Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/010-glava-hajd-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
10. Глава о менструации (хайд).
421. Определение менструации (хайд) – в языке – течение, в шариате – кровь, выходящая из матки женщины в определенное время.
422. Виды крови, которые выходят из полового органа женщины – менструация (хайд), послеродовые кровотечения (нифас), болезненные кровотечения (истихада).
423. Разница между менструацией (хайд) и болезненными кровотечениями (истихада) – 1. цвет (черный и красный) 2. запах (неприятный и без запаха) 3. густота (густая и жидкая) 4. свертываемость (свертывается медленно – свертывается быстро). См. Шейх ‘Усеймин в «аш-Шарх уль-Мумти’» (1т./423 стр.).
424. В чем мудрость наличия менструации (хайд) – служит кормлением плода во время беременности и превращается в молоко при кормлении. См. Ибн Кудама в «аль-Мугни» (1т./386 стр.).
425. Максимальный возраст, в котором еще может быть менструация – не установлен.
426. Минимальный возраст, в котором может прийти менструация – не установлен.
427. Минимальный и максимальный хайд и период чистоты между двумя хайдами – ничего из этого не установлено, кроме того, что минимальный хайд – это единичный выход крови.
Довод на 425 — 427 вопросы – отсутствие довода в Коране и Сунне на ограничение периодов и сроков менструации.
428. Если цикл женщины изменился увеличился, уменьшился, приблизился, удалился – суть в выходе крови по свойствам равной крови менструальной, а изменение цикла не влияет на постановление.
429. Признаки очищения от менструации – 1. выход белой жидкости (аль-касса аль-байда) 2. прекращение выделения крови.
430. Если один день кровь идет другой не идет, а дни хайда еще не завершились – считается что все эти дни идет хайд, пока не выйдет белая жидкость (аль-касса аль-байда), если же она обычно не выходит, то до тех пор, пока не завершатся дни хайда, количество которых женщине известно по ее циклу.
Мнение о том, что все эти дни считаются днями менструации называется «ас-Сухб» (السحب), а мнение, что в то время, когда бежит кровь, считается менструацией, а когда останавливается, считается очищением называется «ат-Тальфик» (التلفيق)
Если же и количество дней хайда неизвестно, то если кровь не выходит сутки, то значит, хайд закончился.
Ученые фикха говорят: в течение 24 часов у женщины должно выходить хоть что-то. Если не выходит ничего, значит, женщина очистилась. Другая ситуация: цикл женщины 7 дней. Кровь идет 3 дня, затем перестает идти, и не возвращается в течение оставшихся 4-х дней, а на 7-ой день выходит белая жидкость (аль-касса аль-байда), то считаются ли эти 4 дня днями менструации?
Ответ: нет, потому что у нас нет довода на то, что менструация заканчивается только белой жидкостью. Эта белая жидкость всего лишь признак окончания менструации, на которую указали ученые фикха. Они основывались на асар ‘Айши (см. доводы вопроса 438), а также на наблюдение за действительностью. Остановка крови также является признаком. Поэтому если кровь остановилась в течение суток, то женщина действует по данному признаку.
431. Бывает ли у беременной менструация (хайд) – да, если свойства крови равны свойствам менструальной крови. Но обычно у беременной не бывает менструации.
432. Если после очищения от менструации опять вернулась кровь – если у нее свойства менструальной крови, то это — менструация.
433. У женщины болезненные кровотечения (истихада), но хайда еще ни разу в жизни не было – 1) Если способна отличить менструальную кровь от болезненной крови, то действует по этому 2) Если не способна отличить, то не оставляет намаз, пока не убедится, что пришедшая кровь является менструальной кровью.
434. У женщины и болезненные кровотечения (истихада) и менструация (хайд), и постоянный цикл – 1) Если отличает одну кровь от другой, то действует по этому. 2) Если не отличает одну кровь от другой, то действует по циклу.
Довод на действие по циклу – хадис ‘Айши марфу’ан Умм Хабибе: «Подожди столько, сколько обычно тебя удерживала менструация…». (Муслим)
435. Женщина с болезненными кровотечениями (истихада), не помнит цикл и не отличает кровь – не оставляет намаз, пока не убедится, что пришла кровь хайда.
Довод на вопросы 433 и 435 – хадис ‘Айши: «Однажды Фатима дочь Абу Хубейши пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Посланник Аллаха! Я – женщина, которая болеет постоянными кровяными выделениями и не очищается от этого. Оставлять ли мне намаз?». Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет. Это всего лишь рана, а не менструация. И если к тебе пришла менструация, то оставь намаз, а если ушла, то помой кровь (возьми гусль – прим. пер.), а затем совершай намаз» (Согласованный).
