О большом проекте Булуг уль-Марам

bulugalmaramsmal

«ФАТХ уль-‘АЛЛЯМ шарх БУЛУГ иль-МАРАМ»

С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Вступление.

Поистине, всей хвалы достоин один лишь Аллах. Его одного мы восхваляем, просим о помощи и прощении. У одного лишь Аллаха мы ищем защиты от зла наших душ и зла наших дурных дел. Тот, кого Всевышний наставит на прямой путь, того никто с него не собьет. А тот, кого Всевышний оставит без поддержки, тот непременно заблудится и не найдет себе помощника.

     Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, одного, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и  Его посланник (да благословит Его Аллах и приветствует).

       Воистину, самые правдивые слова – это Слова Аллаха, а самая прямая дорога – это дорога Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует). Самые же дурные дела, это нововведения в эту религию, ведь каждое нововведение это ересь, а каждая ересь это заблуждение, а каждое заблуждение в Огне.

А затем:

     Данные цикл лекций представляет собой цепочку уроков, записанных при изучении книги «Булуг уль-Марам мин адиллят иль-ахкам», автором которой является Хафиз Ахмад ибн ‘Али ибн Хаджар аль-‘Аскаляни аш-Шафи’и (773-852 г/хиджры).

     Книга «Булуг уль-Марам» представляет из себя ценный труд, важность которого можно выразить следующим:

        Наука «Фикх» является одной из самых обширных и объемных наук шариата, которая подробно изучает все узаконенные виды поклонения религии Ислам (‘ибадаты), а также все известные общественные отношения людей (му’амаляты). Сложность этой науки состоит в том, что ее изучение требует большого объема времени, постоянного повторения пройденного материала, а также знания второстепенных наук шариата, таких как «Усуль-уль-Фикх» («Основы Фикха»), «Мусталях уль-Хадис» («Терминология хадисоведения»), «Усуль ут-Тафсир» («Основы Тафсира»), «Наху» («Грамматика арабского языка»), «аль-Кауа’ид уль-Фикхия» («Частные правила фикха») и др.

        Исходя из этого, «Фикх» представляет собой огромную гору, а задачей студента является расщепить и разобрать эту гору по осколкам. При этом особую важность представляет то, как это наиболее эффективно выполнить?!

        Вот здесь и выявляется ценность книги «Булуг уль-Марам». Это потому, что эта книга представляет собой полноценный скелет «Фикха», на котором затем строится его тело.

        «Булуг уль-Марам» состоит из семнадцати (17) книг (кутуб), которые включают в себя около ста (100) глав «Фикха» (абуаб). Каждая глава рассматривает отдельные, частные вопросы «Фикха», которые строятся на определенном массиве хадисов.

        Из всего вышесказанного мы приходим к выводу о том, что для эффективного и качественного изучения «Фикха» нам остается сделать следующее:

         Понять и выучить хадис, который приходит в «Булуг уль-Марам».

       Провести анализ степени достоверности этого хадиса и узнать является ли этот хадис достоверным или хорошим так, что мы можем строить на нем дальнейшие решения и постановления, или же этот хадис является слабым так, что никаких постановлений на нем построить мы не можем.

        Если при рассмотрении хадиса выяснилось, что он является слабым, то желательным является запомнить в чем причина его слабости, если же это представляется затруднительным, то можно ограничиться запоминанием того, от кого из сподвижников этот хадис передается, и в каких сборниках он приводится.

      После проведения анализа хадиса нужно рассмотреть те частные вопросы, которые вытекают из текста этого хадиса.

        При этом обязательно нужно запомнить следующее:

        а) Более сильное и правильное мнение в этом вопросе (если в нем есть разногласие среди ученых).

        б) Довод или доводы, на которые это мнение опирается.

        Желательным же является запомнить следующее:

        а) Какие еще хадисы, кроме хадиса из «Булуг уль-Марам» приводились при рассмотрении вопроса.

        б) Какие еще мнения были в этом вопросе.

        в) На какие доводы эти мнения опирались.

