Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/009-glava-nafil-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
9. Глава о добровольных намазах.
969. О ракаатах сунны (рауатиб) перед и после обязательных намазов – перед Фаджром 2 рака’ата, перед Зухром 4 рака’ата, и 2 после него, 2 после Магриба и 2 после ‘Иша. Все это является желательным и ничего из этого не является обязательным.
Довод – 1. Хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял четыре рака’ата перед Зухром и два перед утренним намазом. (аль-Бухари).
2. Хадис Ибн ‘Умара: «Я запомнил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, десять рака’атов: два рака’ата до Зухра, и два после него, и два рака’ата после Магриба в его доме, и два рака’ата после ‘Иша в его доме, и два рака’ата до утреннего намаза» (Согласованный).
3. Хадис Умм Хабибы марфу’ан: «Кто совершит двенадцать рака’атов в течение дня и ночи, тому будет построен за это дом в Раю». (Муслим). В другом риуаяте: «…из добровольного намаза».
Примечание: 1) Четыре (4) рака’ата Сунны до Зухра — большинство действий пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нежели два (2) рака’ата до него из-за вышеуказанного хадиса ‘Айши.
2) Сказал Ибн Кудама: «Время Сунны намаза, которая совершается до обязательного намаза, продолжается до начала его совершения, а которая совершается после обязательного намаза до выхода времени намаза». («аль-Мугни»).
970. Узаконено ли после намаза зухр совершать четыре ракаата сунны – да.
Довод – хадис Умм Хабибы марфу’ан: «Тот, кто будет беречь четыре рака’ата до Зухра и четыре после него, того Всевышний Аллах сделает запретным для Огня». (Пятеро). Достоверный. Внешний смысл хадиса указывает на то, что этого достоинства достигнет только тот, кто будет совершать эти 4 рака’ата с постоянством.
971. Узаконено ли совершать четыре ракаата сунны после намаза ‘аср – нет.
Довод – отсутствие довода, а основа в поклонениях – запрет. Поэтому тот, кто утверждает, что узаконено совершение четырех рака’атов Сунны до ‘Асра, тот обязан привести на это достоверный довод. А что касается хадиса Ибн ‘Умара марфу’ан: «Да помилует Аллах того, кто совершит четыре рака’ата до намаза ‘Аср». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи), то он — слабый. В нем: Мухаммад ибн Муслим ибн Михран.
Сказал шейх Ибн Хизам: «Сказал про него Абу Зур’а: «Очень слабый передатчик (уахин)», а Ибн Махди сказал, что в нем есть слабость. Сказал аль-Фалляс: «Абу Дауд ат-Таялиси передает от него отвергаемые хадисы (манакир)». («Тахзиб ут-Тахзиб»)» («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./850 стр.).
К тому же, если бы эти 4 рака’ата были бы узаконенными, и за них была бы такая награда, то где хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он совершал их, или хотя бы сообщения от сподвижников?!
972. О двух ракаатах перед намазом магриб – это желательно.
Довод – 1. Хадис ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля марфу’ан: «Совершайте намаз до намаза Магриб, совершайте намаз до намаза Магриб», а затем сказал в третий раз: «Кто желает» из опасения того, что люди сделают это действие Сунной» (аль-Бухари).
2. Хадис Анаса: «Мы совершали два рака’ата после захода солнца, в то время как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел нас, и он не приказывал нам и не запрещал нам». (Муслим).
3. Хадис ‘Укбы ибн ‘Амира: «Мы делали так во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто заходил в мечеть мог подумать, что намаз Магриб уже совершен из-за большего количества совершающих намаз». (аль-Бухари). То есть, он мог подумать, что сподвижники уже совершают два рака’ата Сунны после Магриба.
973. О необходимости совершения двух ракаатов фаджра легким образом не затягивая их – это сунна.
Довод – хадис ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал два рака’ата, которые до утреннего намаза легким образом так, что я говорила: «Прочитал ли он мать Книги («аль-Фатиху»)?!» (Согласованный). Желательно из-за отсутствия приказа на это.
974. Какие суры читаются в двух ракаатах сунны перед фаджр намазом – либо «аль-Кафирун» и «аль-Ихлас», либо 136 аят суры «аль-Бакара» и 52 аят суры «Али ‘Имран».
Довод – 1. Хадис Абу Хурейры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух рака’атах Сунны Фаджра: «Скажи: «О вы, неверующие!» и «Скажи: «Он – Аллах Единый»». (аль-Бухари).
2. Хадис Ибн Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух рака’атах Сунны Фаджра: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам…» (2: 136), а в другом рака’ате: «Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами! (3: 52)» (Муслим).
