Девушка, достигшая возраста замужества

Девушка, достигшая возраста замужества

Сказал Всевышний Аллах: «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них». (2:187).

Так же как мужчина нуждается в женщине, женщина нуждается в мужчине, доблестном и щедром, который будет ухаживать за ней, защищать ее честь и т.д. Сказал Всевышний Аллах: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (30:21). Но правом женщины на ее отца является то, чтобы он выбрал для нее праведного мужа, который если любит ее, то будет уважать и чтить, а если не любит, то не будет унижать ее.

  1. Какие мусульмане являются равными для мусульманок?

Сказал Всевышний Аллах: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». (49:13).

Сказал ибн Касир: «Ученые сказали, что условием равенства является только религиозность и праведность человека. Сказал Всевышний Аллах: «Поистине, самые почитаемые из вас перед Аллахом – богобоязненные»». Его эти слова приведены вкратце.

Имам Бухари назвал одну из глав своего сборника – «Равенство мужчины и женщины в религии и слова Всевышнего Аллаха: «Он – Тот, Кто сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками. Господь твой – Всемогущий». (25:54)».

Затем привел в ней хадис со слов ‘Айшы, что Абу Хузейфа ибн ‘Утба ибн Раби‘ ибн ‘Абдушшамс, который был из числа участников битвы при Бадре, и у которого был приемный сын — Салим, женился на дочери своего брата Хинд бинт аль-Уалид ибн ‘Утба ибн Раби’. А во время джахилии, если кто-то имел приемного ребенка, то его называли по имени этого человека, как было в истории пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Зейдом. Такой ребенок наследовал у того, кто его усыновил. Затем Аллах ниспослал: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере  и вашими близкими» (33:5). После чего приемные дети были возвращены к своим отцам, а тот, чей отец не был известен, то приемные отцы становились для этих детей братьями по вере и близкими. Тогда пришла Сахля бинт Сухейль ибн ‘Амр, которая была женой Абу Хузейфы, и сказала: «Посланник Аллаха! Мы относились к Салиму, как к  своему сыну, но теперь Всевышний Аллах ниспослал относительно этого то, что тебе известно…». И так до конца хадиса. 

Передается со слов Абу Хурейры, что Абу Хинд однажды делал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, хиджаму [1] на макушке, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О бану Баяда! Выдавайте замуж за Абу Хинда, выдавайте замуж за Абу Хинда». Этот хадис передал имам Абу Дауд и его иснад уровня хорошего.

Сказал имам аль-Хаттаби в «Ма’алим ас-Сунан» (13/177): «В этом хадисе довод на мазхаб имама Малика [2], что условием равенства в шариате является лишь религия человека, и ничего больше, ведь Абу Хинд был вольноотпущенником бану Баяды, и не являлся одним из них».

Передается со слов Абу Хурейры, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой человек более почетный?». Сказал : «Тот из вас, кто более богобоязненный». — [аль-Бухари и Муслим].

А также от Сахля ибн Са’да, что один человек прошел мимо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил того, который сидел с ним рядом: «Что ты скажешь об этом человеке?». Тот ответил: «Это — один из знатных людей, и клянусь Аллахом, если он посватается, то обязательно за него выдают замуж, и если заступается, то его заступничество принимается». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал. Затем прошел еще один человек, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил снова: «А что ты скажешь об этом?». Ответил: «Этот человек — один из бедных мусульман. Если он посватается, то никто не примет его, а если заступается, то его заступничество не примется, а если скажет что-либо, то к его слову никто не прислушается». Тогда сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Этот лучше, чем переполненная земля людьми подобными первому». Этот хадис передал имам Бухари.

Поэтому мужчина, равный и соответствующий женщине – это праведный, богобоязненный человек. Подобное условие равенства требуется лишь от мужчины, но не от женщины, ведь мусульманин может жениться на христианках или иудейках, а они в свою очередь не равны мусульманам и ниже их. Но подобное запрещено мусульманкам, то есть выходить замуж за неверных из числа христиан и иудеев.

Сказал ибн Кудама в «Аль-Мугни» (6т./487стр.): «Требование равенства относится лишь к мужчинам потому, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нет равных среди мусульман, но он женился на женщинах, а также имел рабынь, с которыми дозволено в шариате близкое отношение. Он  сказал: «Тот, у которого была рабыня, и он обучал ее и воспитывал хорошим образом, а затем освободил, и женился на ней. Такому двойная награда».

  1. Поддержка женщинам из рода «хашим».

То, что я привела выше, было с моей стороны лишь замечанием относительно некоторых девушек из рода хашим [3], отцы которых из-за своего невежества и слепого следования людям, не отдают их замуж, не основывая свои действия ни на какой довод из Книги или Сунны. [4] Но наоборот, если они посмотрят на доводы из Корана и Сунны, то найдут, что они против них самих. Вот некоторые из них:

Передается со слов ‘Айшы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил женщину, которую звали Даба’а бинт Зубейр: «Ты наверно хотела совершить Хадж?» Она сказала: «Клянусь Аллахом, я не нахожу ничего, кроме боли» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соверши Хадж и поставь условие, то есть скажи: «О Аллах! Мое место там, где Ты задержишь меня». [5]

Сказал ибн Хаджар в «Аль-Фатх» (9т./135стр.): «аль-Микдад – это ибн ‘Амр аль-Кинди, его приписывали к аль-Асуаду ибн ‘Абдуль уагус аз-Зухри из-за того, что он был усыновлен. И он был из тех, кто заключил с курейшитами союз. Он женился на Даба’и бинт Зубейр (упомянутая в хадисе), а она в свою очередь была из рода хашим. И если бы не равенство мужчин и женщин, то ему бы не было разрешено жениться на ней, так как она выше него по происхождению».

