003. Глава об условиях действительности намаза (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/003-glava-shurut-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

3. Глава об условиях действительности намаза

558. Пять условий намаза единогласно — ислам, разум, возраст, наступление времени, очищение – все это единогласно.

Разум: человек, потерявший разум (маджнун) – тот, который не способен взять намерение.

«مُرُوا أولادكم بالصلاة و هم أبناء سبع سنين و اضربوهم عليها و هم أبناء عشر».

Возраст: под возрастом имеется в виду – различение (тамайюз), даже если он не достиг совершеннолетия. Довод на то, что поклонение такого принимается – хадис ‘Амра ибн Салямы (см. вопрос 540), хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Приказывайте своим детям совершать намаз тогда, когда им семь лет, и бейте их за него тогда, когда им десять лет». (Абу Дауд, аль-Хаким в «аль-Мустадраке»). Хороший.

Различение: когда ребенок различает, что для него хорошо, а что плохо, отличает красивую женщину от некрасивой женщины и т.п.

559. Если потерял омовение в намазе нужно ли начать намаз заново или можно продолжить после омовения – начать заново.

Довод – отсутствие довода на дозволенность продолжить намаз.

Примечание: 1) Хадис ‘Айши марфу’ан: «Тот, у кого выйдет рвота или кровь из носа или отрыжка или смазка (мази), пусть выйдет из намаза, возьмет омовение, а затем продолжит намаз с того места, на котором остановился, при условии, чтобы он при этом не разговаривал». (Ибн Маджа) – слабый. Причину слабости и арабскую версию хадиса см. в вопросе 259.

2) Хадис ‘Али ибн Талька марфу’ан: «Если один из вас выпустит газы в намазе, то пусть выйдет из намаза, возьмет омовение, а затем совершит намаз заново». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.) – слабый. В нем: Муслим ибн Саллям аль-Ханафи – его положение неизвестно (маджхуль уль-халь).

Выходить из намаза нужно просто, без таслима.

560. Шестое условие намаза — прикрытие ‘аурата и разница между ‘ауратом в намазе и вне намаза.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ ﴾

«О, потомки Адама! Облекайтесь в свои украшения [одевайте одежды и будьте чистыми] при каждой мечети [при исполнении молитвы]». — [7:31].

В этом аяте не имеется в виду, что нам нужно надевать драгоценные украшения для намаза, но имеется в виду, чтобы мы вставали на намаз в соответствующем образе, прикрыв ‘аурат, в чистой одежде и т.д.

Разница между ‘ауратом в намазе и вне намаза – то, что нужно прикрывать в намазе больше, чем то, что вне намаза, как например, голова и голени женщины, ляжки мужчины – ‘аурат в намазе, но не является ‘ауратом вне намаза и т.д. (см. вопрос 562).

561. Постановление о прикрытии аурата в намазе – обязательное условие намаза – если человек не прикрыл аурат имея на это возможность, то его намаз недействителен.

Довод – см. вопрос 560.

«إن كان الثوب واسعا فلتَحِفْ به يعني في الصلاة و إن كان ضيقا فاتزر به»

И хадис Джабира марфу’ан: «Если твоя одежда широкая, тогда закутайся в нее, то есть в намазе, а если узкая, то одень ее в виде изара». (Согласованный).

Примечание: изар – материя, которой обворачивается нижняя часть тела (обычно от таза до голеней).

«لا يصلي أحدكم في الثوب الواحد ليس على عاتقيه منه شيء»

И хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Пусть никто из вас не совершает намаз в одной одежде так, что на его плечах не будет из этой одежды ничего». (Согласованный).

Примечание: запрет в этом хадисе не распространяется на ситуацию, упомянутую в хадисе Джабира, то есть: «а если узкая, то одень ее в виде изара», ведь у такого человека нечем прикрыть плечи.

562. Аурат мужчины в намазе и на улице – в намазе – мужчина обязан прикрыть нижнюю часть тела от пупка до колен, а также прикрыть плечи одеждой. Аурат мужчины вне намаза – срамные части тела.

Довод на ‘аурат в намазе – см. вопрос 561. А что касается части тела выше колен ниже пупка, то она не является ‘ауратом мужчины вне намаза, ведь все хадисы относительно этого — слабые. И слабость их может подкреплять друг друга, однако они противоречат достоверным хадисам, поэтому остаются на своей слабости:

«لما سار إلى خيبر حَسَر الإزار عن فخذه حتى إني لأنظر إلى فخذه و إن ركبتي لتمس فخذه»

1. Хадису Анаса: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в поход на Хайбар, поднял свой изар от бедер так, что я смотрел на его бедра, и мои колени касались его бедер». (Согласованный). Из хадиса понимается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам поднял свой изар, и что это не произошло случайно, ведь, во-первых, если бы бедра были бы ‘ауратом, тогда Анас подсказал бы пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а во вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен был почувствовать прикосновение колен Анаса к его бедрам, но все равно не прикрыл их.

«كان مضطجعا في بيتي كاشفا عن فخذيه أو ساقيه فاستأذن أبو بكر فأذن له فدخل ثم استأذن عمر فأذن له فدخل فلما دخل عثمان سوَّى ثيابه ثم قال: ألا أستحي من رجل تستحي منه الملائكة؟»

2. Хадис ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал у меня дома так, что его бедра или колени были открыты, и тогда Абу Бакр спросил разрешения войти, затем вошел. После этого разрешения войти спросил ‘Умар, и вошел. А когда вошел ‘Усман, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поправил свою одежду и сказал: «Разве могу я не стесняться человека, которого стесняются ангелы?!»». (Муслим). А имам ат-Тахауи привел этот же хадис в «Мушкил уль-Асар» без сомнений относительно бедер и колен. Достоверный.

Примечание: но лучше не открывать бедра перед людьми из стеснительности так, как сделал это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перед ‘Усманом.

563. Аурат женщины в намазе и должна ли женщина прикрывать в намазе стопы – ее ‘аурат в намазе: все тело, кроме лица, кистей рук, а также стоп (но все это только если она совершает намаза не перед посторонними мужчинами).

Лицо – отсутствие довода на обязательность прикрывать его. Сказал Ибн уль-Мунзир: «Большинство ученых единогласны в том, что совершеннолетняя, свободная (не рабыня) женщина может совершать намаз с открытым лицом». («аль-Аусат»).

Сказал Ибн Хизам: «Он указывает на противоречие в этом вопросе со стороны таби’ина Абу Бакра ибн ‘Абдиррахмана, как это указано в «Шарх уль-Мухаззаб», а Ибн Кудама даже не обратил внимание на это противоречие и сказал («аль-Мугни»): «Мы не знаем относительно этого разногласий среди ученых»» («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./537 стр.) Дозволено открывать лицо только до волос, ведь сказал Ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны (аджма’а) в том, что для совершеннолетней, свободной женщины является обязательным совершать намаз с покрытым на голове платком» (там же). Платок, то есть химар, который туго завязывается на голове женщины и закрывает ее волосы и шею.

Примечание: хадис ‘Айши марфу’ан: «Аллах не принимает намаз совершеннолетней женщины, кроме как с химаром». (Пятеро, кроме ан-Насаи) – слабый. В нем: пропуск между Мухаммадом ибн Сирином и ‘Айшей. Кисти рук – отсутствие довода на обязательность покрывать их. Стопы – нет достоверных доводов на обязательность покрывания стоп в намазе, но лучше их закрывать, ведь она обязаны закрывать их перед посторонними людьми, а перед Всевышним Аллахом тем более это сделать будет лучше (из стеснительности).

Довод – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Аллах не посмотрит на того, кто тащит свою одежду из высокомерия». На что Умм Саляма спросила: «А что должны делать женщины с их подолами?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пусть они отпускают его на шибр (около 20 см – прим. пер.)». Она сказала: «Ну, тогда их стопы могут оголиться». Он сказал: «Тогда пусть отпустят на расстояние локтя и не добавляют больше этого». (ат-Тирмизи). Достоверный. И мнение о том, что стопы не являются ‘ауратом в намазе выбрал шейх уль-Ислам Ибн Теймия и Ибн ‘Усеймин.

