Доля наследства, полагающаяся матери

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-faid-faraid-1-teoriya/

Доля наследства, полагающаяся матери

Что касается матери покойного, то в вопросах наследства с ней могут возникнуть четыре ситуации.

1 ― Мать покойного получает шестую часть его наследства в двух ситуациях:

а) если у покойного остался наследник из числа потомков. [1]. Аллах Всевышний сказал:

«Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он [умерший] оставил, если у него есть ребенок».[Сура ан-Ниса, аят 11].

б) если у покойного остались братья и сестры: двое и более. [2] Аллах Всевышний сказал:

«Если же у него [у умершего] есть братья, то матери достается одна шестая». — [Сура ан-Ниса, аят 11].

2 ― Мать покойного получает треть имущества покойного при наличии трёх условий:

а) покойный не оставил после себя наследников из числа потомков. Аллах Всевышний сказал:

«А если у него [у умершего] нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть, (а отцу всё остальное)». — [Сура ан-Ниса, аят 11].

б) покойный не оставил после себя братьев и сестер так, что их двое или больше. [3] Аллах Всевышний сказал:

«Если же у него [у умершего] есть братья, то матери достается одна шестая». — [Сура ан-Ниса, аят 11].

«…есть братья…»речь идёт не только о братьях, но и о сёстрах. Речь идёт о ситуации, когда у покойного осталось как минимум два брата или две сестры, или один брат и одна сестра. Также не имеет значения, являются ли эти братья и сестры кровными, либо же они братья и сестры только по отцу или только по матери.

в) при соблюдении этих двух условий мать получает треть имущества покойного всегда, кроме того случая, о котором будет сказано при разборе третьей ситуации, связанной с наследством, полагающимся матери. [4]

Вопросы, связанные со второй ситуацией:

1 ― Сколько братьев и сестер в общем должно остаться, чтобы матери досталась не треть, а шестая часть наследства?!

Первое мнение: мать получает не треть, а шестую часть, если у покойного остались хотя бы два человека из его братьев и сестер. Это – мнение большинства сподвижников и ученых.

Исходя из этого мнения, мать получает шестую часть, если:

  • У покойного остались хотя бы два брата;
  • У покойного остались хотя бы две сестры;
  • У покойного остались хотя бы один брат вместе с одной сестрой.

Второе мнение: мать получает не треть, а шестую часть, только если у покойного остались, как минимум, три человека из его братьев и сестёр. Это – мнение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Исходя из этого мнения, мать получает треть имущества покойного, даже если у него осталось два брата, или две сестры, или один брат вместе с одной сестрой.

Более правильным является первое мнение.

Сказал ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах: «Большинство сподвижников считали, что под ″братьями″ в аяте имеется в виду хотя бы двое. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, отказался принять это мнение. Мнение ибн ‘Аббаса ближе к явному тексту этого аята, а мнение остальных сподвижников больше соответствует смыслу этого аята. Братья покойного лишают мать покойного трети наследства, позволяя ей забрать только шестую часть, если их хотя бы двое. Если же после покойного останется только один брат, то мать получает треть имущества». — [См. «аль-И‘лям», 1/359-363].

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «В аяте под ″братьями″ имеются в виду и сестры». — [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-шарх», 8/329].

2 ― Если покойный оставил после себя только сестер, переводят ли они мать с трети на шестую часть наследства?!

Первое мнение: мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя только братьев, или только сестер, или братьев вместе с сестрами. Это – мнение большинства обладателей знания.

Второе мнение: мать получает шестую часть наследства, только если покойный оставил после себя вместе с сестрами хотя бы одного брата. Если же у покойного остались только сестры, то мать получает треть имущества покойного.

Это – мнение Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Он считал, что мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя хотя бы двух братьев или одного брата вместе с сестрой. Также большинству ученых противоречил аль-Хасан аль-Басри.

Более правильным является мнение большинства.

_______________________________________________________________________

3 ― Мать покойного получает треть оставшегося имущества, когда возникает следующая ситуация [эта ситуация называется ″гарауейн″]:

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Эта ситуация возникает тогда, когда человек скончался, оставив после себя супругу и двоих родителей [5]. Если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то муж забирает половину её имущества. Если скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей, то жена забирает четверть его имущества. Затем ученые разногласили в том, сколько же забирает мать покойного?!

1-ое мнение – в обеих ситуациях мать забирает треть оставшегося имущества. Аллах Всевышний установил для матери покойного половину того, что получает его отец. Следовательно, отец забирает две трети оставшегося имущества [6], а мать – треть.