Также то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который из рода хашим выдал замуж свою дочь за ‘Усмана ибн ‘Аффана, а он в свою очередь был из числа курейшитов.

К тому же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдал замуж Зейнаб бинт Джахш аль-Асадийя за Зейда ибн Хариса, который был его  вольноотпущенником.

Также Усама ибн Зейд, вольноотпущенник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Фатиме бинт Кайс, которая была из курейшитов.

Сказал имам Мухаммад ибн Исма’иль аль-Амир ас-Сан’ани в своей книге «Субуль  ас-Салям» (1008 стр.): «Среди людей в теме равенства наблюдается множество удивительных явлений. И все это не построено на основе доводов. Ля иляха илля Аллах, сколько же верующих женщин, которые были лишены возможности выйти замуж из-за высокомерия их опекунов. О Аллах! Поистине, я отрекаюсь от любого условия, которое появилось из следования за страстями, и было взращено на высокомерии.

Некоторые девушки из числа потомков Фатимы в Йемене лишились возможности, которой наделил их шариат, а именно права замужества. И все это из-за слов некоторых людей из сторонников мазхаба аль-Хадауи, которые сказали без какого-либо довода: «Поистине, девушка из числа потомков Фатимы не может выйти замуж, кроме как за мужчину из числа потомков Фатимы». А в действительности это не является мазхабом имама аль-Хаади, который выдавал своих дочерей замуж не за потомков Фатимы. А эта идея получила свое начало позже, во времена имама Ахмада ибн Сулеймана. И все это не основано на знании, и не из прямого пути, но наоборот все это противоречит тому, с чем пришел лучший из творений».

Сказал шейх Салих аль-Мукбили аль-Йемени: «Наша цель – это разъяснить зло этой проблемы. Во-первых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что любой род имеет конец, кроме его рода. А это в свою очередь создает среди женихов конкуренцию на его род, что прибавляет для женщин из числа потомков Фатимы уважение и почет, даже если они не входят во вкус мужчин, как некрасивые или старые женщины. А сейчас в Йемене многие женщины из числа потомков Фатимы живут всю свою жизнь без мужей. Некоторые из подобных женщин попадают в разврат из-за этого, и каждый разврат влечет за собой еще больший разврат. Ведь тот, чье положение высоко перед обществом, прилагает все возможные усилия, чтобы скрыть свои недостатки противоположно тому, кто является презренным в обществе. А ведь известно, что женщин больше, чем мужчин, тем более – это из признаков последнего времени. Так откуда же найдутся мужчины из числа потомков Фатимы, которые бы женились на женщинах из числа ее потомков?! Однако эти мужчины склоняются к другим женщинам, которые удовлетворят их страсти. Поэтому ты увидишь сегодня, что девушки из числа потомков Фатимы, количество которых велико в Йемене подвержены этой несправедливости. Это притом, что известно из шариата, что надо стараться опережать других в женитьбе и замужестве. Сказал Всевышний Аллах: «И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие«». [6]

  1. Необходимо выдавать девушку замуж за праведного человека.

Если к тебе пришел праведный человек, который обладает богобоязненностью, хорошим нравом и т.п., чтобы посвататься к твоей дочери, то не упусти отличный шанс, уважаемый брат, в том, чтобы отдать ее замуж за такого человека. Взгляни на проницательность великого сподвижника ‘Умара аль-Хаттаба, который пришел к ‘Усману, и предложил ему жениться на своей дочери Хафсе, после того, как ее муж скончался, но он отказался. Затем предложил Абу Бакру, но тот не ответил ‘Умару ничего. Затем к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ‘Умар выдал ее замуж за него. После, когда ‘Умар встретил Абу Бакра, то Абу Бакр разъяснил ему, что причиной того, что он не ответил ему ничего, было то, что он знал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал его дочь. Он не хотел раскрывать секрет пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И то, что он бы женился на дочери ‘Умара, если бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не женился на ней. Этот хадис привел имам Бухари.

Передал имам Бухари в своем сборнике хадис под № 5107 со слов Умм Хабибы, что она сказала пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха! Женись на моей сестре, дочери Абу Суфьяна». Он сказал: «И ты будешь довольна этим?». Она ответила, что согласна. Он  сказал: «Поистине, это не дозволено мне». И так до конца хадиса.

Передал имам Муслим в своем сборнике хадис под № 1446 со слов ‘Али, что он сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха! Почему ты стремишься выбирать женщин из числа курейшитов и оставляешь нас без внимания?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «У вас есть что предложить?». Он сказал: «Да, дочь Хамзы». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, она не дозволена для меня, ведь она дочь моего молочного брата».

