001. Глава об условиях действительности сделки и запретных видах торговли.
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
1. Глава об условиях действительности сделки и запретных видах торговли.
- Какой заработок наилучший – трофеи на джихаде, затем либо сельское хозяйство, либо производство, и уже затем торговля.
- Каково постановление продажи опьяняющих напитков – запрещено.
- Постановление продажи спиртовых средств, не предназначенных для питья – разрешено с условием: чтобы этому предмету не было замены, чтобы человек не использовал этого для питья.
- Каково постановление продажи мертвечины – запрещено.
- Можно ли продавать шкуру мертвечины до дубления – нет.
- Можно ли продавать шкуру мертвечины после дубления – да.
- Можно ли продавать шерсть, волос и пух мертвечины – да, т.к. они не являются нечистотой.
- Можно ли продавать кости и рога мертвечины – да.
- Каково постановление продажи свиньи и свинины – запрещено.
- Каково постановление использования волос свиньи – разрешено, но продажа запрещена.
- Можно ли убивать свиней – да.
- Каково постановление продажи идолов – запрещено.
- Можно ли купить идола из драгматериала с целью использовать его куски – нет, т.к. этому есть замена. Что касается того, чтобы купить идол, с целью разбить его, то это разрешено при двух условиях: а) если нет другого способа разбить этот идол б) чтобы люди знали о том, что ты покупаешь идол для разбивания, а не для поклонения ему.
- Можно ли использовать жир мертвечины – да.
- Можно ли торговать навозом или химическими удобрениями – если навоз животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу, то он не является нечистотой, его можно продавать и пользоваться им. Если же нет, то нет. Химические удобрения также можно продавать, кроме как если в них содержится нечистота, которая не перешла в иное состояние.
- Если продавец и покупатель разногласят в цене товара – т.е., напр., если покупатель забрал товар после сделки, но денег не отдал, затем пришел отдавать деньги, и появилось разногласие относительно того, по какой цене был куплен товар – продавец говорит за 1300, а покупатель за 1000. При этом ни у одной из сторон нет довода на правдивость, а также отсутствуют всякие косвенные доводы. В этом случае, как продавец, так и покупатель клянутся Аллахом на то, что его слово правдиво, а слово второго ложно. Если один из двоих отказывается клясться, то постановление выносится против него. Если оба поклялись или оба отказались, тогда сделка разрывается и может быть одна из двух ситуаций: а) товар все еще присутствует и есть возможность вернуть его, тогда покупатель возвращает товар и оставляет у себя свои деньги б) товара уже нет – тогда третий справедливый мусульманин, опираясь на рыночные цены, назначает среднюю цену этого товара, и покупатель обязан отдать эту цену продавцу. При этом, назначенная цена не должна превышать цены продавца, и не должны быть ниже цены покупателя (в нашем примере между 1000-1300).
- Как происходит взаимная клятва при разногласии продавца и покупателя – продавец говорит: «клянусь Аллахом, я продал этот товар за такую-то цену и не продавал его по такой-то цене», также говорит и покупатель, но вместо «продал» говорит «купил».
- Если разногласие произошло по количеству товара, тогда как товар имеется – пример этому: во время сделки покупатель отдал деньги, но не забрал товар. Затем покупатель пришел за товаром, и начали разногласить в количестве товара: продавец говорит: «Я продал тебе за тысячу только компьютер», а покупатель говорит: «Нет, я купил у тебя за тысячу компьютер и принтер». В этом случае каждая из двух сторон клянется, затем разрывается сделка, затем продавец возвращает забранные деньги, а покупатель должен вернуть часть товара, который он забрал, если он забрал что-то из товара.
- Если разногласие по количеству товара, тогда как возврат товара уже невозможен – пример этому: продавец продал покупателю товар, но взял три дня на раздумье, если передумает, может забрать товар обратно. Затем продавец передумал и пришел забирать свой товар обратно, и получилось разногласие относительно количества товара, продавец говорит: «Я продал тебе компьютер и принтер», а покупатель: «я покупал у тебя лишь компьютер». В этом случае оба клянутся, затем сделка разрывается. При этом берется средняя рыночная цена компьютера и принтера. Например, компьютер стоит 1000, а принтер 200. Затем покупатель отдает среднюю цену – в нашем случае 1100, продавец же возвращает забранные ранее деньги покупателя, если он их забирал.
- Если разногласие произошло в качестве товара, тогда как возврат товара уже невозможен – пример этому такой же, как в прошлом вопросе, но разногласие возникло в качестве товара, продавец говорит: «я продал тебе хорошего, жирного барана», а покупатель говорит: «плохого, тощего». В этом случае оба клянутся, сделка разрывается, покупатель возвращает среднюю цену между качественным и некачественным товаром. Например, хороший баран стоит 1000, а плохой 600, отдает 800.
- Если продавец и покупатель спорят о дополнительных условиях сделки — были ли они поставлены – пример этому: я купил у тебя товар с условием рассрочки, или с условием раздумья на неделю, нет, я продал тебе товар без этих условий. В этом случае оба клянутся, затем сделка разрывается, и каждый возвращает то, что забрал.
- Если разногласие продавца и покупателя по поводу того, какой именно товар был продан – пример этому: я купил у тебя вот этого барана, нет, я продал тебе вот этого. Тогда продавец клянется на свое заявление и покупателю дается выбор: соглашаться с продавцом или нет, если нет, то сделка разрывается и продавец отдает деньги обратно.
- Если кто-то из сторон сделки заявляет, что в ней имелось аннулирующее ее условие – как если продавец или покупатель говорит: я продал (или купил) товар под принуждением, или был малолетним, или продал в обмен за спиртное и т.п. Тогда его заявление не принимается, т.к. основа действительность сделок между мусульманами.
