Смута ‘Абдуррахмана Адени.

Смута ‘Абдуррахмана Адени.

Эта глава является одной из самых важных глав этой работы.

Она включает в себя разъяснение сути, истоков и результатов фитны (смуты), произошедшей в Даммадже относительно недавно, связанной с человеком, имя которому ‘Абдуррахман Адени. Важность же ее состоит в том, что именно после этой смуты, против Даммаджа ополчились многие шейхи Саудии и других стран. Именно эта смута стала причиной того, что, говоря о Даммадже, многие начали использовать слово «хаддадия», многие отказались от мысли ехать сюда и требовать здесь знания и тому подобные отрицательные последствия.

Эта смута и эти обвинения не обошли стороной также и постсоветское пространство. Поэтому, исходя из того, что до сих пор так никто и не разъяснил сути произошедших событий, я посчитал своим долгом и обязанностью подготовить эту работу и поместить в нее эту главу.

В этом я опираюсь на Слова Всевышнего Аллаха: «Так Мы разъясняем Наши знамения для того, чтобы стал ясен путь грешников» (6: 55), а также: «Чтобы погиб тот, кто погибнет при полной ясности, и остался жить тот, кто останется при полной ясности» (8: 42), а также: «Они и раньше стремились посеять смуту и представляли тебе ситуацию в перевернутом виде, пока не явилась Истина и не проявилось веление Аллаха, хотя это и было им ненавистно» (9: 48).

Подраздел 1. ‘Абдуррахман Адени до смуты.

Задолго до смуты Адени входил в преподавательский состав Даммаджа и считался в нем одной из ключевых фигур. Он, как и другие шейхи, давал различные уроки, но отличался тем, что практически не выезжал из Даммаджа с призывом. Также, всем был известно, что Адени жаловался на слабое здоровье, которое не давало ему преподавать уроки с постоянством, и если он открывал какой-либо урок, то часто являлся на него через раз.

Если же все-таки случалось, что он выезжал из Даммаджа, то, как и все остальные шейхи, предупреждал шейха Яхью о выезде, а при возвращении заходил к шейху, чтобы поприветствовать его и рассказать о том, как прошла поездка.

Подраздел 2. Изменения, произошедшие с Адени и о том, что смута замышлялась задолго до ее проявления.

Но, однажды, Адени выехал для совершения Хаджа, после чего неожиданно вернулся, прервав поездку. При этом, в поведении Адени выявились резкие изменения, которые выражались в следующем:

  1. Он стал постоянно выезжать из Даммаджа с призывом, причем на далекие расстояния, чего не делал раньше, притом, что шейх Яхья часто просил его помочь шейхам и присоединиться к ним в их выездах, но он отказывался, оправдываясь своими болезнями.
  2. Во время своего нахождения в Даммадже он стал открывать множество уроков и практически не пропускал их.
  3. Начал сближаться с людьми, с которыми до этого был в натянутых отношениях, вместе с тем, что внешне не произошло ничего, что могло бы послужить причиной этого сближения.
  4. Начал настраивать студентов против шейха Яхьи во время совместных поездок и частных бесед. Об этом свидетельствуют шейхи Тарик аль-Ба’дани, Камаль ибн Сабит аль-Адени и многие другие.
  5. До этой поездки Адени был очень бедным. Он был настолько беден, что когда хотели привести пример бедного, терпеливого человека, то приводили в пример Адени, а также и шейх Яхья часто приводил его своим братьям как пример терпения и аскетизма. В большинстве магазинов Даммаджа за ним постоянно числились большие долги. Но после этой поездки его материальное состояние резко изменилось, он одновременно расплатился со всеми долгами, через некоторое время приобрел машину и т.п. [1]

При этом, постепенно начал вырисовываться круг людей, которые начали сопровождать Адени в его поездках, собираться с ним на домах, в библиотеке и т.п.

Позже выяснилось, что все эти явления начались уже давно, но до этого не имели явного выражения. Один из студентов Абу Йусуф аль-Амрики свидетельствует, что ‘Абдуллах ибн Мур’и аль-Адени (брат ‘Абдуррахмана Адени) еще задолго до смуты сказал ему: «Сейчас есть разногласие между шейхами. Я, мой брат ‘Абдуррахман, а также шейх ‘Убейд аль-Джабири на одной стороне, а остальные шейхи на другой стороне».

А также Айман аль-Либий сообщил о том, что Абу аль-Хаттаб Тарик аль-Либий сказал ему: «‘Абдуррахман Адени откроет в Адене большой марказ. Этот марказ будет хорошо поддерживаться финансово и будет иметь большие возможности. Он будет называться «Мадинат уль-‘ильм» (город знания). И в нем, с соизволения Аллаха, решатся проблемы иностранцев. И после этого в Даммадже не останется никого«. Этот разговор имел место быть задолго до выявления смуты.

Также Абу Хатим Йусуф аль-Джазаири сообщил о том, что Уаддах аль-Адени сказал ему: «Все сильные шейхи, которых ты знаешь в Даммадже, скоро уедут в новый марказ в Адене и никого из них здесь не останется«.

Также ‘Абдуллах ибн ‘Али ар-Разихи поведал о том, что  в 1427 году (шесть лет назад) он стал участником разговора, состоявшегося в Сане в мечети «аль-Хайр». Разговор шел о том, что у определенного круга людей есть намерения построить новый марказ в Са’де (рядом с Даммаджем), и уже нашелся спонсор из Катара. Но проблема в том, что этот спонсор требует, чтобы кто-либо из ученых высказался в пользу будущего марказа. Тогда ‘Абдуллах ар-Разихи выразил мнение о том, что слов шейха Яхьи и ‘Абдульазиза аль-Бура’и будет достаточно. Но, собравшиеся разъяснили ему, что не собираются идти к этим шейхам, а пойдут к шейху Мухаммаду ибн ‘Абдульуаххабу аль-Уассаби».

