007. Глава о порядке совершения намаза

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

Глава о порядке совершения намаза

  1. Каково постановление о том, чтобы стоять во время обязательного намаза – столп намаза для каждого, кто способен стоять.
  2. Что должен делать тот, кто хочет совершить обязательный намаз, но при этом не может стоять – совершает намаз сидя, а если не может сидя, то лежа на боку.
  3. Каково постановление о том, чтобы стоять во время добровольного намаза – необязательно.
  4. Каково постановление о том, чтобы произносить такбир в начале намаза (такбират уль-ихрам) – столп намаза.
  5. Из каких слов состоит фраза такбира – «Аллаху акбар».
  6. Если человек произнес фразу такбира наоборот – этот такбир недействителен.
  7. Если человек неправильно произносит фразу такбира, изменяя при этом его смысл – такбир недействителен.
  8. Если человек произнес такбир не по-арабски – такой такбир недействителен, кроме как если человек не способен выучить фразу такбира по-арабски.
  9. Если человек не способен произнести такбир, как, например немой – произносит его сердцем и не двигает губами и языком.
  10. О необходимости произносить такбират уль-ихрам стоя – столп намаза, и также действителен такбир произнесенный в немного наклоненном состоянии, если этот наклон не доходит до уровня поясного поклона.
  11. Когда произносит такбират уль-ихрам тот, кто совершает намаз за имамом – после имама, если же произнес такбир прямо вместе с имамом, то это не разрешено, однако такбир действителен.
  12. О необходимости произносить такбир звуком – обязательно, но не ставится обязательным условием то, чтобы человек услышал сам себя.
  13. Произнесение такбира вслух или шепотом имаму, тому, кто совершает намаз один, или за имамом – имам обязан произнести такбир вслух так, чтобы его услышал хотя бы один из тех, кто позади него, но если он этого не сделает, то получает грех, но намаз его действителен. Что касается того, кто за имамом, и того, кто совершает намаз один – то они произносят такбир шепотом про себя.
  14. Донесение такбира до людей, если они не слышат имама – мнение о том, что это обязательно недалеко от Истины.
  15. Если человек встал в ряд, когда имам в поясном поклоне, можно ли ограничиться лишь такбират уль-ихрам – да, но желательно сделать два такбира.
  16. Если встал в ряд, когда имам не в поясном поклоне (напр. в земном поклоне) сколько такбиров нужно сделать – один – такбират уль-ихрам, больше такбиров делать не надо.
  17. Каково постановление совершения поясного поклона – столп намаза.
  18. Каково постановление о том, чтобы пробыть спокойно некоторое время в поясном поклоне – столп намаза.
  19. Каково постановление о том, чтобы выпрямиться с поясного поклона — столп намаза.
  20. Постановление о том, чтобы постоять в спокойствии некоторое время после поясного поклона — столп намаза.
  21. Каково постановление земного поклона — столп намаза.
  22. Каково постановление о том, чтобы пробыть спокойно некоторое время в земном поклоне — столп намаза.
  23. Постановление о сидении между двумя земными поклонами и спокойствии при этом сидении — столп намаза.
  24. Каково постановление второго земного поклона и спокойствия при этом поклоне — столп намаза.
  25. Каково постановление о том, чтобы ставить кисти рук на колени при поясном поклоне – обязательно.
  26. Каково постановление о том, чтобы направлять кончики пальцев ног в сторону кыйблы в земном поклоне – желательно.
  27. Как сидеть при первом и последнем ташаххуде – при первом сидение «ифтираш» (сидение на лежащей левой стопе, при этом правая стопа поставлена вертикально, а польца правой стопы направлены в сторону кыйблы) при последнем – «тауаррук».
  28. Виды сидения при последнем ташаххуде (виды тауаррука) – 1) сидение на левом седалище, левой стопа лежит и выдвинута под бедро правой ноги, а правая стопа как при сидении «ифтираш» 2) также как первый вид, но правая стопа лежит параллельно левой 3) также как первый вид, но левая стопа между бедром и голенью правой ноги, а не под ней. Относительно третьего вида есть разногласия.
  29. Как сидит в намазе женщина – также как мужчина.
  30. Постановление дуа аль-истифтах, его виды, какой из них лучше и можно ли читать сразу несколько видов в намазе – чтение дуа аль-истифтах желательно, самый достоверный его вид «Аллахумма ба’ид бейни уа бейна хатаяйя…», далее по достоверности «уажжахту уажхи…». В одном намазе читается лишь один из узаконенных видов, но желательно читать разные виды этого дуа в разных намазах. Те виды этого дуа, которые узаконены в добровольных намазах узаконены также и в обязательных.
