012. Глава о пятничном намазе

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

Глава о пятничном намазе

  1. Каково постановление совершения пятничного намаза – обязательно для мусульманина, мужчины, свободного, половозрелого, пребывающего дома, а не в пути.
  2. Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности – если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан. Если путник – 1) если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз 2) если собирается вот-вот уезжать – то не обязан 3) а если остановился в городе более чем на 4 дня, то обязан идти на пятницу.
  3. Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности – если слышит азан, то да.
  4. Обязательно ли посещать пятничный намаз слепому человеку – если способен добраться до мечети, то да.
  5. Когда начинается время пятничного намаза – когда солнце отойдет от зенита, как и намаз зухр.
  6. Когда заканчивается время пятничного намаза – с началом времени ‘асра.
  7. Если время пятничного намаза вышло, но люди не успели довершить его до конца – если успели совершить полноценный ракаат, то дочитывают как джум’а, а иначе дочитывают четыре ракаата зухра.
  8. Сколько человек должно присутствовать в мечети, чтобы можно было совершить пятничный намаз – два (один хатыб, второй слушает).
  9. Посредством чего человек успевает на совершение пятничного намаза – если успел на поясной поклон второго ракаата, то успел.
  10. Каково постановление совершения пятничной проповеди стоя – желательность.
  11. Каково постановление садиться между двумя проповедями в пятницу – желательность.
  12. Каково постановление проведения пятничной проповеди – обязательное условие проведения пятничного намаза.
  13. Каково постановление восхваления и восславления Всевышнего Аллаха в пятничной проповеди – желательно.
  14. Каково постановление благословления на пророка во время пятничной проповеди – не обязательно.
  15. Является ли обязательным произнесение увещевания в проповеди – да, так как проповедь не называется таковой без увещевания.
  16. Каково постановление произношения фразы а затем (амма ба’ду) во время пятничной проповеди – узаконено.
  17. Каково постановление повышения голоса во время проповеди – желательно.
  18. Является ли обязательным для проведения проповеди, чтобы хатыб имел малое омовение – нет.
  19. Каково постановления сидения на минбаре, пока муаззин не закончит азан – узаконено, но не обязательно.
  20. Как понять то, что намаз должен быть длинным, а проповедь короткой – это не означает, что намаз длиннее проповеди.
  21. Желательность приведения аятов из Корана в проповеди – желательно.
  22. Является ли произнесение аятов из Корана в проповеди обязательным условием ее действительности – нет.
  23. Если хатыб прочитал в проповеди аят, в котором сажда, должен ли он спуститься с минбара и совершить его – это узаконено.
  24. Разрешено ли разговаривать во время пятничной проповеди — нет.
  25. Когда необходимо замолкать – когда хатыб начинает проповедь после азана.
  26. Когда завершается запрет на разговаривание из-за проповеди – после окончания второй проповеди.
  27. Можно ли разговаривать, когда хатыб сидит между двумя проповедями – да.
  28. Можно ли делать указания без слов во время проповеди – да.
  29. Что делать если хатыб призывает к нововведению или произносит дурные слова – не нужно его слушать.
  30. Должен ли тот, кто присутствует на проповеди, благословлять пророка, когда его упоминает хатыб – да.
  31. Тот, кто произнесет слово во время проповеди без уважительной причины, совершает ли намаз джум’а или зухр – джум’а
  32. Должен ли молчать тот, кто не слышит проповедь из-за глухоты или других причин – если будет молчать, то хорошо, чтобы не мешать другим, или же может поминать Аллаха шепотом.
  33. Можно ли пить воду во время пятничной проповеди – если есть нужда, то можно, а иначе нежелательно.
  34. Каково постановление ответа на чихание или на салям при проповеди – не разрешено.
  35. Нужно ли замолкать тому, кто вошел в мечеть, но еще не сел – да, если имам уже делает хутбу.
  36. Каково постановление совершения намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть, а проповедь уже идет – обязательно, но необходимо совершить его, не затягивая.
  37. Должен ли сам хатыб совершать намаз приветствия мечети при входе в мечеть – нет, ему это неузаконено.
  38. Каково постановление чтения сур джуму’а и мунафикун, а также а’ля и гашия в пятничном намазе – желательно.
