Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/014-glava-idain-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
14. Глава о двух праздничных намазах
1241. Каков смысл хадиса 469 (разговение когда разговляются люди и жертвоприношение, когда приносят люди) – т.е. если люди проявили иджтихад (усердие) в выяснении начала и конца месяца шариатским способом, но при этом ошиблись (не увидели луну, но она была, или показалась луна, тогда как ее на самом деле не было), то их ошибка прощается и их поклонение принимается Аллахом.
Передается со слов ‘Айши марфу’ан: «День разговения тогда, когда разговляются люди, а день жертвоприношения тогда, когда приносят жертву люди». (ат-Тирмизи) – слабый от нее, но хороший со слов Абу Хурейры (ат-Тирмизи). В иснаде от ‘Айши: Яхья ибн уль-Яман – слабый. К тому же, целая группа крепких передатчиков передают его с тем же иснадом – от Мухаммада ибн уль-Мункадира, но со слов Абу Хурейры (прерванный – мункаты’). Но у него есть другой иснад (хороший), и в нем есть добавка: «А Пост тогда, когда постятся люди». (ат-Тирмизи).
Сказал шейх Ибн Хизам: «Хорошим его назвали шейхи Мукбиль и аль-Альбани». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./185стр.).
1242. Время совершения праздничного намаза – начиная с возвышения солнца на высоту копья и до захода времени Зухр намаза (отход солнца от зенита).
Начало времени – из-за того, что до восхода солнца на уровень копья запрещено совершать намаз (см. вопрос 482). А также хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра (см. вопрос 1284).
А конец времени – из-за хадиса тети Абу ‘Умейра (см. вопрос 1243).
1243. Что делать если только сегодня узнали о том, что сегодня день праздника – если узнали до полудня, то совершают сразу как узнали, если после полудня, то совершают на следующий день.
Довод – хадис Абу ‘Умейра ибн Анаса от его тети из числа сподвижниц о том, что однажды группа людей прибыли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и засвидетельствовали то, что они видели вчера полумесяц. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им разговиться, а когда наступит утро выйти к месту праздничного намаза (Ахмад, Абу Дауд – его слово). Достоверный.
А у Ахмада пришло: «…прибыла группа людей во второй половине дня».
1244. О желательность покушать финики или что-либо иное перед выходом на намаз в день разговения – это желательно.
Довод – хадис Анаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил на праздничный намаз в день разговения, пока не поест финики». (аль-Бухари).
1245. О том, что желательно ничего не кушать перед выходом на праздничный намаз в день жертвоприношения – это желательно.
Довод – хадис Бурейды ибн уль-Хусейба: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил на праздничный намаз в день разговения, пока не поест, и не ел в день жертвоприношения, пока не совершит намаз». (Ахмад, ат-Тирмизи). Хороший. В нем: Саууаб ибн ‘Утба (ثوّاب) – слабый. Но его поддерживает ‘Укба ибн ‘Абдиллях аль-Асам ар-Рифа’и – слабый.
Также его поддерживает хадис Ибн ‘Аббаса: «Из Сунны – то, чтобы ты не выходил на праздничный намаз в день разговения, пока не поел, и не ел в день жертвоприношения, пока не вернешься с праздничного намаза». (ат-Табарани) – слабый. В нем: Исхак ибн ‘Абдиллях ат-Тамими – его положение неизвестно (маджхуль уль-халь).
А также отосланный хадис (мурсаль) Са’ида ибн уль-Мусайиба: «Мусульмане ели до намаза в день разговения, и не делали этого в день жертвоприношения». («аль-Умм» имама аш-Шафи’и).
1246. Каково постановление совершения праздничного намаза – личная обязанность каждого верующего.
Довод – хадис Абу ‘Умейра ибн Анаса (см. вопрос 1243).
А также хадис Умм ‘Атыи: «Нам было приказано выводить на праздничные намазы незамужних девушек и тех, у которых была менструация для того, чтобы они участвовали в этом благе и в призыве мусульман. А те, которые находились в периоде менструации, не подходили к месту совершения праздничного намаза». (Согласованный).
