ПРАВА ДОЧЕРИ НА ОТЦА

ГЛАВА ПЕРВАЯ:  ПРАВА ДОЧЕРИ НА ОТЦА

Главная цель создания семьи — обзаведение потомством, потому что от этого зависит сохранение человечества. К этому же побуждал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своих сподвижников, говоря им: «Женитесь на любящих и много рожающих женщинах…».

Некоторые же отцы ошибочно полагают, что воспитание ребенка лежит только на матери. А он лишь обязан обеспечивать детей и их мать. Поэтому можно увидеть то, что большинство своего времени он проводит вне дома, на работе, например, или в мечети, или в библиотеке или со своими друзьями. А домой приходит лишь для того, чтобы поесть и отдохнуть. Он даже не интересуется, как их дела и здоровье, не присматривает за нравственностью и поведением своих детей. А есть отцы положением хуже этого, которые почти не проводят время со своими детьми, не уделяют им внимания даже настолько, чтобы иногда посидеть с ними, кроме как при необходимости в этом, если того пожелает Аллах.

О Аллах!! Сколько же вреда принесла эта беспечность некоторых отцов по отношению к их потомству. А все это по причине их невежества и уклонения от Книги Аллаха  и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Каждому из вас дана паства, и каждый ответственен за свою паству». А также сказал : «Какому бы рабу Аллах не дал паству, и он не давал им наставлений, то он не ощутит даже запаха Рая». — [аль-Бухари и Муслим].

Пусть же побоятся Аллаха отцы, которым Он дал паству – сыновей и дочерей!! А ведь Всевышний Аллах дал детям права на их родителей, из которых некоторые общие, а некоторые частные. И мы иншаАллах напомним некоторые из этих прав, о которых дал нам знать Всевышний Аллах. И успех приходит от Аллаха.

  1. Запрет на нежелание отцов иметь дочерей:

Во-первых, обязательным для человека является благодарить Аллаха за такую милость, как дети, без разницы мужского они пола или женского. Сказал Всевышний Аллах: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий». (42:49-50).

Сказал имам Ибн уль-Кайим: «Всевышний Аллах разделил семейное положение на четыре вида, которые охватывают существование человеческого рода. Он сообщил о том, что если кому-то Он предопределил ребенка, то это является даром от Него. И достаточно рабу Аллаха попасть под Его гнев, если он будет злиться на то, что даровал Аллах».

Всевышний Аллах начал в этом аяте с девочек. Некоторые ученые сказали, что это для того, чтобы поднять значимость девочек, ведь они отягчали родителей. А некоторые сказали, что то, что Всевышний Аллах упомянул девочек перед мальчиками, в этом есть другая мудрость. Ведь Всевышний говорит в этом аяте, что именно Он творит то, что пожелает, а не то, что пожелают родители. А, как известно, многие родители желают мальчиков. Я же придерживаюсь мнения, что это для того, чтобы указать, что люди во времена невежества принижали достоинство девочек, а Всевышний Аллах, указывая на их невежество, упомянул их перед мальчиками. [1]

Обрати же внимание также и на то, что Всевышний Аллах сказал о девочках в неопределенной форме (накира), а мальчиков упомянул в определенной форме (ма’рифа). Тем самым Он укрепил слабое положение девочек тем, что упомянул их перед мальчиками, и усилил положение мальчиков, которых упомянул после девочек тем, что сказал о них в определенной форме. Но, Один Аллах лучше знает, что Он хотел сказать этим.

Ненавидеть рождение девочек является свойством и обычаем людей джахилии. Как сказал Всевышний Аллах: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (16:58-59).

К тому же Всевышний Аллах порицал их за то, что они приписывали Ему то, что сами ненавидят: «Когда кому-либо из них сообщают весть о рождении той, которую они приписывают Милостивому, его лицо чернеет, и он сдерживает свой гнев». (43:17).

А также сказал: «Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола? Это было бы несправедливым распределением». (53:21-22).

Или: «Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами». (53-27). [2]

  1. Закапывание девочек заживо является большим грехом.

Это явление является последствием ненависти к девочкам, которая подтолкнула людей джахилии закапывать их заживо, не испытывая к ним ни милости, ни жалости. Сказал Всевышний Аллах: «…когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили». (81:9-10).

Зарытая живьем – это та, которую люди джахилии зарывали в землю живьем из-за ненависти к ней потому, что она женского пола. Ее спросят в Судный день, за какой грех ее убили?! Всевышний Аллах сообщил об этом, чтобы запугать этих несправедливых убийц. Передается со слов Мугиры ибн Шу’бы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах запретил вам ослушаться матерей, закапывать живьем дочерей, а также Он ненавидит ваши пустые разговоры, много вопросов, и расточительство в деньгах». [аль-Бухари и Муслим].

Сказал имам ан-Науауи в своем шархе на «Сахих Муслим» (4/308): «Что касается закапывания дочерей живьем, то это из больших, смертных грехов, ведь это убийство человека, не имея на это никакого права. А также это входит в порывание родственных связей. Но убийца ограничился лишь девочками, ведь это было из обычаев людей джахилии, к которому все они привыкли».

