004. Глава о малом омовении (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/004-glava-vudu-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

4. Глава о малом омовении (вуду).

118. Намерение для омовения – условие (шарт) действительности омовения.

«إنما الأعمال بالنيات»

Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям» (Согласованный).

119. Произнесение намерения вслух – нововведение (бид’а).

Довод – отсутствие довода на это. И приближение к Аллаху тем, что Он не узаконил, является нововведением.

120. Использование сивака при омовении – желательно (мустахаб).

«لو لا أن أشق على أمتي لأمرتُهم بالسواك عند كل الصلاة» «مع كل وُضوءٍ»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если бы я не желал облегчения для моей общины, то повелел бы им использовать сиуак перед каждым намазом» (Согласованный). Пришел риуаят: «во время каждого омовения» (Ахмад).

121. Когда желательно использовать сивак – перед или при малом омовении, перед намазом, перед чтением Корана, перед входом в дом, при изменении запаха изо рта, при просыпании ото сна.

«السواك مُطَهِّرة للفم مرضاة للرب»

1) Вообще сиуак – желателен всегда. Довод – хадис ‘Айши марфу’ан: «Сиуак – очищение для рта и довольство Аллаха» (Ахмад, ан-Насаи и др.) Достоверный.

2) Перед омовением или во время омовения. Довод – риуаят у имама Ахмада и других: «во время каждого омовения».

3) Перед намазом. Довод – хадис Абу Хурейры (см. выше).

4) Во время чтения Корана.

«إن العبدَ إذا تسوك ثم قام يصلي قام الملك خلفه فتسمع لقرآءته فيدنو منه حتى يضع فاه على فيه فما يخرج من فيه شيء من القرآن إلا صار في جوف الملك فطهروا أفواهكم للقرآن»

Довод – хадис ‘Али: «Поистине, если человек почистит зубы сиваком, затем встанет на намаз, то ангел встает позади него. Он слушает, как тот читает Коран, затем он прикладывает свой рот ко рту человека, и все, что выходит из его рта из чтения Корана, непременно попадает внутрь ангела. Поэтому очищайте свои рты для Корана». Слабый марфу’ан (слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует), и достоверный маукуфан (слова сподвижника). Но его постановление — марфу’, потому что сподвижник не мог делать подобные заявления от себя.

А также можно провести аналогию чтения Корана на намаз, ведь и то и другое – общение с Аллахом.

5) После сна.

«كان النبيﷺ إذا قام من النوم يشوص فاه بالسواك»

Довод – хадис Хузейфы: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался ото сна, то чистил свой рот сиуаком» (Согласованный).

6) Перед входом в дом.

«كان النبيﷺ إذا دخل منزله يبدأ بالسواك»

Довод – хадис ‘Айши: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил домой, то начинал с сиуака» (Муслим)

122. Чистить зубы пальцем при омовении – неузаконено.

Все хадисы относительно этого слабые: 1) Хадис ‘Али о том, что однажды он взял омовение, прополоскал рот три раза, и засунул пальцы себе в рот, а затем сказал: «Так брал омовение пророк, да благословит его Аллах и приветствует» (Ахмад)- слабый. В нем: Мухтар ибн Нафи’ – слабый. А также Абу Матар аль-Басри, относительно которого Абу Хатим и аз-Захаби сказали, что он – неизвестный (маджхуль), а Хафс ибн Гияс считал его оставленным передатчиком (матрук).

2) Хадис Анаса: «Вместо сиуака можно использовать пальцы» (аль-Бейхакы) – слабый. В нем: ‘Иса ибн Шу’ейб аль-Басри – в нем есть слабость. И он запутался в передаче хадиса. И оба риуаята хадиса слабые. В одном: ‘Абдульхакам аль-Касмани (القسمني) – его хадисы отвергаемые (мункар), а во втором: неназванный (мубхам). Шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.