Ведь в нем причина постановления связана с появлением менструальной крови. А также действует по правилу фикха – «Убежденность не уходит из-за сомнения». Доводы на это правило (см. уроки по «Правилам фикха»).
436. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать гусль перед намазами – нет. Потому что болезненные кровотечения (истихада) не являются тем, что портит гусль. А кто утверждает обратное, то на нем приведение довода.
437. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать вуду перед намазами – нет, но безопаснее, если возьмет. См. вопрос 235.
438. Коричневые и желтые выделения – 1) Если пришли до цикла, то не обращается на это внимания.
2) Если пришли в дни цикла: А) если перед ними была кровь, то это – менструация. Б) если перед ними крови не было, то не менструация.
3) Если после цикла: А) если до гусля или сразу после прекращения крови, тогда все еще менструация и дожидается выделения белой жидкости (аль-касса аль-байда) или полного прекращения выделений. Б) если же эти выделения вышли уже после гусля, то не обращается на них внимание.
Довод на ситуацию 3А и 3Б – хадис Умм ‘Атыи: «Мы не обращали внимания на коричневые и желтые выделения после очищения». (аль-Бухари, Абу Дауд – его слово). Слов: «после очищения» нет у аль-Бухари.
Еще на 3А – достоверный асар о том, что женщины посылали к ‘Айше вату, на которой был кусок шерсти с желтыми выделениями. Она говорила: «Не торопитесь, пока не увидите белую жидкость (аль-касса аль-байда)». Это в случае если цикл женщины точный. Если же цикл неточный — берет гусль после прекращения крови через сутки, даже если нет белой жидкости (см. вопрос 430).
Довод на ситуацию 1, 2А и 2Б – шариат связывает причину постановления (‘иллят уль-хукм) с менструальной кровью, а не с этими выделениями, поэтому если менструальной крови нет, то не считается менструацией, даже если есть эти выделения.
439. Половой акт и ласки во время менструации – 1) Половой акт путем введения полового органа – запрещен единогласно.
2) Ласкать выше пупка и ниже колен — разрешено единогласно.
3) Ласкать ниже пупка и выше колен – в основе разрешено, но если человек боится, что совершит половой акт, то нежелательно. Если же уверен, что совершит половой акт, то запрещено.
Довод – 1. Слова Аллаха:
«И они спрашивают тебя о (женских) месячных (циклах). Скажи (им): «Это – страдание (и для женщины и для ее супруга)». Отдаляйтесь же от женщин [не имейте близость с ними] при месячных и не приближайтесь к ним [не имейте близость с ними], пока они не очистятся». — [2:222].
2. Хадис Анаса о том, что иудеи если у их женщины наступала менструация, то не садились кушать вместе с ней. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте все, кроме совокупления». (Муслим).
3. Хадис ‘Айши: «Когда у меня была менструация, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал мне одеть что-либо (на нижнюю часть тела – прим. пер.), а затем совершал совокупление (поверх одежды – прим. пер.)». (Согласованный).
440. Когда разрешен половой акт при окончании менструации – до гусля или после – после. Потому что под очищением в Словах Аллаха (сура аль-Бакара, аят 222) имеется в виду гусль, как это разъяснено в хадисах.
441. Разрешен ли половой акт с женщиной, у которой болезненные кровотечения (истихада) – да, потому что запрет в контекстах шариата пришел только относительно той, у которой менструация и т.п.
442. Тот, кто совершил половой акт во время менструации, должен ли искупительные действия – нет, на нем только покаяние.
Довод – отсутствие довода на искупление. А что касается фетвы Ибн ‘Аббаса: «Должен раздать милостыню с размером в динар или половины динара» (Пятеро), то это – его личный иджтихад. Имамы, которые утверждали, что это — слова Ибн ‘Аббаса, а не хадис – Шу’ба, ад-Даракутни, аль-Бейхакы. И склонялся к этому мнению ан-Насаи. И Шу’ба сначала считал его поднятым до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (марфу’), а затем сказал, что он – маукуф. Он сказал: «Я был не в здравом уме, поэтому посчитал его достоверным». («ат-Талхыс»).
443. Женщина при менструации оставляет намаз и уразу, затем возмещает уразу – единогласно.
Довод – хадис Му‘азы аль-‘Адауийи о том, что однажды она спросила ‘Айшу: «Почему женщина, у которой менструация возмещает Пост, и не возмещает намаз?» ‘Айша спросила: «Ты хурурийка? (хариджитка – прим. пер.)». Она ответила: «Я не хурурийка, однако, я просто спрашиваю». ‘Айша сказала: «Это случалось с нами во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нам было приказано возмещать Пост, и не было приказано возмещать намаз». (Согласованный).