- Если продавец и покупатель спорят о том, когда в товаре появился дефект — после его передачи или до – если невозможно понять, когда появился дефект, тогда каждый клянется на свое заявление, или же не клянется ни один из них, в любом случае, покупатель может вернуть товар обратно, а продавец должен отдать цену среднюю между дефектным и не дефектным товаром. Если же одна из сторон отказывается клясться, то постановление выносится против нее.
- Можно ли продавать собаку (охотничью или любую другую) – нет.
- Должен ли тот, кто погубил чью-либо собаку, возмещать убыток – нет, но может отдать другую собаку. А если же хозяин погибшей собаки требует возмещения, то ем можно дать что-либо из денег или предметов, чтобы не было смуты. Что же касается судьи, то он может вынести постановление о наказании погубившего, за то, что тот перешел границы относительно чужой собаки.
- Можно ли убивать обученную собаку, а также ту, владение которой разрешено шариатом – нет.
- Можно ли сдавать собаку в аренду – нет, т.к. аренда вид торговли.
- Можно ли дарить собаку, и переходит ли она по наследству – да, т.к. это неимущественное взаимоотношение.
- Можно ли обменять собаку на собаку или на какое-либо имущество, имеющее цену – собаку на собаку можно, при этом позволяется то, чтобы цена одной собаки была выше другой, т.к. собака не имеет цену в шариате, а цену собака имеет лишь у людей. Обмен же собаки на имущество, имеющее цену, не позволяется.
- Можно ли заводить и держать собаку – можно для трех целей: а) охотничья б) охрана стада в) охрана посевов.
- Можно ли продавать диких животных – если от животного есть польза (можно надрессировать его на охоту, или перевозить на нем что-либо, или использовать его шкуру после ее дубления и т.п.), то можно, а иначе нельзя.
- Можно ли продавать чучело в виде животного, сделанное из шкуры животного – нет.
- Продажа предмета с условием того, что продавец продолжит пользоваться им определенное время — разрешено, при этом время пользования должно быть обговоренным и известным.
- Можно ли покупатель продать товар, которым по договору временно пользуется продавец – да, но данное условие переходит как обязанность на второго покупателя. Если же второй покупатель не знал о наличии этого условия, то он может расторгнуть сделку.
- Можно ли продать раба, которому обещано, что он свободен после смерти хозяина (мудаббар) – да, но если у хозяина нет нужды к продаже, то лучше не продавать.
- Можно ли продавать жидкость (масло, сок и т.п.), в которую попала нечистота – если жидкость превратилась в нечистоту путем изменения цвета, вкуса или запаха, то продавать ее запрещено, пока она не будет очищена, путем фильтра или добавки этой же жидкости или иным способом. Если же не превратилась в нечистоту, тогда продавать ее можно, но необходимо предупредить покупателя об этом, если это возможно.
- Можно ли продавать кошку – да, если от нее есть польза (поедает мышей, вредных насекомых, ящериц и т.п.), если же из такой породы, от которой нет пользы, то продавать ее нельзя.
- Можно ли продавать осла и мула – да, если покупатель берет его не для употребления в пищу.
- Можно ли продавать обезьян – если от нее нет существенной пользы, то нет.
- Можно ли продавать птиц – те виды птиц, от которых есть польза (употребление в пищу, красивый голос, цвет, или приносит пользу на охоте, или используются ее перья и т.п.), то можно, но цена должна соответствовать ее пользе. Если же пользы нет, то нет.
- Можно ли продавать насекомых – только тех, от которых есть польза (используются как приманка при рыболовстве, пиявки, для изготовления лекарственных средств и т.п.).
- Можно ли продавать шелкопряда – да.
- Можно ли продавать пчел – да, но с условием того, чтобы было известно количество пчел, и была возможность их доставки.
- Можно ли продавать кровь – нет.
- Можно ли делать переливание крови – в основе нет, т.к. переливание подобно поеданию крови, в том смысле, что результат одинаков – питание организма. Но переливание позволительно при нужде и вынужденности, но при этом донор должен отдать свою кровь безвозмездно. Если же донор не согласен на это, то тот, кому переливают, может отдать донору требуемую сумму, не беря при этом греха, но грех берет донор. Что касается сдачи крови, то это разрешено также безвозмездно.
- Можно ли продавать мускус, производимый из крови газели – да, единогласно. Это подтверждает тезис о том, что разрешено продавать предмет, использование которого запрещено в определенном направлении. Т.е. кровь нельзя употреблять в пищу, но использовать благовония (мускус) разрешено, т.к. это не прием пищи, а, следовательно, и продавать его для этих целей позволяется.
- Можно ли продавать газеты и журналы, в которых изображения живых существ – они бывают двух видов: а) в которых изображения основная цель (глянцевые журналы и т.п.) (т.е. письменная информация в них не важна, но важны сами изображения) – такие продавать нельзя б) в которых главное письменная информация (новости, научные данные и т.п.), такие продавать можно. Это, исходя из правила – то, что не позволяется в основе, позволяется вместе с чем-либо заодно.
- Что значат слова хадиса — и укажи им, что уаля будет им – т.е. укажи и согласись на это в договоре, а затем я укажу на то, что данное условие запрещено, и это станет им наказанием и проучиванием за то, что зная, о недействительности этого условия, они все же настаивали на нем.
- Может ли хозяин продать раба, с которым у него заключен договор о выкупе (мукатаб) – может с согласия раба. При этом договор о выкупе не аннулируется, но переходит к новому хозяину.
- Что значит дополнительные условия в сделке – т.е. условия, которые не являются условиями действительности сделки, но ставятся дополнительно к основным условиям сторонами сделки. Отличия дополнительных условий от основных: а) основные установлены шариатом, а дополнительные сторонами сделки б) от выполнения основного условия зависит действительность сделки, а невыполнение дополнительного ведет к необязательности сделки для одной из сторон и право на ее разрыв в) основные условия невозможно отменить г) основные условия все узаконены, а дополнительные могут быть разрешенными и запретными.