3) Хадис ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Музани (у Абу Ну’ейма в «Хилят уль-Аулия») – выдуманный (мауду’). В нем: Касир ибн ‘Абдиллях (от отца от деда) – столп лжи (рукн уль-казиб). 4. Хадис ‘Айши (ат-Табарани) – слабый. В нем: уединение ‘Исы ибн ‘Абдилляха аль-Ансари. Сказал про него Ибн ‘Ади в «аль-Камиль»: «Большинство его хадисов не поддерживаются другими передатчиками».

123. Распространяются ли достоинства сивака на зубную щетку – да.

Довод – аналогия на сиуак. Ведь этим очищается рот, значит, Аллах доволен (см. хадис в начале главы).

124. Какой рукой держать сивак при его использовании – правой.

أن النبي ﷺ في مرض موته نظر إلى سواك في يد عبد الرحمن بن أبي بكر فقلت: أعطني هذا السواك يا عبد الرحمن فأعطانيه فقمضته ثم مضغته ثم أعطيته رسول اللهﷺ فاستن به و هو مستند إلى صدري

Довод – хадис ‘Айши о том, что во время смертельной болезни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на сиуак в руке ‘Абдуррахмана сына Абу Бакра. Я сказала: «Дай мне этот сиуак, ‘Абдуррахман». Затем она сказала: «Он дал мне его. Я очистила его, разжевала и дала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он почистил им зубы, и в это время он опирался на мою грудь» (аль-Бухари). И она не упомянула, что он переложил сиуак в левую руку, тогда, как известно, что брал правой рукой. К тому же, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правшой, и если бы он использовал сиуак левой рукой, то сподвижники непременно бы упоминули этот факт, так как это явление выходит за рамки обычных, привычных явлений. А они не упускали даже мельчайших важных деталей относительно этой религии. А те ученые, которые сказали, что чистить зубы сиуаком нужно левой рукой основывались на то, что сиуак – это то, посредством чего достигается очищение зубов, а это лучше делать левой рукой так же, как нужно подмываться левой рукой после справления естественной нужды и т.п.

125. Мытье кистей рук до омовения – желательно (мустахаб).

«أنَّ عثمانَ دعا بوَضوءٍ فغسل كفيه ثلاث مراتٍ ثم تمضمض و استنشق و استنثر ثم غسل وجهه ثلاث مرات ثم غسل يده اليمنى إلى المرفق ثلاث مرات ثم اليسرى مثل ذلك ثم مسح برأسه ثم غسل رجله اليمنى إلى الكعبين ثلاث مرات ثم اليسرى مثل ذلك ثم قال: رأيت رسول اللهﷺ توضأ نَحْوَ وُضوئي هذا»

Довод – хадис о том, что однажды ‘Усман приказал принести воду, помыл кисти рук трижды, затем прополоскал рот, и набрал воду в нос и высморкался. Затем помыл лицо трижды, затем помыл правую руку до локтя трижды, затем таким же образом левую руку, а затем протер голову. После этого помыл правую ногу до щиколоток трижды, затем таким же образом левую ногу. Затем сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял такое омовение, которое взял я» (Согласованный). Но то, что мыть кисти рук до омовения желательно – единогласно. Его передал Ибн уль-Мунзир («аль-Аусат» 1т./375 стр.), а также ан-Науауи («Шарх на Сахих Муслим» 3т./107 стр.).

126. Что такое полоскание рта – набирание воды в рот, и не ставится условием ее поворачивание во рту или выплевывание. А тот, кто скажет, что это является условием, должен привести довод.

127. Постановление о полоскании рта и набирания воды в нос при омовении – полоскание рта – желательно (мустахаб), а носа – обязательно (уажиб).

«إذا توضأ أحدكم فلْيجعلْ في أنفه ماء ثم لِيستنثر»

Довод на обязательность полоскания носа (истиншак) – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас совершает омовение, то пусть наберет воды в нос, а затем высморкается». (Согласованный) 

А на полоскание рта (мадмада) не пришло достоверного довода с приказом, но пришел хадис ‘Усмана, что он полоскал рот во время омовения. Это указывает только на желательность.

Примечание: что касается полоскания рта и носа, то это не обязательно во время гусля, потому что не пришло приказа на них в гусле.  

