Получение наследства по причине освобождения раба

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-faid-faraid-1-teoriya/

Получение наследства по причине освобождения раба

В определенных ситуациях бывший хозяин получает наследство своего вольноотпущенника, так как когда-то он проявил к нему милость, освободив его из рабства. Следовательно, передача наследства здесь не по причине родственных уз.

Бывший хозяин получает право на наследство вольноотпущенника при любых видах освобождения.

Например, хозяин освободил своего раба сиюминутно, сказав ему: «Ты свободен!» Или освободил его при определенных условиях, сказав, например: «Если Аллах исцелит моего больного родственника, то ты свободен». Если это условие претворяется в жизнь, то раб становится свободным.

Или, например, хозяин говорит своему рабу: «Ты свободен после моей смерти». Или, например, рабыня рожает ребенка от своего хозяина и после его смерти становится свободной.

Или, например, раб был освобожден на основании договора о выкупе. [1] Аллах Всевышний сказал:

«Заключайте (договор об освобождении) с ними [с рабами], если знаете, что в них есть добро».[Сура ан-Нур, аят 33].

Или, например, хозяин сделал что-то дурное в отношении раба [бил его по лицу или мучил огнём], затем он освобождает раба [2] и получает право на его наследство.

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Искуплением греха человека, который ударит своего раба в наказание за то, чего тот не совершал, или даст ему пощёчину, должно послужить освобождение этого раба». — [Муслим, 1657].

Также указание на это содержится в хадисе Му‘ауии ас-Сулями, который приводится в достоверном сборнике имама Муслима (№ 537).

Или, например, хозяина попросили освободить своего раба за деньги, и тот согласился. Например, ему сказали: «Освободи своего раба, а я заплачу тебе за это столько-то и столько-то».

Или, например, человек захватил в рабство своего родственника [например, определенного своего потомка или предка], а затем освободил его.

Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб является близким родственником своего хозяина, то он свободен». — [Этот хадис передали Ахмад (5/15, 20), Абу Дауд (3949), ат-Тирмизи (1/255), ан-Насаи и Ибн Маджах (2524). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ируа», 6/169].

Разъясняя вопрос обязательности освобождения своего родственника, сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Это – мнение большинства обладателей знания. Это мнение передаётся от ‘Умара ибн уль-Хаттаба и ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен ими Аллах. Неизвестно, что кто-то из сподвижников им противоречил. Также это мнение аль-Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зейда, ‘Ата, аш-Ша‘би, аз-Зухри, Суфьяна ас-Саури, Ахмада ибн Ханбаля и Исхака ибн Рахауейха». — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/6].

Или, например, хозяин освобождает своего раба за какую-то услугу. Например, говорит: «Ты свободен, если прослужишь мне год».

Или, например, хозяин освободил своего раба в своём предсмертном завещании. Или, например, хозяин освободил своего раба после того, как дал обет Аллаху. Или, например, хозяин освободил своего раба в качестве искупления за непреднамеренное убийство, за половую близость в дневное время Рамадана, и так далее.

Следовательно, бывший хозяин получает право на наследство вольноотпущенника при любом виде освобождения. Он имеет право на его наследстве даже тогда, когда освобождает его со словами: «Ты свободен и мне не нужно твоё наследство». Даже в такой ситуации бывший хозяин получает право на наследство. В хадисе сказано: «Право покровительства принадлежит тому, кто освободил раба». — [аль-Бухари, 2561; Муслим, 1504].

Сообщается также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, покровительство [право на наследство] над вольноотпущенником – это кусок плоти подобно родственным связям, поэтому его невозможно продать или подарить». — [Ибн Хиббан, 4950; аль-Хаким, 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным (сахих). См. «аль-Ируа», 1668].

Сообщается также со слов ‘Абдуллаха ибн Шаддада, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил дочери Хамзы долю из наследства раба, которого она когда-то освободила. — [Передали Са‘ид ибн Мансур в «ас-Сунан», № 173; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6399; ибн Маджах, 2734. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 6/134-135].

Но бывший хозяин не наследует имущество своего вольноотпущенника, если у них разные религии. Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Однако если у бывшего хозяина есть родственники, которые исповедуют религию этого вольноотпущенника, то эти родственники имеют право на его наследство.