- В какое время могут быть поставлены дополнительные условия в сделке — до, после или вместе – могут быть поставлены до, могут при самой сделке, а могут быть после сделки, пока стороны не разошлись телами, или в тот промежуток времени, который взят одной или обеими сторонами на раздумье (хыяр уш-шарт).
- Виды дополнительных условий в сделке – три вида: а) то, что итак вытекает из понятия сделка (как то, что продавец должен передать товар, или то, что права владения переходят к покупателю, или то, что покупатель имеет право вернуть товар, если в нем обнаружится дефект и т.п.). Такой вид действителен и является усилением того, что итак понятно. б) то, что не вытекает из самого понятия сделка и в условии есть польза для одной из сторон. Такой вид также действителен. в) все, что кроме первых двух. Такой вид может быть действителен, а может быть и нет.
- Может ли покупатель поставить продавцу условие дополнительного действия относительно товара – да (пример этому: я покупаю у тебя дом, с условием, что ты сделаешь в нем ремонт; или я покупаю у тебя дрова, с условием, что ты нарубишь их и т.п.).
- Может ли продавец поставить условие о том, что покупатель не должен продавать или дарить товар – может, если на это есть правильная шариатская цель (я продаю тебе это животное, с условием, что ты не продашь его такому-то, который известен издевательством над животными).
- Может ли продавец продать раба с условием, что покупатель должен освободить его – да.
- Если покупатель не выполнил условие освобождения раба – продавец имеет право на расторжение сделки, но судья не может заставить покупателя освободить раба.
- Если продавец говорит — если захочешь продать товар, то продашь мне, по той цене, по которой желаешь – такое условие разрешено.
- Разрешено ли условие, связанное с будущим (продаю тебе, если разрешит мой отец и т.п.) – да, если срок известен.
- Разрешено ли условие — продаю тебе товар, с условием, что расплатишься со мной в течение 5 дней – да.
- Может ли продавец поставить условие — продаю, но если обнаружится дефект, я ответственности не несу – да, при этом если дефект действительно обнаружится, то продавец не несет за него ответственности, кроме как если он знал о наличии этого дефекта.
- Если продал землю на условии, что она тридцать соток, но затем выяснилось, что ее площадь 40 или 20 – если площадь больше, чем предполагалось, то покупатель доплачивает цену за излишек, либо продавец оставляет его бесплатно, либо сделка разрывается. Если площадь меньше, чем предполагалось, тогда продавец возвращает излишек цены, либо покупатель прощает это, либо сделка разрывается.
- Основы и правила того, какие условия разрешены в договорах и сделках, а какие запрещены – основа в договорах и условиях к ним, что они разрешены, кроме как, если в контекстах приходит запрет на этот вид договора или условия (при этом под контекстами имеется в виду Коран, Сунна, единогласное мнение и кыяс). И здесь два важных правила: а) все, что было лишь разрешенным без условия, после обусловливания становится обязательным б) все, что запрещено в шариате, условие не делает это разрешенным. Пример: невеста ставит условие жениху, что тот не вывезет ее из ее страны, или не женится на второй пока они в браке. Здесь необходимо посмотреть, разрешены ли эти действия в шариате – ответ: да, человеку разрешено не вывозить жену из страны, также ему разрешено не жениться на второй и т.д., значит это условие разрешено и действительно, и если человек соглашается на него, то это становится ему обязательным.
- Каково постановление продажи рабыни статуса умм уль-уаляд (родившая ребенка хозяину) – разрешено.
- Каково постановление продажи воды – вода бывает 5 видов: а) вода, которую человек ввел в свое владение (как набрал в свой бурдюк или бочку). Эту воду продавать можно б) огромные водоемы – как реки, озера и т.п., — такую воду продавать нельзя и никто не может ввести ее в свое частное владение в) ручьи и мелкие реки и водоемы на общей земле. Такую воду продавать нельзя, но больше прав на ее использование имеет тот, кто живет ближе к ней. Он имеет право поливать свой огород этой водой так, чтобы вода в огороде набралась до щиколоток, затем обязан отпустить воду следующим соседям г) небольшой источник воды, берущий начало на частной земле. В этом случае хозяин земли имеет первостепенное право на пользование этой водой для любых своих целей, затем должен отпустить воду течь дальше за его частную землю, и не имеет права продавать ее, т.к. ее течение от Аллаха. При этом он может брать за воду небольшую цену за проделанный труд, если именно он раскопал этот источник, или облагородил его, обеспечив полноценное течение д) если человек проделал труд, пробурив скважину и найдя воду на глубине так, что она не вытекает на поверхность земли, кроме как с приложением человеческого труда, то такую воду разрешено продавать иншаАллах.
- Можно ли сдавать в аренду свою очередь водного дня – нет, т.к. это считается за продажу излишка воды, в котором ты не нуждаешься.
- Можно ли продавать дождевую воду, собранную в спецводоемы – человек, построивший эти спецводоемы, имеет первостепенное право на пользование этой водой во всех его личных целях, но продавать эту воду на постоянной основе не может, также не может запрещать пользование этой водой остальным людям из того, что превышает его потребности. Но может брать небольшую плату какое-то время взамен труда и затрат, которые он вложил.
- Можно ли продать колодец или источник воды, находящиеся на частной земле – да.
- Можно ли брать плату за отдачу в пользование самца животного (на покрытие самки) – нет.
- Если хозяин самки дал подарок за пользование самцом без предварительного обусловливания – разрешено его принять, но необходимо сделать так, чтобы подарки за это не стали обычаем так, что человек порицается, если такого подарка не дает.
- Можно ли продавать прививочную ветку пальмы или иного дерева – да.
- Что такое торговля — хабал юль-хабаля (плод плода) и каково ее постановление – ученые истолковали этот термин, приведенный в хадисе двумя разъяснениями: а) когда человек покупает мясо, но срок расплаты за него устанавливает тем, что расплатится, когда данная беременная самка родит, а затем тот плод, который родился также родит в свою очередь б) когда человек покупает верблюдицу, а также плод ее плода. Оба этих вида торговли запрещены.