  1. Узаконенность взгляда на девушку при сватовстве.

Передается со слов Абу Хурейры, что он сказал: «Я был у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда к нему пришел человек и сообщил, что он женился на женщине из ансарок. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Посмотрел ли ты на нее?». Тот ответил, что нет. Тогда он сказал: «Иди, и посмотри на нее». Его передал имам Муслим. 

Взгляд на девушку во время сватовства – то, что советовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Но некоторые женщины стесняются этого, и они совершают ошибку. Однако молодому человеку не следует проявлять строгость в этом случае, но он может послать к ней правдивую женщину, которая сможет описать девушку, к которой он сватается. Это же касается и отца, чтобы он не противоречил шариату в этом вопросе.

Сказал имам ан-Науауи в своем шархе на «Сахих Муслим»: «Наш мазхаб [шафиитский], мазхаб имама Малика и Ахмада, а также мазхаб большинства ученых в том, что не является условием согласие женщины, к которой сватаются, чтобы она была довольна тем, что жених посмотрит на нее. Но он может сделать это без предупреждения, заранее, тогда, когда она не знает этого. Но сказал имам Малик: «Я не люблю, когда человек смотрит на нее во время ее беспечности из-за того, что он может посмотреть на ее интимные места» Также передается риуаят  от имама Малика, что он запрещал это, но этот риуаят является слабым. И мнение тех, которые запрещают, является слабым потому, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил это и не поставил условием ее согласие. А также потому, что девушка обычно стесняется, если у нее просят на это разрешение. К тому же, может быть так, что он посмотрит на нее, и она будет знать об этом, но она не понравится ему. В таком случае, если он откажется от нее, то это может плохо повлиять на нее. Поэтому сказали приверженцы мазхаба: «Желательно ему посмотреть на нее до сватовства. Для того чтобы в случае если она не понравится ему, и он откажется от нее, это не приведет к ее расстройству. И Аллаху известно лучше всего»».

Если же он не может посмотреть на нее по каким-либо причинам, то желательным для него будет послать женщину, которой он доверяет. Для того чтобы она посмотрела на его невесту, и описала ему ее. И это будет до сватовства из-за того, что мы упоминали выше.

Но смотреть он имеет право в границах шариата. И не дозволено давать ему полную волю в этом деле. [7] Ни в коем случае не должно быть так, что он остается с ней наедине, или отправляется в путешествие с ней, или целует ее, или шутит с ней. Все это запрещено!!! Ведь она все еще продолжает оставаться посторонней женщиной для него.

Также является обязательным для обеих сторон – сообщать о недостатках, если они имеются. Ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто обманывает нас, тот не из нас [8]». Этот хадис передал имам Муслим со слов Абу Хурейры.

А сообщить о своих недостатках и показать себя таким, какой ты на самом деле, лучше и спокойнее, нежели питать отвращения друг другу после женитьбы.

  1. О тех, которые завышают приданое (махр) за невесту. [9] 

Этот вопрос — одна из самых больших проблем нашей молодежи, будь-то мужского или женского пола. Мужчина сильно желает жениться на определенной девушке, и она хочет выйти за него замуж, но между ними возникает большая преграда, а это – завышенная цена за приданое.

Сейчас девушки стали подобны товару, на котором навариваются их отцы. Побойся Аллаха, о отец! Желаешь ли ты, чтобы твоя дочь была подобно овечке, которую покупают и продают?! Побойся Аллаха! Она – ответственность (аманат) на твоей шее, о которой ты непременно будешь спрошен в Судный день!

Что касается приверженцев Сунны (Ахлю-Сунна), то они направляют людей и наставляют их. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто установит в Исламе благую Сунну, тому запишется награда за нее, а также за тех, кто последует за ней до самого Судного дня. И это ничуть не уменьшит их награду».

Имам Бухари назвал одну из глав своего сборника «О том, кто выдал замуж за суры из Корана (без требования денег за невесту)». А затем привел в ней хадис со слов Сахля ибн Са’да о том, что он сидел с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда пришла женщина и подарила ему себя [10], но он не ответил ей ничем. Она еще раз повторила свое предложение, но он промолчал и в этот раз. Затем, когда она сказала это в третий раз, встал человек и сказал: «Посланник Аллаха! Жени меня на ней». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Есть ли у тебя для нее что-либо?». Сказал: «Нет». Он  сказал: «Иди, поищи хотя бы кольцо из железа». Этот человек пошел, поискал, вернувшись, сказал: «Я не нашел ничего, даже кольца из железа». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Есть ли у тебя что-нибудь из Корана?». Он ответил, что выучил из Корана то-то и то-то. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ступай, ведь поистине, я выдал ее замуж за тебя взамен на то, что есть у тебя из Корана».

Передается со слов Абу Салямы ибн Абдиррахмана, что он спросил ‘Айшу: «Сколько заплатил посланник Аллаха за приданое?». Она ответила, что приданое, которое он, да благословит его Аллах и приветствует, заплатил своим женам, двенадцать окий и нашш. Затем она спросила: «Знаешь ли ты, чему равняется один нашш?». Я ответил: «Нет, не знаю». Она сказала: «Равняется половине окии. И все это в сумме будет пятьсот дирхемов».  Этот хадис передал имам Муслим.

