аль-Фаид фи ‘ильм иль-фараид (вопросы и ответы) — 2 том

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книге, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/02-faid-faraid-2-praktika

ВТОРАЯ ЧАСТЬ КНИГИ (РАСЧЕТЫ И ПРАКТИКА) (с. 157-354)

131. Достоинство науки расчетов (с. 157-158) – это древняя наука, у которой много достоинств. Из этого то, что без нее не обходятся многие шариатские вопросы. На ней строятся имущественные взаимоотношения, выплата закята, погашение долгов, установление цен, определение времен намазов, определение дат (год, месяц, число), определение местоположения луны, распределение трофеев, вычисление наступления месяца рамадан, а также сезона хаджа. Также эта наука занимает собой большую часть расчетов наследства. Также Всевышний Аллах нередко указывает на то, что Он самый скорый в расчете, и если бы умение быстро считать не было почетным, то Всевышний не указывал бы на это.

132. Определение науки расчетов, и о том, что она изучает (с. 158-159) – определение науки расчетов, в общем – это наука, которая изучает основы, посредством которых определяются неизвестные числа. Данная наука является частью науки о наследстве. Эта наука изучает числа – являются ли они простыми или сложными.

133. Расчет наследства бывает двух больших видов (с. 159) – а) — таъсыль – это определение основного числа вопроса, посредством которого в дальнейшем определяются доли наследников б) тасхих – операция, результатом которой является избавление от нецелых чисел.

134. Расчет основного числа вопроса, если наследники представители ‘асабы, или если среди них один представитель фарда (с. 159-160) – по количеству голов представителей ‘асабы (причем голова мальчика – за две головы, а голова девочки – за одну). Или же по знаменателю единственного представителя фарда.

135. Расчет основного числа вопроса, если среди наследников сразу несколько представителей фарда (с. 161-164) – основное число вопроса выясняется исходя из анализа знаменателей долей представителей фарда. Причем анализ этот производится одним из четырех методов – тамасуль, тауафук, тадахуль, табаюн.

136. Какие фарды не могут соединиться в одном вопросе с другими (с. 165) – 1/8 не может прийти в одном вопросе с 1/3 и 1/4.

137. Правило Касима, которое заменяет использование четырех методов  расчета (тамасуль, тауафук, тадахуль, табаюн) (с. 165-166) – правило наименьшего общего знаменателя.

138. Основное число вопроса может быть одной из семи цифр (2,3,4,6,8,12,24), а что касается 18 и 36, то они не берутся из таъсыля (с. 166) – они берутся из тасхиха. При этом, эти цифры могут применяться только в вопросах деда и братьев, и то – по неправильному мнению.

139. Разбор примеров и таблиц, которые поясняют то, что 18 и 36 не берутся из таъсыля, но берутся из тасхиха (с. 167-168).

140. Что такое аль-‘ауль в арабском языке (с. 169-170) – слово «аль-‘ауль» имеет сразу несколько значений в арабском языке. Из этого: а) поднятие голоса при плаче б) обеспечение семьи в) усложнение ситуации г) победа над кем-либо д) поднятие е) отклонение ж) многочисленность детей в семье з) нищета.

141. Что такое аль-‘ауль (когда доли наследников превышают сумму наследства) в терминологии (с. 170) – это когда доли наследников превышают сумму наследства так, что недостаток они делят поровну в зависимости от объема долей, подобно тому, как банкрот расплачивается с должниками.

142. Разногласие ученых и правильное мнение в вопросе о том, как поступать, если доли наследников превышают наследство (с. 171-172) – в этом вопросе два мнения: 1) заключается в том, что недостаток касается всех наследников без исключения 2) заключается в том, что недостаток касается только тех, кто в своей основе переходит с фарда на ‘асабу, а что касается тех, которые переходят с фарда на фард, то их недостаток не касается. Правильным является мнение первое.

143. При каких основных числах вопроса может быть аль-‘ауль (6,12,24), а при каких нет (2,3,4,8) (с. 172-173) – ‘ауль может быть при 6, 12, 24; и не может быть при 2, 3, 4, 8.

144. До каких уровней поднимается основное число 6 (с. 173-175) – до 7, 8, 9, 10.

145. До каких уровней поднимается основное число 12 (с. 175-177) – до 13, 15, 17.

146. До каких уровней поднимается основное число 24 (с. 177) – только до 27.

147. Три вида ситуаций в наследстве — равенство, занижение, превышение (с. 178-179) – равенство – это когда количество долей соответствует объему наследства. Занижение – это когда количества долей меньше самого наследства. Превышение — это когда количество долей превышает объем наследства.

148. Быстрое повторение всего пройденного материала второй части книги.

