012. Глава о пятничном намазе (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

http://darulhadis.ws/012-glava-jumga-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

12. Глава о пятничном намазе

1148. Каково постановление совершения пятничного намаза – обязательно для мусульманина, мужчины, свободного, половозрелого, пребывающего дома, а не в пути.

«لينتهيَنَّ أقوام عن ودعهم الجمعات أو ليختمنَّ الله على قلوبهم ثم ليكوننَّ من الغافلين»

Довод – 1. Хадис Ибн ‘Умара и Абу Хурейры марфу’ан: «Либо люди прекратят оставлять пятничные намазы, либо Аллах поставит печать на их сердца, а затем они станут одними из беспечных». (Муслим).

«من ترك ثلاث جُمَعٍ تهاونا طُبِعَ على قلبه»

2. Хадис Абуль Джа’да ад-Дамри (الضمري) марфу’ан: «Кто оставит три пятничных намаза из-за легкомыслия, тому на сердце будет поставлена печать». (Пятеро). Хороший.

«الجمعة حقٌ واجب على كل مسلم في الجماعة إلا أربعةً: مملوك و امرأة و صبي و مريض»

3. Хадис Тарика ибн Шихаба марфу’ан: «Пятничный намаз в коллективе является обязанностью, кроме как для четверых: для раба, женщины, ребенка и больного». (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад».). Достоверный.

Сказал Ибн Хаджар («Булуг аль-Марам»): «Сказал Абу Дауд: «Тарик ничего не слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует»». Сказал шейх Ибн Хизам: «Хоть даже ничего и не слышал, но главное видел и является сподвижником, поэтому этот хадис – мурсаль сподвижника» («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./155стр.). А аль-Хаким упомянул его по дороге Тарика ибн Шихаба от Абу Мусы. И упоминание Абу Мусы – отклонение (шазз). В нем: уединение ‘Убейдуллаха ибн Мухаммада аль — ‘Иджли. И слабым этот хадис назвал шейх аль-Альбани в «Ируа аль-Галиль» 3т./55стр.

1149. Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности – если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан (см. прошлый вопрос). Если путник: 1) Если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз. 2) Если собирается вот-вот уезжать, то не обязан этого делать. 3) Если остановился (или взял намерение остановиться) в городе более чем на 4 дня, то идти на пятничный намаз для него обязательно.

1 – из-за общих доводов обязательности пятничного намаза.

2 – потому что у него есть уважительная причина. 

3 – потому что он считается домашним в этой местности (см. вопрос 1117).

1150. Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности – если слышит азан, то да.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّـهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

«О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву] и оставьте торговлю (и все другое, что отвлекает вас). Это лучше для вас, если бы вы только знали!» — [62:9].

Примечание: хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Пятничный намаз является обязательным для того, кто слышал азан». (Абу Дауд) – слабый. В нем: два неизвестных передатчика (маджхуля).

1151. Обязательно ли посещать пятничный намаз слепому человеку – если способен добраться до мечети, то да.

Довод — хадис Абу Хурейры (см. пункт 2 в вопросе 1014).

1152. Когда начинается время пятничного намаза – когда солнце отойдет от зенита, как и намаз зухр.

«أن النبيﷺ كان يصلي الجمعة حين تميل الشمس»

Довод – 1. Хадис Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал пятничный намаз тогда, когда солнце отходило от зенита. (аль-Бухари).

2. Отход солнца от зенита является четкой временной границей для пятничного намаза, в отличие от мнения, что он начинается до отхода солнца от него. К тому же, тот, который не может пойти на пятничный намаз по уважительной причине, вместо него совершает Зухр после отхода солнца от зенита. А хадис Джабира: «Мы совершали пятничный намаз с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а затем возвращались к своим животным, и давали им отдыхать тогда, когда солнце отходило от зенита». (Муслим) и ему подобные хадисы неправильно понимать, что пятничный намаз совершался до отхода солнца от зенита. Потому что под словами: «тогда, когда солнце отходило от зенита» подразумевается то, что пятничную проповедь и намаз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал короткими так, что они успевали вернуться после отхода солнца от зенита в течение короткого промежутка времени. И это – известная его Сунна.

«كنا نصلي مع رسول اللهﷺ الجمعة ثم ننصرف و ليس للحيطان ظل يُستظل به»

Также и хадис Салямы ибн уль-Аку’а: «Мы совершали пятничный намаз с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем уходили, и у стены даже не было тени, в которой можно было укрыться от солнца». (Согласованный) нужно понимать в том же свете. То есть, то, что пятничный намаз заканчивался рано так, что у стены не было большой тени, ведь в хадисе пришло: «и у стены даже не было тени, в которой можно было укрыться от солнца».

«ما كنا نَقيل و لا نتغدى إلا بعد الجمعة»

Примечание: 1) Передается со слов Сахля ибн Са’да: «Мы не делали кайлюлю (короткий дневной сон) и не обедали, кроме как после пятничного намаза». (Согласованный). В этом хадисе есть указание на то, что сподвижники старались в пятничный день поминать Аллаха и заниматься делами религии больше, чем в обычные дни, предпочитая это над мирскими делами.

2) Мнение о том, что время пятничного намаза начинается после отхода солнца от зенита достоверно установлено от ‘Умара, ‘Али, ан-Ну’мана ибн Башира и ‘Амра ибн Хурейса (حريث) как это разъяснил Ибн Хаджар в «ат-Таглик (التغليق)». В этой книге собраны асары, пришедшие в сборнике имама аль-Бухари в подвешанном состоянии (му’алляк)

1153. Когда заканчивается время пятничного намаза – с началом времени ‘асра (см. хадис Абу Катады в вопросе 458).

1154. Если время пятничного намаза вышло, но люди не успели довершить его до конца – если успели совершить полноценный ракаат, то дочитывают как джум’а, а иначе дочитывают четыре ракаата зухра.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 460).

Примечание: 1) Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Кто застал рака’ат из пятничного намаза и других намазов, тот пусть добавит к нему другие рака’аты, и тогда его намаз будет завершенным». (ан-Насаи, Ибн Маджа и др.) – ошибка, как в иснаде, так и в матне. И правильно, что это – вышеупомянутый хадис Абу Хурейры без упоминания пятничного намаза, как это разъяснили Абу Хатим («аль – ‘Иляль» Ибн Аби Хатим) и ад-Даракутни («аль – ‘Иляль»).

