017. Глава об одежде (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/017-glava-libas-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

17. Глава об одежде

Многие ученые фикха упоминают вопросы, связанные с одеждой там, где разбирают вопросы об ‘аурате. Особенно это касается ученые ханбалитского мазхаба, а шафи’иты упоминают их в конце «Книги намаза».

1324. Каково постановление ношения одежды из шелка – запретно для мужчин, разрешено для женщин.

«ليكوننَّ من أمتي أقوام يستحلون الحِرَ و الحرير»

Довод – хадис Абу ‘Амира аль-Аш’ари марфу’ан: «В моей общине непременно будут люди, которые будут считать разрешенным прелюбодение и ношение шелка». (Абу Дауд). Хороший. Слово «الحِر» в арабском языке в своей основе несет значение полового органа. И основа этого хадиса у аль-Бухари в подвешенном состоянии (му’алляк) с добавкой (см. вопрос 1278). А в полноценном состоянии он приходит по многим путям, как об этом упомянуто в книге «Таглик ут-Та’лик».

«أُحل الذهب و الحرير لإناث أمتي و حُرّم على ذكورها»

Довод относительно женщин хадис Абу Мусы марфу’ан: «Золото и шелк является разрешенным для женщин моей общины и запрещен для ее мужчин». (Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: неназванный передатчик (мубхам). Но хадис поддерживается хадисом ‘Али (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа). В его иснаде есть разногласие, но ад-Даракутни в «аль — ‘Иляль» посчитал правильным иснад, в котором Абу Афлях аль-Хамдани – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). Также поддерживается хадисом ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (Ибн Маджа). В нем: ‘Абдуррахман ибн Зияд аль-Ифрики и ‘Абдуррахман ибн Рафи’ – оба слабые. А также хадисом Зейда ибн Аркама (Ибн Аби Шейба в его «Муснаде»). В нем: Сабит ибн Зейд ибн Аркам – слабый, и его сестра – Унейса дочь Зейда ибн Аркама – неизвестная (маджхуля).

1325. Каково постановление намаза, совершенного в шелковой одежде – действителен с грехом, заново его совершать не надо. Потому что запрет направлен не на саму сущность, условие или описание намаза (см. уроки по Усуль аль-фикх).

Примечание: постановление украденной, несправедливо отобранной, купленной на запретные деньги, а затем подаренной и т.п. одежды такое же, как постановление шелковой одежды. Но это постановление уже объемлет как мужчин, так и женщин.

1326. Каково постановление садиться на шелковую ткань — запретно для мужчин, разрешено для женщин.

«نهى النبيﷺ أن نشرب في آنية الذهب و الفضة و أن نأكل فيها و عن لُبس الحرير و الدِّباج و أن نجلس عليه»

Довод – хадис Хузейфы: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам пить из золотой и серебреной посуды, и есть из нее, а также одевать шелк и садиться на него». (аль-Бухари).

1327. Если одежда не шелковая, но в ней присутствуют вставки из шелка – разрешено ношение такой одежды, если шелка в ней не более чем на объем (площадь) четырех пальцев.

«نهى رسول اللهﷺ عن لُبس الحرير إلا موضع إصبعين أو ثلاث أو أربع»

Довод – хадис ‘Умара: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил одевать шелк, кроме как если шелка будет объемом (площадью) с двух или трех или четырех пальцев». (Согласованный). Упоминание трех и четырех пальцев есть только у Муслима. Также у Муслима есть другой иснад, который привел только он и не привел аль-Бухари. Имам ад-Даракутни назвал этот иснад больным, но защищали его шейхи Мукбиль и Раби’ аль-Мадхали в своих комментариях к «ат-Татаббу’».

1328. Каково постановление одевать шелковую одежду при болезни чесотки – разрешено.

«أن النبيﷺ رخّص لعبد الرحمن بن عوف و الزبير في قميص الحرير في سفر من حِكَّة كانت بهما»

Довод – хадис Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ‘Абдуррахману ибн ‘Ауфу и аз-Зубейру одеть рубаху (камис) из шелка в пути из-за чесотки, которая была у них. (Согласованный).

«إن الله لم يجعل شفاء أمتي فيما حرَّم عليهم»

Примечание: разрешение ношения шелковой одежды с целью излечения от чесотки не противоречит хадису: «Поистине, Аллах не вложил изцеление для моей общины в то, что запретил для нее», потому что хадис Анаса указывает на то, что ношение шелковой одежды с целью лечения от чесотки не является запретным в шариате, но наоборот это разрешено.

