001. Глава о соответствии супругов друг другу

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса этой главы вы можете, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/001-glava-kafaa-hiar-nikah-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

Глава о соответствии супругов друг другу и о праве на разрыв никаха

  1. Что значит соответствие жениха невесте (кафаа), и право на разрыв брака (хыяр) – под соответствием подразумевается разногласие ученых – должен ли жених быть равным своей невесте по различным аспектам, как свобода, материальное положение, благородность фамилии, благородность профессии, цвет кожи, национальность и т.п. А под правом на разрыв брака подразумеваются такие ситуации, в которых один из супругов может разорвать брак, даже, если этим будет недоволен второй.
  2. Может ли мужчина, не соответствующий невесте по различным аспектам, жениться на ней, а если женился, то можно ли разорвать их брак – шариат принимает во внимание лишь два аспекта – а это основу религии и ее полноценность, в том смысле, что жених должен быть мусульманином и не быть прелюбодеем, а если он прелюбодей, то от него требуется покаяние. Что же касается других аспектов, то они не принимаются во внимание. Исходя из этого, если мусульманин, далекий от прелюбодеяния женился на женщине, то никто не может разорвать их брак, из-за каких-либо других аспектов, в которых между ними есть несоответствие. Если же муж является грешником так, что его грешность вредит религии женщины или ее жизни и здоровью, то она, а также кто-либо из ее родственников может обратиться к судье с просьбой расторжения брака. Если же муж нововведенец, то это считается за грешность, которая вредит религии женщины.
  3. О том, что освобожденной рабыне дается право на расторжение ее брака, если ее мужем является раб – на это передано единогласное мнение. При этом, без разницы, выходила ли она за него замуж по своей воле или по принуждению.
  4. Дается ли право на расторжение брака освобожденной рабыне, если ее мужем является свободный человек – если при выходе за него замуж (когда она еще была рабыней) ее хозяин принудил ее к этому браку, то она имеет право выбора на расторжение брака. Если же она вышла замуж по своему согласию, то не имеет права расторжения.
  5. Если бывшая рабыня воспользовалась своим правом на расторжение брака, то чем это является — разводом (таляк) или разрывом (фасх) – разрывом (фасх).
  6. Обязана ли бывшая рабыня принять решение о разрыве брака или его утверждении немедленно, или может оттянуть с этим решением – может оттянуть в разумных рамках, взяв на обдумывание столько времени, сколько достаточно в обычаях людей.
  7. Теряет ли бывшая рабыня право на разрыв брака, если она позволила своему мужу совершить с ней половую близость – да, если на момент позволения она знала, что имеет право на разрыв брака. Если же она изначально даже не знала, что шариат дает ей такое право, то она не теряет его тем, что позволит ему совершить с ней половую близость.
  8. Если рабыня принадлежит сразу двум хозяевам, один из которых освободил ее, имеет ли она право на расторжение брака с мужем – нет.
  9. Если муж развел свою жену рабыню возвратным разводом, а затем она освободилась от рабства, имеет ли она право на разрыв брака – да, и при этом, муж теряет право на ее возврат во время ‘идды. Если же она заявит о своем отказе разрывать брак, то ее право теряется, и она остается в сроке ожидания, и муж может ее вернуть в этот период.
  10. Считается ли развод, если муж развел жену, которую освободили из рабства, до того, как она воспользовалась правом на разрыв их брака – да.
  11. Как поступать с махром, если бывшая рабыня разорвала свой брак с мужем – если у них уже произошел половой акт, то махр закрепляется за женщиной (но отдается ее бывшему хозяину, т.к. она вышла замуж, будучи рабыней). Если же полового акта еще не произошло, то весь махр остается при муже.
  12. Какой махр обязан заплатить муж бывшей рабыни, которая разорвала с ним брак, — обговоренный, или среднерыночный – если между ними произошла половая близость, то обговоренный, если же ее не было, то вообще никакой.