Также передается со слов ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Когда ‘Али женился на Фатиме, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Заплати ей что-нибудь». Он ответил: «Нет у меня ничего». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Где твоя сломанная кольчуга?». Этот хадис передал имам Абу Дауд и его иснад является достоверным.

Передали имам Бухари и Муслим со слов Анаса ибн Малика, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел желтое пятно на одежде ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа и спросил: «Что это?». Тот ответил: «Посланник Аллаха! Я женился на женщине и заплатил ей золота на вес косточки» [11]. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть Аллах даст тебе благословение! Отпразднуй же это хотя бы одной овечкой».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ненавидел завышение приданого. Передал имам Ахмад хадис с иснадом уровня достоверного со слов Абу Хадрада аль-Аслями, что он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о приданом женщины. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Сколько вы просите за нее?». Он ответил: «Двести дирхемов». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Даже если бы вы копали из Батхана, то не смогли бы добавить больше этого».

Однако это не означает, что теперь следует принижать женщин до такой степени, что ей будут платить такую малую сумму, которой не хватит ей для замужества по шариату. Но требуется от людей соблюдать середину, без излишеств и упущений. Поэтому не пришли ни в Коране, ни в Сунне четкие границы самого малого и самого высокого приданого. Сказал имам аль-Куртуби в «Джами’ ахкам аль-Куран» (5т./101стр.): «Ученые сошлись на единогласном мнении, что отсутствуют границы самого высокого приданого».

Некоторые большие ученые исследовали проблему завышения приданого, и пришли к заключению, что ее можно исправить несколькими путями. Из них:

  1. Просвещение и предостережение народа путем публичных лекций и проповедей в мечетях, а также в подходящих этому собраниях. При этом нужно обращать внимание на предостережение опекунов девушек, чтобы они не чинили препятствия в женитьбе. А люди, которые могут оказать влияние на них должны стремиться к тому, чтобы обе стороны пришли к взаимному согласию.
  2. Запрещать людям расточительство во времена женитьбы.
  3. Призывать людей к применению на практике того, что в их подсознании. А именно то, чтобы они выдавали замуж своих дочерей, сестер и т.д. за соответствующих  и равных для них мужчин, и удовлетворялись тем, что облегчил им Аллах [12].

ПРИМЕЧАНИЕ: К тому же, важно знать для отца, что приданое является собственностью его дочери, и никто не имеет на него право, кроме как с ее позволения и довольства.

Сказал имам ибн Хазм в «Мухалля» (9т./511стр.): «Не дозволено отцу девственной или бывшей замужем дочери, а также никому из ее родственников распоряжаться приданым дочери или родственницы. То же касается и ее мужа, без разницы живет он с ней или развелся. Под это постановление попадают все люди. Если же они сделают это, то их действие является ложным и отвергаемым! А ей дозволено отдать свое приданое или часть его тому, кому пожелает. И в этом ни ее муж, ни ее отец не имеют право возражать и запрещать. Это в том случае, если женщина является совершеннолетней, разумной, и для нее самой останется что-нибудь из него. А если она не является таковой, то можно ей запретить».

  1. О необходимости согласия девушки на замужество.

Известно, что замужество для женщины – это переход из родительского очага в очаг мужа, который будет для нее спутником, другом, собеседником и т.д. днем и ночью. И несправедливостью по отношению к ней является то, чтобы ее выдали замуж за того, к кому  не предрасположено ее сердце, и не спокойна душа. Поэтому мудрый шариат узаконил необходимость разрешения и согласия девушки на эту новую жизнь, на выбор ее товарища и отца ее детей.

Передал имам Бухари хадис со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нельзя выдавать замуж женщину, бывшую замужем, пока не посовещаются с ней, и нельзя выдавать замуж девственницу, пока не будет ее согласия». Люди спросили: «А как узнать ее согласие?». Он  ответил: «Ее молчание и есть согласие».

Передается со слов ‘Айшы, что она спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о женщине, которую ее родственники выдают замуж, нужно ли посовещаться с ней об этом или нет? Он  ответил: «Да, с ней совещаются». Сказала ‘Айша: «Но ведь она стесняется». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ее молчание и есть ее согласие».[аль-Бухари и Муслим].

Передается со слов Ибн ‘Аббаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бывшая замужем женщина имеет больше прав (на выбор), чем ее опекун, а девственную девушку нужно спрашивать, и ее согласием является молчание». Этот хадис передал имам Муслим.

Также передается со слов ‘Айшы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совещайтесь с женщинами относительно них». Люди сказали: «А ведь девственница стесняется [13] и молчит?». Он  сказал: «Это и есть ее согласие». Этот хадис передал имам ан-Насаи с иснадом уровня достоверного.

Сказал шейх уль-Ислам: «Нельзя никому выдавать ее замуж, кроме как с ее согласия, как приказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А если она откажется, то никто не должен ее принуждать, кроме маленькой девственницы, ведь такую ее отец может выдать замуж без ее согласия. Что касается той, которая достигла совершеннолетия [14], будь она девственницей или бывшей замужем женщиной, то ее нельзя выдавать замуж, ни отцу, ни деду, никому другому, кроме как с ее согласия по единогласному мнению мусульман.

