отходит от зенита, и тень человека равна ему самому, пока не наступит время ‘Асра. Время ‘Асра до того, пока не пожелтеет солнце. Время намаза Магриб пока не уйдет вечерняя заря. Время намаза ‘Иша до середины ночи, а время утреннего намаза от рассвета до того, пока не взойдет солнце». (Муслим).

457. Как определить начало времени намаза Зухр на практике – необходимо замерить длину тени ближе к зениту, и когда она перестанет уменьшаться и будет неподвижной (но чаще всего остается немного тени) – это время зенита. Когда же тень начнет увеличиваться в сторону востока, то значит, зашло время намаза Зухр.

458. Окончание времени намаза Зухр – когда длина тени предмета будет равна самому предмету, плюс длина той тени, которая оставалась от предмета во время зенита.

Довод – 1. Хадис о намазе Джибриля во второй день (см. вопрос 455).

2. Хадис Ибн ‘Амра (см. вопрос 456).

«أما إنه ليس في النوم التفريط إنما التفريط على من لم يصل الصلاة حتى يجيء وقت الأخرى فمن فعل ذلك فليصلها حين ينتبه لها»

3. Хадис Абу Катады марфу’ан: «Нет упущения во сне, однако упущение – это когда человек не совершает намаз до того момента, пока не зайдет время другого намаза. Поэтому тот, кто сделает так, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Муслим).

Пример: мы установили в землю метровую палку в то время, когда солнце находилось в зените, и увидели полуметровую тень. Затем, когда тень палки станет полтора метра, значит, зашло время намаза ‘Аср.

Примечание: поэтому во многих регионах Казахстана время намаза ‘Аср заходит тогда, когда тень длиннее самого предмета в два раза, ведь во время зенита, тень там обычно равна предмету.  

459. Начало времени намаза ‘Аср (послеполуденный) сразу после окончания времени Зухра.

460.Окончание времени намаза ‘Аср – у него два времени: 1) необходимое – до пожелтения солнца. 

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 456). Как собрать между этим хадисом и хадисом Джабира (см. вопрос 455)? То есть, совершение намаза ‘Аср Джибрилем во второй день.

Некоторые сказали, что время, когда тень будет превышать предмет в два раза (в хадисе Джабира) и время пожелтения солнца (в хадисе ’Абдуллаха ибн ‘Амра) примерно равное. А некоторые ученые сказали, что Джибриль начал совершать ‘Аср тогда, когда тень превышала предмет в два раза, а закончил тогда, когда солнце пожелтело. Но пожелтение солнца – признак более явный, чем тень, ведь она может быть подвергнута изменениям в зависимости от местности.

2) вынужденное – до полного захода солнца.

«من أدرك ركعة من العصر قبل أن تغرب الشمس فقد أدرك العصر »

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Кто успел совершить один рака’ат намаза Фаджр до того, как вышло солнце, тот застал намаз Фаджр. И кто успел совершить один рака’ат намаза ‘Аср до того, как зашло солнце, тот застал намаз ‘Аср». (Согласованный). 

«تلك صلاة المنافقين تلك صلاة المنافقين تلك صلاة المنافقين يجلس أحدهم حتى إذا اصفرت الشمس فكانت بين قرني الشيطان أو على قرني الشيطان قام فنقر أربعا لا يذكر الله فيها إلا قليلا».

Примечание: запрещено откладывать совершение намаза ‘Аср до вынужденного времени из-за хадиса Анаса марфу’ан: «Это – намаз лицемеров, это – намаз лицемеров, это – намаз лицемеров. Они откладывают его, пока солнце не пожелтеет, и находится между двумя рогами шайтана или на двух рогах шайтана, затем клюют четыре рака’ата и не поминают Аллаха в них, кроме как немного». (Муслим).

461. Начало времени намаза Магриб (закатный) – сразу после захода солнца, по единогласному мнению.

Довод – хадис Джабира о намазе Джибриля (см. вопрос 455) и хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 456).

462. Окончание времени намаза Магриб – исчезновение красного зарева заката с горизонта.

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 456).

463. Начало времени намаза ‘Иша (ночной) – сразу после окончания времени Магриба.

Довод – хадис Абу Катады (см. вопрос 458). Этот хадис – довод на то, что окончание времени одного намаза является началом времени следующего намаза. А тот, кто скажет, что есть промежуточное, общее время между двумя намазами, тот обязан привести на это довод.