  13. Если бывшая рабыня откажется разрывать брак со своим мужем, но с условием, чтобы он увеличил сумму ее махра – это узаконено, и добавка обязательна к выплате, и переходит в руки этой женщины, а не ее бывшему хозяину.
  14. Может ли бывшая рабыня разорвать свой брак самостоятельно, или для этого требуется решение судьи – если ее муж раб, то может, если свободный, то только по решению судьи.
  15. Нужно ли неверующим супругам заключать никах заново, если они приняли Ислам, и каковы постановления этого вопроса – их брак является действительным еще во время неверия, в том смысле, что за ним следуют все последствия – эта женщина считается его женой, их половой акт снимает с них постановление девственности, его развод засчитывается, их дети берут фамилию мужа и т.д. При этом, мы не спрашиваем их, как они заключили этот брак – соблюдались ли при нем условия действительность брака (как наличие опекуна и его согласие, наличие согласия невесты, махр и т.д.), но, если они считали свой брак действительным, и что они муж и жена, то шариат это утверждает. Также не играет роли то, был ли их брак разрешенным или запретным в Исламе (как брак на родственнице, или на родственнице по молочному кормлению). Но мы смотрим только на то их состояние, в котором они находились на момент принятия Ислама вторым супругом. И здесь вступает в силу правило: если на момент принятия Ислама вторым супругом, они были теми, кому можно было бы жениться друг на друге, если бы они не были женаты, то их брак остается в силе, а иначе разрывается. Поэтому, если они женились тогда, когда у нее шел срок ожидания (‘идда) от первого мужа, то это запрещено, но шариат считает это действительным относительно неверующих. Но мы смотрим на нынешний момент (момент принятия ими Ислама) – если она все еще в ‘идде, то между ними разлучается, если же она уже вышла из ‘идды, то их брак остается в силе. Также, если во время их брака, он уже разводил ее трижды, то после принятия Ислама, между ними разлучается.
  16. Как поступить, если неверующий принял Ислам со своими женами, а их больше, чем четыре жены – ему необходимо выбрать четырех из них, а с остальными он разлучается. При этом, он может выбрать любые четыре, не зависимо от того, женился ли он на них единым браком или разными браками, и независимо от того, на ком из них он женился раньше, а на ком позже.
  17. Если человек, принявший Ислам, и у которого более четырех жен, откажется оставить в женах только четверых – судья принуждает его к этому, путем его лишения свободы или другими методами. При этом, судья не может сам выбрать за него четырех жен, в отличие от ситуации с ииля, т.к. в ситуации с ииля выбор только один и он единственный, а здесь выбор не ограничен, и женщин больше, чем четыре.
  18. Если человек, принявший Ислам, и у которого более четырех жен, скончался до того, как выбрал из них четырех – наследник не может выбрать за него, но все они выжидают ‘идду. Если женщина беременна – то ее срок – роды. Если же она из тех, у кого нет менструации, то 4 месяца и 10 дней (т.к. это в любом случае больше 3 месяцев). Если же она из тех, у кого есть менструация, то она выжидает самый больший срок – либо 3 менструальных периода (по мнению большинства, и 1 период, исходя из слова Ибн Теймии, т.к. это не развод, а разрыв), либо 4 месяца и 10 дней. Все это потому, что неизвестно разлучился бы он с ней или же выбрал бы ее.
  19. Кто выбирает за мальчика, который получил постановление Ислама вслед за отцом, если у этого мальчика более четырех жен – опекун.
  20. Каким образом происходит выбор четырех жен тем, у кого их более четырех при принятии им Ислама – либо словом, либо половым актом. Если же он разведет одну из них, то это считается за то, что она не из выбранных.
  21. Если принявший Ислам, выбрал из своих жен четырех, то обязаны ли остальные выжидать срок ожидания до нового замужества – да, и этот срок равен прохождению одной менструации. Время начинается с момента его выбора 4 жен.
  22. Если у принявшего Ислам, и у которого более 4 жен, Ислам приняли лишь некоторые из жен, обязан ли он выбрать или может ждать остальных – может ждать. При этом, даже, если на момент принятия Ислама его последней женой, кто-то из его жен уже скончался, он может выбрать скончавшуюся.
