005. Глава об обтирании на носки (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/005-glava-mash-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

5. Глава об обтирании на носки

204. Узаконенность обтирания кожаных носков дома и в пути – узаконено.

«كنت مع النبيﷺ فتوضأ فأهويت لأنزع خفيه فقال: دعْهما فإني أدخلتهما طاهرتين فمسح عليهما»

Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы: «Однажды я был вместе с пророком? да благословит его Аллах и приветствует, и когда он взял омовение, я хотел помочь ему снять его кожаные носки, но он сказал: «Оставь их, ведь я надел их на чистые ноги (религиозно чистые – прим. пер.)», а затем протер поверх них». (Согласованный).

Примечание: некоторые сподвижники считали, что обтирание на носки недозволенно из-за того, что это аннулировано 6-ым аятом из суры аль-Маида (Ибн ‘Аббас, ‘Айша и др.) Затем Ибн ‘Аббас поменял мнение. 

205. Что лучше обтереть кожаные носки или вымыть ноги – если ноги в носках, то лучше не снимать их, а обтереть на носки. На это указывает хадис аль-Мугиры (см. выше), ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не снял носки для того, чтобы помыть ноги. 

206. Условие обтирания, чтобы носки были одеты на религиозно чистые ноги – обязательное условие.

Довод – хадис аль-Мугиры (см. выше). Ведь в нем пришло: «Оставь их, ведь я надел их на читсые ноги».

207. Обтирает ли больной недержанием мочи или болезненными выделениями крови (истихада) – да, потому что в их положении совершенное ими омовение является полноценным очищением.

208. Если помыл правую ногу и одел правый носок до мытья левой ноги – можно обтирать на носки. Ведь если он сделает так, то его правая нога после мытья левой станет религиозно чистой внутри носка. Так же, как если бы он помыл ноги, в то время как они были одеты в носки. Главное, что достигается цель. А мнение большинства (джумхур), что он обязан снять правый носок и заново одеть, то это похоже на игру и забаву, от которой нет пользы. Об этом упомянул шейх уль-Ислам в «Маджму’ уль-Фатауа».  

209. Можно ли обтирать на носки, если одел их после таяммума (очищение песком) – нет.

Довод – хадис «Таяммум – очищение мусульманина, но если он найдет воду, то пусть побоится Аллаха, и заденет ею кожу». (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих цепочек.

210. Если одел носки, затем нарушил омовение, затем одел поверх вторые носки – нельзя обтирать из-за того, что он одел их не на религиозно чистые ноги.

211. Если одел носки, затем нарушил омовение, затем обтер на носки, затем одел поверх вторые – можно обтирать, потому что это является полноценным омовением и полноценной религиозной чистотой. Но срок дозволенности обтирания – сутки (если не в пути), начиная со времени обтирания первых носков. Это для того, чтобы предотвратить превышение срока, установленного шариатом и игры с постановлением шариата. Пример: взял омовение на Фаджр, надел носки, испортил омовение, затем снова взял омовение, после чего протер на Зухр, затем ходил до следующего дня в носках и перед Зухром снова взял омовение, протер носки и надел вторые носки. В этом случае его срок заканчивается на Зухр этого же дня, и не даются ему новые сутки на протирание. А в противном случае это будет игрой с постановлением шариата.  

212. Обтирание на дырявые кожаные носки – узаконено, потому что контексты о кожаных носках пришли без ограничений. Поэтому разграничительная черта в этом вопросе — если кожаный носок называется носком, то на него можно обтирать, а если его уже нельзя назвать таковым, то нельзя. 

213. Обтирание носков снизу и сверху – неузаконено.

«كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ اللهﷺ يمسح ظاهرَهما»

Довод – хадис ‘Али: «Я считал, что нижняя сторона носков более достойна обтирания, нежели их верхняя сторона, пока не увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирает верхнюю сторону носков». (Абу Дауд). Достоверный. 

Примечание: хадис ‘Али: «Если бы религия строилась на мнениях, тогда нижняя часть кожанных носков была бы более достойна протирания, нежели их верхняя часть, а я видел, как посланник Аллаха протирает внешнюю сторону кожанных носков». (Абу Дауд) – слабый, отклоненный (шазз).

В нем: внешне иснад достоверный, однако Хафс ибн Гияс передавая его от аль-А’маша противоречил в матне хадиса ‘Исе ибн Йунусу и Уаки’у, которые передали его аль-А’маша с вышеупомянутым матном: «Я считал, что внутренняя сторона…». Об этом упомянул ад-Даракутни («аль — ‘Иляль»). 

214. Какую часть носка протереть достаточно – верхнюю.

215. Обтирание только задней части стопы при обтирании носков – неузаконено и недостаточно.