Это – мнение ‘Умара ибн уль-Хаттаба и ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен ими Аллах. Также это наиболее достоверное мнение, передаваемое от ‘Али ибн Аби Талиба. Также этого мнения придерживались ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и Зейд ибн Сабит, да будет доволен Аллах ими всеми [7]. Это мнение семи известных мединских факыхов, мнение четырех имамов [8] и большинства ученых, да помилует их Аллах».

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей. В данном случае муж получает половину её имущества, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

Если муж заберет половину, то останется другая половина, которую делят на три части. Затем треть этой половины забирает мать, а две трети этой половины – отец.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж  3/6 300 000 р.
Мать 1/6 100 000 р.
Отец  2/6 200 000 р.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В данном случае жена получает четверть имущества покойного супруга, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 1 миллион]:

Жена  3/12
Мать 3/12
Отец  6/12

Чтобы решить задачу мы разделили имущество на 12 частей, после чего жене была выделена четверть всего имущества, иначе говоря, 3/12. Следовательно, у нас осталось 9/12 имущества. Эти 9/12 делят на три части, после чего выделяют одну треть матери покойного, иначе говоря, 3/12. Что касается отца, то он получает две трети того, что осталось после выделения доли жене. Следовательно, отец получает 6/12. Если упростить эти дроби, то мы получим следующую таблицу:

Жена 1/4 250 000 р.
Мать 1/4 250 000 р.
Отец 2/4 500 000 р.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «2-ое мнение – мать покойного или покойной забирает треть из всего наследства. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

«А если у него [у умершего] нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть, (а отцу всё остальное)».[Сура ан-Ниса, аят 11].

Также в качестве довода они использовали хадис, в котором сказано: «Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)». — [аль-Бухари, 6732; Муслим, 1615].

Это мнение принадлежит ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом. Также это мнение передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба и Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен ими Аллах. Также этого мнения придерживались Шурейх и Дауд аз-Захири. Также это мнение выбрали Абу-ль-Хусейн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн уль-Ляббан аль-Басри и ибн Хазм. Они сказали, что отец в данной ситуации забирает то, что осталось после выделения долей мужу (или жене) и матери».

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей.

В соответствии со вторым мнением, муж забирает половину имущества, а мать – треть, а отцу достаётся то, что осталось.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж  3/6 300 000 р.
Мать 2/6  200 000 р.
Отец  1/6 100 000 р.

Дело в том, что муж забирает половину имущества: 600000/2=300000 рублей, а мать треть имущества: 600000/3=200000 рублей. Остаток имущества: 600000-300000-200000=100000 рублей. Этот остаток достаётся отцу.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В соответствии со вторым мнением, жена забирает четверть имущества покойного, мать – треть, а остальное достаётся отцу.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 240 тысяч рублей]:

Жена  3/12 60 000 р.
Мать 4/12  80 000 р.
Отец  5/12 100 000 р.

Дело в том, что жена забирает четверть имущества – а это 60 т.р. Что касается матери, то она забирает треть имущества – а это 80 т.р. Остаток имущества: Этот остаток достаётся отцу.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «3-ое мнение – мать получает треть всего имущества, если скончался мужчина, оставив жену и отца. В таком случае жена забирает четверть имущества покойного, отец забирает пять двенадцатых ( 5/12 ), а мать – треть имущества». — [См. «Тафсир ибн Касир», сура ан-Ниса, аят 11].

Согласно третьему мнению, если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то мать уже не берет треть всего имущества, а забирает треть от того, что осталось после выделения доли мужу покойной. Это делается для того, чтобы отцу покойного досталось больше, чем матери покойного. Ведь, если в данной ситуации ей выделить треть всего имущества, то ей достанется больше, чем отцу.

Более правильным в данном вопросе является первое мнение.

Этого мнения придерживался также ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах [9], и хафиз ибн Касир, да помилует его Аллах.

Что касается второго мнения, то ибн Касир сказал: «Это мнение является слабым. Ведь, в аяте [10] говорится о том, что мать забирает треть всего имущества именно тогда, когда от покойного наследуют только мать и отец. Что же касается разбираемой нами ситуации, то здесь свою обязательную долю забирает супруга покойного или супруг покойной. Поэтому матери достается лишь треть оставшегося имущества».

Что касается третьего мнения, то ибн Касир сказал: «Это мнение передаётся от Мухаммада ибн Сирина и оно является слабым». — [См. «Тафсир ибн Касир», сура ан-Ниса, аят 11].