464. Окончание времени намаза ‘Иша – у него два времени: 1) необходимое – до середины ночи

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 456).

2) вынужденное – до наступления времени намаза Фаджр.

Довод – 1. Хадис Абу Катады (см. вопрос 458).

2. Хадис Абу Хурейры (см. вопрос 460).

«أَعْتَمَ النبيﷺ (ذات ليلة) بالعشاء حتى ذهب عامة الليل ثم خرج فصلى و قال: إنه لوقتها لو لا أن أشق على أمتي».

3. Хадис ‘Айши: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул намаз ‘Иша так, что большая часть ночи уже ушла, а затем вышел, совершил намаз и сказал: «Поистине, это его время, кроме как если бы я не желал облегчения для своей общины»». (Муслим).

Примечание: ученые сказали, что под словами: «большая часть ночи уже ушла» имеется в виду значительная часть ночи, и не имеется в виду большинство ночи (имам ан-Науауи в шархе на этот хадис).

465. Начало времени намаза Фаджр (утренний) – наступление правдивого рассвета, по единогласному мнению.

466. Окончание времени намаза Фаджр (утренний) — у него два времени: 1) необходимое – до того, как посветлеет.

Довод на 465 и на этот вопрос – хадис Джабира (см. вопрос 455) и хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 456).

2) вынужденное – до полного восхода солнца.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 460), а также на это указывает хадис Абу Катады (см. вопрос 458).  

467. Предпочтительное время намаза Зухр – в начале его времени, кроме дней жары и облачных дней.

Довод – хадисов относительно этого много. Из них: 1. Хадис Абу Барзы аль-Аслями (см. вопрос 468). 2. Хадис Джабира (см. вопрос 468).

Примечание: 1) «аль-Хаджира» – одно из названий намаза Зухр. Происходит от слова «хиджра», т.е. покидать, оставлять. И время «аль-Хаджира» – то время, когда люди покидают улицу из-за сильной жары.

2) Не является желательным совершение намаза Зухр в самом начале его времени при сильной жаре из-за хадиса Абу Хурейры (см. вопрос 472). А в облачный день из-за того, что человек может ошибиться в вычислении начала времени намаза Зухр.  

468. Предпочтительное время намаза ‘Аср – в начале его времени.

«كان يصلي الهاجرة حين تدحض الشمس و يصلي العصر ثم يرجع أحدنا إلى رَحْلِه في أقصى المدينة و الشمس حية و كان يستحب أن يؤخر من العشاء و كان يكره النوم قبلها و الحديث بعدها و كان ينفتل من صلاة الغداة حين يعرف الرجلُ جليسَه و يقرأ بالستين إلى المِائة»

Довод – 1. Хадис Абу Барзы аль-Аслями: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Зухр (аль-Хаджира) после того, как солнце отходило от зенита. А намаз ‘Аср совершал так, что затем один из нас возвращался к себе домой, который находился на краю Медины, и солнце было еще живым (не пожелтевшим). Также он любил оттягивать намаз ‘Иша, и не любил сон до него, и разговоры после него. Утренний намаз заканчивал так, что человек мог узнать своего соседа, и читал от шестидесяти до ста аятов». (Согласованный) и др. хадисы.

«كان يصلي الظهر بالهاجرة و يصلي العصر و الشمس نقية و يصلي المغرب إذا وجبت الشمس و العشاء أحيانا و أحيانا: إذا رآهم اجتمعوا عجَّل و إذا رآهم أبطئوا أخَّر و الصبحُ كان النبيﷺ يصليها بغَلَس»

2. Хадис Джабира: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Зухр в начале его времени (аль-Хаджира), намаз ‘Аср так, что солнце еще было чистым, намаз Магриб после захода солнца. А намаз ‘Иша иногда так, а иногда так: если видел, что они собрались, тогда торопил с намазом, а если видел, что они опаздывают, тогда оттягивал с ним. А утренний намаз совершал при темноте». (Согласованный). 

«كان النبيﷺ يصلي العصر ثم تُنحَر الجَزور فتُقسَم عشر قسم ثم نأكل لحما نضيجا قبل غروب الشمس».

3. Хадис Анаса: «Бывало так, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз ‘Аср, затем мы закалывали верблюда, затем делили его тушу на десять частей, затем ели сваренное мясо до захода солнца». (Муслим). Произведение всех этих действий до захода солнца указывает на совершение намаза ‘Аср в самом начале его времени.

