8-ой аят

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-nasih-mansuh-mannan

Восьмой аят

(отменён полностью)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لِّأَزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ ﴾

«Если кто-либо из вас (о, мужчины) скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли». — [Сура аль-Бакара, аят 240].

ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا ﴾

«Если кто-либо из вас (о, мужчины) скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней». — [Сура аль-Бакара, аят 234].

Также ас-Суюты сказал: «Что касается необходимости завещания со стороны мужа, то это постановление отменено аятами о наследстве. Что же касается пребывания вдовы в доме мужа в течение года, то некоторые посчитали, что это постановление осталось действительным, а некоторые – посчитали, что оно отменено».

ас-Суюты упомянул сразу три шари‘атских постановления.

1 ― ‘Идда [1] вдовы в течение года.

Это постановление было отменено словами Всевышнего:

﴿ وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا ﴾

«Если кто-либо из вас (о, мужчины) скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней». — [Сура аль-Бакара, аят 234].

О том, что это постановление было отменено, заявило большинство обладателей знания. В частности, об этом сказали Абу Бакр ибн уль-‘Араби в книге «Ахкаму-ль-Куран», 1/207; аль-Куртуби в книге «аль-Джами‘ ли ахками-ль-Куран», 3/226-227; хафиз ибн Касир в своём толковании Корана [см. толкование аят № 240 из суры «аль-Бакара»]. Также об этом сказали хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», 8/194; аш-Шаукани в книге «Фатх уль-Кадир», 1/259; аль-Касими в книге «Махасин ут-Тауиль», 3/292, и многие другие обладатели знания.

Но некоторые обладатели знания посчитали, что этот аят является действительным, а не отмененным. Они сказали, что Аллах Всевышний сначала повелел женщине выжидать четыре месяца и десять дней [в аяте № 234 из суры «аль-Бакара»], а затем Он повелел мужу добавить к этому сроку еще семь месяцев и двадцать дней [в аяте № 240 из суры «аль-Бакара»]. Следовательно, если женщина желает, она может жить в соответствии с завещанием мужа [год], а если желает – может вернуться к своим родственникам через четыре месяца и десять дней. Аллах Всевышний сказал об этом:

﴿ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ ﴾

«[Пусть их] не прогоняют. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха». — [Сура аль-Бакара, аят 240].

Это мнение передаётся от Муджахида. — [См. «Сахих аль-Бухари», 4531]. Также это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибн Теймия, как об этом сказано в книге «Тафсир» ибн Касира.

Но правильным кажется – а Аллах знает лучше – мнение первое. Именно это мнение посчитали правильным ибн Джарир [ат-Табари], ибн уль-‘Араби, ибн ‘Абд уль-Барр, аль-Куртуби, и другие обладатели глубокого знания.

А доказательством является то, что передаёт аль-Бухари в своём достоверном сборнике под номером  4530:

Сообщается, что ибн аз-Зубейр сказал: ― Однажды, я спросил ‘Усмана ибн ‘Аффана о словах Всевышнего «если кто-либо из вас (о, мужчины) скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли»: «Поистине, этот аят отменен другим аятом. Почему же вы оставили его в Коране?!» Тогда ‘Усман ответил: «О, сын моего брата, я не стану ничего менять местами в Коране».

Более того некоторые обладатели знания передали единогласное мнение (иджма‘) относительно отмены этого аята.

Сказал аль-Кады ‘Ийад: «Утвердилось единогласное мнение относительно того, что необходимость пребывания вдовы в доме мужа в течение года отменена аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях». — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 3/226].

Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Ученые не разногласят в том, что необходимость пребывания вдовы в доме мужа в течение года отменена аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях». — [См. «аль-Фатх», 9/493; «аль-Истизкар», 18/225].

2 ― Обеспечение вдовы из имущества супруга в течение года.

Это постановление было отменено аятами о наследстве.

Сказал Абу ‘Умар ибн ‘Абд уль-Барр: «Что же касается завещания о пребывании вдовы в доме супруга в течение года и её обеспечении из его имущества, то некоторые обладатели знания посчитали, что это постановление отменено аятами о наследстве. Об этом заявило большинство ученых Хиджаза. [2] Что же касается учёных Ирака, то они посчитали это постановление отмененным из-за хадиса: ″Нет завещания для тех, кто итак получает наследство″. — [Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 6/87-99]Следовательно, согласно этим двум мнениям, постановление об обеспечении вдовы из имущества супруга является отмененным».

