005. Глава о чередовании ночей между женами

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса этой главы вы можете, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/005-glava-kasm-nikah-vopr

Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.

Глава о чередовании ночей между женами и справедливости в их содержании, одежде и подарках (касм)

  1. Определение того, что такое касм (чередование ночей и справедливость в остальном) и каково его постановление – под «аль-касм» подразумевается необходимость уравнивания жен в чередовании ночей, а также соблюдения справедливости (а не равенства) между женами в их финансовом содержании, обеспечении одеждой и в подарках.
  2. Разъяснение того, что основой в чередовании являются именно ночи, а светлое время суток следует за этим – это значит, что человек должен чередовать между своими женами ночи так, чтобы первой была ночь, затем второй ночь, затем третьей и т.д. Если же человек работает на ночной работе (как охранник и т.п.), то в его случае он обязан чередовать дни (т.е. светлое время суток). Что же касается светлого времени суток, то они предназначены для заработка, отдавания прав людям и т.п. Но, вместе с этим, день также принадлежит той жене, у которой была эта (прошедшая ночь). И день следует за ночью (т.е. сегодня день той, чья была ночь). Но, если человек решит поменять порядок и сделает так, что, наоборот, ночь следует за днем (т.е. сегодня ночь той, чей был день), то это разрешено.
  3. Обязан ли чередовать ночи муж, неспособный на половую близость (больной, без полового органа, импотент, кастрированный и т.п.) – да, т.к. чередование ночей не из-за половой близости, а для общения и составления компании.
  4. Обязан ли чередовать ночи муж, находящийся в состоянии сумасшествия – да, если его сумасшествие не доходит до такого уровня, что он представляет опасность жене. При этом, к каждой следующей жене его отводит опекун. Если же опекун не выполняет эту обязанности, по причине чего какая-то из жен остается без очереди, то ей ее упущенные ночи должны быть возмещены, если сумасшедший придет в свой разум. Если же он представляет опасность, то в его случае нет необходимости в чередовании ночей.
  5. Чередуются ли ночи жене, неспособной на половой акт (в период менструации, послеродовых кровотечений, в ихраме, больна) – да.
  6. Чередуются ли ночи жене, находящейся в состоянии сумасшествия – ответ такой же, как в вопросе 4361.
  7. Если у человека лишь одна жена, обязан ли он ночевать у нее минимум раз в четверо суток так, как если бы у него было 4 жены – данный вопрос возвращается к обычаям людей. Если у людей принято то, что человек ночует у своей жены каждую ночь, то ему необходимо поступать именно так, если же принято, что человек может быть занят, может заночевать на работе или в ином месте, то он может так поступить. И, в любом случае, если у человека, например, 4 жены, то он может провести с каждой из них по одной ночи, а затем, например, оставить их на 4 ночи и не ночевать ни у одной, а где-либо вообще в постороннем месте. Также он может выделить одну ночь всем 4 женам так, что делит одну ночь на 4 части и в каждую из них отправляется к своим женам по одной.
  8. Может женщина требовать расторжения брака, если муж уехал от нее в путевку и не возвращается по (или без) уважительной причине – если он не возвращается по уважительной причине, то она не имеет права на требование расторжение брака. Если же он не возвращается без уважительной причины, и его отлучка длится уже 4 месяца или более, то жена может потребовать разрыва брака с ним, и судья может вынести такое постановление.
  9. Как поступить, если в ночь одной из жен муж отсутствовал у нее всю ночь, или часть ее – муж может отсутствовать в 3 времени: все светлое время суток, также начало ночи (отлучается на намаз магриб и ‘иша в мечеть) и в конце ночи (выход на намаз фаджр). Что же касается остальных времен, то если он отлучился ненадолго, то ничего не возмещает. Если же он отлучился или задержался надолго так, что прошла довольно большая часть ночи, или ее большинство или вся ночь, то ему необходимо возместить ей эти часы. При этом, он может возместить их следующими способами: 1) тем, что недодаст такой же период времени каждой из его других жен 2) тем, что выделит одну ночь и сделает ее ничейной. И выделит ей из этой ночи то количество, которое она упустила, а затем вернется от нее и доведет остальную часть ночи в одиночестве 3) либо выделит одну ночь для обеих своих жен, и этой жене даст часов больше, чем другой настолько, насколько были упущены ее часы 4) либо же, если например, он упустил относительно этой жены 6 часов, то в ночь второй своей жены придет к этой на 3 часа. В итоге получится, что у каждой из них упущено по 3 часа. Что же касается небольших отрезков времени, как несколько часов (час, два или три и т.п.), то если они окажутся упущенными, то иншаАллах, их необязательно возмещать, т.к. пришло в хадисах, что посланник Аллаха бывала готовил войска до полуночи, и не пришло, что он возмещал эти несколько часов, в которые отсутствовал и был занят. Главное, чтобы человек не откладывал свои дела намеренно в ночь именно одной жены, с которой, например, он хочет быть меньше всего. Поэтому если происходит такое, что он часто бывает задерживается то от этой жены, то от другой, из-за работы или занятости и т.п., то это иншаАллах не подлежит возмещению, т.к. касается всех жен время от времени.
