004. О разрешенности сделки ‘арая

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

4. Глава о разрешенности сделки ‘арая, о продаже недвижимости (земля, дома, деревья), плодов и зерен.

  1. Что такое сделка ‘арая, и какие ее виды бывают – сделка «‘арая» – это исключительный, разрешенный вид из общего запретного вида сделки «музабана» (см. ответ 2819). Виды: а) когда человек приходит к владельцу пальмы и говорит: «продай мне финики твоей пальмы, за сухие финики того же объема, по измерению специалиста. Затем владелец пальмы берет сухие финики, и дает возможность этому человеку есть финики с пальмы, пока не съест свой объем б) владелец пальмы дарит бедняку свежие плоды пальмы, которые он ест прямо с пальмы. Затем, когда этот бедняк начинает приносить затруднению хозяину пальмы тем, что постоянно ходит на его плантацию, он выкупает у этого бедняка подаренные ранее свежие финики сухими в измеренном специалистом объеме в) владелец пальмы дарит бедняку свежие финики, но бедняк хочет финики сухие, поэтому продает эти свежие финики кому-либо в обмен на сухие г) когда специалист по определению объема фиников на пальме приходит к владельцу пальмы, чтобы замерить объем его закята. Затем оставляет без замерения несколько пальм, затем хозяин этих пальм продает свежие финики в обмен на сухие. Последнее не разрешено, т.к. замеритель объема закята не должен оставлять часть пальм без замерения. Что касается вида (б), то он также может быть запрещен, т.к. подаривший не имеет права возвращаться к своему подарку, даже путем его выкупа. То же самое (в) – если бедняк продает обратно подарившему, то нельзя, если же кому-либо иному, то можно.
  2. Каково постановление сделки ‘арая – разрешена.
  3. В каком объеме разрешена сделка ‘арая – менее 5 уасков.
  4. Можно ли купить или продать более 5 уасков за несколько сделок – продать можно разным покупателям. Но один покупатель не может купить 5 уасков или более за несколько сделок.
  5. Каковы условия действительности сделки аль-‘арая – этому несколько условий: а) чтобы сделка производилась, исходя из замерки специалиста б) чтобы передача товара произошла во время заключения сделки (сухие финики были перенесены продавцом плодов, а пальма, на которых свежие финики, была передана в пользование покупателю) в) чтобы покупателем был тот, кто нуждается в употреблении в пищу свежих фиников г) чтобы сделка была объемом меньше 5 уасков д) чтобы покупатель заключал сделку с намерением того, что будет есть свежие финики с дерева (если же он имел такое намерение, но затем сорвал финики и высушил их, или оставил финики сохнуть на дереве и не стал их есть, то сделка остается действительной. Если же покупатель изначально имел намерение высушивания фиников, то сделка недействительна).
  6. Является ли ‘арая действительной, если она произошла из-за нужды владельца пальмы в сухих финиках – нет.
  7. Разрешена ли ‘арая в чем-либо, кроме фиников – нет.
  8. Можно ли продавать плоды дерева, тогда как они еще даже не созданы – нет, единогласно.
  9. Можно ли продавать плоды, которые появились, но еще не вступили в стадию начального созревания – нет, кроме как с условием того, что покупатель сорвет их сразу после сделки. И даже это будет действительным только в том случае, если сорванные в этом состоянии плоды имеют пользу.
  10. Можно ли продавать дерево, повышая цену за плоды, до начала их вступления в начальную стадию созревания – да.
  11. Можно ли продать плоды, до начала их созревания, хозяину дерева – нет (эта ситуация может возникнуть в следующих обстоятельствах: а) если хозяин дерева продаст дерево покупателю, но с исключением плодов. Затем решит продать покупателю еще и плоды, но отдельным договором б) если человек перед смертью оставит завещание о том, что плоды таких-то деревьев – право пользования такого-то бедняка. Затем этот бедняк решит продать плоды хозяину этого дерева (которое перешло в его владение в качестве наследства от покойного).
  12. Как определить то, что плоды вступили в пору начального созревания – если эти плоды из тех, которые меняют цвет, то по изменению цвета (покраснение или пожелтение и т.п.). Если же это плоды из серии тех, которые не меняют цвета, то по мягкости плода или его сочности, или его сладости.
  13. Можно ли продавать непоявившиеся овощи с плантации, плоды которых появляются одни за другими (как огурец или кабачок и т.п.) – можно при нужде (как если плантация очень большая так, что сбор имеющихся плодов требует столько времени, что до окончания сбора плодов на конце плантации уже появляется плоды, которых не было при заключении договора). Если же нужды к этому нет, то нельзя.
  14. Можно ли продавать непоявившиеся плоды овощей вместе с их основой (т.е. напр. с самим огуречным деревом) – да.
  15. Если плоды продаются после начала их созревания, нужно ли обуславливать это немедленным срыванием плодов, или их оставлением – нет.
  16. Кто обязан поливать и выращивать плоды после продажи дерева – здесь может быть две ситуации: а) плоды остаются продавцу б) плоды переходят к покупателю вместе с деревом. В обоих случаях поливка дерева и выращивание плодов до их полного созревания – обязанность продавца.
