004. Глава о сутре (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/004-glava-sutre-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

4. Глава о сутре

679. Можно ли проходить перед совершающим намаз человеком – запрещено.

«لو يعلم المارُّ بين يدي المصلي ماذا عليه لكان أن يقف أربعين خيرا له من أن يمُر بين يديه و لا أدري: أقال: أربعين يوما أو شهرا أو سنة»

Довод – хадис Абу Джухеймы марфу’ан: «Если бы человек, проходящий перед совершающим намаз, знал, что на нем, то стоять сорок было бы лучше для него, чем проходить перед ним». И я не знаю, что он сказал: «Сорок дней или месяцев или лет». (Согласованный).

Примечание: и если совершающий намаз намеренно не запретил другому человеку пройти перед ним, то грех записывается обоим. Первому из-за хадиса Абу Джухеймы, а второму из-за того, что он не выполнил приказ (см. вопрос 686).

680. Можно ли проходить перед совершающим намаз если перед ним нет сутры – запрещено, кроме как если проходить на далеком расстоянии.

Довод – общность хадиса Абу Джухеймы (см. вопрос 679).

Примечание: передавать что-либо (книгу, обувь) перед совершающим намаз нежелательно из-за того, что это отвлекает его (фетва шейха Мукбиля), и лучше передавать сзади него. 

681. Если не установил сутру, то до какого расстояния он может запрещать проходить перед ним – до такого расстояния, что если он пойдет отталкивать проходящего, то количество его шагов не сделает намаз недействительным.

682. Можно ли проходить перед рядами людей, которые совершают намаз за имамом – да.

«أقبلت راكبا على حمار أتانٍ و أنا يومئذٍ قد ناهزت الاحتلام و رسول اللهﷺ يصلي بالناس بمنىً إلى غير جدار فمررت بين يدي بعض الصف فنزلت و أرسلت الأتان ترتع و دخلت في الصف فلم ينكرْ ذلك علي أحد»

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса: «Однажды я приехал на ослице, и в тот момент я был близок к совершеннолетию, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в Мине, и перед ним не было стены. Я проехал между некоторыми рядам, затем спустился с ослицы и отправил ее пастись, а затем пошел в ряд, и никто не порицал меня за это». (Согласованный).

Примечание: этот хадис конкретизирует общность хадиса Абу Са’ида (см. вопрос 693) и хадис Ибн ‘Умара (см. вопрос 686) относительно тех, которые совершают намаз за имамом.

683. Какой высоты должна быть сутра – примерно с локоть (не включая кистей рук), можно немного выше и ниже.

«سئل النبيﷺ في غزوة تبوك عن سترة المصلي فقال: مثل مُؤْخِرَة الرَّحْل»

Довод – хадис ‘Айши: «Во время похода на Табук пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о сутре совершающего намаз, на что он ответил: «Она должна быть подобно седлу (задней части (спинке)) верхового животного»». (Муслим). А также хадис Абу Зарра (см. вопрос 689). 

Примечание: можно сказать муъхира или муаххира или аахира (مُؤْخرة أو مُؤَخرة أو آخرة).

684. Какой ширины должна быть сутра – конкретная минимальная ширина не установлена в контекстах, но сутра должна быть видна проходящему и не быть слишком узкой.

685. Какое расстояние должно быть между человеком и сутрой – так, чтобы от его головы, когда она в земном поклоне до сутры было расстояние, в которое помещается средних размеров овечка. Это примерно равняется трем локтям среднего человека, т.е. от места человека (когда стоит) до сутры (включая кисти рук).

«أن النبيﷺ حين دخل الكعبة جعل بينه و بين الجدار ثلاثة أذرع و كان ابن عمر يفعل ذلك»

Довод — хадис Биляля о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Каабу, и совершил намаз, то оставил между собой и стеной три локтя. И когда Ибн ‘Умар узнал об этом, то делал так. (аль-Бухари).

«كان بين مصلى رسول اللهﷺ و بين الجدار مَمَر شاة»

А также хадис Сахля ибн Са’да: «Между местом, где совершал намаз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и стеной, было расстояние для овечки». (Согласованный). Под местом, где совершал намаз, имеется в виду место земного поклона, ведь неразумно оставлять между тем местом, где стоишь и стеной расстояние овечки.

686. Обязательно ли ставить сутру или это лишь желательно – обязательно.

«لا تصل إلا إلى سترة و لا تَدَعْ أحدا يمر بين يديك و بين السترة»

Довод — хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Не совершай намаз, кроме как, поставив перед собой сутру, и не позволяй никому проходить между тобой и сутрой». (Ибн Хузейма). Достоверный.