Также опекуну женщины следует побояться Аллаха в своем выборе для нее. Он должен посмотреть  и оценить жениха. Является ли он соответствующим для нее или нет, ведь он выдает ее замуж, преследуя ее пользу, а не свою. А также он может не выдавать ее замуж за того, который обладает какими-то дефектами и недостатками». — [См. «Маджу’ фатауа» (32т./39стр.)].

ПРИМЕЧАНИЕ:  Сказал ибн Кудама в «аль-Мугни»: «Желательно советоваться с матерью девушки в деле ее замужества из-за слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Советуйтесь со своими женами относительно их дочерей». [15] А также потому, что она также участвует в выборе для своей дочери, и преследует пользу для нее. К тому же в этом удовлетворение для матери и спокойствие для ее сердца».

Как же мудр и мягок шариат, и как он стремится к объединению мусульман!!

  1. Замужество по принуждению недействительно.

Передал имам Бухари со слов Хансы бинт Хидам аль-Ансари, что отец выдал ее замуж, и она была уже замужем раньше, но она не желала этого замужества. Затем она пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказала обо всем. Тогда он  аннулировал его.

Передается со слов Бурейды, что одна молодая девушка пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала, что ее отец выдал ее замуж за его племянника, чтобы посредством этого поднять свой авторитет. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ей выбор. Она сказала: «Я оставляю то дело, которое сделал мой отец действительным. Однако я хотела, чтобы женщины знали, что в этом деле нет доли для отцов». Этот хадис передал имам Ибн Маджа с иснадом уровня достоверного.

В этих доводах — то, что подкрепляет мнение о необходимости согласия женщины, и запрета несправедливости и деспотизма по отношению к ней. А также в них стремление к достижению ее счастья и счастья всей семьи, однако, большинство людей не разумеют этого.

Сколько же зла причинило подобное принуждение женщины к замужеству с тем, с кем она не хочет жить. Это приводит к ущемлению прав, к боли для души и т.п. Посмотри же на себя, если ты разумный человек, сможешь ли ты защитить свой взгляд и половой орган от запретного шариата с той женщиной, которая не нравится тебе??!! Или же ты желаешь такую женщину, которая будет соответствовать твоим мечтам и стремлениям, и станет причиной счастливой жизни для тебя? Ответ известен всем. Посмотри на то, что сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Ни один из вас не уверует, пока не будет желать своему брату того, что желает самому себе». [16]

Поэтому побойтесь Аллаха относительно тех женщин, над которыми Аллах дал вам покровительство и опеку.

  1. О замужестве сироты.

Передал имам Бухари хадис со слов ‘Урвы ибн Зубейра, что он спросил ‘Айшу о словах Всевышнего Аллаха: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)». Она сказала: «О сын моей сестры! Это касается сироты, которая находится под попечительством ее опекуна, который желает взять ее в жены из-за ее красоты и имущества, и желает снизить приданое. Поэтому Аллах запретил жениться на таких сиротах, кроме как если он полностью отдаст ей ее приданое. В противном случае им было приказано жениться на других женщинах.

  1. Запрещено выдавать сироту замуж, кроме как с её согласия.

Передается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спрашивайте согласия сироты, если она промолчала, то это и есть ее согласие, а если отказалась, то не дозволено жениться на ней». Этот хадис передал имам Абу Дауд с иснадом уровня достоверного.

Сказал ‘Абдуллах ибн ‘Умар: «Когда скончался ‘Усман ибн Маз’ун, у него осталась его дочь от Хуейли. Он завещал присматривать за ней своему брата Кудаме ибн Маз’уну. И они оба приходились мне дядями со стороны матери. Я пошел к Кудаме ибн Маз’уну, чтобы посвататься к дочери ‘Усмана ибн Маз’уна. Он женил меня на ней. Но ее мать желала выдать ее замуж за Мугиру ибн Шу’бу, из-за его имущества. А девушка желала выбора матери. Тогда они обе отказались, чтобы она стала моей женой. Это известие дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кудама ибн Маз’ун сказал: «Посланник Аллаха! Мой брат завещал мне опекунство над своей дочерью. Я решил выдать ее замуж за сына ее тети со стороны отца — за ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. При своем выборе я не поступил к ней несправедливо относительно праведности жениха. Но она женщина и желает выбора своей матери». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Она – сирота, и нельзя выдавать ее замуж, кроме как с ее согласия». Сказал Ибн ‘Умар: «Клянусь Аллахом, я лишился ее после того, как завладел ею, и они женили ее на Мугире ибн Шу’бе». Этот хадис передал имам Ахмад с иснадом уровня хорошего.

  1. О наставлениях отца своей дочери после замужества.  