  39. О необходимости того, чтобы намаз проводил тот же, кто провел хутбу – это основа, но если проведет намаз кто-либо иной, то намаз действителен.
  40. Необходимость того, чтобы хутба совершалась перед пятничным намазом – это необходимо, а иначе пятничный намаз недействителен.
  41. Нельзя начинать проповедь до захода времени намаза – она недействительна, даже если прочитали хотя бы небольшую часть до захода времени.
  42. Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем – разрешено не идти на джум’а и совершить дома зухр, притом, что в мечети джум’а провести узаконено, но не обязательно.
  43. О желательности совершения сунны после пятничного намаза, и в сколько ракаатов она совершается – либо 2, либо 4, либо 6 ракаатов.
  44. О необходимости разделять сунну от обязательного намаза разговором или сменой места – это необходимо.
  45. О желательности совершения нафиль намазов до пятничного намаза – это желательно, но без выделения определенного количества ракаатов.
  46. Когда то время в пятничный день, когда отвечается на мольбу – перед закатом солнца.
  47. Каково постановление делать ду’а за верующих во время проповеди – нет довода на желательность.
  48. Каково постановление говорить амин когда хатыб делает проповедь – узаконено.
  49. Если тот, кто не обязан идти на пятничный намаз, все-таки пойдет и совершит его – пятничный намаз засчитывается ему и не нужно совершать зухр.
  50. Обязательно ли женщине посещать пятничный намаз – нет.
  51. Обязательно ли рабу посещать пятничный намаз – нет.
  52. Обязательно ли путнику (мусафир) совершать пятничный намаз – своим коллективом это неузаконено, но совершают зухр, а если находятся в городе, где есть мечеть, то см. ответ 1149.
  53. Можно ли отправляться в путь в пятничный день – до азана можно, после азана нет, кроме как если в этом путешествии есть неотложная необходимость.
  54. Каково постановление наличия минбара в мечети и совершения проповеди на нем – желательно.
  55. О том, чтобы поворачиваться к хатыбу лицом и о том, что хатыб должен повернуться лицом к людям – все это желательно.
  56. Каково постановление опираться на палку или лук во время проповеди – желательно.
  57. Каково постановление опираться на меч во время пятничной проповеди – этому нет основы, но если это произошло по необходимости, то ничего страшного.
  58. Приветствие (салям) хатыба после его восхождения на минбар – желательно.
  59. Каково постановление обхватывания колен руками во время проповеди – разрешено.
  60. Каково постановление смены места если человек задремал во время проповеди – разрешено.
  61. Каково постановление отправляться в мечеть по-раньше в пятничный день – желательно.
  62. Каково постановление переходить через головы людей в пятничный день – нежелательно.
  63. Когда переходить через головы людей становится непозволительным – в любое время – до выхода имама и после его выхода.
  64. Если человек видит пустое место в мечети, но не может дойти до него, кроме как переходя через людей – нежелательно, кроме как при нужде, если нет иного места.
  65. Можно ли переходить через головы людей, если на это есть нужда – да.
  66. Каково постановление разделять между двумя при входе в мечеть в пятничный день – запрещено.
  67. Если человек не может совершить сажда из-за сильной тесноты в мечети – если подождет и освободится место, то пусть подождет, а иначе совершает сажда на того, кто впереди.
  68. Если человек не смог совершить ни земного, ни поясного поклона в пятничном намазе – встает и дочитывает пятничный намаз, т.к. есть уважительная причина.
  69. Можно ли совершить пятничный намаз сразу в нескольких мечетях города, или только в соборной – можно, но лучше совершать лишь в одной.
  70. Если во время проповеди человеку понадобилось выйти, как если пошла кровь из носа и т.п. — выходит.
  71. Узаконено ли проводить пятничные намазы в местах лишения свободы – да.
  72. О необходимости одевать красивую одежду в пятничный день – желательно.
  73. О необходимости использования зубной щетки (напр. сивак) и благовоний в пятничный день – желательно.
  74. Сколько азанов произносится на пятничный намаз – один.
  75. Узаконено ли хатыбу постоянствовать в произнесении определенных фраз – если они не установлены в контекстах, то это неузаконено.
  76. Если целая группа людей не успела на пятничный намаз, то как они должны поступить – совершают зухр в коллективе по единогласному мнению.
  77. Торговля после азана на пятничный намаз – запрещена.
  78. Можно ли торговать тому, кто не обязан идти на пятничный намаз – да.