Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F
Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:
http://darulhadis.ws/006-glava-masjid-vopr
Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.
6. Глава о мечетях
722. Обязательность и желательность возведения мечетей, а также оберегание их от нечистот, и содержание их в чистоте – если в районе города или в деревне нет мечети, то ее возведение – коллективная обязанность мусульман этой местности. Если же мечеть есть, но есть нужда во второй, то ее возведение желательно, но может стать и обязательным. Оберегание мечети от нечистот и ее очищение от нечистот – обязательно. Содержание мечети в чистоте – желательно.
Передается со слов Абу Хурейры марфу’ан: «Самыми любимыми местами для Аллаха являются мечети, а самыми ненавистными местами для Аллаха являются рынки». (Муслим).
Построение мечети – коллективный намаз является обязательным, значит, и построение мечети обязательно. Правило фикха – «Если выполнить уаджиб можно только этим путем, то это – уаджиб (обязательно)».
Оберегание мечети от нечистот – Слова Аллаха:
«И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом [Каабу, принадлежащую Мне] (от видимой и невидимой скверны) для совершающих обход [таваф], и пребывающих [находящихся там с целью поклонения Аллаху], и преклоняющихся [совершающих поясные поклоны Аллаху], и падающих ниц [совершающих земные поклоны Аллаху]!» — [2:125].
Содержание в чистоте – нет приказа на это, но пришел хадис Абу Хурейры о той женщине, которая убиралась в мечети, а когда она умерла, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о ней, а затем совершил джаназа намаз за нее (Согласованный).
Примечание: хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал строить мечети между домами, а также приказал, чтобы эти мечети очищались и имели приятный запах». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи) – слабый, отосланный (мурсаль). В нем: в непрерванном виде его передали ‘Амир ибн Салих аз-Зубейри – оставленный (матрук), Малик ибн Су’ейр — уровня хорошего хадиса и Заида ибн Кудама – крепкий (сика), и им противоречили Уаки’, ‘Абда ибн Сулейман и Суфьян ибн ‘Уйейна (ат-Тирмизи), которые передали его в отосланном виде (мурсаль) со слов ‘Уруы. Имам ат-Тирмизи посчитал его таким. И память последних троих крепче, чем первых.
723. О запрете возведения мечетей над могилами – это строго запрещено в Исламе, и является одной из основных причин возникновения большого многобожия.
Довод – хадис ‘Айши (см. вопрос 596).
А также хадис с ее слов марфу’ан (история о церквях в Эфиопии): «Если среди них умирал праведный человек, то они возводили на его могиле мечеть», и в нем пришло: «Они – наихудшие творения», а в некоторых риуаятах пришло: «Они – наихудшие творения перед Аллахом в Судный день». (Согласованный).
724. Можно ли многобожнику и неверующему входить в мечети, в том числе в мечеть Запретную – в Запретную мечеть нельзя, в остальные мечети можно.
Довод на Запретную мечеть – Слова Аллаха:
«О вы, которые уверовали! Ведь многобожники являются всего лишь скверной. Пусть же они [многобожники] (больше никогда) не приближаются к Запретной Мечети [аль-Харам в Мекке] после этого года [после девятого года по хиджре]!» — [9:28].
На другие мечети – 1. Хадис Абу Хурейры (история Умамы ибн Усаля): «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал конницу, и она привезла с собой пленного. Тогда его завязали к одному из столбов мечети…» и так до конца хадиса (Согласованный).
2. История об Абу Басыре, когда он спасся от двух многобожников, убив одного, а второй сбежал от него и прибежал в мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (аль-Бухари) и др. хадисы.
Примечание: но нельзя допускать, чтобы неверующий заходил в мечеть и выявлял свою религию, снимал видео и совершал другие грехи.
725. Обязательно ли многобожнику и неверующему получить разрешение от мусульман для входа в мечеть – нет.
Довод – хадис об истории Абу Басыра (см. вопрос 724). Ведь тот многобожник не спрашивал разрешения войти. К тому же, нет довода на то, что это обязательно.
726. Допускается ли проявление неверующими признаков своей религии в мечети – нет. Хафиз Ибн Раджаб передал относительно этого единогласное мнение («Фатх уль-Бари» 2/482).
727. Можно ли многобожнику или неверующему входить в мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине – да. Потому что запрет пришел только относительно Заповедной мечети в Мекке.
728. Разрешено ли декламировать стихи в мечети – если в этих стихах есть благо, как поминание Аллаха, возвеличивание религии и т.п., то это разрешено, более того желательно. Если же стихи дурные или же не содержат ни блага, ни зла – то нельзя.
Довод – собирание между хадисами.
Запрещено – хадис ‘Амра ибн Шу’ейба от его отца от его деда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил декламировать стихи в мечетях, а также запретил покупать и продавать в мечетях. (Ахмад, Абу Дауд). Хороший.
Разрешение — хадис Абу Хурейры о том, что однажды ‘Умар увидел, как Хассан декламирует стихи в мечети, и сделал ему замечание, на что тот ответил: «Я декламировал в ней стихи тогда, когда там был тот, кто лучше тебя». (Согласованный).