  10. Можно ли приходить к одной из жен ночью или днем, если сегодня не ее очередь – что касается ночи, то человек имеет права приходить к другой своей жене только при вынужденности и острой нужде (как если она сильно больна, или при смерти, или случилось что-либо неотложное). При этом, если он находился у нее недолго, то не должен ничего возмещать другой жене, а если находился долго (всю ночь, или большую ее часть), то должен возместить. При этом, шейх Мухаммад ибн Хизам указал на то, что если он зайдет к этой жене ночью ненадолго, если к этому есть нужда (даже если не вынужденность), то не берет греха за это, иншаАллах. Если же он зашел к ней ночью без нужды, то берет за это грех, но что касается необходимости возмещения, то также, как, если бы зашел из вынужденности. Если же он зашел к ней ночью и совершил с ней половой акт, то совершил запретное и должен возместить его другой жене.Что же касается светлого времени суток, то может заходить к другим женам даже без особой нужды, но не должен задерживаться у них надолго и не имеет права совершать с ними полового акта. Если же задержался или совершил половой акт, то должен это возместить той жене, чей сегодня день. Что же касается ласк, поцелуев и т.п., то это разрешено ему с любой женой в светлое время суток.
  1. О необходимости соблюдения справедливости между женами в их содержании и обеспечении одеждой, и что это значит – справедливость в этом – покупать каждой жене то, в чем она нуждается. Если у одной из жен порвалась обувь, то ей покупается обувь, а остальным нет, из-за отсутствия нужды. Этот вопрос подобен вопросу 3639 (справедливость в содержании детей). Если же муж обеспечил каждую жену так, что основные потребности каждой из них покрыты, то все, что больше этого – в этом он уже соблюдает равенство, а не просто справедливость. Т.е. если он одной дарит дополнительную одежду, то дарит ее и другим и т.п.
  2. Может ли муж предложить одной из жен денег взамен того, что она отдаст свою ночь ему или какой-либо из его других жен – да, и она может дать свое согласие на это, а может и отказать.
  3. Обязан ли муж соблюдать равенство между женами в количестве половых актов – нет, также это не обязательно относительно того, что ведет к половому акту (поцелуи, ласки, обнимания и т.п.). Но, если он все-таки сможет уравнивать их в половом акте, то это лучше и ближе к справедливости. При этом, муж не имеет права оставлять одну из жен без половой связи, чтобы оставить силы для другой, к которой его влечение больше.
  4. Можно ли помещать сразу две или несколько жен в один дом или квартиру (под одной крышей) – нет, кроме как с их согласия. При этом, без разницы, большой дом или маленький. Если же они согласны на это, то это разрешено. Также муж может спать с обеими своими женами в одной постели одновременно, находясь посередине между ними, если они согласны. Но не может совершать с обеими половой акт одновременно так, что одна видит другую, даже, если они согласны на это. Если же он помещает каждую из жен в отдельном доме, то это разрешено, даже если эти дома будут находится в одном дворе.
  5. Если у человека две жены так, что одна из них свободна, а другая рабыня — уравнивает ли он их в чередовании ночей – да.
  6. Заслуживает ли жена христианка или иудейка чередования ночей – да, также, как заслуживает справедливости в содержании и обеспечении жильем.
  7. Может ли жена человека, являющаяся рабыней, простить свою ночь в пользу другой жены без разрешения на это ее хозяина – да.
  8. Заслуживают ли рабыни человека (не являющиеся ему женами) чередования ночей – нет. Но он может совершать половую близость с любой из рабынь столько же сколько совершает с женой, или меньше, или больше. При этом, может совершать ее с одной рабыней больше, чем с другой, а может вообще одну из рабынь оставить без половой близости, и совершать ее только с другими рабынями. Но, если из-за полового неудовлетворения рабыня потребует выдать ее замуж, то как в вопросе 4058.
