013. Глава о намазе страха (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/013-glava-hauf-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

13. Глава о намазе страха

1226. Первая форма намаза страха (совершавшаяся в битве зату ррика’ (со слов неназванного сподвижника, имя которого в другом риваяте – Сахль ибн Аби Хасма)) – войско делится на две части – одна встает в ряд за имамом на намаз, а другая перед врагом не в намазе (враг сзади). Имам совершает с первой группой один рака’ат, затем встает на второй и стоит, не совершая ничего, а эта первая группа доканчивает намаз самостоятельно и уходит на замену второй группы. Приходит вторая группа и совершает с имамом один рака’ат (а для имама это уже второй). Затем имам остается сидеть, а группа доканчивает второй рака’ат самостоятельно. Затем совершают салям вместе имам и эта вторая группа.

عن صالح بن خوّات عمن صلى مع النبيﷺ يوم ذات الرقاع صلاة الخوف: أن طائفة صفت معه و طائفةً وِجاهَ العدو فصلى بالّذين معه ركعة ثم ثبت قائما و أتَمُّوا لأنفسهم ثم انصرفوا فصفوا وجاه العدو و جاءت الطائفة الأخرى فصلى بهم الركعة التي بقيت ثم ثبت جالسا و أتموا لأنفسهم ثم سلم بهم

Довод – хадис, который передается со слов Салиха ибн Хаууата от того, кто совершал намаз страха с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы «Зату-р-рика» о том, что одна группа выстроилась вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения намаза, а вторая группа осталась перед врагом. Он совершил один рака’ат с той группой, которая с ним, а затем остался в стоячем положении, а они завершили намаз сами по себе, затем удалились и выстроились перед врагом. После этого пришла другая группа, и он совершил с ними тот рака’ат, который остался, а затем остался в сидячем положении, а они завершили намаз, а затем они дали салям вместе с ним (Согласованный – слово Муслима).

Примечание: Ибн Манда упомянул о том, что неназванный сподвижник – отец Салиха, то есть Хаууат, но в иснаде Абу Уэйес (أُويس), в котором есть слабость. А аль-Бухари привел похожий хадис по пути Салиха ибн Хаууата от Сахля ибн Аби Хасмы (حثمة). Поэтому неназванный сподвижник – это либо Сахль ибн Аби Хасма, либо кто-то другой.

1227. Вторая форма намаза страха (совершавшаяся в битве в сторону Неджда (со слов Ибн ‘Умара)) – войско делится на две части – одна встает за имамом на намаз, вторая стоит перед врагом не в намазе (враг в стороне киблы). Имам совершает с первой группой один рака’ат и встает на второй, после чего первая группа, не заканчивая намаз, уходит на смену второй. Приходит вторая группа и встает за имамом и совершает с ним один рака’ат (для имама он уже второй). После чего имам дает салям, эта вторая группа доканчивает намаз самостоятельно и уходит на смену первой, первая возвращается и доканчивает свой второй рака’ат самостоятельно без имама.

غزوت مع رسول اللهﷺ قبل نجد فوازينا العدو فصاففناهم فقام رسول اللهﷺ فصلى بنا فقامت طائفة معه و أقبلت طائفة على العدو و ركع بمن معه و سجد سجدتين ثم انصرفوا مكان الطائفة التي لم تصل فجاءوا فركع بهم ركعة و سجد سجدتين ثم سلم فقام كل واحد منهم فركع لنفسه ركعة و سجد سجدتين

Довод – хадис Ибн ‘Умара: «Однажды я совершал военный поход вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сторону Неджда. Мы выстроились перед врагом, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и совершил с нами намаз. Одна группа встала с ним, а вторая встала перед врагом. Он совершил поясной и два земных полкона вместе с теми, которые с ним. Затем эта группа отправилась к месту той группы, которая не совершала намаз, а те пришли и он совершил с ними один поясной и два земных поклона, а затем дал салям. Тогда каждый из них встал и совершил поясной и два земных поклона самостоятельно». (Согласованный – слово аль-Бухари). А в некоторых риуаятах пришло: «А затем и те и другие восполнили по одному рака’ату самостоятельно».

