Две Руки Аллаха

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-dostatochnost-v-ubezhdeniyah/

Две Руки Аллаха

Также к атрибутам Всевышнего, о которых сказано в великой Книге и в достоверных хадисах избранного и надежного посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относятся две Руки. [1]

Аллах Всевышний сказал:

﴿ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ ﴾

«Его обе Руки распростерты». [2]

А также:

﴿ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ﴾

«Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? [3]» [4]

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды, встретились Адам и Муса. Муса сказал: ”О, Адам, ты – наш отец. Аллах сотворил тебя Своей Рукой, вдохнул в тебя из Своего духа, заставил Своих ангелов пасть ниц перед тобой, а ты вывел нас из Рая”. Тогда Адам ответил: «Ты – Муса. Аллах вел с тобой беседу, начертал тебе Тору Своей Рукой и избрал тебя посредством посланнической миссии. Когда ты нашёл в Книге Аллаха слова: ”Адам ослушался своего Господа и сбился с пути” [5]?» Муса ответил: ”За сорок лет до сотворения”. Тогда Адам сказал: ”Неужели ты порицаешь меня за то, что Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как Он создал меня?!” И Адам убедил Мусу». [6]

И мы не говорим, что рука Аллаха подобна руке (творений) [7], и мы не представляем её образа [8], и мы не уподобляем руку Аллаха рукам творений. Также мы не говорим, что под двумя руками Аллаха имеются в виду две Его мощи, ибо так говорят только люди, отрицающие и искажающие. Напротив, мы уверовали в этот атрибут и подтверждаем его без придания границ и без уподобления.

И неправ тот, кто говорит, что под двумя руками имеются в виду две мощи. Поистине, у Аллаха только одна мощь! И неправ тот, кто говорит, что под двумя руками имеются в виду две милости, ибо милости Аллаха неисчислимы. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا ﴾

«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их». [9]

И мы подтверждаем всё, о чём сказал Аллах Всевышний в Своём Писании, и всё, что достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так мы подтверждаем любовь [10], волю и желание [11], смех [12], радость [13], удивление [14], ненависть [15], гнев [16], довольство [17], и остальные атрибуты, достоверно пришедшие от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Мы подтверждаем все эти атрибуты, даже если это режет слух некоторым невеждам и даже если к этому питают неприязнь души тех, кто отрицает атрибуты.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Указание на этот атрибут приходит как в Коране, так и в Сунне. Автор книги, да помилует его Аллах, привёл в качестве довода два аята и один хадис.

Также Аллах Всевышний сказал: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть». (Сура аль-Мульк, аят 1).

А также: «Рука Аллаха — над их руками». (Сура аль-Фатх, аят 10).

Также передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Рука Аллаха полна, и не опустошат её непрерывные траты ночью и днём. Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его Руке, а престол Его был над водой».

Передали аль-Бухари, 7419;  Муслим, 993.

Сообщается, что Абу Муса ‘Абдуллах ибн Кайс аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит».

Передал Муслим, 2759.

И признание того, что у Аллаха есть две Руки, не является уподоблением Аллаха творениям. Однажды, имама Ахмада ибн Ханбаля спросили о тех, кто уподобляет Аллаха творениям. Он ответил: «Это – те, кто говорит: ”Зрение Аллаха как моё зрение, рука Аллаха как моя рука, стопа Аллаха как моя стопа”. Поистине, сказавший такое уподобил Аллаха Его творениям». См. «Байан Тальбиси-ль-Джахмия», 2/165; «Иджтима′ уль-Джуюши-ль-Ислямия», стр. 132.

Это и есть уподобление. Но приверженцы Сунны говорят, что Рука Аллаха такая, как подобает Его величию и совершенству, и она не подобна рукам творений.

Аллах Всевышний сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней (в Его руке), а небеса будут свернуты Его правой рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи». (Сура аз-Зумар, аят 67).

Аллах Всевышний описал Свою руку этим великим описанием: вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней в Его руке, а небеса будут свернуты Его правой рукой. Кто же после этого может сказать, что рука Аллаха подобна рукам творений?!

[2]  Сура аль-Маида, аят 64.     

[3] Аллах Всевышний сотворил Адама, мир ему, Своими обеими Руками. Передается, что ′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Аллах сотворил Своей Рукой четыре вещи: Трон (′Арш), Перо, Высшие (райские) Сады и Адама. А затем Он сказал всем остальным творениям: “Будьте!“, и они появились».

Передал ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Мариси», 1/261; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 303; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад», 729-730; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 693. аз-Захаби назвал цепочку передатчиков этого сообщения крепкой (джеййид). См. «аль-′Улю», стр. 48. А шейх аль-Альбани сказал: «Сообщение является достоверным в соответствии с условиями Муслима». См. «Мухтасар аль-′Улю», стр. 105.

Передав это сообщение, ад-Дарими, да помилует его Аллах, сказал: «Неужели ты не видишь, о аль-Мариси, как ибн ′Умар провёл разницу между сотворением Адама и сотворением остальных творений, указав на то, что Адам был сотворен Его рукой?! Неужто ты более знающ о толковании Корана, нежели ибн ′Умар, а, ведь, он застал ниспослание Корана, наблюдал воочию его разъяснение и не был невеждой в арабском языке?!» См. «ар-Радд ′аля-ль-Мариси», 1/262.

