Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/007-glava-sifat-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
7. Глава о порядке совершения намаза (продолжение)
Важный хадис в главе: хадис Абу Хурейры («хадис о том, кто плохо совершил намаз») марфу’ан: «Когда ты встаешь на намаз, то соверши омовение должным образом, затем направься к кибле и произнеси такбир. Затем читай то, что облегчено тебе из Корана, затем соверши поясной поклон так, чтобы ты достиг спокойствия в нем. Затем поднимись с него, пока не выпрямишься стоя. Затем соверши земной поклон так, чтобы ты достиг спокойствия в нем, затем поднимись с него и сиди так, чтобы ты достиг спокойствия, а затем соверши земной поклон так, чтобы ты достиг в нем спокойствия. И делай так во всем остальном твоем намазе». (Семеро).
840. Что необходимо читать в намазе зухр – желательно иногда читать средние суры из муфассаля, иногда длинные, иногда суру размером примерно в 30 аятов – относительно всего этого пришли достоверные хадисы.
Из них: Средний муфассаль – 1. Хадис Джабира ибн Самуры: «В намазе Зухр пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал «Славь имя Твоего Господа Всевышнего», и в намазе ‘Аср примерно столько же, а в утреннем намазе больше этого». (Муслим).
2. Хадис от него же: «В намазах Зухр и ‘Аср пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал «Клянусь небом с созвездиями Задиака» и «Клянусь небом и ночным путником» и то, что примерно равно этим двум сурам». (ат-Тирмизи). Хороший.
3. Хадис Анаса: «В намазах Зухр и ‘Аср пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал «Славь имя Твоего Господа Всевышнего» и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?»» (аль-Баззар). Достоверный.
Примечание: два последних хадиса у шейха Мукбиля в «аль-Джами’ ус-Сахих».
Длинный муфассаль – хадис аль-Бара ибн ‘Азиба (см. вопрос 831).
30 аятов – вышеупомянутый хадис аль-Бара ибн ‘Азиба, ведь сура «Лукман» состоит из 34 аятов. А также хадис Абу Са’ида (см. вопрос 833), ведь сура «ас-Саджда» состоит из 30 аятов.
841. Что необходимо читать в намазе ‘аср – средние суры из муфассаля но так, чтобы это чтение приравнивалось половине чтения в намазе зухр.
Довод – хадисы Джабира ибн Самуры и Анаса (см. вопрос 840), а также Абу Са’ида (см. вопрос 833).
Примечание: речь в этих вопросах идет о примерном объеме чтения в этих намазах, а не о конкретных сурах. А так можно читать любые суры.
842. Что необходимо читать в намазе магриб – основа это короткие суры из муфассаля, но иногда желательно читать длинные суры как «ат-Тур», и «аль-Мурсалят», а изредка очень длинные как «аль-А’раф».
Довод на основу – 1. Хадис Рафи’а ибн Хадиджи: «Мы совершали намаз Магриб с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и если один из нас уходил, то был способен увидеть место падения своей стрелы». (Согласованный). Слова: «Мы совершали» указывают на постоянство, а др. хадисы указывают на единичные случаи.
2. Хадис о том, что Сальман ибн Ясар сказал: «Один человек удлинял два первых рака’ата Зухра, а ‘Аср совершал коротко, а в намазе Магриб читал короткие суры из аль-Муфассаль, а в ‘Иша из его средних сур, а в утреннем намазе из его длинных сур». Тогда сказал Абу Хурейра: «Я не совершал намаз ни за кем, чей намаз был бы столь похож на намаз посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чем этот человек». (ан-Насаи). Хороший (соответствует условиям Муслима).
Длинные суры – 1. Хадис Умм аль-Фадль о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал во время намаза Магриб суру «аль-Мурсалят». (Согласованный).
2. Хадис Джубейра ибн Мут’има: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал во время намаза Магриб суру «ат-Тур»». (Согласованный).
Очень длинные суры – хадис Зейда ибн Сабита о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал самую длинную из двух сур, то есть «аль-А’раф» (аль-Бухари). Две длинные суры – «аль-А’раф» и «аль-Анфаль».
843. Что необходимо читать в намазе ‘иша – средние суры из муфассаля.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. 2-й пункт в вопросе 842). А также хадис Джабира о том, что когда Му’аз прочитал с людьми длинные суры в намазе ‘Иша, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Когда ты возглавляешь намаз над людьми, то читай «Клянусь солнцем и его сиянием» и «Славь имя Твоего Господа Всевышнего» и «Клянусь ночью, которая покрывает землю»». (см. также вопрос 1044).
844. Что необходимо читать в намазе фаджр – длинные суры муфассаля, чтобы в общем получалось от 60 до 100 аятов за весь намаз.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. 2-й пункт в вопросе 842). А также хадис Абу Барзы аль-Аслями: «…и читал от шестидесяти до ста аятов…». (Согласованный). Этот хадис уже приходил раньше (полная версия хадиса – см. вопрос 468).
845. Обязательно ли в каждом ракаате прочитывать суру полностью – нет, но это лучше единогласно.
Довод – хадис неназванного сподвижника марфу’ан: «Отдавайте каждой суре ее долю от поясных и земных поклонов». Этот хадис в «ас-Сахих уль-Муснад» шейха Мукбиля.
Уводит на желательность – сказал Ибн Раджаб: «Лучше читать всю суру по единогласному мнению». («Фатх уль-Бари» хадис №759).
846. О чтении части суры — либо начала, середины или конца в намазе после суры аль-Фатиха – узаконено без нежелательности.
Довод – Слова Аллаха:
«Читайте же (в своих молитвах то), что легко вам из Корана» — [73:20].
А также хадис Абу Хурейры (см. в самом начале главы).
847. Можно ли после суры аль-Фатиха прочитать сразу две суры – да.
Довод – Слова Аллаха (см. выше — сура 73, аят 20).
А также хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирал между двумя сурами в одном рака’ате и эти две суры из муфассаля. (Ибн Аби Шейба). Достоверный.
848. Можно ли прочитать одну и ту же суру в двух ракаатах – да, изредка даже желательно.
Довод – хадис человека из Джухейны о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с ними намаз Фаджр и прочитал в обоих рака’атах «Когда земля содрогнется от сотрясений». (Абу Дауд). Имеется в виду сура № 99.
849. Можно ли читать суры в намазе не в том порядке, в котором они расположены в мусхафе Корана – да, без нежелательности.
Довод – хадис Хузейфы ибн уль-Ямана о том, что однажды он совершал ночной намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суру «аль-Бакара», а затем суру «ан-Ниса», а затем суру «али — ‘Имран» (Муслим).
850. Каково постановление чтения сур ас-Сажда и аль-Инсан в двух ракаатах утреннего намаза в пятницу – желательно.
Довод – хадис Абу Хурейры: «В утреннем намазе в пятницу посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру «ас-Саджда» и «аль-Инсан»». (Согласованный).
851. Является ли желательным читать эти две суры в утреннем намазе каждую пятницу – да. На это указывает хадис Абу Хурейры (см. предыдуший вопрос), кроме как если постоянство на этом приносит трудности тем, которые за имамом, тогда можно оставить это.
852. Узаконено ли в намазе при чтении суры просить милости и искать прибежища от наказания – узаконено в добровольных намазах.
Довод – хадис Хузейфы: «Однажды я совершал намаз вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и когда он читал аят о милости, то непременно останавливался у него и просил, а когда читал аят о наказании, то непременно прибегал к Аллаху от него». (Пятеро). Достоверный и его основа у Муслима. Это было во время ночного добровольного намаза.