Примечание: в одном из риуаятов хадиса Ибн ‘Аббаса пришло, что во втором рака’ате пророк читал 64-ый аят из суры «Али ‘Имран», но этот риуаят – ошибка, ведь в нем Абу Халид аль-Ахмар (уровня хорошего хадиса) противоречит пятерым крепким передатчикам, которые передали 52-ой аят из суры «Али ‘Имран». А они: Маруан ибн Му’ауия аль-Фазари, ‘Иса ибн Йунус (Муслим), Зухейр ибн Му’ауия (Абу Дауд), а также ‘Абдуллах ибн Нумейр и Я’ля ибн ‘Убейд (Ахмад).
975. Каково постановление ложиться на бок после двух ракаатов сунны фаджр намаза – сунна.
Довод – хадис ‘Айши: «После того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал два рака’ата Фаджра, ложился на бок». (аль-Бухари).
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда один из вас совершит два рака’ата до утреннего намаза, то пусть ляжет на правый бок». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи) – слабый. В нем: его иснад внешне достоверный, но имамы критиковали перечачу ‘Абдульуахида ибн Зияда от аль-А’маша.
Сказал Ибн уль-Кайим: «Я слышал, как Ибн Теймия сказал: «Этот хадис ложный и не является достоверным. Но достоверно от него – действие, а не приказ. А что касается приказа, то уединился относительно этого ‘Абдульуахид ибн Зияд, и ошибся». («Зад уль-Ма’ад» 1/319).
Сказал аз-Захаби: «Имамы аль-Бухари и Муслим привели от него хадисы в своих «Сахихах», но сторонились тех отвергаемых хадисов, относительно которых его критиковали…». («аль-Мизан»). А затем он привел наш хадис.
Сказал имам Ахмад: «Это не приказ от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако это – его действие». («Масаиль Ибн Хани»).
976. Является ли узаконенным ложиться на бок после сунны фаджра в мечети – нет.
Довод – отсутствие довода на это. Достоверно установлено от Ибн ‘Умара о том, что он кидал маленькие камешки в тех, кто так делал (Ибн Аби Шейба).
Примечание: в издательстве «Мусаннафа» Ибн Аби Шейбы была допущена ошибка – пришла добавка ‘Умара после Ибн ‘Умара.
977. Как нужно совершать добровольные намазы ночью и днем – основа и ночью и днем по два по два рака’ата.
Довод – хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Ночной намаз совершается по два по два рака’ата, а если один из вас опасается наступления утра, то пусть совершит один рака’ат, и этим станет нечетным то, что он совершал прежде». (Согласованный).
Примечание: а в одном из риуаятов пришло: «Ночной и дневной намаз совершается по два по два рака’ата» — слабая, отклоненная (шазза) (т.е. добавка «дневной»). В нем: ‘Али аль-Барики (البارقي) аль-Азди противоречил около 15 передатчикам. Об этом упомянули Ибн Кудама и Ибн Раджаб («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./856 стр.). Слабым его также назвали Ахмад, Ибн Ма’ин, ан-Насаи и др. («Фатх уль-Бари» Ибн Хаджара).
Но также узаконено днем 4 рака’ата подряд с одним салямом (можно с ташаххудом посередине и можно без него).
Довод – в хадисах о четырех рака’тах добровольного намаза не пришло ограничения «по два по два», но их слово пришло обобщенным. К тому же, пришло от Ибн ‘Умара, что он совершал дневные добровольные намазы по четыре рака’ата без ташаххуда после второго рака’ата (Ибн Аби Шейба). Достоверный. И не передано ни от кого из сподвижников противоречие и порицание Ибн ‘Умару.
Примечание: хадис Абу Айюба марфу’ан: «Для того, кто совершит четыре рака’ата до Зухра без саляма (т.е., кроме как в последнем рака’ате) откроются ворота небес». (Абу Дауд) – слабый. В нем: ‘Абида ибн Му’аттиб (عبيدة بن مُعَتِّب) – слабый передатчик.
Один рака’ат днем – неузаконено.
Довод – отсутствие довода на это, а основа в поклонениях – запрет. Поэтому тот, кто будет утверждать узаконенность совершения дневного добровольного намаза в один рака’ат, тот обязан привести довод.
Ночью можно совершать различные виды добровольного ночного намаза, которые пришли от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (см. вопрос 985).
978. Узаконено ли совершать добровольный намаз в один ракаат днем – нет (см. вопрос 977).
НОЧНОЙ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ И НАМАЗ УИТР
979. Достоинство ночного добровольного намаза и намаза витр – о достоинстве этого пришло множество хадисов.
Из них: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Лучший намаз после обязательного намаза – ночной намаз». (Муслим).
Примечание: хадис ‘Абдуллаха ибн Бурейды марфу’ан: «Уитр является обязанностью, поэтому тот, кто не будет совершать его тот не из нас» (Абу Дауд) – слабый. В нем: Абу аль-Мунейб ‘Убейдуллах ибн ‘Абдиллях аль — ‘Атаки – в нем есть слабость. И некоторые хафизы отвергли этот хадис в его сторону («аль-Камиль» Ибн ‘Ади и «аль-Мизан» аз-Захаби).
