008. Глава о гусле (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/008-glava-gusle-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

8. Глава о гусле и половом осквернении.

309. Описание семени мужчины и женщины – 1) Мужчины: белое, густое. Выходит с извержением и человек получает наслаждение при его выходе, после чего наступает слабость в организме. Его запах подобен запаху теста. 2) Женщины: желтое, жидкое. Также сопровождается наслаждением и слабостью организма.

310. Семяизвержение – одна из причин обязательности гусля – без разногласий.

311. Выход спермы из-за болезни без извержения – гусль от этого обязателен.

«الماء من الماء»

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Вода от воды (семени)». (Муслим). И его основа в аль-Бухари. Слово хадиса общее. А что касается хадиса ‘Али марфу’ан: «Если изверг семя, то возьми гусль». (Абу Дауд), то он – слабый.

312. Если почувствовал движение спермы в половом органе и не дал ей выйти – гусль не обязателен.

Довод – хадис Абу Са’ида (см. выше). И это мнение выбрал шейх уль-Ислам Ибн Теймия и аль – ‘Усеймин.

313. Если после гусля от семяизвержения семя вышло еще раз – гусль не обязателен, кроме как если человек болеет болезнью так, что семя может выходить у него без всяких причин. Ведь это – остатки первого семени, от которого он уже взял гусль. И это мнение выбрали шейхи Ибн Баз и ‘Усеймин. А если из-за болезни, то см. вопрос 311. Но омовение ему нужно взять, ведь сперма может выйти вместе со смазкой (мази).  

314. Женщина взяла гусль после полового акта, но после гусля из нее вышло семя мужчины – гусль не обязателен, но омовение взять безопаснее. Как в вопросе 274 в «Главе о том, что делает омовение недействительным».

315. Половой акт без введения полового органа и без оргазма у женщины – обязана ли она гуслем — нет.

Довод – см. доводы в вопросах 311 и 316.

316. Обязателен ли гусль после полового акта с введением полового органа без семяизвержения – да.

«إذا جلس بين شُعَبِها الأربعِ ثم جهدها فقد وجب الغسل»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если он сядет между ее четырех органов, а затем совершит половой акт, то гусль уже стал обязательным». (Согласованный). А у Муслима добавка: «даже если не произошло семяизвержения».

«إذا جلس بين شعبها الأربع و مس الختانُ الختانَ فقد وجب الغسل»

А также со слов ‘Айши марфу’ан: «Если он сядет между ее четырех органов, и соприкоснутся их места обрезания (край головки и половые губы – прим. пер.), то гусль уже стал обязательным». (Муслим).

Примечание: 1) Что такое четыре органа? В этом есть разногласие у ученых. Кто-то сказал, что это – 2 руки и 2 ноги, кто-то — 2 голени и 2 бедра, кто-то — 2 бедра и 2 половые губы и т.д. 2) В начале Ислама гусль от такого полового акта был необязателен, но потом это было аннулировано. Сподвижники после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разногласили относительно этого вопроса, но затем послали к ‘Айше, и она рассказала вышеупомянутый хадис.

317. Половой акт в состоянии забывчивости, насилия, сна, безумства – гусль обязателен.

318. Обязателен ли гусль после полового акта с использованием презерватива – да.

319. Увидел сперму после сна – есть три случая – 1. видел сон, затем обнаружил сперму – гусль обязателен. 2. видел сон, но спермы не обнаружил – гусль не обязателен 3. не помнит сна, но обнаружил сперму – гусль обязателен. Постановления относительно всех этих 3 случаев – единогласные.

«قال في المرأة ترى في منامها ما يرى الرجل: تغتسلُ»

Довод – хадис Умм Сулейм марфу’ан о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно женщины, которая видела во сне то, что видит мужчина: «Пусть возьмет гусль». (Муслим).

320. Увидел жидкость после сна, но не знает сперма это или смазка – гусль не обязателен, но обязательно малое омовение (вуду).

Нужно постараться различить, но если не смог, то действует по правилу – «Уверенность не уходит из-за сомнения». А что касается постановления обязательности омовения, то см. вопрос 238.

321. Увидел сперму на одежде или постельном белье, но ничего не помнит – если одежда или белье принадлежат только ему, то гусль обязателен, а иначе не обязателен. А на счет намаза, то действует по последнему сну. Отчитывает от последнего сна, сколько намазов прочитал без гусля.

322. Нужен ли гусль после кровопускания – нет.

Довод – отсутствие довода. А хадис ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал гусль от четырех – от большого осквернения (джанаба), в пятницу, после хиджамы и после мытья покойника». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Мус’аб ибн Шейба — слабый.