Примечание: границы ‘аурата женщины вне намаза ин шаа Аллах придет в «Книге никаха».

564. Аурат рабыни в намазе и на улице – ее ‘аурат в намазе подобен ‘аурату в намазе свободной женщины, разве что рабыне можно совершать намаз с непокрытой головой и шеей. А вне намаза – ее ‘аурат как ‘аурат свободной женщины перед родственниками, которым дозволено смотреть на нее.

Довод в намазе – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ﴾

«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала [укроются ими так, что будет виден только один глаз, чтобы видеть им, когда они отправляются по необходимости]. Это лучше, чтобы их узнавали (что они являются свободными и благочестивыми женщинами), и чтобы им не причинили никакой обиды». — [33:59].

«إن حجبها فقد تزوجها و إن لم يحجُبْها فهي مما ملكت يمينه»

Также когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завладел Софией, мусульмане сказали: «Если покроет ее в хиджаб, значит, женился на ней, а если не покроет, значит, она – его рабыня». (Согласованный). Также пришел достоверный асар от ‘Умара, что он запрещал рабыням покрывать голову, говоря, что в этом есть уподобление свободным женщинам (Ибн Аби Шейба и ‘Абдурраззак).

Сказал Ибн Кудама: «Это – мнение подавляющего большинства ученых, и мы не знаем, чтобы кто-то противоречил этому, кроме аль-Хасана аль-Басри». Это о разрешенности, но ей все равно лучше и безопаснее совершать намаз, прикрывая голову. Вне намаза – см. выше. Но все равно лучше ей так не делать. Лучше покрываться, чтобы не было смуты (фитны), ведь она такая же женщина, как и свободная и страсть мужчины к ней не уменьшается от того, что она рабыня.

565. Если в намазе нечаянно открылась часть аурата – если человек прикрыл эту часть, как только заметил, тогда намаз действительный, а если продолжал совершать, то недействительный.

Довод — хадис ‘Амра ибн Салямы о той истории, когда его срамная часть тела (задняя часть) открывалась в намазе, и некоторые женщины сказали: «Прикройте от нас срамную часть вашего чтеца». (аль-Бухари).

566. Если в намазе нечаянно открылись срамные части тела – постановление подобно предыдущему.

567. Прикрывание аурата облегающей одеждой или одеждой через которую различается цвет кожи – если просвечивает кожу – то намаз недействительный, а если облегает тело, то действительный с грехом. Потому что если просвечивает кожу, то это приравнивается к тому, что на нем нет одежды (доп-но см. вопрос 560).

568. Необходимость прикрывания плеч в намазе – если не прикрыл намеренно, имея возможность прикрыть, то намаз недействителен.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 561). Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность».  

569. Обязательно ли прикрывать плечи полностью – нет.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 561).

Примечание: слова в хадисе: «так, что на его плечах не будет из этой одежды ничего» указывают на дозволенность совершения намаза в майке, ведь когда человек совершает намаз в майке, на его плечах есть что-то из нее, и они не являются полностью обнаженными.

570. Можно ли совершать намаз с подтяжками на плечах или на них должна быть именно одежда – должна быть именно одежда, пусть даже майка. А что касается подтяжек, то их недостаточно, т.к. это не одежда.

571. Если человек не способен прикрыть аурат совершает ли он намаз стоя или совершает его сидя – стоя в таком месте, где его никто не видит.

«صل قائما فإن لم تستطع فقاعدا فإن لم تستطع فعلى جنب»

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна марфу’ан: «Совершай намаз стоя, если не можешь стоя, тогда сидя, если не можешь сидя, тогда на боку». (аль-Бухари).

Примечание: и если человек, находящийся в таком положении оставит джама’ат (коллектив), то у него есть оправдание.

572. Если у человека кусок ткани которого достаточно только на плечи или на срамные части тела – закрывает срамные части тела, оставляет плечи открытыми и его намаз действительный.

Довод – хадис Джабира (см. вопрос 561). 

573. Если у человека кусок ткани которого достаточно лишь на прикрытие части срамных частей – прикрывает то, что может.

574. Если для прикрытия аурата только чистая шкура – должен прикрыться ею.

575. Если нет одежды а только грязь которой может обтереть тело – не обязан этого делать. Совершает намаз с открытым ‘ауратом и его намаз действительный. Потому что эта грязь все равно отвалится при поясных и земных поклонах. Как совершает намаз? (см. вопрос 571).  

576. Если у человека нет своей одежды, но кто-либо готов ему ее дать – если он дает попользоваться бесплатно, то обязан принять. Если за деньги, то обязан принять, если есть деньги. Если дарит, то принимать не обязан. Если продает по средней цене, то обязан купить, если есть деньги. Если по сильно завышенной цене, то покупать не обязан, но если покупка никак не навредит имущественному состоянию, то обязан купить. Дополнительно см. вопрос 371 и 372 в «Главе о таяммуме».

577. Если у человека есть только нечистая (нажас) одежда – совершает намаз в ней. Потому что прикрытие ‘аурата в намазе требуется больше, чем очищение одежды от нечистоты (наджасы). Это — мнение имама Ахмада, Малика, аль-Музани, шейх уль-Ислама Ибн Теймии и других, в противоречие имаму аш-Шафи’и. 

578. Должны ли люди, которым нечем прикрыть аурат, совершать намаз джамаатом – не обязаны. Как в вопросе 571. И даже если все они в темноте, то все равно лучше совершать намаз отдельно. Это потому что нет 100%- ной уверенности, что никто не увидит своего обнаженного соседа в ряду. 

579. Если у одного из группы есть одежда а у остальных ее нет – он совершает намаз в одежде, а затем желательно ему дать эту одежду остальным по очереди, а те обязаны принять.

Довод – Слова Аллаха: 

﴿ وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ ﴾

«И помогайте (о, верующие) одни (из вас) другим в благочестии [совершении благих поступков] и остережении (от совершения грехов и ослушаний)». — [5:2].

580. Седьмое условие действительности намаза — направление к кыйбле.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ قَدْ نَرَىٰ تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاءِ ۖ فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا ۚ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ﴾

«Действительно Мы видим (частое) обращение твоего лица (о, Пророк) к небу, и Мы, конечно же, непременно повернем тебя к кибле, которой ты будешь доволен [которая тебе понравится]. Так поверни же свое лицо [повернись] в сторону Запретной (для греха) Мечети [мечети аль-Харам в Мекке]». — [2:144].

Единогласное мнение на то, что направление в сторону киблы является условием действительности намаза передали Ибн Хазм, Ибн Рушд и ан-Науауи. 

581. Обязательно ли направляться на саму кыйблу или достаточно направиться в ее сторону – тому, кто видит Каабу, тот направляется прямо на нее, а если не видит, то в ее сторону.

«ما بين المشرق و المغرب قبلة»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что между востоком и западом — кибла». (ат-Тирмизи). Достоверный. Это касается тех местностей, где кибла находится между востоком и западом (Медина, Йемен, Турция и т.п.), а что касается таких стран, как Египет, Индия и т.п., то там направление киблы не подходит под данный хадис.

582. Если человек совершил намаз не в сторону кыйблы проявив к этому небрежность – намаз недействительный (см. вопрос 580).

583. Если постарался найти кыйблу, но затем оказалось, что ошибся и совершил намаз не в ту сторону – намаз действителен и не надо совершать его заново.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّـهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете». — [64:16].

«ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم»

И хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете». (Согласованный).

Примечание: хадис ‘Амира (عامر) ибн Раби’и: «Однажды мы были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в темную ночь, поэтому не смогли узнать, где кибла, и совершили намаз, а когда вышло солнце, то узнали, что совершили его не в сторону киблы. Тогда были ниспосланы Слова Аллаха: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». (2:115) (ат-Тирмизи) – очень слабый. В нем: Аш’ас ибн Са’ид ас-Самман – оставленный (матрук) и ‘Асым ибн ‘Убейдиллях – слабый.