128. Постановление о высмаркивании воды из носа при омовении – обязательно (уажиб).

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вышеприведенный хадис) и другие доводы.

129. Какой рукой высмаркиваться – левой.

«أن النبيﷺ استنثر بيده اليسرى»

Довод – хадис ‘Али о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, высмаркивался левой рукой (ан-Насаи и др.).

130. Мытье лица при омовении – обязательно (уаджиб) и столп (рукн) омовения.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (водой) ваши лица». — [5:6].

131. Границы лица – сверху: начиная с того места, где обычно начинают рост волосы надо лбом и до нижней внешней части подбородка, и сбоку: с границ ушного отверстия до противоположного ушного отверстия.

132. Белизна между ухом и бородой – необходимо мыть, потому что она входит в границы лица. Люди видят ее, когда смотрят на человека, если у него нет бороды.

133. Нужно ли мыть волосы (бакенбарды, волосы на скулах и на подбородке) на лице – да.

134. Треугольники над краями лба свободные от волос — необходимо мыть.

135. Нужно ли мыть виски и волосы между ухом и лбом – нет.

Вопросы № 133 и № 134 – входят в границу лица. А № 135 не входит в лицо, а входит в границу головы.

136. Нужно ли мыть кожу под волосами лица – если волосы густые (не видно кожу) – то нет, если редкие, то да.

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть воды и прополоскал ею рот и нос, а затем взял другую горсть воды и помыл ею лицо… (аль-Бухари). И известно, что его борода была густая. Поэтому если бы нужно было мыть кожу под волосами, то невозможно было бы достигнуть этого посредством одной горсти воды.

137. Если человек помыл волосы на лице, а затем удалил их, сохраняется ли омовение – да.

Довод – отсутствие довода на аннулирование омовения.

138. Закапывание воды в глаза при омовении – не узаконено, ибо нет приказа на это в шариате. А также в этом большие затруднения, что противоречит нашему шариату.

139. Мытье бороды, спускающейся ниже подбородка – необязательно, потому что она не входит в лицо.

140. Мытье рук до локтей – обязательно и столп омовения.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей». — [5:6].

141. Входят ли локти в обязательность омовения – да.

«غسل يديه حتى أشرع في العضد ثم غسل رجليه حتى أشرع في الساق»

Довод – хадис Абу Хурейры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время омовения мыл локти рук так, что даже начал заходить в ‘адуд, а также стопы так, что даже начал заходить в голень (Муслим). Этот хадис разъясняет приказ в Коране. 

Примечание: «’адуд» — та часть руки, которая выше локтя и до плеча. Но в хадисе имеется в виду, что узаконено мыть выше локтя, и не нужно понимать, что раз упомянут ‘адуд, тогда можно мыть до самого плеча. Это потому что мытье руки до плеча во время омовения не узаконено Сунной.

142. Нужно ли мыть кисти рук при омовении рук, если ты помыл их до омовения трижды – да, так как мытье в первый раз было желательным, а в этот раз — столп омовения. И кисть входит в понятие «рука».

143. Если у человека лишний палец или рука – если они растут в том месте, мыть которое обязательно, то их нужно мыть, а иначе нет.

144. Если у человека отсутствует часть руки – моет ту часть, которая осталась в том месте, мыть которую обязательно.

145. Мытье протеза руки – не обязательно.

Довод – в аяте сказано: «и ваши руки до локтей». А протез не из рук человека. Но если протез в границах омовения, то см. вопрос 144. 

146. Если у человека грязь под ногтями, мешающая проникновению воды в эти области – надо ее убрать.

147. Обтирание головы – обязательно и столп омовения.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову». — [5:6].

148. Какую часть головы достаточно обтереть при омовении – то, что называется обтиранием.

Довод – аят пришел без ограничений. Поэтому это возвращается к обычаю. К тому же, пришли достоверные асары от Ибн ‘Умара и Салямы ибн уль-Акуа’, что они считали ограничение обтирать часть головы достаточным.

Примечание: речь идет лишь о достаточности для омовения, и нет сомнений, что обтирание всей головы лучше. 