Примечание: нет достоверных хадисов о гусле после хиджамы.

323. Постановление о гусле после принятия Ислама – обязательно.

«في قصة ثُمامة بن أُثال عندما أسلم أمره أن يغتسل»

Довод – 1. Хадис Абу Хурейры — история Сумамы ибн Усаля о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему взять гусль после того, как он принял Ислам («Мусаннаф» ‘Абдураззака). Достоверный. Но кто-то может сказать, что эта история у аль-Бухари и Муслима пришла без приказа.

«أنه أسلم فأمره أن يغتسلَ بماء و سدر»

2. Хадис Кайса ибн ‘Асыма о том, что он принял Ислам и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему взять гусль водой и сидром (Абу Дауд, ан-Насаи – «аль-Джами’ ус-Сахих» шейха Мукбиля). Потому что неверующий не берет гусль от тех вещей, которые аннулируют его (половое осквернение, менструация и т.д.). И даже если возьмет, то он все равно недействителен, пока тот не примет Ислам. 

324. Обязателен ли гусль в пятницу – да.

«غُسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم»

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Гусль в пятницу обязателен для каждого совершеннолетнего». (Семеро).

А хадис Самуры ибн Джундуба марфу’ан: «Кто возьмет омовение в пятницу, то это – хорошо, а кто возьмет гусль, то это – лучше». (Трое и Ахмад) – слабый. В нем: пропуск, ведь Хасан аль-Басри слышал от Самуры только хадис Акыки по более правильному мнению. Остальные хадисы взял из свитка Самуры от его детей, которые являются неизвестными (маджхулями).

Примечание: чтобы поднять от себя малое религиозное осквернение (хадас) нужно взять омовение вместе с гуслем на пятничный намаз. Это потому что он был узаконен только для очищения, а не для поднятия религиозного осквернения.

325. Действителен ли пятничный намаз того, кто не взял перед ним гусля – да.

Довод – единогласное мнение на то, что пятничный гусль не является условием действительности пятничного намаза и что пятничный намаз действителен и без него передал аль-Хаттаби и др. (см. «Нейл уль-Аутар» 1т./356 стр.).

326. Гусль в пятницу совершается из-за пятничного намаза или из-за самого дня пятницы – из-за намаза.

«من أتى منكم الجمعة فلْيغتسلْ»

Довод – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Тот из вас, который пришел на пятничный намаз, тот пусть возьмет гусль». (Согласованный). А также хадис о том, кто пришел на намаз, приносит в жертву и др. доводы.

327. Обязан ли совершить гусль тот, кто не обязан идти на пятничный намаз – нет.

Довод – см. прошлый вопрос.

«حقٌ على كل مسلم أن يغتسل في كل أُسبع»

Примечание: тот, кто не пошел на пятничный намаз, гусль для него желателен в пятницу из-за хадиса: «Обязательностью каждого мусульманина является мыться каждую неделю».

328. Кто не обязан идти на пятничный намаз все же пошел на него, обязан ли он взять гусль – да, если это не доставляет ему затруднений.

329. Достаточен ли гусль от полового осквернения в пятницу с намерением, чтобы засчитался и за пятничный – да.

Довод – хадис ‘Умара: «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям». (Согласованный). Правило фикха – «Собирание между поклонениями». Потому что цель от пятничного гусля – очищение для пятничного намаза, и цель была достигнута гуслем от полового осквернения.

330. Если взял гусль для пятничного намаза, но потом испортил омовение или гусль – заново гусль с ниятом на пятничный намаз брать не нужно и не желательно. Ему нужно взять лишь обычный гусль от полового осквернения или омовение.

331. Можно ли читать Коран в половом осквернении, или при менструации — да.

Довод – хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха всегда». (Муслим).

Примечание: 1) Хадис ‘Али: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал с нами Коран в любое время, кроме как если был в состоянии полового осквернения». (Пятеро) – слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Саляма аль-Муради (المرادي) — слабый.

2) Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Пусть женщина, у которой менструальный период и тот, который находится в половом осквернении, не читают ничего из Корана». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа) – слабый. В нем: Исма’иль ибн ‘Айяшь передает не от жителей Шама.

332. Можно ли читать Коран в состоянии малого осквернения – да единогласно.

333. Омовение тому, кто хочет повторить половой акт – желательно.

«إذا أتى أحدكم أهلَه ثم أراد أن يعود فليتوضأْ بينهما وُضوءا»

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Если один из вас совершил половой акт со своей женой, а затем хочет повторить, то пусть возьмет между ними омовение». (Муслим).