Примечание: сказал шейх Ибн Хизам: «Это мнение выбрали шейх уль-Ислам Ибн Теймия, аш-Шаукани, ас-Са’ди, Ибн ‘Усеймин и др.». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./190стр.). А шейх Ибн Баз на мнении, что это коллективная обязатенность (фард кифая) из-за того, что на него не дается азан и икама, как для пяти обязательных намазов («Фетвы Постоянного комитета» 8т./290стр.), однако это мнение не является правильным из-за слов в хадисе Умм ‘Атыи: «Нам было приказано…».
1247. Каково постановление совершения праздничного намаза для женщины – обязательно, если только нет затруднения.
Довод – общность хадисов, указанных в прошлом вопросе.
Примечание: асары Абу Бакра и ‘Али: «Правом каждой, которая носит пояс, является выход на праздничные намазы». (Ибн Аби Шейба и др.) – недостоверные. В асаре Абу Бакра: прерванность (инкыта’) между одним из передатчиков и Абу Бакром. А в асаре ‘Али: аль-Харис аль-А’уар – лжец (каззаб). К тому же, под словом «право» может подразумеваться, как обязательность, так и сильная желательность.
Асар Ибн ‘Умара о том, что он выводил на праздничные намазы кого мог из своей семьи (Ибн Аби Шейба) не является явным на обязательность праздничных намазов для женщин.
Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Шейх Мукбиль давал фетву об обязательности праздничного намаза для женщин. А также я видел в некоторых книгах, что шейх аль-Альбани считает празничный намаз для женщин обязательным».
1248. Каково постановление произнесения такбиров в праздничный день – узаконено.
Довод – хадис Умм ‘Атыи (см. вопрос 1246), в котором есть добавка: «…чтобы они (женщины) делали такбир вместе с людьми».
А также Слова Аллаха:
«И (Аллах хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) [чтобы постились весь месяц] и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он вел вас, – и чтобы вы были благодарными (Ему за все дарованные Им блага)». — [2:185].
А также:
«И (особо сильно) поминайте Аллаха в дни исчисленные». — [2:203].
1249. Когда произносятся такбиры в день разговения – начиная с захода солнца последнего для рамадана и до совершения праздничного намаза. Потому что Всевышний Аллах упомянул такбир после окончания месяца Рамадан, а это – после захода солнца последнего дня Рамадана. А что касается окончания времени такбиров в день разговения, то подавляющее большинство ученых считает, что это после окончания праздничного намаза.
Примечание: нет довода на узаконенность произношения салауата на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время праздничных такбиров.
1250. Когда произносятся такбиры в день жертвоприношения – с утра дня арафата.
Довод – хадис Анаса (Согласованный) и Ибн ‘Умара (Муслим) о том, что в день ‘Арафата они отправлялись к ‘Арафату, и среди них были те, которые произносили тальбию, и те, которые произносили такбир, и никто из них не порицал другого. И это мнение выбрал шейх уль-Ислам («Маджму’ уль-Фатауа» 24т./220стр.).
Примечание: это мнение достоверно установлено от ‘Али, Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба). А в асаре Ибн ‘Умара есть аль-Хаджадж ибн ‘Артат (слабый и мудаллис).
1251. Когда заканчиваются такбиры в праздник жертвоприношения – с заходом солнца в 3-ий день ташрика.
Довод – Слова Аллаха:
«И (особо сильно) поминайте Аллаха в дни исчисленные». — [2:203].
И пришло со слов Нубейши аль-Хузали (نبيشة الهذلي) марфу’ан: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха». (Муслим).
А дни ташрика заканчиваются с заходом солнца в последний из них. А тот, кто скажет, что время такбиров заканчивается до захода солнца, тот обязан привести довод на свои слова. Достоверно установлено от ‘Али и Ибн ‘Аббаса мнение о том, что такбиры заканчиваются после намаза ‘Аср в последний день ташрика (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба). А в асаре Ибн ‘Умара есть аль-Хаджадж ибн Артат (мудаллис и слабый).
