Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/008-glava-sahu-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
8. Глава о сажда саху и о других видах земных поклонов.
922. Постановление земного поклона за невнимательность (сажда саху) – обязательно.
Довод – хадис Ибн Мас’уда марфу’ан: «Когда один из вас засомневается во время намаза, то пусть попробует найти правильное решение и закончит на нем, а затем пусть совершит два земных поклона». (Согласованный). Полную версию хадиса см. в вопросе 932.
А у Муслима пришло: «Если человек что-то прибавит или что-то убавит, то пусть совершит два земных поклона до того, как даст салям». (Муслим).
923. Если забыл сделать сажда саху, нужно ли сделать его когда вспомнишь – если вспомнил незадолго после окончания намаза, то его необходимо совершить, а если вспомнил через долгое время после намаза, то совершать его не надо, при этом намаз остается действительным. Долгое время – определяется исходя из хадисов о саджда саху. Потому что хадисы о саджда саху указывают на это. Это подобно тому, кто забыл совершить рака’ат. И если он вспомнит незадолго до окончания намаза, то совершает его, а если через долгое время, то обязан совершить намаз заново.
924. Если не сделал сажда саху намеренно, становится ли намаз недействительным – если это саджда, который совершается до саляма, то намаз недействительный, если же из тех, которые после саляма, то намаз остается действительным. Но мнение о том, что намаз становится недействительным, также имеет силу. Потому что земной поклон саху, который до саляма считается обязательным действием внутри намаза. А тот, который после саляма считается обязательным действием для намаза, так же, как азан, икама, сутра, коллектив (джама’) и т.д.
925. Что делать если забыл сесть на первый ташаххуд – намаз действительный, и нужно сделать саджда саху до саляма.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая с ними намаз Зухр, встал после двух первых рака’тов без сидения и люди встали с ним. А когда они уже ждали его таслима в конце намаза, он произнес такбир сидя, и совершил два земных поклона до саляма, а затем дал салям (Семеро).
926. Если хотел совершить два ракаата добровольного намаза, но встал на третий ракаат – не возвращается обратно на ташаххуд, но продолжает, и в конце намаза не надо делать саджда саху. Если же все-таки возвратится и сядет на ташаххуд, то после саляма нужно сделать саджда саху. Это постановление одинаково как в дневном, так и в ночном добровольном намазе.
Если человек встал на третий рака’ат по ошибке, то он не обязан делать саджда саху, даже если оставил ташаххуд, ведь ташаххуд не является обязательным для него из-за того, что он поменял намерение после того, как встал с двух рака’атов на третий рака’ат. Это в отличие от того, который изначально имел намерение на четыре рака’ата добровольного намаза. Относительно него ташаххуд является обязательным, и за непреднамеренное его оставление нужно сделать два земных поклона саху. Относительно постановления ташаххуда см. вопрос 893.
Примечание: это касается только просто добровольных намазов, которые не нуждаются в отдельном намерении. А если он совершает 2 рака’ата Сунны намаза после Магриба, например, то не может поменять намерение на 4 рака’ата Сунны намаза после Магриба (см. вопрос 675).
927. Если дал салям раньше времени по ошибке, начать намаз заново или можно продолжить – если вспомнил об ошибке сразу после намаза, то можно просто продолжить с места ошибки, если же вспомнил через долгое время, то нужно начать заново.
Довод – хадис Абу Хурейры: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал один из двух дневных намазов в два рака’ата, а затем дал салям. После этого он встал и подошел к куску дерева в начале мечети и положил свою руку на нее. И в это время среди людей были Абу Бакр и ‘Умар, и оба они побоялись заговорить с ним. А те, которые быстро выходили из мечети, уже вышли из нее, говоря: «Намаз был сокращен». А человек, которого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл Зуль ядейном, сказал: «Посланник Аллаха! Ты забыл или намаз был сокращен?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не забыл и не был сокращен». Тогда он сказал: «Но нет, ты забыл». После чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил еще два рака’ата, затем дал салям, затем произнес такбир и сделал земной поклон так, как обычно делал его или дольше. Затем он поднял голову и произнес такбир, затем снова произнес такбир и совершил земной поклон, и он был как первый земной поклон или дольше, а затем поднял голову и произнес такбир» (Согласованный).