2) Если кто-то скажет: «Но ведь хадис Абу Хурейры указывает на то, что тот, который застал рака’ат до захода времени другого намаза, тот застал весь намаз, как в вопросе 1153, а время пятничного намаза заканчивается с заходом времени ‘Асра. Почему тогда тут вы ограничиваете заставание пятничного намаза для человека успеванием на один полноценный рака’ат?!» Ответ: хадис Абу Катады указывает на то, до какой поры имам с коллективом могут откладывать пятничный намаз. А в нашем случае время пятничного намаза для него заканчивается с окончанием самого намаза. И это указывает на неузаконенность второго джама’ата для пятничного намаза, ведь это не пришло ни в Сунне, ни в асарах.

1155. Сколько человек должно присутствовать в мечети, чтобы можно было совершить пятничный намаз – два (один делает проповедь, а второй слушает).

Довод – хадис Тарика ибн Шихаба (см. вопрос 1148), в котором пришло: «Пятничный намаз в коллективе является обязанностью», а минимальный коллектив для намаза это – два человека.

Сказал шейх Ибн Хизам: «И это мнение выбрали Ибн Хазм, ас-Сан’ани аш-Шаукани, аль-Альбани и Мукбиль». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./125стр.).

Примечание: хадис Джабира ибн ‘Абдилляха о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал пятничную проповедь стоя, и в это время прибыл караван из Шама и люди устремились к нему так, что осталось только двенадцать человек (Согласованный) не указывает на обязательное минимальное количество людей.

1156. Посредством чего человек успевает на совершение пятничного намаза – если успел на поясной поклон второго ракаата, то успел. Так же, как в ответе на вопрос 1154.

1157. Каково постановление совершения пятничной проповеди стоя – желательность.

Довод – хадис Джабира (см. вопрос 1155).

«كان النبيﷺ يخطب قائما ثم يجلس ثم يقوم فيخطب قائما فمن نبَّأك أنه كان يخطب جالسا فقد كذب»

А также хадис Джабира ибн Самуры: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал пятничную проповедь стоя, а затем садился, а затем снова вставал и давал проповедь стоя. И тот, кто сообщит тебе о том, что он давал проповедь сидя, тот солгал». (Муслим).

Примечание: передается асар Му’ауии, установленный по нескольким иснадам о том, что он давал проповеди сидя после того, как достиг пожилого возраста (по уважительной причине). Но тот, кто противоречит Сунне намеренно, предпочитая противоречие Сунне над Сунной, тот попал в нововведение (бида’а).

1158. Каково постановление садиться между двумя проповедями в пятницу – желательность.

Довод – хадис Джабира ибн Самуры (см. прошлый вопрос). Желательно из-за отсутствия приказа на это.

1159. Каково постановление проведения пятничной проповеди – обязательное условие проведения пятничного намаза.

Довод – Слова Аллаха (смысл):

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّـهِ ﴾

«О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву]» — [62:9].

И то, что подразумевается под поминанием Аллаха разъяснено в Сунне, то есть постоянство проведения пятничных проповедей и намазов. А мнение о том, что под поминанием Аллаха имеется в виду сам пятничный намаз неправильно, ведь в аяте пришло: «Когда призывают на намаз», а после азана на пятничный намаз сразу следует пятничная проповедь, а не намаз.

1160. Каково постановление восхваления и восславления Всевышнего Аллаха в пятничной проповеди – желательно.

«كانت خطبة النبيﷺ يوم الجمعة: يحمد الله و يثني عليه ثم يقول على أثَر ذلك – و قد علا صوتُه»

Довод – хадис Джабира: «Проповедь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в пятничный день заключалась в том, что он восхвалял и восславлял Аллаха, а затем после этого начинал свою речь повышеным голосом». (Муслим).

«كان رسول اللهﷺ إذا خطب احمرت عيناه و علا صوتُه و اشتد غضبه حتى كأنه منذر جيش يقول: صبَّحَكم و مَسّاكم و يقول: أما بعد فإن خير الحديث كتاب الله و خيرَ الهدْي هدْي محمد و شرَّ الأمور محدثاتها و كلَّ بدعة ضلالة»

И от него же: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давал проповедь, то его глаза краснели, его голос повышался, его гнев увеличивался так, как будто он предостерегал людей от надвигающегося войска, говоря: оно придет к вам утром и вечером. И говорил: «А затем: поистине, лучший рассказ — это Книга Аллаха, и лучший путь – это путь Мухаммада, а самые худшие дела – это нововведения, и каждое новшество – это заблуждение»». (Муслим). 

«من يهدِ الله فلا مضل له و من يضلل فلا هاديَ له»

А в другом риуаяте пришло: «Тот, кого Аллах поведет прямым путем, того никто не сбьет с него, а того, кого Он заблудит, того никто не поведет прямым путем». (Муслим).

«و كل ضلالة في النار»

А риуаяте у ан-Насаи: «…и каждое заблуждение в Огне». Достоверный.

Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Его иснад достоверный и я не нашел, чтобы кто-то из имамов отвергнул его и говорил, что он недостоверный».

1161. Каково постановление благословления на пророка во время пятничной проповеди – не является обязательным из-за отсутствия довода на обязательность.

1162. Является ли обязательным произнесение увещевания в проповеди – да, так как проповедь не называется таковой без увещевания.

Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Если среди людей есть тот, кто бы мог провести пятничную проповедь на арабском языке, но люди не понимают арабский язык, тогда мы считаем, что не является обязательными условием проведения проповеди на арабском языке, кроме аятов Корана, ведь даже пророки увещевали свои народы на своих языках».

1163. Каково постановление произношения фразы а затем (амма ба’ду) во время пятничной проповеди – узаконено.

Довод – хадис Джабира (см. вопрос 1160).

1164. Каково постановление повышения голоса во время проповеди – желательно. См. хадисы в вопросе 1160.

1165. Является ли обязательным для проведения проповеди, чтобы хатыб имел малое омовение – нет из-за отсутствия довода на обязательность или условность.

1166. Каково постановления сидения на минбаре, пока муаззин не закончит азан – узаконено, но необязательно.

«إن التأذين الثاني في يوم الجمعة أمر به عثمان بن عفان حين كثر أهل المسجد و كان التأذين يوم الجمعة حين يجلس الإمام»

Передается от ас-Саиба ибн Язида: «Поистине, второй азан на пятничный намаз приказал ‘Усман ибн ‘Аффан тогда, когда людей в мечети стало много. И азан в пятницу произносился тогда, когда имам садился (на минбар)». (аль-Бухари).

Сказал Ибн Раджаб (в шархе на хадис №915): «И нет разногласий в том, что это не является обязательным». («Фатх уль-Бари»).

1167. Как понять то, что намаз должен быть длинным, а проповедь короткой – это не означает, что намаз длиннее проповеди.