584. Если совершил намаз с небольшим отклонением от кыйблы а затем узнал об этом – намаз действителен, заново не надо совершать.

Довод – см. вопрос 581.

Примечание: если отклонение будет примерно 45 или больше градусов, то это уже считается изменением направления. Потому что, к примеру, между югом и востоком 90°, а середина между ними, то есть 45° — это уже не юг и не восток, но это — юго-восток. Поэтому если есть небольшое отклонение от киблы во время намаза, и это отклонение намного меньше, чем 45°, к примеру, всего 10°, тогда считается, что все равно человек направлен в сторону киблы.

585. Если в намазе понял что совершает намаз не в сторону кыйблы нужно ли начать намаз заново – если перед намазом проявил усердие и искал кыйблу, то продолжает намаз и не начинает заново, если же проявил небрежность, то начинает заново.

Довод – хадис о тех сподвижниках, которые совершали намаз в сторону аль-Кудса (Иерусалима), затем повернулись в сторону Каабы прямо во время намаза, после того, как узнали о том, что направление киблы изменилось (дополнительно см. вопросы 582 и 583).

586. Совершение добровольного намаза на животном или в машине в пути не в сторону кыйблы – узаконено.

«رأيت رسول اللهﷺ يصلي على راحلته حيث توجهت به»

Довод – хадис ‘Амира ибн Раби’и: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает намаз на животном, и он смотрел туда, куда направлялось животное». (Согласованный).

«يُومئ برأسه و لم يكن يصنعه في المكتوبة»

А аль-Бухари добавил: «и наклонял голову, и не делал так в обязательном намазе».

«كان إذا سافر فأراد أن يتطوع استقبل بناقته القبلة فكبر ثم صلى حيث كان وجه رِكابه»

А в хадисе Анаса пришло: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил в путь, и хотел совершить добровольный намаз, то направлял свою верблюдицу в сторону киблы, затем произносил такбир, а затем совершал намаз в ту сторону, куда направлялось его животное». (Абу Дауд). Хороший. Таким его назвали шейхи аль-Альбани и Мукбиль.

587. Совершение добровольного намаза на животном или в машине не в пути – неузаконено, потому что доводы об узаконенности совершения добровольного намаза верхом на животном не в сторону киблы пришли только относительно пути.

588. Что является кыйблой того, кто совершает намаз в машине в процессе езды – направление дороги, или сама кыйбла (см. вопрос 586).

589. Как делать поясной и земной поклоны в намазе, который совершается на животном или в машине – киванием головы, в земном поклоне кивает ниже, чем в поясном, при этом тело опускать не надо.

Довод – хадис ‘Амира ибн Раби’и у аль-Бухари (см. вопрос 586).

590. Обязательно ли направиться к кыйбле вначале совершения добровольного намаза в машине – желательно из-за хадиса Анаса (см. вопрос 586).

591. Если намаз совершается в паланкине установленном на животном или в просторной машине дальнобойщика – все равно может совершить не в сторону кыйблы. Потому что эти ситуации входят в вышеупомянутые хадисы (см. вопрос 586).

Примечание: в это постановление не входит намаз на корабле и самолете, ведь на корабле и самолете можно повернуться в сторону киблы без проблем. И обычно они не меняют направление движения в течение такого короткого периода времени, как совершение намаза.

592. Если человек путешествует пешком может ли он читать добровольный намаз прямо на ходу – нет из-за того, что доводы пришли только относительно езды верхом на животном и т.п.

593. Можно ли совершать на животном или в машине обязательный намаз – нет.

Примечание: если человек едет в поезде или в автобусе с людьми, которые не совершают намаз и отказываются остановиться для совершения намаза, тогда может совершать обязательный намаз даже не в сторону киблы, если нет возможности совершать его во время остановки или нет возможности совершать его в сторону киблы. Если есть возможность стоять, тогда обязан совершать его стоя. Но если есть уверенность, что есть автобус, который останавливается для совершения намаза, тогда ему нужно постараться ехать на нем. 

594. Если мусульмане убегают от врага то как совершать обязательный намаз – на ходу, в ту сторону, в которую получится.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا ﴾

«А если вы боитесь (врагов), то (совершайте молитву) пешими или будучи верхом». — [2:239].

«فإن كان خوفا هو أشد من ذلك صلَّوا رِجالا قياما على أقدامهم أو رُكْبانا مستقبلي القبلة أو غير مستقبليها قال نافع: لا أرى ابن عمر حدَّثه إلا عن رسول اللهﷺ»

Передал Нафи’ со слов Ибн ‘Умара: «Если же страх еще больше, то пусть совершают намаз на ходу на своих ногах, или на животных, в сторону киблы или не в сторону киблы». Сказал Нафи’: «Я считаю, что Ибн ‘Умар рассказал это только от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Малик). Дополнительно см. в «Главе о намазе страха».

Примечание: это указывает на чрезвычайную важность намаза в Исламе, ведь он не спадает даже в такой сложной ситуации.

595. Если мусульмане гонятся за врагом и боятся его упустить то как совершать обязательный намаз – остановившись и направившись в сторону киблы. Ведь разрешение есть только в том случае, если погоня происходит за мусульманами.

596. Постановление о намазе на кладбище или на могиле – запрещено и намаз недействителен.

«الأرض كلها مسجد إلا المقبرة و الحمام»

Довод – 1. Хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Вся земля является местом для намаза, кроме кладбища и бани». (ат-Тирмизи). Достоверный.

«لا تصلوا إلى القبور و لا تجلسوا عليها»

2. Хадис Абу Марсада (مرثد) аль-Ганауи марфу’ан: «Не совершайте намаз в сторону могил и не садитесь на них». (Муслим).

«لعن الله اليهود و النصارى اتخذوا قبور أنبيائهم مساجد»

3. Хадис ‘Айши марфу’ан: «Аллах проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местами для поклонения». (Согласованный).

Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность» (доводы на правило – см. уроки по «Правилам фикха»).

597. Можно ли сказать что кладбище это только тогда когда в нем больше одной могилы – нет, даже одна могила в арабском языке называется кладбищем.

598. Можно ли совершать намаз джаназа на кладбище – да.

«أن النبيﷺ صلى على قبر بعدما دُفِن»

Довод – хадис Абу Хурейры о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз джаназа после того, как похоронили покойника. (Согласованный). 

«قال: قلت لنافع: أكان ابن عمر يكره أن يصلى وسط القبور؟ قال: لقد صلينا على عائشة و أم سلمة وسط البقيع و الإمام يوم صلينا على عائشة أبو هريرة و حضر ذلك ابن عمر»

Сказал Ибн Джурейдж: «Я сказал Нафи’у: «Запрещал ли Ибн ‘Умар намаз джаназа между могилами?» Он сказал: «Мы совершали намаз джаназа за ‘Айшу и Умм Саляму в центре аль-Бакы’. А в тот день, когда совершали намаз за ‘Айшу имамом был Абу Хурейра, и Ибн ‘Умар присутствовал на нем». (‘Абдурраззак). Достоверный.

Примечание: установлено достоверно от Анаса, что он запрещал намаз джаназа на кладбище (Ибн Аби Шейба).

599. Можно ли совершать намаз в бане – нет, намаз недействителен (см. вопрос 596).

600. Можно ли совершать намаз в туалете – нет, намаз недействителен. Ведь туалет – это место шайтанов и нечистоты (наджасы). Поэтому узаконено ду’а перед входом в туалет (см. в «Книге очищения» в «Главе об этикете справления естественной нужды»).

Примечание: сказал шейх уль-Ислам: «Туалеты – то место, где пребывают шайтаны, и они более достойны запрета, чем места сидения верблюдов». (20/524-525).

601. Можно ли совершать намаз в местах скопления мусора, а также там где режут животных и на дороге людей – да, но нужно сторониться нечистоты и стараться не приносить сложность движению людей.

Довод – общность хадиса Джабира (см. вопрос 606) и отсутствие довода на запрет.

