Хадис № 11

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-sorok-hadisov/

Одиннадцатый хадис

11 ― Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан ибн ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен Аллах им и его отцом, который был внуком посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и усладой его очей, сказал: «Я запомнил от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (следующее): ″Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и (обратись) к тому, что не вызывает у тебя сомнений″». — [ат-Тирмизи, 2518;  ан-Насаи, 5711].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Это – великий хадис. Его смысл похож на смысл хадиса, передаваемого со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен им Аллах, где говорится: «Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного». — [аль-Бухари, 52, 2051;  Муслим, 1599].

«Оставь то, что вызывает у тебя сомнения…» ― то есть: то, в чём ты сомневаешься, то, относительно чего ты неспокоен, то, чего ты боишься. Оставь то, относительно чего ты не знаешь, будет ли это за тебя в Судный День или против тебя.

Если есть какая-то вещь, относительно которой ты неспокоен, относительно которой ты сомневаешься и боишься, что она является запретной, то оставь эту вещь и обратись к вещи, в которой ты не сомневаешься. Ведь, тебе приказано оберегать свою религию от сомнительного.

Этот хадис указывает на великое правило, гласящее: «Человек должен искать то, в чём он убежден». Человек должен оставить то, в чём он сомневается, и браться за то, в дозволенности чего он убежден.

Если человек не знает относительно определенного деяния, запрещено оно или разрешено, то пусть оберегает свою религию, оставит это деяние и займется тем, в дозволенности чего он убежден. Если, например, человек сомневается в дозволенности определенного имущества, то пусть оставит его и возьмёт то имущество, в котором он не сомневается.

То же самое касается и религиозных обрядов поклонения (молитвы, закята, поста, хаджа, джихада, и тому подобного). Обряды поклонения должны совершаться на основе убежденности. Если к тебе пришло сомнение, то не оставляй то, в чём ты убежден, из-за этого сомнения.

Например, человек совершает молитву и вдруг начал сомневаться: испортилось омовение или нет. В такой ситуации он должен вернуться к тому, в чём не сомневается. Он убежден в том, что начал совершать молитву, находясь в состоянии омовения, так пусть не обращает внимания на свои сомнения.

Следовательно, данный хадис – это великая основа из основ шари‘ата. Мусульманин должен оставлять всё, что вызывает у него сомнения, и заниматься только тем, в дозволенности чего он убежден. Это касается как вопросов религии, так и вопросов чести. Об этом говорится во многих хадисах. Например, ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Оставь одну вещь, которая вызывает у тебя сомнения, и обратись к четырем тысячам вещей, в которых ты не сомневаешься». — [См. «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 110]. Он имеет в виду, что вещей, вызывающих сомнение, очень мало, а слов, действий и убеждений, которые сомнений не вызывают, много. И хвала Аллаху за это!

Оставь любую информацию, любое слово и деяние, любые связи и предположения, которые вызывают у тебя сомнения. Оставь всё, относительно чего ты неспокоен, и займись тем, что сомнений у тебя не вызывает. Вещей, которые не вызывают сомнений, много, и хвала Аллаху за это!

В некоторых версиях данного хадиса добавлены следующие слова: «Ведь, правдивость – это спокойствие, а ложь – это сомнения». — [ат-Тирмизи, 2518;  Ахмад, 1/200;  Абу Дауд ат-Тайалиси в своём муснаде, стр. 163;  Абу Йа‘ля, 12/132;  аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/110;  аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 5/335].

Это указывает на то, что душа верующего воспринимает любое благо со спокойствием. Раб Аллаха обязан взвешивать свои слова и деяния посредством этого мерила. Удивительно положение человека, произносящего то, относительно чего он неспокоен, но все равно не оставляющего это. Это – противоречие данному великому правилу. Иногда человек совершает деяния, относительно которых он неспокоен, но он все равно совершает их. Иногда человек ходит с людьми, относительно которых он неспокоен, но он все равно продолжает ходить с ними.

 Нет сомнений в том, что данный поступок является противоречием этому великому завещанию: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и (обратись) к тому, что не вызывает у тебя сомнений». Это – пророческое наставление, содержащее великую пользу. Сподвижники, да будет доволен им Аллах, всегда опирались на это великое правило.

Этот хадис указывает на необходимость набожности и оставления всего сомнительного. Этот хадис указывает на необходимость страха перед всем запретным. В этом нет ничего трудного!

Хасан ибн Аби Синан [1], который был ученым из числа праведных предшественников, сказал: «Нет ничего легче для меня, чем набожность (уара‘). Если что-то вызывает у меня сомнения, то я сразу это оставляю».[Ахмад в «аль-Уара‘», стр. 69;  ибн Аби-д-Дунья в «аль-Уара‘», стр. 57; аль-Бейхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/315;  Абу Ну‘айм в «Хильяту-ль-Аулия», 3/23].

Нет сомнения, в том, что это касается только верующей души, которая предалась своему Господу. Душа верующего оставляет всё, что вызывает у неё сомнения, и пребывает в спокойствии и умиротворении.

ПРИМЕЧАНИЕ:

[1]  Хасан ибн Аби Синан аль-Басри — известный последователь сподвижников.