216. Достаточно ли протереть только верхнюю часть носка или только нижнюю – только верхнюю достаточно, а только нижнюю неузаконено и недостаточно.

217. Обтирание только той части носка, что выше щиколоток или внутри носка – неузаконено и недостаточно.

218. Обтирание носка тряпкой или мытье кожаного носка – обтирание влажной тряпкой достаточно, но противоречит Сунне, а мытье неузаконено и недействительно.

219. От какого религиозного осквернения можно обтирать носки – от малого.

«كان النبيﷺ يأمرنا إذا كنا سَفَرا أن لا ننزع خِفافنا ثلاثةَ أيامٍ و لياليهن إلا من جنابة و لكن من غائط و بول و نوم»

Довод – хадис Сафуана ибн ‘Ассаля: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам, если мы выехали в путь, не снимать наши кожаные носки в течение трех дней и трех ночей от большой и малой нужды, и сна, кроме полового осквернения (джанаба)» (ан-Насаи, ат-Тирмизи и др.). Хороший. 

Примечание: не только от полового осквернения, но от всего, что нуждается в гусле (менструация, послеродовая кровь и т.д.)  

220. Временное ограничение на обтирание носков – находящийся дома обтирает сутки, в пути 3-ое суток.

«جعل النبيﷺ ثلاثةَ أيامٍ و لياليهن للمسافر و يوما و ليلة للمقيم»

Довод – хадис ‘Али: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал три дня и три ночи для путника, и день и ночь для находящегося дома» (Муслим). А также хадис Сафуана ибн ‘Ассаля (выше).

221. Когда начинается отсчет времени обтирания носков – с первого обтирания. Потому что доводы об обтирании на носки связанны с протиранием, а не с одеванием. К примеру, хадис Абу Бакры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил для путника обтирать на кожаные носки три дня и три ночи, а для находящегося дома день и ночь, если взял омовение, а затем надел их (ад-Даракутни, аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: Мухаджир ибн Махляд – в нем есть слабость. Но его поддерживает хадис ‘Али и др. хадисы.

Примечание: в хадисах не пришло указания на то, как надо обтирать их (сначала правый, затем левый или оба сразу и т.д.), поэтому главное протереть оба носка.

222. Если истекло время обтирания или снял носки до выхода времени, портится ли омовение – нет.

Довод – отсутствие довода на аннулирование омовения. 

223. Если человек отправился в грешный путь, можно ли ему обтирать на носки – да, потому что обтирание на носки узаконено как в пути, так и не в пути. Поэтому разрешение шариата обтирать в грешном пути не является дополнительным облегчением для этого путника. Но можно сказать, что шариат не помогает ему в этом грехе тем, что не узаконил для него обтирать 3 дня так же, как в вопросе о сокращении намаза в грешном пути.

224. Одел носки, затем испортил омовение, находясь дома, затем не обтирал и поехал в путь – обтирает 3-ое суток.

225. Одел носки, начал обтирать дома, потом поехал в путь до истечения суток с обтирания – может обтирать столько времени, сколько осталось ему с домашних суток, затем снимает носки и моет ноги.

226. Если путник начал обтирать в пути, а затем приехал домой – если в пути обтирал менее суток, то приехав домой может обтирать столько, сколько осталось с этих суток, а если обтирал в пути сутки или более, то по приезду домой должен мыть ноги.

227. Обтирание на обычные, а не кожаные носки – узаконено.

«بعث رسول اللهﷺ سَرِيَّةً فأمرهم أن يمسحوا على العصائب و التساخين»

Довод – хадис Саубана: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал в поход группу людей, и приказал им обтирать на их чалмы и на то, что согревает их ноги». (Ахмад, Абу Дауд и др.). Достоверный. Поэтому если носки согревают ноги, то они входят в этот хадис.

Примечание: 1) Это – фетвы некоторых сподвижников (‘Али, Анаса, Абу Мас’уда аль-Ансари, аль-Бара ибн ‘Азиба и других). 2) Постановления относительно кожаных носков, которые были приведены в этой главе выше, касаются и обычных носков.

228. Обтирание на тонкие носки – узаконено до тех пор, пока эти носки годны для обогревания ноги, если же они слишком тонкие так, что не обогревают, то обтирать на них неузаконено.

229. Обтирание на перчатки и никаб – неузаконено, из-за отсутствия довода на это.

230. Обтирание на портянки – узаконено, потому что они согревают ноги. А также из-за аналогии «Тем более» (кияс аль-Ауля), ведь портянки тяжелее снимать, нежели носки, соответственно разрешение на обтирание поверх них является облегчением. 

231. Обтирание на обувь, не закрывающую щиколотки – неузаконено.