Если же один из них примет ислам, после чего они оба будут на одной религии, то бывший хозяин имеет право на наследство своего вольноотпущенника. Это – мнение большинства обладателей знания.

Имущество вольноотпущенника могут унаследовать две категории людей:

1 ― Бывший хозяин [или хозяйка] ― женщина, освободившая раба, также имеет право на его наследство, так как она оказала ему милость, отпустив его на волю.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела выкупить рабыню Бариру, для того чтобы освободить её, но хозяева Бариры поставили условие, что право на наследство [покровительство] будет принадлежать им, а не ‘Аише. Тогда ‘Аиша поведала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на что он сказал: «Купи её и освободи, но поставь им условие, что право покровительства останется за тобой, ибо право покровительства принадлежит только тому, кто освободил раба». — [аль-Бухари, 2561; Муслим, 1504].

Сказал ибн Батталь: «Этот хадис указывает на то, что право на наследство принадлежит любому освободителю: и мужчине, и женщине. Относительно этого существует единогласное мнение». — [См. «аль-Фатх», 12/49].

2 ― «‘Асаба би-н-нафс» [3] бывшего хозяина [или хозяйки] ― «‘асаба би-н-нафс» — это только мужчины. [4] Женщины же могут получить наследство только от тех вольноотпущенников, которых они лично освободили.

«‘Асаба би-н-нафс» освободителя – это [в порядке убывания [5]]:

  • Сын освободителя;
  • Внук со стороны сына и ниже по родословной;
  • Отец освободителя – согласно мнению большинства ученых отец освободителя может претендовать на наследство вольноотпущенника, только если у освободителя не осталось наследников из числа потомков. Это – мнение шафи‘итов, маликитов и ханафитов.
  • Дед со стороны отца и выше по родословной;
  • Кровный брат освободителя;
  • Брат освободителя по отцу;
  • Сыновья кровного брата;
  • Сыновья брата по отцу;
  • Дядя освободителя со стороны отца [кровный брат отца];
  • Другой дядя освободителя со стороны отца [брат отца по отцу];
  • Сыновья кровного брата отца [сыновья дяди, двоюродные братья];
  • Сыновья брата отца по отцу [сыновья дяди, двоюродные братья];

И так далее по порядку родства…

В каких случаях освободитель [бывший хозяин] имеет право на наследство своего вольноотпущенника?!

Бывший хозяин наследует имущество своего вольноотпущенника только в двух случаях:

1 ― Когда у вольноотпущенника полностью отсутствуют представители «‘асабы би-н-нафс», «‘асабы би-ль-гъайр» и «‘асабы ма‘а-ль-гъайр».

2 ― Если у вольноотпущенника есть представители «‘асабы», но они не могут получить от него наследство из-за препятствующих обстоятельств. [6]

Освободитель имеет больше прав на наследство вольноотпущенника, чем его дальние родственники. Это – мнение большинства сподвижников и их последователей. Также это мнение четырёх имамов. Некоторые даже сказали, что относительно этого существует единогласное мнение [иджма‘]. Большинству ученых в этом вопросе противоречил ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах. — [См. «аль-‘Азб», 2/138].

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Например, хозяин сказал ему: «Если ты выплатишь мне 1000 дирхемов, то ты свободен».

[2]  Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах: «Мусульмане единогласны в том, что необязательно освобождать раба после причинения ему увечий. Однако это желательно, чтобы нанесший увечья получил надежду на искупление своего греха».  См. «Шарх Сахих Муслим», 6/143.

[3]  ‘Асаба би-н-нафс – это все наследники мужского пола, иначе говоря, наследники мужского пола из предков покойного, из его потомков, и из его боковых линий (хауаши). Исключением являются лишь братья по матери, которые не наследуют путем «та‘сыба», а наследуют по конкретным долям, установленным в Коране.

Подробнее о том, кто наследует от покойного см. в приложении № 1 в конце книге. 

[4]  Они имеют право на наследство, если самого освободителя уже нет в живых.

[5]  То есть: если остались сразу двое представителей «‘асабы» или более, то наследство получает именно тот, кто выше в списке.

[6]  См. главу о препятствующих обстоятельствах в начале книги.