149. Обтирание головы влажной тряпкой – можно, но противоречит Сунне.

Довод – в аяте сказано: «…оботрите ваши головы». Приказ обтирания достигается как рукой, так и тряпкой.

150. Мытье головы вместо обтирания (засунул в воду и высунул без обтирания) – неузаконено.

«من عمِل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد»

Довод – хадис ‘Айши марфу’ан: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто» (Муслим). В Коране пришел приказ обтирать голову. А также в Сунне пришло обтирание. 

151. Обтирание шеи при омовении – нововведение.

Довод – вышеупомянутый хадис Аишы. И поклонение Аллаху тем, что Он не узаконил – нововведение. 

152. Мытье стоп до щиколоток – обязательно и столп омовения.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову и (мойте) ноги до щиколоток». — [5:6].

153. Что такое щиколотки – две выделяющиеся кости на верхней части стопы.

154. Входят ли щиколотки в обязательность омовения – да, как уже было сказано о локтях. См. вопрос 141.

155. Мытье одной части тела более трех раз при омовении – запрещено.

«فمن زاد على الثلاث فقد أساء و تعدى و ظلم»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Тот, кто добавил больше трех раз, тот поступил плохо, преступил границы и поступил несправедливо» (Ахмад, Абу Дауд). Хороший.

156. Действительно ли омовение, в котором помыли одну часть тела более трех раз – да, но с грехом. И это потому что не пришел запрет на саму сущность подобного омовения (см. уроки по «Усуль аль-фикх»).

157. Если сомнение помыл ли два раза или три, можно ли помыть еще раз – да.

Правило — «Убежденность не уходит из-за сомнения». Поэтому действуешь по убежденности.

158. Мытье одной части тела всего один раз при омовении – разрешено ограничиться этим.

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть воды и прополоскал ею рот и нос, а затем взял другую горсть воды и помыл ею лицо… (аль-Бухари)

159. Мытье некоторых частей тела один раз, а некоторых два или три в одном омовении – узаконено.

«توضأ فغسل وجهه ثلاثا و غسل يديه مرتين و مسح برأسه مرة»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда относительно описания омовения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помыл лицо три раза, затем руки два раза, затем протер голову один раз. (Согласованный)

160. Обтирание головы более одного раза – неузаконено.

Довод – хадис ‘Айши (см. вопрос 150). В Сунне пришло, что обтирание головы – один раз.

«قال: ومسح برأسه واحدة»

Довод – со слов ‘Али: «И протер голову один раз» (Трое). Достоверный. А хадисы про 3 раза либо не указывают явно на это, либо недостоверные:

1. Хадис ‘Усмана о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мыл органы омовения по три по три раза (Муслим). Этот хадис обобщенный, и его раъясняют другие хадисы.

2. Также хадис ‘Усмана о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение и протер голову три раза (Абу Дауд) – слабый, отклоненный (шазз). Таким его назвали Абу Дауд, аль-Бейхакы и ад-Даракутни.

3. Хадис ‘Али (ад-Даракутни) – слабый. В нем: Абу Ханифа – слабый передатчик, к тому же, противоречил хафизам.  

161. Как обтирать голову при омовении – начиная с передней части головы и до затылка включительно.

«بدأ بمقدمة رأسه حتى ذهب بهما إلى قَفاهُ ثم ردهما إلى المكان الذي بدأ منه»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал с передней части головы и протер до затылка, затем вернулся на то место, с которого начал». (Согласованный)

162. Являются ли уши частью головы – да, но хадис об этом слабый.

163. Постановление обтирания ушей – желательно (мустахаб).

Довод – в контекстах шариата не пришло приказа обтирать уши, но пришло действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

«ثم مسح برأسه و أدخل إصبعيه السباحتين في أُذُنه ومسح بإبهاميه ظاهرَ أُذُنيه».

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «А затем он протер голову, и засунул указательные пальцы в уши, а большими пальцами протер внешнюю часть ушей». (Абу Дауд, ан-Насаи). Хороший.