980. Каково постановление совершения намаза витр – сильно желательное действие (сунна муаккада).
Довод – 1. Хадис ‘Али: «Намаз Уитр не является обязательным подобно тому, как является обязательным предписанный намаз, но это – Сунна, которую узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (ан-Насаи, ат-Тирмизи). Хороший. В нем: ‘Асым ибн Дамра (ضمرة) – уровня хорошего хадиса. Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «У него есть некоторые отвергаемые хадисы (мункарат) от ‘Али, но никто из обладателей знания не заявил о том, что этот хадис из них».
2. Хадис Тальхи ибн ‘Убейдилляха о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов в течение дня и ночи». Тогда Тальха спросил: «Обязан ли я совершать что-либо помимо этого?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, кроме как если желаешь совершать добровольные намазы». (Согласованный).
Примечание: 1) В этих и других хадисах есть опровержение ханафитам, которые говорят об обязательности (уаджиб) Уитра. Что значит у ханафитов «уаджиб»? Ответ: см. уроки по «Усуль аль-фикх».
2) Хадис Абу Айюба аль-Ансари марфу’ан: «Уитр является обязанностью каждого мусульманина. Поэтому тот, кто желает совершить его в пять рака’атов, тот пусть сделает так. А тот, кто желает совершить его в три рака’ата, тот пусть сделает так. А тот, кто желает совершить его в один рака’ат, тот пусть сделает так». (Четверо, кроме ат-Тирмизи) – правильно, что он – маукуф (слова Абу Айюба). Сказал Ибн Хаджар: «Абу Хатим, аз-Зухли, ад-Даракутни, аль-Бейхакы и др. посчитали, что правильно то, что он — маукуф («аль – ‘Иляль»)» («ат-Талхыс»). А также этого мнения придерживался ан-Насаи («ас-Сунан аль-Кубра»). И если ханафиты основывались в своем заявлении на этот хадис или на хадис ‘Абдуллаха ибн Бурейды (см. вопрос 979), то нет в этих хадисах для них довода, ведь они не являются достоверными от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
981. Минимальное и максимальное количество ракаатов намаза витр – минимальное один ракаат, максимальное не ограничено, но лучше не совершать более 11 или 13 ракаатов ночью, следуя за пророком (да благословит его Аллах и приветствует).
Довод на 1 рака’ат – хадис Ибн ‘Умара (см. вопрос 977).
На 11 и 13 рака’атов – хадис ‘Айши о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал одинадцать рака’атов ночного намаза, давая салям между каждыми двумя рака’тами, а затем делал Уитр одним рака’атом (Муслим).
А также хадис с ее слов: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз в тринадцать рака’атов, и пять из этих рака’атов делал Уитром». (Муслим).
Примечание: хадис Абу Са’ида о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил отрезанный намаз: то есть, когда человек совершает один рака’ат Уитр намаза (Ибн ‘Абдильбарр) – слабый. В нем: ‘Усман ибн Мухаммад ибн Раби’ – слабый.
Примечание: на этот хадис основывались ханафиты в том, что нельзя совершать один рака’ат Уитра, но нужно совершать его как минимум в 3 рака’ата.
982. Совершение намаза витр в один ракаат – Уитр действителен.
Довод – общие доводы о намазе Уитр. Главное, чтобы намаз Уитр был нечетного количества рака’атов, но лучше делать так, как пришло в Сунне, то есть совершать до него что-то, а потом заканчивать нечетным количествои рака’атов.
Примечание: передается со слов ‘Али марфу’ан: «Совершайте Уитр, о люди Корана, ведь поистине, Аллах – Нечетный, и любит нечетность». (Пятеро). Хороший. В нем: ‘Асым ибн Дамра (см. про него в вопросе 980). Хоть этот хадис и является установленным, но в нем также нет довода для ханафитов в их мнении, что Уитр является уаджибом. Ведь приказ, который пришел в этом хадисе на желательность уводят хадисы в вопросе 980.
983. Можно ли весь ночной добровольный намаз назвать витром (если закончил нечетным количеством рака’атов) – да.
Довод – пришло в риуаяте хадиса ‘Айши о том, что ‘Абдуллах ибн Аби Кайс сказал: «Я спросил ‘Айшу: «Из скольки рака’атов состоял Уитр посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она сказала: «Из четырех и трех (т.е. из семи), из шести и трех, из восьми и трех, из десяти и трех. И он не совершал Уитр больше чем тринадцать рака’атов, и меньше чем семь рака’атов, а также не оставлял два рака’ата до Фаджра (то есть, до обязательного намаза Фаджр)»». (Ахмад, Абу Дауд).
984. Если совершаешь витр в три ракаата, то нужно ли давать салям после второго – разрешено совершать его как подряд, так и с салямом после второго рака’ата, но с салямом лучше. Если же подряд, то лучше без среднего ташаххуда.