- Что такое – уаля и каково постановление продавать и дарить ее – уаля это право освободителя раба на наследство освобожденного раба после смерти последнего. Уаля нельзя ни продавать, ни дарить.
- Что такое торговля — камешек, какие ее виды и постановление – виды этой торговли: а) когда человек говорит: я продал тебе ту одежду, на которую упадут эти камешки по такой-то цене б) я продаю тебе столько земли до куда долетит камень, кинутый тобой по такой-то цене в) если при покупке товара берет в руку камешки и говорит: мне по такой-то цене столько товара, сколько камешков у меня в руки, или при продаже товара говорит: я продал тебе за такую-то цену столько товара, сколько камешков в моей руке г) при торговой сделке человек берет в руки камешки и говорит: сделка считается безвозвратно состоявшейся тогда, когда я брошу эти камешки. Все эти виды запрещены.
- Когда сделка становится сделкой с превышающим риском и неизвестностью (гарар) – тогда, когда участник сделки между прибылью и убытком, или когда в товаре есть возможность недостатка так, что если бы человек знал о нем, то не был бы доволен этой сделкой. Пример этому: а) если доставка товара невозможна или он труднодоставляем б) если товар неизвестен или не существует на момент сделки в) если товар продается человеком, который не имеет права на его продажу и др. виды.
- Какого уровня риск и неизвестность прощается шариатом – двух видов: а) когда вещь продается заодно, а не как отдельный товар (напр., фундамент при продаже дома, или плод самки при продаже ее самой и т.п.) б) когда такого рода обман считается приемлемым у людей при торговле.
- Каково постановление торговли с превышающим риском и неизвестностью (гарар) – запрещена.
- Каково постановление игры в лотерею – запрещена.
- Каково постановление покупки товаров, в которые вложены призы или возможность их наличия – здесь может быть две ситуации: а) если товар продается по одинаковой цене, без разницы, заложена в него возможность наличия приза или нет. Такой товар покупать можно, т.к. человек здесь между возможностью прибыли или ее отсутствием так, что убыток ему не грозит б) если товар с возможностью наличия приза стоит дороже, чем без такой возможности, тогда запрещено покупать такой товар, т.к. человек здесь между возможностью прибыли и убытка. Что касается такой ситуации, когда тебе предлагают купить товара на такую-то сумму в обмен на то, что твое имя будет занесено в розыгрыш лотереи, то здесь ты можешь купить столько товара, сколько ты собирался до того, как узнал о лотерее и не должен покупать товар в большем количестве, чтобы набрать нужную сумму покупки для участия в лотерее.
- Разрешено ли компании продвигать свой товар путем подарков и призов в товаре – да, если это не ведет к монополии на рынке, и данное явление должно контролироваться государством.
- Каково постановление деятельности финансовых страховых компаний – запрещено.
- Каково постановление профсоюзных (добровольных), нефинансовых страховых сообществ – это когда участники этого сообщества складывают из своего имущества каждый сколько желает без конкретной ставки так, что если с одним из участников что-либо случится, то он может покрыть свои затраты из общих денег сообщества. При этом, если сообщество распадается, то каждому участнику возвращается сумма денег пропорционально проценту его вклада. Также если сообществом набирается необходимая сумма, а бед не у кого не происходит, то сообщество прекращает прием денег. Также цель этого сообщества – взаимопомощь, а не накопление финансов. Деятельность такого сообщества разрешена.
- Каково постановление договора группы людей о сборе средств и делении их среди участников по кругу – разрешено, но лучше оставить это, т.к. часто приводит к разногласиям и ссорам.
- Каково постановление продажи купленного товара до того, как он был забран – запрещено.
- Можно ли производить с купленным товаром неторговые сделки (дарение, садака…) до его забирания – да.
- Можно ли освободить раба до того, как ты забрал его у продавца после покупки – да.
- Каким образом происходит забирание различного вида товаров – если речь идет о товаре, который поддается перенесению, то его необходимо унести от продавца (при этом не ставится условие, чтобы покупатель унес его до своего дома или места на рынке). Если речь идет о том, что передается рукой, то достаточно принять его рукой. Если речь идет о недвижимости или том, что не поддается переносу, то его забирание заключается в том, что продавец освобождает землю или помещение от себя и того, что ему принадлежит.
- На ком ответственность если товар погиб при форс-мажорной ситуации до его забирания покупателем – если продавец препятствует забиранию товара покупателям (как, напр., говорит: я не передам тебе товар, пока не принесешь деньги), то ответственность на продавце. Если продавец не препятствовал, но покупатель оставил товар у продавца по собственной инициативе, тогда ответственность на покупателе.
- Кто несет ответственность, если товар погиб по вине покупателя – покупатель.
- Кто несет ответственность, если товар погиб по вине третьей стороны – в этом вопросе имеется в виду, если ответственность за товар все еще на продавце. В этом случае, сделка остается действительной, и покупатель имеет право на выбор одного из двух: а) расторгнуть сделку и забрать свои деньги у продавца (а потом уже продавец будет требовать возмещения у погубившего) б) оставить сделку действительной и требовать у погубившего возврата подобного товара, а если это невозможно, тогда цены за товар.
- Кто несет ответственность, если товар погиб по вине продавца – покупатель имеет право на расторжение сделки с возвратом денег, либо же оставление сделки в силе с требованием товара, подобного погубленному, или же, если это невозможно, его цену.
- Кто должен оплачивать сумму за взвешивание товара и его поставку – основа, что за взвешивание товара платит продавец, а за поставку покупатель, кроме как если не договорятся на обратном.
- Если человек купил товар в известном объеме, должен ли он замерять товар заново при продаже – да, кроме как если упаковка товара является постоянной, не изменяющейся.