Сказал шейх Ибн Хизам: «Это мнение посчитал правильным шейх уль-Ислам Ибн Теймия, и его выбрал шейх Ибн Баз». («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./194стр.).
Примечание: под ограничением «после ‘Асра» они имели в виду, что последний намаз, после которого делаются такбиры – намаз ‘Аср, а после Магриба такбиры уже не делаются. И Аллаху об этом известно лучше.
1252. Узаконено ли делать такбиры после добровольных намазов в праздничные дни – нет довода на связь такбиров с намазами.
Довод – отсутствие довода на узаконенность произношения такбиров сразу после намазов (как обязательных, так и добровольных), вместе с тем, что если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал так, то это бы непременно передалось нам. Поэтому лучше произнести поминания (азкары), а затем такбиры. Но тот, кто будет произносить такбиры сразу после намаза, не порицается (но главное, чтобы люди не преследовали цель произношения такбиров в один голос).
Сказал Ибн Раджаб: «В общем (في الجملة) ученые единогласны относительно того, что такбиры после намазов в эти дни узаконены. И нет относительно этого достоверного хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но относительно этого есть асары от сподвижников и то, что на этом мусульмане были всегда». («Фатх уль-Бари» в главе №12 «о празничном намазе»). Единогласное мнение также передал ан-Науауи в «аль-Маджу’» 5т./32 стр.
1253. Если человек совершил обязательный намаз в одиночестве делает ли он такбиры после него – нет довода на связь такбиров с намазами (см. прошлый вопрос).
1254. Делает ли такбиры путник – да из-за общности доводов на такбиры.
1255. Делают ли такбир женщины – если совершали намаз с мужчинами, то делают такбир, но понижают голос, если совершали отдельно, то постановление такое же, как у мужчин.
Довод – см. вопрос 1248.
Примечание: если женщины не могут совершать праздничный намаз вместе с мужчинами из-за отсутствия места или др. причин, то не нужно им собираться дома коллективом для совершения намаза. Нет на это довода. И не нужно проводить праздничную проповедь.
1256. О необходимости выявления такбира в праздничные дни в городах – это необходимо. Ибн Раджаб упомянул (там же, что и в вопросе 1252), что относительно дня жертвоприношения есть единогласное мнение ученых, и не известно разногласия среди них. А относительно дня разговения, то Ибрахим ан-Наха’и, а также Абу Ханифа считали вообще такбиры неузаконенными. И передается от них также противоположное мнение.
1257. Какие формы такбиров бывают в праздничные дни – лучше совершать такбиры в разных видах, которые пришли в достоверных сообщениях от праведных предшественников (саляфов).
1258. Когда делает такбир тот, кто опоздал на начало намаза – заканчивает намаз и уже затем делает такбир.
1259. О необходимости совершения праздничного намаза до проповеди – это Сунна.
Довод – хадис Ибн ‘Умара: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до проповеди». (Согласованный).
А также хадис Абу Са’ида (см. вопрос 1267).
Примечание: 1) Асар о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал проповедь перед намазом является недостоверным. В нем: прерванность между аль-Хасаном аль-Басри и ‘Усманом. А также похожий асар от ‘Умара о том, что когда мусульман стало много, и многие из них уходили после праздничного намаза, не слушая праздничную проповедь, ‘Умар стал давать проповедь до намаза (Ибн Аби Шейба). Больной (му’аль). Его иснад по пути Йусуфа ибн ‘Абдилляха ибн Саляма (крепкий), однако он противоречит тому сообщению Ибн ‘Умара, которое приведено выше, поэтому в этом асаре есть болезнь.
