Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/003-glava-najas-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
3. Глава о нечистотах и их удалении.
87. Скольких видов бывает физическая нечистота (наджас) – двух: 1) Вещь нечистота сама по себе. 2) Вещь чистая, но на нее попала нечистота.
88. Является ли спиртное нечистотой (наджас) – нет.
Довод – 1. Хадис Анаса о том, что когда вино стало запретным, люди стали выливать его на улицах и рынках (Согласованный).
2. Отсутствие довода на то, что оно – нечистота.
89. Превращение вина в уксус – не разрешено.
Довод – хадис Анаса о том, что однажды люди спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дозволено ли превращение вина в уксус? Он ответил: «Нет» (Муслим).
90. Если вино превратилось в уксус само по себе без вмешательства человека – разрешено к употреблению в пищу, ведь эта ситуация не входит в хадис
91. Если человек превратил вино в уксус, то можно ли употреблять этот уксус в пищу – нет, но если это сделали люди писания [иудеи и христиане], то можно.
Довод – вышеупомянутый хадис. Этот уксус был сделан незаконным по шариату путем. А что касается людей Писания, то им можно, если мусульмане оставляют их на их религии из–за джизъи, которую они платят.
92. Если нечистота поменяла свойства и название, становится ли она чистой – да.
93. Домашний осел и мул являются ли нечистыми (наджас) – нет.
Довод – известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижники садились верхом на ослов, и нет довода на то, что они — нечистота. А основа относительно животных – чистота (не наджас), поэтому мы не отходим от этой основы, кроме как с доводом.
94. Употребление в пищу домашних ослов – запрещено.
Довод – хадис Анаса: «В день Хайбара пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абу Тальхе, и он обратился к людям, сказав: «Поистине, Аллах и Его посланник запрещают вам мясо домашних ослов, ведь оно — скверна». (Согласованный).
95. Животное, не употребляемое в пищу, зарезали по шариатски, является ли его туша наджасом – да, потому что она все равно – мертвечина (например, зарезали свинью по-шариатски, сказав: «бисмиЛлях»).
96. Слюни животных – чистые, не нажас.
Довод – хадис Ибн ‘Умара: «Я стоял около верблюдицы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ее слюна касалась меня, и я слышал, как он произносит тальбию Хаджа». (аль-Бейхаки). Достоверный. Дополнительно смотри в «Главе о водах».
97. Слюни человека – мусульманина и неверующего — чистые, не нажас. Относительно мусульманина существует единогласное мнение.
Довод на неверного – хадис о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задушил джинна во время намаза и почувствовал холод его слюны. (ан-Насаи в «аль-Кубра» со слов Абу Хурейры). Достоверный.
98. Сперма человека — чистая, не нажас.
«لقد كنت أَحُكُّه يابسا بظُفْري من ثوبه»
Довод – 1. Хадис ‘Айши: «Я терла ее (сперму, то есть ее следы – прим. пер.) на одежде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он совершал намаз в ней», а также: «Я терла ее ногтями с его одежды после того, как она высохнет» (оба риуаята у Муслима).
Если бы сперма была нечистотой, то просто потереть ее ногтями не было бы достаточным. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалял бы ее сразу, а не оставлял пока она высохнет.
2. Основа в подобных вещах, в том числе и в сперме – чистота. Поэтому мы не уходим с основы, кроме как с доводом.
99. Сперма животных — чистая, не нажас.
Довод – отсутствие довода на то, что их сперма нечистая (наджас). Основа — если животное чистое, то и ее сперма чистая.
100. Являются ли нечистотой прозрачные выделения полового органа женщины – нет.
Довод – отсутствие довода на их нечистоту. А также вышеприведенный хадис Аишы, ведь они смешивались со спермой. И мнение о нечистоте приносит трудности для женщины. Фетва об их чистоте – фетва шейха ‘Усеймина.
Примечание: хадис Убэйя ибн Ка‘ба о том, что однажды он спросил: «Если человек совокуплялся с женой без семяизвержения?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пусть помоет те места, которые задевали женщину (половой орган – прим. пер.), затем возьмет омовение и совершает намаз» (Согласованный) не явный на то, что эти выделения – нечистота. Ведь есть вероятность, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал помыть половой орган из-за смазки (мази). И ограничение мыть половой орган в такой ситуации аннулирован постановлением обязательности гусля.
101. Очищение от мочи грудного ребенка – мальчика – нужно побрызгать на место попадания мочи, а мочу девочки нужно помыть.
Довод – хадис Абу ас-Самхы (السمح) марфу’ан: «Нужно мыть от мочи девочки, а от мочи грудного мальчика побрызгать водой» (Абу Дауд, ан-Насаи и др.) Хороший сам по себе и достоверный из-за поддерживающих цепочек. Хадис с похожим смыслом пришел от ‘Али у Ахмада и ат-Тирмизи. Его иснад достоверный.