Примечание: хадис Ибн ‘Умара: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил намаз в семи местах: там где, выкидывают кишки и навоз животных, там, где режут животных, на кладбищах, на протоптанной дороге людей, в бане, в загонах для верблюдов, и на крыше Дома Всевышнего Аллаха». (ат-Тирмизи) – очень слабый. В нем: Зейд ибн Джубейра – оставленный передатчик (матрук).

602. Можно ли совершать намаз в загонах для верблюдов и в постоянных местах их отдыха – нет, намаз недействителен.

«لا تصلوا في مبارك الإبل»

Довод – установленный хадис со слов аль-Бара ибн ‘Азиба марфу’ан: «Не совершайте намаз в местах, в которых постоянно лежат верблюды». (Ахмад).

Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность».

Примечание: большинство ученых (джумхур) считают, что это всего лишь нежелательно и приводят в довод хадис Джабира (см. в вопросе 365), но их довод общий, который конкретизируется вышеупомянутым хадисом аль-Бара ибн ‘Азиба.

603. Можно ли совершать намаз в непостоянных местах отдыха верблюдов – да. Потому что непостоянные места отдыха верблюдов не называются словом «мабарик» (см. хадис в вопросе 602).

604. Действителен ли намаз на крыше Каабы – да, если человек не встает на край крыши. Потому что под киблой подразумевается как сама Кааба, так и воздух над ней, ведь тот, кто совершает намаз на возвышенности, поворачивается в сторону Каабы (см. вопрос 581), то есть в сторону воздуха над Каабой. Но если он встанет на край Каабы так, что перед ним не будет ничего из Каабы, тогда намаз недействителен. 

605. Можно ли совершать намаз в загонах для овец – да.

«كان يصلي في مرابض الغنم قبل أن يُبنى المسجد»

Довод – 1. Хадис Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до того, как была построена его мечеть, совершал намаз в загонах для баранов (Согласованный).

«سأل رجل: أيُصلى في مرابض الغنم؟ قال: نعم»

2. Хадис Джабира ибн Самуры: «Однажды один человек спросил: «Можно ли совершать намаз в загонах для баранов?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да»». (Муслим).

606. Можно ли совершать намаз в загонах для коров – да. Довод – общность хадиса Джабира марфу’ан: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому до меня: мне было оказана помощь на расстоянии месяца, и земля была сделана для меня местом для намаза и очищающей…». (Согласованный).

607. Намаз в тех местах, в которых собираются шайтаны – нежелателен, но действителен.

Довод – см. вопрос 606. Нежелательно – из-за хадиса в вопросе 501.

Примечание: сказал шейх уль-Ислам: «Места, в которых собираются шайтаны, подобны тем местам, в которых проспали намаз. Совершать намаз в них нежелательно». (21/13). 

608. Действителен ли и разрешен ли намаз на несправедливо отобранной земле – не разрешен, но действителен.

Довод – имам ан-Науауи передал единогласное мнение на запрет совершения намаза в таком месте. Но если все-таки совершил, то он действителен, ведь запрет не касается сущности (зат) поклонения, его условия (шарт), описания (сыфа) и т.п. И запрет использования такой земли не касается только намаза, но касается нахождения в ней, использования и т.д., кроме как с разрешения хозяина. Поэтому этот вопрос не входит в правило фикха — «Запрет влечет за собой недействительность». И это постановление касается только того, кто отобрал и того, кто точно знает, что эта земля отобрана.

609. Намаз в сторону могилы – запрещен и недействителен.

Довод – хадис Абу Марсада (см. вопрос 596). Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность».

610. Разрешено ли совершать намаз в сторону тех мест, в которых намаз запрещен – да, кроме могилы.

611. Разрешено ли совершать намаз на крышах тех мест, в которых намаз запрещен – да.

Довод на вопросы 610 и 611 – отсутствие довода на запрет.

Примечание: 1) Если человек совершает намаз в сторону кладбища, но между ним и кладбищем есть стена, то намаз действителен, если он не совершается специально в сторону могилы из возвеличивания и намерения поклонения могилам.

2) И этот вопрос не похож на вопрос о совершении намаза на крыше Каабы (см. вопрос 604). Это потому что относительно Каабы ставится условие направления в ее сторону. Поэтому нет ничего страшного ни в том, чтобы совершать намаз на крыше туалета и т.п., а также в сторону воздуха туалета, если человек находится на возвышенности. 

612. Намаз внутри Каабы – узаконен (как обязательный, так и добровольный намазы).

«أنهﷺ صلى في الكعبة»

Довод – хадис Биляля о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз внутри Каабы. (Согласованный).

613. Разрешено ли совершать намаз в церкви или синагоге – нежелателен, и нежелательность усиливается, если внутри них есть изображения живых существ, но если намаз совершен не в сторону изображений, то он действителен.

Довод – общность хадиса Джабира (см. вопрос 606). И нет явного довода, который бы ограничивал этот хадис, кроме как если в этих церквях и синагогах есть могилы. Тогда совершение намаза в них запрещено. Сильная нежелательность – из-за тех многочисленных грехов, которые совершаются в них (многобожие, изображение живых существ, идолы и многое другое).

Примечание: 1) Это постановление не указывает на согласие с постройкой церкви и т.п.

2) Почему не сказать, что нельзя совершать намаз в них из-за хадиса, в котором однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивал Сабита ибн Даххака: «Был ли там идол из идолов времен невежества?» Сказал: «Нет». Спросил: «Был ли там праздник из праздников времен невежества?», на что тот ответил: «Нет» и так до конца хадиса?

«أن عمر كان يصلي في البِيعَة ليس فيها التصاوير»

Пришел асар о том, что ‘Умар совершал намаз в синагоге, в которой не было изображений (аль-Бухари). И сподвижники лучше понимали религию Аллаха, чем мы.

614. Совершение намаза в сторону огня – запрещен и недействителен.

Сказал Ибн Раджаб: «Причина этого в том, что человек внешне уподобляется тем, которые поклоняются огню, даже если в сердце имеет намерение совершения намаза только ради Аллаха, так же, как запрещено совершение намаза во время восхода и заката солнца из-за внешней схожести совершающего земной поклон Аллаху с теми, которые совершают земные поклоны солнцу. Или с теми, которые поклоняются идолам или изображению». («Фатх уль-Бари» 2т./427стр.).  

615. Разрешено ли совершать намаз в сторону повернувшегося на тебя человека – нежелательно, но намаз действителен. Потому что в этом есть схожесть с теми, которые поклоняются царям и т.п. И это – мнение шейх уль-Ислама Ибн Теймии («аль-Иктида»).

Но почему тогда не сказать, что намаз в сторону повернувшегося к тебе человека запрещен и недействителен так же, как намаз в сторону огня (см. вопрос 614)? В чем разница?

Ответ: возможно в том, что уподобление совершающего намаз в сторону огня с огнепоклонниками больше и явнее, нежели уподобление совершающего намаз в сторону повернувшегося к нему человека тем, которые поклоняются царям.

Примечание: пришли асары о том, что если Ибн ‘Умар не мог найти путь к столбам мечети, то говорил Нафи’у: «Поверни ко мне свою спину». (Ибн Аби Шейба). Достоверный. А также то, что он усаживал человека и совершал намаз за ним, и люди ходили перед тем человеком.

616. Намаз в местах землетрясений и там где было наказание Аллаха – запрещено, но намаз действителен.

«قال في الحجر: لا تدخلوا على هؤلاء المعذبين إلا أن تكونوا باكين فإن لم تكونوا باكين فلا تدخلوا عليهم لا يصيبكم ما أصابهم»

Довод – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан об аль-Хиджре: «Не заходите к этим, которые были подвергнуты мучениям, кроме как если вы будете там плакать, а если вы не будете плакать, то не заходите к ним, чтобы вас не постигло то, что постигло их». (Согласованный). Раз запрещено заходить к ним, то тем более должно быть запрещено совершать там намаз.