2) Передается у Муслима, что первый, кто начал давать праздничную проповедь до намаза – Маруан ибн уль-Хакам. А у Ибн уль-Мунзира со слов Мухаммада ибн Сирина о том, что в Басре первым был – Зияд. А у ‘Абдурраззака со слов аз-Зухри что им был Му’ауия. И собирается между этими сообщениями так, что первым начал это Му’ауия, а за ним последовали наместники, поставленные им в Медине и Басре (Маруан и Зияд). И это действие со стороны данного сподвижника (Му’ауия) рассматривается как его иджтихад и ошибка с его стороны.
3) Также передается достоверно от ‘Абдуллаха ибн уз-Зубейра то, что он давал праздничную проповедь до намаза. (Ибн Аби Шейба).
1260. Каково постановление совершения проповеди (хутба) в праздничный день – сильно желательное действие (Сунна муаккада).
Довод – хадис Ибн ‘Умара (см. прошлый вопрос), Абу Са’ида аль-Худри (см. вопрос 1267) и др. хадисы. Сильно желательное действие из-за отсутствия приказа на это, но в то же время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял ее.
1261. Сколько проповедей совершается после праздничного намаза – одна.
Довод – хадис Ибн ‘Умара (см. вопрос 1259). В нем пришло: «…до проповеди». И это мнение выбрали шейхи Мукбиль и ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»). А что касается хадиса Джабира (Ибн Маджа) и Са’да ибн Аби Уаккаса (аль-Баззар) об узаконенности двух проповедей с небольшим перерывом между ними, как в пятничный день, то они оба очень слабые. В первом: Исма’иль ибн Муслим аль-Мекки – очень слабый. А также в нем Абу Бахр ‘Абдуррахман ибн ‘Усман аль-Бакрауи (البكراوي) – слабый. Во втором: ‘Абдуллах ибн Шабиб (шейх аль-Баззара) – очень слабый (уахин). А также в иснаде есть неизвестные передатчики («Фатх уль – ‘Аллям» 2т./201-202 стр.).
1262. Каково постановление присутствия на праздничной проповеди – желательно, что касается молчания, то нет довода на необходимость молчать.
Примечание: хадис ‘Абдуллаха ибн ус-Саиба: «Однажды я присутствовал с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на Празднике. И когда он закончил намаз, то сказал: «Мы будем давать проповедь, поэтому тот, кто желает сидеть, тот пусть сидит, а тот, кто желает уйти, тот может уходить»». (Абу Дауд, ан-Насаи) – слабый, отосланный (мурсаль). Абу Дауд, Ахмад, Ибн Ма’ин, Абу Зур’а посчитали его отосланным (мурсаль) хадисом ‘Ата («Фатх уль-Бари» Ибн Раджаба №978).
Что касается молчания во время праздничной проповеди, то нет довода на обязательность этого. Но если человек своим разговором мешает другим, то запрет разговаривать заходит с этой стороны. Это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин. А также если он намеренно отворачивается от слушания проповеди из-за того, что там есть поминание Аллаха и т.п. В этом случае он берет грех за намеренное отворачивание от поминания Аллаха.
1263. Какой фразой начинается праздничная проповедь – восхвалением и прославлением Аллаха. Потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, все свои проповеди (праздничную, пятничную, по какой-либо причине и т.д.) начинал с восхваления и прославления Аллаха.
Примечание: хадис ‘Убейдуллаха ибн ‘Абдилляха ибн ‘Утбы: «Из Сунны – то, чтобы имам произносил девять такбиров перед тем, как давать проповедь в праздничный день, а перед второй семь такбиров». (аш-Шафи’и в «аль-Умм») – очень слабый. В нем: Ибрахим ибн Аби Яхья – лжец.
1264. О том, что праздничный намаз совершается в два ракаата – единогласно.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил праздничный намаз в два рака’ата, не совершая перед ними и после них ничего (Семеро). Единогласное мнение передал ан-Науауи в «аль-Маджму’ шарх уль-Мухаззаб».
1265. Совершаются ли какие-либо добровольные намазы до и после праздничного намаза – нет.
Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. прошлый вопрос).