469. Предпочтительное время намаза Магриб – в начале его времени.

Довод – 1. Хадис Джабира о намазе Джибриля (см. вопрос 455). Два дня Джибриль совершал намаз Магриб в одно и то же время, что указывает на желательность его совершения в самом начале его времени.

«كنا نصلي مع رسول اللهﷺ فينصرفُ أحدنا و إنه ليُبصِرُ مواقع نَبْله»

2. Хадис Рафи’а ибн Хадиджи: «Мы совершали намаз Магриб с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и если один из нас уходил, то был способен увидеть место падения своей стрелы». (Согласованный) и др. хадисы.

470. Предпочтительное время намаза ‘Иша – желательно отложить его для того, кто совершает намаз один, или даже в коллективе, если никто из людей не возражает. Также нужно смотреть на то, собрались ли люди или нет, и если собрались, то нужно начинать намаз, не откладывая.

Довод – 1. Хадис ‘Айши (см. вопрос 464).

«أن النبي ﷺ أخَّر صلاة العشاء ذات ليلة إلى نصف الليل ثم خرج فصلاها و قال: لو لا ضعف الضعيف و سقم السقيم و حاجة ذي الحاجة لأخرت هذه الصلاة إلى شطر الليل».

2. Хадис Абу Са’ида о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отложил намаз ‘Иша до середины ночи, затем вышел, совершил его и сказал: «Если бы не слабость слабого, болезнь больного и нужда нуждающегося, то я бы откладывал этот намаз до середины ночи». (Ахмад, Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад») и др. хадисы

471. Предпочтительное время намаза Фаджр – в начале его времени.

Довод – 1. Хадис Джабира (см. вопрос 468).

«كان النبيﷺ يصلي الصبح فتنصرف النساء متلفعات بمروطهن ما يعرفهن أحد من الغلس»

2. Хадис ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Фаджр, и женщины уходили, завернувшись в свои покрывала так, что никто не мог узнать их из-за темноты». (Согласованный).

«أصبحوا وا بالصبح فإنه أعظم لأجوركم»

Примечание: шейх аль-Альбани разъяснил хадис Рафи’а ибн Хадиджи марфу’ан: «Совершайте утренний намаз в светлое время суток, ведь в этом больше награды». (Пятеро – достоверный), что в нем имеется в виду удлинение чтения Корана в намазе Фаджр.

472. О необходимости откладывания Зухра вплоть до ‘Асра при сильной жаре – желательно в любом случае. Но не так, чтобы ушло время намаза Зухр. К примеру, время намаза ‘Аср наступает в три часа дня, тогда Зухр намаз нужно отложить примерно до половины третьего, чтобы успеть совершить его до выхода времени Зухра.

«إذا اشتد الحر فأبردوا بالصلاة فإن شدة الحر من فَيْحِ جهنم»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если усилилась жара, то отложите намаз, ведь сильная жара от дыхания Ада». (Согласованный).  Хадис Абу Хурейры обобщенный, поэтому желательно откладывать намаз до наступления более прохладной погоды, без разницы коллективный он или в одиночестве, в жаркой стране или нет и т.д. И запрещается конкретизировать пророческий хадис своим личным мнением, не основанным на доводе.

«شكونا إلى رسول اللهﷺ حرَّ الرَّمْضاء فلم يشكنا»

Примечание: есть сильное мнение ученых, что хадис Хаббаба ибн уль-Арата: «Мы пожаловались посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что земля очень жаркая, но он не принял нашу жалобу». (Муслим) аннулирован. Это было в начале Ислама, но затем было приказано откладывать намаз до наступления более прохладной погоды.

473. Нужно ли при сильной жаре откладывать также и пятничный намаз (джуму’а) – неузаконено, потому что этого не приказывал и не делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Хадис ‘Айши марфу’ан: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». (Муслим).

474. Кто успел совершить один ракаат из намаза Фаджр или ‘Аср и других намазов – тот застиг намаз – да. (см. вопрос 460).

475. Если до выхода времени намаза успел совершить меньше чем ракаат – не застиг намаз.

Довод – см. вопрос 460.

