010. Глава о самопризнании
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
10. Глава о самопризнании (икрар).
- О том, что такое самопризнание и о его действительности и узаконенности – самопризнание – это признание человеком против себя имущественных, телесных или иных прав. Узаконено Кораном, Сунной и единогласным мнением.
- Чье самопризнание принимается, а чье нет – принимается от разумного, действующего по своему выбору. Не принимается от ребенка, сумасшедшего, спящего, находящего в состоянии потери сознания, и от того, кто несет бред.
- Принимается ли самопризнание от ребенка, достигшего возраста различения (тамйиз) – принимается в том, в чем ему позволяется действовать, исходя из разрешения опекуна.
- Принимается ли самопризнание от человека, находящегося в состоянии опьянения – нет, при этом, без разницы, по уважительной причине, или нет.
- Принимается ли самопризнание принужденного – не принимается в том, к чему его принуждают. Принимается в том, к чему его не принуждали, но с условием того, чтобы косвенные доводы не говорили о том, что он признался в постороннем лишь для того, чтобы его освободили от принуждения.
- Принимается ли самопризнание раба – здесь 3 ситуации: 1) признание в том, что ведет за собой шариатское наказание смертной казнью. Принимается признание, и над ним производится смертная казнь. При этом, родственники убитого, могут простить его, и тогда они должны получить денежную компенсацию. При этом, данная денежная компенсация не требуется с хозяина, но он может продать раба, и отдать родственникам убитого деньги за этого раба, или может отдать им этого раба. Если же есть существенное подозрение того, что раб признает против себя убийство, делая это в сговоре с родственниками убитого, для того, чтобы затем этот раб перешел к ним, а они его освободили, то родственники убитого не имеют права прощать этого раба со смертной казни на компенсацию, кроме как с согласия хозяина раба. 2) если раб признает против себя иное преступление, которое несет за собой шариатское наказание меньшее по тяжести, чем смертная казнь, то это признание принимается и шариатское наказание производится, даже если на это не согласен хозяин раба. 3) если раб признает против себя имущественные права, то это признание принимается, но погашать он его будет только после освобождения.
- Принимается ли признание долга, если человек находится в предсмертной болезни – да.
- Если человек признал долг, находясь при смерти так, что на нем был другой долг до болезни, а наследства не хватает на оба долга – оба долга считаются установленными, и оба кредитора получают часть покрытия своих долгов, исходя из объема долга каждого из них (подобно тому, как банкрот расплачивается с кредиторами).
- Принимается ли признание долга от человека, находящегося при смерти, в пользу одного из наследников – да, кроме как при сильных, существенных доказательствах того, что он делает это для того, чтобы лишить наследников части наследства.
- Если человек, находясь при смерти, признал то, что он должен жене махр, принимается ли это признание – да.
- Если один из наследников признал то, что у их наследодателя имеются долги людям – этот долг закрепляется и должен быть погашен из наследства покойного. Если наследства достаточно на покрытие всего долга, то он покрывается полностью, если же лишь на часть, то покрывается частично, а наследник не обязан покрывать его из собственных средств. При этом, наследник берет наследство только после того, как этот долг будет погашен.
- Если один из наследников признал то, что у их наследодателя имеются долги людям, а другие наследники отрицают это – этот долг закрепляется, и каждый наследник обязан отдать часть своего забранного наследства на погашение этого долга. Если же наследники отказываются это сделать, тогда тот наследник, который признал долг, обязан отдать часть этого долга из своей части наследства пропорционально, и не должен отдавать этот долг полностью. Пример этому: покойный оставил наследство в 1000 долларов на 10 сыновей, всем по 100 долл. Затем был установлен долг в 100 долл. Каждый из сыновей должен отдать по 10 долл., и покрыть долг. Если же они отказываются тогда тот наследник, который признал долг, обязан отдать 10 долл. из своей части и не должен отдавать все 100 долл.
- Действительно ли исключение при признании – да, со всеми условиями действительности исключения, которые были изучены нами при изучении книг по усуль уль-фикх.
- Действительно ли полное исключение из самопризнания (я должен ему тысячу, кроме тысячи) – нет, но, вместе с этим, от человека не принимается такое признание, т.к. такое может исходить только из шутки.