В риуаяте у Муслима пришло: «намаз ‘Аср». То есть, эта история произошла во время намаза ‘Аср. «صلاة العصر». А в другом риуаяте пришло: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Правду ли сказал Зуль ядейн?» Они кивнули головой, то есть: Да» (Абу Дауд). Риуаят: «Они кивнули головой» — слабый, отклоненный (шазз). В нем: уединился этими словами Хаммад ибн Зейд, и никто кроме него не передал хадис таким образом. И этот риуаят есть у аль-Бухари и Муслима, но только вместо слов «кивнули головой» пришло: «сказали». А в другом риуаяте пришло: «И он не сделал земной поклон, пока Аллах не сделал так, что он убедился». (Абу Дауд). Слабый. В нем: Мухаммад ибн Касир ас-Сан’ани – слабый.
928. Если вышел из намаза раньше времени и произнес слова, начать заново или продолжить – постановление такое же, как в прошлом вопросе.
Примечание: если имам сократил намаз по ошибке и дал салям, то те, которые за ним не дают салям, и не выходят из намаза, но им нужно обратить внимание имама на его ошибку посредством фразы: «Субхан Аллах». Если имам понял, то возвращается в намаз без такбират уль-ихрам (довод — хадис Зуль ядейна), а затем делает саджда саху после саляма. Если же он не понял, то один из коллектива должен разъяснить ему словами для того, чтобы не аннулировался намаз всего коллектива. И тот, который заговорил с имамом, его намаз становится недействительным, и ему нужно будет начать его заново.
929. Обязательно ли делать такбир при совершении сажда саху – это узаконено у обладателей знания.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927) и другие хадисы.
930. Нужно ли читать ташаххуд после двух сажда саху – нет.
Довод – отсутствие довода на узаконенность ташаххуда после них.
Примечание: хадис ‘Имрана ибн Хусейна о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая с ними намаз, проявил невнимательность, и сделал два земных поклона, а затем произнес ташаххуд, а после этого дал салям. (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – достоверный, кроме упоминания ташаххуда. В этой добавке: Аш’ас (أشعث) ибн ‘Абдильмалик аль-Хамрани (الحمراني) противоречил группе передатчиков от Ибн Сирина (на его уровне), а также группе передатчиков от Халида аль-Хаззаъ (الحذَّاء), то есть на уровне его шейха.
Сказал шейх Ибн Хизам: «И слабой эту добавку назвали Ибн ‘Абдильбарр, Ибн уль-Мунзир, аль-Бейхакы, аз-Зухли, Ибн Хаджар и др.». («Фатх уль – ‘Аллям» 1 т./818 стр.).
931. Нужно ли давать салям после сажда саху – да.
Довод — хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны (см. вопрос 925).
932. Что должен делать тот, кто засомневался в процессе намаза – 1) Если не может вспомнить наверняка совершил ли он ошибку или нет, то останавливается на минимальном и делает саджда до саляма. 2) Если же вспомнил наверняка, ошибся или нет, то совершает саджда саху после саляма.
Довод на 1 – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Когда один из вас засомневается во время намаза, и не будет знать, сколько он совершил, два или три, то пусть откинет сомнение, и строит на то, в чем он уверен, а затем сделает два земных поклона перед салямом. Если же он совершил пять рака’атов, то они сделают его намаз четным, а если намаз был совершен правильно, то они станут унижением для шайтана». (Муслим).
На 2 – хадис Ибн Мас’уда: «Однажды когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз, и после того, как дал салям, ему сказали: «Посланник Аллаха! Разве было ниспослано относительно намаза что-то новое?» Он сказал: «Почему вы так говорите?». Они ответили: «Ты совершил намаз так-то». Тогда он повернул свои ноги, обратившись в сторону киблы, и сделал два земных поклона, а затем дал салям. После этого повернулся к нам и сказал: «Если бы относительно намаза было ниспослано что-то новое, то я бы сообщил вам. Но ведь я всего лишь человек, забываю так же, как забываете вы, и если я забуду, то напомните мне. Когда один из вас засомневается вовремя намаза, то пусть попробует найти правильное решение, и закончит на нем, а затем пусть совершит два земных поклона»». (Согласованный).
А в риуаяте пришло: «…пусть закончит намаз, а затем даст салям, и после этого сделает земные поклоны». (аль-Бухари). Это о том, кто выбрал более перевешивающее мнение в своем сердце.
933. Как должен поступить тот, кто нечаянно встал на пятый ракаат – возвращается обратно и садится сразу, как вспомнит. Затем, если после четвертого рака’ата читал ташаххуд, то после возвращения дочитывает салауат и т.д. и делает салям, затем саджда саху.
Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927), ведь в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил дополнительные действия в намазе (лишний ташаххуд и т.д. до саляма). И в нашем вопросе человек также совершил дополнительные действия.
934. Когда делать сажда саху если засомневался в намазе, но затем сомнение ушло – его не нужно делать. Также если совершил намаз без сомнений, а после намаза пришло сомнение, тогда не обращает на него внимание.
935. Когда нужно делать сажда саху – если убавил в намазе что-то обязательное (не столп), или засомневался и не смог прийти к более сильному решению после сомнения, то до саляма. Если добавил к намазу, или засомневался, но затем пришел к более твердому мнению, то после саляма. И все это берется из вышеупомянутых хадисов.
936. Тот, кто встал не сев на первый ташаххуд, то может быть три ситуации – 1) Понял ошибку еще до того, как успел полностью выпрямиться – обязан сесть. 2) Если уже выпрямился, но еще не успел начать чтение суры «аль-Фатиха». 3) Если уже успел начать читать суру «аль-Фатиха». В последних двух случаях – продолжает совершать третий рака’ат и не возвращается.
Довод – хадис Ибн Бухейны (см. вопрос 925).
А также хадис ‘Укбы ибн ‘Амира о том, что однажды он, совершая намаз с людьми, встал не сев, тогда люди сказали ему: «Субхан Аллах», но он не сел, а затем после намаза сказал: «Это — Сунна». (Ибн Хиббан). Достоверный («ас-Сахих уль-Муснад»). То есть, Сунна – не садится, если уже встал.
Примечание: хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы марфу’ан: «Если один из вас засомневался и встал после двух рака’атов, и уже успел встать (выпрямиться), то пусть продолжает, а затем сделает два земных поклона. А если еще не успел встать, то пусть сядет, и тогда нет на нем земных поклонов за невнимательность». (Абу Дауд, Ибн Маджа) – очень слабый. В нем: Джабир ибн Язид аль-Джу’фи – оставленный передатчик (матрук) и обвиненный во лжи.
У этого хадиса есть поддержка у ат-Тахауи, иснад которого внешне достоверный. Но в нем есть пропуск между Ибрахимом ибн Тахманом и Мугирой ибн Шубейлем. Первый не слышал хадисы от него («Тахзиб уль-Камяль»), но слышал от Джабира аль-Джу’фи. Поэтому, кажется, что пропущен тут именно Джабир аль-Джу’фи. Примечание: шейх аль-Альбани основывался на этот риуаят и считал хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы установленным («аль-Ируа»).
937. Если не сел на первый ташаххуд, встал и выпрямился, но затем обратно сел – намаз остается действительным. Потому что он вернулся к основе, а оставление возвращения не является обязательным.
Примечание: если имам после 2-го рака’ата встал на третий, оставив ташаххуд, то тем, которые за ним нужно сделать ему замечание посредством фразы: «Субхан Аллах» не для того, чтобы он вернулся и сел, а для того, чтобы понял свою ошибку. А это в свою очередь нужно для того, чтобы данная ошибка не повлекла к другим ошибкам в последующих рака’атах.
938. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем в процессе намаза – если вспомнил о пропущенном столпе еще до того, как дошел до него же в следующем рака’ате, то возвращается к забытому столпу и продолжает совершать намаз с него. Если же вспомнил тогда, когда уже дошел до него в следующем рака’ате, то этот следующий рака’ат ему не засчитывается.
939. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем после намаза – если времени после намаза прошло немного, то нужно вернуться к забытому столпу и продолжить намаз с него и довести намаз до конца, затем сделать саджда саху после саляма. Если же времени прошло много, то намаз нужно совершить заново.
Довод — хадис Абу Хурейры (см. вопрос 927).
940. Если допустил ошибку имам, то те, кто за ним, тоже совершают сажда саху – это узаконено.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Имам сделан только для того, чтобы за ним следовали…» (см. вопрос 1024).
Примечание: хадис ‘Умара марфу’ан: «Для того, кто за имамом не бывает невнимательности, но если ошибется имам, то саджда саху должен сделать он и те, которые за ним». (ад-Даракутни и др.) – очень слабый. В нем: Хариджа ибн Муc’аб – очень слабый, и Абу аль-Хусейн (الحسين) аль-Мадини – незвестный (маджхуль).