Примечание: пришел риуаят у Муслима от ‘Айши: «земной поклон» вместо «рака’ат». Сказал Ибн Хаджар («Булуг аль-Марам»): «Затем сказал Муслим: «Под земным поклоном имеется в виду рака’ат»». Сказал шейх уль-Ислам: «Нет в этом хадисе для них довода, ведь под земным поклоном тут имеется в виду рака’ат. Как сказал Ибн ‘Умар: «Я выучил от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, два земных поклона перед Зухром и два земных поклона после Зухра» и таких хадисов много». («Маджму’ уль-Фатауа» 20 т./363 стр.).

476. Если намеренно не совершил намаз так, что его время вышло, можно ли его восполнить – нет.

Довод – см. вопрос 460. И если бы можно было восполнить намаз, время которого уже ушло, то не было бы никакой пользы от слов в этом хадисе: «тот застал намаз».

Примечание: приведение в довод хадиса Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Долг Аллаха больше заслуживает, чтобы быть отданным». (Муслим) на то, что ему можно восполнять упущенный намаз неправильно, ведь он был обязан совершить намаз в четко установленное Аллахом для него время. И раз он упустил это время намеренно, без уважительной причины, тогда на нем остается только покаяние за этот великий грех.

477. Пришло время намаза, но затем человек потерял разум или сознание или пришла менструация, должен ли восполнить намаз – нет.

Довод – см. вопросы 444 и 446 в «Главе о менструациях» из «Книги очищения».

478. Если принял Ислам или пришел в разум или стал взрослым до рассвета или до заката, то какие намазы совершить – не нужно совершать Магриб и Зухр, а только ‘Аср и ‘Иша. Этот вопрос похож на вопрос 446 в «Главе о менструациях» из «Книги очищения».

479. Кто не совершил намаз вначале времени, затем умер до выхода времени намаза – нет на нем греха. Потому что он не был обязан совершать намаз именно в самом начале его времени.

480. Если оттянул тот намаз, который лучше совершить раньше или наоборот – нет на нем греха. Потому что он оставил желательное, а не обязательное действие.

481. Если совершил намаз до наступления его времени – намаз недействителен, даже если совершил до наступления времени не весь намаз, а лишь его часть, а остальную уже совершал вовремя.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا ﴾

«Поистине, молитва для верующих – предписана [сделана обязательной] (для совершения) в установленное время». — [4:103].

Примечание: ошибка некоторых людей — если в мечети первый рака’ат начали совершать раньше времени, а второй после захода времени, то они заходят в намаз со второго рака’ата, аргументируя это тем, что они начали совершение намаза в его время. Но это неправильно, потому что намаз – это одно целое поклонение, и если имам начал намаз до захода его времени, то он весь недействителен.

482. Времена суток, в которые запрещено совершать намаз1) При восходе солнца, пока оно не поднимется на высоту копья.

«لا صلاة بعد الصبح حتى تطلع الشمس و لا صلاة بعد العصر حتى تغيب الشمس»

Довод – 1. Хадис Абу Са’ида марфуа’н: «Нет намаза после Фаджра, пока не взойдет солнце, и нет намаза после ‘Асра, пока не закатится солнце». (Согласованный).

«ثلاث ساعات كانﷺ ينهانا أن نصليَ فيهن و أن نقبُر فيهن موتانا: حين تطلع الشمس بازغةً حتى ترتفع و حين يقوم قائمُ الظهيرة حتى تزول الشمس و حين تتضيف الشمس للغروب»

2. Хадис ‘Укбы ибн ‘Амира: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам совершать намаз и хоронить своих покойников в три периода времени: в то время, когда восходит солнце, пока оно не поднимется полностью, а также тогда, когда оно в зените, пока не отойдет от него, и когда оно начинает склоняться к закату». (Муслим).

Примечание: указание на то, что запрет длится до того, пока солнце не поднимется на расстояние копья, берется из хадиса ‘Амра ибн ‘Абасы (Абу Дауд). Достоверный.

2) Во время зенита.

Довод – 1. Хадис ‘Укбы ибн ‘Амира (см. выше).

«ثم صل فإن الصلاة مشهودة محضورة حتى يستقل الظل بالرمح فإنها حينئذ تُسْجَرُ جهنم فإذا أقبل الفيء فصل»

2. Хадис ‘Амра ибн ‘Абасы марфу’ан: «А затем совершай намаз, ведь поистине, за намаз в это время свидетельствуют и на нем присутствуют, пока тень не остановится у копья, ведь поистине, в это время разжигается Ад. А когда тень начнет увеличиваться, тогда совершай намаз». (Муслим).

