019. Глава о находке и найденном ребенке
Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса вы можете, пройдя по ссылке, которая подвязана к вопросу. Для этого вам нужно лишь запомнить его номер.
19. Глава о находке (люката) и найденном ребенке (лякыт).
- Что такое находка (люката) – это то, что находит человек и подбирает это.
- Что лучше — подобрать находку или оставить ее – в основе лучше ее оставить. Но если находка находится в таком месте, где она погибнет, или среди грешников, которые заберут ее и не будут о ней объявлять, и человек уверен в себе (т.е. в том, что он сможет соблюсти все права и обязанности находки), то лучше забрать ее, а быть может это даже является обязательным в некоторых случаях. Примечание: подбор находки не нуждается в разрешении от правителя, или решении судьи.
- Что является незначительной находкой, о которой можно не объявлять, но сразу забрать в свое владение – эта такая вещь, за которой не вернется при потере человек среднего слоя данного общества. Примечание: если человек известен хозяин этой вещи, то он должен вернуть ее этому хозяину, даже если эта вещь незначительна.
- О необходимости запомнить свойства и качества найденного предмета – это является обязательным. Желательно также еще и записать эти свойства отдельно, чтобы не забыть их в случае потери находки или ее гибели, или при ее изменении, или при ее смешении с имуществом нашедшего. Что нужно запомнить: емкость (кошелек, сумка, пакет, шкатулка и т.п.), чем закрывается емкость (застежка, молния, заклепка…), род, количество, объем и т.п.
- Каково постановление найти свидетелей, которые засвидетельствуют, что ты нашел находку – желательно.
- Каково постановление объявления о находке – обязательно, если эта находка не из разряда незначительных. При этом, без разницы, желает ли нашедший забрать ее в свое имущество через год, или нет.
- В течение какого срока необходимо объявлять о находке – если находка незначительная, то желательно объявлять о ней до тех пор, пока не успокоится сердце, а можно вообще не объявлять. Если находка больше этого, то обязательным является объявлять год, а больше года лишь желательно.
- С какого времени необходимо начать объявлять о находке – со дня находки.
- С какой периодичностью необходимо объявлять о находке, и в какое время суток это делать – делать это нужно днем, и не в те времена, когда на улице никого нет (как полдень и т.п.). В первые дни о ней необходимо объявлять часто (несколько раз в день), затем один раз в день, затем раз в несколько дней, затем раз в неделю, затем раз в месяц.
- В каких местах необходимо объявлять о находке – в местах собрания людей, как рынки, выходы мечетей после обязательных намазов и т.п. Также можно использовать газеты, рассылки смс, соцгруппы интернета и т.п.
- Можно ли нанять кого-либо для объявления о находке – можно, но плату такому человеку должен будет платить сам нашедший.
- Как нужно объявлять о находке – называя ее род (кто потерял деньги, одежду, телефон и т.п.).
- Если тот, кто нашел находку, объявлял о ней год, может ли он после этого забрать эту находку в свое владение – да.
- Входит ли находка во владение нашедшего ее даже без его воли, или на это требуется его намерение – требуется его намерение. При этом, не обязательно произносить это вслух, или совершать какое-либо действие, но достаточно намерения. Если же человек забрал ее себе, но затем объявился ее хозяин, то человек обязан вернуть ему эту находку. Если же ее уже нет, то возвращает ее подобие, если же нет и подобия, тогда деньгами.
- Если человек отложил объявление о находке, и не начал делать этого сразу после ее нахождения – берет за это грех (если знал о постановлении). При этом, обязанность объявлять с него не спадает. Если, допустим, через месяц после находки, человек начал объявлять, то ему нужно объявлять целый год, а не только оставшиеся 11 месяцев. При этом, даже если он будет объявлять год, то уже не имеет право забрать ее в свое владение, но делает покаяние, затем раздает эту находку как садака с намерением, что эта садака от имени ее хозяина. Если же ее хозяин все-таки объявится после этого, то он ставит этого хозяина перед выбором: если хочешь, утверди эту садака, и тогда тебе награда за нее, или откажись от нее, и я возмещу тебе эту находка, но награда за садака будет мне.