- Каково постановление покупки еды кучей – разрешено, если эта куча поддается зрительной фиксации.
- Можно ли продавать незабранный товар, если он был приобретен не в результате имущественного взаимоотношения – да. Пример этому, если товар получен по наследству, или в подарок, или в качестве милостыни, или из трофеев или по завещанию.
- Можно ли продавать незабранный товар, если при его гибели договор не может быть расторгнут – да. Пример этому возврат махра при разлучении мужа и жены в виде требования хуль’а, или договор об освобождении раба за плату (освободи раба, я подарю тебе автомобиль), или выплата по перемирию в вопросе преднамеренного убийства, или ранения или погубленного товара.
- Можно ли продать незабранный товар, если он продается обратно первому продавцу – нет, его необходимо сначала забрать.
- Можно ли передать право на владение незабранного товара другому (компаньенство), или продать за ту же цену – нет, т.к. оба этих понятия ни что иное, как продажа.
- Что значит запрет на две сделки в одной – у этого есть четыре истолкования: а) две цены за товар, одна за единовременную выплату, другая за рассрочку, при этом, покупатель забирает товар, не обозначив вид оплаты б) я продам тебе эту книгу, если ты продашь мне этот диктофон в) когда при договоре «саляма» поставщик не может поставить товар в срок, поэтому просит у покупателя отсрочки с условием, что поставит товар в большем количестве г) продажа аль-‘ина (покупатель покупает товар у продавца за 1000 в рассрочку, затем продает этот же товар этому же продавцу за 800, но за наличные).
- Каково постановление продажи товара в рассрочку – разрешено, кроме как если товар не из группы тех, в которых протекает риба.
- Можно ли заключать договор с посторонним условием того, что одна из сторон даст в долг – нет. Это может проявляться двумя проявлениями: а) ставит условие долга б) ставит условие заключения сделки «салям».
- Что значит запрещено ставить два условия в сделке – это и есть «запрет на две сделки в одной», и не имеется в виду, что нельзя ставить два посторонних условия при заключении сделки.
- Что значит запрет на получение прибыли от товара, который не под твоей ответственностью – т.е. если при гибели товара ответственность за его гибель будешь нести не ты, то ты не имеешь права продавать этот товар. Пример этому: а) если человек продает незабранный товар, который не может забрать из-за того, что продавец не отдает его б) продавать отобранный у него товар, тогда как этот товар в руках отобравшего в) продавать предмет, который в долгу у кого-либо (я дал тебе в долг компьютер, и не могу продать его пока не заберу его у тебя).
- Что значит запрет на продажу того, «что не у тебя» – т.е. ты не имеешь права продавать какой-то конкретный, определенный (например, именно этот дом, или компьютер) предмет, который в частном владении постороннего человека, который не выставил этот предмет на продажу. Если же речь идет не о конкретно-определенном предмете, а лишь об описанном описанием, то его продавать разрешено, даже если в твоем владении его нет (продай мне корову рыжего цвета, дающую 10 литров молока, среднего возраста и т.п.).
- Может ли тот, у кого отобрали что-либо, продавать этот товар тому, кто может забрать его у отобравшего – да.
- Можно ли сказать, что сделка вида салям является продажей того, «что не у тебя» – нет, т.к. в этой сделке речь идет об описанном товаре, а не о частном предмете. Если человек говорит: ты должен поставить мне 100 мешков пшеницы через два месяца – это разрешено. Если же он говорит: ты должен мне поставить 100 мешков пшеницы с урожая именно этих 10 гектаров, а не с других, то это не разрешено.
- Можно ли ставить дополнительное условие о том, что участник сделки разменяет денег, или сдаст квартиру и т.п. – нет. Пример этому: а) я не продам тебе компьютер, если не согласишься разменять мне на рубли 5000 долларов б) я не продам тебе автомобиль, если не согласишься сдать мне в аренду твою квартиру.
- Что значит договор задатка, и каково его постановление – это бронирование товара или съемной квартиры с условием оставления задатка (не продавай этот товар никому в течение недели; я сам его у тебя куплю, я оставляю тебе за это задаток 1000 рублей. Если же я передумаю, то эта тысяча останется тебе). Это разрешено.
- Что значит договор изготовления и производства, и каково его постановление – пример этому заказ на изготовление шкафа или шитье одежды и т.п., с предоплатой или без нее. Это разрешено, если заказываемый объект будет описан точным описанием, и будет поставлен срок выполнения заказа.
- Можно ли отдавать долг или расплачиваться за товар не в той валюте, в которой был взят долг или товар – да, с двумя условиями: а) расплата должна быть произведена по курсу дня расплаты, а не дня взятия долга б) должник должен отдать всю сумму сразу, и нельзя отдавать лишь часть денег в другой валюте, а остальное потом. Кроме как, если изначально было обговорено, что должник будет отдавать долг по частям. В последнем случае можно отдать ту сумму, время которой подошло в другой валюте, а оставшийся долг в свое обговоренное время.
- Можно отдать долг в иной валюте, если возврат долга происходит до обговоренного срока – да. С теми же условиями, что в прошлом вопросе.
- Что такое нажш (завышение цены товара без желания его приобретения) и каково его постановление – это когда покупатель договаривается с продавцом о цене товара, и в это время подходит третий человек и начинает устраивать искусственный аукцион, завышая цену, не желая его купить. При этом, это третий человек может работать в сговоре с продавцом или без сговора. Также нажш может быть, если покупатель говорит: продай мне за 80, а продавец, обманывая, говорит: я сам его за 80 купил.
- Каково постановление покупки, если при ее совершении произошел нажш – действительна, но покупатель может вернуть товар и забрать свои деньги.
- Что такое мухакаля (продажа собранного зерна за зерно в колосьях) и каково ее постановление – это продажа собранного, очищенного зерна, известного в объеме за зерно в колосьях. Этот вид сделки запрещен и недействителен.