Примечание: хадис Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал намаз в середине дня, пока солнце не уйдет с зенита, кроме пятничного дня». (аш-Шафи’и в «аль-Муснад») – очень слабый. В нем: Ибрахим ибн Аби Яхья – лжец (каззаб), и Исхак ибн Аби Фаръуа – оставленный передатчик (матрук). Имам аш-Шафи’и считал Ибрахима ибн Аби Яхью крепким передатчиком (сика), а другие считали его либо лжецом, либо оставленным (матруком). Поэтому имам аш-Шафи’и передавая хадисы от него часто говорил: «Рассказал нам крепкий передатчик», не называя его имени.

3) При закате солнца.

Довод — хадис ‘Укбы ибн ‘Амира и Абу Са’ида (см. выше).

Примечание: хадис ‘Али марфу’ан: «Не совершайте намаз после ‘Асра, кроме как если солнце еще высоко». (Абу Дауд) – слабый. В нем: в первом иснаде Уахб ибн уль-Аджда’ (الأجدع) – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь), а второй иснад отклоненный (шазз) – Исхак ибн Йусуф противоречит хафизам – ученикам ас-Саури: Уаки’у, ‘Абдуррахману ибн Махди, Мухаммаду ибн Касиру аль – ‘Абди («аль-Муснад уль-Джами’»), и Абу Ну’ейму («аль-Итхаф») и др.

Сохраненная версия«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намазы сразу после каждого пятикратного намаза, кроме Фаджра и ‘Асра».

4) После наступления времени намаза Фаджр и до восхода солнца.

Довод — хадис Абу Са’ида аль-Худри (см. выше) и ‘Амры ибн ‘Абасы (см. выше).

5) После совершения намаза ‘Аср и до заката солнца.

Довод — хадис Абу Са’ида аль-Худри (см. выше) и др. хадисы.

Примечание: хадис Умм Салямы о том, что она видела, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершает намаз после ‘Асра (Согласованный) не годится в довод на дозволенность. Во-первых, это ограниченно только им. Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрицал в нем ее заявления о том, что добровольный намаз после ‘Асра запрещен, но просто разъяснил причину того, почему он совершает его после ‘Асра

483. Запрет на совершение намаза после Фаджра и ‘Асра связан с намазом или временем – что касается Фаджра, то связан со временем, а что касается ‘Асра, то связан с совершением намаза.

«كان رسول اللهﷺ إذا طلع الفجر لم يصل إلا ركعتين خفيفتين»

Довод на Фаджр – хадис Хафсы: «После наступления рассвета посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал никаких намазов, кроме двух легких рака’атов». (Согласованный).

‘Аср – Ибн Кудама указал на то, что он не знает разногласий среди тех, которые запрещают совершение добровольных намазов после ‘Асра, что этот запрет связан с самим намазом, а не со временем. Поэтому тот, кто пока еще не совершал намаз ‘Аср, может совершать добровольный намаз без какой-либо причины даже после захода времени намаза ‘Аср («аль-Мугни»).

«من صلى الفجر فهو في ذمة الله فلا يطلبنَّكم الله من ذمته بشيء فإنه من يطلبه من ذمته بشيء يدركه ثم يكُبُّه على وجهه في نار جهنم».

Примечание: передается со слов Джундуба ибн ‘Абдилляха марфу’ан: «Кто совершит намаз Фаджр, тот находится под покровительством Аллаха, и Аллах не требует от вас ничего за Его покровительство, ведь поистине, тот, у кого Аллах будет требовать за Свое покровительство что-то, того Он настигнет, а затем опрокинет лицом в Огонь Ада». (Муслим).

484. Совершать добровольные намазы в запрещенные времена запрещено или нежелательно – запрещено, потому что основа в запрещенности – это запрет (тахрим). И нет довода, уводящего на нежелательность. 

485. Действителен ли добровольный намаз, совершенный в запрещенное время – нет.

Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность» (дополнительно см. уроки по «Правилам фикха»).

486. Совершение намаза, у которого есть причина в запрещенное время – узаконено.