Примечание: это постановление касается относительно того, чтобы человек не брал себе намерение на добровольный намаз, что это — Сунна (как рауатиб). А что касается того, чтобы человек совершал просто добровольные намазы без конкретного намерения (нафиль мутлак), то ин ша Аллах нет в этом ничего страшного. Ведь есть общие доводы на просто добровольные намазы, и нужен довод, чтобы отменить это постановление.
Примечание: хадис Абу Са’ида: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал никаких намазов до праздничного намаза, а когда возвращался домой, то совершал два рака’ата». (Ибн Маджа) – слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Акыль – слабый передатчик по более правильному мнению. Но первая часть хадиса поддерживается вышеуказанным хадисом Ибн ‘Аббаса.
1266. Совершается ли азан и икама на праздничный намаз – нет.
Довод – хадис Джабира относительно праздничного намаза: «Не было перед ним ни азана, ни икамы, и вообще ничего». (Муслим). А также хадис Джабира ибн Самуры (см. вопрос 521).
Примечание: передается от Са’ида ибн уль-Мусайиба, что первым, кто начал давать азан и икаму на праздничный намаз был Му’ауия (Ибн Аби Шейба). В нем: Катада (мудаллис) передает от Са’ида ибн уль-Мусайиба, а его тадлис от Ибн уль-Мусайиба сильнее, чем от других людей. У этого асара есть другой иснад, в котором есть прерванность между аз-Зухри и Ибн уль-Мусайибом. Поэтому некоторые ученые считают его хорошим из-за двух иснадов.
1267. О том, что праздничная проповедь (хутба) делается стоя на ногах, а не на минбаре – это Сунна.
Довод – хадис Абу Са’ида: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил в день разговения и в день жертвоприношения к месту совершения праздичного намаза (на открытую местность) и первое с чего он начинал это – совершение намаза, а затем после окончания намаза вставал перед людьми, а они оставались на своих местах, и он увещевал их и приказывал им». (Согласованный).
Примечание: 1) Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «В некоторых риуаятов этого хадиса пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал проповедь верхом на животном. Это сообщение передал Ибн Аби Шейба от Уаки’а, но Ибн Аби Шейбе противоречил имам Ахмад и передал, что проповедь он давал стоя на ногах. К тому же, вместе с Уаки’ом этот хадис передавал Хаммад ибн Саляма и его слово соответствует слову имама Ахмада. Поэтому, кажется, что слово имама Ахмада достоверное, а второе ошибка из-за схожести слов (التصحيف). То есть, слов: «на своих ногах» (على رجليه) и «на верховом животном» (على راحلة). Об этом заявил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха №2968″».
2) Первым, кто начал давать праздничные проповеди на минбаре был Маруан ибн уль-Хакам, как об этом упоминается со слов Абу Са’ида аль-Худри (Согласованный).
1268. Сколько такбиров произносится в праздничном намазе – в первом рака’ате 7 такбиров (включая такбират уль-ихрам), во втором рака’ате 5 такбиров (не считая такбира при вставании на второй рака’ат).
Довод – хадис по пути ‘Амра ибн Шу’ейба от его отца от его деда (‘Абдуллах ибн ‘Амр) марфу’ан: «Такбиров во время праздничного намаза в день разговения в первом рака’ате семь, а во втором пять, и после этого чтение Корана в обоих рака’атах». (Абу Дауд). Хороший из-за поддерживающих цепочек. А в некоторых риуаятах пришло: «…во время двух праздничных намазов». В нем: ‘Абдуллах ибн ‘Абдиррахман ат-Таифи — слабый. Но его поддерживает хадис ‘Айши (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад, аль-Бейхакы), в иснаде которого Ибн Ляхи’а – слабый. Дополнительно см. «Ируа аль-Галиль» (№639) шейха аль-Альбани.
1269. Нужно ли поднимать руки при произнесении такбиров – нет.
Довод – отсутствие довода на это. И это мнение выбрал шейх Мукбиль.