941. Если ошибку допустил тот, кто за имамом, должен ли он делать сажда саху после намаза – нет. Но если он встал для того, чтобы докончить рака’ат после имама (как если, например не успел на начало намаза в мечети, или ошибка заключалась в упускании столпа намаза [рукн]), то делает саджда саху.
Довод – риуаят хадиса Абу Хурейры марфу’ан: «Имам сделан только для того, чтобы за ним следовали, поэтому не противоречьте ему» (Согласованный).
Примечание: сказал шейх ‘Усеймин: «Это потому что саджда саху – обязательное действие, и не является столпом, а обязательное действие спадает с того, кто за имамом по причине следования за ним». («аш-Шарх уль-Мумти’»). А шейх аль-Альбани сказал, что если бы совершение саджда саху для того, кто за имамом без того, чтобы имам делал его, было узаконенным, тогда это делали бы сподвижники. А если бы они делали так, то это непременно бы дошло до нас («аль-Ируа»).
Примечание: установлено достоверно от Ибн ‘Умара и Абу Са’ида аль-Худри о том, что они давали фетву тому, кто зашел в намаз тогда, когда имам был во втором рака’ате (для него первый), затем в третьем рака’ате (для него второй) имам не сел на ташаххуд, и он оставил его из-за следования за имамом, что затем он должен сделать саджда саху за оставление ташаххуда во втором рака’ате для него (третий для имама). Эти сообщения у ‘Абдурраззака и Ибн уль-Мунзира. Но это — ошибка, ведь он не оставил ташаххуд из-за невнимательности (саху), однако оставил из-за следования за имамом.
942. Нужно ли делать сажда саху если забыл переходный такбир (аль-интикаль) – да, потому что этот такбир является обязательным (см. вопрос 857).
943. Если вместо сами’аЛлаху лиман хамидах сказал Аллаху Акбар или наоборот – обязательно сделать саджда саху, потому что он упустил обязательное действие (см. вопрос 858).
944. Если ошибся в намазе несколько раз достаточно ли одного сажда саху – да.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бухейны (см. вопрос 925) и др. хадисы. Ведь в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл несколько обязательных действий в одном намазе, т.е. ташаххуд, такбират уль-интикаль и сидение. К тому же, на одну или две или три невнимательности можно применить одно слово – невнимательность.
Примечание: хадис Саубана марфу’ан: «Каждая невнимательность в намазе влечет за собой два земных поклона после саляма». (Абу Дауд, Ибн Маджа) — слабый. В нем: Зухейр ибн Салим аль — ‘Анси – слабый.
Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам: «Сказал ад-Даракутни от Зухейра: «Его хадисы отвергаемые. Он передает от Саубана, но он не слышал хадисов от него»». («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./833стр.).
945. Нужно ли делать сажда саху в добровольных намазах – да, потому что общие доводы о саджда саху объемлют как обязательный, так и добровольный намаз. И неправильно говорить: «Саджда саху узаконен делать только за оставление обязательных действий, а я совершаю добровольный намаз», потому что обязательные действия (уаджибаты) и столпы (рукны) обязательного намаза также являются обязательными действиями (уаджибатами) и столпами (рукнами) добровольного намаза.
946. Делается ли сажда саху в намазе джаназа – нет из-за отсутствия довода.
947. Если упустил в намазе желательное действие, нужно ли делать сажда саху – нет.
Довод – нет довода на узаконенность саджда саху за оставление желательных действий.
Примечание: те, которые сказали об узаконенности этого, основывались на то, что первый ташаххуд желателен. Но это – ошибка (см. вопрос 893).
948. Если имам не совершил сажда саху, должны ли его совершить те, кто за ним – нет. Если саджда саху после саляма, то им нужно сделать ему замечание посредством фразы: «Субхан Аллах», а если он все равно не сделает саджда (например, считает саджда саху необязательным), то с них снимается обязательность, потому что ошибка произошла не с их стороны.
949. Узаконено ли перед сажда саху сделать такбират уль-ихрам – нет.
Довод – отсутствие довода на это.
Примечание: в одном из риуаятов хадиса Абу Хурейры о Зуль ядейне пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал такбир, а затем еще один такбир, а после этого сделал земной поклон (аль-Бейхакы) – слабый, отклоненный (шазз). В нем: отклонился Хаммад ибн Зейд, и противоречил всем остальным передатчикам, которые передавали этот хадис по различным путям.
950. Если читал вслух намаз, который читается про себя и наоборот, делать ли сажда саху – нет.
Довод – отсутствие довода на это. К тому же, чтение Корана вслух в некоторых намазах является желательным, а не обязательным (см. вопрос 828).