149. Что такое тасхих (удаление нецелых, дробных остатков) в языке и терминологии (с. 180-182) – в языке – это лечение (удаление болезни). В терминологии – это выявление минимального числа, из которого достигаются доли каждого наследника без нецелых остатков.

150. Разногласие в вопросе о том, может ли случиться дробность (инкисар) сразу на 4 группы наследников (с. 182) – в этом вопросе два мнения: а) мнение маликитов – инкисар бывает максимум на 3 группы (это потому что маликиты не дают наследство более чем двум бабушкам) б) мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов – может быть на 4 группы. При этом, они говорят, что такое возможно только при наличии трех бабушек в вопросе, и при основном числе вопроса – 12 или 24. Данное второе мнение более верно.

151. О том, как избавляться от дробных остатков, если дробность случилась относительно 1 группы наследников (с. 182-185) – в данном случае нам нужно посмотреть на долю этой группы и на количество их голов. При этом, здесь может получиться либо табаюн, либо тауафук. Если получился табаюн (как 3 и 7), то нужно поднять над основным числом вопроса количество голов. Если же тауафук (как 4 и 6), то поднимаем наверх «уифк» количества голов. Уифк – это когда мы смотрим между двумя числами и находим общее число, на которое оба этих числа делятся без остатка (напр. 4 и 6 – делятся на два без остатка). Затем делим количество голов на это число, и результат поднимаем над основным числом вопроса. Примечание: инкисар на одну группу может произойти при любых основных числах вопроса.

152. О том, как избавляться от дробных остатков, если они получились по 2,3,4 группам наследников, пример с 2 группами (с. 185-188) – здесь смотрим между долями и количеством голов каждой группы в отдельности по тауафуку или табаюну, а ту цифру, которую бы подняли над основным числом вопроса, если бы инкисар был только на одну группу, пока не поднимаем, но закрепляем отдельно. Эти цифры называются рауажи’. Затем смотрим между этими рауажи’ одним из четырех методов (тамасуль, тауафук, тадахуль, табаюн) и результат поднимаем над основным числом вопроса. Примечание: инкисар на две группы может произойти при любых основных числах вопроса, кроме двойки.

153. Пример на то, как избавляться от дробных остатков, когда они касаются трех (3) групп наследников (с. 188-190) – так же, как в прошлом вопросе, но просто рауажи’ уже будет 3, а не 2. Примечание: инкисар на три группы может произойти только при тех основных числах вопроса, которые участвуют в ‘ауле, а это – 6, 12, 24.

154. Пример на то, как избавляться от дробных остатков, когда они касаются четырех (4) групп наследников (с. 191-193) — так же, как в позапрошлом вопросе, но просто рауажи’ уже будет 4. Примечание: инкисар на четыре группы может произойти только при двух основных числах вопроса – 12 и 24. Примечание второе: тасхих производится только после решения ‘ауля.

155. Что такое мунасаха (смерть одного или нескольких наследников до деления наследства покойного) в языке и терминологии (с. 194-195) – мунасаха в арабском языке – несет значение: удаление, изменение и перенесение. В терминологии – это когда после смерти одного покойного и до деления его наследства умирает один из его наследников. И мунасаха – это то же, что и тасхих, только тасхих делается относительно одного наследника, а мунасаха относительно двух или более.

156. О том, как на протяжении веков ученые изобрели таблицы для решения вопросов мунасаха (с. 195) – принято, что метод таблиц первым изобрел шейх Шихаб уд-Дин Ахмад ибн уль-Хаим, автор книги «аль-Люма’ уаль-уасиля», да помилует его Аллах.

157. Первый большой вид мунасаха — его условия и постановления (с. 195-196) – он называется «ихтисар кабляль-‘амаль» (т.е. сокращение до решения). У этого вида два условия: а) чтобы наследниками второго покойного были никто иные, как наследники покойного первого б) и чтобы их доли наследства от второго покойного были те же, что и доли от первого. Постановление этого вида – рассматриваем вопрос так, как будто второго покойного не было вовсе, и как-будто бы он не являлся наследником первого покойного.

158. Первая и вторая ситуация из первого большого вида мунасаха (с. 196-197) – первая ситуация – когда наследники первого и второго покойного наследуют от него только по ‘асабе. Вторая ситуация – когда наследники первого и второго покойного наследуют и по ‘асабе и по фарду одновременно (как если один и тот же наследник – и брат по матери, и он же сын дяди покойного).

159. Третья ситуация первого большого вида мунасаха (когда аль-‘ауль вопроса первого покойного равен доле второго покойного) (с. 198) – третья ситуация – это когда наследники покойников наследуют только по фарду. Это возможно только при наличии двух покойных, и не больше. И этой третьей ситуации есть 3 условия: а) чтобы наследники второго покойного не выходили за наследников первого покойного б) чтобы их доли после обоих покойников были одинаковыми в) чтобы в вопросе первого покойного был ‘ауль на объем доли второго покойного или выше.