Примечание: почему говорится, что это узаконено лишь в добровольных, но не в обязательных намазах? Ответ: потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал обязательные намазы со сподвижниками на протяжении многих лет, и никто не передал, что он делал это в них.
853. Каково постановление произнесения азкаров в поясном и земном поклонах – обязательно, тот, кто не произнесет их намеренно – его намаз недействителен, а если по забывчивости, то необходимо совершить два сажда саху.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Мне было запрещено читать Коран во время поясного и земного поклонов. Что касается поясного поклона, то возвеличивайте в нем своего Господа, а что касается земного поклона, то старайтесь в нем делать больше ду’а и оно заслуживает, чтобы на него был дан ответ». (Муслим). Приказ указывает на обязательность.
Примечание: некоторые ученые говорят, что это всего лишь желательно, ведь нет приказа на это в хадисе «о том, кто плохо совершил намаз» (см. в самом начале главы). Ответ им: см. примечание в вопросе 777.
854. Что минимально достаточно произнести в поясном и земном поклонах – любые азкары или дуа, или прославления, или тасбих установленные в хадисах.
855. Можно ли делать дуа в поясном поклоне – основа в поясном поклоне – возвеличивание Аллаха, но произношение дуа также узаконено.
Довод на основу – хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 853).
На узаконенность делать ду’а – хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в поясных и земных поклонах: «Преславен Ты, о Аллах, наш Господь и хвала Тебе. О Аллах! Прости меня»». (Согласованный).
856. Можно ли читать Коран в поясном и земном поклонах – запрещено, кроме как, если человек читает дуа, которые имеются в Коране с намерением дуа, а не чтения Корана.
Довод – см. вопрос 853.
А также хадис ‘Али: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне читать Коран в поясном и земном поклоне». (Муслим).
Примечание: если человек все–таки прочитает Коран в поясном или земном поклоне, то его намаз действителен с грехом. Это потому что запрет не направлен непосредственно на саму сущность или описание намаза (доп-но см. уроки по Усуль аль-фикх и Правилам фикха), кроме суры «аль-Фатихи», ведь тогда это будет перемещение столпа намаза не в его место. Но если он намеренно заменит произнесение азкаров чтением Корана, то его намаз недействителен, ведь эти азкары – уаджиб. А произношение ду’а, пришедшее в Коране с намерением ду’а можно из-за хадиса ‘Умара (см. вопрос 665).
857. Каково постановление такбиров, произносимых при переходе с одного действия в намазе на другое – их произношение обязательно, и если человек не произнесет хотя бы один этот такбир намеренно, то его намаз недействителен, а если по-забывчивости, то нужно сделать два земных поклона в конце намаза.
Довод – хадис Рифа’и ибн Рафи’а «о том, кто плохо совершил намаз», в котором пришел приказ на это (Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный.
А также: «Совершайте намаз так, как вы видели, совершаю его я». (см. вопрос 788).
Передается от Абу Хурейры: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вставал на намаз, то произносил такбир в то время, когда стоял, и когда совершал поясной поклон, а затем говорил: «Аллах услышал того, кто Его восхвалил» тогда, когда поднимал голову из поясного поклона, а затем уже стоя говорил: «Наш Господь, Тебе хвала». Затем произносил такбир тогда, когда склонялся к земному поклону, и когда поднимал голову из него, и когда снова уходил в земной поклон и поднимался из него. А затем делал так во всем намазе, а также произносил такбир тогда, когда вставал после сидения после двух рака’атов». (Согласованный).
858. О том, что имам должен произносить и сами’а Ллаху лиман хамидах и Раббана лякаль хамд – относительно имама это обязательно.
Довод – хадис: «Совершайте намаз так, как вы видели, совершаю его я». Доп. см. вопрос 859.
859. Говорит ли тот, кто за имамом Сами’а Ллаху лиман хамидах – нет.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда имам скажет: «Аллах услышал того, кто Его восхвалил», то вы говорите: «О Аллах! Наш Господь, Тебе хвала», ведь поистине, тот, чьи слова совпадут со словами ангелов, тому будут прощены те грехи, которые были раньше». (Согласованный). Ведь если бы произносение данной фразы для них было бы обязательным, то пришло бы: «то вы говорите: «Аллах услышал того, кто Его восхвалил»». И хадис Абу Хурейры – время обучения и выдавания фетвы, поэтому нельзя что-либо скрывать и недоговаривать.
860. Каких видов бывает фраза Рабана лякаль хамд – четырех видов: 1) Раббана лякаль хамд 2) Раббана уа лякаль хамд 3) Аллахумма Раббана лякаль хамд 4) Аллахумма Раббана уа лякаль хамд. На все эти фразы пришли доводы в Сунне, то есть либо в «Сахих аль-Бухари», либо в «Сахих Муслим», либо в них обоих сразу. Поэтому лучше произносить одну, а в другой раз другую и т.д.
861. Когда надо произносить фразу Сами’а Ллаху лиман хамидах и фразу Раббана лякаль хамд – имам произносит первую фразу когда начинает вставать с поясного поклона а вторую фразу после того, как выпямится. А тот, кто за имамом не произносит первую фразу вообще, а вторую фразу произносит сразу как имам закончит первую фразу.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 859).
862. Когда нужно говорить такбиры, произносимые при переходе с одного действия в намазе на другое – между двумя действиями.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 857).
Примечание: 1) Нет довода на удленение такбира так, чтобы он растягивался от начала перехода с одного действия и до следующего действия. 2) Произнесение такбират уль-интикаль после того, как уже зашел в следующее действие – ошибка. Поэтому нужно стараться произносить его между двумя действиями.
863. Нужно ли добавлять что-либо к фразе Раббана лякаль хамд – да, желательно добавить – либо: 1) Аллахумма рабба-на ля-ка-ль-хамду, мильа-с-самауати уа мильа-ль-арди, уа мильа ма шиъта мин шейин ба’д, ахля-с-санаи уа-ль-маджд, ахакку ма къаля-ль-‘абд уа куллюна ляка ‘абд. Ля мани’а лима а’тайта уа ля му’тийа лима мана’та уа ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд.
Довод на 1 – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал голову из поясного поклона, то говорил: «О Аллах, наш Господь! Тебе Хвала столько, сколько нужно для заполнения небес и земли, а также того, что Ты желаешь после небес и земли. Ты – Тот, Кто достойн восхвалений и восславлений. Ты более достоин того, что говорят рабы и все мы – Твои рабы. О Аллах! Никто не запретит то, что Ты дал, и никто не даст то, что Ты запретил, и не принесет обладающему властью его власть пользу перед Тобой»» (Муслим).
2) Хамдан кясиран таййибан мубаракан фихи.
Довод – хадис Анаса о том, что однажды один человек пришел так быстро, что его дыхание было неровным, он зашел в ряд и сказал: «Хвала Аллаху, хвалой премногой, благой и благословенной». А когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершил намаз, то сказал: «Кто из вас произнес эти слова?» Люди промолчали. Он снова спросил: «Кто из вас произнес эти слова? Он не сказал ничего плохого». Тогда один человек сказал: «Я пришел, и мое дыхание было неровным, и тогда я произнес их». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как двенадцать ангелов опережали друг друга, кто из них поднимет их». (Муслим). Этот хадис Муслим привел в блоке хадисов о ду’а аль-истифтах. А ан-Науауи назвал эту главу «Что нужно говорить между такбират уль-ихрам и чтением Корана».
Примечание: разные узаконенные Сунной виды азкаров в поясном и земном поклоне и др. можно найти у шейха аль-Альбани в «Сыфат ус-Саля».