- Что такое музабана (продажа собранного финика и изюма за виноград и финик на дереве) и его постановление – это то же самое, что мухакаля, но более объемно, т.к. в музабану входит также продажа изюма за виноград на дереве, и продажа собранного финика за финик на дереве.
- Что такое мухабара (использование земли за часть урожая) и его постановление – это когда владелец земли отдает землю в пользование с условием расплаты частью урожая. Если договариваются так, что арендатор отдаст в качестве аренды долю из урожая (напр. 1/3 или 1/4 или 1/2 и т.п.), то это разрешено. Если же отдает урожай с конкретной части земли, то это запрещено.
- Что значит запрет на исключение в сделке, кроме как, если исключение известно – т.е. когда человек продает что-либо, но при этом исключает из продажи этого товара его часть (продаю тебе компьютер, но без его жесткого диска). Это разрешено, если исключаемо известно. При этом возможно множество ситуаций, приведем из них шесть: а) известное исключение из известного количества (продаю тебе эти 10 деревьев, кроме этих двух) б) неизвестное исключение из известного количества (продаю тебе эти 10 деревьев, кроме двух) в) исключение того, что известно в количестве из того, объем чего известен лишь зрительно (продаю тебе эту кучу яблок, кроме 5 кг) г) продажа зарезанного животного с исключением головы, или шкуры и т.п. д) продажа животного с исключением плода е) продажа живого животного с исключением его жира. Все это разрешено, кроме б) и е). Что же касается того, если в случае е) животное будет зарезано и разделано, то разрешено продавать эту тушу с исключением жира, ведь он отделен от мяса и его количество известно.
- Если продавец исключил голову или шкуру животного, а затем покупатель отказался резать животное – в этом случае, если продавец при договоре ставил условие того, что животное должно быть зарезано (немедленно или в такой-то срок), то покупатель принуждается к этому. Если же такого условия не ставилось, то назначается цена исключенной части (голова или шкура и т.п.) и продавец принуждается к взятию этих денег, но не берет исключенную часть натурой.
- Что значит сделка мулямаса и ее постановление – это когда одно лишь дотрагивание покупателем до товара рассматривается как его согласие на покупку, а может даже как его отказ от права возврата товара. Такое запрещено.
- Что значит сделка мунабаза и ее постановление – то же самое, что в прошлом вопросе, но вместо дотрагивания – бросание товара покупателю.
- Каково постановление продажи отсутствующей вещи – т.е. товар не присутствует при договоре и покупатель не видит его. Такая сделка разрешена и действительна при условии подробного правильного описания товара.
- Каково постановление сделки, совершенной слепым человеком – его сделка действительна, если он ознакомился с товаром (либо ему его описали, либо он потрогал его, или попробовал на язык или понюхал или послушал и т.п.).
- Каково постановление выезда для встречи деревенских людей для перекупки их товара – запрещено.
- Где можно встречать деревенских людей для перекупки их товара – когда они заедут на рынок, даже если не добрались до середины рынка и не заняли своих мест. Но это при условии, что рынок является рынком их товара (т.е. если рынок начинается с электроники, а деревенский привез животных, то его товар можно перекупать тогда, когда он доберется до рынка животных).
- Каково постановление перекупки товара у деревенского человека, если она все же произошла – сделка действительна, но продавец имеет право на ее разрыв, когда доберется до рынка.
- Если человек выехал без намерения перекупать товар деревенских людей, но встретил их по дороге – все равно запрещено производить перекупку.
- Имеет ли деревенский человек право на расторжение сделки в любом случае или только при обмане – в любом случае, т.к. возможно, что даже если у него купили его товар по средне-рыночной цене, но когда он добрался до рынка, то понял, что мог бы продать товар выше среднерыночной цены, или хотел продать именно какой-то категории людей и т.п.
- Может ли один деревенский купить товар у другого, до того, как они добрались до рынка – да.
- Может ли перекупщик отправляться по деревням для скупки товара у деревенских – да.
- Можно ли выезжать на встречу деревенским для того, чтобы продать им что-либо – нет.
- Может ли местный в городе продавать товар неместного, и каково постановление развоза товара под реализацию – что касается того, чтобы городской (местный) продавал за деревенского (или даже за городского, но с другого города), то это запрещено. При этом, постановление касается не только городского и деревенского, но так же и неместного в данном городе. Если же деревенский не знает цен и не имеет способности торговать так, что его обманут и обхитрят, то в этом случае, можно помочь деревенскому в продаже его товара. Примечание: данное постановление не касается развоза товара по торговым сетям городов под реализацию, но это разрешено, т.к. от этого не страдает городское население и это не приводит к повышению цен, но, наоборот, способствует развитию изготовляющих предприятий и разнообразию продукции в магазинах города. (см. также вопрос 3473).
- Действительна ли продажа городского за деревенского – она действительна в том случае, если покупатель даст своего согласие на это.
- Может ли городской покупать за деревенского, и касается ли запрет только продажи – не может также и покупать.
- Может ли городской советовать и подсказывать деревенскому в его сделке – да.
- Что значит продавать на продажу мусульманина и торговать на его торгование и каково постановление этого – а) торговать на торгование – для того, чтобы понять суть этого, нужно понять, что процесс торгования продавца и покупателя делится на несколько этапов: а) когда несколько продавцов зазывают покупателя, либо словом, либо видом б) когда покупатель подошел к одному из продавцов и начал с ним разговор о товаре и его цене в) когда после переговоров обозначилась цена г) когда продавец или покупатель склонился к другому, и это его склонение выразилось либо явно, либо внешне. Так вот влезать в этот процесс можно вплоть до пункта (г), а после (г) запрещено. А продавать на продажу или покупать на покупку брата – это когда посторонний, третий человек говорит покупателю в то время, когда он еще может разорвать сделку с продавцом: «верни ему товар, я продам тебе дешевле, или продам по этой же цене качественнее», или говорит продавцу в то время, когда он еще может разорвать сделку с покупателем: «верни этот товар, я куплю у тебя дороже». Это запрещено.