1329. Каково постановление одежды, состоящей из различных тканей, в том числе и шелка — разрешено ношение такой одежды, если шелка в ней не более чем на объем (площадь) четырех пальцев.

«كساني النبيﷺ حُلَّة سِيَراء فخرجت فيها فرأيت الغضب في وجهه فشققتها بين نسائي»

Довод – хадис ‘Али: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне одежду, перемешанную с шелком, и в один из дней я вышел в ней на улицу и увидел гнев на его лице, после этого я разрезал ее и разделил между своими женщинами». (Согласованный). Довод на 4 пальца – хадис ‘Умара (см. вопрос 1327).

1330. Можно ли одевать одежду, внутренняя сторона которой — шелк, но его не видно снаружи – нет. Потому что это входит в общность запрета на ношения шелка, в противоречие мазхабу аш-Шафи’и, который аргументирует дозволенность тем, что шелк не видно, поэтому не происходит высокомерия и т.п. 

1331. Что это за одежда хазз, и можно ли ее одевать – это нежный вид одежды, из пуха животного под названием «хазз». Одевать ее позволяется. Но затем этим названием стали называть шелковую одежду.

Примечание: достоверно установлено от Анаса, ‘Имрана ибн Хусейна, аль-Хусейна ибн ‘Али, ‘Аиза (عائذ) аль-Музани, Абу Хурейры, ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра и ‘Айши, что они одевали одежду из такого материала (не шелк) (Ибн Аби Шейба). И даже если скажем, что в одежде сподвижников был шелк, то нужно сказать, что в ней его было меньше, чем в объеме (площади) 4-х пальцев. Поэтому мнение о том, что запрещено носить шелк, кроме одного вида шелка — «хазза» неправильно. 

1332. О запрете золота и шелка для мужчин и разрешенности этого женщинам – об этом хадис Абу Мусы. См. вопрос 1324.

Примечание: некоторые ученые провели аналогию золота на шелк, сказав, что дозволено для мужчин заплатка из золота (из золотых ниток) на одежде, если она не превышает объема (площади) четырех пальцев (см. вопрос 1327). Однако эта аналогия неправильна, ведь относительно золота пришли четкие контексты на запрет этого для мужчин.  

1333. О необходимости ношения красивой и опрятной одежды тому, кто имеет на это возможность – это любимо Аллаху.

«إن الله يحب إذا أنعم على عبده نعمة أن يرى أثر نعمته عليه»

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна марфу’ан: «Поистине, если Аллах оказал кому-то из рабов милость, то любит видеть следы это милости». (аль-Бейхакы) и др. хадисы. Хороший. То есть, если Аллах наделил кого-то из Своих рабов богатством и достатком, то ношение красивой, опрятной одежды считается из выражения благодарности Ему за оказанную милость, в противоречие тому, что может подумать кто-то из людей. Однако при этом нужно соблюдать меру и не расточительствовать в этом. 

1334. Можно ли носить одежду на которой изображения живых существ – запрещено. На это указывают многочисленные доводы на запрет изображений живых существ.

А что касается добавки в хадисе Абу Тальхи: «Ангелы не заходят в дом, в котором есть собака и изображения живых существ, кроме значка на одежде», то шейх уль-Ислам Ибн Теймия в «Шарх уль — ‘Умда» (394-395 стр.) указал, что ввел эту добавку в хадис (мудрадж) ‘Убейдуллах аль-Хауляни. И у него есть второй иснад, но он прерванный (мункаты’). ‘Убейдуллах ибн ‘Абдиллях ибн ‘Утба не застал Сахля ибн Ханейфа. Но даже если она и была достоверной, то ученые разъясняют ее, что под ней подразумеваются те изображения живых существ, которым удалили головы, или изображения неживых существ.

1335. Каково постановление ношения женщиной одежды мужчины и наоборот – запрещено и ведет к проклятию Аллаха.

«أن النبيﷺ لعن الرجل يلبس لبسة المرأة و المرأة تلبس لبسة الرجل»

Довод – 1. Хадис Абу Хурейры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял мужчину, который одевает одежду женщины, и проклял женщину, которая одевает одежду мужчины. (Абу Дауд). Шейх Мукбиль назвал этот хадис хорошим в «ас-Сахих уль-Муснад».

