02. Кауа’ид уаль усуль уль-джами’а (шейх ас-Са’ди)
Название:
Кауа'ид уаль усуль уль-джами'а
Автор книги:
Шейх 'алляма 'Абдуррахман ибн Насыр ас-Са'ди
Автор серий лекций:
Руслан абу Ибрахим Татарстани
Дополнительные файлы к аудио
- вопросы на арабском
- вопросы на русском
- матн книги
- то, что нужно выучить наизусть
- ответы на вопросы
2. вступление шейха ас-Са'ди
3. правило 1 (а) - шариат приказывает лишь то, польза чего абсолютна или превышающая, и запрещает то, вред чего абсолютен или превышающий
4. правило 1 (б) - шариат приказывает лишь то, польза чего абсолютна или превышающая, и запрещает то, вред чего абсолютен или превышающий
5. правило 2 (а) - средства берут постановление целей
6. правило 2 (б) - средства берут постановление целей
7. правило 2 (в) - средства берут постановление целей
8. правило 3 - сложность несет за собой облегчение
9. правило 4 - обязанность связана со способностью, нет обязанности при неспособности, и нет запрета при вынужденности
10. правило 5 - шариат строится на двух основах - искренность перед Аллахом, следование за посланником Аллаха
11. правило 6 - основа в поклонениях - запрет, а в обычаях - разрешенность
12. правило 7 - таклиф - условие обязательности поклонений, различение - для их действительности, рушд - для распоряжения, владение - для благотворительности
13. правило 8 - постановления шариата претворяются в жизнь при наличии условий и столпов, и отсутствии запретительных факторов
14. правило 9 - любое постановление шариата, которое не определено конкретными границами, возвращается к обычаям людей
15. правило 10 - во всех претензиях и заявлениях - заявитель обязан представить доказательство, а ответчику достаточно поклясться
16. правило 11 - убежденность не отменяется из-за сомнения, и основа в вещах, что они остаются на своем месте, пока не будет доказано обратное
17. правило 12 - любые сделки взаимной выгоды, а также сделки благотворительности, обусловливаются взаимным довольством
18. правило 13 - ответственность за порчу имущества на одинаковых основаниях несут невежда, забывший и совершивший преднамеренно
19. правило 14 - доверенное лицо не возмещает ущерба за порчу, кроме как при легкомыслии и вине, а несправедливый возмещает в любом случае
20. правило 15 - вред окружающим запрещен в любом случае, есть ли от этого вреда польза вредящему или нет
21. правило 16 - справедливость обязательна во всем, а то, что выше этого - желательно
22. правило 17 - тот, кто поторопится с чем-либо до его времени, будет наказан отсутствием желаемого результата
23. правило 18 - возмещение ущерба за то, у чего есть подобие, производится подобием, а иначе ценой
24. правило 19 - если невозможно определить назначенную цену, то ценой становится цена среднерыночная
25. правило 20 - если невозможно установить обладателя права или вещи, он считается несуществующим
26. правило 21 - превышающая неизвестность, а также азарт - запрещены, как в сделках, так и в соревнованиях
27. правило 22 - перемирие действительно между мусульманами, если оно не запрещает разрешенное и не разрешает запретное
28. правило 23 - мусульмане обязаны соблюдать условия, кроме тех условий, которые запрещают разрешенное и разрешают запретное
29. правило 24 - тот, кто опередил других к тому, что не принадлежит никому, тот имеет на это первоочередное право
30. правило 25 - если неизвестен обладатель права, и невозможно деление, то вступает в силу жребий
31. правило 26 - слово доверенных лиц принимается в том, что им доверено из распоряжений, кроме как если оно противоречит чувствам и обычаям
32. правило 27 - оставивший в поклонении обязательное по невежеству или забывчивости, совершает поклонение заново, в отличие от совершения запретного
33. правило 28 - замена берет все постановления заменяемого, но к замене прибегают только при невозможности совершения основы
34. правило 29 - слова шариатских контекстов, а также участников договоров рассматриваются в свете их ограничений, исключений и условий
35. правило 30 - партнер принуждается к взаимодействию при необходимости, даже без его воли, а если неизвестны доходы, они считаются равными в правах