Разрешено совершение добровольных намазов, у которых есть причина (истихара, намаз после омовения и т.п.) в запретное время по некоторым причинам. Из них:

1) Общность узаконенности этих намазов не конкретизирована и сильнее общности запрета, которая конкретизирована обязательными намазами (намаз клятвы, намаз того, кто проспал обязательный намаз и т.п.) – дополнительно см. уроки по Усуль аль-фикх.

2) Эти намазы совершаются из-за причины, поэтому уходит основная причина запрета (уподобление многобожникам).

«لا تحروا بصلاتكم طلوع الشمس و لا غروبها»

3) В некоторых риуаятах хадиса о запрете пришло: «Не стремитесь совершать намаз во время восхода солнца и во время его заката». А тот, который совершает намаз по какой-либо причине, не является тем, кто стремится совершить его именно в это время.

Примечание: совершение намаза джаназа (намаз за покойника) в 3 периода времени не является дозволенным из-за хадиса ‘Укбы (см. вопрос 482), ведь в нем пришел запрет на похороны покойника, а между похоронами и намазом джаназа есть сильная связь.  

487. Распространяется ли запрет на совершение добровольного намаза во время зенита и на пятницу – нет.

«من اغتسل ثم أتى الجمعة فصلى ما قُدر له حتى يأتي الإمام…»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Кто возьмет гусль, затем придет на пятничный намаз, и совершит то, что предписано ему до того, пока не придет имам…». (Муслим). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил совершать добровольные намазы до выхода имама, а он обычно выходит к людям сразу после отхода солнца от зенита.

488. Можно ли совершать два ракаата намаза после тауафа в запрещенное время – да.

«يا بني عبد منافٍ لا تمنعوا أحدا طاف بهذا البيت و صلى أيَّةَ ساعة شاء من ليل أو نهار»

Довод – хадис Джубейра ибн Мут’има марфу’ан: «О бану ‘Абду манаф! Не запрещайте никому обходить вокруг Дома, и совершать намаз в любой час дня и ночи, когда он хочет». (Пятеро). Достоверный. Достоверным его назвали шейхи аль-Альбани и Мукбиль.

489. Относится ли запрет на совершение намазов в запрещенные времена на все местности – да. Потому что хадисы о запрете обобщенные (см. вопрос 482), а в хадисе Джубейра ибн Мут’има (см. вопрос 488) имеется в виду два рака’ата после тауафа, и это – намаз, связанный с причиной.

Примечание: хадис Абу Зарра марфу’ан: «Пусть никто ни в коем случае не совершает намаз после рассвета, пока не взойдет солнце, и после ‘Асра, пока не закатиться солнце, кроме как в Мекке, кроме как в Мекке». (ад-Даракутни) – слабый. В нем: 1) ‘Абдуллах ибн Муаммаль (مؤمَّل) — слабый, к тому же, этот хадис хафизы отвергли в его сторону («аль-Мизан» аз-Захаби). 2) Его шейх – Хумейд вольноотпущенник ‘Афра (عفراء) – неизвестный (маджхуль). 3) В нем есть пропуск, ведь Муджахид не слышал хадисов от Абу Зарра (мункаты’).

490. Совершил намаз, затем пришел в другую мечеть, должен ли присоединиться к джамаату в запрещенное времяда.

«صلينا الفجر مع النبيﷺ فلما انصرف إذا هو برجلين لم يصليا مع القوم فقال: ما منعكما أن تصليا معنا؟ قالا: قد صلينا في رحالنا قال: فلا تفعلا إذا صليتما في رحالكما ثم أدركتما الإمام و لم يصل فصليا معه فإنها لكما نافلة»

Довод – хадис Язида ибн уль-Асуада: «Однажды мы совершили утренний намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и когда он закончил намаз, то увидел двух людей, которые не совершали намаз в коллективе. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: «Что запретило вам совершить намаз с нами?» Они сказали: «Мы уже совершили его дома». Он сказал: «Больше так не делайте. Если вы совершили намаз в своих домах, а затем застали имама, тогда совершите намаз с ним, ведь он будет для вас добровольным намазом»». (Ахмад). Достоверный («ас-Сахих уль-Муснад»).

491. С исчезновением какого зарева – красного или белого заходит время ‘Иша – красного.

«وقت المغرب ما لم يغب فور الشفق و في رواية: ثور الشفق»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Магриб продолжается до тех пор, пока не уйдет кипение зарева». (Абу Дауд). А в риуаяте пришло: «восстание зарева». Достоверный. А кипение и восстание зарева больше похоже на красноту.