444. Если хайд начался после захода времени намаза, но до его совершения, должна ли возмещать – нет, потому что она не обязана совершать намаз именно в начале его времени
445. Если очистилась перед выходом времени намаза, не успевает гусль – обязана ли намаз этот – нет, потому что она обязывается намазом только после очищения. А для каждого намаза установлено определенное время, которое уже уходит от нее.
Примечание: почему не сказать, что она обязана взять таяммум, чтобы успеть совершить намаз? (см. вопрос 407). Ответ: во-первых, у нее есть вода для гусля. Во-вторых, она не была обязана намазом с захода времени и до того момента, когда очистилась, в противоречие ему (вопрос 407), ведь он был обязан намазом с самого начала времени и до этого момента.
446. Если очистилась перед магрибом или во время иша – надо ли читать зухр и магриб – нет.
Довод — отсутствие довода на возмещение. Их время уже ушло, и ей было запрещено совершать эти намазы в их время.
447. Женщина с менструацией в Хадже – совершает все обряды Хаджа, кроме обхода вокруг Каабы и двух ракаатов, которые совершаются после обхода, а также не бегает между Сафа и Маруа, т.к. условием этого бега является его совершение после тауафа (обход).
Довод – хадис ‘Айши: «Когда мы добрались до Сарифа, у меня началась менструация, тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делай то, что делает паломник, кроме обхода вокруг Дома, пока не очистишься»». (Согласованный).
448. Наименьшее количество дней послеродовых кровотечений (нифаса) – нет границы.
449. Наибольшее количество дней послеродовых кровотечений (нифаса) – нет границы.
Довод на 448 и 449 вопросы – отсутствие довода на ограничение.
Примечание: хадис Умм Салямы: «Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, женщины, у которых были послеродовые кровотечения, ждали сорок дней». (Пятеро, кроме ан-Насаи) – слабый. В нем: Мусса аль-Аздия (مسّة الأزدية) – неизвестная (маджхуля). И другие хадисы не годятся ему в поддержку из-за своей сильной слабости.
Распространенная ошибка среди людей: если послеродовая кровь прекратилась до истечения сорока (40) дней, то они все равно ждут сорок дней. Но ученые, которые дают фетву о сорока днях, связывают этот срок только с продолжающей идти послеродовой кровью. Т.е. если кровь продолжает идти после сорока дней, то они считают, что она должна взять гусль и совершать намаз. Но это мнение основано на слабый хадис Умм Салямы.
450. Если после очищения от нифаса кровь вернулась заново и все это в рамках сорока дней – считается за нифас, если свойства крови – свойства крови менструальной.
451. Каждые ли роды или выкидыш несут за собой послеродовые кровотечения (нифас) – нет.
1) Если выкидыш от 1-40 дней (прозрачная жидкость — нутфа), то после этого не нифас единогласно.
2) Если выкидыш от 41-80 дней (сгусток крови — ‘аляка), то после этого не нифас.
3)Если выкидыш от 81-120 дня (кусок мяса — мудга): А) Если кусок в виде человека, то после этого нифас. Б) Если нет, то нет.
В этом вопросе нет явного довода в шариате. Из-за этого разграничительная черта, которую поставили ученые — уверенность человек это или нет. Поэтому в 1, 2 и 3Б ситуации не нифас, ведь нет уверенности, а в 3А – нифас, ведь есть уверенность в том, что это — человек. И это — фетвы шейхов Ибн База и Ибн ‘Усеймина. Примечание: кто-то может сказать, что в наши дни есть технологии, которые могут с уверенностью указать, человек это или нет, даже в самых ранних сроках. Ответ: постановление шариата общее, подходящее для всех времен и мест. И если мы свяжем постановление шариата с этими технологиями, то к какой разграничительной черте будет возвращаться тот, кто живет в какой-нибудь далекой деревне и не пользуется этими технологиями?
4) Если роды от 121 дня и далее, то после этого нифас единогласно.
452. Постановления о нифасе такие же как о хайде, кроме двух вопросов – вопрос ожидания после развода (‘идда), и то, что нифас не признак совершеннолетия.
Ожидание после развода (‘идда) – ведь этот срок не связан с послеродовой кровью (нифас), но связан с менструацией (3 месяца, т.е. 3 менструации).
Совершеннолетие – ведь менструация указывает на достижение совершеннолетия, а послеродовая кровь (нифас) выходит только у тех, которые уже достигли совершеннолетия раньше.
453. Если женщина родила кесаревым сечением или операцией, есть ли у нее нифас – если идет кровь по свойствам крови менструальной, то нифас. Эта ситуация похожа на ту, которая была в «Главе о том, что делает омовение недействительным» (см. вопрос 246).
454. Является ли нифасом кровь, вышедшая до родов или при начале схваток – в обоих случаях если идет кровь по свойствам менструальной крови – то послеродовая кровь (нифас). Потому что в обоих случаях причиной этой крови являются роды, а не просто болезненные выделения.
И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!