1228. Третья форма намаза страха (совершавшаяся в битве при ‘Усфане (со слов Джабира ибн ‘Абдиллях)) – войско делится на две части и обе встают на намаз за имамом в два ряда, а враг находится перед ними (в стороне киблы). Начинают намаз все вместе и совершают все вместе до земного поклона первого рака’ата. В земной поклон вместе с имамом уходит только первый ряд, а второй остается стоять. Затем имам с первым рядом встает на второй рака’ат, а второй ряд завершает первый рака’ат (два земных поклона) самостоятельно. Затем также встает на второй рака’ат. После этого второй ряд встает на место первого, а первый отходит назад на место второго. Затем второй рака’ат совершается так же, как и первый. Имам ждет сидя второй ряд, а затем все вместе дают салям.

شهدت مع رسول اللهﷺ صلاة الخوف فصففنا صفين: صفٌّ خلف رسول اللهﷺ و العدو بيننا و بين القبلة فكبر النبيﷺ و كبرنا جميعا ثم ركع و ركعنا جميعا ثم رفع رأسه من الركوع و رفعنا جميعا ثم انحدر بالسجود و الصف الذي يليه و أقام الصفَّ المؤخرَ في نحر العدو فلما قضى السجود قام الصف الذي يليه…فذكر الحديث

Довод – хадис Джабира: «Однажды я присутствовал вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения намаза страха. Мы высроились в два ряда: один ряд за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а враг находился между нами и киблой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес такбир, и все мы произнесли такбир. Затем он совершил поясной поклон, и все мы совершили его с ним, затем он поднял голову из поясного поклона и все мы подняли головы. Затем он и тот ряд, который за ним ушли на земной поклон, а второй ряд он оставил стоять в сторону врага. А когда он закончил земной поклон, то ряд, который за ним встал…». и так до конца хадиса (Муслим).

ثم سجد و سجد معه الصف الأول فلما قاموا قام الصف الثاني ثم تأخر الصف الأول و تقدم الصف الثاني و في آخره: ثم سلم النبيﷺ و سلمنا جميعا

А в некоторых риуаятах пришло: «А затем он совершил земной поклон, и совершил его с ним первый ряд, а когда они встали, то земной поклон совершил второй ряд, а затем первый ряд ушел назад, а второй встал вперед», а в конце него пришло: «А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал салям, и все мы дали салям». А от Абу ‘Айяша аз-Зураки (الزرقي) передается похожий хадис с добавкой, что это было во время «битвы при ‘Усфане» (Абу Дауд). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: этот хадис — мурсаль Муджахида, как об этом упомянул аль-Бухари («аль – ‘Иляль аль-Кабир» имама ат-Тирмизи). Ибн Раджаб передал, что Абу Хатим и имам Ахмад посчитали этот хадис достоверный («Фатх уль-Бари» 944 х.).

1229. Четвертая форма намаза страха (по хадису Джабира и Абу Бакраты) – имам совершает два рака’ата с первой группой и дают салям, затем совершает еще два рака’ата (уже с намерением добровольного намаза) со второй группой и дают салям.

«أن النبيﷺ صلى بطائفة من أصحابه ركعتين ثم سلم ثم صلى بآخرين أيضا ركعتين ثم سلم»

Довод – хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил два рака’ата намаза с группой своих сподвижников, а затем дал салям, а после этого совершил также два рака’та с другими сподвижниками, а затем дал салям (ан-Насаи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: прерванность между аль-Хасаном аль-Басри и Джабиром (мункаты’). А также в передаче Хаммада ибн Салямы от Катады есть слабость. Но его поддерживает подобный хадис Абу Бакры (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»). Хороший.

Примечание: 1) В наши дни этот вид намаза страха является самым подходящим и безопасным из-за того, что другие виды не очень подходят под современное оружие. Поэтому для того, чтобы предотвратить больше людских потерь, лучше совершать именно этот вид намаз страха (хадис Джабира и Абу Бакры).

2) Объединение между намазами путем ускорения второго намаза на время первого (джам’ такдим) не нужно делать во время военных действий из-за того, что это несет в себе усложнение, а намаз страха узаконен с целью облегчения для мусульман. А что касается откладывания первого намаза на время второго (джам’ таъхир), то можно это делать ин шаа Аллах из-за хадиса Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 1130), но лучше совершать намаз страха в свое время.