«لعن رسول اللهﷺ المتشبهات من النساء بالرجال و المتشبهين من الرجال بالنساء»

2. Хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех женщин, которые уподобляются мужчинам и мужчин, которые уподобляются женщинам». (аль-Бухари).

1336. Каково постановление опускания одежды ниже щиколоток – запрещено, а если это сопровождается высокомерием, то это из больших грехов.

«ما تحت الكعبين من الإزار ففي النار»

Довод на запрет – 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что ниже щиколоток из изара, то в Огне». (аль-Бухари). Изар – одежда (материя), прикрывающая нижнюю часть тела. И Сунна – то, чтобы он был до середины голени.

«أُزرة المؤمن إلى نصف الساقين و لا حرج و لا جُناح فيما بين هذا و بين الكعبين و ما تحت الكعبين ففي النار من جر ثيابه بطرا لا ينظر الله إليه»

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Изар верующего до середины голени, и нет проблемы и греха относительно того, что между этим и щиколотками. А то, что ниже щиколоток в Огне. Тот, который волочит свою одежду из высокомерия, на него не посмотрит Аллах». (Абу Дауд). У этого хадиса более 15-ти иснадов, и ни в одном из них не пришла буква «уау» (‘атыфа), то есть «и» между словами «…в Огне» и «Тот, который…». А это указывает на то, что тот, который опускает одежду ниже щиколоток, тот в основе уже высокомерит, кроме как если у него есть оправдание.

«إياك و إسبال الإزار فإن إسبال الإزار من المخيلة»

Также на это указывает хадис Джабира ибн Сулейма марфу’ан: «Ни в коем случае не опускай изар ниже щиколоток, ведь поистине, опускание изара ниже щиколоток из высокомерия». (Ахмад, Абу Дауд). Достоверный. Он в «ас-Сахих уль-Муснад».

«ثلاثة لا يكلمهم الله و لا ينظرإليهم و لا يزكيهم و لهم عذاب أليم: المُسبِل و المنَّان و المنفق سلعته بالحلف الكاذب»

2. Хадис Абу Зарра марфу’ан: «Трое, не заговорит с ними Аллах, и не посмотрит на них, и не очистит их, и для них приготовлено мучительное наказание. А это — тот, который опускает одежду ниже щиколоток, и тот, который постоянно упрекает людей за оказанные им с его стороны блага, и тот, который продает свой товар, прибегая к ложной клятве». (Муслим).

«لا ينظر الله إلى من جر ثوبه خُيَلاء»

Из высокомерия – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Аллах не посмотрит на того, кто волочит свою одежду из высокомерия». (Согласованный). Похожий хадис передается со слов Абу Хурейры (Согласованный).

Пришла добавка в хадисе Ибн ‘Умара марфу’ан: «Опускание одежды ниже щиколоток бывает относительно изара, рубахи (камиса) и платка». (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа) – слабая. В ней: уединение ‘Абдуль’азиза ибн Аби Рауата, который противоречил аз-Зухри, Мусе ибн ‘Укбе и др. А также от Ибн ‘Умара вместе с Салимом передавали без этой добавки более 10-ти человек. Из них: Нафи’, Зейд ибн Аслям, Мухариб ибн Дисар (دِثار) и др.

«قال للنبيﷺ: إن إزاري يسترخي إلا أن أتَعاهده فقال له: إنك لست ممن يفعل ذلك خُيَلاء»

А что касается хадиса Ибн ‘Умара о словах Абу Бакра пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, мой изар ослабляется, кроме как если я буду постоянно за ним следить». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты не из тех, которые делают так из высокомерия». (аль-Бухари), то нет в нем довода для большинства ученых (джумхур) в том, что если опускать одежду ниже щиколоток без намерения высокомерия, тогда это всего лишь нежелательно. Потому что Абу Бакр не делал этого намеренно. К тому же, если человек будет опускать одежду ниже щиколоток намеренно, тогда есть несколько различий между ним и Абу Бакром.

Из них: 1) Относительно Абу Бакра есть похвала в самом хадисе в противоречие этому человеку. 2) Абу Бакр не делал это не специально в противоречие этому человеку. 3) Понимается, что когда Абу Бакр замечал об этом, то поднимал, а этот человек все время ходит с опущенной ниже щиколоток одеждой.