864. Обязательно ли совершать земной поклон на семь костей – да.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Мне было приказано совершать земной поклон на семь костей: на лоб», а затем указал рукой на нос, две руки, два колена и концы обоих стоп. (Согласованный). Лоб и нос считаются одной костью (т.е. лицо).
Примечание: нужно обратить внимание на то, что если стопы человека на протяжении всего земного поклона будут подняты от земли, то его этот земной поклон недействителен, следовательно, и весь намаз тоже, если он делает это намеренно. Это ошибка встречается среди людей.
865. Обязательно ли задевать носом землю или пол при земном поклоне – да.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 864).
Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Не принимается намаз, в котором нос не прикасается к тому, к чему прикасается лоб». (ад-Даракутни, аль-Хаким) – слабый, отосланный (мурсаль) ‘Икримы. Сказал шейх Ибн Хизам: «Об этом заявили Абу Дауд, ат-Тирмизи, ад-Даракутни». («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./758 стр.).
866. Является ли желательным задевать землю семью костями без препятствий между костью и землей – желательно относительно лба, носа и кистей рук. Потому что это — основа, а хадис Анаса (ниже) указывает лишь на разрешенность. Дозволено делать земной поклон в перчатках, на чалму и т.д. из-за:
1. Хадиса Анаса: «Мы совершали намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и один из нас ложил край своей одежды на место земного поклона, и делал земной поклон на нее из-за сильной жары». (Муслим).
2. Аналогии на обувь, носки, длинную арабскую рубаху (камис) и т.д. А также слова Хасана аль-Басри: «Люди совершали земные поклоны на чалму, тюбетейки, и их руки в рукавах». (аль-Бухари в подвешанном состоянии).
867. Постановление о раздвигании рук в земном поклоне и об отдалении их от боков – желательно.
Довод – хадис Ибн Бухейны о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда совершал намаз раставлял руки во время земного поклона так, что была видна белизна его подмышек. (Согласованный).
Примечание: если это действие приводит к причинению неприятностей другим людям в ряду, то не нужно раздвигать руки.
868. Поднятие локтей от земли в земном поклоне – обязательно, ставить локти на землю запрещено.
Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Выпрямляйтесь во время земного поклона, и пусть никто из вас не растилает свои локти так, как это делает собака». (Согласованный). А также пришел приказ поднимать локти от земли в хадисе аль-Бара ибн ‘Азиба.
869. Как ставить пальцы при поясном и земном поклонах – при поясном поклоне можно обхватить пальцами колени, а можно и не обхватывать. При земном поклоне желательно соединить пальцы рук и направить их в сторону кыйблы.
При поясном поклоне – 1) Раздвигание пальцев: 1. Хадис Абу Хумейда (Абу Дауд, аль-Бейхакы) – слабый. В нем: Ибн Ляхи’а – слабый, запутавшийся (мухталит). 2. Другой риуаят этого хадиса марфу’ан: «Так, как будто он схватывает колени» — слабый. В нем: Фулейх ибн Сулейман – в нем есть слабость (относительно него см. в вопросе 805). 3. Хадис Абу Хурейры («о том, кто плохо совершил намаз»): «Укрепи свои руки на коленях» (ат-Табарани), но этот хадис не явный. 4. Хадис Уаиля ибн Худжра (см. ниже).
2) Нераздвигание пальцев: нет довода на запрет этого и нет приказа на раздвигание пальцев.
При земном поклоне – общие доводы о направлении в сторону киблы, которое достигается нераздвиганием пальцев.
К тому же, сказал Ибн ‘Умар: «Если один из вас совершает земной поклон, то пусть направит свои руки в сторону киблы, ведь они совершают земной поклон вместе с лицом». (Ибн Аби Шейба). Достоверный.
Примечание: хадис Уаиля ибн Худжра о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, раздвигал пальцы во время поясного, и соединял пальцы во время земного поклона (аль-Хаким) — слабый. В нем: пропуск между Хушеймом ибн Бишром и ‘Асымом ибн Кулейбом. Сказал имам Ахмад: «Он ничего не слышал от ‘Асыма». («Тахзиб ут-Тахзиб»).
870. Об отодвигании рук от боков при поясном поклоне – желательно.
Довод – установленный хадис Абу Хумейда ас-Са’иди о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдалял свои руки от боков во время поясного поклона (Абу Дауд, аль-Бейхакы и др.). Шейх аль-Альбани упомянул о том, что ат-Тирмизи и ат-Тахауи передали желательность этого действия от ученых (Сыфат ус-Саля — основа). Сказал ан-Науауи: «Я не знаю разногласий относительно желательности этого».
871. Обязательно ли задевать землю при земном поклоне всей поверхностью кости – нет. Потому что тот, который поставит часть кости на землю входит в общность хадиса Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 864).
Примечание: почему для действительности земного поклона вместе со лбом обязательно нужно прикосаться земли также носом? Потому что в одном из риуаятов хадиса Ибн ‘Аббаса пришло: «…на семь костей: на лоб и нос».
872. Нужно ли соединять пятки в земном поклоне – да, это желательно.
Довод – хадис ‘Айши о том, что однажды она проснулась ночью и начала искать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своей рукой, и ее рука попала на внутренние части его стоп и его они обе были поставлены (Муслим). А если бы стопы были бы раздвинуты, тогда одна рука никак не могла попасть на две стопы сразу. Отсюда ученые взяли довод на желательность соединения пяток во время земного поклона.
873. Что нужно говорить когда сидишь между двух земных поклонов – фразу «Рабби гфир ли».
Довод – хадис Хузейфы в описании намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «А затем поднялся (из земного поклона) и сказал: «Господь мой, прости меня» такое время, которое было равно земному поклону». (Четверо, кроме ат-Тирмизи). Достоверный. Его основа у Муслима.
Примечание: 1) Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «В хадисах, в которых упоминается число зикров (три раза и т.п.) есть болезнь». 2) Хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан между двумя земными поклонами: «О Аллах! Прости меня, и помилую меня, и наставь меня на прямой путь, и дарую мне благополучие, и дарую мне удел». (аль-Хаким) – слабый. В нем: опасность тадлиса Хабиба ибн Аби Сабита. А также Абуль — ‘Аля Камиль ибн ‘Аля ат-Тамими (в основе уровня хорошего хадиса, но передает отвергаемые хадисы). И этот хадис в его сторону отверг Ибн ‘Ади («аль-Камиль»).
874. Каково постановление зикра при сидении между двумя земными поклонами – желательно.
Довод – отсутствие приказа на это. А действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность (см. предыдущий вопрос).
875. Каково постановление сидения перед вставанием на четный ракаат (джальсат уль-истираха) – желательно.
Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса о том, что он видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, и когда он совершал нечетные рака’аты, то не вставал, пока не сядет полностью. (аль-Бухари).
Желательно из-за отсутствия приказа на это.
876. Как нужно сидеть при джальсат уль-истираха – сидением ифтираш (см. вопрос 778).
877. Когда произносить переходный такбир если человек садится на джальсат уль-истираха – при отнимании головы от земли, а затем после сидения уже не произносится такбир при вставании.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 857). В нем пришло: «…и когда поднимал голову из него».
878. Нужно ли опираться на руки при вставании с джальсат уль-истираха на следующий ракаат – да, это желательно.
Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса: «Не рассказать ли мне вам о намазе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Сказал Абу Киляба: «Когда он поднимался после второго земного поклона в первом рака’ате, то усаживался, а затем вставал, опираясь на землю». (ан-Насаи). Этот хадис есть у аль-Бухари, но слово ан-Насаи более явное. А желательно из-за отсутствия приказа на это.