160. Третья ситуация первого большого вида мунасаха (когда аль-‘ауль вопроса первого покойного превышает долю второго покойного) (с. 198-199) – ответ такой же, как в прошлом вопросе.

161. Второй большой вид мунасаха — его условия и постановления (с. 199-200) – называется этот вид «ихтисар уль-‘амаль» (сокращение решения). Этому виду есть 4 условия: а) чтобы все, кто скончался после первого покойного, были наследниками первого покойного б) чтобы они не наследовали друг от друга в) чтобы покойных было более двух г) чтобы наследники каждого покойного не наследовали, кроме как от него. Постановление этого вида: оно описано в листочках по решению домашнего задания от стр. 209.

162. Разъяснение двух таблиц на стр. 202 (табаюн) и 204 (тауафук) – разъяснение похожих таблиц приходит в этих же листочках, как в прошлом вопросе.

163. Разъяснение того, что пришло в таблицах на стр. 202 и 204, но читая теорию на стр. 200-204 — разъяснение похожих таблиц приходит в этих же листочках, как в прошлом вопросе.

164. Разъяснение таблицы на стр. 206 (инкисам) с чтением теории на стр. 204-206 — разъяснение похожих таблиц приходит в этих же листочках, как в прошлом вопросе.

165. Разъяснение таблицы на стр. 208 (объединение табаюна, тауафука и инкисама) с чтением теории на стр. 206-209 — разъяснение похожих таблиц приходит в этих же листочках, как в прошлом вопросе.

166. Третий большой вид мунасаха — его условия и постановления (с. 209-210) – у этого вида 4 ответвления: а) когда наследники второго покойного не являются наследниками первого покойного, и в вопросе лишь два покойного б) когда наследники второго покойного перемешаны – из них наследники первого покойного, а также и другие в) когда наследники второго покойного это оставшиеся наследники от первого покойного, либо часть из них, но их доли от каждого из покойных различны г) когда в вопросе есть посторонний, третий покойный, который не наследует от первого.

167. Первая ситуация третьего большого вида мунасаха (с. 210-211) – решение описано в листочках по решению домашнего задания от стр. 216.

168. Вторая ситуация третьего большого вида мунасаха (с. 212-213) — решение описано в листочках по решению домашнего задания от стр. 216.

169. Третья ситуация третьего большого вида мунасаха (с. 213-214) — решение описано в листочках по решению домашнего задания от стр. 216.

170. Четвертая ситуация третьего большого вида мунасаха (с. 214-216) — решение описано в листочках по решению домашнего задания от стр. 216.

171. Раздел о сокращении полученного результата уже после полного решения (сокращение после дела) (с. 217-220) – это когда после полного решения взаимно сокращаются основное число вопроса (единый джами’) и доли всех наследников на одну и ту же цифру, на которую они делятся без остатка.

172. Что такое радд (когда доли наследников меньше суммы наследства) в арабском языке и терминологии (с. 221) – в языке возвращение и отворачивание. В терминологии – когда долей наследников меньше, чем объем всего наследства.

173. Разногласие ученых о том, как поступать, если долей наследников получилось меньше, чем самого наследства (с. 221-223) – в этом вопросе два мнения: а) при радде необходимо возвращение остатков от наследства этим же наследникам в соответствии с их долями б) возвращение делать не нужно, но остатки отдаются в казну. Правильным является мнение первое.

174. Какие наследники участвуют в радде, а какие не участвуют (с. 224) – в радде участвуют все наследники, кроме двух супругов, по более верному мнению.

175. Первый большой вид радда (когда в вопросе не участвуют супруги) и его три ситуации (с. 225-226) – первый большой вид радда – это когда в вопросе нет никого из супругов. Здесь может быть три ситуации: а) если в вопросе всего один наследник – тогда он забирает все наследство фардом и раддом б) когда в радде участвует несколько наследников, но они все из одного рода наследников (5 дочерей, 4 сестры и т.п.). в) когда в радде участвует несколько наследников и они из разных групп.

176. При каком основном числе вопроса может быть радд, а при каких этого быть не может, и почему (с. 227-228) – при 6.

177. Первые две ситуации второго большого вида радда (когда в вопросе участвует один из супругов) (с. 228-229) – 1) когда с одним из супругов лишь один наследник 2) когда вместе с супругом несколько наследников, но все они из одного рода (примеры решения и расчета этих вопросов в листочках по решению домашнего задания от стр. 232).

178. Третья ситуация второго большого вида радда и каково ее решение (с. 229-232) – когда вместе с супругом несколько наследников, и они разных родов (примеры решения и расчета этих вопросов в листочках по решению домашнего задания от стр. 232).