Примечание: 1) Постановление о запрете намаза касается только того места, где жили самудяне. А если сказать, что запрещено совершать намаз в любом месте, где произошло землетрясение, тогда это приведет к аннулированию или сильному ограничению хадиса Джабира (см. вопрос 606). Это потому что огромные города когда-то подвергались землетрясенью и были восстановлены.

2) Но намаз действителен из-за того, что запрет не направлен на саму сущность, условие и описание намаза (дополнительно см. вопрос 608). 

617. Совершение намаза в сторону спящего человека – нежелательно, но намаз действителен.

«نُهيت أن أصلي خلف المتحدثين و الِنيام»

Довод – собирание между хадисами. Запрет – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Мне было запрещено совершать намаз за разговаривающими и спящими». (ат-Табарани). Хороший. В нем: Мухаммад ибн ‘Амр, относительно которого есть разногласие, и правильно – то, что он уровня хорошего хадиса, и его хадисы принимаются, если он не противоречит другим передатчикам.

«كان يصلي إليها و هي معترضة بين يديه»

Уводит на нежелательность — то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в сторону ‘Айши в то время, когда она спала (Согласованный).

618. Совершение намаза около разговаривающих людей – нежелательно, но намаз действителен. Потому что постановление о разговаривающем человеке пришло в хадисе вместе со спящим человеком. Имам Ахмад сказал, что причина этого в том, что разговаривающий отвлекает совершающего намаз своим разговором.

Примечание: мнение о нежелательности этого пришло от Ибн Мас’уда (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

619. Восьмое условие действительности намаза — чистота тела, места и одежды.

Одежда – Слова Аллаха:

﴿ وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ ﴾

«И свои одежды (от скверны) очищай!» — [74:4].

Хадис Асмы дочери Абу Бакра (см. вопрос 108 в «Книге очищения»), хадис Абу Са’ида аль-Худри (см. вопрос 620) и др. доводы.

Тело – хадисы про отстранение от мочи (см. вопрос 53 в «Книге очищения»), про подмывание водой и подтирание камнями (см. вопрос 278 и 287 в «Книге очищения») и др. доводы.

Место – Слова Аллаха:

﴿ وَعَهِدْنَا إِلَىٰ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ ﴾

«И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом [Каабу, принадлежащую Мне] (от видимой и невидимой скверны) для совершающих обход [таваф], и пребывающих [находящихся там с целью поклонения Аллаху], и преклоняющихся [совершающих поясные поклоны Аллаху], и падающих ниц [совершающих земные поклоны Аллаху]— [2:125].

И Слова Аллаха:

﴿ يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ ﴾

«О, потомки Адама! Облекайтесь в свои украшения [одевайте одежды и будьте чистыми] при каждой мечети [при исполнении молитвы]». — [7:31].

 А также хадис о том бедуине, который помочился в мечети (см. вопрос 51 в «Книге очищения») и др.

620. Если после намаза обнаружил на теле или одежде нечистоту нужно ли совершить намаз заново – нет.

«إذا جاء أحدكم المسجدَ فلْينظرْ فإن رأى في نعليه أذًى أو قذرا فلْيمسحْه و لْيصلِّ فيهما»

Довод – со слов Абу Са‘ида марфу’ан: «Если один из вас пришел в мечеть, то пусть посмотрит, и, если увидит на своей обуви нечистоту, то пусть протрет их и совершает в них намаз». (Абу Дауд). Достоверный.

Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес после той известной истории, когда Джибриль сообщил ему о том, что на его обуви есть нечистота (наджас). Он не начал намаз заново, но просто снял обувь в намазе и продолжил намаз.

Примечание: шейх уль-Ислам Ибн Теймия провел такую разграничительную черту — если человек упустил приказ воплотить что-то в поклонении (омовение, время, намерение и т.п.), то намаз не спадает из-за забывчивости, незнания и т.п. И ему нужно совершить его заново. Если же он не сторонился того, чего нужно сторониться (нечистот на теле, одежде и т.д.) по забывчивости, незнанию и т.п., и узнал об этом только после совершения намаза, тогда не нужно совершать его заново.

621. Если человек оказался запертым в нечистом месте — как быть с намазом – совершать.

Довод — Слова Аллаха:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّـهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете». — [64:16].

«ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم»

А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете». (Согласованный).

622. Если на человека попала нечистота во время совершения намаза – необходимо ее сразу же убрать или снять ту одежду, на которую попала нечистота, если это возможно. А если это невозможно, тогда нужно выйти из намаза, удалить ее, а затем начать намаз заново.

Довод – см. вопрос 620.

623. Если во время намаза в кармане человека была баночка с нечистотой (например, анализы) – нет явного довода на недействительность намаза.

624. Если человек постелил на нечистое место коврик для намазаможно ли совершать на нем намаз – да, если на коврике не проявилось следов нечистоты.

625. Если на нечистом месте построили здание или насыпали землюможно ли совершать на нем намаз – да.

Вопросы 623 – 625 — потому что не происходит непосредственного прикосновения к нечистоте (наджасе).

626. Совершение намаза в обуви – Сунна.

«خالفوا اليهود فإنهم لا يصلون في نعالهم و خفافهم»

Довод – хадис Абу Са’ида (см. вопрос 620), хадис Абу Хурейры (см. вопрос 627) и хадис Шаддада ибн Ауса марфу’ан: «Противоречьте иудеям, ведь поистине, они не совершают намаз в обуви и кожаных носках». (Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад»). И если бы не то, что иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз без обуви (Ахмад – со слов Абу Хурейры и др.), то это было бы обязательным из-за приказа в вышеупомянутых хадисах.

Примечание: пришло с достоверным иснадом, что однажды Ибн Мас’уд порицал Абу Мусу аль-Аш’ари, когда тот снял обувь перед намазом, сказав: «Разве ты в святой долине?» (Ибн Аби Шейба и ‘Абдурраззак).

Примечание: но к сожалению, мусульмане оставили данную Сунну, кроме тех, кого помиловал Аллах. Поэтому нужно стараться оживлять ее по мере наших возможностей. И если нет возможности совершать намаз в обуви в мечети, то нужно хотя бы стараться практиковать эту Сунну тогда, когда находимся в пути, или совершаем намаз дома и т.п.

627. Если человек совершает намаз без обуви, то куда ему положить свою обувь во время намаза – если слева от него никого нет, то слева, если есть, то между ногами.

«إذا صلى أحدكم فخلع نعليه فلا يؤذِ بهما أحدا ليجعلْهما بين رجليه أو لِيصل فيهما»

Довод – установленный хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас совершает намаз, и снял обувь, то пусть не причиняет неприятностей ими никому, и положит их между ног, или пусть совершает намаз в них». (Абу Дауд). 

«رأيت النبيﷺ يصلي يوم الفتح و وضع نعليه عن يساره»

Этот хадис указывает на запрет класть обувь слева от себя, если для кого-то она будет справа и будет причинять неприятность. А если никого нет, то может класть слева из-за хадиса ‘Абдуллаха ибн ас-Саиба: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз в день открытия Мекки, и положил свою обувь слева от себя». (Абу Дауд). Достоверный.

628. Чем очистить подошву обуви – обтиранием об землю, если так нечистота не удаляется, то водой или любым другим способом (см. вопрос 116 в «Книге очищения» в «Главе о нечистотах и их удалении»).

629. Если человек поговорил в намазе намеренно – намаз недействителен.

«إن هذه الصلاة لا يصلح فيها شيء من كلام الناس إنما هو التسبيح و التكبير و قراءة القرآن»

Довод – 1. Хадис Му’ауии ибн уль-Хакама марфу’ан: «Поистине, этот намаз, не разрешается в нем ничего из разговора людей, ведь он лишь – восхваление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана». (Муслим).

2. Хадис Зейда ибн Аркама: «Мы разговаривали в намазе во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так, что один из нас беседовал со своим другом по нужде. И так продолжалось до тех пор, пока не было ниспослано: «Оберегайте намазы, и особенно средний намаз. И стойте перед Аллахом смиренно». После чего нам было приказано молчать, и было запрещено разговаривать». (Согласованный) и др. доводы. Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность».

630. Если человек поговорил в намазе намеренно, но для исправления ошибки в намазе – намаз недействителен.

Довод – общность запрета (см. вопрос 629).

Примечание: хадис Зуль ядейн (см. вопрос 927) в довод на дозволенность в нашем вопросе не подходит, ведь сподвижники жили во время ниспослания шариата, и сомневались, что намаз был сокращен.

631. Кто поговорил, забыв, что он в намазе – намаз действителен, и можно его продолжать.

Довод – хадис Му’ауии ибн уль-Хакама (см. вопрос 629), ведь он разговаривал в намазе по незнанию после запрета на это. И ему не было приказано совершить намаз заново. А также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал по незнанию, как это пришло в хадисе Зуль ядейн (см. вопрос 927).

Примечание: некоторые ученые поставили условие – чтобы разговор был коротким и не затянулся, но на это условие нет довода в Коране и Сунне.

632. Кто поговорил в намазе, посчитав, что его намаз уже завершился — намаз действителен из-за хадиса Зуль ядейн.

633. Кто поговорил в намазе, не зная того, что это запрещено — намаз действителен (см. вопрос 631).

634. Если человек поговорил в намазе, произнеся слова, которые он обязан был произнести – намаз становится недействительным, и он должен совершить его заново.

Пример: видит слепого, который приближается к яме и некому ему подсказать, или увидел змею, приближающуюся к тому, кто не видит ее и т.п. Намаз недействительный из-за общности запрета (см. вопрос 629).  

635. Если человек исправил имама или кого-либо иного, произнеся в намазе фразу субханАллах – намаз действителен, и это действие узаконено.

«التسبيح للرجال و التصفيق للنساء»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Произнесение слов СубханАллах для мужчин, а хлопанье в ладоши для женщин». (Согласованный).

«في الصلاة»

А имам Муслим добавил: «…в намазе». 

«من نابه شيء في صلاته فليسبح فإنه إذا سبح التُفت إليه»

А также хадис Сахля ибн Са’да марфу’ан: «Тот, у кого что-то случится в намазе, пусть скажет субханАллах, ведь если он скажет так, то на него будет обращено внимание». (Согласованный).

Примечание: если высказал фразу поминания Аллаха, кроме «субханАллах», как «Аллаху акбар» и т.п., то нет в этом ничего страшного из-за хадиса Му’ауии (см. вопрос 629) и др. доводов.

636. Женщины вместо произнесения субханАллах хлопают в ладоши для исправления ошибки в намазе — см. вопрос 635.

637. Каким образом женщина хлопает в ладоши в намазе – любым способом.

638. Может ли женщина сказать субханАллах, если кругом только женщины – да.

Довод – хадис о том, что однажды ‘Айша произнесла фразу «субханАллах» для своей сестры Асмы (см. хадис в «Сахих аль-Бухари»).

Примечание: если женщина произносит фразу «субханАллах» для своих ближайших родственников, которым разрешено смотреть на нее и уединяться с ней (муж, отец, брат, сын), тогда нет в этом ничего страшного, но лучше ей все равно хлопать, действуя по хадису Абу Хурейры (см. вопрос 635). 

639. Подсказка имаму если он забыл или запутался в чтении аята – если запутался в суре Фатиха, то его исправление обязательно, а в другой суре – желательно.

В суре «аль-Фатиха» – потому что ошибка в этой суре приводит к недействительности намаза имама и намаза тех, кто за ним.

Примечание: имеется в виду такая ошибка, которая делает чтение данной суры недействительным.

В других сурах – хадис Ибн ‘Умара о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая намаз, запутался в чтении Корана, а когда закончил намаз, то спросил Убэйя ибн Ка’ба: «Совершал ли ты намаз с нами?» Он ответил: «Да». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И что же помешало тебе подсказать мне?» (Абу Дауд, ат-Табарани). Хороший из-за поддерживающих цепочек. Абу Хатим заявил, что этот хадис – мурсаль (отосланный) ‘Уруы ибн уз-Зубейра («аль — ‘Иляль» Ибн Аби Хатима). Но его поддерживает похожий хадис аль-Мисуара (المسور) ибн Язида аль-Малики (Абу Дауд, Ибн Хузейма). В нем: Яхья ибн Касир аль-Кахили (الكاهلي) – слабый передатчик.

640. Подсказка аята не имаму в намазе – нежелательно, но намаз действителен.

Довод – собирание между хадисами. Между хадисом Ибн Мас’уда (см. вопрос 648) и хадисом Му’ауии ибн уль-Хакама (см. вопрос 629).

641. Поминание Аллаха в намазе по причинам не имеющим отношение к намазу – намаз остается действителен (сказал «альхамдулиЛлях» после чихания, или если кто-то обрадовал чем-то и т.п.).

Довод – хадис Му’ауии ибн уль-Хакама (см. сноску 478).

«أن النبيﷺ تأخر عن الصلاة في بني عمرو بن عوف فتقدم أبو بكر الصديق فجاء و قد يصلي بهم أبو بكر فذهب ليتأخر فأشار إليه النبيﷺ أن مكانك فرفع يديه أبو بكر فحمد الله و أثنى عليه ثم تأخر و تقدم النبيﷺ فأتم الصلاة»

А также хадис Сахля ибн Са’да о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задержался у бану ‘Амр ибн ‘Ауф. Тогда Абу Бакр начал намаз с людьми. А когда он пришел, то Абу Бакр уже совершал намаз с людьми, и он стал отходить назад, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал ему, чтобы он оставался на своем месте. После чего Абу Бакр поднял руки, восхвалил и восславил Аллаха, а затем отошел назад, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал вперед и закончил намаз с людьми. (Согласованный).

642. Действителен ли намаз того кто плакал в нем или вздыхал или стонал или рыдал – да.

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (см. вопрос 646) и отсутствие довода на то, что это делает намаз недействительным.

643. Действителен ли намаз того, кто посмеялся в намазе – нет.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Более правильно – то, что громкий смех делает намаз недействительным, если при этом повышается голос. Это потому что он противоречит обязательной смиренности в намазе. А также в этом есть принижение достоинства намаза и забава, которые аннулируют цель намаза. И намаз становится недействительным по этим причинам, а не из-за того, что это – разговор в намазе». («аль-Ихтиярат»).

Примечание: пришел достоверный асар от Джабира: «Кто посмеялся в намазе, тот пусть заново совершит намаз, но не берет заново омовения». А хадис Джабира марфу’ан: «Кто посмеялся из вас в намазе, тот пусть возьмет омовение, а затем заново совершит намаз». (ад-Даракутни) – слабый. В нем: Мухаммад ибн Язид ибн Синан ар-Рахауи (الرهاوي) – он и его отец оба слабые передатчики. И правильно, что это – слова самого Джабира (маукуф), как это разъяснил ад-Даракутни («ас-Сунан»).

644. Улыбка в намазе – намаз остается действительным из-за отсутствия довода на то, что она аннулирует его.

645. Можно ли откашливаться в намазе – да.

Довод – отсутствие довода на аннулирование намаза.

Примечание: хадис ‘Али: «Я заходил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды в день, и если я заходил к нему тогда, когда он совершал намаз, то он откашливался для меня». (ан-Насаи, Ибн Маджа) – слабый. В нем: пропуск между ‘Абдуллахом ибн Нуджей (نُجَي) и ‘Али. Сказал Яхья ибн Ма’ин: «Между ним и ‘Али его отец». А его отец – неизвестный (маджхуль).

646. Дуть в намазе – можно.

«أف أف رب ألم تعدني أن لا تعذبهم و أنا فيهم»

Довод – отсутствие довода за аннулирование намаза. Пришел установленный хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время намаза затмения в земном поклоне во втором рака’ате заплакал и сказал: «Уф, уф, мой Господь! Разве ты не обещал мне, что не будешь наказывать их, пока я среди них». (Ахмад, Абу Дауд).

647. Если человек совершил в намазе то, чего не мог сдержать как чихание или зевота и т.п. – не вредит действительности намаза из-за отсутствия довода на аннулирование.

648. Можно ли в намазе ответить на приветствие словом – нет.

«بعثني رسول الله ﷺ في حاجة فرجعت و هو يصلي على راحلته و وجهه إلى غير القبلة فسلمت عليه فلم يرد علي فلما انصرف قال: إنه لم يمنعني أن أرد عليك إلا أني كنت في الصلاة»

Довод – 1. Хадис Джабира: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал меня с заданием, а когда я вернулся, он совершал намаз на своем животном, и его лицо было направлено не в сторону киблы. Я поприветствовал его салямом, но он не ответил мне, а когда закончил намаз, сказал: «Поистине, не запретило мне ответить тебе ничего, кроме того, что я был в намазе»». (Муслим). И в этом хадисе пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил Джабиру указанием руки, но не ответил словами.

«يا رسول الله كنا نسلم عليك في الصلاة فترد علينا فقال: إن في الصلاة شغلا»

2. Хадис Ибн Мас’уда: «Посланник Аллаха! Мы приветствовали тебя салямом во время намаза, и ты отвечал нам». Он сказал: «Поистине, в намазе есть занятость». (Согласованный). 

«سلم على النبيﷺ و هو يصلي فرد عليه»

Примечание: пришел хадис ‘Аммар ибн Ясера о том, что однажды он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в намазе, и он ответил ему (Ахмад, ан-Насаи и др.). Достоверный. Как собрать между хадисами? Ответ: либо это было до запрета, либо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему указанием руки без слов.

649. Ответ на приветствие движением руки, если человек совершает намаз – узаконено.

Довод – хадис Джабира (см. вопрос 648). Это действие установлено от Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара и Джабира (‘Абдурраззак, Ибн Аби Шейба).

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Произнесение слов СубханАллах для мужчин, а хлопанье в ладоши для женщин. А тот, кто укажет во время намаза указанием, которое понимается, тот пусть заново совершит намаз». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Мухаммад ибн Исхак – муддалис и не заявил явно. Сказал Абу Дауд: «Этот хадис – ошибка». А имам Ахмад сказал: «Его иснад ничто и хадис не является установленным».

650. Правильно ли мнение о том, что приветствовать совершающего намаз нежелательно – нет. Потому что сподвижники приветствовали салямом (см. вопрос 648), на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал указанием руки, и не пришло, что он порицал их за это.

«قلت لبلال: كيف رأيت النبيﷺ يرد عليهم حين يسلمون عليه و هو يصلي؟ قال: يقول هكذا و بسط كفه»

Передается со слов Ибн ‘Умара, что он сказал: «Я сказал Билялю: «Каким образом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал им на приветствие, когда они приветствовали его, а он в это время совершал намаз?» Он сказал: «Он делал так», и раскрыл кисть руки». (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: Хишам ибн Са’д – слабый. И у него есть другой иснад, где Ибн ‘Умара спросил Сухейба ибн Синана (Ахмад) — слабый. В нем: есть возможность пропуска. А также его поддерживает хадис Сухейба (Абу Дауд), в иснаде которого есть неизвестный передатчик (маджхуль). К тому же, этот хадис соответствует хадису Джабира (см. вопрос 648).

651. Можно ли в намазе совершать движения, из которых посторонние люди понимают определенные смыслы – да.

Довод – 1. Хадис Сахля ибн Са’да (см. вопрос 641).

2. Хадис о том, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз сидя и указал тем, которые сзади него, чтобы они сели.

3. Хадис Умм Салямы о том, что однажды она послала девочку для того, чтобы та спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о двух рака’атах после ‘Асра, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал ей рукой, и она отошла назад. (Согласованный) (дополнительно см. вопрос 482).

652. Можно ли поднимать ребенка в намазе – да.

«كان النبيﷺ يصلي و هو حامل أمامة بنت زينب فإذا سجد وضعها و إذا قام حملها»

«و هو يؤم الناس في المسجد»

Довод – хадис Абу Катады: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, то держал Умаму дочь Зейнаб, и если совершал земной поклон, то ставил ее, а если вставал, то брал ее на руки». (Согласованный). А у Муслима добавка: «и он был имамом для людей в мечети».

653. Может ли женщина кормить ребенка в намазе грудью – да, если не открывается грудь.

Довод – отсутствие довода на запрет. Но это при нужде, ведь движений в намазе без нужды делать не нужно.

654. Можно ли убить змею или скорпиона в намазе – да.

«اقتلوا الأسودين في الصلاة: الحية و العقرب»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Убивайте двух черных в намазе – змею и скорпиона». (Четверо). Достоверный. И это действие пришло от Ибн ‘Умара (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

Примечание: это даже если ему придется сделать некоторые движения. Но если для этого ему придется сделать слишком много движений и выйти из мечети и т.п., тогда нужно совершить намаз заново, ведь он повернулся не в сторону киблы и сделал слишком много движений. Но у него есть оправдание за прерывание намаза.

655. Можно ли убить блоху или вошь в намазе – да.

Довод – аналогия на змею и скорпиона (см. вопрос 654), ведь если он не убьет их, то они могут принести ему неприятности и отвлекать от намаза.

Примечание: это дейтсвие пришло от Му’аза (Ибн Аби Шейба). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В первом иснаде пропуск, а во втором один из передатчиков сомневается в имени своего шейха, от кого он перенял этот асар.

656. Совершение действий в намазе не имеющих отношения к намазу – если их множество, и они совершались подряд, то намаз недействителен.

Довод – единогласное мнение на это передали Ибн Хаджар («Фатх уль-Бари»), Шамсуддин Ибн Кудама («Шарх уль-Кабир», то есть шарх на Мукни’), Ибн Муфлих («аль-Мубди’») – не автор «аль-Адаб аш-Шар’ия». Затем разногласили – что такое много движений?

Ответ: это возвращается к тому, что принято у людей. В шафиитском мазхабе – это то, что больше трех движений, однако это мнение не является правильным, ведь пришло в хадисах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал больше трех движений в намазе (обучение сподвижников намазу на минбаре, намаз с Умамой дочерью Зейнаб и т.д. – см. вопрос 652).

Примечание: сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «В хадисе о том, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, постучали в дверь, и он продвинулся к двери, открыл ее, а затем вернулся и продолжил намаз, есть болезнь, несмотря на то что, он есть в «ас-Сахих уль-Муснад» шейха Мукбиля».

657. Если сердце человека отвлечено в намазе, становится ли намаз недействительным от этого – нет.

«إذا نودي بالأذان أدبر الشيطان له ضراط حتى لا يسمع الأذان فإذا قُضِي الأذان أقبل فإذا ثُوّب بها أدبر فإذا قُضِي التثويب أقبل يخطُر بين المرء و نفسه يقول: اذكر كذا اذكر كذا لما لم يكن يذكرحتى يظَلَّ الرجل إنْ يدري كم صلى فإذا لم يدر أحدكم كم صلى فليسجد سجدتين و هو جالس»

Довод – 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если произносится азан, то шайтан убегает и выпускает газы так, чтобы не слышать азан, а когда заканчивается азан, то возвращается, и если дают икаму, то убегает, а когда заканчивается икама, то возвращается, и наущает человеку, говоря ему: «Вспомни то-то, вспомни то-то» из того, что он не помнил. И так до тех пор, пока человек даже не знает, сколько рака’атов он совершил. И если один из вас не знает, сколько он совершил рака’атов, то пусть совершит два земных поклона саху в то время, как он сидит». (Согласованный). 

«منكم من يصلي الصلاة كاملة و منكم من يصلي النصف و الثلث و الربع و الخمس حتى بلغ العشر»

2. Хадис Абу аль-Ясара марфу’ан: «Из вас есть те, которые совершают намаз полноценно. И есть те, которые совершают половину намаза, и есть те, которые совершают треть, четверть, пятую часть намаза» и так пока не дошел до десятой части намаза». (Ахмад). Достоверный. И похожий хадис пришел от ‘Аммара ибн Ясера. Хороший.