САДЖДА АТ-ТИЛЯУА
951. Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана) – желательно.
Довод – хадис Зейда ибн Сабита: «Однажды я прочитал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, суру «ан-Наджм» (Звезда), и он не сделал земной поклон». (Согласованный).
Сказал ‘Умар: «Люди! Иногда мы читает те аяты, в которых приходит земной поклон, и, тот, кто совершит его, тот поступил правильно, а тот, кто не совершит его, то нет на нем греха». (аль-Бухари).
Примечание: хадис Ибн ‘Умара: «Бывало так, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал нам Коран, и если он читал аят, в котором приходит земной поклон, то произносил такбир и делал земной поклон, и мы делали земной поклон вместе с ним». (Абу Дауд) – упоминание такбира недостоверное, отвергаемое (мункар). В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль – ‘Умари – слабый. К тому же, он единственный, кто упомянул такбир. И этот хадис пришел другим иснадом по пути его брата (‘Убейдуллаха ибн ‘Умара), в котором нет упоминания такбира (аль-Хаким). И в хадисе у аль-Бухари и Муслима также нет упоминания такбира.
952. Сколько сажда тиляуа в Коране – 15.
В десяти (10) сурах единогласно, а это: «аль-А’раф», «ар-Ра’д», «ан-Нахль», «аль-Исра», «Марьям», «аль-Хаджж» (первый), «аль-Фуркан», «ан-Намль», «ас-Саджда», «Фуссылат». Единогласное мнение передали Ибн Хазм («аль-Мухалля»), Ибн Хаджар («Фатх уль-Бари»), ат-Тахауи («Шарх уль-Ма’аний») и др.
В пяти (5) по более правильному мнению, а это: 1) «Аль-Хаджж» (второй) – узаконенность саджда тилауа в ней достоверно установлено от целой группы сподвижников: от ‘Умара, ‘Али, Ибн ‘Умара, Абу-д-Дарды, Абу Мусы и Ибн ‘Аббаса (Ибн уль-Мунзир, ‘Абдурраззак, Ибн Аби Шейба). Также установлено от Ибн ‘Умара: «Если бы я совершал только один из земных поклонов, то сделал бы это во втором аяте». То есть, в суре «аль-Хаджж». И неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников противоречил этим сподвижникам.
2) «Сод» — хадис Ибн ‘Аббаса: «Земной поклон тиляуа в суре «Сад» не является обязательным, и вместе с этим я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает земной поклон в ней». (аль-Бухари).
3 и 4) «аль-Иншикак» и «аль — ‘Аляк» — хадис Абу Хурейры: «Мы совершали земной поклон с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в «Когда небо разверзнется» и «Читай с именем твоего Господа, Который сотворил»». (Муслим).
5) «ан-Наджм» — хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил земной поклон в ней. (аль-Бухари).
Примечание: 1) Хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зачитал ему пятьнадцать мест земного поклона из них три из аль-Муфассаля, а также два аята в суре «аль-Хаджж» (Абу Дауд, Ибн Маджа) – слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Мунейн – неизвестный (маджхуль) и аль-Харис ибн Са’ид – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь).
2) Разногласие в последних трех сурах произошло из-за слабых хадисов. Из них: 1. Хадис Абу-д-Дарды: «Я совершал с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, земной поклон в одинадцати местах, и ни один из них не был из аль-Муфассаля». (Ибн Маджа) – слабый. В нем: пропуск, и выпавший из иснада – неназванный (мубхам).
2. Хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал земной поклон нигде в аль-Муфассаль с тех пор, как переехал в Медину (Абу Дауд) – слабый. В нем: аль-Харис ибн ‘Убейд аль-Ийяди (الإيادي) и Матар аль-Уаррак (الوراق) – оба слабые передатчики.
953. Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа – нет.
Довод – отсутствие довода на узаконенность омовения. Ведь это не намаз, а омовение является условием только для намаза..
954. Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).
955. Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа – нет, но если человек сделает такбир в саджда тиляуа, которое совершается в намазе, то не подлежит порицанию из-за наличия общих доводов (см. вопрос 961, а также дополнительно хадис Ибн ‘Умара в вопросе 951).
956. Нужно ли давать салям после сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).
957. Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа – желательно из-за общих доводов на его узаконенность.
958. Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его, должен ли делать сажда тиляуа – нет.