Примечание: 1) Абу Ханифа считает поднятие рук в намазе (до поясного поклона, после него и т.д.) неузаконенным вместе с тем, что на это пришли явные и достоверные доводы. А в вопросе поднятия рук при такбирах во время праздничного намаза считает это узаконенным вместе с тем, что на это нет никакого довода. И это удивительное явление!
2) Передается от ‘Умара, что он поднимал руки при каждом такбире во время джаназа и праздничного намаза (аль-Бейхакы) – слабый. В нем: Ибн Ляхи’а – слабый, а также в нем есть прерванность.
1270. Узаконено ли между такбирами делать какие-либо зикры – нет.
Довод – отсутствие довода на это. И это мнение выбрал Ибн уль-Кайим, а из современных ученых шейх Мукбиль и др.
1271. Каково постановление такбиров в праздничном намазе – желательно.
Довод – отсутствие приказа, а просто действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает лишь на желательность.
1272. Что делать тому, кто забыл о такбирах и принялся за чтение Корана в намазе – продолжать читать Коран, а такбиры произносить уже не надо. Потому что время этой Сунны в данной ситуации ушло.
Примечание: и делать земной поклон за невнимательность (саджда саху) не нужно, ведь он оставил лишь желательное действие (см. вопрос 1271).
1273. Если запутался в количестве произнесенных такбиров – основывается на минимальном количестве, в котором убежден. А если сомневается, произнес он такбират уль-ихрам или праздничный такбир в то время, когда начал намаз, то он и те, которые за ним заново берут намерение на такбират уль-ихрам и произносят его, кроме как если это просто наущение шайтана (уасуас).
1274. Когда произносится ду’а аль-истифтах в праздничном намазе до такбиров или после – после такбират уль-ихрам и до праздничных такбиров. Потому что ду’а аль-истифтах узаконен для того, чтобы открывать им намаз.
1275. О том какие суры желательно читать в праздничном намазе – в 1-ом рака’ате суру «Каф» (№ 50), во 2-ом суру «аль-Камар» (№ 54), либо же в 1-ом суру «аль-А’ля» (№ 87), а во 2-ом «аль-Гашия» (№ 88).
Довод – хадис Абу Уакида аль-Лейси: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал во время праздничных намазов «Каф…» и «Приблизился Час…»». (Муслим). А что касается сур «аль-А’ля» и «аль-Гашия», то довод – хадис ан-Ну’мана ибн Башира (см. вопрос 1185).
1276. Каково постановление отправляться и возвращаться разными дорогами в праздничный день – желательно.
Довод – хадис Джабира: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в праздничный день ходил по разным дорогам». (аль-Бухари).
Примечание: мудростей в этом много, из них: явное выявление религии Ислам, и приведение лицемеров в злость от того, что они видят возвышение Ислама, и для того, чтобы давать салям мусульманам на разных путях к дому и т.п.
1277. О необходимости проявления радости и веселья в праздничные дни – это необходимо.
Довод – 1. Хадис Анаса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, а у них было два дня, в которых они развлекались. Тогда он сказал: «Аллах уже заменил вам эти два дня тем, что лучше них: днем жертвоприношения и днем разговения»». (Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный.
2. Хадис ‘Айши о том, что однажды Абу Бакр зашел к ней домой, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал у нее в доме, а две девочки пели песни и били в бубны. Тогда Абу Бакр сказал: «Неужели вы используете свирель шайтана в доме посланника Аллаха?!» И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь их, Абу Бакр, ведь сейчас праздничные дни». (Согласованный). А в одном из риуаятов пришло: «Поистине, у каждого народа есть Праздник, а это – наш Праздник».
Примечание: 1) Веселье в праздничный день не должно быть подобно тому веселью, которое устраивают неверующие или невежественные мусульмане. В них не должны присутствовать грехи, противоречия шариату и причинение неприятностей другим людям (соседям и др.) и т.п.