- Если человек отложил объявление о находке, и не начал делать этого сразу после ее нахождения, но по уважительной причине – если он не мог объявлять о ней ни сам, и не мог нанять кого-либо на это, или не знал о постановлении, то на нем нет греха, и он должен начать годовое объявление сразу после того, как у него ушла уважительная причина, и он может забрать эту вещь себе после годовалого объявления.
- Если человек нашел не деньги, а какой-либо иной предмет — берет ли он постановления находки – да.
- Если человек подобрал находку с намерением не объявлять о ней, а сразу забрать себе, но затем все же стал о ней объявлять – он берет грех за первое намерение. Если после этого он сразу поменяет свое намерение и начнет без откладывания объявлять о находке, то он может забрать ее после годовалого объявления. Если же он так и не поменяет своего намерения, то он подобен вору или тому, кто забрал ее незаконно (гасыб) в том, что несет за нее ответственность в любом случае, погибнет ли находка по его вине или не по его вине.
- Если к нашедшему находку пришел человек и описал ее полным описанием – он обязан отдать ему эту находку, даже если тот не привел доказательств (документов, свидетелей и т.п.).
- Если к нашедшему находку пришел человек и описал ее лишь частичным описанием – нашедший не обязан ее отдавать, кроме как при полном описании. Но если человек описал ее так, что у нашедшего появилось превышающее предположение, что он действительно хозяин этой вещи, то может отдать ему эту находку.
- Если к нашедшему находку пришли сразу два человека, и каждый из них описал ее полным описанием – если один из них предоставил еще и доказательство, то он забирает эту находку. Если же дополнительного доказательства не привел никто, или привели оба, тогда между ними делается жребий. Эту находку забирает тот, кому выпадет жребий, после того, как поклянется, что эта вещь действительно его.
- Если нашедший находку отдал ее тому, кто описал ее, но затем пришел другой человек с доводом на то, что эта вещь его – эта вещь забирается у того, кто успел ее забрать по описанию, и отдается тому, кто привел доказательство. Если же тот уже успел погубить находку, то хозяин находки может требовать возмещения у того, кто забрал ее, описав ее. И не может накладывать ответственность на нашедшего находку.
- Может ли нашедший находку отдать ее тому, кто ее и не описал, и не привел довода на то, что эта находка его – нет, без разницы, возникло у нашедшего превышающее предположение о правдивости заявляющего о праве на находку, или нет. Если же он все же отдаст ее, то несет за нее ответственность. Он может требовать ее у забравшего, даже если не объявился хозяин находки. Если же хозяин находки объявился, то он может наложить ответственность на обоих – как на нашедшего, так и на забравшего. Если он наложит ответственность на нашедшего, то нашедший затем возвращается за деньгами к забравшему. Если же на забравшего, то забравший уже ни к кому не возвращается.
- Разъяснение того, что находка берет постановления вещи, оставленной на доверенное хранение – это означает, что нашедший обязан возместить убыток при гибели находки в его руках, если это произошло по его вине или упущению. Если же предмет погиб без его вины и попустительства, то он не обязан чего-либо возмещать.
- Каково постановление, если находка погибла в руках нашедшего ее, после того, как он объявлял о ней год – если он еще не забрал ее в свое владение, то как в прошлом вопросе. Если же уже успел забрать в свое владение, то он несет за нее ответственность в любом случае, и должен вернуть ее подобие хозяину, если же подобия нет, то деньгами.
- Если человек объявлял о находке год, затем продал ее или подарил, а потом хозяин находки нашел ее у покупателя – хозяин не может требовать свою вещь у покупателя, но может требовать у нашедшего (который в данном случае уже продавец или подаривший) ее замену, или если нет замены, то деньгами. Если же этот предмет обратно вернулся к нашедшему от покупателя в результате разрыва сделки, или возврата по дефекту, тогда хозяин вещи может забрать эту вещь себе.