179. Общее разъяснение вопроса наследования отдаленных родственников и этапы узаконивания наследования в Исламе (с. 233) – отдаленный родственник – это любой родственник, не являющийся представителем фарда или ‘асабы. Сначала в Исламе наследовали по тем договорам межплеменной взаимопомощи, которые люди заключили в джахилии. Затем это было отменено и наследование стало по принятию Ислама и совершению хиджры. Затем и это было отменено и наследование стало по родству, как сегодня.

180. Разногласие ученых в вопросе о том, наследуют ли отдаленные родственники при отсутствии представителей фарда и ‘асабы (с. 234-237) – в этом вопросе три мнения: а) отдаленные родственники не наследуют, но все имущество переходит в казну мусульман, без разницы является ли эта казна упорядоченной или нет б) отдаленные родственники не наследуют, но все имущество переходит в казну мусульман, если она упорядочена, а если нет, то наследуют. Это новое мнение имама аш-Шафи’и, но в их же мазхабе приходит указание на то, что они отчаялись в возможности упорядочивания казны. Исходя из этого, данное мнение подобно третьему в) отдаленные родственники наследуют вне зависимости от состояния казны. Верным является мнение третье.

181. Перечисление категорий отдаленных родственников (зауль-архам) в общем, и в частности (с. 238-239)  — в общем, их 4 категории: 1) те, которые приписываются к умершему (дети дочерей, дети дочерей сына) 2) те, к которым приписывается умерший (дедушки и бабушки) 3) те, которые приписываются к родителям умершего (дети сестер, дочери братьев, дети братьев и сестер по матери) 4) те, которые приписываются к дедушке и бабушке умершего (брат отца покойного по матери, сестры отца, дочери дядей со стороны отца, дяди и тети со стороны матери и их дети).  Что касается их перечисления в частности, то они перечислены в скобках. Осталось добавить лишь 11-ую категорию перечисления в частности – все те, кто доходит через вышеперечисленных.

182. Условия, при соблюдении которых, отдаленные родственники (зауль-архам) получают наследство (с. 239) – это два условия: а) чтобы не было никого из представителей фарда (кроме супругов – их наличие не вредит наследованию отдаленных родственников) 2) чтобы не было никого из представителей ‘асабы.

183. Разногласие ученых в вопросе о том, каким образом делить наследство между отдаленными родственниками (зауль-архам) (с. 240-241) – в этом вопросе три мнения: а) собираются все отдаленные родственники и им отдается наследство всем поровну (этот путь не применяется на практике с давних времен) б) наследство забирает самый близкий из отдаленных родственников к покойному в) дорога танзиля – это когда каждый отдаленный родственник встает на место того близкого родственника, через которого этот отдаленный родственник доходит до покойного. В этом случае отдаленный наследует так, как наследовал бы близкий. Верным является мнение третье.

184. Первый большой вид наследования отдаленных родственников (когда отсутствует один из супругов) (с. 242-243) – здесь может быть несколько ситуаций: 1) если вместе с отдаленным родственником вообще никого больше нет – тогда он забирает все наследство. Если он доходит через представителя фарда, то забирает все — фардом и раддом. Если же доходит через представителя ‘асабы, то забирает все по ‘асабе. 2) когда отдаленных родственников сразу несколько. Здесь может быть два ответвления: а) все они доходят через одного представителя б) они доходят через разных представителей. При этом в ответвлении (а) может быть две ситуации (все они равны в силе; они не равны в силе). Если их группа, и доходят они через одного представителя, и все они равны в силе – то представляем дело так, как будто бы скончался их представитель, и каждый из этих отдаленных родственников получит наследство в том объеме, насколько он близок к этому представителю.

185. Как делить наследство между зауль-архам, если их несколько, они доходят через одного представителя, но они разной силы (с. 243-244) – разной силы – т.е. относительно этого единственного представителя. Пример: три разных дяди со стороны матери (халь) – один брат матери родной, другой брат ей по отцу, третий ее брат по матери. Все они доходят через мать, но различны в силе относительно нее. В этом случае, каждый из этих отдаленных родственников рассматривается относительно покойного так, как он рассматривается относительно этого своего представителя. Т.е. в нашем примере – родной брат матери рассматривается как родной брат покойного. Брат матери по отцу рассматривается, как-будто бы он брат покойного по отцу и т.д.

186. Как делить наследство между зауль-архам, если их несколько и доходят они через нескольких представителей (с. 244-247) — в этом случае дело представляется так, как-будто бы покойный скончался и оставил после себя не отдаленных родственников, а их представителей. Затем вопрос решается между представителями – все ли они наследуют, или кто-то перекрывает другого. Затем, каждый из представителей забрав свою долю, раздает ее на тех отдаленных родственников, которые доходят до покойного именно через него.

