Ситуация, именуемая «мушаррака»

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-faid-faraid-1-teoriya/

Ситуация, именуемая «мушаррака»

Это ситуация, когда после смерти женщины остались четыре наследника [1]:

  1. Супруг;
  2. Мать или бабушка;
  3. Братья (или сестры) по матери;
  4. Кровный брат или несколько кровных братьев.

Данная ситуация называется ситуацией «мушаррака» только при соблюдении трёх условий.

Сказал Абу-ль-Касим ас-Субейти: «Первое условие: братьев (или сестёр) по матери должно быть двое или больше. Если же брат по матери только один, то он получит шестую часть, а оставшаяся шестая часть достанется кровным братьям.

Второе условие: после покойной должны остаться либо кровные братья, либо кровные братья и сестры вместе. Если же после покойной останутся только кровные сестры без братьев, то им достанется либо половина имущества покойной, либо – две трети, и ситуация уже не будет именоваться «мушаррака».

Третье условие: остаться должны именно кровные братья. Если же после покойной останутся братья по отцу, то они не получают наследства». — [См. «Шарх ур-Рахабия», стр. 78].

В данной ситуации мужу покойной выделяют половину наследства, а мать или бабушка получают шестую часть. После этого остаётся треть имущества, которую забирают братья (или сестры) по матери. Получается, что кровным братьям ничего не остаётся. Именно здесь возникло разногласие.

1-ое мнение: кровные братья ничего не получают, так как наследство закончилось.

Сказал имам ибн Касир: «‘Али ибн Аби Талиб в такой ситуации отдавал треть наследства братьям (или сестрам) по матери, при этом кровным братьям ничего не доставалось, так как они — представители «‘асабы». Сказал Уаки‘ ибн уль-Джаррах: ″От ‘Али ибн Аби Талиба в этом вопросе не передаётся ничего другого″. Это – мнение Убей ибн Ка‘ба и Абу Мусы аль-Аш‘ари. Также это более известное мнение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Также это – мнение аш-Ша‘би, ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейлы, Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Мухаммада ибн уль-Хасана аш-Шейбани, аль-Хасана ибн Зияда, Зуфара ибн уль-Хузейля, имама Ахмада ибн Ханбаля, Яхъи ибн Адама, Ну‘айма ибн Хаммада, Абу Саура, Дауда ибн ‘Али аз-Захири. Также это мнение выбрал Абу-ль-Хусейн ибн уль-Ляббан аль-Фарады, да помилует его Аллах, в своей книге ″аль-Иджаз″». — [См. «Тафсир ибн Касир», толкование суры «ан-Ниса», аят 12].

Также это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибн Теймия, его ученик — ибн уль-Каййим и имам аш-Шаукани. — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 31/340; «И‘лям уль-Мууакы‘ин», 1/356; «Фатх ур-Раббани мин фатауа аш-Шаукани», 10/4893].

2-ое мнение: кровные братья и братья (или сестры) по матери делят между собой треть имущества.

Сказал имам ибн Касир: «Это мнение достоверно передаётся от ‘Умара ибн уль-Хаттаба, ‘Усмана ибн ‘Аффана и Зейда ибн Сабита. Также это – одно из двух мнений, передаваемых от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Также этого мнения придерживались Са‘ид ибн уль-Мусеййаб, Шурейх аль-Кады, Масрук, Тауус, Мухаммад ибн Сирин, Ибрахим ан-Наха‘и, ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, Суфьян ас-Саури, Шарик, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и Исхак ибн Рахауейх». — [См. «Тафсир ибн Касир», толкование суры «ан-Ниса», аят 12].

Более правильным является первое мнение из-за следующих доводов [2]:

Во-первых, Аллах Всевышний сказал:

«Если их [братьев и сестер по матери] больше, то они имеют равные права на одну треть [треть имущества делится между ними поровну, независимо мужчины они или женщины]». — [Сура ан-Ниса, аят 12].

Толкователи Корана единогласны в том, что в этом аяте речь идёт именно о братьях и сестрах по матери. Если же при делении наследства к ним примешать кровных братьев, то это будет противоречить данному аяту.

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)». — [аль-Бухари, 6732; Муслим, 1615].

В данном случае кровным братьям не полагается определенная доля, так как они представители «‘асабы».

В-третьих, представители «‘асабы» всегда отпадают, если после выделения долей, установленных в Коране, наследство закончилось.

В-четвёртых, ученые единогласны в следующем: если после покойного остался один брат по матери и сто кровных братьев, то один брат по матери получает шестую часть наследства, а сто кровных братьев забирают на всех  наследства. Получится, что каждому из кровных братьев достанется во много раз меньше, чем брату по матери. Если это дозволено, то почему два брата по матери не могут вовсе лишить кровных братьев наследства?!

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Суть этой ситуации в следующем: мужу достается половина имущества покойной, матери или бабушке – шестая часть, а братьям по матери – треть. Все эти доли установлены для них в Коране. В результате кровным братьям ничего не остается:

faraid36

А вопрос в следующем: почему в этой ситуации братья (или сестры) по матери получают свою долю, а кровным братьям ничего не достаётся, хотя по идее кровные братья ближе к покойному, чем братья (или сестры) по матери.

[2]  Доводы сторонников второго мнения и ответы на эти доводы были очень подробно разобраны в аудио-лекции № 128. Мы не стали помещать их в книгу, чтобы не усложнять начинающему читателю.