Довод – с салямом лучше из-за хадиса Ибн ‘Умара (см. вопрос 977). А если подряд, то без ташаххуда из-за хадиса ‘Айши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал Уитр намаз в пять рака’атов, и не садился, кроме как в последнем из них». (Согласованный).
И это – внешний смысл ее хадиса о трех рака’атах Уитр, в котором она сказала: «Он совершал четыре рака’ата, и не спрашивай о том, насколько они были прекрасными и длинными…», а в конце она сказала: «А затем совершал три рака’ата». (см. вопрос 986).
985. Различные формы намаза витр – 1) Один рака’ат. 2) По два по два рака’ата, а в конце один рака’ат. 3) Три рака’ата (как разъяснялось в прошлом ответе). 4) Пять рака’атов (подряд без средних ташаххудов, а только с одним ташаххудом и салямом после 5-го рака’ата). 5) Семь рака’атов (ташаххуд после 6-ого рака’ата, и еще один ташаххуд, салауат и салям после 7-ого рака’ата). 6) Девять рака’атов (ташаххуд после 8-ого рака’ата, и еще один ташаххуд, салауат и салям после 9-ого рака’ата).
Доводы на различные виды намаза Уитр приходили выше (см. вопросы 977, 981, 983, 984).
986. Что значит — совершение намаза витр не более чем в 11 или 13 ракаатов – это путь пророка (да благословит его Аллах и приветствуется) и лучше ограничиться этим. Возможно, что те, кто говорит о 13 ракаатах, имеют в виду 11, но с добавкой 2 ракаатов сунны ‘иша, или 2 легких ракаатов перед тахаджудом, или 2 ракаата сунны фаджра.
Возможно из-за риуаята от ‘Айши: «Он совершал десять рака’атов ночного намаза, а затем Уитр в один рака’ат, и совершал два рака’ата Фаджра (т.е. Сунны), и все вместе получается тринадцать рака’атов». (Согласованный).
А может быть имеют в виду – 13 ракаатов.
Довод – хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал больше, чем одинадцать рака’атов ни во время Рамадана, ни в другие дни. Он совершал четыре рака’ата, и не спрашивай о том, насколько они были прекрасными и длинными, а затем совершал еще четыре, и не спрашивай о том, насколько они были прекрасными и длинными, а затем совершал три рака’ата». ‘Айша сказала: «Посланник Аллаха! Спишь ли ты до намаза Уитр?» Он ответил: «’Айша, поистине, мои глаза спят, но мое сердце не спит». (Согласованный). Дополнительно см. вопрос 981.
Примечание: слова ‘Айши: «Не совершал больше, чем одинадцать рака’атов ни во время Рамадана, ни в другие дни» нужно понимать, что так было в большинстве случаев, потому что переданы также достоверные хадисы о тринадцать рака’атах.
987. Каким образом совершается намаз тарауих – так как пришло в ответе на вопрос 985.
Примечание: 1) Хадис Ибн ‘Аббаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал двадцать рака’атов и Уитр» (аль-Бейхакы) – очень слабый. В нем: Ибрахим ибн ‘Усман Абу Шейба аль — ‘Абси (дед Ибн Аби Шейбы) – оставленный передатчик (матрук).
2. Хадис ас-Саиба ибн Язида: «Во время правления ‘Умара намаз в месяц Рамадан совершался в двадцать рака’атов, и читалось по сто по сто аятов, а во время правления ‘Усмана люди опирались на палки из-за тяжести стояния». (аль-Бейхакы) – слабый. Его иснад внешне кажется достоверным. Но шейх аль-Альбани разъяснил причины его слабости («Саляту Тарауих»): 1) Язид ибн Хусейфа (خُصيفة), который является крепким передатчиком передал его от ас-Саиба ибн Язида 20 рака’атов, а Мухаммад ибн Йусуф (очень крепкий) передал 11 рака’атов. 2) Мухаммад ибн Йусуф ближе к ас-Саибу ибн Язиду (сын его сестры) чем Ибн Хусейфа. 3) Риуаят Мухаммада ибн Йусуфа соответствует достоверному хадису ‘Айши (см. вопросы 981 и 986), а риуаят Язида ибн Хусейфы противоречит им.
988. В какие части ночи можно совершать намаз витр – в начале, в середине и в конце.
Довод – хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Уитр в разные части ночи, и его Уитр заканчивался до утра». (Согласованный).
989. О побуждении к постоянству в совершении ночного добровольного намаза – об этом несколько хадисов.
Из них: хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «‘Абдуллах, не будь подобно такому-то, который выстаивал ночной намаз, а затем оставил его»». (Согласованный).
990. Тот, кто прочитал витр перед сном, но затем встал ночью и захотел совершить намаз — как ему поступить – читает четное количество ракаатов и больше нечетного уже не читает.