  31. Каково постановление произношения исти’азы перед сурой аль-Фатиха – желательно.
  32. Какая фраза исти’азы наиболее предпочтительна – «а’узу биЛляхи минаш шайтани рражим мин хамзихи уа нафхихи уа нафсихи».
  33. Является ли желательным произносить исти’азу в каждом ракаате – да.
  34. Произносится ли фраза исти’азы шепотом про себя или вслух – шепотом про себя.
  35. О необходимости произносить исти’азу перед чтением, а не после него.
  36. Каково постановление о том, чтобы держать спину ровно при поясном поклоне – желательно.
  37. Что значит запрет сидеть в намазе сидением шайтана – «сидение шайтана» это то, что называется «аль-ик’а» и бывает двух видов 1) сидение подобное сидению собаки – сидение на ягодицах, при этом колени подняты наверх, стопы поставлены на землю и руки уперты в землю 2) сидение на двух стопах поставленных вертикально (данный вид сидения разрешается между двумя сажда, и запрещается во всем остальном намазе). Оба этих вида запрещены.
  38. Каково постановление о том, чтобы класть локти на землю при земном поклоне – запрещено.
  39. Постановление о поднятии рук при такбират уль-ихрам – желательно.
  40. В какой момент нужно поднимать руки — перед, во время или после такбират уль-ихрам – все эти три вида узаконены.
  41. О поднятии рук перед и после поясного поклона – узаконено.
  42. Поднятие рук при вставании с первого ташаххуда – узаконено.
  43. Нужно ли поднимать руки при вставании с земного поклона – узаконено изредка.
  44. Поднимание рук при каждом опускании и поднятии в намазе – узаконено изредка.
  45. Каково постановление поднятия рук перед и после поясного поклона — обязательно это или желательно – желательно.
  46. До какого уровня нужно поднимать руки – либо до уровня плеч, либо до уровня мочек ушей.
  47. Нужно ли соединять пальцы при поднятии рук или разъединять между ними – не нужно их слишком сжимать и не нужно сильно растопыривать, но между этим. Однако желательно выпрямлять пальцы к верху полным выпрямлением.
  48. Как поднимает руки женщина – также как мужчина.
  49. Каково постановление о том, чтобы класть правую руку на левую во время стояния в намазе – обязательно, но если человек этого не сделает, то его намаз действительный.
  50. Куда нужно ставить руки после того, как положишь правую на левую – относительно этого нет ни одного прямого достоверного довода, однако ближе к Истине то, чтобы руки были выше пупка (на груди или ниже до пупка).
  51. Нужно ли ставить правую руку на левую после поясного поклона – нет.
  52. Как нужно ставить правую руку на левую – либо кисть правой руки на левую до локтя, либо кисть правой руки одновременно на кисть левой, на ее запястье и предплечье (т.е. до локтя).
  53. Куда и на каком уровне ставить руки при земном поклоне – кисти рук на полу на уровне плеч или мочек ушей.
  54. Каково постановление чтения суры аль-Фатиха в намазе – столп намаза.
  55. Обязательно ли читать суру аль-Фатиха в каждом ракаате – да.
  56. Должен ли читать суру аль-Фатиха тот, кто совершает намаз за имамом – да.
  57. Когда читает суру аль-Фатиха тот, кто совершает намаз за имамом — до, вместе, параллельно или после имама – до запрещено, вместе не соответствует Сунне (т.к. Сунна приказывает следовать за имамом, а не идти с ним вровень). Поэтому можно читать либо параллельно (т.е. в перерывах между чтением имама), либо после того, как он дочитает аль-Фатиху полностью.
  58. О необходимости чтения суры аль-Фатиха соблюдая порядок аятов и не менять смысл при чтении – это обязательно.
  59. О непрерывности при чтении суры аль-Фатиха – это также обязательно.
  60. О необходимости проговаривания суры аль-Фатиха, и недостаточности ее чтения сердцем – это обязательно.
  61. Прочитывание суры аль-Фатиха на неарабском языке – это запрещено.
  62. Как нужно читать басмаля — громко вслух или шепотом про себя перед аль-Фатихой – шепотом про себя.
  63. Является ли басмаля аятом из суры аль-Фатиха – нет.
  64. Каково постановление того, чтобы говорить аминь после прочтения суры аль-Фатиха в намазе – желательно.
  65. Постановление о том, чтобы произносить аминь после чтения суры аль-Фатиха громко – желательно.