«إن طول صلاة الرجل و قِصَرَ خطبته مَئنَّة من فقهه فأطيلوا الصلاة و اقصروا الخطبة و إن من البيان لَسِحرا»

Передается от ‘Аммара ибн Ясера марфу’ан: «Поистине, удлинение человеком намаза и сокращение проповеди является признаком глубокого им понимания религии, поэтому удлиняйте намаз и сокращайте проповедь, и поистине из разъяснений есть то, что является колдовтсвом». (Муслим).

Сказал имам ан-Науауи, разъясняя этот хадис: «Этот хадис не противоречит тем известным хадисам, в которых пришел приказ укорачивать намаз. Это потому что в этом хадисе имеется в виду, чтобы намаз был длинным по отношению к проповеди, а не таким длинным, что приведет к тяжести для людей». Пример: если проповедь шла пятнадцать, а намаз десять минут, то намаз считается длинным по отношению к проповеди. А если проповедь шла тридцать минут, а намаз 5-7 минут, то этот намаз считается коротким по отношению к проповеди.

1168. Желательность приведения аятов из Корана в проповеди – желательно.

Довод – хадис Умм Хишам дочери Харисы (حارثة) ибн ан-Ну’мана: «Я выучила «Каф. Клянусь славным Кораном» только по причине того, что ее каждую пятницу читал на минбаре во время проповеди посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим). И в хадисе пришло: «…в течение двух лет или года с лишним». Эти ее слова разъясняют слова выше: «каждую пятницу».

Желательно из-за отсутствия приказа на это. Сказал шейх Ибн Хизам: «И это мнение выбрали Ибн Хазм, Ибн уль-Кайим, аш-Шаукани и ас-Са’ди». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./135).

1169. Является ли произнесение аятов из Корана в проповеди обязательным условием ее действительности – нет из-за отсутствия довода на условность.

1170. Если хатыб прочитал в проповеди аят, в котором есть земной поклон, должен ли он спуститься с минбара и совершить его – это узаконено, но не является обязательным.

«قرأ على المنبر يوم الجمعة سورة <ص> فلما جاء السجدة نزل فسجد و سجد الناس معه»

Довод – хадис Абу Са’ида аль-Худри о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на минбаре в пятничный день прочитал суру «Сад», и когда дошел до места земного поклона, спустился и сделал земной поклон, и люди сделали земной поклон вместе с ним. (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.

1171. Разрешено ли разговаривать во время пятничной проповеди — нет.

«إذا قلت لصاحبك أنصت يوم الجمعة و الإمام يخطب فقد لغوت»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если ты скажешь своему товарищу в пятницу в то время, когда имам ведет пятничную проповедь: «Замолчи», то ты произнес пустословие». (Согласованный).

Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Тот, который разговаривает в пятницу тогда, когда имам ведет пятничную проповедь, тот подобен ослу, который несет на себе книги. А тот, который скажет ему: «Замолчи», то нет у него пятницы». (Ахмад) – слабый. В нем: Муджалид ибн Са’ид аль-Хамдани – слабый. А слова: «А тот, который скажет ему…», то у него есть поддержка — хадис Абу Хурейры.

Примечание: разговаривать с хатыбом во время пятничной проповеди разрешено из-за доводов в Сунне. Из них: история, когда один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и прямо во время проповеди попросил сделать ду’а Аллаху, чтобы в Медине пошел дождь и т.п. (см. вопрос 1316). А также самому хатыбу разрешено разговаривать, как например то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с тем человеком о намазе приветствия мечети (см. вопрос 1183).

1172. Когда необходимо замолкать – когда хатыб начинает проповедь после азана.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. прошлый вопрос), ведь в нем пришло: «…тогда, когда имам ведет пятничную проповедь». А также достоверный хадис ‘Умара о том, что сподвижники замолкали тогда, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал пятничную проповедь.

1173. Когда завершается запрет на разговаривание из-за проповеди – после окончания второй проповеди.

1174. Можно ли разговаривать, когда хатыб сидит между двумя проповедями – да, но лучше оставить это, если в этом нет никакой нужды.

Довод на 1173 и 1174 вопросы – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1171): «…тогда, когда имам ведет пятничную проповедь».

1175. Можно ли делать указания без слов во время проповеди – да.

Довод – хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1171), в котором пришло: «Если ты скажешь своему товарищу…».

Примечание: передается, что Ибн ‘Умара и Захира (زاهر) аль-Аслями делали указания без слов во время пятничной проповеди (‘Абдурраззак, Ибн Аби Шейба и др.). Достоверный. Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Имам аль-Бухари указал на то, что сподвижничество Захира аль-Аслями является установленным». 

1176. Что делать если хатыб призывает к нововведению или произносит дурные слова – не нужно его слушать.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّىٰ يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ ﴾

«А когда ты увидишь тех, которые погружаются (в пустословие) о Наших знамениях , то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ» — [6:68].

А также Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّـهِ ﴾

«О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву]» — [62:9].

А произнесение нововведений или дурных слов не является поминанием Аллаха. Поэтому человеку нужно не слушать его, а произносить поминания Аллаха про себя, чтобы не поднимать смуту среди людей. И это мнение выбрал шейх Мукбиль. Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «За эту фетву люди смуты из «аль-Ихуан аль-Муслимун» и др. порицали шейха Мукбиля не по праву, говоря, что он разрешает не слушать хатыба во время пятничной проповеди и т.д.». 

1177. Должен ли тот, кто присутствует на проповеди, благословлять пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда его упоминает хатыб – да.

«البخيل من ذُكرتُ عنده فلم يصل علي»

Довод – хадис аль-Хусейна ибн ‘Али марфу’ан: «Жадный – тот, рядом с которым упомянули меня, и он не произнес салауат на меня». (ат-Тирмизи, ан-Насаи в «аль-Кубра»). Хороший. В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Али ибн иль-Хусейн ибн ‘Али – уровня хорошего хадиса.

«رغم أنف رجل ذُكرتُ عنده فلم يصل علي»

А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Да пропадет тот, рядом с которым упомянули меня, и он не произнес салауат на меня». (ат-Тирмизи — «ас-Сахих уль-Муснад» шейха Мукбиля).

Общность обязательности произношения салауата сильнее, чем общность обязательности молчания во время пятничной проповеди (عموم ضعيف). Почему? Ответ: потому что общность приказа молчать и слушать пятничную проповедь, конкретизирована больше, чем обязательность произношения салауата на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как например, разрешением совершения 2-х рака’атов приветствия мечети (причем в нем есть салауат, который узаконено произносить). А также разрешением разговора с хатыбом (см. вопрос 1171), или разрешения предупредить людей от надвигающейся опасности (ядовитое насекомое и т.п.) и т.д. А обязательность произнесения салауата конкретизирована тем, что нельзя произносить его во время совершения намаза, то есть если кто-то посторонний упомянул пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И это мнение выбрал шейх Ибн Баз («Фетвы Постоянного комитета» 8т./247стр.) в противоречие шейху Мукбилю.