- Если кто-либо все же продал на продажу мусульманина, то действительна ли сделка – нет.
- Можно ли продавать на продажу неверующего (зиммий) – нет.
- Каково постановление сделки в виде аукциона – разрешено, если аукцион начался до пункта (г) как в ответе № 2656.
- Имеют ли право покупатели сговариваться на том, что не купят товар дороже такой-то цены – нет.
- Каково постановление разделения рабов родственников при их продаже – запрещено, и запрет касается любых двух рабов, которые являются родственниками.
- До какого возраста нельзя разделять рабов родственников при продаже – до совершеннолетия.
- Действительна ли сделка, при которой произошло разделение рабов родственников – нет.
- Можно ли разделять между рабами родственниками без продажи – если разделение происходит вследствие вынужденного взаимоотношения (раздел наследства или трофеев, арест имущества для возмещения долгов и т.п.) – то можно; если вследствие взаимоотношения по выбору (как дарение, или милостыня, или уакф и т.п.) – то нельзя. Разрешено также освободить одного раба, оставив его родственника в рабстве, т.к. это не ведет к разрыву их родственных отношений.
- Каково постановление искусственного регулирования цен – в основе это запрещено, но правитель или его наместник могут предпринять такие меры в том случае, если завышение цен произошло из-за искусственных спекуляций продавцов и участников рынка.
- Можно ли принудить одного из участников рынка повысить цены и не сбивать их – в основе нет, но если правитель или его наместник видят в этом общую пользу для рыночных отношений, то разрешено в рамках пользы.
- Что значит искусственное повышение спроса на товар и спекуляция им и его постановление – это когда торговец или группа торговцев скупают на рынке какой-либо вид необходимого населению товара, затем задерживают его на складах с целью повышения спроса, а соответственно и цен, затем выносят этот товар на продажу. Данное деяние запрещено. Но не подпадает под запрет то, что человек запасает еду или что-либо подобное для собственных нужд.
- Что значит — тасрия — искусственное повышение количества молока скотины для обмана покупателя – это когда продавец скотины не доит ее в течение нескольких дней для того, чтобы при продаже этой скотины, создать обманчивое впечатление того, что она дает много молока.
- Каково постановление тасрии – запрещено.
- Попадает ли корова под запрет тасрии – да, вместе с тем, что в хадисе речь идет лишь о верблюдице и овечке.
- Действительна ли сделка тасрии – да, но обманутый покупатель имеет права разрыва сделки и возврата скотины.
- Что должен вернуть покупатель продавцу за выпитое молоко при возврате скотины – один са’ фиников.
- Если продавец и покупатель взаимно согласны на возвращение за молоко чего-то, кроме фиников – разрешено вернуть не финиками в этом случае.
- Если молоко еще не выпито, обязан ли продавец принять именно молоко, а не финики – нет.
- Если люди живут в местности, в которой нет фиников – тогда обманутый покупатель отдает другой вид распространенной пищи в этой местности, также в объеме одного са’.
- Если покупатель вернул скотину до ее доения, возвращает ли он вместе с ней еще и финики – нет.
- Если покупатель еще при покупке знал, что эта скотина не дает столько молока, может ли он ее вернуть – нет.
- Если скотина действительно стала давать столько молока, сколько было при покупке – в этом случае покупатель не имеет права на возврат скотины.
- Если покупатель возвращает скотину из-за дефекта, отдает ли вместе с ней финики – да.
- Какой финик отдается взамен молока – минимальный уровень среднего качества.
- Если купил несколько животных, должен ли отдавать за каждого са’ фиников – да.
- Обязан ли человек вернуть животное сразу, как узнал об обмане, или у него есть три дня – есть три дня.
- С какого времени начинается отсчет трех дней — с покупки, или как узнал о том, что обманут – с того момента как узнал, что обманут.
- Если человек купил не верблюда, овечку, корову, а иное животное, распространяются ли на него постановления тасрия – если это животное покупается специально из-за молока, то распространяются, если нет, то нет.
- Что значит обман в хадисе — кто обманывает, тот не из нас – т.е. скрытие дефекта товара или лживое заявление о качестве товара. Сюда же относится скрытие дефекта относительно имущество, отдаваемого взамен товара.
- Каково постановление продажи финика или винограда тому, кто будет изготавливать из этого вино – это запрещено в том случае, если продавец убежден или думает наверняка, что покупатель будет использовать этот товар в дурных целях.
- Можно ли продать раба мусульманина неверующему – нет, а если такое произошло, то сделка недействительна.
- Можно ли иметь взаимоотношения с тем, в чьем имуществе как разрешенное, так и запретное – если имущество человека полностью из запретного, то запрещено принимать от него подарки, или кушать его угощение. Если же его имущество частично разрешенное, частично запрещенное, то если взаимоотношение касается бумажных денег, то можно вести с ним взаимоотношение; если же касается каких-то товаров, то также разрешено покупать у него товары, принимать подарки и т.п., кроме как, если этот конкретно товар украден или отобран незаконно и т.п. Что же касается того, чтобы что-то продавать ему, то это разрешено, даже если все его имущество запретно.
- Кто имеет право на прибыль от товара, полученную в период от его покупки до возврата по дефекту – тот, кто несет ответственность за этот товар; здесь может быть три ситуации: а) если прибыль или польза неразрывны с товаром (животное стало жирнее или больше или забеременело и т.п.) – в этом случае, при возврате товара продавцу по дефекту, продавец принимает товар и возвращает деньги за товар, а также отдает покупателю деньги за полученную пользу (т.е. разницу между ценой животного, которое было тощим, и тем, когда оно стало жирным) б) если прибыль или польза разрывна от товара и не является его частью (напр. деньги за аренду автомобиля) – эта польза также остается покупателю в) если прибыль или польза разрывна, но является частью товара (урожай сада, молоко животного…) – если эта польза уже была при заключении договора, то она отдается продавцу вместе с товаром; если польза появилась после перехода товара покупателю, то остается покупателю.