  23. Может ли принявший Ислам, у которого более 4 жен, выбирать или разрывать брак тех жен, которые приняли Ислам, а также тех, кто пока не принял – если он выбрал ту, которая приняла Ислам, то это засчитывается, и если он выберет так одну за другой четыре, то остальные считаются разлученными от него. Что же касается того, чтобы разлучаться с принявшей Ислам, то он не может этого сделать, т.к. она не превышает четыре жены, т.к. она первая, принявшая Ислам, а остальные еще Ислам не приняли, а разрыв бывает только в том случае, если у него более 4 жен приняли Ислам. Если же под разлукой он имеет в виду развод, то этот развод считается. А что касается тех жен, которые еще не приняли Ислам, то он не может их ни выбирать, ни разлучаться с ними.
  24. Может ли человек, принявший Ислам, и у которого более 4 жен, выбрать из них четырех, если он в ихраме для хаджа или ‘умры – да, т.к. выбор – это не заключение брака, но лишь оставление его в силе.
  25. Как поступить, если человек принял Ислам, а у него две жены, которые приходятся друг другу сестрами – выбирает одну из них, а со второй разлучается. То же самое постановление, если у человека в женах женщина и ее тетя.
  26. Как поступить, если человек принял Ислам, а у него две жены, которые приходятся друг другу матерью и дочерью – здесь может быть 4 ситуации: 1) если он совершал половой акт с обоими из них 2) если совершал половой акт только с той, которая мать, то в этих 2 случаях, он разлучается с обеими навсегда. 3) если он совершал половой акт с той, которая дочь 4) если не совершал полового акта ни с одной из них, то в этих двух ситуациях, он оставляет себе ту, которая дочь, а с той, которая мать – разлучается.
  27. Как поступить, если человек принял Ислам, а у него в женах четыре рабыни – он может выбрать одну из них, если соблюдается два условия разрешенности женитьбы на рабынях: он не имеет средств для женитьбы на свободной, и боится попасть в прелюбодеяние, если не женится. Если же, выбрав одну из этих рабынь (его жен), он по-прежнему боится попасть в прелюбодеяние, то может выбрать еще одну и т.д. Что же касается остальных, то с ними он разлучается.
  28. Если к принятию Ислама человек, в женах которого 4 рабыни, был обеспеченным, а к принятию Ислама его женами стал бедным – ему разрешено выбрать одну из них, а с остальными разлучается. Если же, выбрав одну из этих рабынь (его жен), он по-прежнему боится попасть в прелюбодеяние, то может выбрать еще одну и т.д.
  29. Если неверующие муж и жена приняли Ислам одновременно, то как быть с их браком – их брак действителен, и здесь мы смотрим на их нынешнее положение. Если они из тех, кто мог бы жениться друг на друге, если бы они не были женаты, то их брак остается в силе, если нет, то разрывается.
  30. Если один из супругов принял Ислам раньше второго, то как быть с их браком – их брак не разрывается, но приостанавливается. При этом, жена выжидает один менструальный период, и после него может выйти замуж за другого человека, даже если ее муж времени неверия против этого. Если же он примет Ислам (или она примет Ислам) до того, как у нее выйдет срок ожидания, то она его жена, даже если не хочет этого. Если же она не выйдет замуж за другого, а будет ждать, когда ее муж примет Ислам, то с его принятием Ислама, она переходит к нему, без нового никаха, даже если между их принятием Ислама прошло много лет. Также, пока второй супруг не примет Ислам, они не живут вместе, но раздельно как чужие люди.
  31. Если один из супругов принял Ислам раньше второго так, что между ними еще не было половой близости, то как быть с их браком – ответ такой же, как в прошлом вопросе, кроме как в этом случае женщина не выжидает никакого срока, но может сразу выйти за другого.
