Ихсан

Ихсан

(Потом) он сказал: «Поведай мне об ихсане». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть ихсана в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».

Ученые сказали: «У ихсана только один столп». — [См. «Салясат аль-Усуль уа адиллятуха», 2-ая основа].

Слово ″ихсан″ иногда приходит в Коране вместе со словом ″такуа″ (богобоязненность), а иногда – в сочетании с праведными деяниями, а иногда – в сочетании с другими вещами. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَواْ وَّالَّذِينَ هُم مُّحْسِنُونَ ﴾

«Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто придерживается ″ихсана″».[Сура ан-Нахль, аят 128].

А также:

﴿ لَيْسَ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ جُنَاحٌ فِيمَا طَعِمُواْ إِذَا مَا اتَّقَواْ وَّآمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ ثُمَّ اتَّقَواْ وَّآمَنُواْ ثُمَّ اتَّقَواْ وَّأَحْسَنُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾

«На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и придерживались ″ихсана″. Аллах любит тех, кто придерживается ″ихсана″».[Сура аль-Маида, аят 93].

Иногда слово ″ихсан″ приходит само по себе, например, в словах Всевышнего:

﴿ لِّلَّذِينَ أَحْسَنُواْ الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ ﴾

«Тем, которые придерживались ″ихсана″, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)».[Сура Йунус, аят 26].

«Тем, которые придерживались ″ихсана″…» — то есть: придерживались ″ихсана″ в деяниях.

″Ихсан″ в деяниях – это совершение деяний наилучшим образом.

«Ихсан»  бывает двух видов:

а) Чувство контроля (муракаба);

б) Видение сердцем (мушахада).

Видение Аллаха сердцем (мушахада) выше по уровню, чем чувство контроля (муракаба). Видение сердцем (мушахада) – это самая высшая степень, которую может достичь верующий раб.

Чувство контроля (муракаба)об этом говорится в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…а если ты Его не видишь, тo поклоняйся, помня о том, что Он, поистине, видит тебя».

Это – степень большинства верующих людей. Если они достигают этой степени, то начинают поклоняться Аллаху, чувствуя, что Он наблюдает за ними. Приступая к молитве, такой человек чувствует контроль Аллаха, знает, что Аллах наблюдает за ним, знает, что он совершает молитву, стоя пред Аллахом. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا تَكُونُ فِي شَأْنٍ وَمَا تَتْلُو مِنْهُ مِن قُرْآنٍ وَلاَ تَعْمَلُونَ مِنْ عَمَلٍ إِلاَّ كُنَّا عَلَيْكُمْ شُهُودًا إِذْ تُفِيضُونَ فِيهِ ﴾

«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала».[Сура Йунус, аят 61].

Это – такая степень ″ихсана″, когда раб Аллаха чувствует, что Аллах Всевышний наблюдает за ним.

Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если встанешь на молитву, то совершай молитву прощающегося (с мирской жизнью)». — [Ибн Маджах, 4171;  Ахмад,  5/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‛», 742].

Знай, что Аллах Всевышний наблюдает за тобой. Какое бы дело ты не совершал, Он знает об этом и видит тебя. Чем величественнее это ощущение контроля, тем лучше деяние, совершаемое человеком.

Видение сердцем (мушахада)эта степень выше, чем степень ощущения контроля (муракаба). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Суть ихсана в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его».

Имеется в виду видение атрибутов Аллаха сердцем, а не видение самого Аллаха. Суфии и некоторые другие заблудшие использовали этот хадис, чтобы доказать людям будто бы они могут видеть Аллаха. Это утверждение – из самой великой лжи и клеветы.

«Мушахада» — это наблюдение за следами атрибутов Аллаха Всевышнего, проявляемыми в Его творениях.

Чем выше знание раба об атрибутах Аллаха и Его именах, тем больше он начинает возвращать все происходящее в бытие к именам Аллаха [1] и Его атрибутам. Что бы он ни видел на небесах и на земле, он возвращает это к проявлениям имён и атрибутов Аллаха Всевышнего. Поэтому, этой степени достигает только тот, кто обладает большим знанием об именах Аллаха Всевышнего и Его атрибутах.

Некоторые люди достигают такого уровня, что стесняются обнажить «‛аурат» [2] даже тогда, когда вокруг никого нет, зная, что Аллах все равно видит их. Как пришло в хадисе: «Аллах больше заслуживает того, чтобы Его стеснялись». — [Абу Дауд, 4017;  ат-Тирмизи, 2769;  Ахмад, 5/3, и другие]Это случается с ними по той причине, что они достигли этого великого уровня ″мушахада″.

Приверженцы сунны, говорящие об аскетизме и исправлении деяний сердца, делят ″ихсан″ именно на две степени [3]:

а) Чувство контроля (муракаба);

б) Видение сердцем (мушахада).

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Например, раб Аллаха видит, как Аллах оказал кому-то милость и говорит: «Это потому, что Аллах – Милостивый». Если он видит, что Аллах наказал кого-то, он говорит: «Это потому, что Аллах скор в наказании», и так далее.

[2]  ’Аурат — общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин это всё, что находится ниже пупка и выше колен. Это касается и женщин, если среди них нет мужчин. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины, кроме кистей рук и лица, представляет собой ‘аурат, иначе говоря, посторонним мужчинам смотреть на него нельзя.

[3]  См. «Мадаридж ас-Саликин», 2/217;  «Джами‛ аль-‛Улюм уа-ль-Хикам», стр. 37.