1178. Тот, кто произнесет слово во время проповеди без уважительной причины, совершает ли намаз джум’а или зухр – пятничный намаз (джум’а). Имамы первых поколений разъяснили, что под словами: «А тот, который скажет ему: «Замолчи», то нет у него пятницы» имеется в виду потеря награды за пятничный намаз (см. вопрос 1171). Сказал Ибн Раджаб про то, что такой человек совершает пятничный намаз, а не Зухр: «И не установлено ни от кого разногласие в этом». («Фатх уль-Бари» Ибн Раджаба 5т./500стр.).

1179. Должен ли молчать тот, кто не слышит проповедь из-за глухоты или других причин – если будет молчать, то хорошо, чтобы не мешать другим, или же может поминать Аллаха шепотом. Потому что приказ молчать пришел для того, чтобы слушать проповедь, а он ничего не слышит.

1180. Можно ли пить воду во время пятничной проповеди – если есть нужда, то можно, а иначе нежелательно.

«من مس الحصى فقد لغا»

Довод – хадис: «Тот, кто играл с камешками, тот пустословил».

Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «А в питье воды во время проповеди без нужды есть сходство с игранием с камешками, потому что в обоих случаях может присутствовать отвлечение от слушания проповеди. Поэтому нужно стараться сторониться также таких вещей, как отвлекание на мобильный телефон, даже если человек хочет отключить звук или установить виброрежим и т.п. Если телефон не приносит окружающим людям неприятностей, то нужно отключить его или установить виброрежим после проповеди».

1181. Каково постановление ответа на чихание или на салям при проповеди – не разрешено.

1182. Нужно ли замолкать тому, кто вошел в мечеть, но еще не сел – да, если имам уже делает хутбу.

Довод на вопросы 1181 и 1182 – общность доводов на запрет (см. вопрос 1171).

Примечание: как ответ на салям, так и ду’а за чихнувшего является разговором с посторонними людьми, в противоречие произнесению салауата и восхвалению Аллаха после чихания, что не является разговором с посторонними, но является произнесением ду’а самим собой, без обращения к другим людям.

1183. Каково постановление совершения намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть, а проповедь уже идет – обязательно, но необходимо совершить его, не затягивая.

«دخل رجل يوم الجمعة و النبيﷺ يخطب فقال: صليت؟ قال: لا قال: قم فصل ركعتين»

Довод – хадис Джабира: «Однажды один человек зашел в мечеть в пятничный день в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал проповедь, и он сказал ему: «Совершил ли ты намаз?» Тот ответил: «Нет». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Встань и соверши два рака’ата»». (Согласованный).

1184. Должен ли сам хатыб совершать намаз приветствия мечети при входе в мечеть – нет, ему это неузаконено из-за отсутствия довода и асаров от сподвижников.

1185. Каково постановление чтения сур «аль-Джуму’а» (№ 62) и «аль-Мунафикун» (№ 63), а также «аль-А’ля» (№ 87) и «аль-Гашия» (№ 88) в пятничном намазе – желательно.

«كان يقرأ في صلاة الجمعة سورة الجمعة و المنافقين»

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в пятничном намазе читал суры «аль-Джум’а» и «аль-Мунафикун» (Муслим). 

А также хадис ан-Ну’мана ибн Башира: «Он читал в двух праздничных и пятничном намазе «Славь имя Твоего Господа Всевышнего» и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?»». (Муслим).

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Хадис Абу Са’ида аль-Худри, в котором пришло указание на узаконенность чтения суры «аль-Кахф» в пятницу не является достоверным. В нем: Хушейм ибн Башир противоречил Суфьяну ас-Саури и Шу’бе, которые передали его в виде маукуф, и к тому же, без упоминания пятницы. И максимум что берется из него – это упоминание достоинства этой суры, а об этом пришли другие достоверные хадисы». 

1186. О необходимости того, чтобы намаз проводил тот же, кто провел хутбу – это основа, но если проведет намаз кто-либо иной, то намаз действителен. Потому что так делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Но нет довода на обязательность или условность этого.

1187. Необходимость того, чтобы хутба совершалась перед пятничным намазом – это необходимо, а иначе пятничный намаз недействителен (см. вопрос 1159).

1188. Нельзя начинать проповедь до захода времени намаза – она недействительна, даже если прочитали хотя бы небольшую часть до захода времени.

«أن الأذان يوم الجمعة أوله حين يجلس الإمام على المنبر كان ذلك على عهد رسول اللهﷺ و أبي بكر و عمر…»

Довод – хадис ас-Саиба ибн Язида о том, что первый азан в пятничный день был тогда, когда имам садился на минбар, и так было во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и ‘Умара…(аль-Бухари). Дополнительно см. вопрос 1166.

1189. Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем – разрешено не идти на пятничный намаз, и разрешено совершить Зухр дома, притом, что в мечети провести пятничный намаз узаконено, но не обязательно.

«صلى النبيﷺ العيد ثم رخَّص في الجمعة ثم قال: من شاء أن يصلي فليصل»

Довод – хадис Зейда ибн Аркама: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил праздничный намаз, а затем дал разрешение относительно пятничного намаза, а затем сказал: «Тот, кто хочет совершить его, тот пусть совершит»». (Пятеро, кроме ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: Ийяс ибн Аби Рамля – неизвестный (маджхуль), но он из числа таби’инов (последователей сподвижников). И его поддерживает хадис Абу Хурейры, в иснаде которого есть разногласие среди имамов. Ахмад и ад-Даракутни посчитали, что он из числа отосланных (марасиль) хадисов Абу Салиха («аль – ‘Иляль» и «ат-Талхыс»).

«أنه خطب العيد يوم جمعة ثم قال: يا أيها الناس إن هذا يوم قد اجتمع لكم فيه عيدان فمن أحب أن ينتظر الجمعة من أهل العوالي فلينتظر و من أحب أن يرجع فقد أذنت له»

А от ‘Усмана передается, что однажды он дал праздничную проповедь в пятничный день и сказал: «Люди! Поистине, в этот день для вас собралось два праздника. Поэтому тот, который пришел издалека, и желает подождать пятничный намаз, тот может его подождать, а тот, который желает вернуться домой, то я ему разрешил». (аль-Бухари).

Примечание: установлено от ‘Умара, что он оставил совершение пятничного намаза в такой ситуации (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. Такое же действие установлено от Ибн уз-Зубейра, и тогда люди спросили об этом Ибн ‘Аббаса, и он ответил: «Он поступил по Сунне». А со слов ан-Ну’мана ибн Башира передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал два намаза в один день (хадис, который в вопросе 1185), в конце которого пришло: «А если эти два намаза собрались в один день, то читал эти две суры в обоих намазах».

1190. О желательности совершения сунны после пятничного намаза, и в сколько ракаатов она совершается – либо 2, либо 4, либо 6 ракаатов.

إذا صلى أحدكم الجمعة فليصل بعدها أربعا

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас совершил пятничный намаз, то пусть совершит после него четыре рака’ата». (Муслим).

إذا صليتم فصلوا أربعا

А в другом риуаяте: «Если будете совершать намаз, тогда совершайте его в четыре рака’ата».

«أنه كان يصليها في بيته ركعتين»

А также передается от Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал после пятничного намаза два рака’ата дома (Согласованный). 

Примечание: пришло от Ибн ‘Умара о том, что он совершал шесть рака’атов (два, а затем четыре) после пятничного намаз тогда, когда находился в Мекке, а когда был в Медине, то совершал два рака’ата. А когда его спросили об этом, то ответил: «Так делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный. И его ответ возвращается к положению в Медине, ведь не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал пятничный намаз в Мекке, потому что был в положении путника в ней. Поэтому постановление шести рака’атов – мнение самого Ибн ‘Умара (маукуф ‘алейхи). А также передается от ‘Али и Абу Мусы то, что они совершали шесть рака’атов (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. А от Ибн Мас’уда установлена фетва о том, что нужно совершать четыре рака’ата.

1191. О необходимости разделять сунну от обязательного намаза разговором или сменой места – это необходимо.

«أن معاوية قال له: إذا صليت الجمعة فلا تصلْها بصلاة حتى تتكلم أو تخرج فإن رسول اللهﷺ أمرَنا أن لا نوصل صلاةً بصلاةٍ حتى نتكلم أو نخرج»

Довод – хадис ас-Саиба ибн Язида о том, что однажды Му’ауия сказал ему: «Если ты совершил пятничный намаз, то не соединяй его с другим намазом, пока не поговоришь или не уйдешь с этого места. Ведь поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам, чтобы мы не соединяли один намаз с другим намазом, пока мы не поговорим или не отойдем от этого места». (Муслим).

Примечание: передается, что однажды ‘Имран ибн Хусейн совершил Сунну намаз после пятничного намаза не разделяя между ними. Тогда один из таби’инов сообщил ему о том, что люди говорят: «’Имран ибн Хусейн дополняет намаз и совершает его как Зухр». После этого на следующей недели ‘Имран ибн Хусейн совершив пятничный намаз, остался сидеть в мечети и не стал совершать Сунну намаз, пока не пришло время ‘Асра (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир). Достоверный. Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «И кажется, что люди обвинили его в том, что он не совершает пятничный намаз за имамом из-за убеждения неузаконенности подчинения правителям мусульман».

1192. О желательности совершения добровольных намазов до пятничного намаза – это желательно, но без выделения определенного количества ракаатов.

«من اغتسل ثم أتى الجمعة فصلى ما قُدّر له ثم أنصت حتى يفرُغَ الإمام من خطبته ثم يصلي معه غُفر له ما بينه و بين الجمعة الأخرى و فضلُ ثلاثة أيام»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, который возьмет гусль, а затем придет на пятничный намаз, и совершит столько намаза, сколько ему было предопределено, а затем будет молчать до тех пор, пока имам не закончит свою проповедь, а затем совершит вместе с ним намаз, то ему будут прощены те грехи, которые между этой и прошлой пятницей. И вдобавок еще три дня». (Муслим).

1193. Когда то время в пятничный день, когда отвечается на мольбу – перед закатом солнца.

«ذكر يوم الجمعة فقال: فيه ساعة لا يوافقها عبد مسلم و هو قائم يصلي يسأل الله عز و جل شيئا إلا أعطاه إياه و أشار بيده يُقلِّلها»

Передается со слов Абу Хурейры, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул пятницу и сказал: «В ней есть такой час, если мусульманин будет выстаивать в нем намаз (или делать ду’а), и попросит Всевышнего Аллаха о чем-либо, то Он непременно даст ему это», и показал рукой, что этот час короткий. (Согласованный). 

«هي ساعة خفيفة»

Пришло в риуаяте у Муслима: «Этот час короткий».

А также передается со слов Абу Бурды от его отца (Абу Мусы) марфу’ан: «Он между тем, когда садится имам и когда заканчивается намаз». (Муслим). Этот хадис — больной (му’аль) в виде марфу’, но достоверный от Абу Бурды (прерванный). Сказал ад-Даракутни: «Этот хадис в виде муснада передал только Махрама (مخرمة) ибн Букейр, и целая группа передатчиков передали его со слов Абу Бурды, и из них есть те, которые передали его со слов Абу Мусы. Но правильно – то, что этот хадис прерванный (мункаты’) со слов Абу Бурды». («ат-Татаббу’»). И этими словами ад-Даракутни остался доволен шейх Мукбиль в своих комментариях на «ат-Татаббу’».

А от Джабира марфу’ан: «Пятничный день длится двенадцать часов. И нет такого мусульманина, который бы не делал ду’а к Аллаху в этот час, кроме как непременно Всевышний Аллах даст ему это. Так старайся же застать его в последний час после ‘Асра». (Абу Дауд, ан-Насаи) — слабый в виде марфу’, но достоверный в виде маукуф. В нем: аль-Джулях (الجُلاح) Абу Касир (уровня хорошего хадиса) противоречил более крепкому передатчику (Мусе ибн ‘Укбе у ‘Абдурраззака).

Сказал шейх Ибн Хизам: «Сказал Ибн Раджаб: «Я считаю, что риуаят Мусы ибн ‘Укбы в виде маукуф более достоверный»». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./152стр.).

«أن ناسا من أصحاب النبيﷺ اجتمعوا فتذاكروا الساعة التي في يوم الجمعة فتفرقوا و لم يختلفوا أنها آخر ساعة من يوم الجمعة»

Передается со слов Абу Салямы ибн ‘Абдиррахмана то, что однажды люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собрались и вспоминали этот час в пятничный день, а затем разошлись и не противоречили в том, что этот час – последний час пятничного дня. (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. То есть, перед закатом солнца. И слово «час» в арабском языке используется не только на известный всем час, но и на короткий период времени.  И те сподвижники, от которых достоверно установлено это мнение – ‘Абдуллах ибн Салям (Ибн Маджа), Абу Хурейра и Ибн ‘Аббас. Асар последнего пришел по двум путям (Ибн Аби Шейба, ‘Абдурраззак) и поднимается до уровня хорошего.

