Заступничество

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

http://darulhadis.ws/01-dostatochnost-v-ubezhdeniyah/

Заступничество [1]

Приверженцы Сунны убеждены и веруют в то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за всех [людей и джиннов] в День Воскресения. Это – общее заступничество. Также он будет заступаться за грешников из своей общины, и тогда они будут выведены из Огня после того, как сгорят в нём.

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах (обязательно) давал ответ и с которым он обращался к Аллаху, я же хочу придержать свою мольбу для заступничества за свою общину в мире ином». [2]

Сообщается также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «(Однажды) я спросил: ″О посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День Воскресения?″ (В ответ) посланник Аллаха, r, сказал (мне): ″О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём″». [3] Передал аль-Бухари.

Хадис о заступничестве (шафа‘а) в длинном виде передают Абу Бакр ас-Сиддык [4], ‘Абдуллах ибн ‘Аббас [5], ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн уль-Хаттаб [6], Анас ибн Малик [7], Хузейфа ибн уль-Йаман [8], Абу Муса ‘Абдуллах ибн Кайс [9], Абу Хурайра [10] и другие.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]  Есть несколько видов заступничества.

1 – Общее великое заступничество – этот вид заступничества не отрицает никто из тех, кто относит себя к Исламу. Это заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который будет заступаться перед Аллахом за людей и джиннов, чтобы начался Суд. Именно это и есть «достохвальное место», о котором сказано в словах Всевышнего: «Быть может, Господь твой возведет тебя на достохвальное место». (Сура аль-Исра, аят 79).

2 – Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай – это также даровано только пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он – первый, перед кем распахнутся райские врата, а его община войдет в Рай раньше остальных общин. Именно об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы — последние (по времени из общин), (но) в День воскресения (мы станем) первыми, (кто войдет в Рай)».

аль-Бухари, 876; Муслим, 855.

3 – Заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба – чтобы тому было облегчено адское наказание. Абу Талиб умер неверующим и будет одним из обитателей Огня. Но дело в том, что он оказывал помощь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока был жив, хотя и не принял Ислам.

Поэтому это заступничество касается только Абу Талиба. А остальным неверующим не поможет ничье заступничество, как сказал об этом Всевышний: «Заступничество заступников не поможет им». (Сура аль-Муддассир, аят 48).

Вместе с тем нужно заметить, что Абу Талиб не выйдет из Огня, ему просто будет облегчено адское наказание.

Следующие виды заступничества дарованы не только пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но и другим пророкам, а также ангелам и праведным людям.

4 – Заступничество за обитателей Рая, чтобы поднялась их степень в Раю.

5 – Заступничество за тех, кто заслуживает Огня, чтобы они вошли в Рай.

6 – Заступничество за тех, кто вошел в Огонь, чтобы они вышли из Огня.

Заступничество возможно только при наличии двух условий:

1 ― Позволение Аллаха тому, кто заступается.

Аллах Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Сура аль-Бакара, аят 255).

Никто не сможет заступиться за кого-то, если этого не позволит Аллах Всевышний.

2 ― Довольство Аллаха тем, за кого заступаются, а Аллах доволен только единобожниками.

Аллах Всевышний сказал: «Заступничество заступников не поможет им [неверующим]». (Сура аль-Муддассир, аят 48).

А также: «Они [ангелы] заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним». (Сура аль-Анбийа, аят 28).

Также в одном из аятов Аллах Всевышний упомянул сразу два этих условия, сказав: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (Сура ан-Наджм, аят 26).

[2]  аль-Бухари, 6304, 7474; Муслим, 198.

[3]  аль-Бухари, 99, 6570.

[4]  Ахмад, 1/4-5; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», № 751, 812  (2/349, 381). Цепочка передатчиков является хорошей.

[5] Ахмад, 1/281; ат-Тайалиси в «Муснад», стр. 353. Цепочка передатчиков является слабой, т.к. в ней передатчик по имени ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан.

[6]  аль-Бухари, 4718.

[7]  аль-Бухари, 4476; Муслим, 193.

[8]  Муслим, 195.

[9]  ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», № 819 (2/389); ‘Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 20865. Цепочка передатчиков является достоверной.

[10]  аль-Бухари, 3361, 3340, 4712; Муслим, 194.