  66. Что означает слово аминь – «О Аллах, ответь».
  67. Как правильно произносится слово аминь – первая буква тянется либо в четыре звука, либо в два, буква «м» в обоих случаях произносится одинарно (т.е. без удвоения).
  68. Когда совершающий намаз за имамом произносит аминь – вместе с имамом, не отставая и не опережая имама.
  69. Что говорит в намазе тот, кто не способен выучить из Корана ничего – «Субхан Аллах, уа ль-хамду лиЛлях, уа ля иляха илляЛлах, уа ля хауля уа ля кууата илля биЛлях».
  70. В каких намазах суры читаются вслух, а в каких шепотом про себя – зухр и ‘аср про себя, в остальных вслух.
  71. Тот, кто совершает намаз один — читает ли в каких-либо намазах вслух – да, в намазах фаджр, магриб и ‘иша.
  72. Тот, кто совершает намазы за имамом читает суры шепотом про себя.
  73. Читает ли женщина в намазе вслух – да, если рядом нет посторонних мужчин.
  74. Нужно ли читать вслух в упущенном по уважительной причине намазе – да, упущенный намаз читается также, как-будто он читается в свое время.
  75. Как читать суры в тех намазах, которые не входят в число пяти обязательных — вслух или шепотом про себя – 1) добровольные намазы, совершаемые днем – про себя, ночью – вслух 2) рауатибы – про себя 3) намаз праздничный, о прошении дождя, тарауих, джуму’а, затмения солнца и луны – вслух.
  76. Каково постановление чтения вслух сур в намазах фаджр, магриб и ‘иша – желательно.
  77. Если по-забывчивости прочитал вслух там, где нужно читать шепотом про себя и наоборот – в этом нет ничего страшного и нет необходимости совершения сажда саху.
  78. Каков минимальный уровень чтения, чтобы это чтение называлось чтением вслух – чтобы тебя слышал хоть один человек, находящийся рядом.
  79. О желательности произнесения вслух некоторых аятов иногда в тех намазах, в которых суры читаются про себя – это Сунна.
  80. Каково постановление чтения суры после суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах – очень желательно (Сунна муаккада).
  81. Каково постановление чтения суры после суры аль-Фатиха в последних двух ракаатах – основа это ограничиваться на суре аль-Фатиха, но иногда желательно читать дополнительные суры.
  82. Тот, кто не успел на первые два ракаата в мечети, читает ли суры после аль-Фатихи в своих последних ракаатах – нет.
  83. Если человек прочитал суру перед аль-Фатихой – с него не спадает желательность чтения суры после аль-Фатихи.
  84. Если имам не прочитал суру после аль-Фатихи в первых двух ракаатах – если стоящий за имамом успеет прочитать суру самостоятельно, при этом не повредив принципу следования за имамом – то хорошо.
  85. О необходимости совершения первого ракаата длиннее второго – желательно.
  86. Является ли правильным удлинять третий ракаат над четвертым – основа, что они равны.
  87. Как поступает тот, кто не способен говорить, как, например немой – читает сердцем.
  88. Что необходимо читать в намазе зухр – желательно иногда читать средние суры из муфассаля, иногда длинные, иногда суру размером примерно в 30 аятов – относительно всего этого пришли достоверные хадисы.
  89. Что необходимо читать в намазе ‘аср – средние суры из муфассаля но так, чтобы это чтение приравнивалось половине чтения в намазе зухр.
  90. Что необходимо читать в намазе магриб – основа это короткие суры из муфассаля, но иногда желательно читать длинные суры как «ат-Тур», и «аль-Мурсалят», а изредка очень длинные как «аль-А’раф».
  91. Что необходимо читать в намазе ‘иша – средние суры из муфассаля.
  92. Что необходимо читать в намазе фаджр – длинные суры муфассаля, чтобы в общем получалось от 60 до 100 аятов за весь намаз.
  93. Обязательно ли в каждом ракаате прочитывать суру полностью – нет, но это лучше единогласно.
  94. О чтении части суры — либо начала, середины или конца в намазе после суры аль-Фатиха – узаконено без нежелательности.
  95. Можно ли после суры аль-Фатиха прочитать сразу две суры – да.
  96. Можно ли прочитать одну и ту же суру в двух ракаатах – да, изредка даже желательно.
  97. Можно ли читать суры в намазе не в том порядке, в котором они расположены в мусхафе Корана – да, без нежелательности.
  98. Каково постановление чтения сур ас-Сажда и аль-Инсан в двух ракаатах утреннего намаза в пятницу – желательно.