_______________________________________________________________________

4 ― Если мать наследует от своего сына, относительно которого она проводила процесс взаимного проклятия с мужем, либо от своего сына, рожденного в результате прелюбодеяния, то она не получает конкретную долю, а забирает то, что останется после выделения долей другим наследникам, о которых говорится в Коране. [11]

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Правило № 3: Наследство от покойного получает каждый потомок, если между ним и покойным в родословной нет женщины.

См. приложение № 1 в конце книги.

[2]  Если же у покойного остался только один брат или только одна сестра, то это уже не относится к данной ситуации.

[3]  Иначе говоря, у покойного либо вообще не осталось братьев и сестер, либо остался только один брат или только одна сестра.  Только при соблюдении этого условия мать может получить треть.

[4]  Эта исключительная ситуация называется «гарауейн» и разбирается отдельно.

[5]  То же самое касается ситуации, когда скончалась женщина, оставив после себя супруга и двоих родителей. Обе эти ситуации разбирается в данном вопросе.

[6]  Оставшееся имущество – это имущество покойного, которое осталось после того, как его жена получила свою долю. Если же скончалась женщина, то оставшееся имущество – это имущество, которое осталось после того, как её муж получил свою долю.

[7]  См. «Мусаннаф ибн Аби Шейба», 11/237-242. Данное мнение достоверно передаётся от всех этих сподвижников, кроме ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. От него это мнение передаётся по слабой цепочке передатчиков. 

[8]  Четыре имама – это имам Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует Аллах их всех.

[9]  См. «И‘лям уль-Мувакы‘ин», 1/357-358.

[10] Речь идёт о следующем аяте: «А если у него [у умершего] нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть, (а отцу всё остальное)». (Сура ан-Ниса, аят 11).

[11]  См. «аль-Кафи», (2/529) ибн Кудамы аль-Макдиси. Этот вид получения наследства называется «та‘сыб», как уже было сказано выше.

Следовательно, у матери в вопросах наследства могут возникнуть сразу четыре ситуации. Поэтому читателю следует еще раз вернуться ко всем ситуациям, выписать их отдельно и запомнить, так как разбор был довольно-таки объемным. А мы, в свою очередь, постараемся привести побольше примеров, дабы у читателя еще больше закрепилась эта тема.

Пример 1: человек скончался, оставив после себя мать и сына. Это – первая ситуация из разобранных четырех. Мать в данной ситуации получает шестую часть наследства покойного, так как у покойного остался наследник из числа его потомков.

Пример 2: человек скончался, оставив после себя мать и двух братьев по отцу. Это также относится к первой ситуации из разобранных четырех. Матери в данной ситуации достается шестая часть наследства покойного, так как у покойного остались два брата.

Пример 3: человек скончался, оставив после себя мать и отца. Это – вторая ситуация из разобранных четырех, поэтому матери достаётся треть имущества покойного. Соблюдаются все три условия, о которых мы говорили:

  • покойный не оставил после себя наследников из числа потомков.
  • покойный не оставил после себя братьев и сестер так, что их двое или больше.
  • данная ситуация не относится к ситуации «гарауейн».

Пример 4: человек скончался, оставив после себя мать, родную сестру и дядю со стороны отца. Это – вторая ситуация из разобранных четырех, поэтому матери достаётся треть имущества покойного. Ведь, мать лишается трети и довольствуется только шестой частью наследства только тогда, когда покойный оставил после себя двух братьев, или двух сестер, или одного брата вместе с одной сестрой. Что касается данной ситуации, то здесь осталась только сестра. 

Пример 5: человек скончался, оставив после себя мать и родного брата. Это – вторая ситуация из разобранных четырех, поэтому матери достаётся треть имущества покойного. Ведь, мать лишается трети и довольствуется только шестой частью наследства только тогда, когда покойный оставил после себя двух братьев, или двух сестер, или одного брата вместе с одной сестрой. Что касается данной ситуации, то здесь остался только один брат.

Пример 6: человек скончался, оставив после себя супругу и обоих родителей. Это – третья ситуация, которая называется «гарауейн». В данной ситуации мы сначала выделяем жене покойного четверть его имущества, а затем матери достается треть из того, что осталось после выделения доле, полагающейся жене. Таблицы и расчеты, связанные с этой ситуации, были приведены выше.

Пример 7: женщина скончалась, оставив после себя супруга и обоих родителей. Это – третья ситуация, которая называется «гарауейн». В данной ситуации мы сначала выделяем мужу покойного половину её имущества, а затем матери достается треть из того, что осталось после выделения доле, полагающейся мужу. Таблицы и расчеты, связанные с этой ситуации, были приведены выше.