Примечание: хадис, упомянутый в 162 ответе: «Уши из головы». У него несколько путей, которые собрал ад-Даракутни (в «Сунане») и аль-Бейхакы (в «аль-Хилафият»). Но все его иснады слабые, и он не поднимается до уровня принимаемого хадиса. А что касается мнения аз-Зухри о том, что уши относятся к лицу, а не к голове из-за хадиса ‘Али марфу’ан: «Мое лицо сделало земной поклон Тому, Кто его сотворил, придал ему облик, и вывел его слух и зрение…» (Муслим), поэтому их нужно мыть вместе с лицом, то оно неправильно. Это потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал уши вместе с головой, а также потому, что земной поклон делает не только лицо, а вся голова. А земной поклон в хадисе был приписан только к лицу из-за того, что именно на него человек делает земной поклон.

164. Как обтирать уши – указательным пальцем внутреннюю раковину и отверстие ушей, большим пальцем внешнюю часть ушей. (см. разбор предыдущего вопроса).

165. Если обтер уши, то можно ли не обтирать голову – нет.

Некоторые ученые передали единогласное мнение на это. Из них: Ибн Хазм («аль-Мухалля») и ан-Науауи («аль-Маджму’») И никто из людей не понимает из выражения «протер голову» — протер только уши.

166. Высмаркивание после ночного сна – обязательно (уажиб) три раза при малом омовении.

«إذا استيقظ أحدكم من نومه فتوضأ فلْيستنثر ثلاثا فإن الشيطانَ يبيت على خَيشومه»

Довод – один из риуаятов хадиса Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас проснется от ночного сна и совершит омовение, то пусть высморкается три раза, ведь шайтан ночует внутри его носа». (аль-Бухари).

Примечание: если во время этого омовения высморкается один раз, а не три, то омовение действительно с грехом, ведь приказ не касается самого омовения (см. уроки по «Усуль аль-фикх»).

167. Мытье рук после ночного сна — обязательно (уажиб) три раза перед опусканием рук в сосуд.

«إذا استيقظ أحدكم من نومه فلا يغْمِسْ يده في الإناء حتى يغسلَها ثلاثا فإنه لا يدري أين باتت يده»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас проснулся ото сна, то пусть не опускает руки в сосуд, кроме как, помыв их перед этим трижды, ведь он не знает, где ночевала его рука». (Согласованный).

168. Нужно ли мыть руки после пробуждения от дневного сна – нет. В хадисе имеется в виду только ночной сон. Ведь пришло: «ночевала его рука».

169. Почему нужно мыть руки после ночного сна – шайтан может что-либо делать с ними. Ведь причина в хадисе связана с рукой, поэтому исключается причина «только из-за поклонения» (та’аббудия). А также исключается то, что человек может касаться рукой нечистых мест, ведь тогда бы хадис не распространялся на того, кто ночевал в перчатках, крепко привязав их к рукам. Но хадис общий, поэтому остается только первая причина.

170. Если опустил руки в сосуд после ночного сна, не помыв их предварительно, то, что с водой – чистая (не нажас).

171. Если рука во время сна была одета во что-либо – все равно надо мыть.

172. Нуждается ли мытье рук после ночного сна в намерении – нет.

173. Что значит полноценно взять омовение – это выражение имеет два значения: 1. выполнить омовение, совершив все обязательные и желательные его действия 2. чтобы все обязательные органы тела были задеты водой.

«أنه دفع مع النبيﷺ من عرفة فنزل بالشعب قال: فبال و توضأ و لم يُسبغِ الوُضوء»

Довод на 1-ый пункт – хадис Усамы ибн Зейда о том, что однажды он спустился с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с ‘Арафата и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в одном из ущелий. Усама сказал: «Он справил малую нужду, а затем взял неполноценное малое омовение». (Согласованный).

«إذا قمت إلى الصلاة فأسبغِ الوُضوء ثم استقبلِ القبلة…»

Довод на 2-ой пункт – хадис Абу Хурейры «о том, кто плохо совершил намаз». Там сказано: «Когда ты встаешь на намаз, то возьми полноценное омовение, затем направься к Кибле…» (Согласованный)

174. Промывание между пальцами при омовении – желательно (мустахаб), но если вода не проникает межд пальцами, кроме как промыванием, то обязательно (уажиб).