  9. Обязан ли человек чередовать ночи именно по одной, или может чередовать по две ночи или по три и т.д. – обязан чередовать именно по одной ночи, кроме как, если жены сами дадут свое согласие на увеличение периода. Но это в том случае, если человеку не доставляет большую сложность ежедневное передвижение к следующей жене, как если они живут в разных городах, или в одном городе, но на очень большом расстоянии и т.п.
  10. Как чередуют ночи такой человек, чьи жены живут в разных, далеких друг от друга городах – если может ездить к каждой из них ежедневно, то это лучше и ближе к справедливости. Если же не может, то он может привезти одну из жен в город к другой, и может принудить ее к этому, даже, если та этого не желает. Если же она все же откажется переезжать, то она теряет право на содержание и на ночи. Если же он сам не может или не хочет перевозить одну из жен в город к другой, то они взаимно обговаривают другой период. Как, например, то, что у каждой из них он будет находится по неделе, или по месяцу и т.п. При этом, чем меньше будет этот период, тем ближе к справедливости.
  11. Заслуживает ли денежного содержания и ночей такая жена, которая уехала от мужа с его (без его) разрешения – если уехала с его разрешения, то заслуживает содержания, но теряет право на ночи (т.е. те ночи, в которые она отсутствовала, ей не возмещаются). Если же она уехала без его согласия, то теряет право, как на содержание, так и на ночи.
  12. Если человек женился на новой жене, то сколько он должен находиться у нее до того, как начнет чередовать ночи – если он женился на девственнице, то она имеет право на 7 ночей подряд без очередности. Если же он женился не на девственнице, то она имеет право на 3 ночи. Если же он захочет, чтобы он пробыл у нее 7 ночей, то затем он выделяет каждой другой жене также по 7 ночей, а затем начинается очередность.
  13. Если человек женился на рабыне, то находится ли у нее 7 ночей (если она девственница) или 3 ночи (если не девственница) – да.
  14. Если женился на новой жене, но еще не отдал ей ее право в ночах, и ему пришлось уехать в путь, то как он ей эти ночи возмещает – если он возьмет с собой обе жены (новую и прежнюю), то отдает ночи новой в пути (если они остановятся в каком-либо городе и не будут считаться путниками). Если же он решит взять в путь лишь одну из двоих, то бросает жребий. Если выйдет жребий прежней жены, то отдаст безочередные ночи новой жене тогда, когда вернется. Если же жребий выпадет на новую жену, то если они остановятся в каком-либо городе, и перестанут считаться путниками, то ночи проведенные с ней, считаются за ее ночи. Если он проведет с ней таким образом все 7 ночей (или 3, если она не девственница), то ее право безочередности прекращается. Если же только часть этих дней, то оставшиеся даст ей когда вернутся.
  15. Обязан ли человек ночевать у новой жены 7 или 3 ночи, даже, если у него кроме нее жены нет – нет, но только если у человека есть другая жена (или жены), кроме этой.
  16. Может ли человек пропускать коллективные намазы, а также намаз пятничный, если он находится у новой жены 7 или 3 ночи – нет.
  17. Как поступить, если у человека две жены, и он женился на третьей так, что она вклинилась в их очередность посередине – т.е. имеется в виду такая ситуация, когда у человека две жены, и он чередует ночи между ними. Он провел ночь у первой, а сегодня должна была быть очередь второй, но сегодня он женился на третьей. В этом случае, он проводит 7 ночей у новой жены (если она девственница, если же нет – то 3 ночи). Затем проводит ночь со второй (той, чья была очередь, но она прервалась из-за новой, третьей жены). Затем он проводит ночь с новой женой (третьей) – т.к. она вклинилась в очередь и успела ее постигнуть. А затем начинает новую очередь – идет к первой, потом ко второй, потом к третьей (та, которая новая).
  18. Узаконено ли то, чтобы жена дарила свою ночь мужу или другой его жене, и какие постановления имеются в этом вопросе – жена может подарить свою ночь либо мужу, либо одной из других жен, либо всем женам. При этом, это дарение считается осуществленным только, если на это есть согласие мужа. При этом, та жена, которой подарили ночь, не имеет права отказываться от нее.
  19. Если одна из жен подарила свою ночь другой жене, то может ли муж передвинуть очередь для того, чтобы у этой другой ночи стали подряд – нет, кроме как с согласия той жены, чья очередь подвергается передвиганию назад. Пример: у человека 4 жена, при этом 3-ья подарила свою ночь первой. Муж не может подвинуть очередь второй жены на место третьей, чтобы у первой было 2 ночи подряд. Но, может сделать это только с согласия 2-ой жены. Что же касается согласия 4-ой жены, то оно необязательно, т.к. ее очередь остается на месте в любом случае.
  20. Как может поступить муж, если одна из его жен подарила свою ночь ему, а не какой-либо другой жене – это является действительным и муж может поступить так, как считает нужным. Может отдать эту ночь одной из своих жен по своему желанию, может отдать ее всем (в этом случае у человека вместо 4 остается как-будто только три), а может чередовать ее по разным женам как ему угодно и, при этом, может одной из жен выделять больше, чем другим.
  21. Как поступить, если одна из жен человека подарила свою ночь сразу всем его женам – это действительно, и в этом случае, она как выпадает из очереди, и жен как-будто становится на одну меньше. И если у человека, например, было 4 жены, то сейчас очередь начинает идти только относительно трех.
  22. Если одна из жен подарила свою ночь мужу или другой жене, может ли она затем отказаться от этого и требовать свою ночь обратно – может, но относительно будущего, а не прошлого. Т.е. те ночи, которыми уже другие жены воспользовались – требовать их возмещения она не может. Но те ночи ее очереди, которые еще впереди, она забирает себе. Это же постановление сохраняется и в том случае, если жена подарила свою ночь на основе перемирия (сульх) между ней и между ее мужем. Т.е., например, ее муж хотел ее развести, но она попросила не разводить ее, на том условии, что дарит ему свою ночь. В этом случае, в будущем она может требовать свою ночь, но муж, если хочет может согласиться на это, разорвав этим самым заключенный ранее договор (сульх), а может развести ее так же, как хотел сделать ранее.
  23. Разрешено ли жениться на женщине, поставив ей условие, что ей будет дана одна ночь, а первой жене две ночи – да.
  24. Если человек решил отправиться в путь, то может ли он взять с собой одну из жен, выбрав ее без жребия – в основе нет. Кроме как, если у него есть здравая, сильная аргументация в пользу того, что одна из всех жен будет полезна ему в этом пути. Как, например, если он едет в какой-либо город, и эта его жена из этого города, и прекрасно его знает, или знает людей в этом городе, и может помочь ему с быстрым решением вопросов в этом городе, или у нее там родственники, которые пустят его переночевать к ним, если она приедет с ним и т.п. В этом случае, иншаАллах, он может взять одну из жен без жребия, и она будет в постановлении, как, если бы он выбрал ее по жребию.
  25. Если человек выехал в путь, взяв с собой одну из жен по (или без) жребию, то возмещает ли он эти ночи домашним женам когда вернется – если он взял одну из жен по жребию, то он возмещает остальным женам только те ночи, которые он провел с этой женой в поездке не будучи в постановлении путника (мусафира. Смотри вопросы 1117-1118). Если же он взял одну из жен без жребия (несправедливо, т.е. не так, как описано в прошлом вопросе), то он восполняет остальным женам те ночи, которые провел с этой женой не будучи в пути, даже, если он оставался в постановлении путника (как, например, если он с этой женой остановился в каком-либо городе на 3 или 4 дня – он путник, сокращает намазы, но тем женам эти ночи все равно восполняет когда вернется).
  26. Различные постановления в вопросе выбора одной из жен по жребию для того, чтобы отправиться с ней в путь – 1) если жребий указал на одну из жен, то он не может отправиться в путь с какой-либо другой своей женой. Но, при этом, имеет права не брать в путь также и ее, а поехать вообще один 2) если же та, на которую указал жребий, подарит свое право какой-либо другой жене, то это разрешено и действительно, но только с согласия самого мужа, т.к. может быть он хочет отправиться в путь именно с этой женой 3) также разрешено, если она подарит это свое право ему (в этом случае, он может выбрать из своих жен в путь кого захочет без жребия) или всем остальным женам сразу (в этом случае, муж может выбрать одну из них жребием) – и все это, опять-таки с его согласия 4) если же она откажется от выезда в путь с ним, то теряет свое право, но он может принудить ее к выезду в путь. Если же примет ее отказ и не будет ее принуждать, то может выбрать какую-либо другую жену, также по жребию 5) если жены без жребия выберут одну жену, чтобы именно она отправилась в путь с мужем – то это разрешено, если на это согласится сам муж, а если же не согласится, то жребий.
  27. Обязан ли был пророк (мир ему и благословения) чередовать ночи между его женами – нет, но он все равно чередовал и никогда не упускал очередь. А если хотел поменять очередь по каким-либо причинам, то делал это только с согласия его жен.                                                                                                                                                                                                                                                         

    Раздел о том, как поступать, если между супругами возник серьезный разлад в семейной жизни

    4395. Как поступать, если в семье возникли серьезные разногласия так, что каждый из супругов заявляет, что виноват второй – если дело дошло до судьи (кадый), то он выслушивает их обоих. При этом, если он посчитает, что вина на муже, то может принудить его оставить притеснение и несправедливость, либо же может предложить супругам мирное решение (сульх). Если же он посчитает, что вина на жене, то муж имеет возможность: 1) увещевания 2) оставления в постели 3) битье в целях воспитания. Если же судья так и не сможет понять, в ком из них вина, то назначает двух судей (хакам) – один из семьи мужа, а другой из семьи жены. И эти двое судей должны выслушать их и помирить, либо разлучить.

    4396. Являются ли двое назначенных судей именно судьями или лишь уполномоченными от имени мужа и жены – судьями.

    4397. Приводится ли в действие постановление двух судей о примирении или разлуке, если один из супругов не согласен на это постановление – да.

    4398. Как поступить, если двое судей, назначенных для разрешения конфликта между супругами, не пришли к единому решению – тогда их решение не имеет веса, но назначаются двое других судей.

    4399. Каким условиям должны соответствовать двое судей, назначаемых для разрешения конфликта между супругами – они должны быть мужчинами, разумными, совершеннолетними, мусульманами, религиозными, знающими о причинах примирения и разлуки. Что же касается того, чтобы они были именно из семьи мужа и жены, — то это необязательное условие, но желательное. Может быть так, что в их семьях не найдутся люди, соответствующие этим условиям, поэтому есть возможность выбрать в качестве судей других людей.