Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/001-glava-vodah-vopr/
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Список правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
1. Книга очищения (тахара).
1. Глава о водах.
1. Вступление
2. Виды воды — 2 вида – тахур (чистая и очищающая) и наджас (нечистая).
3. Омовение тем, что выжато из чистых веществ (как, напр. из корней деревьев) – не узаконено, но если то, что выжато полностью соответствует свойствам воды и называется водой, то омовение этим узаконено.
/Омовение водой, которая смешалась с чистым веществом, поменяла свойства и название – не узаконено, т.к. это уже не вода, а напр. чернила или бульон и т.п.
/Омовение водой, в которой сварили чистое, и вода изменила свойства и название – не узаконено.
4, 5. Омовение водой, в составе которой то, от чего невозможно избавиться (минералы) – узаконено единогласно.
/Вода, к которой добавлена земля или песок – омовение ею узаконено, если вода течет по органам тела и не сильно загустела от песка.
/Вода, изменившаяся из-за нахождения рядом с чем-либо чистым – узаконено без разногласий.
/Вода, поменявшая одно из ее свойств из-за смешения с чем-либо чистым – омовение ею узаконено.
6. Омовение набизом – не узаконено, т.к. это не вода.
Набиз – настойка из фиников. Берут воду и кладут в нее финики, затем оставляют их в ней на определенное время, и эта вода превращается в настойку (гуще воды). Затем убирают финики до того, как он начнет опьянять, и пьют этот набиз.
7. Вода с измененными свойствами из-за застаивания, а не перемешивания с чем-либо — узаконено. Основа в воде – чистота.
Довод на 3-7 вопросы — Слова Аллаха:
«Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду». — [25:48].
А также слова Всевышнего:
«(Если вы) не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землей [таяммум]». — [5:6].
Пока вода называется водой и не изменила одно из свойств из-за попадания в нее нечистоты, то омовение ею узаконено.
8. Мертвечина моря разрешена к употреблению – мертвечина тех животных, которые не способны жить, кроме как в воде.
9. Омовение водой моря – узаконено.
Довод на 8-9 вопросы — хадис со слов Абу Хурейры о том, что однажды сподвижники спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о воде моря, и он сказал:
«Его вода чистая и его мертвечина дозволенная». (Четверо). Достоверный.
Примечание: хадис Абу Умамы аль-Бахили марфу’ан:
«Поистину, ничто не превращает воду в нечистоту, кроме того, что победило ее запах, вкус и цвет». (Ибн Маджа) – недостоверный. В нем: Ришдин ибн Са’д – очень слабый, к тому же ошибся, и правильно, что он по дороге Рашида (راشد ) ибн Са’да в виде отосланного (мурсаль). Об этом сказали Абу Хатим и ад-Даракутни (см. «аль — ‘Иляль» Ибн Аби Хатим и др. источники).
Но пришел хадис Абу Са’ида марфу’ан:
«Поистине, вода является чистой и ничто не превращает ее в нечистоту» (Трое и Ахмад). Достоверный из-за поддерживающих цепочек.
В нем: ‘Убейдуллах ибн ‘Абдиллях ибн Рафи’, а некоторые сказали: ‘Убейдуллах ибн ‘Абдиррахман ибн Рафи’ – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). Но его поддерживает похожий хадис Ибн ‘Аббаса (Ахмад, ан-Насаи). Достоверный. В нем: Суфьян ас-Саури передает от Симака ибн Харба (до запутывания). И его передача (а также Шу’бы) от него достоверная. А передача Симака ибн Харба именно от ‘Икримы – запутанная. Симак принимал подсказки. А что касается его передачи от других, то она годная (салих), но не достоверная.
10. Что такое «куллятейн» и каков его объем – бочки местности Хаджар (рядом с Мединой). Объем двух таких бочек примерно 220-250 литров. 1 кирба около 45 литров. Одна кулля около 2,5 кирбы.
11. Большое или малое количество воды, смешанное с нечистотой (наджас) – если вода изменила одно из своих свойств, тогда нечистота (наджас), а иначе чистая, очищающая (тахур).
12. Мало воды смешалось с нечистотой (наджас), но не поменяла свойств – чистая, не наджас.
13. Жидкости, кроме воды, становятся ли нечистотой (наджас) при смешении с нечистотой – если поменяют одно из своих свойств, то превращаются в нажас, а иначе нет (как вода).
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан
«…если жир жидкий, то не приближайтесь к нему». (Ахмад, Абу Дауд) – больной (му’аль). В нем: Ма’мар ибн Рашид ошибся как в иснаде (правильно, что это — хадис Меймуны), так и в матне (сохраненный матн придет ин шаа Аллах в «Книге торговли»). И больным этот хадис назвали аль-Бухари, Абу Хатим, ат-Тирмизи и др. (см. «аль — ‘Иляль аль-Кабир» ат-Тирмизи, «аль — ‘Иляль» Ибн Абу Хатима и ад-Даракутни).
14. Омовение водой, нагретой на солнце – омовение ею узаконено.
15. Омовение водой, нагретой на огне — омовение ею узаконено.
16. Омовение водой зам-зама, а также водой из колодцев Хиджра (в районе Табука) – омовение водой зам-зама узаконено без всякой нежелательности, а водой из колодцев Хиджра – неузаконено и недействительно.
Довод на вопросы 14-15, а также о воде «Зам-зама» – отсутствие довода на запрет. А если вода нагрета так сильно, что невозможно совершать омовение совершенным образом, тогда нежелательно.
Довод относительно колодцев Хиджра – хадис Ибн ‘Умара о том, что им было приказано вылить то, что они набрали из колодцев, и скормить верблюдам тесто, которое замесили, используя эту воду (Согласованный). Это – явный хадис на запрет.
17. Купание (гусль) от полового осквернения (джанаба) в стоячей воде – запрещено.
Довод – хадис со слов Абу Хурейры марфу’ан:
«Пусть никто из вас не купается (гусль) в стоячей воде тогда, как он находится в половом осквернении (джунуб)». (Муслим).
18. Действительно ли очищение (гусль) оскверненного (джунуб) в стоячей воде – нет.
Довод – вышеупомянутый хадис. В нем запрет направлен на саму сущность действия. Правило фикха — «Запрет влечет за собой недействительность». Доводы на это правило – см. уроки по «Правилам фикха».
19. Мочиться в стоячую воду – запрещено. Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую воду, которая не бежит, так как затем ему понадобится купаться в ней (гусль)». (аль-Бухари).
20. Испражняться в стоячую воду – запрещено и хуже, чем мочится в нее.
21. Мочиться в текучую воду – макрух (нежелательно). Нежелательно из-за того, что это может привести к загрязнению воды.
22. Очищение мужчины водой, оставшейся в сосуде после омовения женщины – макрух (нежелательно).
23. Очищение женщины водой, оставшейся в сосуде после омовения мужчины – макрух (нежелательно).
Довод на 22-23 вопросы – собирание между хадисами. Запрет – хадис неназванного сподвижника (мубхама):
«Пророк запретил брать гусль женщине той водой, которая осталась от мужчины, и мужчине той водой, которая осталась от женщины. И пусть черпают воду вместе» (Абу Дауд, ан-Насаи). Достоверный (шейхи аль-Альбани и Мукбиль).
Дозволено – хадис Ибн ‘Аббаса:
«После того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел взять гусль этой водой, одна из его жен сказала: «Я была в состоянии большого осквернения». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, вода не становится от этого нечистотой» (Хороший хадис – Четверо, кроме ан-Насаи).
Он по дороге Симака от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса, но у этого хадиса есть риуаят по дороге Суфьяна ас-Саури от Симака со словом: «Поистине, вода не становится нечистотой».
Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал гусль той водой, которая осталась после Меймуны». (Муслим) – отклоненный (шазз). В нем: сомнение ‘Амра ибн Динара в том, кто ему передал. А в другом месте приходит без сомнений, но в иснаде слабые передатчики. К тому же, этот хадис противоречит хадису Меймуны.
24. Очищение мужчины и женщины из одного сосуда одновременно – разрешено.
Довод – хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Меймуна брали гусль из одного сосуда (Согласованный – от нее). А также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал гусль вместе с ‘Айшей.
25. Омовение водой, однажды использованной при омовении или купании (гусль) – узаконено. Довод – отсутствие довода на запрет. Вода остается на своей основе чистоты и очищения.
26. Собака и ее слюна – собака не наджас, а ее слюна — нечистота (наджас). Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан:
«Очищение посуды одного из вас, если ее полизала собака – чтобы он помыл ее 7 раз, в первый раз песком» (Муслим).
Слово «Очищение…» указывает на то, что ее слюна – нечистота.
Примечание: добавкой: «и пусть выльет воду» — уединился ‘Али ибн Мусхир (шазз). Сказал Ибн Хаджар: «Сказал ан-Насаи: Я не знаю, чтобы кто-то поддержал ‘Али ибн Мусхира в этой добавке». («аль-Фатх»). Шейх Ибн Хизам в «Фатх уль — ‘Аллям» привел слова других имамов о том, что эта добавка не является сохраненной. А слово у ат-Тирмизи: «в последний или в первый раз песком» — несохраненное, а у ат-Тахауи в «Шарх уль-Ма’ани» пришло без сомнения: «в первый раз». И эта версия сохраненная, ведь его без сомнения передала целая группа передатчиков, в противоречие аль-Му’тамиру ибн Сулейману, который сам в свою очередь передал хадис с сомнением и без него. И пришел хадис ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля марфу’ан: «Если собака полизала сосуд одного из вас, то помойте его семь раз, а в восьмой раз посыпьте песком» (Муслим).
Примечание: если слюна собаки – нечистота, не обязательно, что и сама собака (ее шерсть и тело) непременно должна быть нечистотой.
27. Все ли собаки равны в постановлении о нечистоте – да. Довод — слово хадиса общее, объемлет всех собак.
28. Мытье посуды после собаки семь раз – обязательно (уажиб).
29. Обтирание посуды, в которую полакала собака, землей – обязательно (уажиб).
30. Когда необходимо обтирать посуду землей после лакания собаки – лучше всего в 1-ый раз, но можно в один из семи раз, также можно в восьмой раз, опираясь на хадис Абдуллаха ибн Мугаффаля.
31. Как необходимо обтирать посуду землей – сначала смешиваешь землю с водой, затем обтираешь сосуд полученной смесью.
32. Можно ли использовать мыло или порошок вместо земли – нет.
Довод – шариат повелел использовать землю. И причина этого – «только из-за поклонения» (та’аббудия). И подобные очищающие средства были во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А Аллах сказал:
«И Господь твой не забывчив [ничего не забывает]». — [19:64].
33. Если собака полакала в посуду несколько раз – достаточно помыть 7 раз. Также если несколько собак полакали в одной посуде. Это как если бы одна собака полакала в ней долго.
34. Если собака полакала воду не из сосуда – эту воду нельзя назвать наджасом с уверенностью, но возможность этого допускается, т.к. слюна собаки — нечистота (наджас) и не имеет вкуса, цвета или запаха, а, значит, не может изменить свойств воды.
35. Собака облизала что-либо твердое, не жидкое – необходимо отбросить это место и то, что вокруг него, а остальное считается чистым.
Довод – хадис Меймуны о том, что однажды люди спросили о мыше, которая попала в жир и умерла в нем. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Выбросьте ее и то, что вокруг нее, и ешьте его». (аль-Бухари). Этот хадис в полном виде придет ин шаа Аллах в «Книге торговли».
36. Вода, которая была в посуде, в которую полакала собака — эту воду нельзя назвать нажасом с уверенностью, но возможность этого допускается, т.к. слюна собаки нажас и не имеет вкуса, цвета или запаха, а, значит, не может изменить свойств воды. Поэтому лучше избегать этой воды для малого омовения и т.п., но если нет другой воды, то ин шаа Аллах можно ее использовать, ведь мы не можем с уверенностью заявить, что эта вода – наджас. Это касается также вопроса 34.
37. Можно ли мыть посуду после собаки водой, которая была в посуде при лакании – нет. Добавка: «пусть выльет ее» — слабая, но достоверно пришло, что Абу Хурейра приказывал выливать эту воду, если хочешь помыть посуду (ад-Даракутни). А он — передатчик хадиса про собаку. К тому же, в этой воде есть сомнение.
38. Остальные части тела собаки – нечистые (наджас) или чистые (тахир) — чистые (тахир). И если она засунет свою лапу и т.п. в сосуд с водой, то не является обязательным мыть этот сосуд от нечистоты. Но если из-за чистоты, то ничего страшного. К тому же, есть вероятность того, что ее слюна попала на части тела.
39. Нечистоты, кроме слюны собаки, моются ли семь раз – нет. Главное удалить нечистоту. Можно использовать землю, но не как поклонение, а то будет нововведением (бид’а).
40. Нужно ли мыть посуду после собаки незамедлительно – нет, но если есть возможность того, что кто-то может эту посуду использовать, то нужно помыть ее сразу. Потому что нет вреда посуде от того, что на ней есть нечистота.
Слова: «Очищение посуды одного из вас» указывают на то, что нужно мыть ту посуду, которую мы используем. И этим иссключается посуда животных (кошки, собаки и т.д.)
41. Обязательно ли вылить воду из посуды, в которую полизала собака – да.
42. Слюна свиньи – чистая, не нажас.
Это — мазхаб Малика, который противоречит мазхабу большинства. Довод — отсутствие довода на нечистоту ее слюны. Кроме как если она поела что-то из нечистоты, а затем полакала воду в посуде, то она может измениться из-за наджасы. А что касается аята (смысл):
«Скажи (о, Посланник): «В том, что дается мне откровением (от Аллаха), я не нахожу запретным для питающегося то, чем он питается, если только это не будет мертвечина [животное, которое умерло, не будучи зарезанным], или вытекшая (из животного) кровь, или мясо свиньи, потому что это – скверна». — [25:48].
Этот аят не является явным доводом на то, что сама свинья (а не мясо) является нечистотой. А основа относительно животных, в том числе и свиньи – чистота (не наджас).
43. Вода, оставшаяся в посуде, после лакания кошки – чистая.
Довод – Хадис Абу Катады о кошке марфу’ан:
«Она не является нечистотой, но она из тех, кто кружит вокруг вас» (Четверо). Достоверный.
Основа в животных – чистота. Если она поела нечистоту, то ответ такой же, как про свинью.
44. Вода, оставшаяся в посуде, после лакания хищников – чистая.
45. Вода, оставшаяся в посуде, после питья осла или мула – чистая.
46. Вода, оставшаяся в посуде, после лакания животных, мясо которых употребляется в пищу – чистая.
47. Вода, оставшаяся в посуде, после питья лошади – чистая.
Довод на 44 – 47 вопросы – отсутствие довода на то, что она становится нечистотой.
Примечание: приведение хадиса Ибн ‘Умара (куллятейн) о том, что однажды люди спросили о воде, которая остается после питья хищников, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Если воды больше, чем куллятейн, то она переносит нечистоту», то этот довод на загрязнение воды путем питья хищников не явный.
48. Нечистота кала человека – нечистота единогласно.
49. Нечистота мочи человека – 1) Взрослого – нечистота единогласно. 2) Грудного мальчика – нечистота с разногласием (Дауд аз-Захири). Этот вопрос придет ниже (104) с доводами.
50. Обязательно ли очищать землю именно водой – нет. Если нечистота была удалена любым способом (солнце, песок и т.п.), то земля чистая.
Примечание: шейх уль-Ислам в «Маджу’ уль-Фатауа» 21 т./475 стр. сказал, что запрещено использовать еду и питье для удаления нечистоты без нужды из-за того, что в этом есть исраф (расточительство). Этого же мнения придерживался шейх ’Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»). А также пришел запрет на кости и навоз (еда джиннов – мусульман). Значит едой людей нельзя тем более.
51. Обязательно ли откапывать землю в месте нечистоты или достаточно мытья – нет, не обязательно.
Довод – хадис Анаса: «Однажды один бедуин помочился в мечети, и тогда люди стали порицать его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. А когда он закончил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал вылить на это место сосуд воды» (Согласованный). И в хадисе пришел приказ налить воду, и не было приказано сподвижникам выкопать землю и т.п.
52. Брызги воды, которую налили на нечистоту (наджас) – чистые, но если вода изменила одно из свойств, то нажас.
53. Моча и навоз животных – 1) Животные, мясо которых можно употреблять в пищу – их моча и навоз не наджас. 2) Мясо которых нельзя употреблять в пищу – нечистота (наджас).
Основа в моче и кале – нечистота. Довод – 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан:
«Большинство наказания в могиле из-за мочи» (аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. Внешне его иснад соответствует условиям аль-Бухари и Муслима. Но Абу Хатим и ад-Даракутни порицали его в виде марфу’, а аль-Бухари посчитал марфу’ достоверным («аль – ‘Иляль аль-Кабир» имама ат-Тирмизи). Его поддерживает хадис Анаса (Ибн Аби Хатим), в котором есть разногласие мурсаль он или маусуль. Иснад его достоверный. Таким его назвал шейх аль-Альбани. А также хадис Ибн ‘Аббаса (ад-Даракутни, аль-Хаким) – слабый. В нем: Абу Яхья аль-Каттат
2) Кияс уль-ауля (аналогия — «Тем более»): если моча человека нечистота, то моча животных тем более. Исключением является моча и навоз животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу.
Доводы – 1. Хадис Анаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал пить молоко и мочу верблюда (Согласованный)
2. Хадис Джабира ибн Самуры о том, что однажды люди спросили: «Можно ли совершать намаз в загоне для баранов?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да» (Муслим).
3. Тауаф на верблюде в «аль-Харам» (Согласованный).
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан «Остерегайтесь мочи, ведь поистине, большинство наказания в могиле из-за нее» (ад-Даракутни) — слабый. В нем: Мухаммад ибн ас-Саббах ас-Самман. Сказал про него аз-Захаби в «аль-Мизан»: «Неизвестен, и его сообщения отвергаемые».
54. Мертвечина рыбы и саранчи – чистая, не нажас.
55. Можно ли употреблять в пищу селезенку и печень (в сыром виде) – да.
Довод на 54 и 55 вопросы – хадис Ибн ‘Умара:
«Нам было дозволено два вида мертвечины и два вида крови. Два вида мертвечины – саранча и рыба, а два вида крови – селезенка и печень» (Ахмад, Ибн Маджа) — слабый в виде марфу’ (поднятый до пророка, да благословит его Аллах и приветствует). В нем: сын Зейда ибн Асляма – ‘Абдуррахман (слабый единогласно), но достоверный в форме маукуф (слова сподвижника). И его постановление — марфу’, потому что Ибн ‘Умар сказал: «Нам было дозволено…».
56. Мертвечина не рыбы, не саранчи, не человека и не насекомых – нечистота.
Основа в мертвечине – нечистота. Довод – от Ибн ‘Аббаса марфу’ан:
«Если шкуру продубить, то она становится чистой (тахир)» (Муслим).
Слова: «Становится чистой» указывает на нечистоту мертвечины. Также есть единогласное мнение на нечистоту мертвечины.
Примечание: Слова Аллаха (смысл): «Вам была запрещена мертвечина и кровь…», то в этом аяте указание на то, что мертвечина запретна, но нет указания на то, что она — нечистота.
57. Труп человека – мусульманина и неверующего – чистый, не нажас.
Довод относительно мусульманина – общность хадиса:
«Поистине, мусульманин не становится наджасом».
Неверующий – пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ‘Али похоронить своего отца. А также событие в день «битвы при Бадре». И при том, что все они были многобожниками, не пришло приказа остерегаться прикосновения к их телам.
58. Мертвечина насекомых, в которых нет движущейся крови – чистая, не нажас.
Основа в любой мертвечине – нечистота (наджас). И чтобы исключить что-либо, нужен довод. У нас нет явного довода относительно насекомых, у которых нет движущейся крови, но можно провести аналогию (кияс) на саранчу, ведь у нее также нет движущейся крови. К тому же, если взять мнение, что мертвечина насекомых – нечистота (наджас), тогда в этом будут большие затруднения в жизни людей.
59. Вода и еда, в которую попала муха и умерла – чистая. Обычно мертвечина насекомых не может поменять одно из свойств воды или еды, поэтому она чистая.
Примечание: приведения в довод хадиса Абу Хурейры марфу’ан:
«Если муха попадет в стакан одного из вас, то пусть обмокнет ее, а затем вытащит, ведь поистине, на одном из ее крыльев есть яд, а на другом изцеление» (аль-Бухари и др.) неправильно, ведь он не явный. Потому что возможно она не умерла. А также, потому что муха не может сделать воду и еду нечистотой за такой короткий промежуток времени, даже если умерла в ней. У этого хадиса есть добавка: «И поистине, она защищается (выставляет вперед – прим. пер.) тем крылом, на котором есть болезнь» (Абу Дауд) – слабая сама по себе. В ней: в передаче Мухаммада ибн ‘Аджляна от Са’ида аль-Макбури от Абу Хурейры есть слабость. Слабой ее назвали Яхья аль-Каттан и ан-Насаи. Но ее поддерживает хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Поистине, она выставляет вперед яд, и задерживает исцеление» (Ахмад, Ибн Маджа). Достоверный.
60. Часть тела, оторванная от живого животного, кроме рыбы, саранчи и человека – нечистота, потому что это уже стало мертвечиной.
Примечание: хадис со слов Абу Уакида ал-Лейси марфу’ан: «То, что было отрезано от животного, в то время как оно еще было живым – мертвечина» (Абу Дауд, ат-Тирмизи) – недостоверный. В нем: ‘Абдуррахман ибн ‘Абдиллях ибн Динар – слабый, к тому же, он противоречил Сулейману ибн Билялу (крепкому), который передал его в виде отосланного хадиса (мурсаль) от ‘Ата ибн Аби Рабаха.
61. Часть тела, оторванная от живого человека, рыбы, саранчи – чистая. Ведь их мертвечина чистая.
62. Волосы, шерсть и пух, состриженные с живого животного – чистые, не нажас. Потому, что эти вещи (шерсть, пух, рога, когти и т.п.) не описываются понятием «жизнь».
Примечание: нет разницы между шерстью скота, который употребляется в пищу, и который не употребляется в пищу.
63. Благовония, произведенные из живой газели, и часть тела животного, отрубленная на охоте – чистые.
Довод — это было известно у арабов во время ниспослания шариата, и шариат не запретил это.
Примечание: во время ведения подобной охоты при ударе по животному нужно произносить имя Аллаха (бисмиЛлях).