دعا بكوز من ماء ثم قال: أين هؤلاء الذين يزعمون أنهم يكرهون الشرب قائما؟ قال: فأخذه فشرب و هو قائم ثم توضأ وضوءا خفيفا و مسح على نعليه ثم قال: هكذا وضوء رسول اللهﷺ للطاهر ما لم يحدث

Те, которые разрешают обтирание на такую обувь приводят хадис ‘Али о том, что однажды он попросил принести сосуд с водой, а затем сказал: «Где те, которые считают нежелательным пить стоя?» Затем он взял его и попил из него стоя, а затем взял легкое омовение, и обтер свои сандалии (ни’аль). Затем сказал: «Так брал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в состоянии чистоты, пока не испортит малое омовение». (Ахмад и др.). Хороший. В нем: Исма’иль ибн ‘Абдиррахман ас-Судди (уровня хорошего).

А также хадис Ибн ‘Умара о том, что он брал омовение в то время, когда его сандалии (ни’аль) были на его ногах, и обтирал на них, а затем говорил: «Так делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (аль-Баззар). Сказал аль-Баззар: «Мы не знаем, чтобы его передавал от Нафи’а кто-либо, кроме Ибн Аби Зиъба, а от него кто-либо, кроме Рауха». («Насб ур-Рая»). То есть, этот хадис – редкий (гариб).

«رأيت رسول اللهﷺ يلبس النعال التي ليس فيها شعر و يتوضأ فيها فأنا أحب أن ألبسها»

Имам аль-Бухари указал на то, что этот хадис больной (му‘аль), и привел хадис Ибн ‘Умара, который он считал сохраненным (махфуз): «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одевал сандалии, на которых нет шерсти, а затем брал в них омовение. И я люблю их одевать».

Ответ на хадис ‘Али: 1) Пришел его риуаят о том, что однажды ‘Али взял двумя ладонями воду, затем брызнул ею на стопы, которые были одеты в сандалии, затем пошевелил ее, а затем сделал это же с другой ногой (Ахмад). Хороший. То есть, этот риуаят разъясняет нам первый риуаят хадиса ‘Али. А также асар о том, что однажды Абу Забьян (ظبيان) видел, как ‘Али справил малую нужду стоя, затем приказал принести воды, после чего взял малое омовение, и обтер на сандалии, а затем зашел в мечеть. После этого он снял свои сандалии и совершил намаз (ат-Тахауи, аль-Бейхакы). Достоверный (соответствует условиям аль-Бухари и Муслима).

«أن عليا أخذ كفا من ماء فمسح به وجهه و ذراعيه و رجليه»

2) Пришел хадис о том, что однажды ‘Али взял ладонь воды, и обтер ею лицо, локти и ноги (ан-Насаи). Достоверный. То есть, слово «обтер» может иметь смысл — помыл. 

Слабые хадисы об узаконенности обтирания на сандалии (ни’аль): 1. Хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер свои носки и сандалии (Абу Дауд) – очень слабый, отвергаемый (мункар). В нем: уединение ‘Абдуррахмана ибн Саруана (ثروان). И посчитали этот хадис больным, отвергаемым – Суфьян ас-Саури, ‘Абдуррахман ибн Махди, Ахмад, Ибн уль-Мадини, Яхья ибн уль-Ма’ин, Муслим и др. («аль-Маджму’»).

2. Хадис Ауса ибн Аби Ауса ас-Сакафи (Абу Дауд) – слабый. В нем: ‘Ата аль — ‘Амири – неизвестный (маджхуль).

3. Хадис Ибн ‘Аббаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение, помыв органы по одному по одному разу, и обтер на сандалии» (аль-Бейхакы) – больной (му’аль). В нем: Раууат ибн уль-Джаррах – в нем есть слабость. К тому же, он противоречил остальным ученикам ас-Саури, которые передали его без добавки о сандалях.

4. Хадис Ибн ‘Умара (выше).

А мнение тех, которые не дозволяют обтирание на сандалии (ни’аль) основываются на то, что нет ясного, явного и достоверного довода на дозволенность, который нельзя понять никак по – другому (а ведь основа в поклонении – запрет). Это вместе с тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей жизни очень часто брал омовение и до нас не дошел ни один достоверный хадис. К тому же, сандалии и т.п. не покрывают щиколотки, а они входят в границы омовения.

Примечание: 1) Мнение об узаконенности обтирания на обувь, которая не закрывает щиколотки, защищал шейх аль-Альбани, однако правильное мнение ин шаа Аллах – то, что это неузаконено. И Аллаху известно лучше!

2) Шейх уль-Ислам указал на то, что узаконенность обтирания на такую обувь ограничено лишь той обувью, снятье которой приносит затруднение и достигается только рукой и ногой («аль-Ихтиярат аль-Фикхия»).