Также хадис Абу Зарра (см. вопрос 689). И то, что не передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он оставлял сутру, но наоборот он не оставлял ее ни в пути, ни дома.

Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Однажды я вместе с одним мальчиком из бану Хашим приехали на осле, проехали перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, тогда, когда он совершал намаз, слезли с осла и отпустили его пастись. Затем мы зашли с ним в намаз. Тогда один человек спросил: «А было ли перед ним копье?» Сказал: «Нет»». (Абу Я’ля) – достоверный, кроме добавки: «А было ли перед ним копье?» Сказал: «Нет». В ней: уединение ‘Али ибн Джа’да (крепкий) и противоречие семерым или больше крепким передатчикам от Шу’бы, которые не передавали эту добавку. К тому же, если бы перед ним не было бы сутры, то его намаз стал бы недействительным из-за того, что они проехали перед ним на осле (см. вопрос 689). 

687. Обязательно ли ставить сутру в Мекке и в Запретной мечети – да, кроме как, если идет сезон Хаджа и сутра может привести к столпотворению и давке, то отталкивать проходящих перед тобой людей не надо.

Довод – общность хадисов про сутру.

«أن النبيﷺ صلى بالبطْحاء و هو أبطح مكة في حجته إلى عنزة»

Также хадис Абу Джухейфы о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в местечке аль-Батха, а это — одна из долин Мекки, во время Хаджа и перед ним было копье. (аль-Бухари).

Сезон Хаджа и т.п. — правило фикха – «Тяжести приносят облегчение». Если есть возможность совершать намаз там, где нет столпотворения, тогда должен пойти туда, а если нет такой возможности, то нет на нем греха ин шаа Аллах за то, что не запрещает людям проходить перед ним во время намаза.

688. О необходимости приближаться к сутре – на такое расстояние, которое указано в ответе на вопрос 685.

689. Прохождение чего перед молящимся, делает его намаз недействительным – совершеннолетней женщины, осла и черной собаки.

«يقطع صلاة المرء المسلم إذا لم يكن بين يديه مثل مُؤَخرة الرحل – المرأة و الحمار و الكلب الأسود و الحديث فيه: الكلب الأسود الشيطان»

Довод – хадис Абу Зарра марфу’ан: «Намаз мусульманина прерывает женщина, осел и черная собака, если перед ним не будет сутры с размером седла», и в нем приходит: «…черная собака – шайтан». (Муслим).

Примечание: 1) В похожем хадисе (кроме конца) Ибн ‘Аббаса пришло ограничение женщины совершеннолетней женщиной (Абу Дауд) – маукуф (слова Ибн ‘Аббаса). В нем: Шу’ба поднял хадис до пророка (марфу’), а другие ученики Катады противоречили ему и передали его как слова Ибн ‘Аббаса (маукуф). А они – Са’ид ибн Аби ‘Аруба, Хишам ад-Дастауаи и Хаммам. Сказал Яхья аль-Каттан: «Шу’ба поднял этот хадис, а я с ним не согласен, и боюсь, что он ошибся». Сказал имам Ахмад: «То, что он – маукуф ближе, чем марфу’». И правильно то, что это — слова Ибн ‘Аббаса, а не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по нескольким причинам. Из них: А) Сам Шу’ба передавал его также в виде маукуф («Фатх уль-Бари» Ибн Раджаба). Б) Вместе с Катадой (шейх Шу’бы) его в виде маукуф от Джабира ибн Зейда (шейх Катады) передавал Сулейман ат-Тейми (‘Абдурраззак). В) Вместе с Джабиром ибн Зейдом в виде маукуф его передали ‘Икрима и ‘Убейдуллах ибн Аби Язид аль-Мекки (‘Абдурраззак). Г) Передача хадиса Хишама ад-Дастауаи и Са’ида ибн Аби ‘Арубы от Катады сильнее, чем передача Шу’бы.

2) Хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Ничего не прерывает намаз (даже если пройдет перед тобой кто и что угодно – прим. пер.), но старайтесь не пускать перед собой никого, насколько сможете». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Муджалид ибн Са’ид аль-Хамдани – слабый и запутался (марфу’ или маукуф).

3) Почему ограничили женщину в хадисе совершеннолетней женщиной, вместе с тем, что хадис Ибн ‘Аббаса недостоверный в виде марфу’? Ответ: в арабском языке женщина, не достигшая совершеннолетия – это девочка, и про нее не говорят, что она женщина. И укрепляет это вышеупомянутый асар Ибн ‘Аббаса.

690. Сутра имама — сутра для тех, кто за ним – хадис недостоверный, но смысл его правильный.