  17. Может ли покупатель плодов продать их кому-либо, не сорвав их с дерева – да.
  18. Можно ли продавать все плоды дерева, если созревать начали только некоторые из этих плодов – да.
  19. Можно ли продавать плоды всех деревьев рощи одного сорта фруктов, если созревать начали плоды лишь одного дерева – да.
  20. Если один сорт какого-либо вида фруктов начал свое созревание, можно ли продать плоды также и других сортов этого вида – нет.
  21. Если начали созревать плоды одной плантации или рощи, можно ли продавать плоды другой рощи того же вида плодов – нет.
  22. Что такое природное происшествие или катаклизм, который губит плоды и посевы – в основе это любое происшествие, отразить которое человек не в силах (ветер, град, мороз, тирания правителя, потом, пожар и т.п.).
  23. Кто несет расходы за погубленный урожай, который был продан после его вступления в стадию созревания – покупатель.
  24. Касается ли постановление погубленных плодов также и посевов зерна – да.
  25. Кто несет расходы за погубленный на арендованной земле урожай – арендатор (хозяин урожая).
  26. Что подразумевается под опылением дерева, упомянутым в хадисе – раскрывание завязи пальмы, затем вкладывание в эту завязь пыльцы мужского дерева.
  27. Кому переходят плоды, которые на дереве при продаже этого дерева – если продажа дерева произошла после его опыления, то плоды остаются продавцу, кроме как, если покупатель обговорит их переход ему. Если же до опыления, то покупателю, кроме как, если продавец обговорит их переход ему.
  28. Обязан ли продавец дерева сорвать еще несозревшие плоды, которые остаются ему после продажи дерева – нет.
  29. Кому остаются плоды деревьев, если хозяин продает эти деревья, опылив лишь некоторые из них – те, которые опылил – продавцу, а которые нет – покупателю.
  30. Кому остаются плоды дерева, если его продавец опылил лишь часть дерева – продавцу.
  31. Имеет ли право покупатель дерева запретить продавцу поливать это дерево для пользы плодов – нет, но продавец должен поливать дерева лишь в необходимых рамках, не делая этого без нужды.
  32. Как поступать хозяину плодов, если его плоды наносят вред дереву, которое он продал – если вред этот серьезен так, что угрожает гибели дерева, или влечет за собой существенное уменьшение урожая в следующие годы, то в этом случае продавец может быть заставлен к преждевременному сбору урожая.
  33. Если продавец продал дерево так, что имеющиеся на нем плоды остаются ему, но затем на дереве выросли новые плоды – если одни плоды отличаются от других, то каждый забирает свои плоды. Если не отличаются, тогда каждый забирает в приблизительном процентном объеме. Если и это неизвестно, то приходят к мирному договору, но сам договор не аннулируется.
  34. Кому остается урожай земли, которую выставили на продажу – продавцу.
  35. Кому остается урожай земли, выставленной на продажу, если этот урожай собирают несколько раз за сезон – продавец имеет право на сбор имеющегося урожая, а остальные сборы урожая принадлежат покупателю.
  36. Кому переходят постройки и деревья, имеющиеся на земле, которую выставили на продажу – покупателю, кроме как, если обратное не обговорено в договоре.
  37. Переходят ли права на земельный участок тому, кто покупает дерево или постройку на этом земельном участке – в основе нет, кроме как, если обратное не обговорено в договоре.
  38. Если человек покупает дом, переходит ли в его владение также и то, что есть в этом доме в его владение переходит все, что имеется в этом доме из закрепленных предметов (как установленные двери, окна, стены, прикрученные полки и т.п.). А то, что не прикреплено, забирается продавцом (мебель, ковры, шторы, неустановленные двери и т.п.).
  39. Кто имеет право на клад, обнаруженный внутри проданной земли — продавец или покупатель – если на обнаруженном кладе написано, что он принадлежит кому-либо из людей, то тому, о ком написано. Также, если продавец может доказать, что это он закопал этот клад в землю, то также переходит ему. Если же на нем не указано имя владельца, то покупателю. Если же клад нашли рабочие, то если работодатель нанял их специально для поиска клада, то работодателю, если же для иных целей, то рабочим.
  40. Если на проданной земле располагается колодец или источник воды, переходят ли права на них покупателю – право на владение колодцем переходит к покупателю так, что он владеет самим колодцем (может разобрать его, или продать и т.п.). Что касается воды в этом колодце, то к покупателю переходит право преимущественного владения этой водой так, что он может использовать ее первым для своих нужд, также может продавать ее из своего колодца, но та вода, которая превышает его нужды – он не имеет права запрещать ее другим также, как не имеет права запрещать сам источник и перекрывать его, не допуская к остальным.
  41. Кому переходит имущество раба при продаже этого раба – основа, что имущество раба остается продавцу, кроме как, если покупатель не обговорит обратное.