Передаётся, что [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал о том, что аят [№ 240 из суры аль-Бакара] отменен аятами о наследстве, ибо согласно аятам о наследстве вдовам полагается либо четвертая часть из наследства покойного супруга, либо – восьмая часть. Что же касается пребывания вдовы в доме покойного супруга в течение года, то это постановление отменено аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях.

У этого сообщения со слов [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, есть три цепочки передатчиков.

Первая цепочка: передал Абу Дауд (№ 2298), которому рассказал Ахмад ибн Мухаммад аль-Маррузи, которому рассказал ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Уакыд от своего отца, а тот – от Йазида ан-Нахуи, от ‘Икримы, который передал эти слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Все передатчики здесь являются надежными и достойными доверия, кроме ‘Али ибн аль-Хусейна. Его посчитали слабым Абу Хатим и аль-‘Укейли. Но ан-Насаи сказал: «В нём нет проблем».

Вторая цепочка: передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 5; стр. 255] от аль-Мусанны, который слышал от ‘Абдуллаха ибн Салиха, который слышал от Му‘авии ибн Салиха, а тот – от ‘Али ибн Аби Тальхи, который передал похожие слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Эта цепочка передатчиков является слабой (да‘иф), так как в нёй присутствует ‘Абдуллах ибн Салих, который был писарем у аль-Лейса. Этот ‘Абдуллах ибн Салих является слабым передатчиком по более правильному мнению.

К тому же ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Третья цепочка: передал ибн Аби Хатим (№ 2390) от аль-Хасана ибн Мухаммада ибн ас-Саббаха, который слышал от Хаджаджа ибн Мухаммада, а тот передал от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн ‘Ата, которые передали от ‘Ата, который передал эти слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Эта цепочка передатчиков является слабой (да‘иф). Ведь, [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж не заявил о том, что он слышал это сообщение непосредственно от ‘Ата. На самом же деле он вообще ничего не слышал от ‘Ата. — [Именно поэтому ибн Джурейдж сказал: «…от ‘Ата…», но не сказал: «Я слышал, как ‘Ата сказал», и тому подобное].

Что же касается ‘Усмана ибн ‘Ата [аль-Хурасани], то он вообще является очень слабым передатчиком (да‘иф джиддан).

К тому же ‘Ата [ибн Аби Муслим аль-Хурасани] ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Но из-за всех этих цепочек сообщение от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, становится годным для приведения в качестве довода, если пожелает Аллах.

Сказал ибн Аби Хатим, приведя эти слова ибн ‘Аббаса: «Слова об отмене этого аята передаются также от Абу Мусы аль-Аш‘ари, ибн аз-Зубейра, Муджахида, Ибрахима [ан-Наха‘и], ‘Ата [ибн Аби Рабаха], аль-Хасана [аль-Басри], ‘Икримы, Катады, ад-Даххака, Зейда ибн Асляма, ас-Судди, Мукатиля ибн Хаяна, ‘Ата аль-Хурасани и ар-Раби‘а ибн Анаса».

Сказал Абу Бакр аль-Джассас: «Обладатели знания единогласны в том, что постановление о завещании относительно обеспечения и проживания вдовы в доме покойного супруга в течение года является отмененным, если она не беременна. Что же касается беременной вдовы, то относительно обеспечения её деньгами из имущества покойного супруга ученые разногласят». — [См. «Ахкам аль-Куран», 2/119].

Мне кажется более правильным – а Аллах знает лучше – что беременной вдове также не полагается материальное обеспечение из имущества покойного супруга. Это – мнение Малика, аль-Ауза‘и, Абу Ханифы, а также одно из мнений, передаваемых от Ахмада [ибн Ханбаля]. Также это – одно из мнений, передаваемых от аш-Шафи‘и.

Также это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, от Джабира ибн ‘Абдуллаха, от ‘Ата, от аль-Хасана [аль-Басри], от Са‘ида ибн аль-Мусейиба и ‘Икримы. Всё это от них передал ‘Абду-р-Разакъ с достоверными цепочками передатчиков. Исключением являются лишь слова Джабира ибн ‘Абдуллаха, которые передаются по слабой цепочке передатчиков.

Однако некоторые обладатели знания посчитали, что беременную вдову необходимо обеспечивать из имущества покойного супруга. Это – одно из мнений, передаваемых от Ахмада [ибн Ханбаля] и аш-Шафи‘и. Также это мнение [Суфьяна] ас-Саури, аль-Хасана ибн Салиха и других.