Примечание: некоторые ученые высказали мнение, что это время неизвестное так же, как ночь предопределения из-за того, что нет у нас явных, конкретных, достоверных доводов на него, и чтобы человек старался застать его так же, как старается застать ночь предопределения

1194. Каково постановление делать ду’а за верующих во время проповеди – нет довода на желательность, а желательность – постановление шариата, которое нуждается в доводе.

Хадис Самуры ибн Джундуба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил прощения за верующих мужчин и женщин каждую пятницу. (аль-Баззар) – очень слабый. В нем: Йусуф ибн Халид ас-Самти (السمتي) – лжец, а его отец – слабый. А также в нем Хубейб ибн Сулейман ибн Самура – оба (Хубейб и Сулейман) – неизвестные (маджхули).

Примечание: это мнение выбрал шейх Мукбиль и его ученик – Яхья аль-Хаджури. Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «После просмотра книг ученых, мы не нашли чтобы кто-то из них отрицал узаконенность ду’а в своей основе во время пятничной проповеди. Но наоборот они указывают на узаконенность ду’а во время нее. Однако саляфы порицали поднятие рук во время пятничной проповеди». Затем шейх привел некоторые сообщения от них, как например, слова аз-Зухри: «Поднятие рук во время пятничной проповеди — нововведение». (Ибн Аби Шейба). Достоверный. И слова ‘Умары ибн Руэйбы (رؤيبة), когда он порицал Маруана ибн уль-Хакама, который поднимал руки во время ду’а в пятничной проповеди, сказав: «Да уничтожит Аллах эти руки, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда делал ду’а лишь поднимал указательный палец».

А также другие сообщения с сильным порицанием этого действия. А затем сказал: «А что касается поднятия рук пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во время ду’а аль-истиска, то это — частная ситуация, то есть узаконено поднимать руки только во время этого ду’а. А оставление ду’а на конец второй хутбы с постоянством нуждается в доводе».

1195. Каково постановление говорить «амин» когда хатыб делает проповедь – узаконено.

Довод – история о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха дождя, а люди произносили: «Аминь». (аль-Бухари).

1196. Если тот, кто не обязан идти на пятничный намаз, все-таки пойдет и совершит его – пятничный намаз засчитывается ему и не нужно совершать зухр.

1197. Обязательно ли женщине посещать пятничный намаз – нет.

1198. Обязательно ли рабу посещать пятничный намаз – нет.

Довод на вопросы 1197 и 1198 – хадис Тарика ибн Шихаба (см. вопрос 1148).  

1199. Обязательно ли путнику (мусафир) совершать пятничный намаз – своим коллективом это неузаконено, но совершают зухр, а если находятся в городе, где есть мечеть, то см. ответ 1149.

«أن النبيﷺ يوم عرفة صلى الظهر و جمعها مع العصر و قد كان يوم عرفة يوم الجمعة و لم يصلها النبيﷺ جمعة»

Довод – хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день ‘Арафата совершил намаз Зухр, объединив его с ‘Асром, а день ‘Арафата был в пятницу, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил пятничный намаз. (Муслим).

К тому же, не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал пятничный намаз, будучи путником.

Примечание: хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Пятничный намаз не является обязательным для путника». (ат-Табарани) – слабый марфу’ан (поднятый до пророка, да благословит его Аллах и приветствует). В нем: ‘Абдуллах ибн Нафи’ – очень слабый передатчик. К тому же, он противоречил ‘Убейдуллаху ибн ‘Умару и др. крепким передатчикам, которые передали его в виде маукуф. Достоверный. Из тех, кто посчитал правильным маукуф, а не марфу’ – аль-Бейхакы («Сунан» аль-Бейхакы) и др.

1200. Можно ли отправляться в путь в пятничный день – до азана можно, после азана нет, кроме как если в этом путешествии есть неотложная необходимость.

Довод – см. вопрос 1150.

«إن الصلاة لا تحبس عن سفر»

Примечание: 1) Установлено от ‘Умара, что он сказал: «Поистине, намаз не должен удерживать человека от путешествия». (‘Абдурраззак). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В первом иснаде: отец Асуада ибн Кайса – неизвестный (маджхуль). А во втором иснаде: прерванность между Ибн Сирином и ‘Умаром. 

А от ‘Айши передается, что она считала отправление в путь в пятницу нежелательным (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

«خرج النبيﷺ في غزوة تبوك يوم الخميس و كان يحب أن يخرج يوم الخميس و في رواية لهما: لقلَّما كان رسول اللهﷺ يخرج إلا في يوم الخميس»

2) Передается со слов Ка’ба ибн Малика: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в поход на Табук в четверг, и ему нравилось выезжать в путь в четверг». (Согласованный), а в другом риуате пришло: «Редко было такое, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выезжал в путь, кроме четверга». (Согласованный).

1201. Каково постановление наличия минбара в мечети и совершения проповеди на нем – желательно. Доводов на это множество.

«أن النبيﷺ اتخذ منبرا يخطب عليه»

Из них: хадис Сахля ибн Са’да о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял себе минбар, на котором он давал проповеди. (Согласованный). 

«كان بين المنبر و الجدار ممار شاة»

Примечание: оставление между минбаром и стеной мечети расстояния с размером овечки – Сунна из-за хадиса Салямы ибн уль-Акуа’ о том, что расстояние между минбаром и стеной было такое, что там могла пройти овечка (Согласованный – слово Муслима).

1202. О том, чтобы поворачиваться к хатыбу лицом и о том, что хатыб должен повернуться лицом к людям – все это желательно.

«جلس النبيﷺ على المنبر و جلسنا حوله»

Довод – хадис Абу Са’ида: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на минбар, а мы сели вокруг него». (Согласованный). 

Внешний смысл слов: «вокруг него» указывает на то, что они поворачивались к нему лицом.

Примечание: 1) Установлено от Анаса, что он поворачивался лицом к имаму во время пятничной проповеди (Ибн Аби Шейба). А от Ибн ‘Умара это действие достоверно не установлено (‘Абдурраззак). В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль — ‘Умари – слабый. А что касается поворачивания имама к людям лицом во время проповеди, то сказал Ибн Раджаб: «Имам ат-Тирмизи упомянул о том, что так делали обладатели знания из сподвижников и других. Они считают это желательным…». А затем сказал: «Относительно этого есть единогласие, и контексты указывают на это, ведь хатыб ведет проповедь для того, чтобы люди понимали его. И все это – Сунна, и если имам будет противоречить этому, то он противоречит Сунне, но его пятничная проповедь действительна». («Фатх уль-Бари» 476 х.).