Передал имам Муслим хадис под № 6179 со слов Сахля ибн Са’да, что когда был назначен над Мединой человек из рода али-Маруан, он позвал Сахля и приказал обругать ‘Али. Сахль ибн Са’д отказался. Тогда сказал ему тот человек: «Если ты отказываешься обругать его, то скажи: «Да проклянет Аллах Абу Тураба». Сказал Сахль: «Не было для ‘Али более любимого имени, чем Абу Тураб и он радовался, когда его звали так». Тот сказал ему: «Расскажи мне, почему его называют Абу Турабом?». Сахль ответил: «Пришел пророк к Фатиме и не нашел у нее ‘Али. Тогда он  спросил: «Где сын твоего дяди?». Она ответила: «Кое-что случилось между мной и им, он рассердился и вышел». Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одному человеку: «Иди, и посмотри где он». Тот пришел и сказал: «Посланник Аллаха! Он в мечети, спит». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в мечеть и нашел ‘Али спящим. Его одежда упала сбоку, и на тело попал песок. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал стряхивать песок с его тела и говорить: «Вставай, Абу Тураб! Вставай Абу Тураб!». (Абу Тураб – то есть, отец песка).    

Передается со слов ‘Умара, что он сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился от своих жен, я зашел в мечеть и увидел людей, которые говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развелся со своими женами». И это было до того, как женщинам было приказано покрывать свое тело. Тогда я сказал себе, что непременно разузнаю все до конца. Я зашел к ‘Айше и сказал ей: «О дочь Абу Бакра! Ты причиняешь неприятности посланнику Аллаха?». Она ответила: «Какое твое дело до этого, сын аль-Хаттаба?». Затем я зашел (к своей дочери) Хафсе и сказал: «Ты причиняешь неприятности посланнику Аллаха?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не любит тебя, и если бы не я, то он бы развелся с тобой». Тогда она сильно заплакала…». Этот хадис передал имам Муслим.

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Мы вышли с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одно из путешествий, и по пути у меня сорвалось ожерелье. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  остановился на том месте для того, чтобы отыскать его. Люди остановились вместе с ним, и не было у них воды. Некоторые люди пришли к Абу Бакру и сказали: «Разве ты не видишь, что натворила ‘Айша. Из-за нее остался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди, а у них нет воды». Тогда Абу Бакр пришел к ‘Айше, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал на ее бедре, и уже успел заснуть. Он сказал ‘Айше: «Ты задержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и людей тогда, как у них нет воды!». Сказала ‘Айша: «И он порицал и упрекал меня, сказав то, что предопределил Аллах ему сказать, а затем уколол меня своим пальцем в бок, и не помешало мне двигаться в этот момент ничто, кроме того, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лежал у меня на бедре». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал, пока не проснулся утром без воды. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят о таяммуме и люди совершили таяммум. Сказал Усейд ибн аль-Худейр: «Это не первое ваше благословение, о семейство Абу Бакра». Затем мы нашли ожерелье под верблюдом, на котором я ехала верхом». — [аль-Бухари и Муслим].

Сказал имам ан-Науауи в комментариях к этому хадису (4/59): «В этом хадисе указание на то, что отец может воспитывать и порицать свою дочь словом, делом, рукой и т.п., даже если она взрослая, замужем, и уже покинула его дом».

Также передается со слов Ну’мана ибн Башира, что он сказал: «Пришел Абу Бакр к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и услышал, как ‘Айша повысила свой голос на него. Он попросил разрешение войти, и после того, как ему разрешили, зашел и сказал своей дочери: «О дочь Умм Руман! Ты поднимаешь свой голос на посланника Аллаха?! Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вмешался, став между ними. Когда же Абу Бакр вышел, он сказал ей: «Разве ты не видишь, что я стал препятствием между ним и тобой?». Затем снова пришел Абу Бакр и услышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смеется с ‘Айшей. Он попросил войти. После того, как ему разрешили войти, сказал: «Посланник Аллаха! Сделайте меня своим участником в мире, как вы сделали меня  участником во время ссоры». Этот хадис передал имам Ахмад с иснадом уровня достоверного.

  1. О визите отца к своей дочери после замужества.

Сказала ‘Айша: «Я не видела никого, кто был бы похож на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поведении, как Фатима. Когда она заходила к нему, он вставал, брал ее руку и целовал, а также уступал ей свое место в собрании. А когда он заходил к ней, вставала, брала его руку, целовала его, и уступала ему свое место». Этот хадис передал Абу Дауд, и он уровня хорошего хадиса.

Этот довод, и те, которые были упомянуты в предыдущем подразделе, указывают на заботу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников к своим дочерям, даже после их замужества. Они спрашивали о своих дочерях, об их положении, и навещали их.

Сколько же полезных моментов в подобных визитах!! В этом укрепление родственных связей. И от этого спокойнее для сердец и душ, ведь дочь чувствует радость и моральное удовлетворение от таких визитов, когда знает, что ее семья не отстранилась от нее. А если она говорит какие-либо непристойные выражения в сторону своего супруга, то они порицают ее за это. Ведь она даже после замужества остается под их воспитанием. А также это становится причиной, чтобы ее муж не относился к ней несправедливо, ведь он знает, что ее семья до сих пор любит ее и переживает за нее. И знает, что она для них не как овечка, от которой они избавились, продав. Аллаху аль-Муста’ан!

  1. Завещание и наставление отца своей дочери.