187. Второй большой вид наследования отдаленных родственников (когда с ними присутствует один из супругов) (с. 248) – в этом случае супруг забирает свою долю без всякого притеснения (хажб) и без ‘ауля, затем уже в дело вступают отдаленные родственники.

188. Как делить наследство между зауль-архам, если вместе с супругом несколько отдаленных родственников, и их сила различна (с. 249-252) – Здесь нужно произвести несколько шагов. 1) супруг забирает свою долю без всякого притеснения (хажб) и без ‘ауля. 2) Остаток после супруга не расписывается, но пишется в общем виде на всех отдаленных родственников. Затем вопрос отдаленных родственников решается в соседней таблице, в которой они уже все расписываются. Затем после решения смотрим одним из четырех методов между основным числом вопроса отдаленных родственников и той их долей, которую мы написали вначале лишь, в общем, без расписывания. Результат этого анализа мы решаем так, как решали третий большой вид мунасахатов.

189. О том, что более близкий из отдаленных родственников перекрывает более дальнего (с. 253-254) – это построено на том, что отдаленные родственники доходят до покойного по трем направлениям (джиха): 1) направление детей (бунууа) (как дети дочерей и дети дочерей сына) 2) направление отца (убууа) 3) направление матери (умума).

190. Если отдаленный родственник доходит до покойного по двум или даже трем линиям, то и наследства он получает больше остальных (с. 254-257) – как если один и тот же отдаленный родственник является покойному дочерью сестры по отцу, и она же дочерью брата по матери и она же дочь сына дяди. А также другие ситуации. В этом случае, если имеется два отдаленных родственника так, что один доходит до покойного только по одной линии, а второй доходит по двум линиям, то они делят наследство на три части, затем первый получает одну часть, а второй две.

191. Бывает ли аль-‘ауль в вопросах, в которых присутствуют отдаленные родственники (с. 258) – бывает относительно одного основного числа вопроса – а это шесть (6). И даже эта шестерка поднимается только до семи.

192. Разъяснение таблицы, отображающей то, через каких представителей доходят различные отдаленные родственники (с. 259-260).

193. Что подразумевается под вопросом — наследуют ли братья покойного в присутствии деда покойного (с. 261) – во-первых, под дедом имеется в виду дед-наследник (а это любой дед, которого от покойного не отделяет женщина). Во-вторых, под братьями имеются в виду братья родные или по отцу, и не имеются в виду братья по матери, т.к. последние перекрываются дедом по единогласному мнению ученых. В-третьих, в этом разделе изучается вопрос – как поступать, если в одном и том же вопросе вместе с братьями имеется дед – перекрывает ли их этот дед, или они наследуют с ним.

194. Разногласие ученых в вопросе о том, наследуют ли братья при присутствии деда (с. 261-265)  — Ибн Хазм упомянул в этом вопросе 5 мнений: 1) приостановка в этом вопросе и удержание от какой-либо фетвы 2) дело возвращается к судье – он решает на свое усмотрение сколько, кому дать 3) дед ничего не получает при присутствии братьев 4) дед и братья делят наследство между собой. Затем приверженцы этого мнения стали разногласить в том, как именно происходит это деление 5) дед перекрывает братьев полным перекрытием так, что они ничего не получают при его присутствии. Правильным является последнее мнение.

195. Глава о том, как делят наследство между дедом и братьями те, которые считают, что дед не перекрывает братьев (с. 266-270) – решение этого на практике подробно описано в листочках решения домашнего задания от страницы 286.

196. Как делят наследство, если с дедом и братьями есть иные представители фарда (первые три ситуации) (с. 270-272) – решение этого на практике подробно описано в листочках решения домашнего задания от страницы 286.

197. Как делят наследство, если с дедом и братьями есть иные представители фарда (четвертая ситуация) (с. 272-275) – решение этого на практике подробно описано в листочках решения домашнего задания от страницы 286.

198. Как делят наследство между дедом и братьями, если братья в вопросе разные (и родные и по отцу) (с. 276-281) – решение этого на практике описано в листочках решения домашнего задания от страницы 286.

199. Вопрос — аль-Акдария (покойная оставила мужа, маму, деда и родную сестру (или сестру по отцу)) (с. 282-286) – правильное решение в этом вопросе состоит в том, что муж получает 1/2, мать 1/3, дед 1/6, а сестра перекрывается. По неправильному же мнению получается, что муж берет 9/27, мать 6/27, дед 8/27, сестра 4/27.

200. Глава о том, как наследство делится на практике (три вида наследства) (с. 287) – наследство на практике бывает трех видов: а) то, что можно поделить по объему, весу, метрам, штукам и т.п. б) то, что можно поделить, оценив его стоимость (дома, равная земля, товары…) в) то, что делится на временное пользование (как старое, ценное кольцо, или меч или еще что-либо, что передается от прадедов). Такие вещи не делятся и не оцениваются, но даются каждому наследнику в зависимости от его доли наследства на временное пользование (напр. одному на год, затем второму и т.д.).