  32. Заслуживает ли женщина махр, если разрыв брака (фасх) из-за принятия Ислама одним из супругов, произошел после половой близости – да, она заслуживает полный обговоренный махр. Если махр был обговорен разрешенный, то она получает его. Если же махр был обговорен запретный (свинина, спиртное, музыкальные инструменты и т.п.), то если она уже его забрала во время неверия, то больше ничего просить не может, но если еще не забрала, то ее махр заменяется с запретного на средний махр этой местности.
  33. Заслуживает ли женщина махр, если разрыв брака (фасх) из-за принятия Ислама одним из супругов, произошел до половой близости – нет, она не получает ничего, ни полного махра, ни его половины, без разницы, кто из них принял Ислам.
  34. Какой срок ожидания должна выжидать женщина, если разрыв брака (фасх) произошел из-за принятия одним из супругов Ислама – если в их браке во время неверия был половой акт, то она выжидает один менструальный период, если же не было, то не выжидает ничего.
  35. Обязан ли человек содержать бывшую жену во время ее срока ожидания, если разрыв их брака произошел из-за принятия Ислама – если Ислам приняла она, то он не обеспечивает ее, если между ними не было полового акта, если же был, то обеспечивает ее, пока она выжидает срок ожидания (одна менструация). Если же Ислам принял он, то он не обеспечивает ее в любом случае. Примечание: во всех прошлых вопросах этой темы речь шла о том, если жена, не принявшая Ислам, была не из людей писания. Если же он принял Ислам, а жена не приняла, но она из людей писания, то их брак остается в силе, т.к. мусульманину можно иметь в женах женщину из людей писания.
  36. Если два неверующих женились без обговаривания махра, или с обговариванием его отсутствия – если между ними еще не произошло полового акта, то она имеет права на обговаривание махра. Если же половой акт между ними уже был, то в обоих случаях (указанных в вопросе), она имеет право на средний махр данной местности для таких женщин как она.
  37. Если два неверующих обратились к мусульманскому судье для никаха, должен ли он заключить их брак в соответствии с Исламом – да.
  38. Следуют ли за никахом неверующих постановления Ислама (т.е. действителен ли их таляк, обязателен ли махр и деление ночей и т.д.) – да.
  39. Разрывается ли никах, если один из супругов вышел из Ислама (стал вероотступником) – нет, но он приостанавливается также, как в прошлых вопросах.
  40. Имеет ли один из супругов право на разрыв никаха (фасх), если в другом супруге оказался дефект – да. Дефектом считается то, что отвращает супруга от полового акта или его полноценности.
  41. Имеет ли один из супругов право на разрыв никаха (фасх), если в другом супруге дефект появился уже после брака – нет, т.к. здесь не присутствует никакого обмана. Но муж может развести, а жена требовать хуль’.
  42. Имеет ли один из супругов право на разрыв никаха (фасх) по дефекту другого супруга, если он сам дефектен – да, но весь махр здесь забрать уже не получится. В данном случае вопрос чаще всего на практике решается мирным соглашением.
  43. Имеет ли один из супругов право на разрыв никаха (фасх) по дефекту другого супруга, если он знал об этом дефекте при заключении никаха – нет. Также он не имеет на это право, если узнал об этом после брака, но выразил свое согласие. Если же он знал о дефекте, но оказалось, что в супруге есть другой дефект, тогда имеет право на разрыв по этому второму дефекту. Если же он думал, что дефект незначителен, но он оказался значительным, то он не имеет право на разрыв, кроме как, если его обманули, сказав, что он незначителен. Если же дефект стал увеличиваться уже после брака, то опять-таки не имеет право на разрыв.
  44. Обязан ли супруг решить вопрос разрыва брака по дефекту или его оставления в силе немедленно, или может отложить с этим – нет, но он может отложить это, и не лишается своего права, пока не выскажет свое согласие и смирение словом, или половым актом. Но также супруг не может тянуть с этим слишком долго так, что второй супруг оказывается в подвешенном состоянии, но период этот возвращается к обычаям людей – сколько должно хватить времени на обдумывание.
