002. Глава о сосудах (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/002-glava-sosud-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

2. Глава о сосудах.

64. Пить или есть из серебряной или золотой посуды – запрещено.

Довод – 1. Хадис Хузейфы марфу’ан:

«لا تشربوا في آنية الذهب و الفضَّة و لا تأكلوا في صِحافِهما فإنها لهم في الدنيا و لكم في الآخرة»

«Не пейте из золотых и серебреных сосудов, и не ешьте из них. Ведь они для них в этой жизни, а для вас в Последней жизни» (Согласованный).

2. Хадис Умм Салямы марфу’ан:

«الذي يشرب في إناء الفضة إنما يُجَرْجِر في بطنه نار جهنم»

«Тот, который пьет из серебреной посуды, тот клокочет у себя в животе Огонь Ада» (Согласованный).

65. Использование серебряной или золотой посуды не для еды и питья – разрешено.

Довод – хадис Умм Салямы о том, что у нее был маленький сосуд, в котором она держала волос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (аль-Бухари). Это и есть использование серебреной посуды, а она – передатчица хадиса о запрете питья из нее.

66. Серебряная или золотая посуда не для использования, а для красоты – разрешено.

Довод – отсутствие довода на запрет. К тому же, частично на это указывает хадис Умм Салямы.

67. Пить или есть из посуды из драгоценных материалов – разрешено.

Довод – отсутствие довода на запрет.

68. Действительно ли омовение из золотой или серебряной посуды – да.

69. Причина запрета использования золотой и серебряной посуды для еды и питья – не установлена контекстом.

70. Дубление шкуры мертвечины – очищает шкуру любого животного (в том числе свиньи и собаки) и кожа становится годной для внешнего и внутреннего сопряжения с жидкостями, а также с сухими веществами.

Довод – Хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Если продубить шкуру, то она становится чистой». Также пришел риуаят:

«أيُّما إهاب دُبغ»

«Какую бы шкуру не продубили…» (Четверо). Достоверный.

Хадис ‘Айши марфу’ан:

«ذكاة الميتة دباغها»

«Шариатское очищение (шкуры) мертвечины – ее дубление» (ан-Насаи). Достоверный.

Хадис Салямы ибн уль-Мухаккика (المحقق) марфу’ан:

«ذكاة الأديم دباغها»

«Шариатское очищение шкуры – ее дубление» (Ибн Хиббан). Достоверный из-за поддерживающих цепочек.

В нем: Джаун (جون) ибн Катада – неизвестный (маджхуль). Но его поддерживает хадис Ибн ‘Аббаса и ‘Айши (выше). И у него есть другое слово:

«دباغ جلود الميتة طُهورها»

«Дубление шкуры мертвечины – его очищение» (Ибн Хиббан). Достоверный из-за поддерживающих цепочек.

В нем: Шарик ибн ‘Абдиллях аль-Кады – слабый. Слова этих хадисов общие, и пришли без ограничений. Но некоторые ученые привели хадис ‘Айши (выше) в довод на то, что очищение путем дубления достигается только относительно шкур тех животных, которые употребляются в пищу. Это потому что в хадисе пришло: «Шариатское очищение». А что касается животного, которое запрещено употреблять в пищу, то даже если оно будет зарезано по шариату (то есть, очищено), оно все равно не становится чистым по шариату, но продолжает оставаться мертвечиной. Это — их аргументация. Однако что делать с обощенными хадисами? Обязательно нужно собрать между ними. Поэтому не говорится, что этот хадис ‘Айши отменяет или ограничивает все обобщенные хадисы, но говорится, что он не противоречит обобщенным хадисам. То есть, любая шкура мертвечины очищается по шариату путем ее дубления, то есть, перестает быть нечистотой.

Примечание: речь в этом вопросе идет о шкуре мертвечины. А если животное дозволено и зарезано по шариату, то это не мертвечина и ее шкура не является мертвечиной.

71. Чем дубить шкуру мертвечины –любой смесью, способной очистить шкуру.

72. Обязательно ли использовать воду при дублении шкуры – нет.

Примечание: добавка в хадисе Меймуны: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо овцы, которую люди тащили за собой, и тогда он сказал: «Почему бы вам не взять ее шкуру?» Они сказали: «Она же — мертвечина». Он сказал: «Очищает ее вода и акация (ее листья и плоды – прим. пер.)» (Абу Дауд, ан-Насаи) — слабая.

В ней: ‘Абдуллах ибн Малик ибн Хузафа (حذافة) и его мать – аль — ‘Алия дочь Субей’а (سبيع) – оба неизвестные (маджхули). Но остальную часть хадиса поддерживает хадис Ибн ‘Аббаса.

73. Продажа шкуры мертвечины до дубления – не разрешено.