201. Как на практике делится 1-ый вид наследства (то, что можно посчитать (штуками или метражом), или измерить весом или объемом) (с. 288-291) – каждому дается его доля веса или объема или штук и т.д. Что касается того, как производятся расчеты и решения, то это подробно разъяснено в листочке для решения домашнего задания от стр. 302.

202. Как на практике делится 2-ой вид наследства (недвижимость, животные и то, что невозможно ровно разделить) (первая ситуация) (с. 292-294) — расчеты и решения подробно разъяснены в листочке для решения домашнего задания от стр. 302.

203. Вторая ситуация деления 2-ого вида наследства (когда кырат вопроса — число, распадающееся на части) (с. 294-297) — расчеты и решения подробно разъяснены в листочке для решения домашнего задания от стр. 302.

204. Как поступать, если кырат вопроса является дробью (с. 298) — расчеты и решения подробно разъяснены в листочке для решения домашнего задания от стр. 302.

205. Как поступать, если кырат вопроса является дробью, содержащей целое число (с. 299-300) — расчеты и решения подробно разъяснены в листочке для решения домашнего задания от стр. 302.

206. Как делится наследство на практике современной действительности (с. 300-302) – делится не по кыратам, а по принятым в каждой стране и в каждом народе мерам измерения (сотки, гектары…).

207. Глава о наследстве прикидывания (такдир) и убежденности (ихтият) (беременная, пропавший без вести и гермафродит) (с. 303) – это когда положение одного из наследников не ясно до конца. Напр. плод в животе матери – родится ли он живым, или мертвым, мальчиком, или девочкой, родится ли один или же несколько и т.п. Также, напр. пропавший без вести – жив ли он, или мертв. Также, напр. человек с неясным полом (гермафродит) – мальчик ли он или девочка, есть ли надежда на выяснение его пола в будущем или нет и т.п.

208. Как поступать с наследством, если после покойного осталась беременная женщина, плод которой наследует от покойного (с. 303-305) – во-первых, если все остальные наследники согласны подождать рождения ребенка, и затем уже на полной ясности делить наследство, то это лучше и легче. Если же ждать они не хотят, то мы не можем заставить их ждать. Здесь может быть несколько ситуаций: 1. Если после покойного не осталось из наследников никого, кроме плода в чреве женщины. В этом случае приостанавливается все наследство целиком, чтобы закрепить его за плодом после его родов. 2. Если вместе с плодом есть еще и другие наследники. В этом случае может быть одно из трех ответвлений: а) если этот наследник получает одинаковую долю в любом случае, кто бы не родился, тогда ему отдается эта его доля, а остальное откладывается ожидаемому плоду б) если наследник наследует в любом случае, но в зависимости от возможных вариаций, он может унаследовать много, а может мало. В этом случае, если его доля конкретно определена (фард), то он берет минимальную долю, а если она не определена (‘асаба), то ему не дается ничего в) если наследник может наследовать в некоторых ситуациях, и не наследовать в некоторых. В этом случае, ему не дается ничего.

209. Плод наследует только при соблюдении двух условий (с. 306) – 1) если известно точно или наверняка, чтоб плод имелся в животе женщины на момент смерти наследодателя. Это можно узнать, если женщина родила через 6 месяцев после смерти наследодателя, или меньше этого. Если же она родила позже 6 месяцев и не более чем через 4 года, то нужно посмотреть: если есть кто-то, кто может совершать с ней половой акт после смерти наследодателя (как муж, или хозяин, если речь идет о рабыне), то считается, что этот ребенок не наследник покойного наследодателя. Если же никого из таких нет, то ребенок считается наследником. 2) чтобы он родился полностью живым, что можно узнать тем, что он подал признак жизни. Если же он родился мертвым, или во время родов был живым, но в итоге при полном рождении был уже мертв, то он не наследует.

210. Какой срок беременности является минимальным, а какой максимальным (с. 307-308) – минимальный 6 месяцев единогласно, максимальный не установлен категорично. Однако, на практике установлено, что максимальная беременность 4 года. Это зафиксировано относительно жены известного передатчика хадисов Мухаммада ибн ‘Ажляна аль-мадани аль-кураши.

211. Как определяется то, живым ли был ребенок на момент рождения (с. 308-309) – подачей признака жизни, как вскрикивание или плач, или смех, чихание, зевание, движение, открытие глаз, взятие груди, дыхание и т.п.

212. Считается ли ребенок наследником, если при родах вышла большая его часть, и он был жив, но при полном выходе оказался мертвым (с. 309-310) – не считается.