Довод – хадис ‘Айши о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил девять рака’атов ночного намаза, сев из них в восьмом рака’ате, не давая в нем саляма, а затем сел в девятом рака’ате (т.е. Уитр) и дал в нем салям, а затем совершил два рака’ата сидя. (Муслим).
В этом хадисе пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил четное количество рака’атов после Уитра. Похожий хадис пришел со слов Абу Умамы (Ахмад) и Саубана (ад-Даракутни). Оба в «ас-Сахих уль-Муснад».
А что касается хадиса Ибн ‘Умара марфу’ан: «Делайте так, чтобы вашим последним ночным намазом был Уитр (нечетный)» (Согласованный), то он указывает на желательность из-за вышеупомянутых хадисов.
А также хадис Талька ибн ‘Али марфу’ан: «Нет двух Уитров в одной ночи». (Пятеро, кроме Ибн Маджи). Хороший.
Примечание: иснад этого хадиса пришел по дороге Кайса ибн Талька (уровня хорошего). Его считали слабым некоторые шейхи, поэтому они должны назвать этот хадис слабым так же, как назвали другой его хадис слабым (см. вопрос 249 в «Главе о том, что делает омовение недействительным» из «Книги очищения»).
991. Каково постановление совершения двух ракаатов после витра – желательно изредка, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал их сидя (см. вопрос 990).
992. Какие суры нужно читать в намазе витр – «аль-А’ля», «аль-Кафирун» и «аль-Ихлас».
Довод – хадис Убэйя ибн Ка’ба: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в намазе Уитр «Славь имя Твоего Господа Всевышнего» и «Скажи: О вы, неверующие!» и «Скажи: Он – Аллах Единый»». (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный, кроме добавки у ан-Насаи: «и не давал салям, кроме как в последнем рака’ате» — слабая. В ней: ‘Абдуль’азиз ибн Халид – в нем есть слабость.
Что касается суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас», то их добавка не установлена достоверно.
Передается хадис ‘Айши, похожий на хадис Убэйя ибн Ка’ба (см. вопрос 992), и в конце него пришло: «…каждую суру читал в своем рака’ате, а в последнем суру «аль-Ихляс» и му’ауизатейн («аль-Фаляк» и «ан-Нас»)» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. В нем: Хусейф аль-Джазари (خُصيف الجزري) — слабый и ‘Абдуль’азиз ибн Джурейдж – в нем есть слабость, к тому же, он не слышал хадисов от ‘Айши. Но его поддерживает хадис Убэйя ибн Ка’ба. А добавка: «и му’ауизатейн» — слабая, отвергаемая (мункара). Об этом заявили Ахмад, Ибн Ма’ин, аль — ‘Укейли и др. («Фатх уль — ‘Аллям» 1т./873стр.) И у этой добавки есть поддержка (Ибн уль-Мунзир, ад-Даракутни, аль-Бейхакы) – слабый, отклоненный (шазз). В нем: уединение (среди многих передатчиков) Яхьи ибн Айюба (уровня хорошего хадиса). Отверг его имам Ахмад в «Бадр уль-Мунир». И он не годится в поддержку, ведь отклоненный хадис (шазз) – ошибка.
993. Какую фразу желательно произносить после окончания намаза витр – «Субханаль – Малик иль-Куддус» – трижды. Добавка «Раббуль маляикати уа ррух» – неузаконена.
Довод – хадис ‘Абдуррахмана ибн Абзы (أبزى). Это — тот же хадис Убэйя ибн Ка’ба (см. вопрос 992), потому что он иногда упоминает Убэйя ибн Ка’ба, а иногда передает сразу марфу’ан. В нем пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эти три суры, а после того, как давал салям говорил: «Преславен Пречистый (или Святой) Царь, Преславен Пречистый Царь, Преславен Пречистый Царь», и поднимал при этом голос (Ахмад и др. — «ас-Сахих уль-Муснад» №890). Достоверный.
И в некоторых риуаятах этого хадиса пришла добавка: «Господь ангелов и Духа» (аль-Бейхакы, ад-Даракутни) – слабая, отклоненная (шазза). В ней: уединился Фитр ибн Халифа от Зубейда аль-Ямами и противоречил аль-А’машу, Суфьяну ас-Саури, Шу’бе и Джариру ибн Хазиму. У этого хадиса есть второй иснад. В нем: отклонился Муса ибн Харун аль-Хаммаль, и противоречил имамам ан-Насаи, аз-Зухли в передаче от Абу Я’куба Исхака ибн Ибрахима ар-Рахауейха.
Примечание: все относительно риуаята: «Господь ангелов и Духа» — это добавка шейха Мухаммада ибн Хизама на уроке.
994. Когда начинается время намаза витр – после совершения намаза ‘иша.