Примечание: сказал шейх Ибн Хизам: «И это достоверно установлено от ‘Усмана, Ибн ‘Аббаса, ‘Имрана ибн Хусейна и Сальмана аль-Фариси». («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./841 стр.). То есть, что они не делали саджда тиляуа в таком случае. И это мнение выбрал шейх уль-Ислам Ибн Теймия..
959. Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа — нет (см. вопрос 961).
960. Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца – да, потому что постановления имамства не распространяются на саджда тиляуа..
961. Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон – нет.
Довод на вопросы 954 – 956, 959, 961 и 965 – отсутствие довода на это.
962. Если человек в пути на животном или в машине — как делает сажда тиляуа – наклоняет голову в ту сторону, в которую едет.
Довод – аналогия на добровольный намаз в пути на животном.
Примечание: Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Это действие достоверно установлено от Ибн ‘Умара». То есть, саджда тиляуа на животном в пути. А от ‘Али и ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра это недостоверно. В них: Суэйр ибн Аби Фахита (ثوير بن أبي فاختة) – оставленный (матрук). А также асар Са’ида ибн Джубейра. В нем: Джабир аль-Джу’фи – оставленный (матрук).
963. Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе – в намазе, который читается вслух – желательно, а в намазе, который про себя – нежелательно.
Довод (вслух) – см. вопрос 951.
Про себя — из-за того, что это не передается в Сунне в то время, как подобные намазы совершались большое количество раз. Также из-за того, что те, которые за имамом не читали этот аят, и не слушали его, и все это может привести к их недопониманию.
964. Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа – если знает, что задержится немного после чтеца, а потом место появится, то необходимо подождать, а если нет, то делает саджда тиляуа на спину брата или его ногу и т.п. Потому что этот чтец не является имамом в намазе, чтобы нельзя было отставать от него.
Примечание: пришел асар от ‘Умара: «Пусть делает земной поклон на спину своего брата». (Ибн Аби Шейба). Достоверный. Сказал Ибн Хазм: «Передается от Муджахида: «Совершай земной поклон на ногу своего брата»». («аль-Мухалля»).
965. Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа – нет (см. вопрос 961).
САДЖДА АШ-ШУКР
966. Каково постановление совершения земного поклона в благодарность Аллаху (шукр) – желательно иногда, но не при каждом радостном событии или новости.
Довод – хадис аль-Бара ибн ‘Азиба о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал ‘Али в Йемен, затем он упомянул хадис, и сказал: «Затем ‘Али написал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, об их Исламе, и когда он прочитал его письмо, то сделал земной поклон». (аль-Бейхакы). Хороший из-за поддерживающий цепочек. В нем: Абу ‘Убейда ибн Аби ас-Сафар, и Ибрахим ибн Йусуф ибн Исхак – оба слабые. Его основа у аль-Бухари, кроме упоминания принятия Ислама жителями Йемена (племя Хамдан) и земного поклона. Но у этого есть поддержка по дороге Яхьи ибн ‘Абдиррахмана аль-Архаби (الأرحبي), в котором есть небольшая слабость (у ат-Табари в «ат-Тарих»). А также хадис о Ка’бе ибн Малике, в котором пришло, что он находился в сидячем положении, когда его обрадовали покаянием, и он сделал земной поклон шукр.
Примечание: 1) Но не нужно делать его при каждой благой новости, ведь это не передается со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как в его время было много завоеваний и открытий новых земель для религии Ислам и других радостных и благих событий.
2) Хадис Абу Бакры: «Если к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходила радостная весть, то он падал в земной поклон». (Пятеро, кроме ан-Насаи) – слабый. В нем: Баккар ибн ‘Абдиль’азиз – слабый, и его отец – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь).
3) Хадис ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал земной поклон, и находился в нем долго, а затем поднял голову и сказал: «Поистине, ко мне пришел Джибриль и сообщил мне радостную весть, и я сделал земной поклон Аллаху в знак благодарности»». (Ахмад, аль-Хаким) – слабый. В нем: относительно иснада этого хадиса есть разногласие, и имам ад-Даракутни указал в «аль – ‘Иляль», что правильный иснад – тот, в котором есть ‘Абдульуахид ибн Мухаммад – неизвестный (маджхуль).
967. Узаконено ли совершать сажда шукр в намазе – нет, потому что причина земного поклона шукр не имеет отношения к намазу.
968. Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины – нет, потому что основа в поклонении – запрет, кроме того, на дозволенность чего есть довод. А довода на это нет. К тому же, отсутствует причина для совершения земного поклона шукр.