- Несет ли ответственность тот, кто подобрал находку, а затем отнес ее обратно на то место, на котором подобрал – если отнес сразу же, или в течение такого времени, что наверняка хозяин вещи еще не мог прийти на это место с поиском вещи, то не несет ответственности. Если же он сделал это, затянув с этим, то несет ответственность.
- Несет ли ответственность тот, кто подобрал находку, а затем потерял ее без своей вины или попустительства – не несет ответственности. Если же ее подберет кто-то второй, то он обязан вернуть эту вещь первому нашедшему. Если же он не знает этого первого нашедшего, и объявлял о ней год, то может забрать ее в свое владение. А если объявится хозяин вещи, то он будет забирать ее у второго нашедшего.
- Если кто-либо незаконно отобрал находку у подобравшего ее, то может ли отобравший завладеть этой вещью после годовалого объявления – нет.
- Если человек поймал рыбу и обнаружил в ней жемчужину, считается ли она находкой – если эта жемчужина из таких, которые образуются в море без человеческого вмешательства, то это не находка. Если же она не образуется в такой вид, кроме как с человеческим вмешательством, то это находка. При этом, если человек не поймал эту рыбу, а купил ее, то эту жемчужину нужно вернуть продавшему ее рыбаку.
- Если человек поймал на охоте животное, на котором признак владения, считается ли это находкой – да.
- Если у человека украли обувь из мечети или одежду из бани, и вместо нее он обнаружил другую обувь или одежду – если при этом есть признаки воровства, а не просто путаницы (как если оставленная одежда хуже забранной, а также отличается от нее так, что ее невозможно перепутать), то человек может забрать оставленную одежду или обувь себе, и не обязан о чем-либо объявлять. Если же присутствуют признаки того, что эту одежду или обувь просто перепутали (как если оставленная одежда лучше забранной, или они очень похожи), тогда он должен предупредить вахтера бани, или служащего мечети об этой находке, а затем забрать ее себе, а когда придет хозяин находки, отдать ее ему.
- Как поступать с находкой, если подобравший ее скончался – на его место во всех постановлениях встает его наследник.
- Может ли сумасшедший или ребенок или глупец подбирать находку, и какие постановления за этим следуют – эта находка действительна и закрепляет за собой право на овладевание ею после годового объявления. При этом, подобравший несет ответственность возмещения находки, если она погибла у него в руках по его вине. При этом, если опекун узнает об этой находке, то он обязан забрать ее в свои руки и объявлять о ней год. Если же он этого не сделает, то несет полную ответственность за этот найденный предмет. Если же опекун объявлял о ней год, то после этого он передает этот предмет во владение нашедшего (подопечного).
- Может ли раб подобрать находку без получения разрешения от хозяина – может, и если после этого хозяин утвердит эту находку, то она получает постановления находки, если же нет, то раб обязан тут же отнести ее обратно, если не прошло много времени с ее подбора. Далее – если раб заслуживает доверия, то о ней объявлять может он, если же нет, то хозяин обязан забрать у него находку и объявлять о ней сам. После годовалого объявления хозяин может забрать эту вещи себе, без разницы, кто о ней объявлял – он или раб. Если же после подбора находки рабом, хозяин освободит его из рабства, то хозяин может забрать эту находку себе, и объявлять о ней сам.
- Может ли зиммий (христианин или иудей, живущий на земле мусульман) подбирать находку – да. Если он будет объявлять о ней год, то может забрать ее себе. Если же правитель узнает об этой находке, то он должен приставить к этому зиммию того, кто будет следить за выполнением всех постановлений находки. Либо же правитель забирает эту находку из рук зиммия и передает в руки религиозного мусульманина. Но, в любом случае, через год находка возвращается как владение к зиммию.
- Как поступать, если находку подобрал грешный мусульманин, не заслуживающий доверия – так же, как в прошлом вопросе.
- Можно ли подбирать заблудившуюся овцу – да.