- Может ли доверенное лицо совершать неуполномоченные действия, если в них польза доверителю – может, при этом их действительность приостанавливается на разрешении доверителя.
- Если доверенное лицо продает товар так, что доверитель стоит рядом и молчит – сделка считается недействительной, т.к. молчание не значит довольства и согласия. Но, если есть косвенные доводы на то, что молчание доверителя означает его согласие, то сделка действительна.
- Если на продажу одного товара было два доверенных лица, и каждый из них продал этот товар – товар считается проданным тем, кто его продал раньше другого. Что же касается сделки второго, то она недействительна.
- Разрешено ли продавать плод, который в животе животного – нет.
- Можно ли продавать молоко, которое в вымени животного – в этом может быть несколько ситуаций: а) если покупатель забирает корову на определенное количество дней, при этом обговаривает то, что будет забирать от коровы, например, 8 литров молока каждый день, зная, что она обычно способна дать такое количество молока. При этом он оплачивает 8 литров каждый день, или платит единой оплатой за все дни. Это разрешено, т.к. нет никакой неизвестности. При этом, если он надоит меньше 8 литров, то продавец возвращает ему часть суммы б) если забирает корову на несколько дней с условием, что будет забирать все ее молоко, при этом известно сколько обычно эта корова дает молока каждый день. Это также разрешено в) также, как в ситуации (б), но корова эта дает молоко по-разному, иной день много, а иной день мало, тогда это недействительно.
- Если человек продал невыдоенное молоко в определенном, обозначенном объеме – в этом нет проблемы и это действительно.
- Каково постановление продажи женского молока – разрешено.
- Можно ли продавать сбежавшего раба или животного – можно в том случае, если известно его местонахождение и продавец или покупатель способны найти и привести раба или животное.
- Каково постановление продажи трофеев до их деления – не разрешено, т.к. конкретная доля человека неизвестна.
- Может ли человек продавать свою долю закята до его забирания – может, если его доля конкретно обозначилась, и он знает, что конкретно ему принадлежит.
- Каково постановление оплаты труда ныряльщика, который достает что-либо ценное или исследует дно – за исследование дна можно платить плату ныряльщику. Но нельзя платить ему определенную сумму за то, что он вытащит со дна из драгоценностей, пока он их не вытащит.
- Можно ли продавать рыбу в воде (как в общественном водоеме, так и в искусственном) – рыбу, которая в реке или море нельзя, т.к. это продажа того, что тебе не принадлежит, но ее нужно сначала поймать, а уже затем продавать. Если же рыба в искусственном водоеме для выращивания рыб (как бассейны для разведения форели, или рыбы на икру и т.п.), то ее можно продавать, если покупатель видит ее, или она ему описана, а продавец способен ее выловить.
- Можно ли продавать птицу в воздухе (как ту, которая ежедневно возвращается, так и другую) – а) если птица не в твоем владении, то нет, но можно продавать, когда эта птица будет поймана б) если она в твоем владении, но улетела от тебя так, что она не возвращается, то ее можно продавать только в том случае, если есть уверенность, что продавец или покупатель смогут поймать ее в) если она в твоем владении, но улетает от тебя так, что постоянно возвращается домой, то ее можно продавать. При этом, если она все же не вернулась, то покупатель может требовать разрыва сделки и возврата денег.
- Можно ли продавать шерсть со спины живого животного – да, с условием того, что шерсть будет сострижена сразу после сделки.
- Можно ли продавать шерсть со спины зарезанного животного – да.
- Можно ли продавать овощи, которые до сих пор в земле (как с плантаций или парников) – если по ее зелени или ботве можно определить (близко к точному определению) объем или количество овощей, то можно, если же нет, то нет.
- Можно ли продавать или покупать товары или услуги без обговаривания цены – можно, если цена этого товара или услуги твердо установлена и не меняется в этой местности, а если и есть разница в цене между различными продавцами или услугодателями, то разница очень незначительна. Если же постоянной цены не имеется, то нельзя.
- Что значит запрет на продажу — мадамин и маляких – мадамин – это продажа спермы животного. Маляких – это продажа плода животного. Оба этих вида продажи запрещены. См. ответ на вопросы 2590 и 2693.
- О необходимости того, чтобы срок передачи товара, а также цены, был обговорен – это обязательное условие действительности сделки.
- Можно ли продавать товар с отсрочкой цены до времени снятия урожая или до зарплаты – да. При этом, если случился форс-мажор, и урожай был уничтожен, или предприятие, выдающее зарплату обанкротилось, то цену за товар необходимо отдать тогда, когда обычно в этой местности снимают урожай, и когда обычно человек получал зарплату.
- О необходимости того, чтобы было обговорено количество и вид цены – это обязательное условие действительности сделки. Количество – т.е. количество денег. Вид – т.е. валюта, в которой происходит оплата.
- Что такое икаля — добровольное расторжение сделки по просьбе одной из сторон – это расторжение сделки продавцом или покупателем, по просьбе продавца или покупателя, вместе с тем, что самостоятельного, принуждающего права на расторжение сделка ни одна из сторон уже не имеет. Для того, кто просит, это разрешено, а тот, кого просят, желательно ему ответить на просьбу его брата.
- Является ли икаля расторжением старого договора или заключением нового – расторжение старого договора. Если мы скажем, что «икаля» – это лишь расторжение старого договора, то это означает, что при этом могут не соблюдаться условия действительности сделки, но если скажем, что заключение нового договора, то должны соблюдаться все условия действительности.
- Является ли условием икали, чтобы возврат товара был произведен по той же цене, что и куплен – можно отдать по другой цене (дороже или дешевле), но это уже будет новая сделка, а не икаля.