213. Как рассчитывается деление наследства, если после покойного остался плод во чреве женщины (с. 311-312) – рассчитываются все возможные ситуации, каковых 6 (мертвый; живой мальчик; девочка; мальчик и девочка; мальчик и мальчик; девочка и девочка). Подробное математическое решение с разъяснением таблиц приходит в листочке решения домашнего задания от стр. 312.

214. Кто имеется в виду под человеком с неясным полом (гермафродит) в вопросах наследства (с. 313-314) – это ребенок, у которого два половых органа (мужской и женский), либо же место, из которого он производит мочеиспускание, но о нем не скажешь, что это мужской или женский половой орган.

215. Как определяется пол гермафродита (с. 314-315) – по мочеиспусканию. Если ребенок мочится из мужского полового органа, то он мальчик, если из женского, то девочка. Если мочится из обоих, тогда смотрится, из какого мочеиспускание начинается раньше. Если и в этом они одинаковы, то смотрится, из какого органа мочится больше. Если и в этом равны, тогда нужно ожидать признаков совершеннолетия, и уже по ним определять мальчик он, или девочка (поллюция, борода, усы, округлость груди, беременность, менструация и т.п.). Если и после этого определение не представляется возможным, то он считается «мушкиль», т.е. тем, пол которого так и не был определен, и надежды на его определение не осталось.

216. Кто был первым, кто вынес постановление в вопросе наследства человека с неясным полом (с. 315-316) – ‘Аамир аль-‘Уруани. Он был судьей, как в джахилии, так и в Исламе и считался «судьей арабов».

217. У гермафродита и тех наследников, которые с ним, может быть три ситуации (с. 316-317) – такие же, как ситуации а) б) в) в вопросе 208.

218. Как делится наследство при наличии гермафродита, на выяснение пола которого есть надежда (с. 317-318) – считаем относительно него два вопроса (если бы он был мальчиком, и если бы это была девочка). Затем даем остальным наследникам наихудший для них вариант, а остальное приостанавливается до выяснения пола гермафродита. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 325.

219. Как делится наследство при наличии гермафродита, на выяснение пола которого нет надежды (с. 319-322) – опять считаем относительно наследников две задачки – одна, если он мальчик, а одна, если девочка. Затем отдаем всем им среднее, и уже ничего не откладываем. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 325.

220. Как делится наследство при наличии сразу нескольких гермафродитов  (с. 322-325) – смотрим на количество гермафродитов и в зависимости от этого количества выводим количество необходимых к решению задачек. Если их двое, то будет 4 ситуации: оба мальчики, обе девочки, один мальчик, другая девочка, и наоборот, первая девочка, второй мальчик. Если их 3, то будет 8 ситуаций: ммм, ддд, мдд, ддм, дмм, ммд, дмд, мдм. Потом решаем так же, как в прошлых вопросах. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 325.

221. Кто такой пропавший без вести в науке наследства (с. 326) – это тот, пропажа которого затянулась так, что от него нет новостей и его положение неизвестно: жив он или мертв. При этом, нет разницы, какова была причина его пропажи.

222. Устанавливается ли какой-либо срок на ожидание пропавшего без вести, или это возвращается к иджтихаду судьи (с. 326-329) – устанавливается единогласно, но то, каков этот срок, возвращается к иджтихаду судьи.

223. Равняется ли пленный пропавшему без вести в постановлениях (с. 330-331) – если от него нет новостей, то да.

224. Каковы положения пропавшего без вести при разделении наследства (с. 331-333) – две большие ситуации: 1) если он сам рассматривается как наследодатель. В этом случае, его имущество не делится, пока не придет убежденная новость о том, что он скончался, либо же судья вынесет постановление о его смерти. После этого его имущество делится среди тех наследников, которые были живы на момент прихода известия или на момент решения судьи. 2) если он рассматривается как наследник. В этом случае, если он единственный наследник, то мы смотрим  — от какого числа вынесено постановление о его смерти: если от такой даты, что он скончался раньше своего родственника, то наследство от этого покойного родственника переходит к без вести пропавшему, а затем уже распределяется среди наследников последнего. Если же он не один, и вместе с ним есть и другие наследники, то может быть три ситуации, как ситуации а) б) в) в вопросе 208.

225. Как рассчитывается деление наследства, если после покойного остался наследник, пропавший без вести (с. 333-334) – если пропавший без вести один, то считаем о нем две задачки – если бы он был жив, и если бы он был мертв. Если же их несколько, то количество задачек зависит от количества пропавших. Если пропавших 2, то будет 4 задачки: оба живы, оба мертвы, первый жив, второй мертв, и, наоборот, первый мертв, второй жив. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 334.