  99. Является ли желательным читать эти две суры в утреннем намазе каждую пятницу – да.
  100. Узаконено ли в намазе при чтении суры просить милости и искать прибежища от наказания – узаконено в добровольных намазах.
  101. Каково постановление произнесения азкаров в поясном и земном поклонах – обязательно, тот, кто не произнесет их намеренно – его намаз недействителен, а если по забывчивости, то необходимо совершить два сажда саху.
  102. Что минимально достаточно произнести в поясном и земном поклонах – любые азкары или дуа, или прославления, или тасбих установленные в хадисах.
  103. Можно ли делать дуа в поясном поклоне – основа в поясном поклоне – возвеличивание Аллаха, но произношение дуа также узаконено.
  104. Можно ли читать Коран в поясном и земном поклонах – запрещено, кроме как, если человек читает дуа, которые имеются в Коране с намерением дуа, а не чтения Корана.
  105. Каково постановление такбиров, произносимых при переходе с одного действия в намазе на другое – их произношение обязательно, если человек не произнесет хотя бы один этот такбир намеренно, то его намаз недействителен, а если по забывчивости- то нужно сделать два сажда в конце намаза.
  106. О том, что имам должен произносить и сами’а Ллаху лиман хамидах и Раббана лякаль хамд – относительно имама это обязательно.
  107. Говорит ли тот, кто за имамом Сами’а Ллаху лиман хамидах – нет.
  108. Каких видов бывает фраза Рабана лякаль хамд – четырех видов: 1) Раббана лякаль хамд 2) Раббана уа лякаль хамд 3) Аллахумма Раббана лякаль хамд 4) Аллахумма Раббана уа лякаль хамд.
  109. Когда надо произносить фразу Сами’а Ллаху лиман хамидах и фразу Раббана лякаль хамд – имам произносит первую фразу когда начинает вставать с поясного поклона а вторую фразу после того, как выпямится. А тот, кто за имамом не произносит первую фразу вообще, а вторую фразу произносит сразу как имам закончит первую фразу.
  110. Когда нужно говорить такбиры, произносимые при переходе с одного действия в намазе на другое – между двумя действиями.
  111. Нужно ли добавлять что-либо к фразе Раббана лякаль хамд – да, желательно добавить – либо: 1) мил’а ссамауати уа мил’а аль ард уа мил’а ма шита мин Шейн ба’д… 2) либо хамдан касиран тайибан мубаракан фих.
  112. Обязательно ли совершать земной поклон на семь костей – да.
  113. Обязательно ли задевать носом землю или пол при земном поклоне – да.
  114. Является ли желательным задевать землю семью костями без препятствий между костью и землей – желательно относительно лба, носа и кистей рук.
  115. Постановление о раздвигании рук в земном поклоне и об отдалении их от боков – желательно.
  116. Поднятие локтей от земли в земном поклоне – обязательно, ставить локти на землю запрещено.
  117. Как ставить пальцы при поясном и земном поклонах – при поясном поклоне можно обхватить пальцами колени, а можно и не обхватывать. При земном поклоне желательно соединить пальцы рук и направить их в сторону кыйблы.
  118. Об отодвигании рук от боков при поясном поклоне – желательно.
  119. Обязательно ли задевать землю при земном поклоне всей поверхностью кости – нет.
  120. Нужно ли соединять пятки в земном поклоне – да, это желательно.
  121. Что нужно говорить когда сидишь между двух земных поклонов – фразу «Рабби гфир ли».
  122. Каково постановление зикра при сидении между двумя земными поклонами – желательно.
  123. Каково постановление сидения перед вставанием на четный ракаат (джальсат уль-истираха) – желательно.
  124. Как нужно сидеть при джальсат уль-истираха – сидением ифтираш.
  125. Когда произносить переходный такбир если человек садится на джальсат уль-истираха – при отнимании головы от земли, а затем после сидения уже не произносится такбир при вставании.
  126. Нужно ли опираться на руки при вставании с джальсат уль-истираха на следующий ракаат – да, это желательно.
  127. Каково постановление мольбы кунут, когда с мусульманами случается что-то тяжелое – желательно.
  128. В каких намазах нужно делать кунут ан науазиль – во всех пяти обязательных намазах.
  129. Когда делается кунут ан науазиль — перед поясным поклоном или после него – после.
  130. Узаконено ли делать дуа кунут в утреннем намазе без того, что с мусульманами произошло что-то тяжелое – нет.
  131. Правильно ли сказать, что кунут ан-науазиль делается ровно месяц не больше и не меньше – неправильно, кунут ан-науазиль делается до тех пор, пока не завершится проблема мусульман.
