Лишение наследства [хаджб]

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-faid-faraid-1-teoriya/

Лишение наследства [хаджб]

Лишение наследства [хаджб] – это самая важная и великая глава в вопросах наследства.

Сказал аш-Шаншури: «Это – великая глава в вопросах наследства. Некоторые сказали: ″Тому, кто не знает вопросов ″хаджба″, запрещено давать фетвы [1] в вопросах наследства″».

″Хаджб″ — это ситуация, когда человека, обладающего определенными правами на наследство [1], лишают этого наследства либо полностью [2], либо частично [3].

[1] ― права на наследство возникают по трём причинам: брачные узы, освобождение раба и родственные связи.

[2] ― это именуют термином ″хаджб уль-хирман″ [полное лишение].

[3] ― это именуют термином ″хаджб ун-нуксан″ [частичное лишение].

Виды ″хаджба″.

″Хаджб″ бывает двух видов:

1 ― Лишение наследства из-за определенных причин ― таких причин три: рабство, убийство и различие религий.

Этот вид лишения [хаджба] может коснуться любого наследника. Если какой-то наследник лишён наследства, то его как будто бы нет. Он становится подобным постороннему человеку, которого вообще никак не учитывают при делении наследства.

Например, свободный человек умер, оставив после себя сына, который является рабом, и брата, который является свободным человеком. Всё имущество достаётся брату, а сын здесь не оказывает никакого влияния на деление наследства, так как он является рабом, а рабство – это препятствующий фактор при получении наследства.

2 ― Лишение наследства определенных людей ― это ситуация, когда одни наследники лишают наследства других. В данном случае различают два вида лишения наследства:

  • Частичное лишение (хаджб ун-нуксан);
  • Полное лишение (хаджб уль-хирман).

Частичное лишение наследства [хаджб ун-нуксан] [2]

Это ситуация, когда человек лишается определенной части своего наследства, получая лишь малую часть. Частичное лишение наследства может коснуться всех наследников покойного. Оно возникает по двум причинам:

  1. Переход с одной доли на другую, которая меньше первой – бывает трёх видов:

а) переход с одной конкретной доли на другую конкретную долю, которая меньше первой ― это может коснуться пяти наследников: муж, жена, мать, внучка со стороны сына и сестра по отцу.

Например, муж иногда получает половину имущества, а иногда – четверть. Жена иногда получает четверть имущества, а иногда – восьмую часть. Мать иногда может получить треть имущества, иногда – шестую часть, а иногда – треть оставшегося имущества. Внучка со стороны сына и сестра по отцу иногда получают половину имущества, а иногда – шестую часть.

б) переход с одной конкретной доли на другую долю, которая конкретно не определена ― это может коснуться четырех наследниц: дочь, внучка со стороны сына, кровная сестра и сестра по отцу.

Каждая из них, оставшись одна, получает половину имущества. Но если какой-то мужчина уводит её на «та‘сыб», то женщина получает в два раза меньше мужчины.

в) переход с неопределенной доли [та‘сыб] на конкретную долю ― это может коснуться отца и деда.

Каждый из них, оставшись один, забирает всё имущество покойного. Но если вместе с ними у покойного остались либо сын, либо внук со стороны сына, то отец и дед получают только шестую часть.

  1. Частичное лишение из-за тесноты – бывает трёх видов:

а) на одну конкретную долю претендуют сразу несколько человек ― это может коснуться многих наследников:

  • У покойного сразу несколько жен, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся жене. [3]
  • У покойного сразу несколько бабушек, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся бабушке.
  • У покойного сразу несколько внучек со стороны сына, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся внучке.
  • У покойного сразу несколько сестёр по отцу, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся сестре по отцу.
  • У покойного сразу несколько дочерей, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся дочери.

б) наследники теснят друг друга, так как их доли превысили размер наследства ― это касается наследников, которые наследуют по долям, установленным в Коране [асхаб уль-фуруд]. В таком случае каждый из наследников лишается какой-то части из своей доли.

Например, женщина скончалась, оставив после себя супруга, кровную сестру и сестру по отцу. В данном случае, супругу покойной полагается половина имущества. Что касается кровной сестры, то ей также полагается половина. [4] Что же касается сестры по отцу, то в данной ситуации ей полагается шестая часть наследства. Что же получается:

faraid34

Так как их доли превышают размер наследства, каждый лишается определенной части своей доли.

в) наследники теснят друг друга в правах на «та‘сыб» ― эта ситуация может возникнуть во всех трёх видах «та‘сыба». [5]

‘Асаба би-н-нафс ― например, человек скончался, оставив после себя десятерых сыновей. Получается, что сыновья мешают друг другу забрать всё имущество покойного, поэтому они вынуждены делить его между собой по равным долям.