Довод – на это указывает хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 682). Передается со слов Анаса марфу’ан: «Сутра имама является сутрой для тех, кто за ним». (ат-Табарани) – слабый. Таким его назвал шейх аль-Альбани. В нем: Суйэйд ибн ‘Абдуль’азиз – слабый передатчик. А также подобное передается от Ибн ‘Умара с его слов (‘Абдурраззак). Слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль – ‘Умари – слабый передатчик.

691. Можно ли проходить за сутрой или на далеком расстоянии – да.

Довод – на это указывает хадис Абу Зарра (см. вопрос 689). 

692. Если женщина прошла перед женщиной становится ли ее намаз недействительным – да.

Довод – общность хадиса Абу Зарра (см. вопрос 689). Это — фетвы шейхов Ибн База и ‘Усеймина. А шейх Мукбиль говорил, что это не делает ее намаз недействительным.

693. Каково постановление о том, чтобы отталкивать того, кто хочет пройти перед тобой в намазе – обязательно.

إذا صلى أحدكم إلى شيء يستره من الناس فأراد أحد أن يَجْتاز بين يديه فلْيدفعْه فإن أبى فلْيقاتلْه فإنما هو شيطان

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Когда кто-либо из вас совершает намаз к сутре, которая прикрывает его от людей, и кто-то хочет пройти перед ним, то пусть оттолкнет его, а если он откажется, то пусть сражается с ним (оттолкнет еще сильнее), ведь поистине, это – шайтан». (Согласованный).

فإن معه قرين

А в риуаяте у Муслима: «Ведь поистине, с ним есть спутник».

694. Если человек уже прошел перед молящимся, нужно ли его возвращать обратно – нет, т.к. это станет еще одним прохождением.

695. Что делать если перед тобой в намазе хочет пройти животное – надо приблизиться к сутре, чтобы животное прошло позади тебя.

«أن شاة أرادت أن تمر بين يدي النبيﷺ فساعاها حتى ألزق بطنه بالحائط و مرت من ورائه»

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды овечка хотела пройти перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, но он опередил ее так, что прислонил свой живот к стене, и она прошла сзади него. (аль-Хаким – «ас-Сахих уль-Муснад»). И похожий хадис пришел со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра у Ахмада. 

Примечание: постановление маленького ребенка, который не понимает такое же, как из-за аналогии на животное.

696. Узаконено ли начертить перед собой черту тому, кто не нашел сутру – нет.

Довод – хадис ‘Айши и Абу Зарра (см. вопрос 683 и 689).

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда один из вас совершает намаз, то пусть поставит перед собой что-нибудь, а если не найдет, то пусть установит палку, и если не найдет ее, то пусть начертит черту, и после этого не навредит ему те, которые будут проходить перед ним». (Ахмад, Ибн Маджа, Ибн Хиббан) – слабый. В нем: запутался сильным запутыванием ‘Али ибн Исма’иль ибн Умейя (мудтариб). И его шейх – неизвестный (маджхуль). К тому же, этот хадис противоречит вышеуказанным достоверным хадисам.

697. Можно ли положить вместо сутры то, что не устанавливается – да, если нет сутры.

Довод – см. вопрос 583.

Примечание: спросили шейха Мухаммада ибн Хизама на уроке: «Можно ли устанавливать шариатские книги в виде сутры?» Он ответил: «Если книга не будет принижаться тем, что люди будут задевать ее ногами, перешагивать через нее и т.п., то нет запрета на это».

698. Можно ли совершать намаз поставив животное как сутру – да.

«جاء عن ابن عمر أن النبيﷺ صلى إلى بعير»

Довод – хадис Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз так что перед ним был верблюд (Согласованный).

699. Нужно ли устанавливать сутру прямо посередине перед собой или с небольшим отклонением – прямо посередине перед собой. Это – основа. И во всех хадисах про сутру пришло «перед собой», и не пришло «перед собой немного справа, немного слева» и т.п.

Примечание: 1) Хадис аль-Микдада ибн уль-Асуада: «Я не видел, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз так, чтобы перед ним была палка, столб или дерево, кроме как делал его на параллели его правой или левой брови. И не становился прямо напротив него». (Ахмад и др.) – недостоверный. В нем: аль-Уалид ибн Камиль – слабый, а также Мухалляб (مُهَلَّب) ибн Хаджар и Дуба’а (ضُباعة) дочь аль-Микдада – оба неизвестные (маджхули).

2) Асар о том, что если ‘Умар видел человека, совершающего намаз без сутры, то усаживал ребенка перед ним (‘Абдурраззак) — слабый. В нем: пропуск.