«ما قاله رسول اللهﷺ في الإزار فهو في القميص»

Примечание: 1) Передается от Ибн ‘Умара: «То, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, про изар, касается также и рубахи (камис)». (Абу Дауд, Ахмад). Хороший. Поэтому это постановление не ограничивается изаром или длинной арабской рубахой (камисом).

2) Намаз того, кто совершит его с опушенной ниже щиколоток одеждой, действителен с грехом. А хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Поистине, Аллах не принимает намаз того, кто совершает его с опущенной ниже щиколоток одеждой». (Абу Дауд, Ахмад) – слабый. В нем: Абу Джа’фар – неизвестный (маджхуль), а также в иснаде неназванный (мубхам), то есть, человек из жителей Медины.

1337. Каково постановление ношения одежды, окрашенной растением му’асфар (желто-красного цвета) – запрещено мужчинам, разрешено женщинам.

«أن رسول اللهﷺ نهى عن لُبس القَسّيّ و المعصفر»

Довод – хадис ‘Али о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил носить одежду «аль-кассий» и «аль-му’асфар». (Муслим). «Кассий» — один из видов шелковой одежды. «Му’асфар» — одежда желто-красного (ближе к красному) цвета.

«رأى عليّ النبيﷺ ثوبين معصفرين فقال: أمك أمرتك بهذا؟»

А также хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел на мне две одежды желто-красного цвета и сказал: «Твоя мать приказала тебе одеть эту одежду?!»». (Муслим). Из этого хадиса ученые понимают, что причина запрета — это то, что одежда такого цвета является одеждой женщин.

«إن هذا من ثياب الكفار فلا تلبسها»

А в риуаяте этого хадиса пришло: «Поистине, это из одежды неверующих, поэтому не носи ее». И это вторая причина запрета. 

Примечание: это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин.

«أفلا كسوتها بعض أهلك فإنه لا بأس للنساء»

Довод на разрешение женщинам — хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что он после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему такую одежду, сжег ее. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Почему ты не отдал ее кому-нибудь из своей семьи, ведь нет в ней ничего страшного для женщин». (Абу Дауд, аль-Бейхакы). Хороший.

Асары сподвижников: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Передается достоверно от ‘Айши, Умм Салямы, Асмы дочери Абу Бакра, что они носили такую одежду». А от Ибн ‘Умара и Са’да ибн Аби Уаккаса передается фетва о дозволенности этого для женщин (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир, ‘Абдурраззак). А также пришли достоверные сообщения от Анаса (‘Абдурраззак), Ибн ‘Умара, Джабира и Тальхи ибн ‘Убейдилляха о том, что такая одежда разрешена для мужчин и женщин (Ибн Аби Шейба). А также есть достоверный асар от Ибн ‘Умара о запрете на это. А асар ‘Умара о запрете слабый. В нем: неназванная передатчица (мубхама). Во втором иснаде: прерванность между Катадой и ‘Умаром (мункаты’). И есть вероятность, что выпала именно эта неназванная передатчица.

ИТОГ: одежда, покрашенная в желто-красный цвет (ближе к красному) посредством растения «му’асфар» запрещена для мужчин и разрешена для женщин. Некоторые ученые сказали, что если одежда не покрашена этим растением, тогда запрет не распространяется на это. А шейх уль-Ислам Ибн Теймия утверждает, что запрет связан не с растением, а с цветом («Шарх уль — ‘Умда»). Поэтому однозначно заявить о том, что одежда такого цвета, покрашенная заводской краской запрещена трудно, однако лучше и безопаснее оставить такой цвет одежды.

1338. Каково постановление ношения красной одежды – мнение о запрете этого несет в себе силу.

«و فيه النهي عن المياثر الحُمُر»

Довод – 1. Хадис аль-Бара ибн ‘Азиба, в котором пришел запрет на одежду красного цвета. (аль-Бухари).

«و نهانا عن القسي و الميثرة الحمراء»

2. Длинный хадис ‘Али, в котором пришло: «…и запретил нам «аль-кассий» и одежду красного цвета». (Ахмад). Достоверный.