 Примечание: 1) Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Зарево – это краснота. И если ушло зарево, то намаз стал обязательным». (ад-Даракутни) – слова Ибн ‘Умара (маукуф), а не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. ‘Атик (عتيق) ибн Я’куб поднял хадис, но ‘Убейдуллах ибн ‘Умар аль-‘Умари и Ибн Нафи’ от Нафи’а передали его со слов Ибн ‘Умара (маукуф). И посчитали, что это – слова Ибн ‘Умара: аль-Бейхакы («аль-Кубра»), аз-Зейла’и («Нас бур-Райя»), Ибн Раджаб («Фатх уль-Бари») и др.

2) Установлено от Анаса, что под изчезновением зарева имеется в виду исчезновение белизны (‘Абдурраззак и Ибн уль-Мунзир). Поэтому безопаснее оттянуть, пока уйдет белизна, чтобы выйти из разногласия. И обычно разница между исчезновением красноты и белизны небольшой период (около 10 минут).

492. Описание двух рассветов – ложного и правдивого – ложный вертикальный снизу вверх, затем исчезает, вновь наступает темнота, затем появляется правдивый рассвет – горизонтальный.

Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Фаджр бывает двух видов: тот, во время которого запрещена еда и разрешен намаз, и тот, во время которого запрещен намаз и разрешена еда». (Ибн Хузейма, аль-Хаким) – слова Ибн ‘Аббаса (маукуф). Абу Ахмад аз-Зубейри единственный, который поднял этот хадис (марфу’), противореча остальным ученикам ас-Саури, которые передали его в виде маукуф. Сказал Ибн Хузейма («ас-Сахих»): «Никто не поднимал этот хадис до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в этом мире, кроме Абу Ахмада аз-Зубейри». И пришел хадис Джабира марфу’ан с похожим смыслом, в котором есть добавка к правдивому рассвету: «он распространяется горизонтально на горизонте», а к ложному: «он подобен хвосту волка» (аль-Хаким) — слабый, отосланный (мурсаль). Сказал аль-Бейхакы: «Более правильно, что он отосланный (мурсаль). И в виде мурсаль его передал также ад-Даракутни». («ас-Сунан»).

493. Желательность совершения намазов в начале времени, кроме тех, которые являются исключением – желательно. См. выше вопросы 467 – 469 и 471.

Примечание: 1) Хадис Ибн Мас’уда марфу’ан: «Лучшее дело – намаз в самом начале его времени». (аль-Хаким) – слабый. В нем: ‘Али ибн Хафс (шейх, садук) противоречит ученикам Шу’бы. Все они передают со словом: «намаз в его время», и их поддерживает версия аль-Бухари и Муслима: «Лучшее дело – намаз в его время, затем доброе отношение к родителям…».

2) Хадис Абу Махзуры марфу’ан: «Начало времени – довольство Аллаха, середина времени – милость Аллаха, конец времени – прощение Аллаха». (ад-Даракутни) – очень слабый. В нем: Ибрахим ибн Закария аль — ‘Иджли (передает ложные хадисы и Ибн Хиббан обвинил его во лжи).

494. Можно ли совершать какой-либо намаз, кроме двух ракаатов Сунны после рассвета до намаза Фаджр – нет.

«لا صلاة بعد الفجر إلا سجدتين»

Довод – хадис Хафсы (см. вопрос 483) и хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Нет намаза после рассвета, кроме двух рака’атов». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: Мухаммад ибн уль-Хусейн (الحصين), про которого также говорили: Айюб ибн уль-Хусейн – неизвестный (маджхуль). Но его поддерживает похожий хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан (ад-Даракутни) — слабый. В нем: ‘Абдуррахман ибн Зияд аль-Ифрики – слабый. А также его поддерживает отосланный хадис (мурсаль) Са’ида ибн уль-Мусайиба с хорошим иснадом до него марфу’ан о Фаджре: «Нет намаза после азана, кроме двух земных поклонов (рака’атов – прим. пер.)» (аль-Бейхакы).

«أنه رأى رجلا يصلي بعد طلوع الفجر أكثر من ركعتين يكثر فيها الركوع و السجود فنهاه فقال: يا أبا محمد أيعذبني الله على الصلاة؟ قال: لا لكن يعذبك على خلاف السنة»

Примечание: однажды Са’ид ибн уль-Мусейиб увидел человека, который совершал больше двух рака’атов после рассвета, совершая много земных и поясных поклонов. Он запретил ему это. Тогда тот человек сказал: «Абу Мухаммад! Разве Аллах подвергнет меня наказанию из-за того, что я совершаю намаз?» Он ответил: «Нет, но Он подвергнет тебя наказанию за противоречие Сунне». (аль-Бейхакы). Достоверное сообщение.

495. Можно ли восполнить Сунну Зухра после ‘Асра – да, если она пропущена по уважительной причине.

«صلى النبيﷺالعصر ثم دخل بيتي فصلى ركعتين فسألته فقال: شُغلت عن ركعتين بعد الظهر فصليتهما الآن فقلت: أفنقضيهما إذا فاتتا؟ قال: لا»

Довод – хадис Умм Салямы: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз ‘Аср, затем зашел ко мне домой и совершил два рака’ата. Я спросила его об этом, на что он сказал: «Меня отвлекли от двух рака’атов после Зухра, поэтому я совершил их сейчас». Тогда я спросила: «Нужно ли нам восполнять их, если не сможем совершить их вовремя?» Сказал: «Нет»». (Ахмад). Достоверный, кроме добавки: «Тогда я спросила: «Нужно ли нам…» и до конца хадиса. Эта добавка – отклоненная (шазза). В ней: уединение Язида ибн Харуна и противоречие четверым передатчикам, которые передали его без этой добавки. И хадис с похожим словом без добавки пришел у аль-Бухари и Муслима и др. И слабой эту добавку назвал аль-Бейхакы («аль-Ма’рифа»).

496. Можно ли восполнять Сунну намазов в запрещенные времена – да. Этот вопрос возвращается к вопросу 486.

497. Возмещение Сунны Фаджра после намаза Фаджрлибо после намаза и до восхода, либо после восхода. Нет достоверного хадиса в этом вопросе, поэтому человек имеет выбор, упомянутый выше из-за аналогии на то возмещение намаза Сунны, которое упомянуто в хадисе Умм Салямы (см. вопрос 495).

Примечание: возмещать Сунну намаз может тот, кто упустил его по уважительной причине. А также можно возмещать упущенные Сунны намазы во все 5 времен намазов. А тот, кто скажет, что это касается только ‘Асра, тот обязан привести довод на это ограничение.

498. Если проспал намаз или забыл его совершить своевременно – обязан совершить после того, как проснется или вспомнит.

Довод — хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нем, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем», а в риуаяте: «ведь его время тогда, когда он вспомнит о нем». (Согласованный).

499. Кто проснулся или вспомнил, а намаз уже вышел, нужно ли совершить намаз без отлагательств – да.

Довод – хадис Анаса (см. вопрос 498). Ведь в хадисе пришло: «пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем».

500. Если забыл совершить или проспал более одного намаза, должен ли совершить их по порядку это лучше, но если совершил не по порядку, то намазы действительны.

Довод – желательно из-за того, что так делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в «битве у рва», когда совершил намаз Зухр, затем ‘Аср, затем Магриб. Но одно действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без приказа не указывает на обязательность.

Примечание: 1) Тот, кто будет противоречить порядку намеренно, чтобы противоречить Сунне, тот попал в нововведение. 2) Если пропустил намаз Зухр, зашел в мечеть, а коллектив (джама’ат) совершают намаз ‘Аср, то совершает с ними с намерением на Зухр. А если пропустил Магриб, а они совершают ‘Иша, то совершает с ними с намерением на Магриб, и когда имам дойдет до третьего рака’ата, остается в том же положении, не встает на четвертый рака’ат и когда они дойдут до ташаххуда, то заканчивает с ними. 

501. Если забыл совершить намаз и вспомнил о нем во время совершения следующего намаза – дочитываешь тот намаз, который совершал, затем совершаешь тот, который пропустил.

«نام عن صلاة الفجر حتى طلعت الشمس ثم سار قليلا ثم صلى ثم قال: إن هذا منزل حضرَنا فيه الشيطان»

Ведь можно отложить намаз на некоторое время при уважительной причине, как это сделал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды он проспал намаз Фаджр так, что уже вышло солнце. Затем ушел в другое место, совершил там намаз и сказал: «Это – то место, в котором нас посетил шайтан». (Муслим).