  45. Заслуживает ли женщина махр, если ее брак был разорван (фасх) из-за дефекта в ней или в супруге – если разрыв произошел до полового акта, то она не получает ничего, т.к. разрыв произошел либо с ее стороны, либо с его стороны, но из-за дефекта в ней. Если же разрыв произошел уже после полового акта, то она имеет право на махр (кроме как, если сама была той, которая скрыла и не предупредила о своем дефекте), а затем муж требует этот махр у того, кто его обманул.
  46. Какого махра заслуживает женщина при разрыве брака по дефекту — обговоренного (мусамма) или среднего по местности (мисль) – обговоренный.
  47. Если брак был разорван из-за дефекта в жене, то кто несет финансовую ответственность по махру — она или ее опекун – если опекун знал о дефекте и скрыл его, то он, если же не знал, то она.
  48. Имеет ли муж право на возврат махра, если он развел свою жену до половой близости, а затем узнал, что в ней был дефект – нет, но в этом случае он отдает ей половину махра.
  49. Имеет ли бывшая жена право на жилье и содержание, если их брак был разорван из-за дефекта в одном из супругов – если она не беременна, то нет, если же беременна, то имеет право на содержание пока не родит.
  50. Может ли отец выдать замуж дочь за дефектного без ее согласия, или, наоборот, запретить ей такой брак, если она стремится к нему – первое: нет. Второе: если дефект принесет вред подопечной, то может, а иначе, нет.
  51. Имеет ли муж право на разрыв никаха, если он женился на женщине, считая ее свободной, а она оказалась рабыней – брак является действительным в любом случае. Но если он из тех, кому нельзя жениться на рабыне, то их брак разрывается автоматически из-за этого. Если же он из тех, кому разрешено жениться на рабыне, то он имеет право на разрыв брака.
  52. Являются ли дети свободными или рабами, если человек женился, считая женщину свободной, а она оказалась рабыней – свободными.
  53. Имеет ли право хозяин рабыни на выкуп за детей (фида) в ситуации прошлого вопроса – да (кроме как, если он сам тот, кто скрыл и не предупредил). При этом, муж отдает ему выкуп, а затем требует этот выкуп у того, кто его обманул.
  54. Имеет ли право обманутый муж требовать возврата махра, а также выкупа, отданного им за своих детей, в ситуации прошлого вопроса – да. Исходя из этого, если обманувшим является хозяин, то ему ничего не выплачивается. Если же обманула сама рабыня, то в этом случае хозяин предпринимает одно из четырех: если деньги, отданные ему еще сохранились, то отдает их этому мужу. Если же денег уже нет, то если долг меньше стоимости рабыни, то он может продать ее, отдать ему необходимую сумму, а сдачу оставить себе. Если же сумма долга равна стоимости рабыни или больше этого, то отдает ее саму и большим он не обязан.
  55. Если обманутый муж сам является рабом, то кем будут его дети, если он женился на женщине, считая ее свободной, а она оказалась рабыней – свободными.
  56. Имеет ли право женщина на разрыв никаха, если она вышла замуж, считая, что ее муж свободен, а он оказался рабом – да, при этом, без разницы – свободна ли она сама, или сама она рабыня.
  57. В какое время устанавливается сумма выкупа, отдаваемая хозяину рабыни, за детей – на момент рождения ребенка.
  58. Каким образом выплачивается сумма выкупа за детей хозяину рабыни — подобием или деньгами – подобием, если же нет возможности, тогда деньгами.
  59. Выплачивается ли сумма выкупа за ребенка, если он родился живым, но затем скончался – да.
  60. Что подразумевается под понятием — неспособный на половой акт (импотент) (‘иннин) – ‘иннин – это человек неспособный на половой акт (т.е. неспособный на введение своего полового органа в половой орган женщины), даже если у него есть желание полового акта.