Довод – хадис Хариджи ибн Хузафы (خارجة بن حُذافة) марфу’ан: «Поистине, Аллах добавил вам намаз, и он лучше для вас, чем красные верблюды» Мы сказали: «И что это за намаз, посланник Аллаха?» Он сказал: «Это – Уитр, который совершается между намазом ‘Иша и до рассвета» (Пятеро, кроме ан-Насаи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек, кроме добавки: «и он лучше для вас, чем красные верблюды». В ней: ‘Абдуллах ибн Рашид аз-Зуфи (راشد الزوفي) и ‘Абдуллах ибн Аби Мурра аз-Зуфи – оба неизвестные.
Но его поддерживает хадис Абу Басры (أبو بصرة) марфу’ан: «Поистине, Аллах добавил вам намаз, а это – Уитр, совершайте же его между намазом ‘Иша и Фаджр». (Ахмад и др.). Достоверный.
995. Когда заканчивается время намаза витр – с наступлением рассвета, но если есть уважительная причина, то до намаза фаджр.
Довод – 1. Хадис Хариджи ибн Хузафы (см. вопрос 994).
2. Хадис Ибн ‘Умара (см. вопросы 977 и 990).
3. Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Когда наступает рассвет, то уходит всякий ночной намаз и Уитр, поэтому совершаейте Уитр до наступления рассвета». (ат-Тирмизи) – правильно, что он – маукуф (слова Ибн ‘Умара), кроме слов: «поэтому совершаейте Уитр до наступления рассвета» — они марфу’ (слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует). В нем: уединился Сулейман ибн Муса и ввел слова Ибн ‘Умара в хадис и передавал их, как слова пророка (мудрадж).
Ибн Раджаб разъяснил, что правильно от Ибн ‘Умара: «Когда наступает рассвет, то уходит всякий ночной намаз и Уитр, ведь поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте Уитр до рассвета»» («Фатх уль-Бари»).
Из-за уважительной причины – хадис Абу Басры (см. вопрос 994). Также установлено, что некоторые сподвижники совершали Уитр намаз после рассвета, но до намаза Фаджр (Ибн уль-Мунзир и Ибн Аби Шейба): Ибн Мас’уд, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, ‘Убада ибн ус-Самит и ‘Айша.
Примечание: но это касается того, кто например, начал совершать Уитр до рассвета, а затем не успел его закончить и наступил рассвет, тогда он может довести его до конца, или проснулся прямо во время рассвета и т.п. Но намеренное оттягивание Уитра до наступления рассвета, а затем его совершение – ошибка.
996. Если совершил намаз витр, а потом вспомнил, что еще не прочитал намаз ‘иша – читаешь ‘иша, затем еще раз витр.
Довод – хадис Абу Басры (см. вопрос 994). Там пришло: «…совершайте же его между намазом ‘Иша и Фаджром».
Примечание: и запрет в хадисе Талька ибн ‘Али (см. вопрос 990) не распространяется на повторное совершение Уитра, потому что первое совершения Уитра не считается действительным.
997. Если объединил ‘иша с магрибом во время магриба, можно ли сразу прочитать витр – да. Ответ тут возвращается к ответу на предыдущий вопрос. Ведь время Уитра связано с совершением намаза ‘Иша, а не с наступлением времени ‘Иша (см. вопрос 996).
998. Если упустил витр — узаконено ли его возмещать – да, либо после намаза фаджр до восхода солнца, либо во время духа, но уже в четном количестве ракаатов.
Довод – хадис ‘Айши: «Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не мог совершить ночной намаз из-за сна или болезни или еще чего-нибудь, то совершал днем двенадцать рака’атов». (Муслим).
Примечание: возмещение состоит из стольки рака’атов, сколько человек совершает Уитр с постоянством ночью (+1). А если нет постоянства, и человек совершает его по-разному, исходя из своих сил и желания, то возмещение днем также возвращается к его силе и желанию, но главное, чтобы было четное количество рака’атов.
999. Наилучшее время для совершения намаза витр – кто боится проспать – в начале ночи, кто не боится — в последней трети ночи.
Довод – хадис Джабира марфу’ан: «Тот, который боится, что не встанет в конце ночи, тот пусть совершает Уитр в ее начале, а тот, который надеется встать в конце ночи, тот пусть совершает Уитр в конце ночи, ведь поистине при намазе в конце ночи присутствуют ангелы и это лучше». (Муслим).
Также пришел хадис со слов Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Бакра, когда он совершает Уитр, на что он ответил, что перед сном, затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ‘Умара, на что тот ответил, что после сна. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об Абу Бакре: «Этот взялся за мудрое решение», а про ‘Умара сказал: «А этот взялся за сильное решение». (Ахмад). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. У него пять (5) путей, в каждом из которых есть слабость, и все они годятся для поддержки, поэтому они поддерживают друг друга.
