3-ий аят

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-nasih-mansuh-mannan

Третий аят

(на самом деле не является отмененным)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь». — [Сура аль-Бакара, аят 183].

Ас-Суюты в книге «аль-Иткан» указал на то, что этот аят отменен (мансух) другим аятом, где Аллах Всевышний сказал:

﴿ أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ ﴾

«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста [в месяц Рамадан]». — [Сура аль-Бакара, аят 187].

Ведь, первый аят указывает [согласно мнению ас-Суюты] на то, что в нашем посте и в посте наших предшественников присутствует общая черта: запрет принимать пищу и вступать в половую близость с супругами после сна. [1] Об этом сказал ибн уль-‘Араби.

Однако обладатели знания разногласили в этом вопросе.

Первое мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений, ибо тем из них, кто проспал время разговения, было запрещено принимать пищу и питье, а также вступать в половую близость.

Ибн Аби Хатим в своём толковании передал это мнение по следующей цепочке передатчиков: рассказал мне мой отец [Абу Хатим], которому рассказал ‘Иса ибн Зияд ар-Рази, которому рассказал Яхъя ибн ад-Дарис, которому рассказал Абу Джа‘фар ар-Рази от ар-Раби‘а ибн Анаса, который передал от того, кто рассказывал от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Так вот передается, что ибн ‘Умар сказал насчет слов Всевышнего «вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам»: «Предшествующим поколениям было предписано следующее: если кто-то из них совершил вечернюю молитву, а затем заснул, то для него становились запретными еда, питье и супруга до вечерней молитвы следующего дня».

Цепочка передатчиков этого сообщения является слабой. Что касается Абу Джа‘фара ар-Рази, то ученые разногласят относительно него, но более правильное мнение состоит в том, что он является слабым передатчиком. К тому же передатчик от ибн ‘Умара неизвестен. — [Так как ар-Раби‘а ибн Анас не назвал того человека, который передал ему слова ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом].

Сказал ибн Аби Хатим: «Это мнение передаётся также от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу аль-‘Алии, ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, Муджахида, Са‘ида ибн Джубейра, Мукатиля ибн Хаяна, ар-Раби‘а ибн Анаса и ‘Ата [ибн Аби Муслима] аль-Хурасани». — [См. «Тафсир ибн Аби Хатим». 1/305].

Второе мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней. Это мнение заключается в том, что предшествующие поколения так же обязаны были соблюдать пост в месяце Рамадан.

Ибн Аби Хатим передал в своём толковании Корана (№ 1625) со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах предписал пост в месяце Рамадан и тем общинам, которые были до вас».

Но среди передатчиков этого хадиса Абу ар-Раби‘ – один из жителей Медины, который является неизвестным (маджхуль). Также среди передатчиков этого хадиса ‘Абдуллах ибн аль-Уалид ат-Туджиби аль-Мисри, хадисы которого являются слабыми. — [Следовательно, хадис не является достоверным].

Это мнение передаётся также от аш-Ша‘би, Катады, аль-Хасана [аль-Басри] и ас-Судди, и именно это мнение посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари]. 

Сказал аль-Куртуби: «Это мнение выбрал (также) ан-Нуххас». — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/274].

Третье мнение ― аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община. [2] Речь не идёт о схожести во времени поста или в формах его соблюдения.

Сказал аль-Хафиз [ибн Хаджар]: «Это – мнение большинства ученых». — [См. «Фатх уль-Бари», 4501].

Сказал Абу Бакр ибн уль-‘Араби: «Точно можно утверждать лишь о том, что в аяте идёт сравнение только относительно обязательности поста. [3] Что же касается остальных возможных толкований, то относительно их правильности знает только Аллах». — [См. «Ахкаму-ль-Куран», 1/75].

Сказал ибн уль-Джаузи: «Слова Всевышнего [вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам] не указывают на сравнение количества дней, или формы соблюдения поста, или времени его соблюдения. Поистине, аят указывает только лишь на сам пост. А, значит, аят следует понимать так: вам предписано соблюдать пост так же, как было предписано соблюдать пост и им.

Такое понимание передаётся от ибн Аби Лейли, а также на него указал ас-Судди, аз-Заджадж и аль-Кады абу Йа‘ля. И я не видел ни одного глубокого знатока толкования Корана (тафсира), который выбрал бы иное мнение. И именно это мнение является правильным. Именно поэтому, аят ни в коем случае не является отменённым». — [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 202-203][4]

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  В начале ислама человек соблюдал пост до захода солнца, как и сейчас. Но существовало одно отличие: в начале ислама человек мог есть, пить и вступать в половую близость после захода солнца только вплоть до ночной обязательной молитвы (‘иша). А новый пост начинался уже после этой ночной обязательной молитвы (‘иша). Следовательно, пост длился почти сутки.

И было еще одно тяжелое отличие от нашего поста: если человек уснул и встал уже после захода солнца, то ему вообще запрещалось есть, пить и вступать в половую близость, даже если время ночной обязательной молитвы (‘иша) еще не наступило.

Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс ибн Сырма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Горе тебе!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот аят: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…”. И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”».

Передал аль-Бухари, 1915.

[2] В таком случае аят следует переводить следующим образом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам».

[3]  То есть: пост обязателен для нашей общины так же, как он был обязателен для предшествующих общин.

[4]  Заключение

Относительно этого аята существует три мнения:

Первое мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений. Приверженцы этого мнения заявили, что аят был отменен.

Второе мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней.

Третье мнение – аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община.

Правильным является третье мнение.