2) Хадис Ибн Мас’уда: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался на минбар, мы направлялись к нему своими лицами». (ат-Тирмизи) — очень слабый. Сказал Ибн Хаджар («Булуг аль-Марам»): «Его привел ат-Тирмизи со слабым иснадом». В нем: Мухаммад ибн уль-Фадль ибн ‘Атыя — имамы назвали его лжецом.

1203. Каково постановление опираться на палку или лук во время проповеди – желательно.

«شهدنا الجمعة مع النبيﷺ فقام مُتَوَكّئا على عصا أو قوس»

Довод – хадис аль–Хакама ибн Хазна (حَزْن): «Однажды мы присутствовали на пятничной проповеди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он стоял, опираясь на палку или на лук». (Абу Дауд, Ахмад — «ас-Сахих уль-Муснад»). Хороший.

1204. Каково постановление опираться на меч во время пятничной проповеди – этому нет основы, но если это произошло по необходимости, то ничего страшного.

1205. Приветствие (салям) хатыба после его восхождения на минбар – желательно.

Довод – общие доводы на салям (приветствие).

Примечание: хадис Джабира о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался на минбар, то приветствовал людей салямом (Ибн Маджа) – слабый. В нем: Ибн Ляхи’а – слабый передатчик. Сказал Абу Хатим («аль — ‘Иляль» Ибн Аби Хатима): «Выдуманный хадис». Подобный же хадис передается от Ибн ‘Умара (аль-Бейхакы), но в нем: ‘Иса ибн ‘Абдиллях аль-Ансари – слабый, и его передача от Нафи’а отвергаемая (мункара). Об этом упомянуто в «аль-Камиль» Ибн ‘Ади. Еще есть два отосланных хадиса наэту тему: 1. Мурсаль аш-Ша’би (Ибн Аби Шейба), но в нем: Муджалид аль-Хамдани – слабый передатчик. 2. Мурсаль ‘Ата (‘Абдурраззак). Достоверный.

Сказал шейх Ибн Хизам: «И этими путями не устанавливается годность этого хадиса в довод. И Аллаху известно лучше». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./162стр.).

1206. Каково постановление обхватывания колен руками во время проповеди – разрешено.

Довод – отсутствие довода на запрет. А что касается хадиса Му’аза ибн Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил обхватывать колени во время пятничной проповеди (Абу Дауд, ат-Тирмизи), то он — слабый. В нем: Абу Мархум и Сахль ибн Му’аз – оба слабые. Также передается хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (Ибн Маджа) – недостоверный. В нем: Бакыйя ибн уль-Уалид (не заявил явно). К тому же, его шейх – ‘Абдуллах ибн Уакид (واقد) – неизвестный (маджхуль).

Примечание: передается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар обхватывал колени во время пятничной проповеди (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

1207. Каково постановление смены места если человек задремал во время проповеди – разрешено.

Довод – отсутствие довода на запрет. Относительно этого пришел достоверный асар Ибн ‘Умара (аль-Бейхакы).

Примечание: хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Если один из вас почувствует дремоту во время пятничной проповеди, то пусть сменит место». (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – слабый. В нем: опасность тадлиса Мухаммада ибн Исхака. Но его явное заявление пришло у Ахмада, однако Ибн уль-Мадини заявил о том, что этот хадис является отвергаемым в его сторону («Тахзиб ут-Тахзиб»).

1208. Каково постановление отправляться в мечеть пораньше в пятничный день – желательно.

«من اغتسل يوم الجمعة كغسل الجنابة ثم راح في الساعة الأولى فكأنما قرَّب بَدَنة و من راحة في الساعة الثانية فكأنما قرب بقرة و من راح في الساعة الثالثة فكأنما قرب كبشا أقرن و من راح في الساعة الرابعة فكأنما قرب دجاجة و من راح في الساعة الخامسة فكأنما قرب بيضة فإذا خرج الإمام حضرت الملائكة يستمعون الذكر»

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто возьмет гусль в пятничный день так, как берет его от полового осквернения, а затем отправится в мечеть в первый час, тот подобен тому, который принес в жертву верблюда. А тот, кто отправится во второй час, тот подобен тому, который принес в жертву корову. А тот, кто отправится в третий час, тот подобен тому, который принес в жертву взрослого барана (рогатого). А тот, кто отправится в четвертый час, тот подобен тому, который принес в жертву курицу. А тот, кто отправится в пятый час, тот подобен тому, который принес в жертву яйцо. А когда выходит имам, ангелы заходят в мечеть для того, чтобы слушать поминание Аллаха». (Согласованный).

1209. Каково постановление переходить через головы людей в пятничный день – нежелательно.

«رأى رجلا يتخطى الرقاب فقال: اجلس فقد آذيت»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, который переступал через людей, тогда он сказал ему: «Сядь. Ты причинил людям неприятность». (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад» №557). Хороший.

«أنه صلى العصر ثم قام فتخطى رقاب الناس إلى بيته»

Уводит на нежелательность – хадис ‘Укбы ибн уль-Хариса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз ‘Аср, а затем встал и пошел к дому, переступая через людей. (аль-Бухари).

Примечание: но если человек переступая через людей, приносит им неприятности, тогда он может получить грех за это. Но из воспитанности — то, когда человек дает людям указание на то, что он хочет пройти, и когда они дадут ему такую возможность, пройдет аккуратно, не причиняя им неприятностей.

1210. Когда переходить через головы людей становится непозволительным – в любое время – до выхода имама и после его выхода.

Довод – постановление этого связано с причинением неприятности, а не со временем (см. прошлый вопрос).

Примечание: хадис Аркама ибн уль-Аркама аль-Махзуми (المخزومي) марфу’ан: «Тот, который переступает через людей в пятницу, и разделяет между двумя после выхода имама, тот подобен тому, который тянет свои суставы к Огню». (Ахмад) – слабый. В нем: Хишам ибн Зияд Абуль Микдам – слабый передатчик.

1211. Если человек видит пустое место в мечети, но не может дойти до него, кроме как переходя через людей – нежелательно, кроме как при нужде, если нет иного места (см. вопрос 1209).

1212. Можно ли переходить через головы людей, если на это есть нужда – да (см. прошлый вопрос).

1213. Каково постановление разделять между двумя при входе в мечеть в пятничный день – запрещено.