- Нужно ли объявлять о найденной овечке, если человек подобрал ее – да, как об обычной находке, без разницы, где была найдена овечка – в нежилой местности или в местности, где живут люди.
- Может ли человек подбирать овечку с намерением, что заберет ее в свое владение, после годовалого объявления – да.
- Как должен поступать тот, кто подобрал овечку – он имеет право выбора: 1) съесть ее. При этом, он обязан запомнить ее качества, затем объявлять о ней год, и если объявится хозяин овечки, то съевший ее обязан возместить ему подобной овцой, если же нет подобия, то деньгами. Также он не должен съедать ее сразу, но желательно подождать несколько дней, в надежде, что хозяин все же объявится. 2) держать ее у себя и тратить на нее. При этом, если он тратил с намерением благотворителя, то не может затем требовать возмещения потраченных денег у хозяина. Если же он тратил их с намерением, что заберет их у хозяина, то может требовать их затем у хозяина, но обязан тратить на эту овечку только то время, пока затраты не начнут превышать стоимость самой овечки, а иначе, это во вред хозяина. 3) может продать ее и сохранить деньги. Примечание: постановление овечки берут любые животные, которые не способны защищаться от небольших хищников (как шакал, волк, лиса), а также животные, которые не способны терпеть долгое время без еды и питья.
- Можно ли подбирать заблудившегося верблюда в качестве находки – нет, без разницы, нашел ли он его в пустыне, или в населенной местности.
- Можно ли подбирать заблудившуюся лошадь, мула, корову и осла в качестве находки – да.
- Каково постановление, если человек ослушался запрета, и все же подобрал верблюда в качестве находки – он обязан его сразу вернуть. Если же затянул с возвращением, то возвращать уже не имеет права. При этом, он обязан содержать этого верблюда, а также объявлять о нем год, и даже после этого не может забрать его в свое владение. Такой человек несет ответственность за этого верблюда, без разницы, погибнет ли он по его вине, или нет.
- Следует ли правителю организовать отдельное место, в которое люди будут приносить свои находки – следует. При этом, если об этом месте станет широко известно, то он может не объявлять об этой находке. Также, он не должен выставлять находку на виду у людей.
- Разрешено ли подбирать верблюда в качестве находки, с намерением сохранить его для его владельца – нет.
- Как поступать, если нашел заблудившегося верблюда в таком месте, в котором крупные хищники, или рядом с землей неверных – в этом случае этого верблюда нужно забрать, и передать его властям. И в любом случае, нашедший не может забрать верблюда во владение.
- Если человек нашел брошенное животное, откормил его и вылечил — может ли он забрать это животное в свое владение – да, и после этого он не обязан об этом заявлять, и не обязан отдавать его хозяину, если тот объявится, кроме как, если хозяин докажет, что оставил его, чтобы вернуться к нему, или животное потерялось от него.
- Если человек подобрал какое-либо имущество, которое было брошено его хозяином, может ли он забрать его в свое владение – да, если хозяин бросил его из-за отсутствия нужды в нем, желая избавиться от него.
- Может ли человек забрать в свое владение такое имущество, которое было сброшено с тонущего судна, для его облегчения – нет, но это находка, у которой все ее постановления. Кроме как, если эта находка годится под категорию незначительной находки.
- Может ли человек забрать в свое владение имущество, которое оказалось на дне водоема при крушении судна – нет, но ответ такой же, как в прошлом вопросе. При этом, человек может требовать возмещения платы за вытаскивание вещи со дна водоема, если хозяин этой вещи не смог бы вытащить ее самостоятельно.
- Как поступать, если человек нашел такую находку, которая не хранится год – ему дается выбор – либо съесть ее, либо продать и сохранить цену для хозяина, если он объявится. Остальные постановления похожи на те, которые разбирались в вопросе 3710. При этом, если найденный предмет – фрукты, и их можно сохранить высушиванием, то это необходимо сделать, если это выгоднее для хозяина фруктов.