879. Каково постановление мольбы кунут, когда с мусульманами случается что-то тяжелое (кунут ан-науазиль) – желательно.
Довод – 1. Хадис Анаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал ду’а кунут в течение месяца против некоторых племен из арабов, а затем оставил это (Согласованный).
Примечание: риуаят у Ахмада и ад-Даракутни: «А что касается утреннего намаза, то не переставал делать ду’а кунут, пока не ушел из этой жизни» — отвергаемый (мункар). В нем: Абу Джа’фар ар-Рази – слабый (более правильно). К тому же, он противоречит крепким передатчикам. Сказал Ибн Раджаб: «Этот хадис отвергаемый».
2. Хадис Абу Хурейры: «Когда он желал сделать ду’а за кого-то или против кого-то, то делал ду’а кунут после поясного поклона». (аль-Бухари). Желательно из-за отсутствия приказа на это.
880. В каких намазах нужно делать кунут ан науазиль – во всех пяти обязательных намазах.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса похожий на хадис Анаса (см. предыдущий вопрос). В нем пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после поясного поклона в последнем рака’ате, после того, как говорил: «Аллах услышал того, кто восхвалил Его» делал ду’а кунут против племени из бану Сулейм, и против племени Ри’ль, Закуан и ‘Усэйя во время намаза Зухр, ‘Аср, Магриб, ‘Иша и Фаджр в течение месяца, а те, кто стоял за ним произносили аминь. Это из-за того, что они убили тех, кого он послал к ним для обучения их религии Ислам (Ахмад). Достоверный.
Примечание: пришло с хорошим иснадом, что ‘Али делал ду’а кунут против Му’ауии и ‘Амра ибн уль — ‘Аса (Ибн Аби Шейба), но лучше проявлять терпение по отношению к мусульманам, если кто-то из них причинил тебе несправедливость.
881. Когда делается кунут ан науазиль — перед поясным поклоном или после него – после.
Довод – 1. Хадис Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал ду’а кунут после поясного поклона (аль-Бухари).
2. То же самое пришло в хадисе Абу Хурейры (Согласованный).
3. В большинстве риуаятов хадиса Анаса (см. вопрос 879).
Примечание: в некоторых риуаятах у аль-Бухари пришло, что это было до поясного поклона. Сказал Ибн Раджаб: «Имамы отвергли в сторону ‘Асыма его передачу от Анаса то, что кунут делается до поясного поклона. Сказал Ахмад: «’Асым противоречил всем им», то есть ученикам Анаса». («Фатх уль-Бари»).
4. Хадис Ибн ‘Аббаса (см. предыдущий вопрос).
882. Узаконено ли делать дуа кунут в утреннем намазе без того, что с мусульманами произошло что-то тяжелое – нет.
Довод – отсутствие достоверного довода на это. А хадис Анаса в примечании (вопрос 879) недостоверный.
Примечание: 1) Передается от Са’да ибн Тарика аль-Ашджа’и: «Я сказал отцу: «Отец! Ты ведь совершал намаз за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али, делали ли они ду’а кунут во время утреннего намаза?» Ответил: «Сын мой! Это – нововведение»». (Пятеро, кроме Абу Дауда). Достоверный и соответствует условиям Муслима.
2) Пришло достоверно от Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Ибн уз-Зубейра порицание этого (Ибн Аби Шейба, ‘Абдурразак).
3) Пришло достоверно от ‘Умара и Ибн ‘Аббаса о том, что они делали так (Ибн Аби Шейба). Можно собрать между асарами так, что они делали это по какой-то единичной причине без постоянства на этом в течение определенного срока.
883. Правильно ли сказать, что кунут ан-науазиль делается ровно месяц не больше и не меньше – неправильно, кунут ан-науазиль делается до тех пор, пока не завершится проблема мусульман. Потому что это и есть цель кунута ан-науазиль. А хадис Анаса (см. вопрос 879) не указывает на ограничение. И это мнение выбрал шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах).
Примечание: в «битве у рва» пророка, да благословит его Аллах и приветствует, постигла тяжесть и не передается, что он делал ду’а кунут. Это указывает на то, что если человек оставит ду’а кунут в некоторых тяжелых ситуациях, то нет в этом ничего страшного. Тем более ду’а кунут является желательным, а не обязательным (см. вопрос 879).
884. Нужно ли поднимать руки при дуа кунут ан-науазиль – да, это желательно.
Довод – хадис Анаса: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз как совершал утренний намаз, поднимал руки, делая ду’а против них». (Ахмад). Достоверный (соответствует условиям Муслима). То есть, против тех, которые убили чтецов. А также общие доводы о поднятии рук во время ду’а (мольбы).
Примечание: 1) Хадис Сальмана марфу’ан: «Поистине, Аллах – Стеснительный, Щедрый, стесняется вернуть руки раба пустыми тогда, когда он поднимает их к Нему» — слабый в виде марфу’, но достоверный в виде маукуф. А в некоторых риуаятах пришли слова Сальмана: «Я нашел это в Таурате (Торе)».
2) Пришли асары о поднятии рук в ду’а кунут ан-науазиль от ‘Умара и Ибн ‘Аббаса с достоверными иснадами (Ибн Аби Шейба).
885. Говорят ли стоящие за имамом амин при дуа кунут ан-науазиль – да, это желательно.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 880).
886. Нужно ли делать дуа кунут в намазе витр – нет.
Довод – отсутствие достоверного довода на это. Вместе с тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно совершал намаз Уитр, никто из его жен или других сподвижников не передали это от него. Но это действие пришло достоверно от некоторых сподвижников (от Убэйя ибн Ка’ба в присутствии ‘Умара (Ибн Хузейма), а также это пришло от Ибн Мас’уда). Поэтому не порицается тот, кто делает ду’а кунут в намазе Уитр.
Что касается хадиса аль-Хасана ибн ‘Али: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил меня словам, которые я произношу во время ду’а кунут (в намазе Уитр): «О Аллах! Поведи меня прямым путем среди тех, кого Ты повел прямым путем, и избавь меня среди тех, кого ты избавил (от горя и болезней и т.п. – прим. пер.), и покровительствуй мне среди тех, кому Ты покровительствуешь. И даруй мне благословение в том, чем Ты одарил мне, и защити меня от зла того, что ты предопределил, ведь поистине, Ты судишь, и никто не судит Тебя. Поистине, тот, кому Ты покровительтсвуешь, тот не будет унижен, благословен и возвышен ты, наш Господь»». (Пятеро). Достоверный, кроме того, что это ду’а в намазе Уитр.
В нем: опасность тадлиса Абу Исхака ас-Саби’и, а также его сын Йунус ибн Аби Исхак (уровня хорошего хадиса), у которого бывают ошибки, и аль-Хасан ибн ‘Умара — оставленный (матрук), и аль – ‘Аля ибн Салих (ниже) в одном из риуаятов противоречили Шу’бе (амир правоверных в хадисе), и аль-Хасану ибн ‘Убейдилляху ан-Наха’и (уровня хорошего или выше), а также аль – ‘Аля ибн Салиху ат-Тейми в одном из риуаятов (уровня хорошего) в передачи от Бурейды (بُرَيد) ибн Аби Марьяма. Сказал Ибн Хузейма: «Шу’ба крепче по памяти чем несколько таких, как Йунус ибн Аби Исхак» («ас-Сахих»). Сказал Ибн Хиббан: «Память Шу’бы крепче, чем двести таких, как Абу Исках и его сын» (Итхаф аль-Махара). Поэтому те, которые передают этот хадис без добавки: «в намазе Уитр» крепче и их память сильнее.