1230. Пятая форма намаза страха (по хадису Хузейфы и Ибн ‘Аббаса) – имам совершает с каждой группой по одному рака’ату и каждая из них дает салям после первого рака’ата, не совершая второй.

«أن النبيﷺ صلى صلاة الخوف بهؤلاء ركعة و بهؤلاء ركعة و لم يقضوا»

Довод – хадис Хузейфы о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз страха с одними один рака’ат и с другими один рака’ат, и они не дополняли (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: Са’ляба ибн Захдам (ثعلبة بن زهدم).

Сказал шейх Ибн Хизам: «Относительно его сподвижничества есть разногласие, но более правильно то, что оно не установлено, и это — мнение аль-Бухари, Муслима, аль — ‘Иджли и др.». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./179стр.). Поэтому его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). Но его поддерживает хадис у Ахмада, в котором: Мухмиль ибн Димас (مخمل بن دماث) – неизвестный (маджхуль). К тому же, его поддерживает такой же хадис Ибн ‘Аббаса и в нем: «…и они не дополняли рака’ат». (Ибн Хузейма, ан-Насаи). Достоверный.

1231. Как совершать намаз страха во время магриба – можно совершить по пятой форме (в один рака’ат). А можно три рака’ата, то есть, подобно предыдущим формам, но с первой группой имам совершает два рака’ата, а со второй один. Или, наоборот – с первой один рака’ат, а со второй два. 

Примечание: 1) Не передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисов о намазе страха во время Магриба, потому что раньше в большинстве случаев сражения не происходили ночью.

«فرض الله الصلاة على لسان نبيكمﷺ في الحضر أربعا و في السفر ركعتين و في الخوف ركعة»

2) Передается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Аллах предписал намаз на языке вашего пророка дома (т.е. не в пути) в четыре рака’ата, а в пути два рака’ата, а во время страха один рака’ат». (Муслим и др.).

«صلاة الخوف ركعة ركعة».

А от Джабира пришло: «Намаз страха совершается по одному по одному рака’ату». (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

1232. Узаконена ли сажда саху в намазе страха – да.

Довод – общие доводы на узаконенность земного поклона за невнимательность (саджда саху).

Примечание: 1) Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «В намазе страха нет земного поклона за невнимательность». (ад-Даракутни) – слабый, отвергаемый (мункар). В нем: ‘Абдульхамид ибн ас-Сарри (السَّرِّي) – слабый передатчик. К тому же, хафизы отвергли этот его хадис, а Абу Хатим заявил, что этот хадис – выдумка («Джарх уа та’диль»).

2) Если одна группа совершала намаз с имамом, а затем ушла к врагу, не завершив намаз, и если невнимательность (саху) имама произошла тогда, когда они были с ним, тогда они делают саджда саху в то время, когда будут заканчивать намаз самостоятельно. А если невнимательность произошла после того, как они покинули его, тогда они не обязаны делать саджда саху.

1233. Как совершается намаз при бегстве от врага и как совершается намаз при погоне за врагом – при бегстве совершается в состоянии бега (либо на ногах, либо сидя на животном), и без разницы в сторону киблы или нет. При этом вместо поклонов нужно наклонять голову. А при погоне оставляется погоня и совершается как обычный намаз.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا ۖ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّـهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ ﴾

«А если вы боитесь (врагов), то (совершайте молитву) пешими или будучи верхом. А когда же вы (будете) в безопасности, то вспоминайте Аллаха [совершайте молитву], как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали». — [2:239].

«فإن كان خوف أشد من ذلك صلوا رجالا قياما على أقدامها و ركبانا مستقبل القبلة و غير مستقبليها»

А также хадис Ибн ‘Умара: «А если страх сильнее, чем это, тогда совершайте намаз пешом на своих ногах и верхом на животных будь то, направившись в сторону киблы или не направившись в сторону киблы». (аль-Бухари). И сказал Нафи’ там же (№4535): «Я не считаю, что он передает это, кроме как от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Примечание: хадис о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал ‘Абдуллаха ибн Унейса в погоню за одним из многобожников, и он совершил намаз пешком (на ходу) (Ахмад, Абу Дауд) – слабый. В нем: опасность тадлиса Мухаммада ибн Исхака, а также сын ‘Абдуллаха ибн Унейса – неизвестный (маджхуль).

1234. Совершается ли намаз страха после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует – да. Ведь то, что было узаконено для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узаконено и для его общины. Тем более известно, что сподвижники совершали намаз страха после его смерти. Это потому что некоторые ученые сказали, что намаз страха касается только пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из-за Слов Аллаха:

﴿ وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ فَلْتَقُمْ طَائِفَةٌ مِّنْهُم مَّعَكَ وَلْيَأْخُذُوا أَسْلِحَتَهُمْ ﴾

«И когда ты (о, Пророк) будешь находиться среди них (на поле сражения) и руководить для них молитвой [страха], то пусть (сначала) встанет (в молитве) вместе с тобой одна часть из них, и пусть они [молящиеся] возьмут свое оружие» — [4:102].

1235. Совершается ли намаз страха в наши дни – да.

Довод – общие доводы на узаконенность намаза страха. Дополнительно см. 1 пункт в примечании в вопросе 1229.

1236. Совершается ли намаз страха дома или только в пути – дома и в пути.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ فَلْتَقُمْ طَائِفَةٌ مِّنْهُم مَّعَكَ وَلْيَأْخُذُوا أَسْلِحَتَهُمْ ﴾

«И когда ты (о, Пророк) будешь находиться среди них (на поле сражения) и руководить для них молитвой [страха], то пусть (сначала) встанет (в молитве) вместе с тобой одна часть из них, и пусть они [молящиеся] возьмут свое оружие» — [4:102].

Примечание: некоторые ученые (Малик и др.) сказали, что намаз страха узаконен только в пути, ведь аят о намазе страха указывает на сокращение намаза, а хадисы об этом пришли только относительно положения в пути.

Ответ: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал намаз страха дома, потому что в этом не было нужды. А что касается «битвы у рва» (Хандак), то это было до ниспослания постановления о намазе страха.

«شغلنا المشركون يوم خندق و ذلك قبل أن ينزل في القتال ما نزل»

В хадисе об этой битве сказал Абу Са’ид: «Многобожники отвлекли нас во время «битвы у рва», и это было до того, как относительно сражения было ниспослано то, что было ниспослано». (Ахмад, ан-Насаи — «ас-Сахих уль-Муснад»).

1237. Как совершается намаз страха дома в четыре ракаата – как первый вид (вопрос 1226), но расходятся после второго, а не после первого рака’ата. И имам ожидает вторую группу стоя в третьем рака’ате.

1238. Совершается ли намаз непосредственно при битве и сражении – да, но не как намаз страха, а как намаз при бегстве (см. ответ на вопрос 1233).

1239. Каково постановление того, чтобы держать при себе оружие при совершении намаза страха – обязательно.

Довод – Слова Аллаха о молитве страха:

﴿ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن كَانَ بِكُمْ أَذًى مِّن مَّطَرٍ أَوْ كُنتُم مَّرْضَىٰ أَن تَضَعُوا أَسْلِحَتَكُمْ ۖ وَخُذُوا حِذْرَكُمْ ﴾

«И не будет греха на вас, если (когда) вы испытываете неудобство из-за дождя или вы больны, что вы сложите свое оружие (так как в этом состоянии оно чувствуется тяжелым), но (при этом) будьте осторожны [бдительны]— [4:102].

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «В наши дни, если совершающий намаз страха положит оружие около себя, но в то же время на нем будет одето обмундирование и боеприпасы, тогда он будет считаться тем, кто держит оружие при себе».

1240. Дается ли азан и икама на намаз страха – да.

«فنودي بالصلاة»

Довод – хадис Джабира, в котором он упоминул намаз страха, и в нем пришло: «…и был дан азан на намаз». (Муслим). 

Сказал Ибн Раджаб: «В упоминании этого есть довод на то, что для намаза страха дается азан и икама так же, как для намаза в безопасности. И относительно этого я не знаю разногласия, кроме того, что передали ученики Суфьяна ас-Саури в своих книгах от него, что он сказал: «Нет в намазе страха ни азана, ни икамы как дома, так и в пути»». («Фатх уль-Бари» №944).