       А если уж слушатель чувствует, что его память еще не заполнена, то он может также заострить внимание на том, кто из ученых придерживался каждого конкретного мнения.

      Здесь хочется дать полезный, с соизволения Аллаха, совет. Дело в том, что с каждым уроком количество рассмотренных вопросов будет увеличиваться, и  запоминание правильных мнений в этих вопросах будет становиться все сложнее и сложнее. Для того, чтобы облегчить себе задачу, достаточно лишь выписывать на отдельный листочек название (сущность) вопроса и через дефис правильное мнение в этом вопросе. После этого нужно носить этот листочек с собой и время от времени просматривать его. Этим достигается то, что даже при изучении последних глав книги, те вопросы, которые рассматривались когда-то давно, по-прежнему будут крепко держаться в памяти слушателя.

     Запись этих лекций строилась на чтении книги «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

        Книга состоит из пяти (5) томов, каждый из которых состоит в среднем из девятисот (900) страниц.

      В книге разобраны практически все вопросы фикха, за исключением тех, которые хоть и упоминаются в некоторых книгах фикха, но не имеют практического применения в реальности.

      Автором этого большого и ценного труда является шейх Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани. Шейх является одним из больших учеников шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и и одной из ключевых фигур преподавательского состава Даммаджа.  Шейх Мухаммад ибн Хизам является одним из тех, кто выучил наизусть Коран, а также шесть (6) сборников хадисов: Сахих аль-Бухари и Муслима, Сунаны Абу Дауда, ан-Насаи, Тирмизи и Ибн Маджа, а также «Булуг уль-Марам» и «аль-Джами’ ас-Сахих мима лейса фис-сахихейн».

         Среди его трудов также можно упомянуть:

        «Фатх уль-Маннан фи ма сахха мин мансух иль-Куран».

        «Итхаф уль-Анам би масаиль уаль-ахкам ас-сыям».

        «Тахкык мужаллад ат-таси’ (9) мин «Фатх иль-Бари» – шарх Сахих аль-Бухари ли Ибн Хаджар».

        «Тахкык «Фатх уль-Мажид» ли шарх «Китаб ут-Таухид».

      Ценность «Фатх уль-‘Аллям» также выявляется в том, что шейх Мухаммад ибн Хизам не является последователем какого-либо конкретного мазхаба фикха. Это также стало одной из причин того, почему мы решили читать именно эту книгу фикха, что должно стать ярким примером того, что представляет из себя фикх «мухаддисов» и «асхаб уль-хадис». С соизволения Всевышнего, эти записи станут альтернативой тем, кто осознал ложность слепого следования ханафитскому мазхабу, который распространен в наших республиках, а также станет одной из форм противостояния тем, кто сегодня силой пытается распространить идеи ханафитского мазхаба среди приверженцев Сунны и единой общины.

        Для облегчения восприятия материала, некоторые из братьев, да воздаст им Аллах наилучшим, обработали звуковой массив следующим образом:

        Сохранили запись каждого урока в отдельности так, что слушатель сможет прослушивать уроки в том виде и порядке, в котором мы их проводили.

       Также разбили каждый урок на отдельные вырезки, каждая из которых представляет собой рассмотрение отдельного частного вопроса главы фикха. После этого  подписали каждому файлу его название. Это сделано для того, чтобы слушатель мог в любой момент прослушать разбор именно того вопроса, в котором он сейчас нуждается.

      Плюс ко всему, из общего звукового массива вырезали те части, в которых проводится зачитывание, перевод и анализ достоверности каждого отдельного хадиса «Булуг уль-Марам». Это сделано для того, чтобы слушатель мог в любое время узнать степень достоверности того хадиса из «Булуг уль-Марам», который ему необходим.

     Прошу Всевышнего Аллаха принять от нас этот труд, сделать его полезным для мусульман, тяжелым на правой чаше весов наших деяний в тот День, в который мы к Нему вернемся, и вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров.

 Руслан Абу Ибрахим Татарстани

«Дар уль-Хадис» Даммадж

18 Зуль-Хиджа 1432 г