2) Нет ничего страшного в покупке игрушек или одежды детям специально для Праздника, ведь это входит в понятие веселья.
3) Феерверки и т.п. также входят в понятие веселья в день Праздника. Однако нужно сторониться некоторых явлений, из-за которых они могут стать запретными. Поэтому запрещено этими феерверками или др. видами веселья причинять неприятности соседям и другим мусульманам. А также нужно остерегаться расточительства (исрафа), и чтобы подобные веселья не отвлекали человека от поминания Аллаха, и чтобы эти феерверки и т.п. не причиняли вред здоровью детям и т.п.
4) Некоторые люди делают дни Праздника днями навещения родственников, хождения по гостям, и на это нет довода в шариате. То есть, они не навещают родственников в другие дни, а в эти дни имеют убеждение, что за это им будет отдельная награда и т.п. Поэтому если человек делает это с намерением приближения к Аллаху и поклонения, то это – нововведение, а если без такого намерения, то нет
1278. Каково постановление ударения в открытый барабан мужчинами – запрещено.
Довод – 1. Хадис Абу ‘Амира аль-Аш’ари марфу’ан: «В моей общине непременно будут люди, которые будут считать разрешенным прелюбодение, ношение шелка, употребление спиртного и музыкальные инструменты». (аль-Бухари).
Примечание: шейх уль-Ислам Ибн Теймия указал на, что не пришло ни от кого из сподвижников, что кто-либо из них ударял в бубен («Маджму’ уль-Фатауа»).
2. Хадис ‘Айши (см. прошлый вопрос). Ведь, в нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал Абу Бакра за его слова относительно бубна, что это – свирель шайтана.
1279. Каково постановление ударения в открытый барабан женщинами – разрешено в дни радости.
Довод – 1. Хадис ‘Айши (см. вопрос 1277).
А довод на дозволенность бубна для женщин в дни радости (в общем) – хадис о той женщине, которая дала обет, что если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернется с битвы живым и невредимым, то она ударит в бубен над его головой. Также передается от ас-Саиба ибн Язида’ марфу’ан: «Айша, это девочка — служанка из такого-то племени, желаешь ли ты, чтобы она спела для тебя что-нибудь?» Она ответила: «Да». (Ахмад).
Во-первых, ученые приводят этот хадис в довод на то, что можно бить в бубны иногда, так, чтобы это не стало обычным делом без какого-либо радостного события.
А во-вторых, в этом хадисе нет упоминания бубна. Поэтому этот хадис не совсем явный на дозволенность иногда бить в бубны без какой-либо радостной причины.
1280. Каково постановление барабана с бубенчиками – запрещено мужчинам и женщинам. Потому что такой бубен является из числа музыкальных инструментов неверующих, а у арабов их не было.
1281. Можно ли исполнять песни возбуждающие природу человека – запрещено. Потому что это призывает человека к грехам и мерзостям, отдаляет от поминания Аллаха (смута в религии) и т.д.
1282. О желательности отправляться на праздничный намаз пешком – желательно.
Довод – многочисленные хадисы, в которых пришло, что за каждый шаг, сделанный тем, который идет в мечеть записывается определенная награда, и прощаются грехи.
Из них: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «За каждый сустав человек обязан выплачивать милостыню. Каждый день, в который восходит солнце, если ты помирил между двумя людьми, то это является милостыней, или помог человеку взобраться на его животное или поднял на него его вещи, то это является милостыней. А также доброе слово является милостыней, и каждый шаг, который ты сделал, идя на намаз, является милостыней, и если удалишь неприятные вещи с дороги людей, то это является милостыней». (Согласованный).
Примечание: хадис ‘Али марфу’ан: «Из Сунны – то, чтобы человек выходил на праздничный намаз пешком». (ат-Тирмизи) – очень слабый. В нем: аль-Харис аль — А’уар – лжец (каззаб).
1283. Где совершается праздничный намаз – на открытой местности, если же есть затруднение (дождь, грязь, мороз и т.п.) или опасность, тогда в мечети.
