008. Глава о сажда саху и других видах земных поклонов
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
Глава о сажда саху и других видах земных поклонов
- Постановление земного поклона за невнимательность (сажда саху) – обязательно.
- Если забыл сделать сажда саху, нужно ли сделать его когда вспомнишь – если вспомнил незадолго после окончания намаза, то его необходимо совершить, если вспомнил через долгое время после намаза, то совершать его не надо, при этом намаз остается действительным. Долгое время – определяется исходя из хадисов о сажда саху.
- Если не сделал сажда саху намеренно, становится ли намаз недействительным – если это сажда, который совершается до саляма, то намаз недействительный, если же из тех, которые совершаются после саляма, то намаз остается действительным, но мнение о том, что намаз становится недействительным, также имеет силу.
- Что делать если забыл сесть на первый ташаххуд – намаз действительный, и нужно сделать сажда саху до саляма.
- Если хотел совершить два ракаата добровольного намаза, но встал на третий ракаат – не возвращается обратно на ташаххуд, но продолжает, и в конце намаза не надо делать сажда саху. Если же все-таки возвратится и сядет на ташаххуд, то после саляма нужно сделать сажда саху. Это постановление одинаково как в дневном, так и в ночном добровольном намазе.
- Если дал салям раньше времени по ошибке, начать намаз заново или можно продолжить – если вспомнил об ошибке сразу после намаза, то можно просто продолжить с места ошибки, если же вспомнил через долгое время, то нужно начать заново.
- Если вышел из намаза раньше времени и произнес слова, начать заново или продолжить – постановление такое же, как в прошлом вопросе.
- Обязательно ли делать такбир при совершении сажда саху – это узаконено у обладателей знания.
- Нужно ли читать ташаххуд после двух сажда саху – нет.
- Нужно ли давать салям после сажда саху – да.
- Что должен делать тот, кто засомневался в процессе намаза – если не может вспомнить наверняка совершил ли он ошибку или нет, то останавливается на минимальном и делает сажда до саляма, если же вспомнил наверняка ошибся или нет, то совершает сажда саху после саляма.
- Как должен поступить тот, кто нечаянно встал на пятый ракаат – в любом случае возвращается обратно и садится. Затем, если после четвертого ракаата читал ташаххуд, то после возвращения дочитывает салауат и делает салям, затем сажда саху.
- Когда делать сажда саху если засомневался в намазе, но затем сомнение ушло – его не нужно делать.
- Когда нужно делать сажда саху – если убавил в намазе, или засомневался и не смог прийти к более сильному решению после сомнения – то до саляма. Если добавил к намазу, или засомневался, но затем пришел к более твердому мнению, то после саляма.
- Тот, кто встал не сев на первый ташаххуд, то может быть три ситуации – 1) понял ошибку еще до того, как успел полностью выпрямиться – обязан сесть 2) если уже выпрямился, но еще не успел начать чтение суры аль-фатиха 3) если уже успел начать читать суру аль-фатиха. В последних двух случаях – продолжает совершать третий ракаат и не возвращается.
- Если не сел на первый ташаххуд, встал и выпрямился, но затем обратно сел – намаз остается действительным.
- Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем в процессе намаза – если вспомнил о пропущенном рукне, еще до того, как дошел до него же в следующем ракаате, то возвращается к забытому рукну, и продолжает совершать намаз с него. Если же вспомнил тогда, когда уже дошел до него в следующем ракаате, то этот следующий ракаат не засчитывается.
- Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем после намаза – если времени после намаза прошло немного, то нужно вернуться к забытому столпу и продолжить намаз с него и довести до конца, затем сделать сажда саху после саляма. Если же времени прошло много, то намаз нужно совершить заново.
- Если допустил ошибку имам, то те, кто за ним, тоже совершают сажда саху – это узаконено.
- Если ошибку допустил тот, кто за имамом, должен ли он делать сажда саху после намаза – нет, но если он встал дочитывать ракаат после имама (как, если, например не успел на начало намаза в мечети, или ошибка заключалась в упускании столпа намаза (рукн) – то делает сажда саху.
- Нужно ли делать сажда саху если забыл переходный такбир (аль-интикаль) – да.
- Если вместо сами’аЛлаху лиман хамидах сказал Аллаху Акбар или наоборот – обязательно сделать сажда саху.
- Если ошибся в намазе несколько раз достаточно ли одного сажда саху – да.
- Нужно ли делать сажда саху в добровольных намазах – да.
- Делается ли сажда саху в намазе джаназа – нет.
- Если упустил в намазе желательное действие, нужно ли делать сажда саху – нет.
- Если имам не совершил сажда саху, должны ли его совершить те, кто за ним – нет.
- Узаконено ли перед сажда саху сделать такбират уль-ихрам – нет.
- Если читал вслух намаз, который читается про себя и наоборот, делать ли сажда саху – нет.
- Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана) – желательно.
- Сколько сажда тиляуа в Коране – 15.
- Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа – нет.
- Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа – нет.
- Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа – нет, но если сажда тиляуа в намазе, то если человек будет делать такбир, то не подлежит порицанию из-за наличия общих доводов.
- Нужно ли давать салям после сажда тиляуа – нет.
- Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа – желательно.
- Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его, должен ли делать сажда тиляуа – нет.
- Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа — нет.
- Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца – да.
- Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон – нет.
- Если человек в пути на животном или в машине — как делает сажда тиляуа – наклоняет голову в ту сторону, в которую едет.
- Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе – в намазе, который читается вслух – желательно, а в намазе, который про себя – нежелательно.
- Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа – если знает, что задержится немного после чтеца, а потом место появится, то необходимо подождать, а если нет, то делает сажда саху на спину брата или его ногу и т.п.
- Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа – нет.
- Каково постановление совершения земного поклона в благодарность Аллаху (шукр) – желательно иногда, но не при каждом радостном событии или новости.
- Узаконено ли совершать сажда шукр в намазе – нет.
- Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины – нет.