«أسبغِ الوُضوءَ و خلل بين الأصابع و بالغْ في الاستنشاق إلا أن تكونَ صائما»

Довод – хадис Лакыты ибн Сабира марфу’ан: «Совершай омовение полноценным образом, и промывай между пальцами, и глубоко набирай воду внутрь при полоскании носа, кроме как если ты являешься постящимся» (Четверо). Достоверный.

Цель промывания между пальцами – попадание воды в эти места, и, если она попадает без промывания, то омовение действительно. Это и есть то, что уводит приказ на желательность.

175. Является ли узаконенным промывать между пальцами ног мизинцем – нет. Ученые, которые считают ‘Абдуллаха ибн Ляхи’у слабым в любом случае (как шейх Мукбиль) не считают это за Сунну. А те ученые, которые считают, что передача ‘Абдуллаха ибн Уахба (и вообще ‘Абадиля) от него достоверной, то они считают это за Сунну.  

176. Глубокое набирание воды в нос при омовении – желательно (мустахаб). Ведь если бы это было бы обязательным, то нельзя было бы оставлять это даже тому, кто постится.

177. Пробирание густой бороды при омовении – желательно (мустахаб).

«أن النبيﷺ كان يُخَلِّلُ لِحْيَتَهُ في الوُضوء»

Довод – нет приказа на это. Но пришел хадис ‘Усмана о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал бороду во время омовения (ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: ‘Амир (عامر) ибн Шакик – в нем есть слабость. Но этот хадис поддерживает хадис Анаса у ат-Табарани («аль-Аусат»). В нем: Исхак ибн ‘Абдиллях ат-Тамими – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). А также хадис ‘Айши (Ахмад) – его иснад внешне достоверный.  

178. Что значит густая и редкая борода – если при разговоре с человеком видно кожу лица под бородой, то борода редкая, а иначе густая. А мнение о том, что это возвращается к обычаям людей неправильно, ведь обычаи у людей бывают разными. 

179. Если часть бороды густая, а часть редкая – нужно мыть ту часть кожи лица, которая под редкой бородой, а под густой необязательно. (см. вопрос 136).

180. Растирание органов тела при омовении – желательно (мустахаб), но если вода не попадает на орган тела, кроме как растиранием, то обязательно (уажиб).

«أن النبيَﷺ أُتيَ بثُلُثَي مُدٍّ فجعل يدلك ذِراعيه»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда о том, что однажды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли 2/3 мудды воды, и он стал растирать ею локти (Ахмад и др.). Достоверный. Постановление тут, как в вопросе 174. 

181. Нужно ли брать новую воду для обтирания ушей – нет.

Хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял для ушей не ту воду, которую брал для головы (аль-Бейхакы) — отклоненный (шазз). В нем: трое (3) противоречат шестерым (6). Шейх аль-Альбани упомянул имена всех девятерых передатчиков, и сказал: «Хафиз Ибн Хаджар в «Булуг аль-Марам» явно заявил о том, что слово хадиса – отклоненное (шазз), и у меня нет сомнений относительно этого» («ас-Сильсиля ад-Да’ифа»). К тому же, этот хадис противоречит хадису у Муслима. 

182. Обтирание головы водой, которая осталась после мытья рук – разрешено, но противоречит Сунне.

Ведь вода до сих пор остается чистой и очищающей (тахур). Но это противоречит хадису ‘Абдуллаха ибн Зейда: «И он протер голову не той водой, которая осталась после мытья рук». (Муслим)

183. Узаконено ли во время омовения мыть руки и ноги выше локтей и щиколоток – нет.

Добавка в хадисе Абу Хурейры (Согласованный): «…и пусть тот, кто может удлинить свои следы на ногах и лбу, тот пусть сделает это» — не слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а слова Абу Хурейры, введенные в хадис (мудрадж). Об этом упомянули Ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», а также шейх уль-Ислам, Ибн уль-Кайим, а из современных ученых – шейх аль-Альбани («ас-Сильсиля ад-Да’ифа»).