36. правило 31 - шариатские постановления могут расчленяться и работать частично и не работать частично, в зависимости от действия причин
37. правило 32 - тот, кто выполнил за другого его имущественную обязанность, может требовать своих денег, если имел намерение на это
38. правило 33 - если нет возможности выполнить оба благих деяния, то нужно выбрать наилучшее, а из двух зол наименьшее
39. правило 34 - если у человека выбор между двумя действиями, то он выбирает что угодно, если это касается его, и наилучшее, если касается кого-то иного
40. правило 35 - тот, с кого по какой-либо причине было снято шариатское наказание, платит двойное возмещение ущерба
41. правило 36 - тот, кто погубил что-либо для своей же выгоды, тот возмещает убыток, а тот, кто погубил, защищаясь от вреда, не возмещает
42. правило 37 - если два участника договора или сделки спорят о чем-либо, то слово отдается тому, у кого наиболее сильный довод
43. правило 38 - если запрет приходит на само поклонение или его условие, то оно недействительно, а если на что-либо постороннее, то действительно, но с грехом
44. правило 39 - нельзя совершать поклонение или искупительное действие до причины обязательности, но можно после причины, но до условия обязательности
45. правило 40 - приказанное нужно совершать полноценно; если же нет возможности, то частично, кроме как, если частичное совершение - лишь средство или не поклонение
46. правило 41 - если собралось два поклонения одного рода, то достаточно сделать одно действие за два поклонения, если их цель одинакова
47. правило 42 - разрешено делать известное исключение при купле-продаже, а при благотворительности можно делать как известное, так и неизвестное исключение
48. правило 43 - не принимается заявление о возвращении вещи от того, кто забирал ее для своей пользы, и принимается от того, кто забирал для пользы хозяина вещи
49. правило 44 - если человек полноценно выполнил дело, которое было ему задано, он заслуживает платы, которая была ему назначена
50. правило 45 - тот, чье довольство не принимается в расчет при заключении или расторжении договора, не принимается в расчет также и его знание об этом
51. правило 46 - если тебе кто-то что-то должен, и причина этого явна, можешь забрать это украдкой, если он отказывается тебе это отдать, или не можешь просить разрешения
52. правило 47 - если человек, дав обет, обязал себя каким-либо действием, то он выполняет это действие так, как выполняется действие обязательное, а не просто желательное
53. правило 48 - отдельные части приказанного действия должны следовать друг за другом непрерывно, кроме как, если перерыв будет незначительным
54. правило 49 - минимальное имущество человека не считается излишком (т.е. не направляется для погашения долгов, штрафов и искупительных действий)
55. правило 50 - иногда то, что не имеет постановления в отдельности, приобретает постановление из-за следования за чем-либо
56. правило 51 - при рассмотрении договоров и благотворительности принимается во внимание то, какова была причина, и что сподвигло человека на данный договор
57. правило 52 - косвенным доводам отдается предпочтение перед основой, если они достигнут достаточной силы
58. правило 53 - все договора, построенные на изначально недействительном договоре - недействительны, если же договор был действительным, то то, что построено на нем также
59. правило 54 - во взаимоотношениях мы смотрим на то, как они произошли в действительности, а не просто внешне
60. правило 55 - нет оправдания у того, кто признал против себя что-либо, даже если позже он будет заявлять, что ошибся в этом признании
61. правило 56 - наследник встает на место наследодателя во всем, что связано с его наследством
62. правило 57 - слова необходимо понимать исходя из того, что хотел высказать человек, - это в договорах, разрывах и самопризнании
63. правило 58 - постановление следует за причиной - в ее присутствии и отсутствии
64. правило 59 - если слово неопределенной формы приходит в отрицательном, запретительном или условном контексте, оно указывает на общность
65. правило 60 - частицы ман, ма, аль, айю, мата, а также родовое слово, приписанное к другому - все это указывает на общность
Категория: Правила фикха
Опубликовано: 25 ноября, 2015