Название:
Рекомендуемый порядок прослушивания лекций
Автор книги:
Руслан абу Ибрахим Татарстани
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаху, а также его семейству, сподвижникам и всем, кто последовал за ними наилучшим образом до самого Судного Дня.
А затем:
Как известно, требование шариатских знаний строится на определенных основах и постулатах. Одним из этих важных постулатов является то, что изучение научных книг должно происходить по определенному, верному порядку, который не рекомендуется нарушать.
Соблюдение этого порядка способствует тому, что материал научных книг хорошо усваивается обучающимся студентом, а число непонятных моментов или вопросов книги резко сокращается.
Это потому, что обладатели знания обычно выстраивают определенную последовательность преподнесения материала каждой науки. Подобно тому, как это происходит сегодня в школах – ученик сначала изучает материал учебника первого класса, и только затем второго, и только затем третьего. Если же первоклассник начнет процесс обучения с изучения учебника шестого класса, затем перейдет на учебник третьего класса, а затем на учебник пятого, то он не только не достигнет успеха, но, возможно даже решит, что эта наука не поддается его пониманию.
Примерно то же самое происходит в научных книгах шариатского знания.
В книге первого уровня разбираются, например, 50 вопросов определенного предмета. Обычно это бывают самые основные и нужные вопросы науки, без которых понимание этой науки вообще не представляется возможным. Также, в первой книге эти 50 вопросов обычно разбираются вкратце, лишь для общего представления и понимания.
Затем, когда требующий знания освоит эту книгу, он переходит ко второй книге данной науки. В этой второй книге приходит разбор уже, к примеру, 120 вопросов так, что 50 вопросов первой книги тоже упоминаются в этой второй книге, но их изучение происходит уже более детально и глубоко. Плюс к этим старым вопросам, добавляется разбор еще целой группы вопросов, которые могут быть вытекающими из вопросов первой книги, или же совсем новыми вопросами.
Затем, когда требующий знания освоит данную вторую книгу – он переходит на книгу третьего этапа и т.д.
Обычно, после изучения 4-5 ступеней определенной науки, студент во многом становится способным к тому, чтобы изучать остальные книги науки уже самостоятельно, лишь иногда обращаясь к обладателям знания.
В связи с этим, а также тем, что многие из тех, кто задает вопросы на электронную почту сайта darulhadis.ws интересуются порядком прослушивания лекций, которые выложены на сайте, возникла необходимость написания этого краткого разъяснения.
ВО-ПЕРВЫХ: если мы войдем в раздел «Аудиолекции», то увидим то, что в нем имеется 11 граф[1]. А это:
- Вероубеждение.
- Фикх.
- Наследство.
- Науки о Коране.
- Науки о хадисах.
- Арабский язык.
- Основы фикха.
- Правила фикха.
- Манхадж.
- Опровержения.
- Разное.
Данный порядок этих граф является не случайным. Это потому, что науки шариата можно условно разделить на два больших вида: 1. Науки цели 2. Инструментальные науки.
«Науки цели» – это науки, изучение которых требуется как самоцель, т.е. именно они и являются тем полезным знанием, которое приносит пользу религии человека. Из этих наук на сайте представлены науки «вероубеждение» (во всех его видах), «фикх» (что касается «наследства», то это не что иное, как одна из областей «фикха»). В будущем, с соизволения Аллаха, к этим наукам будут добавлены графы «разбор хадисов», «тафсир» и «сира».
«Инструментальные науки» – это науки, которые не изучаются как самоцель, но их освоение необходимо для полноценного изучения «наук цели». Это подобно тому, как швея не сможет изготовить изделия без швейной машинки, ножниц, выкройки и прочих инструментов. То же самое здесь – требующий знания не сможет изучать Коран и хадисы, не имея в руках инструментов. Из «инструментальных наук» на сайте представлены аудиозаписи по «наукам о Коране», «наукам о хадисе», «арабский язык», «основы фикха» и «правила фикха».
По причине же того, что Всевышний Аллах узаконил защиту своей чистой религии, на сайте представлены также лекции по «манхаджу» и «опровержениям» различных заблуждений.
Что же касается каких-либо дополнительных моментов, которые не подлежат полноценному изучению в полном смысле этого слова, то они собраны в графе «разное».
ВО-ВТОРЫХ: практически в каждой графе из этих граф мы видим то, что в них имеются пронумерованные уроки по различным книгам. Эта нумерация также не случайна. Ее необходимо придерживаться при прослушивании лекций.
Например: в графе «вероубеждение» в разделе «единобожие в именах и атрибутах» можно увидеть следующее:
1-й уровень:
01. Достаточность в убеждениях.
02. Блеск убеждений.