Довод – Слова Аллаха:
«Он [Аллах] не сделал для вас никакого затруднения в религии». — [22:78].
Примечание: хадис Абу Хурейры о том, что однажды в праздничный день пошел дождь, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с ними намаз в мечети (Абу Дауд) – слабый. В нем: ‘Иса ибн ‘Абдильа’ля аль-Фарауи (الفروي) – неизвестный (маджхуль), и ‘Убейдуллах ибн ‘Абдиллях ибн Маухаб (موهب) – его положение неизвестно (маджхуль уль-халь).
1284. О необходимости совершать праздничный намаз в его первое время, не откладывая – желательно, кроме как если есть причина для ожидания людей.
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра о том, что однажды он вышел в день разговения или в день жертвоприношения, и порицал задержку имама, сказав: «В это время мы уже заканчивали намаз, и это было во время намаза Духа». (Абу Дауд — «ас-Сахих уль-Муснад»).
1285. Если человек упустил праздничный намаз с имамом – совершает его самостоятельно, совершая праздничные такбиры в намазе.
Довод – общие доводы на узаконенность второго коллектива (джама’ата) на намаз (см. вопрос 1021). А если опоздал на часть праздничного намаза, например, застал только второй рака’ат?
Ответ: тогда совершает один рака’ат с имамом (для него уже второй) с пятью такбирами, а затем заканчивает намаз отдельно с пятью такбирами.
Примечание: разница между праздничным и пятничным намазами в том, что пятничный намаз не совершается вторым джама’атом, потому что это не пришло от праведных предшественников (саляфов), а также, потому что пятничная проповедь является условием действительности пятничного намаза (см. вопрос 1159), в противоречие праздничному намазу.
1286. Если опоздал на намаз, но успел на хутбу, что делать — совершать ли намаз или слушать хутбу – если хутба в мечети, то совершает праздничный намаз, затем без приветствия мечети садится и слушает хутбу. Потому что ему запрещено садиться, не совершив два рака’ата намаза приветствия мечети (см. вопрос 740). Поэтому совершает праздничный намаз, и эти два рака’ата засчитываются ему как за намаз приветствия мечети.
Если же на улице, то слушает хутбу, а потом намаз. Для того чтобы не упустить награду за слушание праздничной проповеди и за намаз. Но если он начал слушать проповедь, а там люди начали совершать праздничный намаз вторым коллективом, тогда идет и совершает с ними намаз.
1287. Является ли условием совершения праздничного намаза определенное количество людей – нет из-за отсутствия довода на это.
Примечание: среди людей распространено пожатие рук друг друга после праздничного и пятничного намаза. Если это делается с намерением приближения к Аллаху и поклонения, и люди стараются делать это только в эти дни, а не в любое время, тогда это – нововведение, ведь нет на это довода. Если же это делается без подобных намерений, и человек всегда при приветствии своего брата делает такое, то нет ничего страшного.
Передается от аль-Хасана аль-Басри: «Когда сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует. встречались, то пожимали друг другу руки, а когда приезжали из путешествия, то обнимались». (аль-Бейхакы). Достоверный.
1288. Тот, кто не может выйти на праздничный намаз, совершает ли его дома – да.
Довод – общность доводов об узаконенности праздничного намаза. Отличие от пятничного намаза (см. примечание в вопросе 1285).
Примечание: если женщины не могут выйти к месту праздничного намаза из-за того, что там не хватает места и т.п., то нет довода на то, чтобы они собирались коллективом дома и проводили праздничную проповедь и намаз.
1289. Совершает ли путник праздничный намаз – нет, но если он остановился в каком-либо городе – то совершает.
Довод – отсутствие довода на это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал праздничный намаз коллективом со сподвижниками, которые были в пути во время прощального Хаджа и во время открытия Мекки.
Примечание: это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин. Но если он один, например, и ему не составляет труда совершить намаз с жителями этой местности, то на него распространяются общие доводы об обязательности праздничного намаза.