Примечание: добавка: «ведь это прибавляет сил для повтора». (аль-Хаким, аль-Бейхакы и др.) — отклоненная (шазза). В ней: уединение Муслима ибн Ибрахима аль-Фарахиди от Шу’бы. И ему противоречили другие ученики Шу’бы, которые не передали эту добавку — Абу Дауд ат-Таялиси в своем «Муснаде», Халид ибн уль-Харис (Ибн Хузейма) и Йусуф ибн Я’куб (ат-Тахауи). К тому же, Шу’бу без добавки поддерживают Суфьян Ибн ‘Уйейна, Хафс ибн Гияс, Ибн уль-Мубарак и др. («аль-Муснад уль-Джами’»).

Что уводит этот приказ на желательность? хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 265). 

334. Гусль между двумя половыми актами – желательно.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ﴾

«А если вы (оказались в состоянии) большого осквернения, то очищайтесь [совершите большое омовение]». — [5:6].

Сказал Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (267 х.): «Ученые единогласны в том, что гусль в этом положении необязателен».

Примечание: хадис Абу Рафи’а: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обошел своих жен и брал гусль у этой и у этой, тогда я спросил: «Посланник Аллаха! Почему бы тебе не взять гусль за один раз?» Он ответил: «Это лучше и чище» — слабый. В нем: ‘Абдуррахман ибн Аби Рафи’ – в нем есть слабость, а его тетя по отцу – Сальма – та, чье положение неизвестно (маджухя аль-халь).

«كان يطوف على نسائه بغسل واحد»

К тому же, он противоречит хадису Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходил своих жен с одним гуслем (Согласованный).

335. Омовение тому, кто в половом осквернении и хочет идти спать – желательно.

«أ يرقد أحدنا و هو جُنُب؟ قال: نعم إذا توضأ»

Довод – хадис Ибн ‘Умара о том, что однажды ‘Умар спросил: «Можно ли ложиться спать одному из нас, если он находится в половом осквернении?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если взял омовение». (Согласованный). На желательность уводит хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 265).

Примечание: хадис ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился спать в состоянии большого осквернения, не касаясь воды». (Четверо) – отвергаемый (мункар). Хафизы отвергли его в сторону Абу Исхака. Из них: Шу’ба, Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Язид ибн Харун, Муслим, Абу Бакр ибн Аби Шейба, аль-Джаузаджани, ад-Даракутни и др. («ат-Талхыс») Сказал Ибн Раджаб: «Имамы хадиса из саляфов единогласны в том, что этот хадис отвергается в сторону Абу Исхака». («Фатх уль-Бари»). Это потому что он противоречит хадису ‘Айши о том, что если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в половом осквернении, то брал омовение или гусль перед сном (Согласованный). 

336. Как брать гусль – два вида: 1. полноценное 2. минимальное (намочить поверхность кожи всего тела полностью).

«إذا اغتسل من الجنابة يبدأُ فيغسل يديه ثم يُفرِغ بيمينه على شماله فيغسل فرجه ثم يتوضأُ ثم يأخذ الماء فيُدخِل أصابعه في أصول الشعر ثم حفن على رأسه ثلاثَ حَفَنات ثم أفاض على سائرِ جسده ثم غسل رجليه»

Довод – 1. Хадис ‘Айши: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал гусль от полового осквернения, то (помыл руки), затем наливал правой рукой в левую руку, и мыл ею половой орган. Затем брал омовение, затем брал воды и вводил свои пальцы в корни волос, затем лил на голову три горсти воды, затем обливал все свое тело (затем мыл свои ноги)». (Согласованный — слово Муслима).

Примечание: то, что между скобок – отклоненное (шазз): А) Ноги – отделился Абу Му’ауия от Хишама и противоречит целой группе (Заида ибн Кудама, Хаммад ибн Зейд, Уаки’, Али ибн Мусхир и др.) Б) Кисти рук – отделился Уаки’. И обе добавки посчитал отклоненными (шазз) Ибн Раджаб («Фатх уль-Бари»)

«ثم أفرغ على فرجه و غسله بشماله ثم ضرب بها الأرض و في رواية: فمسحها بالتراب و في آخره: ثم أتيته بالمنديل فردَّه و فيه: و جعل ينفُض الماء»

2. Хадис Меймуны: «Затем он полил на свой половой орган и помыл его левой рукой. Затем ударил ею по земле», а в риуаяте: «обтер ее об землю», а в конце хадиса: «а затем я принесла ему полотенце, но он отказался, и начал вытряхать воду рукой». (Согласованный).

337. Малое омовение перед гуслем – желательно. (см. доводы предыдушего вопроса).