«نُهي عن مياثر الأُرجُوان»

3. Хадис: «Ношение одежды сильно красного цвета было запрещено». (Абу Дауд). Достоверный. Слово «маусара» (его мн. число: «маясир») обычно используется на шелковую одежду, но иногда просто на одежду. И упоминание красного цвета в хадисе указывает на то, что запрет связан именно с цветом, а не с тем, что это – шелковая одежда.

«أنهما رأيا النبيﷺ في حُلَّة حمراء»

А что касается хадиса Абу Джухейфы и аль-Бара ибн ‘Азиба о том, что однажды они видели пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в красной одежде (Согласованный), то ученые разъяснили, что он не был чисто красного цвета, но в нем присутствовали другие цвета и привели др. разъяснения.

1339. О разрешенности ношения одежды, в которой присутствует небольшое количество шелка – это разрешено, если шелка не более чем на объем четырех пальцев.

Довод – 1. Хадис ‘Умара (см. вопрос 1327).

«أنها أخرجت جُبَّة رسول اللهﷺ مكفوفةَ الجيب و الكُمَّين والفرجين بالديبَّاج»

2. Хадис Асмы дочери Абу Бакра о том, что однажды она вынесла плащ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его воротник, рукава и нижняя часть были подшиты шелковыми вставками. (Абу Дауд). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: аль-Мугира ибн Зияд – слабый передатчик.

«فأخرجت جبة طيالسية كسروانية لها لُبنة ديباج و فرجيها مكفوفين بالديباج فقالت: هذه كانت عند عائشة حتى قُبضت فقبضتها فكان النبيﷺ يلبسها فنحن نغسلها للمرضى نستشفي بها»

Его основа у Муслима: «Она вынесла плащ, воротник которого был из шелка, и нижние части одежды были отделаны шелком. Он был у ‘Айши, пока она не скончалась, а после этого я забрала его себе. Его носил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому мы стираем его для больных и ищем посредством него излечение».

«و كان يلبسها للوفد و الجمعة»

А аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» добавил: «Он носил ее во время делегаций и пятницы». Достоверный.

1340. Каково постановление опускания одежды ниже щиколоток для женщин – разрешено, но не более чем на локоть от щиколотки, а более того запрещено.

«فكيف تصنع النساء؟ قال: يُرخين شبرا فقالت: إذن تنكشف عنهن قال: فذراع لا يزدن عليه»

Довод – хадис Умм Салямы: «А что делать женщинам?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пусть они отпускают (одежду) на шибр (около 20 см)». Она сказала: «Ну, тогда их стопы могут оголиться». Он сказал: «Тогда пусть отпустят на расстояние локтя и не добавляют больше этого». (Абу Дауд, ан-Насаи, Ахмад и др.). Достоверный. Дополнительно см. вопрос 563.

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Измерение начинается от щиколоток и ниже, потому что если бы оно начиналось от земли, то она бы не сказала: «Ну, тогда их стопы могут оголиться». И если женщина опустит одежду на расстояние больше, чем локоть от щиколоток (как некоторые свадебные платья и т.п.), то на нее распространяется запрет и угроза относительно того, кто опускает одежду ниже щиколоток». (см. вопрос 1336).

1341. Что такое садль и каково его постановление – это когда человек накидывает одежду на два плеча, не вдевая рук, и не закрепляет одну сторону одежды на противоположном плече. Этот вид одевания одежды запрещен, т.к. является уподобдением иудеям.

Довод – то, что шариат приказывает нам противоречить неверующим. Относительно вышеприведенного разъяснения «садля» сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Это – разъяснение подавляющего большинства обладателей знания». («Иктида сырат аль-Мустаким»).

Передается, что Ибн ‘Умар запрещал одевать одежду в виде «садль» в намазе, говоря, что так делают иудеи (Ибн Аби Шейба). Достоверный. А в другом сообщении пришло, что он сам одевал одежду в виде «садль» в намазе (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. Можно собрать между этими асарами сказав, что сначала Ибн ‘Умар не знал и совершал намаз таким образом, а затем узнал, что это из деяний иудеев и стал запрещать это. Также пришло, что однажды ‘Али увидел группу людей, совершающих намаз, одежда которых была в виде «садль». Тогда он сказал: «Они похожи на иудеев, которые вышли из синогоги». (Ибн Аби Шейба, ‘Абдурраззак, Ибн уль-Мунзир). Достоверный.