  132. Нужно ли поднимать руки при дуа кунут ан-науазиль – да, это желательно.
  133. Говорят ли стоящие за имамом амин при дуа кунут ан-науазиль – да, это желательно.
  134. Нужно ли делать дуа кунут в намазе витр – нет.
  135. Что нужно ставить на землю раньше при совершении земного поклона — руки или колени – руки.
  136. Как нужно ставить руки при сидении на ташаххуде – правую руку на правое бедро, левую на левое. При этом, если большой и средний пальцы правой руки соединены в кольцо, то кисть левой руки около колена. Если же большой палец правой руки положен на средний палец, то кисть левой руки обхватывает колено.
  137. Как ставить пальцы правой руки при сидении на ташаххуде – двумя видами, как об этом указано в ответе на предыдущий вопрос.
  138. Если у человека нет указательного пальца правой руки — указывать ли пальцем левой руки при ташаххуде – нет.
  139. Куда нужно смотреть при сидении на ташаххуде – на указательный палец правой руки.
  140. Нужно ли двигать указательным пальцем в ташаххуде или только указывать им – только указывать.
  141. Каково постановление первого ташаххуда – обязателен, но не столп (рукн) намаза.
  142. Каково постановление последнего ташаххуда – обязателен, но не столп (рукн) намаза.
  143. Какой из видов ташаххуда наиболее предпочтителен – все виды ташаххуда установленные в достоверных вопросах – желательно их чередовать в разных намазах.
  144. Можно ли отходить от установленных в достоверных хадисах форм ташаххуда – нет.
  145. Говорить ли ассаляму ‘алейка айуха ннаби или ассаляму ‘аля ннаби – можно и так и так.
  146. Узаконена ли добавка фразы бисмиЛлях уа биЛлях перед ташаххудом нет.
  147. Нужно ли держать указательный палец прямо или немного сгибать — прямо.
  148. Нужно ли указывать пальцем при сидении между двумя земными поклонами – нет.
  149. Узаконено ли в ташаххуде добавлять фразу уахдаху ля шарика лях – нет, но если кто-то будет эту фразу добавлять, то порицать его не надо, т.к. это пришло от Ибн ‘Умара.
  150. Является ли обязательным соблюдать порядок в словах ташаххуда – да.
  151. Каково постановление салауата в последнем ташаххуде – желательно.
  152. Узаконен ли салауат также и в первом ташаххуде – в ночном добровольном намазе.
  153. Каково постановление делать дуа после последнего ташаххуда и должен ли этот дуа быть определенной – желательно, не определенный.
  154. Делать дуа после последнего ташаххуда словами, которые не пришли в Коране – можно.
  155. Каково постановление читать ташаххуд сидя – обязательно.
  156. Можно ли читать ташаххуд не по-арабски – нет, кроме как тому, кто не может его выучить по-арабски.
  157. Можно ли упоминать в дуа конкретного человека – да.
  158. Каково постановление таслима в намазе – столп намаза.
  159. Является ли второй салям обязательным – нет, он желателен.
  160. Какие формы саляма в намазе бывают – 1) ас саляму алейкум уа рахматуЛлах, ас саляму алейкум уа рахматуЛлах 2) ас саляму алейкум ас саляму алейкум 3) ас саляму алейкум направо.
  161. Когда дает салям тот, кто читает намаз за имамом — до, после или вместе с имамом – после имама.
  162. Дается ли салям сразу после первого саляма имама или после того, как имам завершит оба саляма – после обоих салямов, тот же, кто дает салям после первого саляма не заслуживает упрека.
  163. Если тот, кто за имамом дал салям одновременно с имамом, является ли его салям действительным – это делать не разрешается, но салям действителен.
  164. Если дал салям до саляма имама – салям недействителен, кроме как если сделал это по уважительной причине с намерением отделиться от коллектива.
  165. О том, чтобы поворачивать голову во время саляма – желательно.
  166. Является ли желательным тому, кто за имамом отвечать на салям имама перед тем, как дать салям самому – нет.
  167. Каково постановление говорить азкары (поминания) после намаза – желательно.
  168. Каково постановление делать дуа до саляма в намазе и после саляма, а также общественное дуа – до саляма желательно, после саляма обычно делаются азкары, общественное дуа не узаконено.
  169. О громком произношении фразы Аллаху Акбар после намаза, а также других азкаров – фраза Аллаху Акбар – произносится громко, а также некоторые другие азкары произносятся немного повышенным голосом, а в основе азкары произносятся шепотом.