338. Достаточен ли гусль при малом и большом осквернении с намерением поднять оба осквернения – да.

339. Достаточен ли гусль при малом и большом осквернении с намерением поднять только большое – да.

«إني امرأة أشُد شعر رأسي أفأنقُضه لغسل الجنابة فقال: إنما يكفيكِ أن تحثي على رأسكِ ثلاث حفنات ثم تفيضين عليكِ الماء فتطهرين»

Довод на 338 и 339 – хадис Умм Салямы: «Я женщина, которая сплетает свои волосы. Нужно ли мне расплетать их при гусле от большого осквернения?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствуте, ответил: «Тебе достаточно полить на голову три горсти, затем полить на себя воду, и ты очистишься». (Муслим)

Примечание: поднятие большого осквернения поднимает и малое, ведь в большинстве случаев тот, кто теряет большое, тот теряет и малое омовение, но вместе с этим в хадисах не пришло никакого разделения.

340. Если взял желательный вид гусля, нужно ли отдельно брать еще и омовение – да.

Желательный гусль, т.е. — тот, который не установлен для того, чтобы поднимать религиозное осквернение, как пятничный гусль и др. (см. вопросы 358 — 360). Разрешенный, т.е. для телесного очищения, ведь это в основе бытовое явление.

341. Растирание органов тела во время гусля – не обязательно, кроме как если без растирания вода не проникает до поверхности кожи в труднодоступных местах.

Довод – в хадисах не пришло растирание тела при гусле (см. вопрос 336).

Примечание: труднодоступные места, к которым нужно относиться с особым вниманием во время гусля — пупок, подмышки, складки на животе и т.п.

342. Порядок и непрерывность во время гусля – порядка нет, непрерывность обязательна.

Довод – отсутствие довода на порядок. Непрерывность как в вопросе 201 в «Главе о малом омовении».

343. Желательно ли мыть тело трижды при гусле – нет, из-за отсутствия довода на это.

344. Обязательно ли проникновение воды до кожи под бородой при гусле – да, как в случае с головой.

345. Когда мыть ноги при гусле – либо при малом омовении перед гуслем и добавочно еще и в гусле, либо же не мыть ноги при омовении и помыть их только при гусле.

Довод – 1-ое из-за хадиса ‘Айши: «взял омовение так, как брал его для намаза».

2-ое из-за хадиса Меймуны, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не мыл ноги при омовении, но помыл их в гусле (полная версия в вопросе 336).

Примечание: безопаснее действовать по 1-ой ситуации, ведь слова ‘Айши утверждающие, а слова Меймуны отрицающие.  

346. Обтирание полотенцем после омовения и гусля – разрешено.

Довод – отсутствие довода на запрет. Из хадиса Меймуны понимается, что полотенце было в обычаях людей того времени.

347. Если испортил малое омовение во время гусля – не вредит гуслю, его можно продолжать, потому что гусль поднимает как большое, так и малое осквернение.

348. Если сразу две причины для гусля – один гусль достаточен. Можно брать одно намерение – поднятие большого осквернения. Так же как от введения полового органа, и от извержения семени достаточен один гусль, в то время как каждый из них обязывает гусль (см. вопросы 310 и 316).

349. Обязательно ли расплетать косу во время гусля от осквернения или менструации – если вода без расплетения косы доходит до кожи головы, то необязательно.

Довод – хадис Умм Салямы (см. вопрос 339).

350. Можно ли при половом осквернении или менструации находиться в мечети или проходить по ней – да.

Довод – отсутствие довода на запрет. Также хадис о черной женщине, у которой была палатка в мечети. И те люди, которые спали в мечети (أصحاب الصُّفَّة). А ведь у нее была возможность менструации, а у них поллюции.

Примечание: хадис ‘Айши марфу’ан: «Я не дозволяю мечеть для женщины, у которой менструация и тому, кто находится в половом осквернении». (Абу Дауд) – слабый. В нем: Джасра (جسرة) дочь Даджаджи – ее положение неизвестно (маджхуля аль-халь). К тому же, она противоречит сохраненной версии хадиса. Сказал аль-Бухари: «Она передает удивительные вещи – عندها عجائب». Слабым этот хадис назвали Ахмад, аль-Бухари и аль-Бейхакы.

Сохраненная версия«Закройте эти двери, кроме двери Абу Бакра». То есть, ‘Уруа и ‘Аббад ибн ‘Абдиллях противоречат Джасре.

Примечание: если нахождение женщины, у которой менструация приводит к загрязнению мечети нечистотой, тогда это запрещено.  

351. Гусль мужчины и женщины из одного сосуда одновременно – разрешен единогласно.

«كنت أغتسل أنا و رسول اللهﷺ من إناء واحد تختلف أيدينا»

Довод – хадис ‘Айши: «Я и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брали гусль от полового осквернения из одного сосуда, и наши руки соприкасались». (Согласованный). Добавка: «и встречались». (Ибн Хиббан) — введенная в хадис (мудрадж).

Единогласие передал ан-Науауи («Шарх на Сахих Муслим») и др.

352. Нужно ли мыть длинные волосы при гусле – нет, главное намочить кожу тела.

Довод – см. вопрос 339.

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Поистине, под каждым волосом половое осквернение, поэтому мойте волосы, а также мойте кожу». (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – слабый. В нем: аль-Харис ибн Уаджих (وجيه) — слабый.

353. Менструация и послеродовые кровотечения – обязывают к гуслю – единогласно.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ ۖ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ ۖ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىٰ يَطْهُرْنَ ﴾

«И они спрашивают тебя о (женских) месячных (циклах). Скажи (им): «Это – страдание (и для женщины и для ее супруга)». Отдаляйтесь же от женщин [не имейте близость с ними] при месячных и не приближайтесь к ним [не имейте близость с ними], пока они не очистятся». — [5:6].

354. Обязателен ли гусль если роды прошли без крови – нет, потому что нет причины постановления.

355. Гусль от полового осквернения во время менструации – гусль брать разрешено. Он поднимает половое осквернение, но не поднимает осквернение менструации.

356. Сумасшедший пришел в разум или потерявший сознание пришел в себя, обязателен ли им гусль – нет, он желателен, кроме как если в период бессознания или сумасшествия произошла поллюция.

Довод – отсутствие довода на обязательность и единогласие на необязательность, которое передал Ибн Кудама от Ибн уль-Мунзира в «аль-Мугни».

А желательность – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал гусль от бессознания во время предсмертной болезни. (Согласованный).

357. Употребление пищи в половом осквернении – разрешено, но желательно взять малое омовение.

«إذا كان جُنُبا فأراد أن يأكل أو ينام توضأ وُضوءه للصلاة»

Довод – хадис ‘Айши: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был в половом осквернении, и, хотел поесть или поспать, то брал омовение так, как брал его для намаза». (Муслим).

358. Гусль для праздничных намазов – желателен. Нет достоверных хадисов об этом. Но он желательный из-за аналогии на пятницу, ведь их цель одна – очищение тела.

359. Гусль для ихрама – желателен.

«من السنة أن يغتسلَ المُحرِم إذا أراد أن يُحرِم»

Довод – хадис Ибн ‘Умара: «Из Сунны – гусль для того, кто хочет войти в ихрам». («ас-Сахих уль-Муснад).

360. Гусль при входе в Мекку – желателен.

«كان لا يدخل مكةَ حتى يبيتَ بذي طوى ثم يصبح و يغتسل و يدخل مكةَ نهارا و يذكر عن النبيﷺ أنه فعله»

Довод – хадис Ибн ‘Умара о том, что он не заходил в Мекку, кроме как отночевав в местечке Зу Тауа. Затем утром брал гусль и заходил в Мекку днем. И он сказал, что так делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

361. Можно ли заставлять жену христианку брать гусль – можно заставлять мыться (от менструации и т.п. из-за чистоты), но заставлять выполнять шариатский гусль нет смысла.

362. Достаточно ли окунуться в воду с намерением гусля – да. Цель – чтобы вода достигла всех частей тела.

363. Можно ли мыться в бане – да. Если же моется несколько человек, то с прикрытием срамных частей тела (‘аурата). Женщины вместе мыться не должны. Женщине мыться в бане не своего дома разрешено только при нужде и в том случае, если в этом помещении она находится в полной безопасности.

«من كان يؤمن بالله و اليوم الآخر فلا يدخل الحمام إلا بالمئْزر و لا يُدخِل خليلتَه الحمام»

Довод – 1. Хадис Абу Айюба марфу’ан: «Кто уверовал в Аллаха и Последний день, пусть не заходит в баню, кроме как с изаром. А также пусть не позволяет своей жене заходить в баню». (аль-Бейхакы). Хороший. В нем: Мухаммад ибн Сабит ибн Шурахбиль – хасан уль-хадис.

2. Хадис ‘Айши об истории ее разговора с женщиной из Шама и др. хадисы (Ахмад и др.). Достоверный.

«نعم البيت الحمام يَزيل الوسخ و يُذكّر بالنار»

Достоверный асар от Абу-д–Дарды: «Какое же хорошее здание эта баня, удаляет грязь и напоминает об Огне». (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир).