005. Глава о побуждении к смирению в намазе (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/005-glava-hushug-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

5. Глава о побуждении к смирению в намазе

700. Какая разница между смирением (хушу’) и спокойствием (туманина) и каково их постановление – смирение это присутствие сердца в намазе, а спокойствие – это спокойствие органов тела в намазе. Первое желательно, а второе обязательно.

Довод на смирение – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 657). Ведь в хадисе пришло: «И так до тех пор, пока человек даже не знает, сколько рака’атов он совершил», и вместе с этим пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, что намаз такого человека недействителен. А также на это указывает хадис Абуль Ясара (там же).

Спокойствие – хадис «о том, который плохо совершил намаз». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Вернись и соверши намаз заново, ведь поистине ты не совершил намаз». 

701. Что такое (ихтисар) и каково его постановление – ихтисар – бывает двух видов: 1. ложить руки на пояс 2. ложить правую руку на левую, но опускать правую до левой стороны пояса, а левую до правой стороны пояса, в результате чего получается что-то вроде креста. Оба этих действия запрещены в намазе.

«نهى أن يصلي الرجل مختصِرا»

Довод – 1. Хадис Абу Хурейры: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ставить руки на пояс во время намаза». (Согласованный).

«قال زياد بن صبيح: صليت إلى جنب ابن عمر فوضعت يدي على خاصرتي فقال ابن عمر: هذا هو الصلب في الصلاة و قد كان النبيﷺ ينهى عنه»

2. Сказал Зияд ибн Субейх: «Однажды я совершал намаз рядом с Ибн ‘Умаром, и поставил свою руку на пояс. Тогда Ибн ‘Умар сказал: «Это – крест в намазе и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал это»». (Абу Дауд). Достоверный.

«أنها كانت تكره أن يجعل المصلي يده في خاصرته و تقول: إن اليهود تفعله»

3. Передается от ‘Айши, что она запрещала ставить руки на пояс тому, кто совершает намаз, и говорила: «Поистине, так делают иудеи». (аль-Бухари). 

Ибн Раджаб упомянул, что это – действие иудеев в намазе.

702. Если подана еда и дана икама на намаз — с чего начинать – с еды, если есть хоть небольшое чувство голода.

«إذا قُدِّم العَشاء فابدءوا به قبل أن تصلوا المغرب»

Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Если вам принесли ужин, то начинайте с него, прежде чем совершать Магриб». (Согласованный). И у них обоих пришла добавка: «…и не торопитесь с вашим ужином».

«لا صلاة بحضرة الطعام»

А в хадисе ‘Айши марфу’ан пришло: «Нет намаза у того, кому подана еда».

«أن النبيﷺ دُعِيَ إلى الصلاة و هو يحْتَزُّ من كتف شاة فقام و طرح السكين و صلى»

Уводит на желательность – хадис ‘Амра ибн Умейи ад-Дамри (الضمري) о том, что однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали на намаз в то время, когда он откусывал лопатку баранины. Он встал, отбросил нож и совершил намаз (Согласованный). А в хадисе Джабира пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, употреблял пищу, затем встал для совершения намаза, а затем вернулся к еде («ас-Сахих уль-Муснад»).

Примечание: 1) Это в том случае, если еда уже готова и стоит перед тобой. А если еда еще готовится, даже если осталось немного, то в этом случае нужно совершать намаз.

2) Если человек зашел в мечеть, чувствуя голод, и там накрыта еда, то он может сесть для употребления пищи, оставив 2 рака’та приветствия мечети, пока не утолит голод. И этот хадис Анаса является ограничивающим общность хадиса Абу Катады о намазе приветствия мечети (см. вопрос 740).

3) Упоминание намаза Магриба в этом хадисе не означает, что это постановление ограничено только Магрибом, ведь, как известно из усуль аль-фикх – «Упоминание некоторых видов общности не ограничивает эту общность».

703. Если человек начал с намаза, а не с еды, действителен ли его намаз – да, кроме как если человек был настолько голоден, что думал только о еде и вообще не смог сосредоточиться в намазе.

Довод – хадис ‘Амра ибн Умейи (см. вопрос 702). Обладатели знания говорят: «Человек получит награду только за то, когда его сердце присутствовало в намазе». (см. хадис Абу аль-Ясера и ‘Аммара ибн Ясера в вопросе 657).

704. Если подана еда, но уже выходит время намаза – обязательно совершение намаза и откладывание еды.

705. Можно ли перебирать камешки или поправлять коврик в намазе – больше одно раза нежелательно.

«إذا قام أحدكم في الصلاة فلا يمسح الحصى فإن الرحمة تُواجِهه»

Довод – хадис Абу Зарра марфу’ан: «Если один из вас встал на намаз, то пусть не играет с камешками, (ведь милость Аллаха направлена в его сторону)». (Пятеро). Достоверный хадис, кроме того, что между скобок. В этой добавке: Абу аль-Ахуас (الأحوص) – неизвестный (маджхуль). А у Ахмада: «один раз или оставь». В этой добавке: ‘Абдуррахман ибн Аби Лейля – слабый, но ее поддерживает хадис Му’ейкиба (معيقيب) марфу’ан: «Если уж сильно необходимо, то один раз». (Согласованный).

Уводит на нежелательность – то, что данный запрет пришел для того, чтобы человек не отвлекался в намазе. Ведь от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло, что он делал больше движений в намазе (см. вопрос 656). 

706. Можно ли поворачивать голову в намазе – нежелательно.

« سألت رسول اللهﷺ عن الالتفات في الصلاة فقال: هو اختلاس يختلسه الشيطان من صلاة العبد»

Довод – хадис ‘Айши: «Я спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о поворачивании головы во время намаза, на что он ответил: «Это – воровство. Так шайтан ворует из намаза раба»». (аль-Бухари).

Примечание: хадис Анаса марфу’ан: «Ни в коем случае не поворачивайся (головой) в намазе, ведь поистине это – погибель. И если уж сильно необходимо, тогда в добровольном намазе». (ат-Тирмизи) – слабый. В нем: ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан – слабый, а также в нем есть пропуск, ведь Са’ид ибн уль-Мусайиб не застал Анаса.

707. Можно ли поворачивать голову в намазе, если в этом есть нужда – можно.

Довод на действия для пользы намаза — хадисы в вопросе 651. Ведь в них пришло, что Абу Бакр повернул голову, когда люди начали хлопать в ладоши, а также, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся для того, чтобы посмотреть на тех, которые совершали намаз за ним.

«ثُوّب بصلاة الصبح فجعل رسول اللهﷺ يصلي و هو يلتفت إلى الشِّعب»

Действия не связанные с намазом – хадис Сахля ибн аль-Ханзалийи (الحنظليَّة ): «Однажды дали икаму на утренний намаз, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая его, поворачивался в сторону ущелья». (Абу Дауд). Достоверный. Сказал Абу Дауд: «Он послал всадника в это ущелье для охраны ночью. И в этом собрание между намазом и джихадом».

708. Можно ли в намазе смотреть глазами в разные стороны – нежелательно.

Довод – из-за того, что это может привести к уменьшению смиренности в намазе. Но довода на запрет этого нет

709. Разрешено ли плевать в сторону кыйблы в намазе и не в намазе – в намазе запрещено, а вне намаза разрешено, если человек не находится в мечети.

«إذا كان أحدكم في الصلاة فإنه يُناجي ربه فلا يبزُقنَّ بين يديه و لا عن يمينه و لكن عن شماله تحت قدميه»

Довод в намазе – хадис Анаса марфу’ан: «Если один из вас находится в намазе, то он беседует со своим Господом, поэтому пусть никто из вас не плюет ни перед собой, ни справа от себя, но пусть плюет под левую ногу». (Согласованный).

Примечание: плевать в мечети запрещено, даже под левую ногу (см. вопрос 711). И пришло в хадисе ас-Саиба ибн Халляда о том, что однажды один человек вел намаз с людьми, и плюнул в сторону киблы. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть он не ведет с вами намаз», и в нем пришло: «Ты причинил неприятность Аллаху и Его посланнику». (Ахмад, Абу Дауд). Хороший из-за поддерживающих цепочек.

«من تفل تجاه القبلة جاء يوم القيامة و تَفْلُه بين عينيه»

А также установлено от Хузейфы марфу’ан: «Кто плюнет в сторону киблы, тот придет в Судный день и его плевок будет между его глаз». (Ибн Хузейма, Ибн Хиббан).

Вне намаза – отсутствие довода на запрет. К тому же, если справлять большую и малую нужду в сторону киблы нежелательно (см. вопрос 287 в «Книге очищения» в «Главе об этикете справления естественной нужды»), то это тем более не является запретным.

710. Можно ли плевать направо во время намаза – нет.

Довод – хадис Анаса (см. вопрос 709).

711. Можно ли в намазе плевать слева от себя, а также под левую ногу, и можно ли плевать в мечети – слева разрешено (в платок, одежду или салфетку и т.п.). Под ногу можно, если человек совершает намаз не в мечети. В мечети плевать запрещено, а если все же плюнул, то нужно обязательно удалить плевок.

«البُصاق في المسجد خطيئة و كفارتها دفنها»

Довод — хадис Анаса марфу’ан: «Плевок в мечети – грех, и искупление этого – его закапывание». (Согласованный).

«و وجدت في مَساوئِ أعمال أمتي النُّخاعة تكون في المسجد لا تُدْفَن»

А также в хадисе Абу Зарра марфу’ан: «Я нашел в списке дурных дел моей общины – незакопанный плевок в мечети». (Муслим).

Дополнительно см. вопрос 709.

712. О намазе в одежде или на коврике или в помещении отвлекающих от намаза из-за пестрых изображений – нежелательно, но намаз действительный.

«كان قِرام لعائشة سترت به جانب بيتها فقال لها النبيﷺ أَميطي عنا قرامكِ هذا فإنه لا تزال تصاويره تَعْرِض لي في صلاتي»

Довод – 1. Хадис Анаса: «У ‘Айши была тонкая шерстинная разноцветная занавеска, которой она закрыла часть дома. И однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Убери от нас эту занавеску, ведь поистине изображения, которые на ней до сих пор появляются передо мной во время намаза»». (аль-Бухари).

Примечание: под изображениями в хадисе не имеются в виду изображения живых существ, ведь они запрещены в шариате строгим запретом, однако могут подразумеваться узоры, или изображения неживых предметов или живых существ, которым удалили голову и т.д.

«صلى في خميصة لها أعلام فنظر إلى أعلامها نظرة فلما انصرف قال: اذهبوا بخميصتي هذه إلى أبي جهم و أتوني بإنْبِجانية أبي جهم فإنها أَلهتْني آنفا عن صلاتي»

2. Хадис о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз в одежде, на которой были узоры. Он посмотрел на ее узоры, на мгновение, а когда закончил намаз, то сказал: «Идите с этой одеждой к Абу Джахму и принесите мне его шерстянную однотонную одежду, потому что эта одежда отвлекла меня сейчас от моего намаза». (Согласованный).

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке «Некоторые люди одевают одежду, и на их спинах и др. местах есть надписи или различные разноцветные узоры, которые отвлекают тех, которые совершают намаз в заднем ряду, поэтому лучше сторониться подобной одежды».

713. Можно ли смотреть вверх в намазе – запрещено.

«لَيَنْتَهِيَنَّ أقوام يرفعون أبصارهم إلى السماء في الصلاة أو لا ترجع إليهم»

Довод – хадис Джабира ибн Самуры марфу’ан: «Либо люди перестанут поднимать свои взоры к небесам во время намаза, либо оно (т.е. зрение) к ним больше не вернется». (Муслим).

714. Куда нужно смотреть в намазе – на место, в котором будет голова в земном поклоне.

Довод – общие доводы о необходимости смирения в намазе. И все частные доводы о необходимости смотреть на место земного поклона слабые. К тому же, пришел хадис Хаббаба ибн уль-Арата о том, что сподвижники узнавали чтение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в намазе по движению его бороды. (аль-Бухари).

Слабые хадисы: 1. Хадис ‘Айши о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Каабу, то его взор не оторвался от места земного поклона (аль-Хаким, аль-Бейхакы) – отвергаемый (мункар). В нем: ‘Амр ибн Аби Саляма (житель Шама) передает его от Зухейра ибн Мухаммада ат-Тамими, и передача жителей Шама от него является отвергаемой (мункара). И отверг этот хадис также Абу Хатим («аль – ‘Иляль» Ибн Аби Хатима).

2. Хадис Абу Хурейры о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, он смотрел вверх и его глаза смотрели то туда, то сюда, и тогда были ниспосланы первые 2 аята из суры «аль-Муъминун», после чего он опустил свою голову и смотрел на землю (аль-Хаким, аль-Бейхакы). Правильно, что этот хадис – отосланный (мурсаль) Ибн Сирина. Таким его посчитали аль-Бейхакы, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн Касир, Ибн Раджаб и др.

Примечание: нужно смотреть туда, где смиренности будет больше. И если ковер мечети украшен узорами, а перед тобой стена или столб без узоров, то нужно смотреть на стену или столб, а не на место земного поклона.  

715. Куда нужно смотреть в ташшахуде – на указательный палец правой руки, которым молящийся указывает в сторону кыйблы (см. вопрос 891).

716. Можно ли закрывать глаза в намазе – нежелательно и противоречит Сунне, кроме как для того, чтобы не отвлекаться на украшения вокруг, тогда разрешено. Но если это делается из-за поклонения и приближения к Аллаху, то это – нововведение.

717. Можно ли совершать намаз тому, кто хочет справить малую или большую нужду – можно, но желательно справить нужду, а затем совершать намаз. Но если нужда настолько сильная, что человек не может сосредоточиться в намазе и теряет спокойствие, то намаз недействительный.

«لا صلاة بحضْرة طعام و لا و هو يدافعه الأخبثان»

Довод – хадис ‘Айши марфу’ан: «Нет намаза у того, кому подана еда, и нет намаза у того, кто сильно хочет справить две нужды». (Муслим).

718. Что делать с зевотой в намазе – стараться сдержать, если невозможно, то закрыть рот и при этом не зевать издавая звук.

«التثاوب من الشيطان فإذا تثاءب أحدكم فلْيكظِم ما استطاع»

Довод на сдерживание – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Зевота от шайтана, поэтому если один из вас зевает, то пусть сдержит ее насколько сможет». (Муслим). А ат-Тирмизи добавил: «…в намазе». Иснад этой добавки тот же, что и у Муслима.

«إذا تثاءب أحدكم فلْيضع يده على فيه فإن الشيطان يدخل »

На закрывание рта — хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Если один из вас зевает, то пусть закроет рот рукой, потому что шайтан входит». (Муслим). 

«فإن أحدكم إذا قال: ها ضحك الشيطان»

На звук – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Ведь поистине, если один из вас скажет: «Ха», то шайтан смеется». (аль-Бухари).

719. Можно ли в намазе совершать движения руками ввиде веера – нежелательно, кроме как при сильной необходимости. Нежелательно – потому что приводит к уменьшению смиренности и занятости намазом. 

720. Можно ли переминаться с ноги на ногу в намазе – разрешено из-за отсутствия довода на запрет и т.п.

721. На каком расстоянии нужно держать ноги в намазе – не слишком широко, но и не соединять ноги одна с другой. Держать примерно на уровне плеч. Нет ограничения в контекстах. Поэтому нужно ставить их естественным образом (на уровне плеч).

Примечание: нет довода в шариате на ограничение расстояния между ногами в четыре (4) пальца и т.п. И если делать так, приближаясь к Аллаху, то это – нововведение.

Сказал Ибн Кудама: «Ибн ‘Умар не расставлял ноги, и не соединял их вместе, но держал их между этим, не отдаляя друг от друга и не приближая их». («аль-Мугни» 2/396).