2-ой уровень:
03. Идеальные правила об Атрибутах Аллаха и Его прекрасных Именах.
04. Аль-‘Акыдат уль-Уасытыя.
Именно в этом порядке необходимо прослушивать лекции данного раздела – сначала лекции 1-ого уровня по их порядку, и только потом лекции 2-ого уровня по их порядку.
И так относительно лекций и уроков каждой графы.
В-ТРЕТЬИХ: в некоторых графах можно увидеть раздел «дополнительный материал»[2]. Как, например, в графе «вероубеждение» имеется 4 раздела:
1. Единобожие в поклонении.
2. Единобожие в именах и атрибутах.
3. Вопросы имана.
4. Дополнительный материал.
Так вот, в разделе «дополнительный материал» в данном случае собраны лекции по книгам, которые не подлежат изучению в полном смысле этого слова (т.е. по этим лекциям нет ворд-документации – вопросы, ответы и т.п.). Но, вместе с этим, их прослушивание облегчает и углубляет понимание тех книг, которые подлежат полноценному изучению, расширяет кругозор и способствует закреплению пройденного материала.
В-ЧЕТВЕРТЫХ: что касается самого порядка прослушивания лекций и уроков, то он следующий:
— Для тех, кто находится на нулевом уровне арабского языка или слабоват в нем – необходимо начать с прослушивания лекций из графы «арабский язык» – книга «ан-наху аль-уадых». На данный момент на сайте выставлены две части этой книги, плюс нулевой этап, который необходимо пройти до непосредственного изучения самой книги. Нулевой этап – это не что иное, как выучивание около 400 слов (на каждой страничке в среднем по 17 слов), которые многократно встречаются в книге «ан-наху аль-уадых», с указанием на то, как эти слова могут быть использованы в арабском языке в других значениях, и как некоторые из этих слов используются в арабских странах на практике. Для удобства — слова каждого урока выложены на сайте так, что их можно распечатать – заучивать – повторять[3]. После этого можно переходить на изучение 1-ой и 2-ой части книги «ан-наху аль-уадых»[4].
— Одновременно с этим необходимо начать прослушивать уроки по «вероубеждению». При этом если арабский язык совсем слаб, и нет никакой словарной базы и элементарных основ в грамматике арабского языка, то прежде чем приступить к прослушиванию уроков по «Трем основам», можно прослушать серию лекций «Приближение к ширку и отдаление от таухида в Булгаре»[5].
После прослушивания этой серии лекций – как вариант для тех, кто слаб в арабском языке можно вместо «Трех основ» прослушать вначале уроки по книге «Четыре правила». А потом лекции по книге «Достаточность в убеждениях»[6] и только потом уроки по «Трем основам».
Если же определенная средняя база в арабском языке уже имеется, то порядок: «Три основы», «Достаточность в убеждениях», «Четыре правила»[7].
— После всего этого, одновременно с постоянным продвижением по арабскому языку, необходимо начать прослушивание «китаб уль-иман», затем после нее «блеск убеждений»[8].
— После этого можно прослушать лекции по «Шарх ус-Сунна аль-Барбахари».
— Вместе с уроками по «китаб уль-иман» необходимо начать прослушивание лекций по проекту «Булуг уль-Марам»[9]. При этом после прослушивания материала по разбору примерно 70 или 100 хадисов книги необходимо приостановить прослушивание «Булуг уль-Марам» и приступить к прослушиванию материала по одной из инструментальных наук: например «Усуль мин ‘ильм иль-усуль» (первая книга в науке «Основ фикха»).
И продолжать в этом же ключе – 70-100 хадисов по «Булуг уль-Марам», затем одну из книг по «инструментальным наукам»[10], затем опять 70-100 хадисов «Булуг уль-Марам».
— После изучения «китаб уль-иман» и «блеск убеждений» – необходимо перейти на изучение книги «Идеальные правила об Атрибутах Аллаха и Его прекрасных Именах», затем после нее «Фатх уль-Мажид»[11], затем после нее рекомендуется прослушать цикл лекций «Разъяснение заблуждений и отведение сомнений матуридитов, распространенных в интернете на казахском языке», а затем уже «аль-‘Акыдат уль-Уасытыя».
— После этого уместным будет внимательное прослушивание серии лекций «Дауабит уль-ибтида'» (Основы и правила вынесения постановления о нововведении).
— Здесь также необходимо отметить то, что при прослушивании лекций братьям и сестрам постоянно придется отвлекаться на постоянные обвинения в нашу сторону – «он же хаджурит», «он же порочит ученых», «он же хаддадит» … и т.п. Для того, чтобы не оказаться под влиянием этих ложных заявлений необходимо должным образом ознакомиться с содержимым папки «сборник материалов и опровержений на тему фитны ‘Абдуррахмана ‘Адени и того, что за этим последовало». Для удобства читателя и слушателя мы собрали весь этот материал в единую папку с рекомендуемой нумерацией материала».
ПРИМЕЧАНИЕ: что касается лекций, которые, с соизволения Аллаха, будут выставлены на сайте позже, то если они из тех граф, которые уже имеются на сайте, то их необходимо прослушать после тех лекций, которые упоминались выше.
Если же на сайте будут открыты новые графы (как графа «Разбор хадисов», «Сира», «Тафсир»), то прослушивание этих лекций можно будет включить в график вместе с прослушиванием лекций по «вероубеждению» так, чтобы это не мешало прослушиванию лекций по «Булуг уль-Марам» и по «инструментальным наукам».
Прошу Всевышнего и Всеблагого Аллаха наделить нас полезными знаниями, увеличить нам их, облегчить нам пути к нему, и не делать нас из тех, чье знание будет доводом против них же самих в День встречи с Милостивым.
[1] В будущем, с соизволения Аллаха, планируется добавление еще нескольких граф – а конкретнее «Разбор хадисов», «Сира», «Тафсир».
[2] Кроме графы «вероубеждение» такие разделы в дальнейшем планируются и в других графах.
[3] При этом не рекомендуется слишком перегружаться. К примеру, изучая эту книгу в Даммадже и Сане, братья учили по одному листочку в 3 дня. Если кто-то чувствует в себе силу на большее, то может увеличить количество слов, если же наоборот, то учить листочек в 4 дня и т.п.
[4] В недалеком будущем, с соизволения Аллаха, на сайте будут выставлены уроки по 3-ьей части «ан-наху аль-уадых», а затем один из шархов на книгу «Аджуррумия». Для тех же, для кого книга «ан-наху аль-уадых» покажется сложноватой, в недалеком будущем, с соизволения Аллаха, планируется поместить изучение более облегченного варианта книг – как по грамматике, так и по сарфу.
[5] Для большей ясности можно ознакомиться также с книгой «Оживление языческих обрядов в Булгаре – начало конца татарского народа» (второе издание).
[6] Это из графы «вероубеждение» раздел «единобожие в именах и атрибутах».
При этом важно!!! Продолжать учить слова из книги «ан-наху аль-уадых», и слушать эти лекции и продвигаться по книге. Что касается уроков по «Четырем правилам», «Достаточность в убеждении», «Три основы» – то эти книги необходимо изучать одну за другой, не перемешивая, по одной лекции в день. При этом нужно обязательно распечатать на принтере саму книгу и внимательно следить за чтением и переводом глазами и на слух. После каждого урока нужно ответить на вопросы к этому уроку. При этом, если при ответе на вопрос требуется что-то заучить наизусть, то нужно заучить это из того ворд-документа, который приложен к лекциям для заучивания.
[7] После этого в виде дополнительного материала можно прослушать лекции по «Очищению вероубеждения», но сделать это необходимо с параллельным внимательным чтением книги с одноименным названием.
[8] Все это также по одной лекции в день, с ответом на вопросы и заучиванием необходимого материала. С постоянным обращением внимания на то, как переводятся слова при чтении книги, как расставляются харакаты над буквами, как в арабском тексте одни и те же слова могут иметь разное значение и т.п. Все это способствует поднятию уровня арабского языка.
[9] Здесь будет уместно привести наши извинения за низкое качество первых лекций по «Булуг уль-Марам». Причина этого в том, что это были одни из самых первых уроков записанных в Даммадже. Тогда еще не было полноценно устоявшейся цели записывать эти лекции для их дальнейшего выставления на общественность. Но братья записывали больше для себя на подручные средства, как телефоны, мп3-плееры и т.п. К тому же, в это время в Даммадже производились различные работы по ремонту мечети и т.п. так, что зачастую приходилось проводить уроки то на крыше марказа, то прямо на улице под деревом и т.п.
[10] Что касается порядка изучения «инструментальных наук», то он, в принципе свободный, но можно посоветовать: «Основы фикха» – «Науки о хадисах» (сначала «Байкуния», затем «Дауабит уль-джархи уа т-та’диль») – «Правила фикха» — «Науки о Коране» (сначала «Усуль фи т-тафсир», затем «Насих уа мансух», затем «Мукаддима фи усули т-тафсир»). Что касается арабского языка, то его изучение является постоянным и не должно прекращаться, особенно при слабости в этой науке.
[11] Цикл лекций по книге «Фатх уль-Мажид», с соизволения Аллаха, будет выставлен на сайте после сезона Хаджа 1435 г.х. (2014 г.).