184. Начинать справа при мытье органов тела – желательно (мустахаб).

«إذا لبستم و إذا توضأتم فابدءُوا بميامنكم»

Довод – 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда вы одеваете одежду и берете омовение, то начинайте справа» (Абу Дауд, Ибн Маджа и др.). Достоверный.

«كان النبيﷺ يُعْجِبُه التيمُّن في تَنَعُّله و تَرَجُّله و طَهوره و في شأنه كله»

2. Хадис ‘Айши: «Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нравилось начинать справа при одевании обуви, расчесывании волос, при омовении, а также во всех его делах» (Согласованный). 

Единогласное мнение на желательность начинать справа при омовении передал Ибн уль-Мунзир. Оно уводит приказ на желательность. А противоречие Ибн Хазма не вредит, ведь Ибн уль-Мунзир жил до него.

Примечание: уши, лицо, кисти (3 раза) не является желательным начинать мыть справа.

185. Обтирание чалмы – узаконено.

«رأيت رسولَ اللهﷺ يمسح على عمامته وخُفَّيه»

Довод – хадис ‘Амра ибн Умейи: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протер чалму и кожаные носки (хуффы)». (аль-Бухари).

186. Если обтер чуб вместе с обтиранием чалмы – узаконено.

«توضأ فمسح بناصيته و على العمامة و الخُفَّين»

Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протер чуб, а затем чалму и кожаные носки. (Муслим). 

Примечание: шафииты и др. считают, что протирание чалмы узаконено при условии протирания части головы (чуба). Но правильное мнение, что оба варианта протирания чалмы узаконены.  

187. Как обтирать чалму – как голову. Описание этого не пришло в шариате. Поэтому обтирается так же, как обтирается голова. 

188. Обтирание ушей после обтирания чалмы – желательно (мустахаб). В Сунне не пришло указания на то, что уши обтираются вместе с чалмой, поэтому уши остаются на постановлении желательности.

189. Должна ли чалма быть одетой на религиозно чистую голову (то есть, после омовения) – необязательно. В контекстах шариата нет указания на то, что это – условие. А аналогия на обтирание носков неправильна, ведь это условие (омовение при обтирании носков) было разъяснено в Сунне в противоречие обтиранию чалмы. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не забыл разъяснить это.

190. Ограничено ли обтирание чалмы временем – нет.

Довод на 190 — 192 и 194 вопросы – отсутствие довода на другое мнение.

191. Должна ли чалма быть подвязанной – необязательно.

192. Если обтер на чалму, а затем снял ее, портится ли омовение – нет.

193. Обтирание мужчины на незавязанный (опущенный) платок – неузаконено.

Довод – отсутствие довода на обтирание незавязанного платка (химар). А как же с хадисом Биляля: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер на носки и на химар (незавязанный платок – прим. пер.)» (Муслим)?

Ответ: слово «химар» используется в арабском языке также и на завязанную чалму. К тому же, пришло у аль-Бейхакы со слов Биляля: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протер на носки и чалму». Достоверный. И выход хадиса аль-Бейхакы и Муслима один и тот же. Поэтому мы не можем сказать, что один раз Биляль видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протер на завязанный, а в другой раз на незавязанный платок.

Что значит «Выход хадиса Муслима и аль-Бейхакы один»? (см. уроки по мусталях уль-хадис).

194. Обтирание на тюбетейку – неузаконено.

195. Обтирание женщины на платок – узаконено при нобходимости.

Довод – аналогия на чалму мужчин из-за их схожести. Необходимость: если снятье и одевание приносят затруднения, или из-за холода, или из-за того, что она находится в общественном месте и т.п.

Примечание: если женщина покрыла волосы головы хной, лаком, камедью и т.п. и волосы застыли, то можно протереть поверх этого, как это достоверно передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что его голова была покрыта подобным клейким веществом в Хадже.

196. Обязательно ли соблюдать последовательность при мытье частей тела в омовении – да.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову и (мойте) ноги до щиколоток». — [5:6].