‘Асаба би-ль-гъайр ― например, человек скончался, оставив после себя пятерых сыновей и пятерых дочерей. В данном случае наследство делится так, что сыновья забирают в два раза больше дочерей.

‘Асаба ма‘а-ль-гъайр ― например, человек скончался, оставив после себя дочь и пятерых кровных сестёр. Дочери полагается половина, а все оставшееся имущество сестры вынуждены делить между собой.

Полное лишение наследства [хаджб уль-хирман]

Это ситуация, когда один из наследников полностью лишает другого наследника его доли.

Следует заметить, что по единогласному мнению обладателей знания шесть наследников никогда не могут быть полностью лишены наследства другими людьми:

  • Отец и мать;
  • Сын и дочь;
  • Муж и жена.

Что же касается всех остальных наследников, то каждый из них может быть лишен наследства в определенных ситуациях.

Полное лишение наследства [хаджб уль-хирман] строится на двух правилах.

1 ― Любой наследник, который доходит до покойного в родословной через другого наследника, лишается наследства, если тот другой наследник жив и сам получает наследство.

Например, внук покойного со стороны сына лишается наследства, если сын покойного жив и получает наследство. Например, сын кровного брата [племянник] лишается наследства, если кровный брат покойного жив и получает наследство. Например, сын брата по отцу [племянник] лишается наследства, если брат покойного по отцу жив и получает наследство. Например, сын дяди [двоюродный брат] лишается наследства, если дядя покойного жив и получает наследство.

Также, например, бабушка покойного со стороны матери лишается наследства, если мать покойного жива и получает наследство.

Также, например, внучка покойного со стороны сына лишается наследства, если сын покойного жив и получает наследство.

Два исключения:

  • Брат и сестра по матери получают наследство даже при присутствии матери. Относительно этого единогласны все обладатели знания.
  • Бабушка со стороны отца получает шестую часть наследства даже при присутствии отца по более правильному мнению ученых.

2 ― Если присутствуют сразу несколько представителей «‘асабы», то предпочтение отдаётся тому, чья ветвь родословной ближе к покойному.

Например, внуку или правнуку покойного со стороны сына отдаётся предпочтение перед отцом покойного. Также, например, сын, внук и правнук покойного лишает наследства родных братьев покойного и его дядей, а также племянников покойного и его двоюродных братьев. Также, например, братья покойного лишают наследства дядей покойного.

Далее это правило гласит: «Если все представители «‘асабы» доходят до покойного по одной ветви, то предпочтение отдаётся тому, кто более близок к покойному в родословной».

Например, сын брата по отцу лишает наследства внука кровного брата, так как тот дальше по родословной.

faraid35

Далее это правило гласит: «Если все представители «‘асабы» доходят до покойного по одной ветви и оба одинаково близки к покойному, то сильному отдаётся предпочтение над слабым».

Например, кровному брату отдаётся предпочтение перед братом по отцу. [6]

В заключении можно подвести следующий итог: «Никто не может лишить наследства предков покойного, кроме самих предков.

Никто не может лишить наследства потомков покойного, кроме самих потомков.

Что же касается представителей боковых линий (хауаши), то их могут лишить наследства как потомки, так и предки, так и другие представители боковых линий (хауаши)». [7]

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Фетва – правовое заключение, сделанное авторитетным ученым для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата.

[2] Если читатель желает понять данный вопрос, то ему следует хорошо запомнить, какие доли полагаются каждому из наследников. Этот вопрос был очень подробно разобран выше.

[3] Иначе говоря, если жена была бы одна, то она получила бы, например, четверть. Но так как у покойного сразу несколько жен, они делят между собой эту четверть, в результате чего каждая из жен получает меньше того, что она могла получить, если бы осталась одна.

[4]  Кровные сестры покойного получают половину имущества при соблюдении четырёх условий:

Первое условие: у покойного не должно быть наследника мужского пола из числа предков.

Второе условие: у покойного не должно быть наследника из числа потомков.

Третье условие: сестра покойного получает половину, только если она одна единственная его сестра.

Четвертое условие: сестра покойного получает половину, только если у нее нет родного брата.

См. главу о наследстве кровных сестёр.

[6] Сильным считается тот, кто доходит до покойного по двум линиям родства, а слабым – тот, кто доходит до покойного по одной линии. Предпочтение отдаётся кровному брату, так как его связывают с покойным сразу две линии: отец и мать. Что же касается брата по отцу, то его с покойным связывает только отец.

[7]  Подробнее см. в приложении № 2 в конце книги.