Также это мнение передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Умара, [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда, ‘Али [ибн Аби Талиба], Шурейха и Ибрахима [ан-Наха‘и]. Всё это от них передал ‘Абду-р-Разакъ с достоверными цепочками передатчиков. Исключением являются лишь слова [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда и ‘Али [ибн Аби Талиба], которые передаются по слабым цепочкам передатчиков. — [См. «аль-Мугни», 11/405; «Ахкам аль-Куран», (5/359-360), аль-Джассаса].

3 ― Пребывание вдовы в доме покойного супруга в течение года.

Это постановление было отменено аятами о наследстве.

Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Завещание о пребывании вдовы в доме покойного супруга в течение года было отменено. [Это мнение абсолютно всех ученых], а противоречили им только лишь ибн Аби Наджих и Муджахид, которых никто не поддержал в этом. Никто из мусульманских ученых (ни из числа сподвижников, ни из числа их последователей) не сказал (насколько я знаю), что вдова должна пребывать в доме покойного супруга больше четырех месяцев и десяти дней. К тому же ибн Джурейдж передал от Муджахида мнение, подобное мнению всех остальных ученых. Следовательно, единогласное мнение в этом вопросе утверждено и разногласие исчезло».

Ибн ‘Абд уль-Барр имеет в виду вдову, которая не осталась беременной после смерти супруга. Что же касается беременной вдоды, то уже было сказано выше, что относительно неё среди ученых существует разногласие.

Некоторые обладатели знания сказали, что вдова обязана пребывать в доме покойного супруга в течение четырех месяцев и десяти дней.

Они привели в довод хадис, который передают Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи ибн Маджах и Ахмад по следующей цепочке передатчиков: Са‘д ибн Исхак ибн Ка‘б ибн ‘Уджра передаёт от своёй тети Зейнаб бинт Ка‘б, что та слышала от Фурей‘и бинт Малик, которая была сестрой Абу Са‘ида аль-Худри.

Фурей‘а сказала: «Однажды, мой муж направился на поиски своих рабов…», и начала рассказывать историю, среди прочего рассказав о том, что его убили. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Пребывай в своём доме, пока не пройдет срок (то есть: ‘идда)».

Зейнаб бинт Ка‘б ибн ‘Уджра – её положение в передаче хадисов неизвестно (маджхуля аль-халь), поэтому хадис является слабым.

Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и также назвал этот хадис слабым в своих примечаниях в книге «Тафсир ибн Касир», 1/548.

Если хадис является слабым, то получается, что родственники мужа не обязаны держать её в своём доме даже в течение четырех месяцев и десяти дней.

И более правильно, что и это постановление [о пребывании вдовы в доме покойного супруга в течение года] также является отмененным. А Аллах знает лучше!

В заключении можно сказать, что этот аят [№ 240 из суры «аль-Бакара»] отменен полностью со всеми его постановлениями. [3]

Сказал аль-Хафиз ибн Джарир: «Более правильное мнение, на мой взгляд, заключается в том, что Аллах Всевышний сначала постановил, чтобы вдовы после смерти мужей пребывали в их доме в течение года, и получали материальное обеспечение из имущества, остановленного мужьями, в течение года. Наследникам покойного мужа было запрещено выгонять вдову из жилища её мужа в течение года. Если же вдовы сами уйдут жить в другое место, то наследники умершего не заслужат никакого греха.

Затем Аллах Всевышний отменил постановление о материальном обеспечении вдовы в течение года, ниспослав аяты о наследстве».

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] ‘идда — период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням для женщины после смерти мужа; или исчисляемый по трём менструальным циклам для женщины после развода. Во время этого периода женщина не имеет права снова выходить замуж. Продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными факторами.

[2]  Хиджаз — название горной цепи, которая тянется вдоль побережья Красного моря.

[3]  В данном аяте содержится сразу три постановления и все они отменены.

Первое постановление — ‘идда  вдовы в течение года. Это постановление отменено другим аятом, в котором сказано о том, что вдова после смерти мужа выжидает не год, а четыре месяца и десять дней.

Второе постановление — обеспечение вдовы из имущества супруга в течение года. Это постановление было отменено аятами о наследстве. Поэтому родственники покойного мужа не обязаны обеспечивать его жену, так как ей уже досталась доля из его наследства.

Третье постановление — пребывание вдовы в доме покойного супруга в течение года. Это постановление также было отменено аятами о наследстве. Поэтому родственники покойного мужа не обязаны предоставлять его жене жильё в течение года.