«إني لأجهز جيشي و أنا في الصلاة»

Передается от ‘Умара: «Поистине, бывает такое, что я готовлю свое войско тогда, когда нахожусь в намазе». (аль-Бухари).

658. Если человек лишний раз добавляет в намазе действие являющееся частью намаза – если намеренно добавлено то, что является внешним образом намаза (стояние, сидение, поясной и земной поклоны), то намаз становится недействительным.

Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).

659. Можно ли при совершении намаза держать в руках мусхаф – да, при необходимости, самому имаму, или человеку, который ему подсказывает. Что касается того, что с мусхафами в руках стоит целый ряд, то это нововведение.

Довод для одного – отсутствие довода на запрет.

Примечание: пришли достоверные асары от ‘Айши и Анаса на это действие. ‘Айша приказывала своему слуге, чтобы он во время месяца Рамадан совершал намаз имамом и читал из мусхафа, а она совершала намаз за ним.

Весь джама’ат – нововведение из-за хадиса ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).

660. Если человек прочитал в одном ракаате суру Фатиха дважды – намаз действителен и желательность прочтения еще одной суры после Фатихи остается. Ведь добавлением этого столпа (рукна) не меняется форма намаза.

661. Если человек совершил множество посторонних действий в намазе по невежеству или забывчивости – не вредит действительности намаза.

Довод – хадис Зуль ядейн, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил много посторонних движений (см. вопрос 927).

662. Можно ли кушать или пить в намазе – нет.

Сказал Ибн уль-Мунзир: «Обладатели знаний единогласны в том, что тот, кто совершает намаз, запрещено ему есть и пить в намазе. И все те, от кого до нас дошли знания, единогласны в том, что если он поест или попьет намеренно, то должен совершить намаз заново». («аль-Аусат»). Затем он привел асар о том, что однажды Ибн уз-Зубейр попил воды во время добровольного намаза: «Сказал Абу аль-Хакам: «Я видел, как Ибн уз-Зубейр попил воды в то время, когда был в намазе». Но он – слабый. В нем: шейх Ибн уль-Мунзира – неназванный (мубхам). Ведь Ибн уль-Мунзир сказал: «Рассказали нам от Яхьи ибн Яхьи…». А асар Тауса о том, что он сказал, что нет в этом ничего страшного – слабый. В нем: Лейс ибн Аби Сулейм – слабый и запутавшийся передатчик (мухталит). Но пришел этот же асар, что Таус сказал, что этого делать нельзя (Ибн Аби Шейба) и его иснад крепче, чем тот, который привел Ибн уль-Мунзир.

663. Если покушал или попил в намазе по забывчивости – намаз остается действительным.

Довод – аналогия на разговор в намазе (см. вопрос 631), а также на постящегося, который поел или попил нечаянно.

664. Если проглотил в намазе кусочки еды, которые оставались между зубами – если сделал это намеренно, имея возможность предотвратить это, то намаз становится недействительным. Если же эти кусочки удалить было невозможно, но они ушли в глотку со слюной, то намаз действительный. Потому что в первой ситуации он сделал это намеренно (см. вопрос 662), а во второй нечаянно (см. вопрос 663).

665. Девятое условие действительности намаза — намерение (ният).

Довод – Слова Аллаха:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّـهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники [ханифы]». — [98:4].

«إنما الأعمال بالنيات»

А также хадис ‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям». (Согласованный).

Примечание: под намерением ученые фикха не имеют в виду то намерение, которое должно быть только ради Аллаха, но имеют в виду намерение, какое именно поклонение он собирается совершать (обязательный или добровольный намаз, обязательный Пост в месяц Рамадан или желательный во вторник и четверг и т.д.). 

666. Каково постановление о том, чтобы произносить намерение громким голосом вслух – нововведение.

Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).

Примечание: произношение намерения вслух или шепотом (намереваюсь совершить обязательный намаз Зухр ради Аллаха и т.д. и т.п.) является недостатком в религии и разуме. В религии – из-за того, что это – нововведение. В разуме – если люди хотят употребить пищу, то никто не говорит вслух или шепотом: «Я намереваюсь поесть эту жареную курицу халяль, чтобы она переварилась у меня в желудке, а затем я стал еще более активным в поклонении Аллаху» и т.п. Однако любой разумный человек понимает в сердце и различает, что он желает совершить намаз, а не держать уразу.

667. Каково постановление проговаривания намерения тихим голосом – неузаконено.

668. Где находится намерение — на языке или в сердце – в сердце, поэтому если человек знает и понимает, что он хочет сделать, то считается, что он взял намерение.

669. Когда должно образоваться намерение для намаза – перед намазом.

Примечание: есть разница между понятиями «помнить о намерении» и «помнить о постановлении намерения». Помнить о намерении – не забывать его и постоянно помнить о нем. Помнить о постановлении намерения – не брать противоположного намерения, даже если не помнишь про намерение непосредственно перед поклонением. Поклонение действительно в обоих случаях.

670. О необходимости сохранять намерение до конца намаза – это обязательно.

671. Обязательно ли в намерении знать какой конкретно намаз человек собирается совершить – да.

Довод на вопросы 670 и 671 – см. вопрос 665.

672. Обязательно ли иметь намерение о том, что совершаемый намаз является обязательным – нет. Потому что то, что пришло в предыдущем вопросе (671) достаточно для него.

673. Если человек прервал намерение в намазе или засомневался в нем – если прервал, то необходимо совершить намаз заново. Если засомневался, то намерение, а соответственно и намаз остаются действительными. Потому что намаз становится недействительным только тогда, когда человек прервал намерение. Правило фикха – «Уверенность не уходит из-за сомнения».

674. Можно ли менять намерение с одного обязательного намаза на другой прямо в намазе – нет.

675. Можно ли менять намерение с обязательного намаза на добровольный прямо в намазе – да.

Пример: начал обязательный намаз Зухр в одиночестве, а затем увидел, что люди хотят совершить Зухр в коллективе. Тогда можно менять намерение на просто добровольный намаз, без ограничения на какой именно, ведь его первое намерение состоит из 3-х частей: намерение намаза ради Аллаха, намерение на обязательный намаз и намерение на Зухр намаз. Когда он меняет намерение на просто добровольный намаз, то его последние две части намерения аннулируются, но остается первая часть (намаз ради Аллаха), а это и есть – просто добровольный намаз. Также можно менять намерение с 2-х рака’атов добровольного на 4 рака’ата добровольного намаза и наоборот прямо в намазе, ведь тут даже не аннулируется что-либо из намерения, но просто меняется образ намаза. Однако не нужно менять намерение с обязательного намаза на просто добровольный намаз без нужды. А если время обязательного намаза уже уходит, то запрещено менять намерение на просто добровольный намаз.

676. Можно ли менять намерение с обязательного намаза на витр – нет.

Вопросы 674 и 676: потому что намерение – это условие действительности намаза с самого его начала (см. вопрос 665).

Примечание: некоторые люди совершают 2 рака’ата Сунны ‘Иша намаза, а после этого добавляют еще один рака’ат Уитра. Они считают, что главное, чтобы их Уитр намаз состоял из 3-х рака’тов. Но это неправильно, ведь каждый из данных намазов, как Сунна после ‘Иша, так и Уитр нуждаются в отдельном намерении. 

677. Если человек начал намаз до входа времени намаза может ли перейти на добровольный – да. См. вопрос 676.

678. Если в намазе засомневался — сделал ли ният на обязательный намаз или добровольный – завершает намаз с намерением добровольного намаза, кроме как если вспомнит, что взял намерение на обязательный намаз до того, как поменяет намерение на добровольный намаз.

Правило фикха – «Убежденность не уходит из-за сомнения». А основа в поклонениях – отсутствие, кроме как если есть уверенность, что совершил что-то. И основа у него, что намерения нет, а сомнение не может сдвинуть его с этой основы.