Сказал Всевышний Аллах: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех». (17:31).

Передается хадис со слов ибн Мас’уда, что он сказал: «Я спросил пророка: «Какой грех самый великий перед Аллахом?». Он  сказал: «Придавать Аллаху сотоварищей тогда, как Он сотворил тебя». Я спросил: «А потом?». Он  ответил: «Убить своего ребенка из страха, что он будет кушать с тобой». Я спросил: «А затем какой?». Он  ответил: «Совершение прелюбодеяния с супругой твоего соседа». [аль-Бухари и Муслим].

  1. Достоинство воспитания девочек.

Воспитание девочек является милостью Аллаха по отношению к людям, однако большинство из них не благодарят Его. Тот же, который стремится воспитать эту бедняжку, Аллах не сделает его стремление напрасным.

Передается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет содержать, и кормить двух девочек, пока они не достигнут зрелости, тот придет в Судный день, он и я вот так», затем соединил между двумя пальцами. — [Муслим].

Также передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Как-то раз пришла ко мне женщина с двумя дочерьми, и попросила у меня еды. И не нашла у меня ничего, кроме одного финика, который я дала ей. Она поделила его между дочерьми, а сама ничего из этого не съела. Затем, когда она вышла, пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и я рассказала ему об этом. Он  сказал: «Кто будет испытан чем-либо со стороны этих девочек, но будет относиться к ним по-доброму, тому они станут защитой от Огня». — [аль-Бухари и Муслим].

Сказал имам ан-Науауи в шархе на «Сахих Муслим» (5т./485стр.): «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал это испытанием, так как люди обычно испытывают негативное отношение к дочерям. Сказал Всевышний Аллах: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев». В этих хадисах довод на достоинство содержания девочек, терпения на неприятности с их стороны, и благодеяния к ним».

Передается со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого будет три дочери, и он проявит терпение к ним, будет содержать их, то они станут для него защитой от Огня». Этот хадис передал имам Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» и он является достоверным.

Сказал Всевышний Аллах относительно женщин: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра». (4:19).

Подобное можно сказать и о девочках. Быть может, в них есть много блага для человека как в этой, так и в следующей жизни.

  1. «ат-Тахник» (обмазывание нёба фиником) и «ат-Тасмийя» (имянаречение):

Передается у имама Бухари и Муслима хадис со слов Абу Мусы: «У меня родился сын, и я пришел с ним к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он назвал его Ибрахимом и смазал его нёбо фиником». А имам Бухари добавил: «И попросил Аллаха ниспослать благословение на этого ребенка, а затем отдал его мне». Это был старший сын Абу Мусы.

Также передается со слов Анаса ибн Малика, который сказал: «У Абу Тальхи был сын, который болел и плакал. Как-то раз Абу Тальха вышел из дома по делам, и ребенок в это время умер. Когда Абу Тальха вернулся домой, спросил у жены: «Как мой сын?» На что его жена – Умм Сулейм ответила: «Он уже спокойнее, чем раньше». После чего она накормила его ужином, и он удовлетворился ею. И только после этого Умм Сулейм сказала ему: «Абу Тальха! Если какая-то группа людей позаимствовала какую-нибудь вещь, и она была у них ровно столько, сколько было угодно Аллаху, после чего хозяева вещи забрали ее, то должны ли они тревожиться и беспокоится?» Он ответил: «Нет» Умм Сулейм сказала: «Твой сын покинул этот мир». Он спросил: «Где он?» Она сказала: «Он там, в комнате». Абу Тальха посмотрел на сына и сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!». Когда наступило утро, Абу Тальха направился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о словах Умм Сулейм. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Было ли у вас что-нибудь вчера ночью?». Он ответил: «Да». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах даруй им Свое благословение!». После этого Умм Сулейм забеременела, и у нее родился сын. Тогда Абу Тальха сказал мне (то есть, Анасу): «Отнеси его пророку». Я спросил: «У него что-то есть для него?». Абу Тальха сказал: «Да, финики». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  взял ребенка, разжевал финик и смазал нёбо ребенка, и назвал его ‘Абдуллахом». — [Бухари и Муслим. Автор книги привела этот хадис немного в сокращенном виде. Я написал его полностью, чтобы было более понятно для читателя.].

Что касается того, чтобы давать ребенку имя, то это – право родителей. И нет разногласий среди обладателей знания, что отец имеет больше прав назвать ребенка. И так же, как название книги отражает ее содержание, таким же образом имя ребенка является признаком его сущности.

Сказал ибн уль-Кайим: «Имена большинства простого народа соответствуют их положению, а имена большинства знатных людей соответствует их положению».