1000. Можно ли совершать намаз витр на животном или в машине – да. Так же, как остальные добровольные намазы. И это достоверно установлено от Ибн ‘Умара (Ибн уль-Мунзир, ‘Абдурраззак). А асары ‘Али и Ибн ‘Аббаса (там же) — слабые. В первом: Суэйр ибн Аби Фахита (ثوير بن أبي فاختة) – оставленный передатчик (матрук), а во втором: ‘Аббад ибн Мансур – большинство ученых считают его слабым.
НАМАЗ ДУХА:
1001. Как собрать между различными риваятами хадиса ‘Аиши о намазе духа – там, где она говорит, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал намаз духа – это потому что она не видела этого своими глазами, а там где говорит, что совершал, это потому что до нее об этом дошло от других сподвижников.
1 – Она сказала: «Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Духа, а я совершаю его». (Согласованный). А также однажды ее спросили: «Совершал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намаз Духа?» Тогда она ответила: «Нет, кроме как, если приезжал из путешествия». (Муслим)
2 – Она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз Духа в четыре рака’ата, и добавлял к этому столько, сколько пожелает Аллах». (Муслим).
1002. Каково постановление совершения намаза духа – желательно.
Довод – хадисов относительно этого несколько.
Из них: 1. Хадис ‘Амра ибн ‘Абасы марфу’ан после того, как запретил намаз до восхода солнца: «А затем совершай намаз, ведь, поистине намаз в это время посещается ангелами, пока тень не уравняется с копьем». (Муслим). То есть, до зенита.
2. Хадис Зейда ибн Аркама: «Время намаза кающихся перед Аллахом тогда, когда копыта верблюжат начинают нагреваться». (Муслим).
3. Хадис Абу Хурейры: «Мой любимец завещал мне три вещи: три дня Поста каждый месяц, два рака’ата намаза Духа и чтобы я не ложился спать, кроме как совершив Уитр». (Согласованный).
4. Хадис ‘Айши (см. вопрос 1001).
5. Хадис Абу Зарра марфу’ан: «За каждый сустав одного из вас он обязан выплачивать милостыню. Каждая фраза «Субхан Аллах» является милостыней, и каждая фраза «АльхамдулиЛлях» является милостыней, и каждая фраза «Аллаху акбар» является милостыней, и каждая фраза «Ля иляха илля Аллах» является милостыней. А также призыв к благому является милостыней, и запрет порицаемого является милостыней. И все это заменяет два рака’ата намаза Духа». (Муслим). Похожий хадис передается со слов Бурейды ибн уль-Хусейба (Ахмад).
1003. Время намаза духа – с восхода солнца и его поднятия на высоту копья и до того, как солнце войдет в зенит.
Довод – хадис ‘Амра ибн ‘Абасы (см. вопросы 1002). В одном из его риуаятов пришло: «…на расстояние копья или двух копей». (Абу Дауд).
1004. Какое время для совершения намаза духа наиболее предпочтительно – перед зенитом.
Довод – хадис Зейда ибн Аркама (№3 в вопросе 1002).
1005. Из скольки ракаатов состоит намаз духа – меньшее количество – 2 ракаата. (см. вопросы 977).
Наибольшее – неограниченно. Довод – хадис ‘Айши (см. пункт 2 в вопросе 1001).
Но должно быть четным и от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не пришло более 8 ракаатов.
Довод – хадис Умм Хани о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил восемь рака’атов в День открытия Мекки (Согласованный).
Примечание: 1. Хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто совершит двенадцать рака’атов намаза Духа, тому Аллах построит дворец в Раю» (ат-Тирмизи) – слабый. В нем: Муса ибн Фулян (или ибн Хамза) – неизвестный (маджхуль). 2. Хадис ‘Айши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел ко мне домой и совершил восемь рака’атов намаза Духа». (Ибн Хиббан) – слабый. В нем: пропуск между аль-Мутталибом ибн Хантабом (حَنْطَب) и ‘Айшей, ведь он не слышал хадисов от нее. К тому же, этот хадис противоречит тем достоверным хадисам, которые передаются от нее (см. вопрос 1001).
1006. О достоинстве оставаться на своем месте после намаза фаджр до восхода солнца, а затем совершить духа – об этом несколько хадисов.
Из них: хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто совершит Фаджр намаз в коллективе, затем сядет и будет поминать Всевышнего Аллаха до тех пор, пока не поднимется солнце, а затем совершит два рака’ата, тому запишется награда полноценного Хаджа и ‘Умры». (ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: Абу Зыляля (ظِلالة) Хиляль ибн Меймун. Сказал шейх Ибн Хизам: «Он ближе к сильной слабости». Этот хадис пришел также со слов Ибн ‘Умара (ат-Табарани в «аль-Аусат»), но в нем: аль-Фадль ибн Муаффак – слабый. А также он пришел со слов Абу Умамы (ат-Табарани в «аль-Кабир»), но в нем: ‘Усман ибн ‘Абдиррахман аль-Харрани (الحرَّاني) — слабый. Также пришли другие он пришел по другим путям, в которых также есть слабость.