Вследствие всех этих разговоров, собраний и движений, день за днем все больше и больше выявлялось разделение студентов и изменение атмосферы в марказе.

Дело дошло до того, что одна из рафидитских газет «аль-Баляг» вышла с заголовками: «Грядет раскол между Яхьей аль-Хаджури и ‘Абдуррахманом Адени». После выхода газет, Адени начал оправдываться и отмахиваться от этих заявлений, и шейх Яхья попросил его написать статью о том, что все это неправда и никакого раскола не грядет, на что Адени согласился, но в итоге так ни слова и не высказал.

Подраздел 3. Новый поворот: «тасжиль» – побуждение студентов к покупке земельных участков на месте будущего марказа и оформление документов.

Пункт 1. Сущность «тасжиля».

После всего этого в марказе появилось новое явление, неизвестное доселе [2]. Последователи Адени начали тайно предлагать тем, кому они доверяли, оформить документы на покупку участков земли в местечке «Фуюш» (рядом с Аденом), говоря, что скоро там будет построен новый марказ и все шейхи потихоньку переедут туда, и уже через некоторое время цены на землю там сильно возрастут.

Затем круг призываемых расширился, и последователи Адени перешли на тех студентов, которые считались сильными в учебе и от которых ожидались плоды в призыве. При этом их завлекали хорошими условиями, дешевой пропиской и т.п. Свидетельств этому много и я не привожу их, так как этого уже никто не отрицает.

Если же описывать этот процесс подробно, то:

  1. Адени назначил на каждой отдельной территории ответственного за оформление документов и сбор денег.
  2. Тот, кто проявлял желание купить землю, но не имел возможности заплатить, имя его записывали и давали ему определенный срок на поиск денег, а иначе имя его вычеркивали.
  3. Каждый из ответственных отсылал собранные деньги в Аден, где их получали ответственные ‘Абдуррахмана Адени.
  4. Что касается владельца земли, то с ним договорились на том, что выплатят ему задаток за всю землю, а что касается основной суммы, то владелец земли был готов подождать. Но в договоре было еще одно важное условие, которое в итоге сыграло очень важную роль. Заключалось оно в том, что если после выплаты задатка, Адени не сможет отдать оставшуюся основную сумму в положенный срок, то владелец земли забирал себе и задаток и землю, при этом Адени, его помощники и все, кто передал им деньги, остаются без ничего.

После этого, Адени и его компания набрали необходимую для задатка сумму через этих самых ответственных в разных городах, в том числе в Даммадже, где многие студенты продали свои дома, и заплатили за новые земли в Фуюше.

  1. При этом получилось так, что сотни людей, причем многие из них студенты, отдали немалые деньги за новые участки в Фуюше, даже не подозревая о том, что этим они не становятся владельцами земельных участков, а их сумма хватает лишь на задаток, и что если в дальнейшем Адени и его друзья не смогут найти оставшуюся сумму, все эти покупатели останутся и без денег и без земли, а что касается студентов Даммаджа, то они еще и без домов в Даммадже, которые они продали.
  2. И последнее из того, что осталось здесь отметить, это то, что Адени требовал с покупателей сумму на двадцать (20) процентов превышающую ту сумму, которая в действительности требовалась. Когда же все выяснилось, оказалось, что никто из студентов не знал, что платит сумму на двадцать (20) процентов превышающую необходимую [3], а Адени оправдался тем, что эти двадцать процентов собирался использовать на строительство здания марказа.

Пункт 2. Дурные последствия «тасжиля».

  1. Раскол между студентами, который вылился во вражду, взаимные обвинения и т.п.
  2. Выезд сотен студентов из Даммаджа и оставление ими требования знания.
  3. Многие продали свои дома, а также влезли в долги, чтобы вовремя отдать за землю необходимую сумму. После этого многие были вынуждены уехать из Даммаджа в Сану на заработки, чтобы вернуть долги.
  4. Многие студенты внутри Даммаджа оставили требование знания и вместо разговоров о знании все только и говорили о тасжиле. Марказ буквально кипел волнениями.

Пункт 3. Шаги, которые предпринял шейх Яхья.

После того, как тайное стало явным, шейх провел личную беседу с Адени, требуя от него прекращения тасжиля и смуты. При этом Адени пообещал, что прекратит все, что начал.

Однако, время шло, а масштабы смуты все увеличивались, тасжиль продолжался, студенты уезжали, раскол увеличивался.

Тогда шейх предпринял второй шаг, написав послание, которое было обращено к студентам, а также к Адени и его помощникам. Название послания «ан-Нусх уль-джамиль ли асхаб ит-тасжиль».

В этом послании шейх еще раз потребовал от Адени отказаться от тасжиля, а студентам советовал не включать свои имена в списки, а если имя уже было включено, то отказаться и забрать свои деньги обратно.

Этот шаг также не принес должного результата.

Тогда шейх написал более расширенное послание, в котором разъяснил вред тасжиля и назвал его «ад-Далиль ‘аля инкари ттасжиль».

Из того, что сказал в нем шейх:

  1. Огульная продажа земель приведет к тому, что в марказе Фуюш соберутся не только студенты, и не только приверженцы Сунны, а также те, кто просто хочет заработать на том, что купит дешевую землю, чтобы затем продать ее дороже, а также последователи разных течений. А законы Адена не позволят ‘Абдуррахману Адени исключить из своего марказа того, кем он недоволен, так как эти люди живут на своей земле и в своих домах.
  2. Также известно, что Фуюш является надеждоподающей торговой территорией, и вместо того, чтобы учиться, может случиться так, что люди перейдут на торговлю, что не совмещается со спокойным требованием знания.
  3. Такой путь призыва к Аллаху неизвестен среди приверженцев Сунны, так как приверженцы Сунны не начинают свой призыв со строительства огромных зданий, городков, залезая при этом в долги, собирая деньги с людей по всей стране, уводя и переманивая преподавателей и студентов из других марказов Сунны, а начинают с призыва в мечети, которая есть в населенном пункте, если же в дальнейшем требуется расширение, то оно проводится по мере необходимости и возможностей.

Шейх также отметил и другие важные моменты, расписывание которых слишком удлиннит главу.

Пункт 4. Первое собрание шейхов Йемена в Даммадже для рассмотрения вопроса Адени.

Когда последствия смуты расширились и перешли на всю страну, шейхи Йемена решили собраться и обсудить этот вопрос.

Первое собрание шейхов состоялось в Даммадже 14 ражаба 1427 года еще до отъезда Адени из марказа.

Собрание это прошло в следующем составе: Яхья ибн ‘Али аль-Хаджури, Мухаммад аль-Имам, Мухаммад ибн ‘Али аль-Уассаби, ‘Абдуллах ибн ‘Усман аз-Заммари, Мухаммад ас-Саумали, ‘Абдульазиз аль-Бура’и, Джамиль ас-Саляуи и ‘Абдуррахман Адени.

Итогом этого собрания стало то, что «все шейхи единогласно высказались  за то, что Адени совершил ошибку и поступил неправильно», вынесли решение о том, что «Адени обязан покаяться, извиниться перед шейхом Яхьей и всеми, кто оказался втянутым в фитну, а также  о том, что он обязан вернуть все деньги, которые собрал на земельные участки их владельцам».

Теперь, брат мой, предлагаю тебе приостановиться и попробовать сделать выводы из того, что ты уже прочитал.

Скажи мне, брат, если бы в твой дом пришел человек и начал настраивать против тебя твоих же детей так, что некоторые из них покинули бы тебя, а также начал бы присваивать себе их имущество обманным путем, вовлекая их в свои аферы, — как бы ты с ним поступил? Неужели ты бы спокойно сидел и помалкивал? Неужели ты не постарался бы разъяснить своим детям вред этого человека и то, что он хочет им вреда? Неужели если бы у тебя была возможность выгнать его, ты не выгнал бы из своего дома?

Обрати же внимание на то, что шейх Яхья не выгнал этого человека из  марказа, несмотря на то, что по правилам марказа, сделать это ему ничего не мешало.

И обрати внимание также и на то, что послания свои шейх Яхья начинал словами: «Нашему брату, уважаемому, почетному шейху ‘Абдуррахману Адени, а также остальным приверженцам Сунны, да сохранит вас всех Аллах…».

Также, обрати внимание и на то, что до сегодняшнего дня шейх не запрещает обучаться и обучать в марказе тем, кто не высказался за то, что Адени вышел из Сунны [4]. Шейх часто повторяет на уроках: «Я никому не запрещаю требовать знания у нас, даже если ему до сих пор не прояснилась хизбия Адени, но с условием, чтобы соблюдалась воспитанность, и не возникало никаких волнений и смут».

Теперь, скажи мне, да направит тебя Аллах ко всякому благу, если бы ты поступил с этим человеком, который пришел в твой дом, также, как поступил шейх Яхья с Адени, а потом тебя бы упрекали, что ты поступил с ним грубо, проявил чрезмерность, что ты слишком поторопился и т.п. – согласился бы ты с этим?

Посмотри же, как этот человек разделил и разбил единое сообщество суннитов, которые были на единой Истине, и раскидал их по разным частям страны, не ради Истины, а ради денег и почета. Если же ты скажешь, что он делал это не ради денег и почета, а ради призыва, то как может человек желать делать призыв, разрушая призыв остальных?! Если бы Адени действительно хотел призыва, то спокойно отправился бы в Аден, начал бы преподавание уроков в какой-либо из многочисленных мечетей Адена, в течение многих лет воспитал бы своих учеников, которые бы со временем превратились в преподавателей, а затем бы проводил расширение, если бы оно потребовалось.

Теперь, давай посмотрим, что происходило дальше.

На первом собрании Адени согласился с решением шейхов и обещал все приостановить, принести извинения и так далее, однако, на деле, он так ничего и не сделал. А знаешь ли ты, почему, брат мой?

Потому что после этого решения шейхов, большинство тех, кто передал Адени деньги на земельные участки, начали требовать свои деньги обратно, и тогда Адени попал в тупик. Это потому что денег он вернуть не мог, так как передал их владельцам земли в качестве задатка. Отдать владельцам основную сумму он также не мог, так как не имел таких денег. Приостановить тасжиль он не мог также, так как в этом случае на нем получился бы огромный долг. Шейхи же не знали об этих условиях договора между Адени и владельцами земли и думали, что деньги студентов у Адени на руках. Спасли тогда Адени два больших торговца, которые выплатили оставшуюся сумму с условием, что будут продавать землю студентам в рассрочку по более высокой цене.

Через два месяца — 27-ого рамадана — Адени уезжает в Аден, после чего на уроке после намаза ‘аср шейх Яхья делает заявление, в котором просит Адени больше не возвращаться в марказ. Несмотря на это, Адени имеет наглость требовать разрешения на возвращение, но шейх настаивает на своем.

Еще через семь (7) месяцев, видя, что ситуация не только не улучшилась, но и изменилась в худшую сторону, шейхи Йемена решают собраться во второй раз.

Пункт 5. Второе собрание шейхов Йемена в Ма’баре.

Собрание состоялось 12-ого числа месяца раби’ сани 1428-ого года в Ма’баре.

Шейхи собрались в следующем составе: ‘Усман ас-Салими, ‘Абдульмусаууир аль-‘Аруми, Мухаммад аль-Имам, ‘Абдульазиз аль-Бура’и, Мухаммад ас-Саумали, Мухаммад ибн ‘Абдульуаххаб аль-Уассаби, ‘Абдуллах аз-Заммари, ‘Абдуррахман Адени и его брат ‘Абдуллах Адени.

Решение собрания было таким: «Шейхи выражают свою благодарность шейху Яхье за те усилия, которые он прилагает для служения и защиты призыва саляфии. Это потому что он не говорит из побуждений зависти, злобы, а также не говорит из желания вывести кого-либо из круга Сунны безосновательно, но говорит только из ревности за Сунну и ее приверженцев».

Самое интересное, что Адени ставит подпись под этой бумагой.

После этого Адени и те, кто с ним, натворили много делов, из которых можно назвать то, что отобрали более 15 мечетей и земельных участков под мечети по всему Йемену у приверженцев Сунны, направив на их имамов правоохранительные органы [5]. Также, Адени ездил по шейхам Йемена и Саудии, выставляя себя перед ними жертвой, а шейха Яхью тираном, который выгнал его из марказа и больше не пустил его туда.

После этого еще через восемь (8) месяцев шейхи решили собраться в третий раз.

Пункт 6. Третье собрание шейхов Йемена в Худейде, результаты которого стали удивительными.

Шейхи собрались в следующем составе: ‘Абдуллах аз-Заммари, Мухаммад аль-Имам, ‘Абдульазиз аль-Бура’и, Мухаммад ибн ‘Абдульуаххаб аль-Уассаби, и ‘Абдуррахман Адени.

Собрание состоялось 5-ого мухаррама 1429 года.

Результатом этого собрания стала бумага, из которой здесь я приведу следующий отрывок:

«Шейх ‘Абдуррахман Адени объявляет о своей непричастности ко всем, кто будет плохо отзываться о шейхе Яхье и о марказе Даммаджа. Кто будет порочить их, тот в ответе за себя, а ‘Абдуррахман не имеет к нему причастности».

Адени опять подписался под этой бумагой.

Однако, кроме этого, эта бумага содержала в себе еще некоторые немаловажные моменты. Когда до шейха Яхьи дошел этот документ, он прокомментировал его в послании «ат-Танбихат уль-муфида ‘аля баян иль-машаих ас-садира мин аль-Худейда» («Полезные замечания на решение шейхов, принятое в Худейде»).

Я приведу из него некоторые отрывки:

Сказал шейх Яхья аль-Хаджури: «Ваши слова в документе: «Шейхи приложили усилия к тому, чтобы прекратить отрицательные явления, возникающие между двумя сторонами» – в этих словах указание на то, что я и Адени являемся двумя сторонами, и что от обеих сторон исходят отрицательные явления. В этих словах нет нужды, так как они создают  впечатление того, что в произошедшем виноваты обе стороны».

Ваши слова: «‘Абдуррахман Адени объявляет о своей непричастности к тем, кто сеет волнения, наговаривая на Даммадж и шейха Яхью» – такое разделение – ошибка, зачем делить и говорить Даммадж и шейх Яхья, ведь никто никогда не делил и не говорил: «Даммадж и шейх Мукбиль». Нет разницы между шейхом и марказом. Те же, кто делит между мной и марказом, некоторые из них делают это, не замечая этого, а некоторые добиваются этим дурных последствий». [6]

Также ваши слова: «Обе стороны должны приостановиться от выпуска посланий и кассет, разъясняющих позицию каждый своей стороны». К этим словам у меня несколько замечаний:

  1. Насколько мне известно, с самого начала смуты, Адени и те, кто с ним, до сих пор не выпустили ни одного послания или кассеты в свою защиту. Это потому что смута является делом их рук, и чем же они будут защищать свои деяния, если довод не на их стороне?!
  2. Те послания и кассеты, которые мы выпускаем, содержат разъяснение деяний и смуты, которые творят Адени и те, кто с ним, и в их выходе польза для мусульман. Так почему же мы должны умалчивать об Истине? Итогом этого пункта станет то, что мы приостановим выход наших разъяснений и при этом окажемся из тех, кто умалчивает об Истине и не порицает дурное, в то время как Адени, как ничего не выпускал, так и не будет выпускать.

Ваши слова: «Шейхи Сунны, среди которых шейх Яхья и шейх ‘Абдуррахман должны стремиться к тому, чтобы простить друг друга». Эти слова указывают на то, что в случившемся виноваты обе стороны, но Истиной является то, что во всем виноват ‘Абдуррахман, как вы сами признали это, а также признал это и он сам, на первом собрании шейхов в Даммадже. Если бы вы сказали: «Мы просим шейха Яхью, чтобы он простил шейха Адени», то это было бы правильно, а что касается Адени, то за что он должен меня прощать?!»

Также шейх обратил внимание на другие моменты этого документа, но их расписывание слишком затянет главу.

Обрати же внимание, брат мой, как собрание шейхов Йемена признало то, что вину за случившуюся смуту несет на себе исключительно Адени, а также признал это сам Адени и подписался под этим, а также под тем, что: «Адени обязан покаяться, извиниться перед шейхом Яхьей, а также всеми, кто оказался втянутым в фитну».

Также, обрати внимание на то, что чуть больше, чем через год, собрание шейхов выносит решение о том, что, оказывается, Адени должен стремиться к тому, чтобы простить шейха Яхью.

Так что же изменилось за год так, что собрание изменило свое решение и взгляды? Может быть то, что Адени и его последователи совершенно подлым образом отобрали за это время у приверженцев Сунны несколько мечетей и земельных участков, или то, что последователи Адени, от которых он отказался: «сеяли волнения, наговаривая на Даммадж и шейха Яхью»? [7]

Я раскрою тебе секрет этого, брат. Дело в том, что за это время Адени совершил много поездок внутри Йемена, а также в Саудию, где он ездил от одного шейха к другому, пытаясь выставить себя жертвой, переворачивая ход событий с ног на голову, прибегая в этом ко лжи и коварству [8]. Это потому что Адени прекрасно понимал, что для того, чтобы обелить себя и внешне очиститься от своих злобных деяний, ему нужно всего лишь перетянуть на свою сторону шейхов Йемена, а еще лучше шейхов Саудии, и тогда шейху Яхье не останется ничего, кроме как констатировать, что все эти шейхи тоже ошибаются вместе с Адени. Итогом же станет то, что шейх Яхья «порочит всех ученых», «считает, что все нововведенцы, кроме него одного», «что нет в Йемене из саляфитов никого, кроме него», что «Яхья уже перешел все границы так, что начал порочить уже даже такого-то и такого-то шейха», что «он возомнил себя тем, к кому нужно возвращаться при разногласиях» и т.п. [9]

Убедиться же в том, что Адени добился всего этого наилучшим образом, ты можешь, почитав слова, приведенные Абу Бакром Татарстани от 17.10.2011:

«Если человек внимательно посмотрит на ту смуту [10], которую развел Йахья Хаджури [11],  как она развивалась до того момента, когда она перешла все границы, то увидит много удивительного [12]. То, как Хаджури и его ученики препираются, защищая свои заблуждения, не пренебрегая ничем на своем пути, убирая и опорочивая любого, кто не будет согласен с ними [13].

Из тех вещей, которыми он отличился это то, что он превзошел Фалиха Харби в ругани салафитских ученых, стремясь опорочить одного за другим [14], посчитав, что ученые ошиблись тогда, когда сделали опровержение на них, возомнив, что у ученых не было на это никакого довода.

В эти дни мы видим, как Хаджури и его приспешники делают всяческие нападки на ученых, не делая при этом никаких исключений и этого уже достаточно, чтоб понять степень их заблуждений».

Что касается остальных слов, приведенных Абу Бакром, то комментарии к ним, с соизволения Аллаха, еще придут далее по работе.

Если же ты скажешь, брат мой: «Как ты можешь так смело заявлять о том, что Адени прибегал ко лжи и хитрости?!», то ответом тебе будет следующее:

Через некоторое время после третьего собрания, ‘Абдуррахман Адени выпустил послание на нескольких страницах, под названием «ат-Та’ликат ар-радыя ‘аля джауаби ‘ани иль-Джами’а аль-Ислямия». Среди того, что он там написал, было следующее: «И здесь я записываю свое свидетельство, которым я свидетельствую из религиозных побуждений, отдавая себе отчет в том, что Всевышний Аллах спросит меня об этом свидетельстве: «Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены», и говорю в этом свидетельстве: «Клянусь Всемогущим Аллахом в том, что с того времени, как я начал требовать знания и по сегодняшний день, я не знаю никого, кто причислен к знаниям и праведности, кто был бы более грешным в споре, более злобным, более лживым, увертливым и коварным, чем Яхья ибн ‘Али аль-Хаджури».

Обрати же внимание, брат, что  эти слова он написал в официальном послании, зная, что оно будет распространено по всем информационным каналам, и это после того, как в Даммадже, Ма’баре и Худейде подписал то, что подписал.

А из того, что он подписал и признал и согласился с этим:

  1. «Шейхи выражают свою благодарность шейху Яхье за те усилия, которые он прилагает для служения и защиты призыва саляфии. Это потому что он не говорит из побуждений зависти, злобы, а также не говорит из желания вывести кого-либо из круга Сунны безосновательно, но говорит только из ревности за Сунну и ее приверженцев».
  2. «Шейх ‘Абдуррахман Адени объявляет о своей непричастности ко всем, кто будет плохо отзываться о шейхе Яхье и о марказе Даммаджа. Кто будет порочить их, тот в ответе за себя, а ‘Абдуррахман не имеет к нему причастности».

И после того, как он признал все это, он выпустил вот такое вот свидетельство!

Также, брат, обрати внимание на то, в насколько тяжелой форме он дает эту клятву, используя аяты из Книги Аллаха и используя Имена Всевышнего.

И неужели после этого ты будешь сомневаться в том, что  этот человек способен использовать любой обман и коварство, чтобы обелить себя перед шейхами и опорочиь марказ и его шейха?!

Пункт 7. Почему нельзя приписывать фитну шейху Яхье аль-Хаджури?

После того, как ты узнал, что все шейхи Йемена признали, что фитну начал Адени, и именно он несет ответственность за ее последствия, а также согласился с этим и сам Адени, у тебя может возникнуть предположение: «Фитна не перешла бы в столь серьезные масштабы, если бы шейх Яхья промолчал и не стал бы вмешиваться. Значит, шейх Яхья является непосредственной причиной если не зарождения, то разжигания фитны и увеличения ее масштабов».

Ответ: Разъяснение подобного сомнения частично было затронуто мною в работе о «Маулиде». Суть ответа заключается в нескольких пунктах:

  1. Как тебе известно, брат мой, одной из всеобщих основ нашей религии является обязанность порицания порицаемого, причем порицать его необходимо не откладывая, по единогласному мнению ученых Ислама.
  2. Исходя из этого, шейх Яхья, а также и другие шейхи выполнили свою обязанность и разъяснили мусульманам о том вреде, который на них надвигается.

Теперь вопрос: Как должна была поступить порицаемая сторона? Она должна была перестать совершать дурное и  вернуться к Истине, а не углубляться в ложное еще глубже. Если же эта сторона все-таки не отказывается от совершения дурного, а, наоборот, увеличивает его совершение, то именно эта сторона несет ответственность за продолжающуюся смуту.

Для большей ясности приведем пример: жили себе курайшиты спокойно, совершали себе свое многобожие, как вдруг пришел к ним посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им многобожие и приказал единобожие. При этом курайшиты отказались отойти от ложного, более того, еще сильнее ухватились за него и начали активнее к нему призывать. После этого произошло разделение людей, произошла вражда, ненависть, войны, смерти, горе людей, распады браков и т.п. Вот теперь ответь мне, брат мой: все это является злом или добром? Ответ: все это зло. Вопрос: А кто в этом зле и горе виноват? Здесь возможны два ответа:

  1. Во всем виноват посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как если бы он спокойно жил и никого не трогал, не было бы всего этого горя.
  2. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в чем не виноват, так как он выполнил то, что выполнить был обязан, а виноваты во всем курайшиты, так как после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им порицаемое и приказал одобряемое, они отказались от этого и еще глубже вцепились в свое заблуждение, начав распространять его везде, где только можно.

Правильным ответом является ответ второй, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не несет абсолютно никакой вины за те войны, горе, смерти, распады семей и т.д., которые произошли по причине отказа курайшитов отойти от дурного.

То же самое здесь. Те шейхи, которые разъяснили суть фитны, предупредили людей об опасности, порицали дурное, а затем и предостерегали от Адени и всех, кто поддерживает его в этой смуте, не несут никакой ответственности за разделение братьев в «Йемене, Европе, Ливии, Марокко, Индонезии».

А иначе у нас получится абсурд. Ведь получится так, что вину взял на себя тот, кто выполнил свою шариатскую обязанность (уажиб), а тот, кто совершил грех, ни в чем не виноват!!!

Сказал имам аль-Му’аллими: «Аяты Корана побуждают нас к установлению религии, к упрочению на ней, к тому, чтобы крепко схватиться за нее, к следованию по прямому пути. Поэтому тот, кто крепко идет по прямому пути, не несет вины за то дурное, которое может возникнуть по пути!! И не его действия становятся причиной разделения и разногласия. Но вину за все эти явления несет тот, кто отклоняется с прямого пути!!! Это потому что выход с этого пути запрещен ему, а следовать по нему он обязан!» («аль-Каид ‘аля тасхих аль-‘акаид» с. 242).

Также сказал имам Абу Исхак аш-Шатыби: «Победоносная община, которой являются «приверженцы Сунны», находится под приказом враждовать с приверженцами нововведений, разгонять их, и наказывать того, кто склоняется на их сторону. Обладатели знания предостерегали от того, чтобы сидеть с ними и сопровождать их. Но как же быть с тем, что это наверняка приведет к вражде и ненависти?! Но, мы скажем, что вину за это понесут те, кто откололся от единой общины!! Это за то, что именно они пошли не путем верующих. И на нас не будет лежать вины за наше проявление вражды. Как же вина будет на нас, если мы выполняем свою обязанность, враждуя с ними, а им приказано вернуться в единую общину и приказано с нами дружить?!». («аль-И’тисам» 1/120).

Исходя из этого, ты понял, что приписывание фитны шейху Яхье и его ученикам является несправедливостью.

Если же ты скажешь, что шариатская обязанность порицания этой смуты не так явна, ведь есть еще понятие взвешивания пользы и вреда, и, возможно, что молчание привело бы к дурнм последствиям, но не такого масштаба. То ответом тебе на это будет то, что масштабы надвигающейся смуты были огромны, на что указывают многие факторы: сотни людей оставивших требования знания, волнения и вражда, а также слова, которые я приводил тебе ранее:

Слова Абу аль-Хаттаба Тарика аль-Либий: «‘Абдуррахман Адени откроет в Адене большой марказ. Этот марказ будет хорошо поддерживаться финансово и будет иметь большие возможности. Он будет называться «Мадинат уль-‘ильм» (город знания). И в нем, с соизволения Аллаха, решатся проблемы иностранцев. И после этого в Даммадже не останется никого».

Также слова Уаддаха аль-Адени: «Все сильные шейхи, которых ты знаешь в Даммадже, скоро уедут в новый марказ в Адене и никого из них здесь не останется».

Это говорит о том, что еще задолго до проявления смуты планы ее зачинателей были серьезные, а не ограничивались лишь небольшими проблемами и беспорядками.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Само по себе в этом нет никакой проблемы, я привожу здесь это лишь для того, чтобы перечислить изменения, которые все разом и одновременно вдруг произошли с Адени.

[2] Точнее, что-то подобное делал Салих аль-Бакри, однако не в таких размерах.

[3] О незнании студентов поведал ответственный за распределение уроков в Даммадже – Абу Умама ‘Абдуллах аль-Джахдари, который разговаривал с этими студентами об этом.

[4] И на той стадии развития смуты, о которой мы сейчас говорим, и сам шейх Яхья также не выводил Адени из Сунны.

[5] Я перечислю названия некоторых из этих мечетей:

  1. Мечеть «имама аль-Албани» в районе «бейт ‘ияд» области Ляхж. Ее забрали 2/9/2007. Но затем, когда простой народ узнал, что ее забрали обманным путем, силой изгнали нового имама и вернули старого.
  2. Мечеть «аль-Бухари» в деревне «аль-Мухалля» области Ляхж. Ее имама посадили в заключение, посредством правоохранительных органов и лишили права имамства и проповедничества через духовное управление.
  3. Земельный участок под мечеть «Ахлю Сунна» в городе «‘Итк». Некоторые из последователей Адени, сначала пытались забрать себе бумаги на строительство под предлогом того, что нашли спонсора, когда же это не получилось, пытались забрать документы, под предлогом строительства медресе для женщин. А в итоге выкупили землю прямо перед этим участком и построили на ней свою мечеть, чтобы мечеть «Ахлю Сунна» не могла спокойно вести свой призыв.
  4. Мечеть «Ибрахим аль-Халиль» в Ляхже, некоторые из последователей Адени собирали подписи простого народа, чтоб изгнать имама с мечети, но в итоге все закончилось провалом.
  5. Мечеть городка «Шабуа», имам этой мечети был вынужден покинуть пост после давления, которое на него оказали.
  6. Мечеть «‘Умара ибн аль-Хаттаба» в местности «аль-Кидам», ее забрали, задействовав духовенство.
  7. Земельный участок под мечеть «аль-Ансар». Его отобрали через духовенство, и вернуть его так и не получилось.
  8. Мечеть в деревне «аль-‘Айн» также в Шабуа.
  9. Мечеть «аль-Хакк» в округе «Басатин» Аденской области. Ее забрали, задействовав местную полицию.

Знай же, брат мой, что прибегание к помощи правоохранительных органов, или к помощи государства против приверженцев Сунны, это старая дорога нововведенцев. Еще имам аш-Шатыби в своей книге «аль-И’тисам» (1/285-287) назвал это одним из признаков нововведенцев. А также шейх уль-ислам Ибн Теймия, как об этом упоминает шейх Салим аль-Хиляли в книге «Муназарат аимату ссаляф» (с. 56-57).

[6] И, действительно, в последнее время часто говорят: «Что касается марказа, шейхов и студентов, то они сунниты, саляфиты, а что касается шейха Яхьи, то он хаддадит» и  т.п. фразы. Этим самым добивается цель того, что люди приостанавливаются от поездки в Даммадж для требования знания, говоря: «Как я буду учиться в саляфитском марказе, если шейх его хаддадит?!» или: «Как я буду учиться у шейхов, которые знают, что шейх марказа хаддадит (т.е. мубтади’) и не порицают его, а наоборот потакают и умалчивают?!» Так вот, такое деление непозволительно и является неправильным,  так как если поразмышлять над ним поглубже, из него вытекает множество дурных выводов. Что касается меня, то я могу засвидетельствовать, что шейх, студенты марказа, а также его преподаватели находятся на единых убеждениях и на одном манхадже. Поэтому либо всех нужно называть саляфитами, либо всех обозвать хаддадитами.

[7] Из их волнений можно привести некоторые факты. Каждый год один из ответственных за процесс призыва в Даммадже Зейд аль-Яфи’и отбирал из студентов Даммаджа более ста человек для того, чтобы распределить их по мечетям области Яфи’ в месяц Рамадан. Эти студенты каждый год проводили в этих мечетях уроки, проповеди, вели таравих намазы. Так продолжалось до 1428 года. После этого некоторые из последователей Адени неоднократно звонили Зейду аль-Яфи’и с угрозами о применении насилия, если он возьмется за распределение студентов из Даммаджа по мечетям Яфи’а, а также настраивали простой народ на то, чтобы они не принимали этих студентов в своих мечетях. Итогом стало то, что большое количество студентов вернулись обратно, после того, как их не пустили в более чем десять мечетей.

Также из деяний Адени и его последователей то, что каждый раз, как в какой-либо мечети Йемена объявлялась проповедь кого-либо из студентов или шейхов Даммаджа, они тут же развешивали объявления о том, что в противоположной мечети в это же время пройдет другая проповедь, уже сторонников Адени. Если была объявлена лекция кого-то из больших шейхов Даммаджа, то в противоположной мечети объявляли проповедь самого Адени или его брата ‘Абдуллаха.

[8] Здесь я приведу лишь некоторые факты этого.

Для того, чтобы создать впечатление того, что ученые в этой фитне на их стороне, они звонили многим шейхам Саудии с просьбами провести телефонные уроки и проповеди по разным мечетям Йемена. В 1428 году они обращались с этой просьбой к шейху Ахмаду ан-Нажми, к шейху Раби’у аль-Мадхали. В 1429 году звонили с этими просьбами к шейху Гудаяну, шейху Зейду ибн Хади аль-Мадхали, к шейху Сулейману Абу аль-Хейль и ‘Абдулла аль-Бухари. Также на сайте так называемого «дар уль-хадис» города Шихр висела информация о том, что они звонили с этими просьбами к шейх Фаузану, шейх Мухаммаду ибн Хади аль-Мадхали, Мухаммаду ибн ‘Абдилля аль-Имаму, ‘Абдульазизу аль-Бура’и и все они вежливо отказались.

Также передал шейх ‘Абдульхаким ар-Рейми, что ‘Адиль ибн Мансур поведал ему, что Абу аль-Хаттаб ал-Либий звонил шейху ‘Абдулла аль-Бухари, и задавал ему вопросы, содержащие в себе обвинения в адрес шейха Яхьи, но ‘Абдулла аль-Бухари отказался отвечать, сославшись на то, что шейх Раби’ отказался отвечать на подобные вопросы. Брат ‘Адиль Мансур передал об этом непосредственно от шейха ‘Абдуллаха аль-Бухари.

Также одним из примеров этого то, что 3-его шаууаля в мечеть «Сунна» в Сане приехал микроавтобус, из которого вышли люди и начали раздавать в мечети листочки, громко говоря: «Лекция шейха Раби’а, лекция шейха Раби’а…». Сказал брат Джабри аль-Малики о том, что он решил посетить эту проповедь, но когда вышел, увидел, что автобус подготовленный для этого, вмещал лишь 15 человек. Когда же они добрались до мечети, где должна была проходить телефонная проповедь шейха Раби’а, оказалось, что проповедь ведет не шейх Раби’ а совершенно неизвестный человек. Таким образом, все, кто не поместился в автобус, решили, что шейх Раби’ действительно давал проповедь по телефону в мечети последователей Адени.

[9] Также, подтверждением того, что идея выставить шейха чрезмерствующим, хаддадитом, не считающимся ни с кем, идущим по пути Фалиха Харби, идея развести вражду между шейхом Яхьей и другими шейхами и т.п. зародилась еще задолго до проявления смуты, являются многочисленные свидетельства разговоров, которые ходили еще задолго до известных событий. Сказал Салим Мухриз: «Шейх Яхья в своих наставлениях идет не по правильной дороге, но идет по дороге Фалиха аль-Харби». Об этих его словах засвидетельствовали Абу аль-‘Аббас Лютфи, Са’ид ибн Саляма, Закария Мардуф. Сказал Хани ибн Брек брату Хани аль-Куэйти: «Мы говорим о Хаджури, подготавливая этим почву для того, чтобы ученые начали говорить о нем». Сказал Санад аль-Джауна: «Шейх Раби’ начнет порицать шейха Яхью шестого шаууаля». Эти слова засвидетельствовал Джамаль Гусн. Сказал Абу Бакр Шейба: «Хаджури будет принесен в жертву шестого шаууаля». Об этом засвидетельствовал Салим аль-Ляхжи от Ахмада Шейба от его брата Абу Бакра. Сказал ‘Абдулла ибн Мар’и: «Между шейхами будет фитна. Когда она наступит, будьте с учеными Саудии». Эти слова от ‘Абдуллаха аль-Мар’и передал Мухаммад аль-Кусейри.

[10] Эти слова ‘Абдуллаха аль-Мусалими: «Если человек внимательно посмотрит» – оставляют в голове читателя крепкую мысль: «Значит все, кто защищает Даммадж, просто невнимательно изучили вопрос». Так кто же изучил эту смуту внимательнее, студенты и шейхи Даммаджа, которые пережили эту смуту с начала и до конца и видели ее своими глазами или те, кто находился и находится за пределами Даммаджа?!

[11] Так как же Яхья развел эту смуту если все шейхи, и в том числе Адени, признали то, что ее развел Адени и его друзья?!

[12] После того, как ты почитаешь эту работу дальше, брат мой, ты действительно увидишь много удивительного.

[13] Не так, брат Абу Бакр, Истина разъясняется людям. Неужели шестилетнюю фитну и все, что за это время произошло, ты хочешь преподнести вот так вот, в трех строчках?! Зачем эти обобщенные выражения?! Что значит «Хаджури и его ученики»? Знаешь ли ты, что каждый день перед шейхом сидит более пяти тысяч человек, в числе которых множество уважаемых шейхов и крепких требующих знание. Среди которых много тех, кто выучил Коран и многие из сборников хадисов. Среди них много мухаджиров, оставивших свои земли, семьи и имущество. В то время, когда ты приводил слова этого аль-Мусалими, многие из них сидели перед шейхом и перенимали от него знания, затем, действуя по этому знанию, погибли под танковскими и минометными обстрелами, защищая эту землю – землю свободного Таухида и Сунны, и защитили ее и прогнали врага, с соизволения Всевышнего Аллаха. Среди них те, кто потерял своих грудных детей во время блокады, по причине того, что не нашел ничего, чем мог бы их прокормить. И вот так вот просто ты обобщил шейха и его учеников, которые «препираются, защищая свои заблуждения»??! А не боишься ли ты, что я, как один из учеников шейха, приду к тебе в один из дней и буду требовать от тебя перед Всевышним, чтобы ты разъяснил мне мои «заблуждения, за которые я препираюсь»? И что значит: «Не пренебрегая ничем, на своем пути»? а что значит: «Убирая и опорочивая любого«? Если же ты скажешь мне, что многие из студентов Даммаджа возвращаются в Россию и порочат ученых направо и налево, то ведь ты не настолько глуп, чтобы подражать тому, кого считаешь неправым.

[14] Вероятно, автор этих слов забыл о том, что:

  1. Фалих аль-Харби считает, что читать и изучать книги Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни (автор «Фатх уль-Бари»), а также имама ан-Науауи, является запретным, более того, эти книги подлежат сожжению. Что же касается шейха Яхьи, то он каждый день уже более десяти лет после ‘асра и магриба читает своим ученикам «Фатх уль-Бари» Ибн Хаджара и «Шарх Сахих Муслима» имама ан-Науауи.
  2. Фалих аль-Харби порочит Мухаммада ибн ‘Абдульуаххаба ат-Тамими ан-Наджди. Сказал Фалих в кассете «Хум уль-хауаридж аль-марика» (2-ая кассета, сторона А): «И он (Мухаммад ибн ‘Абдульуаххаб) не сделал ничего, абсолютно ничего. Тот, кто имеет заслугу перед призывом – это правитель, и именно правитель поднял знамя единобожия, он — тот, кто защитил призыв и помог ему».
  3. Фалих аль-Харби порочил шейха аль-Албани и шейха Раби’а, говоря, что они мурджииты (кассета «аль-Баян уаль-уасф фи бид’атиль уакф», сторона Б).
  4. Фалих аль-Харби сказал про шейха Ибн ‘Усаймина: «Ибн ‘Усаймин сам не знает, что выходит из его головы».
  5. Сказал про шейх Мукбиля: «Из его качеств — глупость (сафах) и тупость (хамк)», а также: «Он даже не стал требующим знание», а также: «Он должен выйти из того заблуждения, в котором находится», а также: «Мукбиль не стоит и ногтя из ногтей пальцев ноги».

И также автор этих слов, вероятно, забыл о том, что шейх Яхья был одним из первых, кто писал опровержения Фалиху аль-Харби.