226. Различные положения тех, кто погиб массовой гибелью (с. 335-336) – может быть 5 ситуаций: 1) если известно, кто из погибших погиб первее, а кто после 2) если известно, что оба скончались одновременно 3) если неизвестно, кто скончался раньше, а кто позже 4) если было известно, кто из двоих скончался быстрее, но потом это забылось в суете 5) если известно, что один из двоих скончался раньше второго, но кто конкретно неизвестно.

227. Получают ли погибшие массовой гибелью наследство друг от друга, если неизвестно, кто из них скончался первым (с. 336-338) – в этом вопросе 2 мнения: 1) не наследуют 2) наследует каждый друг от друга старое имущество, и не наследует новое (т.е. то, что перешло к нему в качестве наследства от второго погибшего). Правильным является мнение первое.

228. Как считается наследство при массовой гибели теми, кто дает наследство погибшим (пример с 2 погибшими) (с. 338-341) – они ставят 4 условия: 1) чтобы не был известен порядок их смертей 2) чтобы у каждого из них было наследство 3) чтобы они наследовали друг от друга 4) чтобы у них, или хотя бы у некоторых из них были живые наследники. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 344.

229. Как считается наследство при массовой гибели теми, кто дает наследство погибшим (пример с 3 погибшими) (с. 341-343) — математическое решение с таблицами подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 344.

230. Польза — чем отличаются вопросы наследства при массовой гибели от мунасахатов (с. 344) – с двух сторон: в мунасахатах известен порядок смертей, а в вопросах массовой гибели неизвестен. В мунасахатах делится все наследство, а в этих вопросах делится только старое наследство, без того, которое перешло от второго умершего.

231. Считается ли вопрос из вопросов массовой гибели, если оба скончались в одно время, но один на востоке, а другой на западе (с. 344) – нет, т.к. тот, кто скончался на западе, считается скончавшимся позже того, кто на востоке.

232. Кто такой раб мукатаб (подписавший договор о выкупе с хозяином) и муба’ад (частично свободный, частично раб) (с. 345) – это раб, который подписал со своим хозяином договор о самовыкупе, путем того, что заплатит необходимую сумму в несколько заходов. Таким образом, его руки освобождаются, и он получает право на заработки, но сам он остается рабом, пока не отдаст последний дирхем по договору. Довод на разрешенность такого договора – Коран, Сунна и единогласное мнение.

233. Разногласие ученых в том, наследует ли частично свободный раб, и наследуют ли от него (с. 345-347) – в этом вопросе 4 мнения: 1) в вопросах постановлений он полностью подобен рабу 2) он полностью подобен свободному 3) он наследует, от него наследуют, и способен перекрывать в наследстве настолько, насколько свободен 4) он ничего не наследует, но то, что он заработал своей свободной частью остается его наследникам. Правильным является мнение третье. Примечание: частично свободный, – не означает мукатаб, но это два разных вида рабов. Что касается мукатаба, то он ничего не наследует, и от него ничего не наследуют, пока он не выполнит свой договор полностью.

234. Как считается наследство, если один из наследников — частично свободный раб (муба’ад) (с. 348-350) – относительно него считается два вопроса. Как если он полностью свободен или полностью раб – это если он наполовину раб, наполовину свободен. Если же он на треть раб, а на 2/3 свободен, то относительно него считается три вопроса – 2 вопроса, как если он полностью свободен, и третий вопрос, как если он полностью раб. Что касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 354.

235. Как считается наследство, если сразу несколько наследников — частично свободные рабы (муба’ад) (с. 350-353) – берем самого свободного из них и помещаем его в самой верхней части таблицы. Пишем ему столько вопросов, насколько он свободен (как в прошлом вопросе). Затем под ним второго раба (под каждый вопрос первого раба нужно подписать все вопросы второго раба) и т.д. Что же касается математического решения с таблицами, то оно подробно представлено в листочках решения домашнего задания от стр. 354.

236. Некоторые полезные моменты о мукатабе и муба’аде (с. 353-354) – 1) если мукатаб заявляет, что не может выполнить договор, то смотрим: если в его руках есть достаточная сумма денег для выкупа, то забираем их у него и отдаем хозяину, после чего мукатаб считается свободным. Если же денег у него нет, то он остается в рабстве. Что касается тех, кто считает, что во время зарабатывания денег он свободен (это мнение неправильно), то здесь они говорят, что он должен вернуть все то, что получил в качестве наследства, будучи мукатабом (что же касается правильного мнения, то он изначально ничего бы из наследства не получил). Также, если он не сможет выполнить договор, то можно помочь ему из казны, или закята и т.п. 2) если скончается муба’ад не оставив после себя наследства, то его смерть приносит пользу его детям. Смысл этого в том, что если умрет сын муба’ада, так, что он оставит после себя освободителя отца (который освободил его частично) и освободителя мамы, то наследство этого сына достанется освободителю отца в той доле, в которой он освободил отца, а оставшееся перейдет освободителю матери.

И ВСЯ ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ.