016. Глава о приобретении никому не принадлежащих земель
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
16. Глава о приобретении никому не принадлежащих земель путем их возделывания и оживления.
- Определение понятия приобретения никому не принадлежащих земель путем их возделывания и оживления (ихья уль-мауат) – это возделывание или оживление земли, которая свободна от общественного пользования мусульман (т.е. не пастбища, не места вокруг селей и рек, не дворы домов, не места сбора дров и т.п.) и от частного владения того, чье владение утверждено и защищается шариатом (мусульманин, зиммий, му’ахад, муста’ман).
- Каких видов бывают земельные участки, и какие из них могут быть приобретены во владение путем оживления и возделывания – земля бывает двух больших видов: 1) земля, на которую не распространяется чье-либо владение, и нет на ней следов жизни. Такая земля может быть приобретена путем оживления без разногласий. 2) земля, на которую распространяется чье-либо владение, или есть на ней следы жизни. Этот второй вид бывает еще трех видов: а) заброшенная земля, которая принадлежит хозяину (который ее либо купил, либо получил в подарок или наследство, либо сам некогда приобрел путем возделывания и оживления) – не приобретается путем оживления б) земля, у которой нет хозяина, но на ней есть следы древних цивилизаций неверных – приобретается путем оживления в) у земли есть хозяин (мусульманин, либо зиммий), но его личность не установлена, а также не установлена жив ли он, или мертв, а если мертв, то есть ли у него наследники. Такая земля не приобретается путем оживления и возделывания, т.к. переходит в казну мусульман.
- Узаконено ли приобретение земли путем ее возделывания и оживления на землях неверных – да.
- Может ли зиммий (иудей или христианин) в мусульманском государстве приобрести землю путем ее оживления – да.
- Если зиммий приобрел землю путем ее оживления и возделывания, обязан ли он выплачивать с нее налог – нет.
- Можно ли путем оживления приобретать такие участки, которые находятся близко к владениям людей – здесь может быть две ситуации: 1) участки, не заходя на которые, владельцы не могут полноценно владеть своими участками (как место для выброса мусора, место, на которые люди складывают свои инструменты, или технику, место протекания их воды, тропинки, которые ведут к их домам и т.п.). Также такие участки, которые являются общим владением жителей местности (как общие пастбища, дороги, места для сбора дров, их водоемы и т.п.). Все это не может быть приобретено во владение путем оживления. 2) участки, которые хоть и близко к чужим владениям, но владельцы могут обойтись без них, и могут пользоваться своими владениями полноценно и без них. Эти участки можно приобретать путем оживления.
- Переходят ли во владение человека полезные ископаемые, которые на или под той землей, которую он приобрел путем оживления – полезные ископаемые бывают двух видов – твердые и жидкие. Твердые (как золото, серебро, медь, цинк и т.п.) – являются владением того, в чьей земле они находятся. Жидкие (как нефть, смола и т.п.) – не являются владением того, под чьей землей они протекают и находятся. Но, в последнем случае, правитель не должен забирать эти полезные ископаемые силой, но должен выплатить определенного рода компенсацию.
- Может ли человек забрать во владение полезные ископаемые заброшенных участков, без оживления и возделывания самих участков – если эти полезные ископаемые на поверхности земли или близко к ее поверхности так, что их добывание возможно без специальных механизмов, то эти полезные ископаемые никто не может забрать себе во владение, т.к. это общее владение мусульман этой местности. Но каждый может брать оттуда по мере своей нужды. Более того, никто не может приобрести эти участки земли даже возделыванием их. Если же полезные ископаемые глубоко в земле так, что их добыча требует специальных механизмов, то человек должен сначала приобрести эту землю путем оживления, а потом уже добывать эти полезные ископаемые (и то только твердые из них).
- Можно ли приобрести во владение путем оживления — обочины дорог, улиц, а также пространства между зданиями – нет. Но если обочина дороги широкая, то человек может использовать это место для торговли, если это не стесняет проезд машин или ходьбу пешеходов. При этом, он может организовать навес, которым будет укрываться от солнца и дождя. Он не должен возводить на этом месте постройки. При этом, большее право на это место имеет тот, кто первым его займет так, что второй не может выгнать его с этого места, даже если первый будет занимать это место долгие времена. Даже если первый встанет и уйдет с этого места, но оставит свои принадлежности и товар на месте, то никто не может занимать это место. Если же он уйдет полностью, тогда право на это место открывается и для других. Примечание: все это в том случае, если правитель не ввел определенных особых правил пользования этими местами.
- Что является оживлением и возделыванием – то, что принято в обществе (как убирание мусора, вспахивание, засеивание, обкладывание забором и т.п.).