Ученые сказали, что Аллах поставил протирание головы между двумя органами, которые надо мыть (руки и ноги). Это указывает на то, что порядок мытья неслучаен.

Примечание: и тот, кто нарушит порядок омовения, то оно недействительно.

197. Входят ли полоскание рта и носа в обязательность последовательности – нет.

«أُتي بوَضوء فغسل كفيه ثلاثا ثم غسل وجهه ثلاثا ثم غسل ذِراعيه ثلاثا ثم تمضمض واستنشق»

Довод – хадис аль-Микдама ибн Ма’дикариба: «Однажды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли воду, и он помыл кисти трижды, затем помыл лицо трижды, затем помыл руки до локтей трижды, затем прополоскал рот и нос». (Абу Дауд). Хороший.

Примечание: 1) Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным, а шейх Ибн Хизам посчитал, что порядок в полоскании рта и носа обязателен. Он сказал, что даже если его иснад внешне уровня хорошего хадиса, все равно он не может заявить о необязательности порядка относительно полоскания рта и носа. 2) Не нужно переставлять порядок омовения намеренно (то есть, полоскания рта и носа), но речь идет о том, кто поменял порядок нечаянно и т.п.

198. Произносить «бисмиллях» перед омовением – желательно (мустахаб).

Нет достоверного довода на обязательность. А на желательность указывает то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал все благие деяния с «бисмиЛлях».

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Нет омовения у того, кто не произнес Имя Аллаха перед ним» — слабый. В нем: 2 неизвестных передатчика: Я’куб ибн Саляма аль-Ляйси и его отец. Сказал имам Ахмад, как это упомянул Ибн Хаджар («Булуг аль-Марам»): «Нет ничего достоверного в этом вопросе».

199. Полоскание рта и носа из одной ладони – Сунна.

«ثم أدخل يده فمضمض و استنشق من كَفٍّ واحد يفعل ذلك ثلاثا»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда: «А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засунул руку и прополоскал рот и нос из одной ладони, делая так трижды». (Согласованный). 

Примечание: хадис Тальхи ибн Мусарриха от отца от деда: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил полоскание между ртом и носом». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Лейс ибн Аби Сулейм, а также отец Тальхи (Мусаррих) — неизвестный передатчик (маджхуль).

200. Непрерывность при совершении омовения – обязательно (уаджиб).

Доводы относительно этого вопроса — слабые. Нет проблем в мелких перерывах. А большие перерывы делают омовение недействительным, так как это уже не называется омовением, кроме, как в тех случаях, которые связанны непосредственно с омовением (закончилась вода, и, человек сходил за ней, удаление краски для того, чтобы вода попала на кожу и т.п.).  

201. Какой перерыв во время омовения делает его недействительным – если человек, смотрящий со стороны, скажет, что этот человек не совершает омовение. Шариат не разъяснил это в контекстах, поэтому нужно возвращаться к тому, что принято у людей.

202. Полноценное обмывание органа тела при омовении – обязательно и столп омовения.

203. Использование малого количества воды при омовении – желательно (мустахаб).

«كان يتوضأ بالمُدِّ و يغتسل بالصاع إلى خمسة أمداد»

Довод – хадис Анаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал омовение одним муддом, а гусль одним са’ и до пяти мудд». (Согласованный). 

Примечание: «мудд» – две соединенные ладони, а «са’» – 4 мудды. 

203 (а). Что говорить после малого омовения – «Ашхаду ан ля иляха илля ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх». — [Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварищей. И я также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник].

أشهد أن لا إله إلا اللهُ وحده لا شريكَ له و أشهد أن محمدا عبده و رسوله

Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Кто бы из вас не взял омовение полноценным образом, а затем сказал: «Ашхаду алля иляха илляЛлах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх», для него будут открыты ворота Рая» (Муслим).

Примечание: добавка: «О Аллах! Сделай меня из числа кающихся и из числа очищающихся». (ат-Тирмизи) – слабая. Ее иснад запутанный (мудтариб).