- Действительно ли большее исключение из самопризнания (я должен ему тысячу, кроме восьмисот) – да.
- Как поступать, если кто-либо предъявляет материальную претензию, а тот говорит — да, я был должен ему, но уже погасил долг – его признание принимается, но заявление о погашение долга не принимается, пока он не принесет доказательства на это. Что же касается кредитора, то ему достаточно лишь поклясться.
- Как поступать, если кто-либо предъявляет материальную претензию, а тот говорит — да, я был ему должен – он считается должным до сих пор, т.к. не заявляет о том, что этот долг погасил. Если же он заявит о погашении долга, а кредитор согласится с этим, то дело на этом завершено. Если же кредитор будет отрицать погашение долга, то ответ как в прошлом вопросе.
- Принимается ли от человека отказ от своего же самопризнания, которое он уже сделал – нет, кроме как в вопросах шариатских наказаний, в последнем случае принимается.
- Если человек сказал — я должен ему дирхем, я должен ему дирхем, то сколько он должен — дирхем или два – дирхем.
- Если человек сказал — я должен ему дирхем, более того, два дирхема, то сколько он должен — дирхем, два или три дирхема – два.
- Если человек сказал — я должен ему 1000 дирхемов, кроме 50, или — я должен ему 1000, кроме 50 дирхемов – от него требуется разъяснение того, что он имеет в виду под 50 в первом случае, и под 1000 во втором. Если же разъяснение получить от него уже невозможно, то считается, что во всех этих случаях он имел в виду дирхемы.
- Если человек признал против себя имущественное право, но не разъяснил, что конкретно он обязан – его признание принимается и от него требуется подходящее под ситуацию разъяснение.
- Если человек сказал — я должен ему имущество, принимается ли разъяснение этого чем-то малым – да.
- Если человек сказал — я должен ему много имущества, принимается ли разъяснение этого чем-то малым – все зависит от обычаев людей, если в их обычаях, высказанное в разъяснении является малым, то не принимается, если считается большим, то принимается.
- Если один говорит — у меня его залоговый предмет, а второй говорит — это не залог, а вещь, которую я оставил ему на хранение – принимается слово второго, а первый должен принести доказательство, т.к. наличие залогового предмета указывает на наличие долга.
- Если один из двух наследников признал наличие третьего наследника — принимается ли это признание – родственная связь не устанавливается признанием наследников при отрицании этого хотя бы одним из наследников. Но право на получение наследства устанавливается. И тот, в чью сторону признали право на наследство, получает его из доли того, кто признал его право.
- Какую часть наследства должен отдать признавший наличие третьего наследника (исходя из прошлого вопроса) – это становится ясно на примере: покойный оставил в наследство 900 долл., на двоих сыновей – каждому по 450. Затем один из сыновей признал то, что у покойного есть еще один сын. Так вот, если бы наличие этого третьего сына признали оба первых сына, то они делили бы наследство на троих – каждому по 300. Но, т.к. один из сыновей отрицает наличие третьего сына, он забирает свои 450, а второй сын делится с третьим сыном, которого он сам же и признал. Как делится? Отдает ему 150, а не 300.
- Посредством какого признания утверждается родственная связь человека, и условия этого – если эту родственную связь признают все наследники покойного единогласно. Если же хоть один будет это утверждать, то родственная связь не устанавливается. У этого есть и другие условия: 1) чтобы признаваемый был бесфамильным, без рода, к которому он бы приписывался 2) чтобы его родственную связь не оспаривала какая-то другая семья (в последнем случае – требуются доказательства, и уже недостаточно лишь признания наследников) 3) чтобы данное признание было возможным (если, напр., признают еще одного сына так, что если бы это было правдой, то он родился бы тогда, когда его предполагаемый отец был еще ребенком – такое не пойдет) 4) чтобы признаваемый не имел возможности говорить (ребенок или сумасшедший). Если же он может говорить и имеет слово, то он должен дать свое согласие на это признание 5) чтобы связь подтверждали все наследники единогласно.
- Если человек признал родственную связь уже умершего человека, принимается ли это признание – да.