- Считается ли за оживление то, что человек отчертил себе какой-либо участок, не возделывая его – нет, но он имеет преимущественное право на возделывание и оживление этой земли. Если же он долгое время не будет оживлять этот участок, не допуская к нему никого, то правитель дает ему срок для оживления, и если тот не оживит этот участок в этот срок, то право передается другому.
- Если человек оживил и возделал участок, который уже был занят другим человеком также для этих целей – он не становится владельцем этого участка.
- Может ли человек продать право на оживление участка, который он отграничил для себя – да.
- Если человек нанял на работу другого, чтобы тот возделал ему заброшенный участок, то кто становится его владельцем – нанявший.
- Является ли разрешение правителя обязательным условием приобретения участка путем его оживления – нет. Но если правитель установил особые правила относительно этих участков, то их нельзя приобретать, кроме как при согласовании с соответствующими структурами.
- Что значит слово хима в хадисе Ибн ‘Аббаса — нет хима, кроме как Аллаху и Его посланнику – это когда правитель отгораживает определенную территорию для особых целей – для организации пастбищ, или для хранения государственного вооружения и т.п.
- Что значит сам хадис — нет хима, кроме как Аллаху и Его посланнику – т.е., никто не может отгораживать участки, как в прошлом вопросе, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тех, кто придет после него из правителей.
- Может ли новый правитель отменить постановления старого относительно выделения некоторых участков – да.
- Что значат слова хадиса — ля дарара уа ля дырар – относительно этого хадиса есть два больших мнения: 1) слово «дарар» по смыслу такое же, как «дырар». И повторение пришло просто для усиления смысла. 2) одно слово не равно другому. Но тогда чем они отличаются, — в этом несколько мнений: а) «ля дарара» – т.е. все шариатские постановления лишены нанесения вреда окружающим, а «дя дырар» – т.е. нельзя также и действием наносить вред окружающим. Б) «ля дарар» – не наноси вред другим, даже если тебе есть от этого польза, «ла дырар» – не наноси вред людям так, что тебе от этого пользы нет. В) «ля дарар» – не наноси вред тому, кто не нанес его тебе, «ля дырар» – не переходи границы в нанесении вреда тому, кто нанес его тебе. Постановления: 1) нельзя наносить вред окружающим, если тебе нет от этого пользы 2) если тебе есть от этого польза, то если этот вред привычный, принятый среди людей, то его можно наносить, если же он превышающий привычный, то нет 3) нельзя запрещать окружающим разрешенное действие, если это не наносит тебе вреда.
- Является ли огорождение участка забором достаточным действием для приобретения этого участка во владение – если это принято в обществе, то да.
- Если человек откопал колодец на заброшенной земле, то какой участок вокруг него дается ему вместе с этим колодцем – в основе такой участок, который был занят выкапываемой землей от этого колодца. Но если нужда человека отличается от этого, то может быть больше или меньше (если человеку нужно место для размещения своих животных, который будут приходить на водопой; или просто место для питья и извлекания воды из колодца; или место, требуемое для поливки посевов). Также другой человек не может выкапывать новый колодец на таком расстоянии, что это нанесет вред первому колодцу (переберет его воду к себе).
- Если человек откопал источник воды на заброшенной земле, то какой участок дается ему вместе с этим источником – так же, как в прошлом вопросе.
- Какой участок вокруг дома или посевного поля человека не могут приобретать другие люди – что касается посевного поля, то участок, который нужен человеку для привязывания животных, на которых он будет пахать землю (или для оставления техники). Также место для прокладывания поливных сооружений и т.п. Что касается домов, то место для складывания мусора, инструментов, техники, машины; место дороги, по которой человек доходит до ворот своего дома. Также место, достаточное для выведения трубы с крыши, для слива дождевой воды.
- Какой участок вокруг дерева не может приобретаться в личную собственность – пропорционально диаметру его кроны.
- Как поступить, если человек выкопал колодец рядом с другим, чужим колодцем так, что вода его ушла к новому колодцу – он должен засыпать свой колодец и откопать его подальше (без разницы – новый колодец был выкопан на заброшенной земле или на участке личной собственности).
- Что такое — аль-икта’ — выделение участка земли правителем (государством) – это когда правитель выделяет кому-либо участок земли для оживления и дальнейшего приобретения, либо для использования.
- Каких видов бывают участки, которые выделяются правителем (государством) – 3 видов: а) участок для оживления, с дальнейшим приобретением б) участок для временного использования с дальнейшим возвратом в) участок на рынке для торговли.
- Приобретается ли участок во владение просто по факту его выделения правителем, или для этого его нужно оживить – нужно вначале оживить.
- О том, что правитель должен выделять человеку только такой размер участка, который тот способен оживить – если же выделено больше, то человеку ставится срок – либо оживляешь в этот срок, либо возвращаешь излишек.
- Можно ли сдавать в аренду участок, который выделен тебе правителем для его оживления – да.
- Каких видов бывают водоемы, и какие из них можно приобретать в личную собственность – двух больших видов: 1) текучие 2) стоячие. В этом вопросе разбирался лишь первый вид. Текучие воды бывают двух больших видов: а) принадлежащие кому-либо б) не принадлежащие какой-либо личности. Что касается вида (б), то если это огромная река (как Нил или Евфрат), то никто не может присвоить себе эту воду, и никто не может запрещать другому пользоваться этой водой. Каждый может пользоваться этой водой по мере необходимости без испрашивания разрешения. Если же эта река небольшая так, что люди неравнодушны к ней, и опасаются, что ее не хватает на всех, то в этом случае первоочередное право на эту воду имеет тот, чей участок находится ближе остальных к воде. Он запускает эту воду на свой участок столько, чтобы вода поднялась до щиколоток, а затем отправляет ее следующему соседу и так далее до последнего участка. При этом, если этот участок неровный (в одном месте выше, в другом ниже), то делит участок на ровные участки, затем каждый заполняет по щиколотку. Если же два дома находятся одинаково близко к воде, то делят воду на два одинаковых потока, и каждый заполняет свой участок по щиколотку. Если же разделить воду на два потока не получается, то между ними бросается жребий. Кому выпадет жребий, тот поливает свой участок первым, но если этой воды не хватит по щиколотку на оба участка, то первый берет себе из воды половину, даже если эта вода не дойдет до щиколоток. Что же касается вида (а), то она тоже бывает двух категорий: 1) когда эта частная вода берет начало в общей (ничейной) воде (как небольшой канал, отведенный из большой реки или сели). Так вот, тот, кто выкопал этот канал (один человек или несколько), становится его владельцем, когда его канал будет докопан от его участка вплоть до самой этой большой реки. Он становится владельцем этого канала, воды в нем, воздуха над ним и территории по двум берегам, которая была занята откопанной землей. Если же канал принадлежит нескольким людям, то каждый из них владеет им настолько, насколько вложился деньгами и трудом. Если воды не хватает на всех, то могут поделить ее по дням (день ты, день я). Если же на это не согласны, то устанавливают в начале канала плиту, в ней делают отверстия по долям владения, и каждому приходит из общей реки столько воды, сколькими отверстиями он владеет. При этом, каждый может делать со своей водой и своей частью канала что угодно. Но если канал пересекается, и в некоторых местах является общим, то делать с ним что-то можно только с разрешения остальных. 2) это когда вода берет начало из личного владения (кто-то один или несколько человек откопали источник воды и развили его). Так вот, этот источник не принадлежит им на праве полного владения, но они имеют на него преимущественное право пользования и не могут запрещать остальным людям излишки этой воды, если они остаются. Если же канал требует ремонта, то они чинят его все вместе пока не дойдут до самого близкого участка, после чего владелец этого участка уже не обязан принимать участие в дальнейшей его починке. Затем до второго дома, до третьего и т.д.
- Обязан ли владелец колодца или источника предоставлять излишки воды бесплатно при необходимости – если этот колодец постоянно наполняется подземными водами так, что он не прилагает для этого усилия, то обязан (без разницы, зависит ли от этого сохранность или гибель пастбищ или нет).
- Обязан ли владелец земли предоставлять излишки травы и пастбищ бесплатно при необходимости, если трава растет сама – здесь может быть три ситуации: 1) у человека есть личная земля, на которой растет трава без его участия так, что он не жертвует из-за этой травы тем, что не сеет на ней посев. Тогда он пользуется этой травой для своих животных в первоочередном праве, а излишки не может удерживать от людей 2) у человек своя земля, и своя трава, которую он сам засеял. Здесь он не обязан предоставлять излишки этой травы кому-либо бесплатно 3) у человек своя земля, но он специально не сеет на ней посев, чтобы дать расти траве, в этом случае ответ так же, как в прошлой ситуации.
- Обязан ли владелец колодца бесплатно предоставлять веревку, ведро и прочие инструменты для извлечения воды – в основе да. Но окончательно этот вопрос возвращается к вопросу 3219.
- Могут ли люди без разрешения заходить на личный участок человека, чтобы взять излишки воды из его колодца – в основе да. Кроме как, если этот участок такой, что на нем могут быть женщины хозяина участка, тогда нельзя.
- Что значит хадис — люди имеют равные права на огонь – под этим подразумевается несколько вещей: а) не должен запрещать другому поджечь головню от костра б) не должен запрещать погреться около него в) не должен запрещать пользоваться светом от костра (все это, если нет каких-либо серьезных причин для запрета, если же такие есть (не хочет связываться и подпускать к своему костру чужих людей, боясь того, что они причинят ему вред и т.п.). И этот хадис не значит, что ты должен бесплатно давать свои угли или камень для разжигания огня и т.п.