Брат-мусульманин! Отнесись хорошо по отношению к своему новорожденному ребенку, самому себе и его матери посредством того, что дашь ему достойное имя. Ведь поистине, достойное и благое имя указывает на следование пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отцом, а также на то, что твои мысли здравы и не подвержены чему-либо уклоняющему их от прямого пути. [3] Взгляни на имена дочерей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: (Фатима, Рукайя, Зейнаб и Умм Кульсум).

Пришел хадис у имама Муслима со слов ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сменил имя ‘Асыи (Ослушницы) на Джамиля (Красивая). А со слов ибн ‘Аббаса: «Имя Джуэйрии было Бирра, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сменил его на Джуэйрию.

Также передается со слов Абу Хурейры, что Зейнаб раньше звали Бирра (Добродетельная). Люди говорили: «Она хвалит саму себя!». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сменил ее имя, назвав ее Зейнаб.

А от Мугиры ибн Шу’бы пришло, что он сказал: «Когда мы приехали в Наджран [4] люди сказали мне: «Поистине, вы читаете: «О, сестра Харуна!» [5], а ведь Муса жил задолго до ‘Исы. Когда же я приехал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил его об этом, он ответил: «Поистине, они называли по именам своих пророков и праведников, которые жили до них».

  1. Желательность пиршества в связи с рождением ребенка (акыка):

Сказал ибн уль-Кайим: «Все приверженцы хадиса, факыхи, а также большинство обладателей знания считают, что акыка – Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». — [См. «Тухфатуль маудуд» (28 стр.)].

Передал имам ат-Тирмизи с иснадом уровня достоверного со слов Йусуфа ибн Махака, что они зашли к Хафсе бинт ‘Абдиррахман, и спросили об акыке. Она ответила, что ей рассказала ‘Айша, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал им, говоря: «От сына два  барашка, а от дочери один».

А имам ан-Насаи передал хадис о том, что люди спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об акыке, на что он ответил : «Аллах не любит ослушание». [6] Тогда люди поняли, что ему не понравилось название, и они сказали: «Нет, мы спрашиваем о том, когда у одного из нас рождается ребенок». Он ответил: «Кто захочет зарезать от имени своего ребенка, тот пусть сделает это. От сына два барашка, а от дочери один». [Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра с хорошим иснадом].

Также передал имам ат-Тирмизи (4т./101 стр.) хадис со слов Самуры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ребенок является заложником своей акыки. На седьмой день режется от его имени, дается ему имя, и сбривают ему волосы». — [Достоверный хадис].

А слова «является заложником своей акыки» значат то, что этот ребенок не имеет прав заступничества за своих родителей. То есть, он является как бы арестованным для самого себя, и запретным для того блага, которое ожидают от него его родители.

Сказал имам ан-Науауи: «Акыка является Сунной. Это – когда режут от имени ребенка. Передается со слов Бурейды, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зарезал животное от имени Хасана и Хусейна. Но это не является обязательным из-за того, что передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не люблю ослушание. Но тот, у кого родился ребенок, и он желает зарезать от его имени, пусть сделает это». Он связал это действие с желанием, а это значит, что акыка не является обязательной. А также потому, что проливается кровь животного без преступления, и не из-за обета, данного человеком. Поэтому она не является обязательной так же, как и другие виды жертвоприношения». [7]

  1. Материальное обеспечение девочек является обязательным.

Сказал Всевышний Аллах: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение». (65:6). В этом аяте Аллах обязал отца платить матери вознаграждение за то, что она кормит детей грудным молоком. Также сказал Всевышний Аллах: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях». (2:233).

Имам Бухари назвал одну главу в своем сборнике «Материальное обеспечение жены и детей – обязательство мужчины». Сказал имам Бухари: Нам рассказал ‘Умар ибн Хафс, тому рассказал его отец, тому рассказал А‘маш, а ему рассказал Абу Салих со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшая милостыня – та, которая дана из достатка. И верхняя рука лучше, чем нижняя. Начинай же со своей семьи». [8]

Также передал имам Бухари со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшая милостыня – та, которая дана из достатка, так начинай же со своей семьи».

Сказал Ибн уль-Мунзир: «Сошлись на единогласном мнении все те, от которых мы перенимали знание, что затраты на содержание своих детей являются обязательством их отца». — [Как об этом сказано у ибн Кудамы в «Мугни» 11т./214стр].

  1. Достоинство вышеуказанных затрат.

Вместе с тем, что затраты на содержание семьи являются обязательными, они еще и считаются одним из лучших видов милостыни для того, кто рассчитывает на это (на награду).

Сказал имам Бухари: Рассказал нам Адам ибн Аби Ийяс, тому рассказал Шу’ба от ‘Ади ибн Сабита, который сказал: Я слышал ‘Абдуллаха ибн Язида аль-Ансари со слов Абу Мас’уда аль-Ансари от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если мусульманин потратил на свою семью какие-либо средства, то это будет засчитываться ему как милостыня, если он при этом будет рассчитывать на это».

Передается от ‘Амира ибн Са’да от его отца, что он сказал: «Однажды навестил меня пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  в Мекке, когда я болел. Я сказал: «У меня есть имущество. Завещать ли мне всё свое имущество (на милостыню)?». Сказал : «Нет». Я спросил: «Тогда может половину его?». Сказал: «Нет». Я сказал: «Тогда может треть имущества?». Он  сказал: «Пусть будет треть,  и трети будет много. Поистине, если бы ты оставил своих детей богатыми,  то это лучше для них, нежели оставил бы их нищими, которые будут побираться и просить людей. Если ты тратишь на них из своего имущества, то это для тебя милостыня. Даже кусочек еды, съеденный твоей супругой, является милостыней для тебя. И быть может, Аллах еще даст тебе жизнь для того, чтобы получили пользу некоторые люди, а некоторым это принесло вред». [9]

Передается со слов Саубана, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуетсказал: «Лучшие динары, которые тратит человек – это те динары, которые он тратит на свое потомство. Также те динары, которые он тратит на верховое животное на пути Аллаха, и те, которые он тратит на своих товарищей на пути Аллаха». [Муслим].

Сказал Абу Киляба: «Он  начал с потомства человека. Какой же человек может быть большей наградой, чем тот, который тратит на своих маленьких детей, оказывая им тем самым благодеяние, и становясь причиной того, что Аллах дает милость?!».    

Также передается со слов Хейсамы: «Однажды мы сидели у ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, и к нему пришел человек ответственный за имущество. Тогда ‘Абдуллах ибн ‘Амр спросил его: «Оставил ли ты для своего раба пищу?». Тот ответил, что не оставил. Тогда он сказал: «Иди и дай ему его пищу! Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Уже получил грех тот, кто запретил пищу для того, кем он владеет». Этот хадис передал имам Муслим.

ПРИМЕЧАНИЕЯвляется обязательным соблюдать меру в том, что мы упомянули выше. Как сказал Всевышний Аллах: «Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу». (17:26-27).

Родитель обязательно должен быть разумным в затратах на своих детей, и должен ограничиваться тем, в чем они нуждаются. И не является правильным для него, если он распахнет перед ними двери денег так, что те станут возвышать себя перед своими сверстниками. Его затраты не должны приводить к таким последствиям, что его дети станут проявлять высокомерие перед другими, и будут посредством этого распространять на земле нечестие и зло. А также не должен перегибать палку в обратную сторону, чтобы не было так, что он слишком уменьшит затраты на них, что приведет к тому, что его дети будут чувствовать себя ниже остальных сверстников.   

К тому же родитель обязан обращать внимание на то, куда тратит деньги его ребенок. И тот ребенок, который тратит их на пути Аллаха, раздавая милостыню беднякам и т.п. больше заслуживает, чтобы ему давали деньги, чем тот, который тратит их на запретные шариатом вещи. А оказание помощи в праведных делах является целью шариата так же, как и запрет на совершение порицаемых дел, а также всех путей, ведущих к этому порицаемому, является целью шариата.

  1. Желательно целовать девочек и играть с ними.

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехали люди из числа бедуинов, и спросили: «Целуете ли вы своих детей?». Им ответили: «Да, целуем». Они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не делали этого». Тогда сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Разве я владею для вас чем-то, если Аллах удалил из ваших сердец милость?» — [аль-Бухари и Муслим].

Передается также со слов Абу Хурейры: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал Хасана ибн ‘Али, и тогда у него находился аль-Акра’ ибн Хабис ат-Тамими. Он сказал: «Поистине, у меня есть десять детей, и я никогда не целовал ни одного из них». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на него и сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не милует». — [аль-Бухари и Муслим].

Имам Бухари передал со слов Анаса ибн Малика: «Однажды мы пришли с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к Абу Сейфу, и он был кормильцем [10] Ибрахима сына Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял Ибрахима, поцеловал и понюхал его».   

Также он передал хадис со слов аль-Бара ибн ‘Азиба, который сказал: «Я зашел вместе с Абу Бакром к нему домой, и его дочь ‘Айша была больна и лежала. Он подошел к ней, поцеловал ее в щеку и спросил ее: «Как ты, дочь моя?».

Сказала ‘Айша: «Я не видела никого, кто был бы похож поведением на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как Фатима. Когда она заходила к нему, он вставал, брал ее руку и целовал, а также уступал ей свое место в собрании. А когда он заходил к ней, она вставала, брала его руку, целовала его, и уступала ему свое место». Этот хадис передал Абу Дауд, и он уровня хорошего хадиса.

Имам Муслим передал со слов Ханзаля аль-Асади, который сказал: «Когда мы сидели у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он напоминал нам об Огне. Затем я вернулся к себе домой и увлекся своей семьей и детьми. Затем вышел и встретил Абу Бакра, и рассказал о своей проблеме. Он сказал, что у него та же ситуация. Затем мы пошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я сказал ему: «Посланник Аллаха! Ханзаля стал лицемером! Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Перестань!» Я рассказал ему обо всем. Сказал Абу Бакр: «Я сделал тоже, что и он». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Ханзаля! Всему свое время понемножку. Но если ваши сердца будут такими, как в тот момент, когда вы поминаете (Огонь и т.п.), то ангелы будут приветствовать вас по дороге, пожимая вам руки». [11]

Также передается со слов Абу Катады, что он сказал: «Однажды к нам вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с Умамой бинт Аби аль-‘Ас, которая была на одном из его плеч. Он  провел с нами намаз, и когда совершал поясной поклон, клал её, а когда поднимался, то поднимал её». Этот хадис передал имам Бухари.

Сказал Усама ибн Зейд: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал меня и усаживал на одно из своих бедер, а Хасана на другое. Затем соединял их и говорил: «О Аллах! Помилуй этих двоих. Поистине, я отношусь милостиво к ним обоим»». [аль-Бухари и Муслим].

Передал имам Бухари хадис со слов Умм Халид бинт Халид, что однажды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одежду, среди которой была маленькая черная хамиса. [12] Он сказал: «Как вы считаете, кому отдать её?». Люди промолчали. Затем он  сказал: «Приведите ко мне Умм Халид». Тогда её привели к нему . Он надел эту одежду на нее, и сказал: «Изнашивай ее». [13] На одежде был значок зеленого или желтого цвета. Он сказал: «О Умм Халид! Эта одежда хороша для тебя».

ИТОГО: Нужно отметить, что необходимо целовать и играть с дочерью так, как это соответствует ее возрасту. И это должно быть без переходов границ, как это делают некоторые люди, у которых больные сердца. Таких людей может постигнуть искушение своими же дочерями или другими близкими родственницами, если они будут чрезмерствовать в шутках, поцелуях, заигрывании, а также устремлении взора на интимные места. А затем будет искать себе оправдание, мол, это ведь моя дочь и т.п. Сколько же мужчин попали в искушение своими дочерями так, что даже затащили их к себе в постель!!! Просим у Всевышнего Аллаха прибежища от подобных мерзостей. Поэтому, остерегайтесь, и еще раз остерегайтесь уловок шайтана. И успех приходит только от Аллаха.

  1. Справедливость между сыновьями и дочерями.

Передается со слов Ну’мана ибн Башира, что он сказал: «Отец дал мне в подарок часть из своих денег. Тогда моя мать сказала, что она не будет довольна, пока отец не сообщит об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Отец пошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Всем ли своим детям ты дал такой подарок?» Отец ответил, что нет. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Побойтесь Аллаха! И соблюдайте справедливость между детьми». После этого отец забрал свой подарок». [14]                          

Сказал имам ан-Науауи: «В этом хадисе довод на то, что отец обязательно должен соблюдать справедливость между детьми, если дарит им подарки. Если дарит одному из них что-либо, то не должен обделять других, и обязан дать подарки всем остальным. Также в этом он не должен различать между сыновьями и дочерьми». — [Из шарха имама ан-Науауи на «Сахих Муслим» (11т./69стр)].

Отец не должен предпочитать сыновей дочерям, как это делают некоторые невежды, используя в довод слова Всевышнего Аллаха: «Мужчине достается доля, равная доле двух женщин». (4:11). А ведь в этом аяте имеется в виду доля в наследстве.

  1. Обучение и дисциплинарное воспитание дочери.

Девочка нуждается в обучении религии, чтобы она выросла праведной женщиной. А затем приносила пользу самой себе, своим родителям, мужу и детям. Ведь если она будет праведной женщиной, то избавит их от проблем, лишних забот и смут. К тому же она будет соблюдать те права, которые они имеют на нее. Она будет стараться уважать своих родителей, подчиняться мужу, а также воспитает праведное потомство с дозволения Аллаха. Поэтому обучать и воспитать эту девочку, о отец, является обязательным для тебя!

Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (66:6).

Передал имам Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый ребенок рождается на врожденных свойствах, [15] затем его родители воспитывают его либо иудеем, либо христианином, либо огнепоклонником. Это подобно тому, как скотина рождает приплод, видишь ли ты, чтобы у нее было что-либо отрезанное?».

Этот ребенок, который вырос на своих здоровых врожденных свойствах (то есть на Исламе), после этого становится готовым впитывать в себя как добро, так и зло. Он нуждается в том, чтобы его обучали, направляли и воспитывали правильному шариатскому воспитанию. 

Поэтому предостерегаю вас, и еще раз предостерегаю от того, чтобы вы легкомысленно относились к воспитанию этой бедняжки [16] так, что она будет жить, как скотина, которая не имеет правильных воззрений относительно своей религии и мирской жизни. И в этом прекрасный пример для вас – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам Бухари назвал одну из глав из книги о знании в своем сборнике – «Обучение человеком своей рабыни и семьи». Затем в этой главе упомянул хадис со слов Абу Мусы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для троих уготовлена двойная награда: для человека из числа людей Писания, который уверовал в своего пророка и в Мухаммада, и раб, который выполнил права Аллаха на него, и права его хозяина. А также человек, у которого была рабыня,  и он обучал ее, воспитывал хорошим образом, а затем освободил, и женился на ней. Такому двойная награда».

Передается со слов ‘Ауфа ибн Малика, что он сказал: «Однажды мы сидели у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он обратил свой взор к небесам и сказал: «Наступит время, когда поднимется от вас знание!». Сказал один из нас, которого звали Зияд ибн Лябид: «Разве поднимется от нас знание тогда, когда у нас есть Книга Аллаха, а также мы обучили наши семьи и детей?!». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я считал тебя одним из тех, которые лучше других понимают религию из жителей Медины». Затем упомянул заблуждение обладателей двух Писаний (иудеев и христиан) тогда, как у них есть что-то из их Писания. — Этот хадис передал имам Ахмад (2т./26стр.) с достоверным иснадом.

Передал имам Абу Дауд в своем «Сунане» и аль-Хаким в «Мустадраке» со слов ‘Абдилляха ибн ‘Амра, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приказывайте своим детям совершать намаз, когда им семь лет, и бейте их за это (если не будут совершать намаз), когда им исполнится десять лет. А также разделяйте их, чтобы не спали вместе». Иснад этого сообщения уровня хорошего.

В этом хадисе указание на правильное воспитание, а именно то, что воспитание воспитанию рознь, и должно ориентироваться на возраст ребенка. Детям разного возраста нужно приказывать то, что под силу в его возрасте.

Также передали имам Бухари и Муслим со слов ‘Умара ибн Аби Саляма, что он сказал: «Я был ребенком во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И когда мы кушали, мои руки так и делали, что метались над посудой. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Мальчик! Произноси имя Аллаха перед едой, кушай правой рукой, и кушай из того, что перед тобой». [17]

Передал имам Муслим со слов Хузейфы, который сказал: «Когда мы кушали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за одной трапезой, то не начинали, пока не начнет он. А однажды мы сидели с ним за одной трапезой, как зашла одна девочка, торопясь, и протянула руки к еде. Тогда посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, схватил ее за руку. Затем зашел один бедуин, торопясь, и он также схватил его за руку, и сказал: «Поистине, шайтан не может подойти к еде, над которой произнесено имя Аллаха, но он подталкивал эту девочку, чтобы посредством этого поесть, но я схватил ее за руку. Затем он (шайтан) пришел с этим бедуином, чтобы поесть, но и его я схватил за руку. Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, его рука в моей руке вместе с ее рукой»».

Поэтому нельзя невнимательно и небрежно относиться к потомству так, что они будут оставлены без воспитания, и нельзя перегибать палку в другую сторону и быть чересчур строгим к ним. А также нельзя слишком возносить их и чрезмерствовать по отношению к ним в религии. Сказал Всевышний Аллах: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха…». (4:171).   

К тому же сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Облегчайте и не затрудняйте, а также радуйте, но не отпугивайте людей (от религии)».[18] В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучает своих сподвижников тому, как вести себя со взрослыми людьми. А что тогда сказать о маленьких детях?!

Даже взрослый человек всегда нуждается в знании. Передается со слов ‘Али, что Фатима пожаловалась на трудности в работе на жернове. Она узнала, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели пленных, и она пришла к нему, чтобы попросить слугу. Но он не согласился с ней. Тогда Фатима рассказала это ‘Айше. Когда он  пришел к ‘Айше, она сказала ему о просьбе его дочери. После этого он  пришел к нам домой, когда мы уже приготовились спать. Мы начали подниматься с постели, но он  сказал: «Оставайтесь на своих местах». Затем сказал: «Указать ли мне вам на то, что лучше того, что вы просили у меня? Если собрались ложиться спать, то прославляйте Аллаха тридцать три раза, и восхваляйте Его тридцать три раза, и возвеличивайте тридцать четыре раза [19], ведь поистине, это лучше, чем то, что вы просили у меня». Этот хадис передали имам Бухари и Муслим.

Передается со слов Усамы ибн Зейда, что он сказал: «Одна из дочерей пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала меня к нему, чтобы позвать его и сообщить, что ее ребенок при смерти. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Возвращайся к ней и сообщи, что Аллаху принадлежит то, что Он забирает, и то, что дает, и всякая вещь у Него до определенного срока. Поэтому скажи ей, чтобы терпела и рассчитывала на награду». Этот хадис передали имам Бухари и Муслим.

Из всех вышеупомянутых доводов понимается, что знание ведет к счастью в обоих мирах. И получение знаний на основе Сунны является воспитанием для маленькой девочки, и развитием ее нрава. А подобное знание ребенок не сможет получить в школах на основе тех  образовательных программ, которые там устанавливают. Это потому, что их знание не что иное, как знание мирское, даже если они представляют это в свете религиозного обучения. Ведь их цель – это дипломы и профессии. [20] Это не говоря уже о тех порицаемых и запретных шариатом явлениях, которые совершаются в этих школах и т.п. из видеосъемок, смешения полов (ихтилят), музыки, отсутствия бережного внимания к намазам и многого другого.

Поэтому знание, к которому мы побуждаем власти, чтобы они уделяли ему должное внимание — это знание Корана и Сунны. А оно приобретается: «В домах (в мечетях), которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя». (24:36). Именно в мечетях благо этой и следующей жизни. А Всевышний Аллах – Тот, Который дарует успех.

Что же касается дисциплинарного воспитания, то из вышеприведенных доводов можно понять, что оно начинается с наставлений и обучения. А если есть нужда в применении жесткости, как повышение голоса или применения силы, то все это в соответствии с нуждой, как об этом было упомянуто в хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Амра.

Из этого также то, что передал имам Муслим со слов ибн ‘Умара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте вашим женам ходить в мечети, если они отпрашиваются у вас пойти туда». Тогда сказал Биляль (сын ибн ‘Умара) своему отцу: «Клянусь Аллахом, я непременно буду запрещать им это». Тогда посмотрел ибн ‘Умар на него, так сильно обругал его, что даже его сын Салим сказал: «Я не слышал никогда, чтобы отец ругал его так, как в тот день». Затем Ибн ‘Умар сказал: «Я говорю тебе: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты говоришь мне, что ты непременно будешь запрещать им это?!». [21]

Также хадис о причине ниспослания аята о таяммуме, который передали имам Бухари и Муслим со слов ‘Айшы, что пришел к ней Абу Бакр в тот момент, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уснул, положив свою голову ей на бедро. Он (Абу Бакр) сказал: «Ты задержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и людей, у которых нет воды». ‘Айша сказала: «И он порицал и упрекал меня, сказав то, что предопределил Аллах ему сказать, а затем уколол меня своим пальцем в бок, и не помешало мне двигаться в этот момент ничто, кроме того, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лежал у меня на бедре».

Пришло достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Повесьте плеть так, чтобы члены семьи видели ее. Поистине, это будет для них причиной их воспитанности». Этот хадис достигает уровня хорошего из-за поддерживающих его цепочек. Смотрите «Сильсиля Сахиха» шейха аль-Альбани №1447.

В этом хадисе имеется в виду – не прекращайте их дисциплинировать. Ведь пришло у имама Муслима со слов ‘Айшы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не поднимал руки ни на жену, ни на слугу, ни на кого, кроме как в джихаде на пути Аллаха. Поэтому на отце лежит обязанность стремиться воспитывать свою дочь, применяя дисциплинарные нормы (не переходя границы шариата), что в его силах. А Аллах – Тот, Который дарует успех.

ПРИМЕЧАНИЕ: Сказал шейх Мустафа в книге «Понимание того, как надо воспитывать детей» (135 стр.): «Может случиться так, что ребенок ошибется, и нуждается, чтобы его проучили, и за это берется его мать. Увидев то, как мать проучивает своего ребенка, его отец начинает кричать и ругать жену на глазах у ребенка. Это может привести к тому, что авторитет матери упадет в глазах ребенка. Поэтому, не ругай жену на глазах у ребенка, но прояви мягкость в своем обращении к ней, тем самым сохранив ее авторитет, и уважение к ней (со стороны ребенка). Скажи ей, например: «Если ты видишь, что ребенок не заслуживает, чтобы его побили, то иншаАллах Аллах уже простил его, поэтому и ты прости его в этот раз. А если он снова вернется к своей ошибке, тогда проучи его, и я проучу его, поддержав тебя.

Ведь если ты обругаешь или ударишь свою жену на глазах у детей, то это может по-разному отразиться на них. Некоторые из них могут возненавидеть тебя, пожалев свою мать. А некоторые наоборот, если мать захочет проучить его, может сказать ей: «Я скажу папе, и он побьет тебя, и сделает с тобой то-то и то-то». А это может привести к большим волнениям в семье».

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Потому что рождение дочери во времена джахилии (доисламского невежества) считалось бедой. Об этом речь пойдет ниже.

[2] Ведь люди джахилии называли ангелов дочерями Аллаха.

[3] Нет сомнений, что эти слова автора не абсолютны, и их нужно правильно понимать. Под ее слова подходят некоторые примеры, как если бы отец назвал ребенка Мухаммадом или ‘Абдуллахом или Фатимой и т.п., и не назвал бы его именем, в котором присутствует многобожье, как ‘Абдушшамс (раб солнца) и т.п. Или если отец называет своего ребенка другими узаконенными шариатом именами, и не подвергается влиянию неверных в том, чтобы подражая их знаменитым личностям, называть его Брэдом или Александром или Сьюзан и т.п. Или же если он даст ему имя, в которое вложен прекрасный смысл, как Карим (Щедрый) или Джамиля (Красивая), и не будет называть его именем, в который вложен плохой смысл или он вообще отсутствует. В подобных примерах слова автора верны. Но если какой-нибудь нововведенец даст своему ребенку имя Мухаммад, то это не означает, что он крепко придерживается пути пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и не подвержен чему-либо, уклоняющему его от прямого пути.  

[4] В наше время – это город на юге Королевства Саудовской Аравии на границе с Йеменом. Этот город в недавнем прошлом принадлежал Йемену, но затем КСА купило его у Йемена.

[5] То есть, Марьям – мать пророка ‘Исы (Иисуса).  

[6] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил так, потому, что подумал, что люди спрашивают его об ослушании (родителей), ведь слово «акыка» и «у‘кук» происходят от одного и того же корня.

[7] Из «аль-Маджму’» 8т./406стр. В «Фатх уль-‘Аллям» шархе шейха Мухаммада ибн Хизама на «Булуг аль-Марам», он разбирает этот вопрос, приведя три мнения и на каждое из них доводы. В конце приходит к решению, что правильным мнением является то, что акыка желательна, но не обязательна. См. «Фатх уль-’Аллям» 5 т./542-543стр. (Первое издание). 

[8] То есть, лучшая милостыня – это та, которую человек дает, и после нее у него остаются средства для пропитания. «Верхняя рука» — то есть, та которая раздает милостыню, а «нижняя рука» — та, которая просит милостыню. Как это пришло у имама Муслима со слов ибн ‘Умара.

[9] Бухари и Муслим. В этом указание на пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь он сообщил Са’ду, что он не умрет, но будет продолжать жить и посредством него некоторые люди получат пользу, а другие понесут вред. Так и произошло в действительности.

[10] Его жена кормила Ибрахима молоком. А Абу Сейф был назван кормильцем потому, что он содержал кормилицу Ибрахима с дозволения Аллаха.

[11] Его передал имам Муслим (№ 2750). То есть иман этого сподвижника повышался в собрании посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но затем когда он уходил к себе домой и отвлекался семейными делами, его вера падала. Он испугался, что стал лицемером. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил ему, что всему свое время понемножку. То есть, человек часть своего времени уделяет поминанию Аллаха, а часть на свою семью и мирские заботы, от которых ему не убежать. Но того времени, которое он уделяет поминанию Аллаха должно быть гораздо больше, чем времени на мирские заботы. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на это, когда сказал: «Но если ваши сердца будут такими, как в тот момент, когда вы поминаете…». Этот хадис является одним из доводов Ахли-Сунны на то, что иман (вера) человека увеличивается и уменьшается.

[12] Вид дорогой одежды.

[13] Это – ду’а за нее, чтобы ее одежда сохранилась дольше.

[14] Бухари и Муслим. Требовать возвращение своего подарка у того, кому ты его подарил является запретным в шариате из-за хадиса: «Тот, кто возвращает свой подарок, подобен собаке, которая рыгает, затем снова кушает свою рвоту». Исключением лишь является то, когда родитель возвращает себе свой подарок, который он дал своему ребенку. А довод на это – вышеуказанный хадис Ну’мана ибн Башира.

[15] То есть, на Исламе, как это пришло в других риуаятах этого хадиса.

[16] Это относится не только к маленьким девочкам, но также и к мальчикам.

[17] В этом хадисе несколько полезных моментов. Из них то, что этикет еды в шариате заключается в том, чтобы люди кушали с одной посуды, а не как принято у неверующих, что они кушают каждый из отдельной посуды. В этом многие мусульмане уподобляются этим неверным. А ведь сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто уподобится какому-либо обществу, тот из них». А также в этом хадисе — обучение тому, как надо воспитывать детей.

[18] Бухари и Муслим. Это он  сказал Абу Мусе и Му’азу, когда посылал их с призывом в Йемен.

[19] То есть надо говорить фразу «Субхан Аллах» 33 раза, «Альхамдулиллях» 33 раза и «Аллаху акбар» 34 раза. А что значит «Это лучше, чем то, что вы просили у меня»? На уроке шейх Яхья разъяснял, что под этим имеется в виду, что это поминание Аллаха укрепляет человека душевно. А душевное благополучие укрепляет его здоровье и физическое состояние с дозволения Аллаха. Поэтому это поминание лучше для них, чем слуга или служанка. 

[20] Как хорошо подметила автор. Эти слова подходят многим требующим знания, не говоря уже о простом народе. Многие из молодых требующих знания поступают в «известные исламские» университеты, как «аль-Азхар» в Египте и т.п., чтобы потом получив диплом этого университета, попытаться найти себе «хорошую» профессию в среде «религиозных» деятелей. А затем все это прикрывать тем, что он якобы так  призывает к Таухиду и Сунне, и мол другого способа призыва к Истине на сегодняшний день быть не может.

[21] Известно, что Ибн ‘Умар после этого больше не разговаривал с этим своим сыном до конца своей жизни. Он так жестко отнесся к своему сыну только из-за того, что тот воспротивился одному хадису и проявил упрямство. Наверняка если в наше время кто-то из саляфитов сделает подобное действие, то его обвинят в хаддадии, жесткости, отсутствии мудрости, торопливости и т.д.