Передал имам Бухари хадис под № 6275 и Муслим № 245 со слов ‘Айшы: «Мы — жены пророка находились у него вместе, и никто из нас не покидал его. Однажды пришла Фатима – дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему, и он встретил ее широко, сказав: «Добро пожаловать, моя дочь!». Он посадил ее справа или слева от себя. Затем сказал ей что-то по секрету, и она сильно заплакала. Когда же он увидел ее печаль, то обрадовал, сказав ей что-то по секрету еще раз. Я сказала ей: «Посланник Аллаха сказал что-то тебе по секрету среди своих женщин, и ты плачешь от этого?!». Затем, когда встал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я спросила ее: «Что он тебе сказал по секрету?». Она ответила: «Я не буду открывать секреты посланника Аллаха». Когда же скончался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Айша снова спросила Фатиму, на что та ответила: «Сейчас, да. В первый раз он сказал мне: «Джибриль приходил ко мне, чтобы сравнивать Коран один раз в год. Но в этот год пришел дважды. И я думаю, что моя смерть уже близка. Поэтому, бойся Аллаха и будь терпеливой. Поистине, я для тебя — прекрасный предок». После этих слов я заплакала, и ты видела, как это было. Когда он увидел мою печаль, то сказал мне во второй раз: «О Фатима! Разве ты не довольна тем, что ты являешься госпожой верующих женщин, или госпожой женщин этой общины?!».        

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Лечение, посредством кровопускания.

[2] Обрати внимание на слова этого имама. Он не сказал: «Мнение имама Малика является правильным потому, что он – большой имам этой общины, и учитель имама аш-Шафи’и и др.» Но сказал: «В этом хадисе довод на мазхаб имама Малика…». Это указывает на то, что даже такие великие имамы первых поколений этой общины, как Малик и другие нуждаются в доводе, не говоря уже о современных ученых и шейхах. Сам же имам Малик говорил: «Не преуспеют последние поколения этой общины, кроме как посредством того, посредством чего преуспели ее первые поколения». Так почему же тогда слова имамов первых поколений, которые были более достойными и знающими, чем ученые нашего времени, нуждаются в доводе, а относительно ученых современности достаточно лишь их слова, как это стало принято в наши дни среди многих саляфитов??!! Многие из них говорят: «Разве не достаточно нам слов и наставлений этих выдающихся ученых, которые разъясняют религию, и без которых мы не можем понять ее?!». А теперь сравни, брат мой, эти их слова и шестую основу из книги Мухаммада ибн ‘Абдульуаххаба ат-Тамими (да помилует его Аллах) «Шесть основ». Я процитирую ее тебе. Сказал автор книги: «Шестая основа – Опровержение сомнения, которое посеял шайтан в том, чтобы люди оставили Коран и Сунну и последовали за различными мнениями и страстями. А это – то, что Коран и Сунну не может познать никто, кроме абсолютного муджтахида. А этот муджтахид описан такими и такими качествами, которые возможно даже не присутствовали в полной мере у Абу Бакра и ‘Умара. А если человек не является таким, то должен отвернуться от Корана и Сунну твердым и решительным отворачиванием, без каких либо сомнений. А тот, который будет искать прямой путь посредством них (Корана и Сунны), тот либо еретик, либо сумасшедший, из-за трудности их (Корана и Сунны) понимания…» и до конца слов автора. Этот шубухат, который сейчас сеют некоторые люди среди саляфитов, не является новым, но его объясняли имамы первых и поздних поколений. Посмотри же, брат, сколько сходства слов многих современных саляфитов и этим сомнением, которое описал автор книги! Этими словами я не принижаю авторитет ученых и не призываю к отделению от ученых и т.п., но лишь указываю на то, что сегодня многие ставят слова больших, признанных ученых выше довода, уа Аллаху аль-Муста’ан!! Получается имамы первых поколений не были столь выдающимися и большими, раз нуждались в доводе, чтобы подкреплять свои слова?! Вот так вот! Вчера только саляфиты боролись с «мазхабизмом» религиозных деятелей республик СНГ, а сегодня сами попали в ту же яму, из которой выбраться сложно, кроме тех, кому окажет милость Всевышний Аллах.

[3] Род пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

[4] Тут в Йемене некоторые потомки семейства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, («аль-бейти») не отдают замуж своих дочерей ни за кого, кроме как за такого же «аль-бейти». Эти традиции они переняли у своих предков. Бывает такое, что девушка из числа «аль-бейти», семья которой не является богатой, отказывают многим мужчинам, которые сватаются к ней, будь то он богатым, или праведным человеком, или требующим знания, или даже шейхом, если он не из числа «аль-бейти». Иногда отец молодой девушки отказывает десяткам мужчин, и в итоге она достигает зрелого возраста, и больше не может уже выйти замуж. А некоторых молодых девушек выдают замуж за мужчин из числа «аль-бейти», даже если они будет старше них на несколько десятков лет. И что самое удивительное, что часто они предпочитают происхождение над религией человека. Так отцы, которые придерживаются подобных традиций могут отказать праведному человеку, праведность которого известна даже им самим, но отдать за неправедного человека, лишь бы был из числа «аль-бейти». Их принцип – отдадим замуж свою дочь за любого, главное, чтобы был из числа «аль-бейти».

[5] Если человек во время Хаджа почуствует какую-нибудь боль в теле и не сможет дальше продолжать  совершение Хаджа, то он выходит из ихрама, принеся в жертву животное, а если произнесет слова, упомянутые в хадисе, то выходит из ихрама без обязанности принесения жертвы.