1342. Что такое иштималь ас-самма (глухое завертывание) и каково его постановление – это либо полное завертывание (как кафан для покойника), либо одевание одной одежды без нижней части одежды, и закидывание обеих концов одежды на одно плечо так, что второе плечо и второй бок остаются открытыми. Первое нежелательно, т.к. если что-то произойдет в намазе, то человек не способен вытащить своих рук. Второе делает намаз недействительным, если выявился ‘аурат человека.

«أن النبيﷺ نهى عن اشتمال الصمَّاء»

Довод – хадис Абу Хурейры и Абу Са’ида о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил «иштималь ас-самма». (аль-Бухари). Муслим передал его со слов Джабира.

Примечание: второе разъяснение пришло от Абу Са’ида аль-Худри (аль-Бухари). И запрет в хадисе может быть связан с тем, что это может привести к запретному явлению в намазе, как открывание ‘аурата человека и т.п.

1343. О намазе в одной и двух одеждах – в обоих случаях намаз действителен, но намаз в двух одеждах предпочтительнее.

«أن رجلا سأل النبيﷺ عن الصلاة في الثوب الواحد فقال: أو كلكم يجد ثوبين؟»

Довод – хадис Абу Хурейры о том, что однажды один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о намазе в одной одежде, на что он ответил: «Разве каждый из вас может найти две одежды?» (Согласованный).

«إذا وسَّع الله فأوسعوا صلى رجل في إزار و رداء في إزار و قميص في إزار و قَباء في سراويلَ و رداء في سراويلَ و قميص في سراويل و قَباء في تُبَّان و قَباء في تُبَّان و قميص»

Передается от ‘Умара: «Если Аллах расширил вам удел, то и вы расширяйте. Пусть человек совершает намаз в изаре и риде (одежда, покрывающая верхнюю часть тела), или в изаре и длинной рубахе (камис), или в изаре и одежде до колен (каба – как «пакистанка»). Или в широких шараварах (сарауиль) и риде, или в шараварах и длинной рубахе (камис), или в шараварах и одежде до колен. Или в трусах и одежде до колен, или в трусах и длинной рубахе (камис)». (аль-Бухари).

Примечание: 1) Передается от Джабира, Убэйя ибн Ка’ба, Анаса, Ибн ‘Аббаса, Абу Хурейры и Халида ибн уль-Уалида о том, что они старались совершать намаз в одной одежде (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир, ‘Абдурраззак). Достоверные сообщения. И возможно они делали это для разъяснения, что это не запрещено.

2) Если намаз совершается в одной одежде, то запрещено оставлять плечи не прикрытыми ничем из-за хадиса Абу Хурейры (см. вопрос 561).

1344. Закручивание одежды и взятие волос в резинку в намазе – нежелательно.

«أُمرت أن أسجد على سبعة أعظُم…وأن لا أَكْفِتَ ثوبا و لا شعرا»

Довод – 1. Хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан (см. вопрос 864): «Мне было приказано делать земной поклон на семь костей…, а также не подворачивать одежду и не заплетать волосы в косичку». (Согласованный).

«أنه رأى عبد الله بن الحارث يصلي و هو معقوص الشعر فقام يحله فلما انصرف قال: ما لك و شعري؟ قال: إني سمعت رسول اللهﷺ يقول: مثل هذا مثل الذي يصلي و هو مكتوف»

2. Хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды он увидел как ‘Абдуллах ибн аль-Харис совершает намаз, и его волосы заплетены в косичку. Тогда он начал расплетать их, а когда тот закончил намаз, то сказал: «Что тебе до моих волос?» Ибн ‘Аббас ответил: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Такой подобен тому, кто совершает намаз со связанными руками»». (Муслим).

Эти хадисы могут указывать как на запрет, так и нежелательность. Основа в подобных фразах – это запрет, однако подавляющее большинство ученых указывают на то, что тут имеется в виду нежелательность. И они разъясняют это тем, что причина желательности не подворачивать одежду – это то, чтобы одежда и волосы участвовали во время земного поклона, потому что в хадисе есть связь между упоминанием одежды и волос, и между упоминанием земного поклона.

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам: «И это постановление не объемлет того, у кого, например, слишком длинные рукава, и он подвернул их для того, чтобы они не закрывали его ладони так, как это принято у людей в обычаях. Или того, у кого одежда будет ниже щиколоток, если он ее не подвернет и т.п.». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./264 и дополнения из его слов на уроке).