003. Глава о распределении средств закята
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
Глава о распределении средств закята
- Дается ли что-либо из закята богатому человеку – обязательный закят не дается богатому, кроме некоторых исключений, а добровольную позволяется принять богатому человеку, если он не просил ее.
- Что значит богатый, который ничего не получает из закята – тот, кто способен обеспечить свои минимальные жизненные потребности на еду, одежду, жилье, передвижение и лечение.
- Может ли получить закят тот, кто обладает силой и здоровьем зарабатывать на жизнь – нет, кроме некоторых исключений.
- Получает ли закят тот, кто способен зарабатывать, но не имеет работы – да.
- Может ли брать закят тот, у кого есть дом и слуга, но он не способен обойтись без этого – да.
- Может ли выдавший закят выкупить его у того, кому он его выдал – нет.
- Кто относится к семейству пророка, которым запрещено брать что-либо из садака – семейства Хашим и Мутталиб.
- Есть ли разногласие в том, что семейству Хашима запрещен закят – да.
- Может ли сборщик закят взять что-либо из него, если он из семейства пророка – нет.
- Разрешена ли семейству пророка добровольная милостыня – нет.
- Можно ли брать милостыню женам мужчин из семейства Хашим – нет.
- Запрещена ли милостыня вольноотпущенникам семейства пророка – да.
- Запрещена ли милостыня вольноотпущенникам жен пророка – нет.
- Сборщик закята получает зарплату из закята даже если не является нуждающимся – это так.
- Может ли человек выдать закят своей жене – нет.
- Может ли женщина выдать закят своему мужу – да.
- Можно ли выдать закят одному из двух родителей – нет.
- Можно ли выдать закят своему ребенку – нет.
- Можно ли выдавать закят своим родственникам – если они из тех, кто наследует от него, в случае его смерти, то нет. Если из более дальних родственников, то да, и в этом две награды.
- Если в семье человека присутствует тот, кого он не обязан обеспечивать – можно дать ему из закята.
- Можно ли отдать закят неверующему или рабу – нет, кроме некоторых исключений.
- О категориях, на которые распределяются средства закята – 8 категорий: нищие, бедные, сборщики закята, тем, чьи сердца хотят привлечь к Исламу или удержать в Исламе, на освобождение рабов, должники, на джихад, и путнику.
- Первые две категории — нищие и бедные – их доля в закяте установлена.
- Третья категория — сборщики закята – все кто связан со сбором закята – сборщики, перевозчики, охранники, бухгалтеры и т.п.
- Каким условиям должен соответствовать сборщик закята – мусульманин, взрослый, разумный, которому можно доверять, и не из семейства пророка.
- Какую долю закята можно выдать в качестве платы сборщику закята – столько сколько необходимо.
- Если сборщик закята утерял собранный закят – если это произошло по его вине и попустительству, тогда он возмещает утерянное из собственных средств, если же не способен, то за него возмещает казна. Если не по его вине, то закят беднякам возмещает казна.
- Имеет ли сборщик закята право распределить собранный закят – основа, что он только собирает, но также может и распределить, если не имеет запрета от правителя.
- Является ли действительным закят, выданный несправедливому правителю — если правитель требует закят, то в любом случае лучше отдавать ему. Если не требует, то справедливому лучше отдать, а несправедливому лучше не отдавать.
- Четвертая категория — те, чьи сердца притягивают к Исламу или укрепляют в Исламе – это установленная категория, которая не отменена.
- Каких видов бывают те, чьи сердца притягивают к Исламу – а) тот, кто близок к принятию Ислама б) тот, кто принял Ислам, но близок к тому, чтобы выйти из Ислама в) тот, по инициативе которого могут принять Ислам другие г) тот, кого средства закята сподвигнут на более ответственный сбор закята на его территории д) тот, кто если ему дадут из закята более ответственно будет защищать свои пограничные территории Ислама.
- Пятая категория — на освобождение рабов – сюда входят рабы, подписавшие договор о выкупе (мукатаб), а также остальные виды рабов.
- Разрешено ли тратить средства закята на выкуп пленных мусульман – да.
- Шестая категория – должники – т.е. тот, кто залез в долги и не способен с ними расплатиться, без разницы залез он в долги для собственной пользы или чужой.
- Если человек оказался в долгах из-за грехов, можно ли покрыть их из закята – если раскаялся, то да, а если нет, то нет.
- Отдается ли закят должнику или сразу тому, кому он должен – лучше отдать должнику, но если есть сомнение в том, что он покроет свой долг и может растратить деньги в ином направлении, то можно отдать сразу тому, кому должен дожник.
- Седьмая категория — джихад на пути Аллаха.
- Можно ли отдавать закят на закупку оружия и того, что касается вооруженного джихада – да.
- Можно ли давать закят тому, кто хочет совершить Хадж – нет.
- Можно ли строить мечети и ремонтировать дороги на средства закята – нет.
- Можно ли давать закят требующему знания – да.
- Восьмая категория – путник – тот, кто остался в чужой стране без средств для возвращения, даже если обладает богатством в своей стране.
- Является ли обязательным выдать закят всем восьми категориям – нет.
- Кому отдается закят уль-фитр – бедным, нищим и в некоторых случаях должникам.
- Какой объем закята может взять бедный – столько, сколько достаточно ему для покрытия минимальных годовых потребностей.
- Можно ли конфисковать закят у того, кому он уже был отдан – можно у 4 категорий – должник, освобождение раба, на джихад и путник.
- Действителен ли закят того, кто отдал его богатому, думая, что тот является бедным – нет.
- Позволительно ли отправлять закят в другую местность – да, но желательно оставить в своей местности.
- Позволительно ли брать из закята тому, кто не может жениться из-за материальных трудностей – да.
- Можно ли выплатить закятом незаконные налоги и пошлины – нет.
- Если власть на территории перешла к хариджитам, можно ли выдавать закят им – да, при заставлении к этому. И этот закят действителен, и не нужно платить его заново самостоятельно.