[6] Я не стал переводить этот подраздел до конца в силу отсутствия необходимости. То, что было переведено в нем является достаточным иншаАллах.

[7] Взгляд мужчины на женщину узаконен при условии, если он намеревается жениться на ней, а не просто имеет намерение посмотреть на ее аурат. Тот же, который лжет в своем заявлении, что желает жениться на женщине, но хочет лишь посмотреть на ее аурат, такой берет большой грех перед Аллахом. Также, при сватовстве должны соблюдаться границы шариата. Часто случаются случаи, когда тот или иной брат договаривается с той или иной сестрой о сватовстве (хитба), но где??!! В каком-нибудь ресторане или кафе при посторонних людях!!! Там он встречается с ней и смотрит на нее, разговаривает с ней, а может даже касается ее частей тела. Все это оправдывая тем, что он якобы сватается к ней. Этого делать не дозволено! А некоторые идут еще дальше, приглашая с собой еще и другого брата, а она в свою очередь еще одну сестру по религии. Для чего? Чтобы каждый из парней мог посвататься. Мне рассказывал один брат подобную историю, когда один брат взял другого брата по Исламу на свое сватовство, а та, к которой он сватался привела еще одну сестру, чтобы та в свою очередь получила возвожность выйти замуж за друга того брата. Они встретились в одном из ресторанов или кафе Алматы, и «жених» увидел свою «невесту», поговорил с ней за трапезой, а потом сказал ей, мол можно ли ему посвататься к ее подружке!!! Потому, что ее подружка понравилась ему больше, чем она. Вот такие вот запретные, романтические, греховные хитбы устраивают некоторые братья. Чем это отличается от простого свидания с посторонней женщиной?! Побойтесь Аллаха и соблюдайте границы шариата в этом вопросе, и пусть шайтан не собьет вас своими хитрыми уловками.

[8] Подобные фразы, как «Тот не из нас» или «Я не причастен к такому человеку» и т.п. указывают на то, что этот грех велик.

[9] Это одна из бед в Йемене. Многие отцы тут завышают приданое за своих дочерей. А некоторые даже слишком переходят в этом границы. И порой бывает так, что даже сами йеменцы терпят холостую жизнь по несколько лет, прежде, чем они смогут купить или построить дом, и заплатить то приданое, которое требуют отцы девушек.

[10] Это из того, что касается только пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Запрещено женщине дарить себя кому-либо, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[11] Для сравнения: В наши дни в Йемене девушки просят сумму за приданое, посредством которой они могут купить в среднем 30-40 граммов золота, насколько мне известно.

[12] Под равенством не имеется в виду, что богатая не выходит замуж, кроме как за богатого, а знатная только за знатного. Но выше уже было разъяснено, что имеется в виду под равенством, а это – религия человека.

[13] Таким должен быть нрав праведной женщины. Вообще стыд и скромность занимают очень важное место в религии Ислам. Стыдливость является одним из ответвлений имана (веры), как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Стыдливость из веры». Скромность и стыдливость является одной из главнейших основ хорошей нравственности. Поэтому неверующие уделяют большое внимание ее разрушению и удалению из подсознания общества. Через СМИ они пропагандируют свою идеологию и свой образ жизни. В общество людей внедряются и укрепляются лозунги, как «Что естественно, то не безобразно!» или «Правила созданы, чтобы их нарушать» и т.п. А через фильмы, песни, газеты, журналы, интернет и т.д. они всячески пытаются уничтожить это важное качество нрава. В наши дни они пытаются утвердить в сердцах людей, что скромность – это порицаемое качество. Поэтому, уже во многих странах мира такие низкие явления, как однополые браки, прелюбодеяние и т.п. стали обычными явлениями. В Японии например, чуждые для мужчин вещи, как педикюр, маникюр, ношение сумочек и т.п. стало в этой стране модой и обычной жизнью. Сильную роль в этом играет также и реклама, которую показывают по ТВ и интернету, в которых можно найти различные «невинные» на первый взгляд выражения неверных, которые попадают в подсознание людей, и несут в себе угрозу обществу. Такие, как: «Бери от жизни всё!» или «Имидж ничто, жажда всё!» и т.п. То есть, бери от жизни всё и не стесняйся ничего!!! Поэтому, призываю самого себя, а затем и других мусульман бережно относиться к нравственности в общем, к скромности и стыдливости в частности. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Я был послан лишь для того, чтобы улучшить нравственность». А также: «Самым тяжелым делом на весах в Судный день будет прекрасный нрав». И это не противоречит тем хадисам, в которых говорится, что самым тяжелым на весах будет единобожие, ведь единобожие входит в прекрасный нрав раба со своим Господом.

[14] На ограничение совершеннолетия 18-ти годами или т.п. нет никакого довода в шариате, и это является из обычаев и норм неверных.

[15] Слабый хадис. Привел его имам Абу Дауд в своем сборнике под № 2095 со слов ибн ‘Умара. В его иснаде неназванный передатчик (мубхам).

[16] Бухари и Муслим со слов Анаса ибн Малика. «Не уверует», то есть не будет его вера полноценной и совершенной.

[22] Бухари и Муслим.