102. Что значит грудной ребенок – тот, основная пища которого молоко матери, и он наедается только им.
103. Если ребенок питается молоком кормилицы – подобно молоку матери.
104. Является ли моча грудного ребенка нечистотой – да.
Довод – приказ побрызгать водой указывает на то, что его моча – нечистота.
105. Является ли менструальная кровь нечистотой – да единогласно.
106. Являются ли нечистотой остальные виды крови – нет.
Довод – 1. Отсутствие довода на нечистоту крови, кроме менструальной, послеродовой и крови мертвечины.
2. Сподвижники часто совершали намаз с ранами — асар аль-Хасана аль-Басри у аль-Бухари в подвешенном виде (му’алляк).
107. Обязательно ли использование воды для очищения места от нечистот – нет.
108. Использование чистящих средств, при отстирывании одежды от менструальной крови — желательно.
Довод — собирание между хадисами. Обязательно – хадис Умм Кайс, в котором пришел приказ мыть водой и сидром (Абу Дауд). Достоверный.
Уводит с обязательности – хадис Асмы дочери Абу Бакра о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно менструальной крови, которая попала на одежду: «Потери ее, затем растери ее водой, затем помой и совершай в ней намаз» (Согласованный).
Примечание: если скажут: «Почему не взять только первый хадис, ведь в нем добавка?» Ответ: ответ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Асме — фетва, а во время ее выдачи нельзя скрывать важные детали. Поэтому мыть сидром и т.п. не является обязательным.
109. Следы от менструальной крови, после стирки – не вредят, но если остался запах, то вредят.
Если останется тусклый цвет, то нет ничего страшного. На это указывает хадис Асмы (см. выше), ведь возможность остатка тусклого цвета была вероятна после использования воды без чистящих средств. К тому же, пришел достоверный асар от ‘Айши, что она разрешала это (Абу Дауд).
Примечание: хадис Абу Хурейры: «Однажды Хауля сказала: «Посланник Аллаха! Если кровь не уйдет?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тебе достаточно воды и не повредят тебе следы» (Ахмад, Абу Дауд) – слабый. В нем: Ибн Ляхи’а – слабый передатчик.
110. Как очистить воду от нечистоты – добавлением воды или фильтром.
111. Нечистота попала на одежду, но не понятно куда именно – нужно помыть всю одежду.
Правило фикха — «Если выполнить уаджиб можно только этим путем, то этот путь тоже уаджиб (обязательно)».
112. Обязательно ли намерение при удалении нечистоты – нет.
113. Малое количество нечистоты, от которой тяжело избавиться – прощается, но если ее видно, то нужно смыть или удалить любым способом.
Правило фикха — «Тяжести приносят облегчения». Пример: муха села на нечистоту, а затем на одежду и т.п. примеры.
114. Рвота, кровь из носа, послеродовая кровь, гной, кровь насекомых – все чистое (не нажас), кроме послеродовой крови (нифас) – нечистота единогласно.
Довод – отсутствие довода на нечистоту этих вещей.
115. Смазка (мази), жидкость после мочи (уади) – наджас. Как их удалять с одежды – достаточно побрызгать воду на одежду, но лучше помыть. А что касается полового органа, то нужно помыть.
Примечание: и «мази», и «уади» – нечистота единогласно. Ведь «уади» выходит после мочи вместе с ней. Доводы на нечистоту мази – ниже (хадис ‘Али).
Довод относительно их удаления – хадис Сахля ибн Хунейфа о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал брать гусль от выхода смазки. Тогда люди спросили: «А если она попадет на одежду?» Ответ: «Побрызгай на нее». (ат-Тирмизи и др.). Хороший.
Довод относительно мытья полового органа – хадис ‘Али: «Я был мужчиной, у которого часто выходила смазка (мази). Однажды я попросил аль-Микдада ибн уль-Асуада спросить об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И когда он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он ответил: «Помой свой половой орган и возьми омовение» (Согласованный). ‘Али стеснялся спросить сам, ведь был женат на дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Приказ мыть орган указывает на нечистоту смазки (мази).
116. Как удаляется нечистота с обуви – обтиранием об землю, а если нечистота не сходит, то нужно ее помыть.
Довод – хадис Абу Са‘ида марфу’ан: «Когда один из вас придет в мечеть, то пусть посмотрит, и, если увидит на своей обуви нечистоту, то пусть протрет их и совершает в них намаз» (Абу Дауд). Достоверный.
117. Подол женской одежды замарался нечистотой – он очищается тем, что соприкасается с чистой землей, если же нечистота не сошла и ее видно, то ее нужно помыть или удалить любым способом.
Довод – хадис неназванной сподвижницы (мубхама) марфу’ан: «А разве после той земли, не будет та, которая чище этой?» Сказала: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эта земля за ту землю» (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»). Хороший или достоверный.