- Если человек подобрал находку, а затем узнал, что ее хозяин объявил за ее нахождение вознаграждение – он не может требовать этого вознаграждения.
- Каково постановление находки, найденной на запретной территории Мекки, или найденной хаджием – ее нельзя подбирать, кроме как с намерением вечного объявления о ней, или отнесения в место сбора находок.
- Обязан ли человек объявлять о находке, если нашел ее на территории зиммиев (иудеев и христиан, живущих на земле Ислама) – да.
- Как поступать с находкой, найденной на земле войны (земля неверных харбиев) – может быть один из 3 случаев: 1) если он заехал на эту землю по договору (виза и т.п.), то обязан объявлять о ней. А если знает, что уедет оттуда раньше года, то не может ее подбирать. 2) если заехал на нее в качестве одного из участников войска, то подбирает находку, и отдает ее в общие трофеи. 3) если заехал туда скрытно, то забирает этот предмет себе без объявления. Если же нашел находку на земле неверных так, что между нами и ими договор о ненападении, то эта находка берет постановление обычной находки.
Раздел о найденном ребенке, брошенном его родителями (лякыт).
- Что подразумевается под брошенным ребенком, который был кем-либо найден (лякыт) – это ребенок, которого бросили его родители, а затем его кто-то подобрал. Подобрать его является коллективной обязанностью всех тех, кто знает о нем (фард кифая).
- Разъяснение того, что найденный ребенок считается свободным, а не рабом — это основа, кроме как, если однозначно будет доказано, что он все-таки раб.
- Кто обязан тратить средства на содержание найденного ребенка – этого не обязан делать тот, кто подобрал ребенка. Но содержание такого ребенка является обязанностью казны мусульман. Если же казны нет, или она не способна на содержание, то его содержание становится коллективной обязанностью мусульман. При этом, если его содержание возьмет на себя кто-либо из людей, и будет делать это с намерением благотворительности, то он не может требовать своих денег обратно у кого бы то ни было. Если же он делал это с намерением обратного требования денег, то он может требовать их после достижения ребенком трудоспособного возраста у казны. Если же это невозможно, тогда он может требовать своих денег у этого повзрослевшего ребенка, и тот должен будет отработать эти деньги.
- Кому принадлежит имущество, найденное вместе с брошенным ребенком, или рядом с ним – если оно найдено прямо с ним (подвязано к нему, или в его одежде, пеленке, или прямо под ним, или на нем), то это имущество принадлежит ребенку, и нашедший его обязан тратить это имущество на содержание ребенка. Если же оно рядом с ним, но не прямо с ним, то необходимо смотреть на косвенные доводы и обстоятельства, чтобы решить – его это имущество или чужое. Если пришли к выводу, что это имущество его, то постановление, как в первом случае, если же пришли к выводу, что не его, тогда это имущество берет постановление находки.
- Кто несет ответственность за преступление, которое совершил найденный ребенок, после того, как подрос – если это такое преступление, за которое обычно расплачиваются родственники преступника (непреднамеренное убийство), то если у этого ребенка объявятся родственники, или он получит чью-либо фамилию, то платят они. Если же таковых нет, то казна. Если же это такое преступление, за которое обычно расплачивается сам преступник, то если оно состоит в необходимости возмездия, то это возмездие производят над ним, если он разумный, совершеннолетний. Если же дело касается выплаты штрафа, то он выплачивается из его имущества, если же у него нет имущества, тогда штраф остается на его ответственности, пока не облегчится его финансовое положение или он станет трудоспособным.
- Кто имеет право на получение штрафа, если над найденным ребенком совершили преступление – 1) если его убили непреднамеренным убийством, то выкуп (дию) за него заберут его родственники, если таковые имеются, если же их нет, то его заберет казна. Если же убийство было преднамеренным, тогда наследники (если есть), либо же имам (если наследников нет) решают что делать – простить убийцу и забрать штраф, или казнить убийцу в возмездие. 2) если же ребенку нанесли увечье, то если оно непреднамеренное, то с преступника берут штраф, передают его опекуну ребенка, и он тратит на ребенка из этих денег. Если же увечье было нанесено преднамеренно, то ждут, когда ребенок станет совершеннолетним, и сам решит, что делать с преступником – взять штраф или возмездие. Все это время преступник отдается на усмотрение судьи – либо посадит его под арест, либо назначить лицо, ответственное за его приведение, либо домашний арест и т.п.