Примечание: 1) Пришел асар, что Ибн ‘Умар не делал ду’а кунут в намазе Фаджр и Уитр. А когда его спрашивали о ду’а кунут, отвечал: «Я не знаю кунут, кроме как, что это – продолжительное выстаивание и чтение Корана». (Ибн Аби Шейба). Достоверный. 2) Для того, кто делает ду’а кунут в намазе Уитр не является обязательным ограничиваться известным ду’а, которое пришло в хадисе аль-Хасан ибн ‘Али, ведь пришли другие виды этого ду’а от других сподвижников.
887. Что нужно ставить на землю раньше при совершении земного поклона — руки или колени – руки.
Довод – косвенные доводы, так как в этом вопросе нет явного, достоверного довода:
1. Хадис Абу Хурейры (см. вопрос 857). Там пришло: «когда склонялся к земному поклону», а склонение достигается при опускании рук перед коленями.
2. Хадис аль-Бара ибн ‘Азиба: «Не один из нас не склонял свою спину, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не опускался в земной поклон, а затем мы опускались в земной поклон после него». (Согласованный)
Примечание: 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда один из вас совершает земной поклон, то пусть не опускается так, как опускается верблюд, и пусть ставит руки перед коленями». (Трое) – слабый. В нем: уединение Мухаммада ибн ‘Абдилляха ибн аль-Хасана (в своей основе уровня хорошего). Больным этот хадис назвали: аль-Бухари, ат-Тирмизи, ад-Даракутни, Ибн Раджаб и др.
2) Хадис Уаиля ибн Худжра: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда совершал земной поклон, ставил колени перед руками». (Четверо) – слабый. В нем: уединение Шарика ибн ‘Абдилляха аль-Кады — слабый.
3) Пришло достоверно от ‘Умара опускание колен перед руками (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир), а от Ибн ‘Умара наоборот (аль-Бухари в подвешанном состоянии – (му’алляк)).
4) Шейхи аль-Альбани, Мукбиль, Яхья аль-Хаджури и др. на мнении, что руки нужно ставить перед коленями, а шейхи Ибн Баз и ‘Усеймин и др. на мнении, что нужно ставить колени перед руками.
888. Как нужно ставить руки при сидении на ташаххуде – правую руку на правое бедро, левую на левое. При этом, если большой и средний пальцы правой руки соединены в кольцо, то кисть левой руки около колена. Если же большой палец правой руки положен на средний палец, то кисть левой руки обхватывает колено.
Довод – хадис Ибн ‘Умара о том, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился на ташаххуд, то ложил свою левую руку на левое колено, а правую руку на правое колено, и пальцы делал в форме «пятьдесять три», и указывал указательным пальцем. (Муслим).
А в риуаяте этого хадиса пришло: «…и сжимал все пальцы и указывал тем, который следует за большим пальцем». (Муслим). Дополнительные сведения в следующем вопросе.
889. Как ставить пальцы правой руки при сидении на ташаххуде – двумя видами, как об этом указано в ответе на предыдущий вопрос.
Довод на 1-ый вид – хадис Уаиля ибн Худжра: «…и ставил свою левую руку на левое бедро, а правый локоть на правое бедро, а затем прижимал свой мизинец и безымянный палец, а большой и средний пальцы соединял в кольцо, и указывал своим указательным пальцем». (аль-Бейхакы, Абу Дауд). Хороший.
На 2-ой вид – хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился для того, чтобы делать ду’а, то ложил свою правую руку на правое бедро, а левую руку на левое бедро, указывал своим указательным пальцем, и большой палец ставил на средний палец, а левой кистью обхватывал левое колено». (Муслим). То есть, правая рука в том же положении, что в хадисе Ибн ‘Умара (см. риуаят этого хадиса в предыдущем вопросе).
890. Если у человека нет указательного пальца правой руки — указывать ли пальцем левой руки при ташаххуде – нет, потому что нет на это довода.
891. Куда нужно смотреть при сидении на ташаххуде – на указательный палец правой руки.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра, в котором пришло: «…и указывал своим указательным пальцем, а его взгляд не переходил его указание», то есть взгляд был направлен на указательный палец (Абу Дауд, ан-Насаи). Хороший.
Примечание: 1) Поднимание указательного пальца и указание им только во время произнесение двух свидетельств (мазхаб ханафитов) – ошибка. Нет довода на это действие.
2) До какого времени нужно поднимать и указывать указательным пальцем? Ответ: до конца ду’а. На это указывает хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра (см. предыдущий вопрос), ведь в нем пришло: «Когда садился для того, чтобы делать ду’а…» и до упоминания указания пальцем. Поэтому указание пальцем до самого таслима – ошибка, которая встречается у многих людей.
892. Нужно ли двигать указательным пальцем в ташаххуде или только указывать им – только указывать.
Довод – отсутствие достоверного довода на движение пальцем. Передается со слов Уаиля ибн Худжра, что он, описывая намаз пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затем он поднял свой палец, и я видел, как он двигает им, и произносит ду’а» (аль-Бейхакы) слабый, отклоненный (шазз). В нем: уединение Заиды ибн Кудамы, который противоречил больше чем 10 передатчикам.
Сказал шейх Мукбиль в «аль-Ахадис аль-Му’алля» №377: «Отклонился этой добавкой очень крепкий передатчик – Заида ибн Кудама, который противоречил тем, кто крепче него – Суфьяну ас-Саури (у ан-Насаи), Шу’бе (у Ахмада), Суфьяну ибн ‘Уйейне (у ан-Насаи)…», затем шейх перечислил еще нескольких крепких передатчиков, которые противоречили Заиде ибн Кудаме (в общем их больше 10-ти человек). Поэтому шейх Мукбиль говорил: «Если эта добавка не является отклоненной (шазза), то я не знаю, что такое отклонение (шузуз)».
Примечание: 1) Слова некоторых людей: «Шейх аль-Альбани не мог ошибиться, ведь он – великий мухаддис» — ошибка, ведь шейх аль-Альбани – человек, и не застрахован от ошибок, каким бы великим мухаддисом он не был. К тому же, другие мухаддисы современности (шейх Мукбиль и др.), а также древности (Ибн Хузейма, аль-Бейхакы и др.) указали на то, что эта добавка отклоненная (шазза). Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Не установлено достоверно ни от кого из сподвижников, что они двигали пальцем во время ташаххуда».
2) Хадис ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал пальцем тогда, когда делал ду’а, и не двигал им (Абу Дауд, ан-Насаи) – слабый. В нем: уединился Зияд ибн Са’д и противоречил группе передатчиков от Мухаммада ибн ‘Аджляна, которые передали этот хадис без добавки: «и не двигал им». Слабым этот хадис назвал шейх аль-Альбани.
893. Каково постановление первого ташаххуда – обязателен, но не столп (рукн) намаза.
Довод – хадис Ибн Мас’уда: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нам и сказал: «Когда один из вас совершает намаз, то пусть скажет: «Бесконечное величие, могущество, хвала (или намазы), а также благие дела принадлежат Аллаху. Мир тебе, о пророк, и милость Аллаха и Его благословение. Мир нам, а также праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник», а затем пусть выберит тот ду’а, которое захочет и произнесет его»». (Согласованный). Приказ указывает на обязательность.
Не столп намаза из-за хадиса ‘Абдуллаха ибн Бухейны: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал в намазе Зухр тогда, когда должен был сидеть (ташаххуд после второго рака’ата), а в конце намаза сделал два земных поклона саху, сидя, произнося такбир в каждом из них перед салямом, и люди сделали два земных поклона вместе с ним за то забытое сидение». (Согласованный). Ведь если бы он был бы столпом намаза, тогда совершение двух земных поклонов саху не было бы достаточным.
894. Каково постановление последнего ташаххуда – обязателен, но не столп (рукн) намаза.
Довод – отсутствие довода на то, что этот ташаххуд является столпом намаза. И приказы на оба ташаххуда одинаковые. Передается хадис Ибн Мас’уда марфу’ан: «Когда садитесь после каждого второго рака’ата, то скажите…» и так до конца хадиса, с упоминанием ташаххуда (ан-Насаи). Достоверный. Этот хадис разъясняет, что хадис Ибн Мас’уда (см. предыдущий вопрос) не ограничивается последним ташаххудом.
895. Какой из видов ташаххуда наиболее предпочтителен – все виды ташаххуда установленные в достоверных вопросах – желательно их чередовать в разных намазах.
896. Можно ли отходить от установленных в достоверных хадисах форм ташаххуда – нет.
Довод – хадис Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас ташаххуду так, как обучал нас суре из Корана».
Примечание: если человек не упустит те слова ташаххуда, которые есть во всех формах ташаххуда, установленных в различных хадисах его ташаххуд действителен, даже если он не упомянет некоторые добавочные фразы, которые не присутствуют в абсолютно всех формах ташаххуда.
897. Говорить ли ассаляму ‘алейка айуха ннаби или ассаляму ‘аля ннаби – можно и так и так.
Довод на 1 – хадис Ибн Мас’уда (см. вопрос 893). В нем пришло: «…мир тебе о пророк…», то есть, фраза: «ас-саляму ‘алейка айуха ннаби».
На 2 – хадис Ибн Мас’уда о ташаххуде и в конце он сказал: «Так было тогда, когда он был с нами, а когда умер, то мы говорили: «мир пророку»». (аль-Бухари), то есть фразу: «ас-саляму ‘аля ннаби». Это мнение выбрал шейх аль-Альбани.
А первая форма узаконена из-за того, что так обучал сподвижников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он знал, что умрет, но не сделал замечания, чтобы после его смерти говорили: «мир пророку». К тому же, установлено от ‘Умара, что однажды он обучал людей ташаххуду с минбара после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии сподвижников и сказал: «Мир тебе, о пророк». (Малик). И не установлено, что кто-то из сподвижников порицал его. Это мнение выбрали шейхи Ибн Баз, ‘Усеймин, Мукбиль и др.
898. Узаконена ли добавка фразы бисмиЛлях уа биЛлях перед ташаххудом — нет.
Довод – хадис Абу Мусы марфу’ан: «Когда один из вас усядется, то пусть начинает со слов…» и упомянул ташаххуд (Муслим).
Примечание: достоверно установлено, что Ибн ‘Умар произносил «басмалю» перед ташаххудом (‘Абдурраззак, Малик), но это – его иджтихад. А также установлено порицание Ибн ‘Аббаса человеку, который произнес перед ташаххудом «хамдалю» (Ибн Аби Шейба).
899. Нужно ли держать указательный палец прямо или немного сгибать — прямо. Потому что это – основа в указании.
Примечание: хадис Нумейра аль-Хуза’и о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время ду’а держал палец, немного согнув его (аль-Бейхакы) – слабый. В нем: Малик ибн Нумейр – неизвестный передатчик (маджхуль).
900. Нужно ли указывать пальцем при сидении между двумя земными поклонами – нет.
Довод – отсутствие довода на это. А что касается некоторых риуаятов хадиса Уаиля ибн Худжра в описании намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Затем указал своим указательным пальцем, а затем сделал земной поклон». (‘Абдурраззак), то эта добавка отклоненная (шазза). В ней: уединение ‘Абдурраззака ас-Сан’ани от ас-Саури и он противоречил другим передатчикам, которые не упомянули эту добавку. Из них: ‘Абдуллах ибн уль-Уалид аль — ‘Адани, Мухаммад ибн Йусуф аль-Фирьяби (ученики ас-Саури), а вместе с Суфьяном ас-Саури от его шейха этот хадис передали Суфьян ибн ‘Уйейна, Шу’ба, Абуль Ахуас (أبو الأحوص), Халид ат-Таххан (التخان), Зухейр ибн Му’ауия, Муса ибн Аби Касир и Абу ‘Ауана. Все они упомянули указание пальцем после второго земного поклона во время ташаххуда. Об этом упомянул шейх аль-Альбани («Тамам уль-Минна»)
Примечание: мнение об узаконенности указывать пальцем между двумя земными поклонами выбрал имам Ибн уль-Кайим («Зад уль-Ма’ад»), а также за ним в этом последовал шейх аль – ‘Усеймин.
901. Узаконено ли в ташаххуде добавлять фразу уахдаху ля шарика лях – нет из-за отсутствия достоверного довода, но если кто-то будет добавлять ее, то порицать его не надо, т.к. это пришло от Ибн ‘Умара.
902. Является ли обязательным соблюдать порядок в словах ташаххуда – да.
Довод – хадис Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса и других (см. вопрос 896).
Примечание: пришло достоверно от ‘Айши, что она во время ташаххуда произнесла два свидетельства перед салямом на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных рабов (Малик). Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Возможно это – иджтихад от ‘Айши, и из-за этого асара мы приостанавились относительно постановления о недействительности намаза того, кто сделает так».
903. Каково постановление салауата в последнем ташаххуде – желательно.
Довод – 1. Хадис Абу Мас’уда аль-Ансари о том, что он сказал: «Сказал Башир ибн Са’д: «Посланник Аллаха! Аллах приказал нам говорить на тебя салауат, и как же нам его говорить?» Тогда он промолчал, а затем сказал: «Говорите: «О Аллах! Упомяни Мухаммада (среди ангелов) и семью Мухаммада так же, как ты упомянул семью Ибрахима, и благослови Мухаммада и семью Мухаммада так же, как ты благословил семью Ибрахима среди миров, поистине, Ты – Восхваляемый, Славный» а салям, так как вы знаете»». (Муслим). Под салямом имеется в виду ташаххуд.
А в риуаяте пришло: «Как нам произносить салауат на тебя тогда, когда мы произносим его в нашем намазе». (Ибн Хузейма). Хороший. В нем: Ибн Исхак (уровня хорошего, мудаллис), но тут заявил явно.
2. Хадис Фадали ибн ‘Убейда: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал одного человека, который делал ду’а в намазе, не восхвалив Аллаха и не произнеся салауат на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда он сказал: «Этот поторопился», затем он позвал его и сказал: «Если один из вас совершает намаз, то пусть начинает с восхваления его Господа, затем пусть произнесет салауат на пророка, а затем пусть делает ду’а, который захочет»» (Трое и Ахмад). Достоверный.
Уводит на желательность – 1. То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запоздал и не разъяснил им сам, как нужно делать салауат, но разъяснил только после того, как его спросил этот сподвижник (хадис Абу Мас’уда).
2. Хадис неназванного сподвижника о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку: «Что ты говоришь в намазе?» Он ответил: «Ташаххуд, и прошу у Аллаха Рая и прибегаю к нему от Огня, и я не умею должным образом произносить то, что бормочишь ты и Му’аз». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы произносим похожее на это». (Абу Дауд). Достоверный.
Сказал шейх Мукбиль («ас-Сахих уль-Муснад» №1461): «Соответствует условиям аль-Бухари и Муслим». В этом хадисе нет порицания этому человеку за то, что он оставил салауат.
3. В некоторых риуаятах хадиса Ибн Мас’уда, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал его ташаххуду, после чего Ибн Мас’уд (!) сказал: «Если захочешь, то можешь вставать, а если захочешь, можешь продолжать сидеть». Это указывает на то, что Ибн Мас’уд понял, что можно ограничиться ташаххудом.
4. Достоверный асар от Ибн ‘Умара о том, что он произносил таслим сразу после ташаххуда (‘Абдурраззак).
904. Узаконен ли салауат также и в первом ташаххуде – в ночном добровольном намазе.
Довод – то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал салауат на него и не указал где именно. А хадис Фадали (см. вопрос 903) указывает на то, что он в последнем ташаххуде, ведь там пришло упоминание ду’а. И в других хадисах также есть указание на это.
Сказал шейх Ибн Хизам: «Ученые единогласны на узаконенность салауата в последнем ташаххуде, и нет единогласия относительно первого». («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./793 стр.).
ИТОГ: если кто-то будет произносить салауат в первом ташаххуде, то он не порицается, ведь у него есть общие доводы на это.
Ночной добровольный намаз – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной добровольный намаз из девяти рака’атов без сидения, кроме восьмого рака’ата, в котором делал ду’а и произносил салауат. Затем вставал на девятый рака’ат, и во время сидения в нем восхвалял Аллаха, делал ду’а и произносил салауат, а затем давал салям так, что мы слышали его (Абу ‘Ауана – основа у Муслима).
Примечание: на этот хадис опирался шейх аль-Альбани в своем мнении на узаконенность салауат в первом ташаххуде.
905. Каково постановление делать дуа после последнего ташаххуда и должен ли этот дуа быть определенным – этот ду’а желателен, и не обязательно, чтобы оно было определенным.
Довод – хадис Ибн Мас’уд и его (!) слова: «Если захочешь, то можешь вставать, а если захочешь, можешь продолжать сидеть». (см. вопрос 903).
Примечание: приказ в хадисе Абу Хурейры марфу’ан: «Когда один из вас произносит ташаххуд, то пусть прибегает за прибещижем к Аллаху от четырех вещей. Пусть говорит: «О Аллах! Я прибегаю к Тебе за прибежищем от мучений Ада, и мучений могилы, и от смуты жизни и смерти, а также от зла смуты масиха Даджаля (антихриста)»». (Согласованный) уводится на желательность хадисом неназванного сподвижника (см. пункт 2 в вопросе 903).
И в риуаяте хадиса Абу Хурейры у Муслима: «Когда один из вас закончит последний ташаххуд…» указывает на: 1) Ограничение узаконенности ду’а только последним ташаххудом. 2) На необязательность салауата после последнего ташаххуда.
906. Делать дуа после последнего ташаххуда словами, которые не пришли в Коране – можно.
Довод – хадис Ибн Мас’уда (см. вопрос 893). Ведь в нем пришло: «…а затем пусть выберит тот ду’а, которое захочет и произнесет его».
Примечание: передается со слов Абу Бакра ас-Сыддика о том, что однажды он сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Научи меня тому ду’а, которое я буду произносить в своем намазе». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Говори: О Аллах! Я причинил самому себе много несправедливости, и никто не прощает грехов, кроме Тебя, прости же меня прощением от Тебя и помилуй меня, ведь поистине, Ты – Прощающий, Милосердный». (Согласованный).
907. Каково постановление читать ташаххуд сидя – обязательно.
Довод — хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 788).
908. Можно ли читать ташаххуд не по-арабски – нет, кроме как тому, кто не может его выучить по-арабски.
909. Можно ли упоминать в дуа конкретного человека – да.
Довод – хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал ду’а кунут за некоторых личностей, называя их по имени. Как, к примеру, слова: «О Аллах! Спаси аль-Уалида ибн Раби’у…», а также хадис Ибн Мас’уда (см. вопрос 893).
910. Каково постановление таслима в намазе – столп намаза.
Довод – хадис Ибн Мас’уда о саджда саху марфу’ан: «Пусть закончит свой намаз, затем даст салям, а затем совершит два земных поклона».
Примечание: 1) Хадис ‘Али (см. вопрос 756) слабый. 2) Хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Если один из вас испортит омовение в конце намазе перед салямом, то его намаз считается действительным». (ат-Тирмизи) – слабый. В нем: ‘Абдуррахман ибн Зияд аль-Ифрики – слабый.
911. Является ли второй салям обязательным – нет, он желателен. Потому что слово «таслим» — масдар (корень) не указывает на численность, и на совершение одного таслима также говорится: сделал таслим.
Пришли достоверные асары от ‘Айши (Ибн уль-Мунзир) и Ибн ‘Умара (‘Абдурраззак, Малик) о том, что они делали таслим на одно сторону, говоря: «ас-саляму ‘алейкум». От ‘Айши то, что она только немного наклоняла голову в правую сторону (фактически перед собой). А также таслим в одно сторону пришло достоверно от Анаса. Ибн уль-Мунзир упомянул единогласие на достаточность таслима в одну сторону от всех тех, от кого до него дошли знания. («аль-Аусат»).
912. Какие формы саляма в намазе бывают – 1) ас саляму алейкум уа рахматуЛлах, ас саляму алейкум уа рахматуЛлах 2) ас саляму алейкум ас саляму алейкум 3) ас саляму алейкум направо.
Довод на 1 – несколько хадисов. Из них: 1. Хадис ‘Аммара: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давал салям направо и налево так, что была видна белизна его щеки и говорил: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах, ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах»». (Ибн Маджа). Этот хадисесть в «аль-Джами’ ус-Сахих» шейха Мукбиля.
2. Хадис Ибн ‘Умара о том, что однажды его спросили о намазе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Говорил: «Аллаху акбар» каждый раз как наклонялся и поднимался, а затем говорил: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах» направо, и: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах» налево». (ан-Насаи, Абу Я’ля).
Довод на 2 – см. разъяснение в вопросе 911. А также пришло от ‘Али о том, что он давал салям в обе стороны: «Ас-саляму ‘алейкум». (Ибн Аби Шейба и ‘Абдурраззак).
Довод на 3 – см. в вопросе 911.
Примечание: 1) Хадис Уаиля ибн Худжра: «Однажды я совершал намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и он давал салям направо: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух», и налево: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах»». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Муса ибн Кайс аль-Хадрами (уровня хорошего хадиса) ошибся. Он противоречил Суфьяну ас-Саури, Шу’бе и аль — ‘Аля ибн Салиху (все у ат-Табарани и др.), которые передали его по другой дороге и с другим словом: «и давал салям направо и налево» без упоминания самой формы саляма.
ИТОГ: добавка: «уа баракатух» направо — отклоненная (шазза).
2) Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан о том, что салям направо: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах», а налево: «Ас-саляму ‘алейкум» (Ахмад, ан-Насаи) – слабый, отклоненный (шазз). В нем: иснад хадиса внешне достоверный, но в нем ‘Абдуль’азиз ад-Дарауарди (крепкий) противоречит Ибн Джурейджу и Халиду аль-Уасыты (оба крепкие) от ‘Амра ибн Яхьи, которые добавили налево: «уа рахматуЛлах» (2-ой хадис в пункт 1). Не можем делать иногда так, а иногда так, ведь шейх всех их один (‘Амр ибн Яхья).
913. Когда дает салям тот, кто читает намаз за имамом — до, после или вместе с имамом – после имама.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024). А также пришло, что Ибн ‘Умар считал желательньным для тех, кто за имамом, чтобы они давали салям после имама (аль-Бухари).
914. Дается ли салям сразу после первого саляма имама или после того, как имам завершит оба саляма – после обоих салямов, тот же, кто дает салям после первого саляма не заслуживает упрека. Этот вопрос построен на вопросе 911. Если человек считает второй салям обязательным, то нельзя давать, кроме как после него, если же считает, что второй салям желателен, тогда лучше давать салям после второго саляма имама из-за того, что он как бы печать намаза, а если даст после первого, то не заслуживает порицания.
915. Если тот, кто за имамом дал салям одновременно с имамом, является ли его салям действительным – это делать не разрешается, но салям действителен, и Аллаху известно лучше.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024). Салям ин шаа Аллах действителен, ведь пришел запрет только обгонять имама в намазе.
916. Если дал салям до саляма имама – салям недействителен, кроме как если сделал это по уважительной причине с намерением отделиться от коллектива.
Довод – хадис о том человеке, который вышел из намаза Му’аза (см. вопрос 1044). Но он теряет награду за коллектив
917. О том, чтобы поворачивать голову во время саляма – желательно.
Довод – хадис ‘Аммара ибн Ясира (см. вопрос 912).
Хадис Джабира ибн Самуры: «Когда мы совершали намаз с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то мы говорили: «Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах, Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуЛлах» и указал рукой в обе стороны. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Куда вы указываете своими руками? Они подобны хвостам коровы. Но хватит одному из вас лишь поставить руку на бедро, а затем дать салям своему брату, который справа и который слева»». (Муслим) и другие хадисы.
Желательно из-за того, что не пришло на это приказа, но просто действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность.
Примечание: пришел асар ‘Айши о том, что она давала салям практически перед собой, почти не поворачивая голову (см. вопрос 911).
918. Является ли желательным тому, кто за имамом отвечать на салям имама перед тем, как дать салям самому – нет.
Довод – отсутствие довода на это.
Примечание: пришло достоверно от Ибн ‘Умара, что он отвечал на таслим имама (Ибн Аби Шейба, ‘Абдурраззак и Малик). У ‘Абдурраззака – до своего саляма, у Малика – после своего саляма. Оба достоверные, но иснад у Малика в «Мууатта» крепче.
919. Каково постановление говорить азкары (поминания) после намаза – желательно.
Довод – отсутствие довода (приказа) на обязательность.
/Аллахумма анта-с-Салям уа мин-ка ссалям, табаракта йа за-ль-джаляли уа-ль-икрам/.
Различные поминания (азкары) и ду’а установленные на эту тему: 1. Хадис Саубана: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заканчивал намаз, то просил прощения у Аллаха трижды, и говорил: «О Аллах – Ты Мир, и от Тебя мир, благословен же Ты, Обладатель величия и почета»». (Муслим).
/Ля иляха илля Ллах, уахда-ху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду уа хууа ‘аля кулли шейин къадир. Аллахумма ля мани’а лима а’тайта уа ля му’тийа лима мана’та, уа ля йанфа’у за-ль-джадди мин-ка-ль-джадд/.
2. Хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после каждого предписанного намаза говорил: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и хвала Ему, и Он над всякой вещью мощен. О Аллах! Никто не запретит то, что Ты дал, и никто не даст то, что Ты запретил. И не принесет пользу обладателю власти его власть перед Тобой». (Согласованный).
/Ля иляха илля Ллах, уахда-ху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду уа хууа ‘аля кулли шейин къадир. Ля хауля уа ля къууата илля би-Ллях. Ля иляха илля Ллах, уа ля на’буду илля иййаху, ля-ху-н-ни’мату уа ля-ху-ль-фадль, уа ляху-с-санау-ль-хасан. Ля иляха илля Ллах, мухлисына ля-ху-д-дин уа ляв кариха-ль-кафирун/.
3. Хадис Ибн уз-Зубейра о том, что он говорил после каждого намаза после саляма: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и хвала Ему, и Он над всякой вещью мощен. Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него. Ему принадлежит милость и почет, и Ему благое восхваление. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и мы искренне исповедуем религию ради Него, даже если это ненавистно неверующим». И он говорил: «Эти слова произносил посланник Аллаха после каждого намаза». (Муслим).
4. Хадис Абу Умамы марфу’ан: «Тот, кто прочтет аят аль-Курси в конце каждого предписанного намаза, тому не запретит зайти в Рай ничего, кроме смерти». (привел его ан-Насаи в своей книге «عمل اليوم الليلة»). Хороший. Таким его назвали шейхи аль-Альбани и Мукбиль (да помилует их Аллах).
/Аллахумма а’инни ‘аля зикри-ка уа шукри-ка уа хусни ‘ибадатика/.
5. Хадис Му’аза о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Му’аз, я завещаю тебе: ни в коем случае не оставляй говорить в конце каждого намаза: «О Аллах! Помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом»». (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный. Он в «ас-Сахих уль-Муснад».
6. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто восславит Аллаха (Субхан Аллах) в конце каждого намаза тридцать три раза, и восхвалит Аллаха (АльхамдулиЛлях) тридцать три раза, и возвеличит Аллаха (Аллаху акбар) тридцать три раза, то это будет девяносто девять, а в сотый раз скажет: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и хвала Ему, и Он над всякой вещью мощен, то ему будут прощены его грехи, даже если они будут равны пене морской». (Муслим).
Правильно, что это не слова пророка (марфу’), а слова Абу Хурейры (маукуф), потому что в виде маукуф его передал имам Малик, который крепче чем Сухейл (سهيل) ибн Аби Салих, который передал его в виде марфу’. Но все равно постановление этого хадиса – то, что он марфу’, ведь Абу Хурейра не мог говорить такое от себя.
Примечание: этот хадис передается также со слов Ка’ба ибн ‘Уджры, но вместо произношения в сотый раз: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха…» пришло возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) тридцать четыре раза (Муслим).
7. Хадис Са’да ибн Аби Уаккаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил эти слова после каждого намаза: «О Аллах! Я ищу у Тебя прибежища от жадности, и ищу у Тебя прибежища от трусости, и ищу у Тебя прибежища от того, чтобы я достиг дряхлого возраста, и ищу у Тебя прибежища от смуты этой мирской жизни и ищу у Тебя прибежища от наказания в могиле». (аль-Бухари).
920. Каково постановление делать дуа до саляма в намазе и после саляма, а также общественное дуа – до саляма желательно, после саляма обычно делаются азкары, а коллективное ду’а не является узаконеным.
Ду’а до саляма (см. вопрос 905). Азкары (поминания) после намаза (см. вопрос 919). Коллективное ду’а не узаконено из-за отсутствия довода. Довод против тех, которые делают так см. хадис ‘Айши о запрещенности нововведений.
921. О громком произношении фразы Аллаху Акбар после намаза, а также других азкаров – фраза Аллаху Акбар – произносится громко, а также некоторые другие азкары произносятся немного повышенным голосом, а в основе азкары произносятся шепотом.
Довод на основу – Слова Аллаха:
«И поминай Господа твоего в душе своей с покорностью (и смирением)» — [7:205].
А также слова Аллаха:
«Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и в тайне» — [7:205].
А также хадис Абу Мусы о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал сподвижников за то, что они поднимали голос во время произнесения азкаров, сказав: «Вы не призываете глухого и отсутствующего, но призываете Слышащего, Видящего, Близкого». (Согласованный).
На фразу «Аллаху Акбар» — хадис Ибн ‘Аббаса: «Поистине, поднятие голоса во время произношения поминаний тогда, когда люди уходили после обязательного намаза было во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Согласованный).
В риуаяте этого хадиса пришло: «Я узнавал окончание намаза Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посредством такбира». Этот риуаят разъясняет, что имеется в виду в риуаяте, который пришел выше. И в этом хадисе нет довода для тех, которые делают коллективный зикр, поднимая голос, ведь в нем не упоминается, что сподвижники делали коллективный зикр.
И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!