1007. О совершении добровольного намаза, не связанного с какими-либо причинами – желательно, кроме пяти (5) периодов времени, в которых запрещено совершение подобного добровольного намаза.
Довод – хадис ‘Амра ибн ‘Абасы (см. вопрос 1002). Ведь там пришло: «А затем совершай намаз…» и до слов: «пока тень не сравняется с копьем».
1008. Узаконен ли намаз тасабих (75 тасбихов в каждом из четырех рака’атов) – нет. Потому что относительно этого не установлено ни одного достоверного хадиса. Об этом заявили имам Ахмад, аль — ‘Укейли, Абу Бакр Ибн уль — ‘Араби, Ибн уль-Джаузи, аль-Миззи, шейх уль-Ислам и другие («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./885стр.). А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса (Абу Дауд), то в нем: уединение Мусы ибн ‘Абдиль’азиза аль — ‘Адани (уровня хорошего хадиса). Хафизы отвергли этот хадис (мункар), как это пришло в «аль-Мизан», а Ибн уль-Мадини сказал, что он остановленный на ‘Икриме, как об этом пришло в книге «Итхаф уль-Махара».
Сказал Ибн Хаджар: «Истина в том, что все хадисы относительно этого слабые, даже при том, что хадис Ибн ‘Аббаса близок к уровню хорошего хадиса, однако отклонение в нем слишком сильное…». («ат-Талхыс»).
Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Этот хадис есть в «ас-Сахих уль-Муснад», но во время жизни шейха Мукбиля ему написали о слабости данного хадиса и он подтвердил это». И этот хадис является самым наименьшим в слабости, а остальные хадисы еще слабее.
1009. Узаконен ли намаз при нужде (салят уль-хаджа) – нет. Потому что относительно этого не установлено ни одного достоверного хадиса. Об этом заявили имам Ахмад, аль — ‘Укейли, Абу Бакр Ибн уль — ‘Араби, Ибн уль-Джаузи, аль-Миззи, шейх уль-Ислам и другие («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./885стр.).
А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса (Абу Дауд), то в нем: уединение Мусы ибн ‘Абдиль’азиза аль — ‘Адани (уровня хорошего хадиса). Хафизы отвергли этот хадис (мункар), как это пришло в «аль-Мизан», а Ибн уль-Мадини сказал, что он остановленный на ‘Икриме, как об этом пришло в книге «Итхаф уль-Махара».
Сказал Ибн Хаджар: «Истина в том, что все хадисы относительно этого слабые, даже при том, что хадис Ибн ‘Аббаса близок к уровню хорошего хадиса, однако отклонение в нем слишком сильное…». («ат-Талхыс»).
Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Этот хадис есть в «ас-Сахих уль-Муснад», но во время жизни шейха Мукбиля ему написали о слабости данного хадиса и он подтвердил это». И этот хадис является самым наименьшим в слабости, а остальные хадисы еще слабее.
1010. Узаконен ли намаз покаяния (салят ут-тауба) – нет.
Довод – отсутствие довода на это, а основа в поклонениях – запрет.
Примечание: хадис ‘Али от Абу Бакра марфу’ан: «Какой бы человек, не совершивший грех, затем встанет и возьмет омовение, а затем совершит намаз, а затем попросит у Аллаха прощения, то ему непременно будет прощено, а затем он прочитал аят: «Тем, же которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (3: 135)»». (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – слабый. В нем: Асма ибн уль-Хакам аль-Фазари – неизвестный (маджхуль).
Сказал шейх Ибн Хизам: «От него не передает никто, кроме ‘Али ибн Раби’ аль-Уалиби (الوالبي). И Асму назвали крепким только Ибн Хиббан и аль — ‘Иджли (легко относились к похвале передатчиков). Сказал имам ат-Тирмизи: «Мы не знаем хадисов Асмы ибн аль-Хакама, кроме этого», а имам аль-Бухари назвал его отвергаемым (мункар), как это упоминается в книге «Мизан уль–И’тидаль»». («Фатх уль – ‘Аллям» 1т./886стр.).
1011. Узаконен ли намаз после омовения (салят ут-тахара) – да в 2 ракаата.
Довод – 1. Хадис Абу Хурейры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялю: «Посредством чего ты опередил меня к Раю?» Он ответил: «Каждый раз, когда я совершаю омовение в течение дня и ночи, то непременно совершаю то, что мне предписано из намаза». (Согласованный).
2. Хадис ‘Усмана марфу’ан: «Тот, кто возьмет омовение, которое взял я, а затем совершит два рака’ата намаза, и не будет думать в нем ни о чем постороннем, то ему будут прощены те грехи, которые были раньше». (Согласованный).
3. В хадисе ‘Укбы ибн ‘Амира пришло: «…для того Рай стал обязательным». (Муслим) и другие хадисы.