Довод – хадис Джабира марфу’ан:

«إن الله حرَّم بيعَ الميتة و الخنزير و الأصنام»

«Поистине, Аллах запретил продавать мертвечину, мясо свиньи и идолов» (Согласованный).

74. Употребление кожи мертвечины в пищу (например, курицы) – запрещено.

«مروا بشاة يجُرُّنها فقال: ما هذا؟ قالوا: شاة فقال: لو أخذتم إهابها فانتفعتم به فقالوا: هي ميتة فقال: إنما حُرِّم من الميتة أكلها»

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды люди тащили тушу овцы, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что это?» Они ответили: «Мертвечина». Он сказал: «Почему бы вам не использовать ее шкуру?» Они сказали: «Она же мертвечина?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В мертвечине запрещено всего лишь ее поедание» (Согласованный).

75. Использование шкур хищных животных – нельзя их расстилать и садиться на них.

«نهى عن افتراش جلود السباع و عن الركوب عليها»

Довод – хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил расстилать шкуры хищных животных и садится на них (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек.  Он пришел как в форме мурсаль, так и в форме маусуль. И внешне кажется, что обе версии сохраненные, поэтому имам аль-Бухари затруднился отдать предпочтение одной из них. Тема шкур хищных животных очень актуальна для тех, которые покупают и носят шубы из шкур хищных животных.

Примечание: хадис Му’ауии и аль-Микдама ибн Ма’дикариба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил одевать шкуры хищных животных и запретил садиться на них (Абу Дауд, Ахмад) – недостоверный. В нем: Бакия ибн уль-Уалид (мудаллис тадлис ат-тасуия) и не заявил явно.

76. Волосы, шерсть и пух мертвого животного – чистые, не нажас. (см. в «Главе о водах»).

77. Рога, копыта и когти мертвого животного – чистые, не нажас. (см. в «Главе о водах»).

78. Кости мертвого животного – чистые, не нажас.

Шейх уль-Ислам присоединил постановление костей мертвых животных к постановлению насекомых, у которых нет движущейся крови, ведь в костях тоже нет движущейся крови. А также привел хадис у имама аль-Бухари в подвешенном состоянии (му’аллак) от имама аз-Зухри: «Лучшие люди этой общины расчесывались расческами из слоновой кости». 

79. Яйцо, оставшееся в мертвом животном – если покрыто хотя бы тонкой кожицей, то не наджас и разрешено к употреблению в пищу, ведь эта кожица защищает его от нечистоты.

80. Молоко и сыворотка, оставшиеся в мертвом животном – не обезопашено от того, чтобы стать нечистотой, поэтому от употребления в пищу лучше отказаться.

81. Использование посуды неверующих – 1) Если есть уверенность, что она чистая, то можно использовать и мыть ее не является обязательным или желательным. 2) Если есть уверенность, что на ней нечистота или остатки запрещенной пищи, то мыть ее обязательно. 3) Если неизвестно, то помыть желательно.

« قال: قلت يا رسول الله إنا بأرضِ قومٍ أهل كتابٍ أفنأكل في آنيتهم؟ قال: لا تأكلوا فيها إلا أن لا تجدوا غيرها فاغسلوها و كلوا فيها»

Довод — собирание между доводами. Запрет кушать из нее и приказ мыть – хадис Абу Са’лябы аль-Хушани о том, что однажды он сказал: «Посланник Аллаха! Поистине, мы живем на земле людей Писания, можно ли нам кушать из их посуды?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не ешьте из нее, кроме как если вы не найдете другой посуды, тогда помойте ее и ешьте из нее» (Согласованный).

Разрешение – хадис ‘Имрана ибн Хусейна о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники испили из сосуда многобожницы и один из них взял гусль из него (Согласованный). А также то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел из посуды иудеев, которые подложили ему отравленное мясо и другие доводы.

82. Заделывание трещины на посуде серебряной проволокой – разрешено, если заплатка будет незначительной и из-за нужды.

«أن قَدْحَ النبيﷺ انكسر فاتخذ مكان الشَعْبِ سَلْسَلةً من فضة»

Довод – хадис Анаса о том, что однажды сосуд пророка, да благословит его Аллах и приветствует, треснул, и он сделал в этом месте заплатку из серебра (аль-Бухари).

83. Нужно ли сторониться серебряной заплатки на посуде при еде и питье – нет. Постановление о нежелательности или запрете нуждается в доводе. А слово хадиса Анаса общее.

84. Использование позолоченной и посеребряной посуды – запрещено.

85. Золотые зубы для мужчин – разрешено, т.к. не украшение, но лучше сторониться т.к. подобно украшению, а если с намерением украшения, то запрещено.

86. Заделывание трещины на посуде золотой проволокой – не разрешено. Потому что довод на разрешение пришел только относительно серебра.