«من اغتسل يوم الجمعة و تطهر بما استطاع من طُهْر ثم ادهن أو مس من طِيب ثم راح فلم يفرق بين اثنين فصلى ما كُتب له ثم إذا خرج الإمام أنصت غُفر له ما بينه و بين الجمعة الأخرى»

Довод – 1. Хадис Сальмана аль-Фариси марфу’ан: «Кто возьмет гусль в пятницу, и очистится насколько сможет, а затем нанесет на себя что-то из масел или благовоний, а затем пойдет в мечеть, и не будет разделять между двумя, и совершит столько намаза, сколько ему было предписано, а затем, когда выйдет имам, замолчит, тому будет прощено то, что между двумя пятницами». (аль-Бухари).

«لا يحل للرجل أن يفرق بين اثنين إلا بإذنهما»

2. Хадис по пути ‘Амра ибн Шу’ейба от его отца от его деда (‘Абдуллах ибн ‘Амр) марфу’ан: «Не разрешается человеку разделять между двумя, кроме как с их разрешения». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Хороший. В нем: ‘Амр ибн Шу’ейб – уровня хорошего хадиса. И эта цепочка известна у мухаддисов. 

Примечание: это кроме как если между ними есть место и т.п. ситуации. А если между этими двумя личностями есть сильная связь (родственная или дружественная, или они беседуют т.п.) и нет места между ними, то запрет разделения между ними усиливается.

1214. Если человек не может совершить земной поклон из-за сильной тесноты в мечети – если подождет и освободится место, то пусть подождет, а иначе совершает сажда на того, кто впереди.

Довод на то, что узаконено опаздывать от имама при уважительной причине – хадисы о намазе страха.

1215. Если человек не смог совершить ни земного, ни поясного поклона в пятничном намазе – встает и доканчивает пятничный намаз, т.к. у него есть уважительная причина.

1216. Можно ли совершить пятничный намаз сразу в нескольких мечетях города, или только в соборной – можно, но лучше совершать лишь в одной. Это потому что не передается от праведных предшественников (саляфов) то, чтобы они совершали намаз в нескольких мечетях, но если в этом есть нужда (хаджа) или вынужденность (дарура), тогда нет в этом ничего страшного из-за общих доводов на узаконенность пятничного намаза (см. вопрос 1150).

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Если имам, назначенный правителем — нововведенец, то нет ничего страшного в том, чтобы саляфиты проводили пятничный намаз в другой мечети, кроме как если в этом случае будет смута. Если это приведет к смуте, тогда нужно терпеть и совершать намаз со всеми».

1217. Если во время проповеди человеку понадобилось выйти, как если пошла кровь из носа и т.п. — разрешено выйти из мечети (нет довода на запрет этого). И Аллах не желает затруднения для людей в религии.

1218. Узаконено ли проводить пятничные намазы в местах лишения свободы – да из-за общности доводов на узаконенность пятничного намаза (см. вопрос 1150) и отсутствия довода на запрет.

1219. О необходимости одевать красивую одежду в пятничный день – желательно.

«لو اشتريت حُلَّةً عُطارد فلبستها للوفد و الجمعة و في رواية و العيد»

Довод – хадис ‘Умара о том, что однажды он сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы ты купил накидку из дорогого и хорошего материала и одевал бы ее во время делегаций и пятницы». (Согласованный). А в одном из риуаятов пришло: «…и для Праздника».

1220. О необходимости использования зубной щетки (напр. сивак) и благовоний в пятничный день – желательно.

Довод – хадис Сальмана (см. вопрос 1213).

«غسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم و أن يستنَّ و أن يمس طيبا إن وجد»

А что касается хадиса Абу Са’ида марфу’ан: «Гусль в пятничный день является обязательным для каждого достигшего совершеннолетия мусульманина. И то, чтобы он использовал сиуак, а также нанес на себя благовония, если найдет». (Согласованный), то из него берется лишь желательность сиуака и благовоний, и противоречил всем остальным ученым (до него) только Ибн Хазм.

1221. Сколько азанов произносится на пятничный намаз – один.

Довод – хадис ас-Саиба ибн Язида (см. вопрос 1188). А также асар Ибн ‘Умара, где он сказал относительно второго азана, который ввел ‘Усман: «Это — нововведение». (Ибн Аби Шейба). Достоверный. И это решение ‘Усмана является его личным иджтихадом. Поэтому те, которые считают этот азан нововведением, не называют третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) нововведенцем.

Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «А передатчик по имени Хишам ибн уль-Газ – передатчик сборника имама аль-Бухари. И основа это – шариатское значение, кроме как если есть довод, указывающий на то, что Ибн ‘Умар имел в виду языковое значение. И тот, кто утверждает, что в этом асаре имеется в виду языковое значение, должен привести довод».

И мнение о неузаконенности азана ‘Усмана выбрали шейхи Мукбиль и Яхья аль-Хаджури. А тот, кто считает этот азан за Сунну, не подвергается порицанию из-за того, что у него есть хадис, на который он опирается. То есть, хадис Абу Наджиха ‘Ирбада ибн Сарии марфу’ан: «Придерживайтесь моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых прямым путем, и схватитесь за нее задними зубами (науаджиз)». (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Однако ни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни первые два праведных халифа — Абу Бакр и ‘Умар не делали того, что сделал ‘Усман.

Примечание: этот азан был установлен по указанной в хадисе причине и по нужде, а в наши дни современная аппаратура удаляет данную причину и нужду.

1222. Узаконено ли хатыбу постоянствовать в произнесении определенных фраз – если они не установлены в контекстах, то это неузаконено. Хадис ‘Айши марфу’ан: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». (Муслим).

1223. Если целая группа людей не успела на пятничный намаз, то как они должны поступить – совершают зухр в коллективе по единогласному мнению. Единогласное мнение передал Ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат» 4т./107стр. И противоречие Ибн Хазма, который говорил, что они совершают пятничный намаз вторым коллективом не вредит из-за того, что он жил позже.

1224. Торговля после азана на пятничный намаз – запрещена.

Довод – Слова Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّـهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

«О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву] и оставьте торговлю (и все другое, что отвлекает вас). Это лучше для вас, если бы вы только знали!» — [62:9].

Примечание: 1) Под понятие «торговля» входит также аренда, размен валюты (сарф) и т.п. 2) Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Общность запрета объемлет также и того, кто продает, покупает и т.п. по пути в мечеть, даже если это не задерживает его от устремления к пятничному намазу».  

1225. Можно ли торговать тому, кто не обязан идти на пятничный намаз – да, потому что запрет на торговлю объемлет только того, кто обязан идти на пятничный намаз.