- Имеет ли право на наследство от найденного ребенка тот, кто его подобрал – нет, но его наследство отдается в казну.
- Одобряет ли судья ту ситуацию, когда ребенка подобрал человек, не заслуживающий доверия – может одобрить, но должен приставить кого-либо религиозного, кто будет присматривать за должным исполнением обязанностей опекуном над подопечным. Либо забрать этого ребенка у него и отдать тому, кто будет заботиться о нем должным образом.
- Если два человека спорят о найденном ребенке — оба заявляют то, что именно он подобрал ребенка – если у кого-либо из двоих есть доказательство, то он отдается ему. Если же нет, то ребенок отдается тому, в чьих он руках, если тот поклянется, что именно он подобрал его первым. Если же он в руках обоих, или в руках третьего постороннего человека, то между ними бросается жребий, и тот, кому выпал жребий, может забрать ребенка себе, если поклянется, что именно он подобрал его первым.
- Если какой-либо мужчина заявляет о своем отцовстве относительно найденного кем-либо ребенка – это заявление принимается даже без доказательств, без разницы, об отцовстве заявляет подобравший, или кто-либо иной. При этом, если об отцовстве заявляет свободный мусульманин, то оно принимается, отцовство устанавливается, и ребенок отдается ему на воспитание, даже, если для этого придется забрать ребенка из рук того, кто его подобрал. Если же заявление подает раб, или неверующий, то это заявление принимается, отцовство устанавливается, но ребенок не передается им на воспитание. Но правитель назначает свободного мусульманина, как опекуна над ребенком.
- Если какая-либо женщина заявляет о своем материнстве относительно найденного кем-либо ребенка – ее заявление принимается, если у нее нет мужа, если же муж у нее есть, то ее заявление принимается только с его согласия и утверждения.
- Если сразу двое мужчин заявляют о своем отцовстве относительно найденного кем-либо ребенка – заявление обоих принимается во внимание, без разницы, кем они являются – мусульманами или неверующими, свободными или рабами. При этом, если у одного из них есть доказательство, или ребенок в его руках, то ребенок приписывается к нему, если он поклянется, что это действительно его ребенок. Если же этого нет, тогда совершаются анализы (как ДНК и т.п.), или же дело представляется специалисту, который определяет родство по схожести костей и органов тела. Примечание: правдивость тех, кто делает анализы или специалиста, должна быть установлена.
- Достаточно ли решения одного специалиста по определению родственной связи для установления отцовства – достаточно одного.
- Если над ребенком было установлено отцовство неверующего или раба, переходит ли постановление неверия или рабства на ребенка – нет, но он считается свободным мусульманином.
- Если решение специалиста говорит о том, что этот ребенок может быть как ребенком одного заявителя на отцовство, так и другого – он не приписывается ни к кому из них, пока не будет приведено доказательство.
- Если сразу два человека заявляют об отцовстве, и ни у кого из них нет довода, и невозможно сделать анализы или обратиться к специалисту — он не приписывается ни к кому из них, пока не будет приведено доказательство, или не появится возможность сделать анализы.
- Если кто-либо из людей заявляет о том, что найденный ребенок является рабом, или об этом заявляет сам ребенок – это заявление не принимается, кроме как с однозначным доказательством.
- Постановление о религии найденного ребенка выносится в зависимости от того, на какой земле он был найден – если он был найден на земле мусульман, то он мусульманин. Если на земле неверных, но там проживают также и мусульмане, то он также мусульманин. Если на земле неверных, на которой не проживают мусульмане, то он берет постановление неверующего в постановлениях этой жизни.