  61. Имеет ли женщина право на разрыв брака, если ее муж оказался неспособным на половой акт – она имеет на это право, но судья может назначить такому мужчине испытательный срок, в течение которого должно выясниться – данный его недуг постоянный, или же возник из-за погоды или неподходящего сезона года. При этом, если известно (на основании медицинских исследований или подтверждения самого мужчины), что мужчина болеет этим на постоянной основе, и это не что-то просто временное, то судья испытательного срока может и не назначать. Также, если долгий испытательный срок наносит вред женщине, то судья должен сократить его, сделав его не более 4 месяцев.
  62. Если мужчине был дан испытательный срок в вопросе его способности на половую близость, но он оказался на него неспособным – в этом случае женщина имеет право на расторжение брака с ним, но, при этом, желательно, чтобы данное расторжение вступило в силу по постановлению судьи, для того, чтобы избежать разногласий. Если же женщина расторгнет брак без постановления судьи, то это также действительно. При этом, данное расторжение (фасх) не считается за развод, а именно разрыв (фасх). Примечание: мужчина может жениться на этой женщине еще раз, с новым актом бракосочетания, с новым махром и другими условиями брака, — если женщина согласится на это. Примечание: кастрированный человек, если он не способен на половой акт – получает такое же постановление, как и импотент.
  63. Имеет ли женщина право на разрыв брака, если ее муж неспособен на половой акт, но она была предупреждена об этом еще перед никахом – нет, т.к. никакого обмана не было. Но она имеет право на хуль’.
  64. Если после уединения женщина узнала об импотенции мужа, но промолчала, может ли она требовать разрыва брака после этого – да, т.к. она допустила его к себе, не зная о том, что он импотент, и это не считается за ее согласие с этим недугом ее мужа. Также женщина не обязана принять решение о расторжении брака или его оставлении в силе тут же, но может взять время на то, чтобы обдумать ситуацию.
  65. Теряет ли женщина свое право на разрыв брака из-за импотенции мужа, если она словесно выразила согласие с этим его недугом – да, но в последствии она может требовать хуль’.
  66. Если человек совершил половой акт один раз, но затем оказался неспособным на него, считается ли он импотентом – здесь может быть две ситуации: 1) если в своей основе он является больным, не способным на половой акт, но оказался способным на него из-за каких-либо причин (как принятие лекарств или прохождение курса лечения) так, что эта его способность лишь временная, то он считается за импотента, и женщина имеет право требовать разрыва брака 2) если в основе он является здоровым, но данная неспособность появилась у него как временное явление (из-за погодных условий, или как проявление психологического расстройства и т.п.), то, если такое не наблюдалось у него ранее (перед браком), то женщина не имеет право на расторжение брака (т.к. ее никто не обманывал, а данная болезнь возникла уже в браке, после того, как ее не было, или она была слабо выражена). Если же такое наблюдалось у него ранее, то она имеет право на расторжение брака, но только после прохождения испытательного срока.
  67. Когда с человека снимается постановление о том, что он не способен на половой акт – если он способен на введение головки полового органа в половой орган женщины. Если же у него нет головки, то путем введения такого размера полового органа, который равен размеру головки, если бы она была. Примечание: если до брака с этой женщиной, мужчина был женат на другой и был способен на половой акт, то женщина не имеет право на расторжение брака, т.к. ее никто не обманывал, но ему дается испытательный срок, и если в течение него он окажется не способным на половой акт, то она имеет право на хуль’.
  68. Дается ли испытательный срок тому, у кого вообще нет полового органа (мажбуб) – нет. Также, если импотенту был дан испытательный срок, в течение которого он потерял половой орган вовсе, то этот испытательный срок прекращается на этом.
  69. Как поступать, если женщина заявляет о неспособности мужа совершить половой акт, но муж отрицает это – здесь может быть две ситуации: 1) если при никахе она была девственницей, то она отправляется на осмотр к доверенной женщине, которая подтверждает то, что та не лишилась девственности, и в этом случае, мужчине дается испытательный срок 2) если при никахе она уже не была девственницей, то либо можно провести медицинское исследование относительно мужчины, а иначе принимается слово женщины с ее клятвой.