[4]  Сура Сад, аят 75.      

[5]  Сура Та Ха, аят 121.

[6]  аль-Бухари, 4736, 4738, 6614, 7515;  Муслим, 2652.

[7] Ибо это является уподоблением Аллаха творениям. Уподобление Аллаха творениям является неверием, а уподобляющий Аллаха творениям является неверующим. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему». (Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного [у кого были бы такие же имена и особенности](Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, равного Ему». (Сура аль-Ихляс, аят 4).

[8]  Мы не представляем и не доискиваемся до образа руки Аллаха. Мы не спрашиваем о том, какая это рука. Поистине, люди неспособны постигнуть даже атрибуты многих творений, подобных им. А Аллах более велик, чем любое из Его творений.

[9]  Сура Ибрахим, аят 34.      

[10]  Любовь (махабба) – это атрибут Аллаха Всевышнего, о котором говорится как в Коране, так и в Сунне.

Аллах Всевышний сказал: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро». (Сура аль-Бакара, аят 195).

А также: «Будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Сура аль-Худжурат, аят 9).

А также: «Воистину, Аллах любит тех, кто остерегается (Его наказания)». (Сура ат-Тауба, аят 7).

Это лишь малая часть доказательств, указывающих на этот атрибут Аллаха. Поистине, Аллах Всевышний любит и Его любят. Аллах Всевышний сказал: «…которых Он будет любить и которые будут любить Его». (Сура аль-Маида, аят 54).

[11] Воля (машиа) и желание (ирада) – это два атрибута Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает». (Сура аль-Бакара, аят 253).

А также: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». (Сура Йа Син, аят 82).

А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». (Сура аль-Бакара, аят 185).

Есть еще множество аятов и хадисов на эту тему, однако мы ограничимся лишь тем, что привели выше.

[12]  Смех – это атрибут Аллаха Всевышнего, установленный достоверной Сунной. Об этом говорится во многих хадисах.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах засмеется двоим, один из которых убьёт другого, после чего оба они войдут в Рай. Этот (мусульманин) станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу и он (приняв Ислам) погибнет в сражении за веру».

Передали аль-Бухари, 2826;  Муслим, 1890.

Также передают со слов Абу Разина, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул перед сподвижниками о том, что Господь смеется. Тогда Абу Разин спросил: «О, посланник Аллаха, а разве Господь смеется?!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да».

Передали ибн Маджа, 181; Ахмад, 4/11; ат-Тайалиси, 1092; ат-Табарани в «аль-Кабир», 19/207; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/605; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 554. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сахиха», 2810.

[13]  Радость (фарах) – это установленный атрибут Аллаха Всевышнего.

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Хамза Анас ибн Малик аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне».

В версии Муслима сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за поводья и сказал: “О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования».

аль-Бухари, 6309; Муслим, 2747.

[14]  Удивление (‘аджаб) – это атрибут Аллаха Всевышнего, на который указывает и Коран, и Сунна.

Аллах Всевышний сказал: «Но Я удивлен, а они [неверующие] глумятся». (Сура ас-Саффат, аят 12). Так читали этот аят Хамза и аль-Кисаи. См. «Фатх уль-Кадир», 4/445.

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах удивляется людям, которые войдут в Рай в цепях». Передал аль-Бухари, 3010.

Возможно, имеются в виду люди, которых мусульмане во время военных действий захватят в плен и закуют в цепи, и их пленение послужит причиной того, что они впоследствии примут Ислам и войдут в рай.

Но помни о том, что удивление Аллаха неподобно удивлению творений. Творения Аллаха проявляют удивление, когда случается что-то, о чём они до этого не знали. Однако такое удивление не может исходить от Аллаха Всевышнего. Ведь, Аллах Всевышний описывается извечным знанием, которое объяло всякую вещь. Ничто не может скрыться от Его знания ни на небесах, ни на земле.

Поэтому следует знать, что существует и второй вид удивления. Речь идёт об удивлении, которое имеет место тогда, когда какая-либо вещь выходит за рамки себе подобных. Удивление в данном случае не происходит по причине недостатка знания того, кто удивляется. Именно такое удивление является атрибутом Аллаха Всевышнего.

[15]  Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если Аллах Всевышний испытывает любовь к (какому-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: “Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты!”, — и тогда Джибриль (начинает) любить его, а потом он обращается к (обитателям) небес со словами: “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!”, — и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему (начинают) оказывать хороший приём и на земле. Если же (Аллах начинает) ненавидеть (какого-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилу, говоря: “Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!”, — и тогда Джибриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!”, — и обитатели небес (начинают) испытывать к нему ненависть, а потом его (начинают) ненавидеть и на земле».

Передал Муслим, 2637.

[16] Гнев – это атрибут Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Это [наказание] — за то, что они последовали за тем, что вызвало гнев Аллаха, и возненавидели то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния». (Сура Мухаммад, аят 28).

[17] Довольство – это атрибут Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им». (Сура аль-Беййина, аят 8).