729. Можно ли объявлять о розыске утерянной вещи в мечети – нет.
Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто услышит человека, который розыскивает утерянную вещь в мечети, пусть скажет ему: «Да не вернет тебе ее Аллах», ведь мечети были построены не для этого». (Муслим).
730. Обязательно ли произносить фразу «да не вернет тебе Аллах твою вещь» – достаточно если ее произнесет кто-либо один.
Довод – хадис Бурейды о том, что однажды один человек сказал: «Кто поможет мне найти моего красного верблюда?» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Да не найдешь ты! Ведь мечети построены только для того, для чего они построены». (Муслим).
Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился своим ответом и не приказал это другим.
731. Можно ли объявлять о находке вещи в мечети – нет. Потому что это похоже на объявление о розыске утерянной вещи (см. вопросы 729-730).
732. Можно ли покупать и продавать в мечети – запрещено.
Довод – см. вопрос 728.
Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если вы увидите того, кто продает или покупает в мечети, то скажите: «Да не сделает Аллах твою торговлю прибыльной»». (ат-Тирмизи и др.) – слабый, отосланный (мурсаль) Мухаммада ибн ‘Абдиррахмана ибн Саубана. Об этом упомянул ад-Даракутни («аль — ‘Иляль»).
Примечание: этот хадис есть в «ас-Сахих уль-Муснад».
733. Если кто-либо все-таки продал что-либо в мечети, является ли эта сделка действительной – нет.
Довод – см. вопрос 728. Правило фикха – «Запрет влечет за собой недействительность» (доводы на правило – см. уроки по «Правилам фикха»).
734. Упоминание о некоторых аспектах торговли в мечети – нежелательно, но при нужде нежелательность спадает и это становится разрешенным.
Довод на нежелательность – слова: «…ведь мечети были построены не для этого» и т.п. фразы (см. вопросы 729-730). И это не запрещается из-за того, что упоминание некоторых аспектов торговли не является самой торговлей.
735. Можно ли приводить в действие шариатские наказания в мечети – нет.
Довод – хадис Хакима ибн Хизама марфу’ан: «Не разрешено исполнение наказания в мечети, и не разрешено приводить убийцу родственникам в мечеть». (Ахмад, Абу Дауд). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В одном иснаде: аль — ‘Аббас ибн ‘Абдиррахман аль-Мадани — неизвестный (маджхуль), а во втором иснаде: пропуск между Зуфром ибн Уасимой (وثيمة) и Хакимом ибн Хизамом. Его поддерживает хадис Ибн ‘Аббаса, в иснаде которого есть Са’ид ибн Башир – слабый, и хадис Ибн ‘Умара, в иснаде которого есть Ибн Ляхи’а – слабый. «لا تُقام الحدود في المسجد و لا يُستقاد فيها».
736. Разрешено ли разбивать палатку в мечети, или отгораживать комнату, или сажать дерево – палатку можно при нужде (как при и’тикафе, или для навещения больного и т.п.), остальное запрещено, т.к. в этом использование площади мечети, которая является уакфом (общим имуществом мусульман) не в правильных целях.
Довод – хадис ‘Айши: «Во время «битвы у рва» Са’д ибн Му’аз был ранен, тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для него палатку в мечети, чтобы навещать его с близкого расстояния». (Согласованный).
737. Можно ли играть в мечети – в основе запрещено, но можно только в два праздничных дня.
Довод – хадис ‘Айши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывал меня, а я смотрела на то, как эфиопы играли в мечети». (Согласованный).
А в риуаяте: «Это был день Праздника». (Согласованный).
Причина разрешения игр – то, что ‘Умар порицал их игру в мечети, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь их. Это для того, чтобы иудеи знали, что наша религия снисходительна, и что я был послан с легким единобожием». (Ахмад). Хороший.
738. Можно ли спать в мечети – здесь может быть две ситуации: 1) Тот, кто спит в мечети без постоянства, а по причине (как и’тикаф, или дремота днем настигшая человека и т.п.) – это разрешено. А некоторые передали на это единогласное мнение.
2) Тот, кто спит в мечети постоянно – тут также может быть две ситуации: А) Если это из вынужденности (человек не в своей местности, или человек, у которого нет дома и т.п.) – это разрешено. Б) Без вынужденности – нежелательно и противоречит тому, на чем были сподвижники.
Довод на 1 – хадис Сахля ибн Са’да о том, что однажды ‘Али спал в мечети, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Вставай Абу Тураб, вставай Абу Тураб». (Согласованный).
На 2А – 1. Хадис ‘Айши: «У черной женщины была палатка в мечети, и она приходила ко мне и разговаривала со мной». (Согласованный).
2. Хадис Биляля о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не пошел домой, а пошел спать в мечеть из-за того, что на нем была обязанность раздать имущество людям. А когда Биляль раздал имущество, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел домой (Абу Дауд – «ас-Сахих уль-Муснад»).
На 2Б – отсутствие довода на запрет. Но нежелательно из-за того, что это может привести к порче воздуха, загрязнению мечети, принесению неприятности мусульнам и к тому же, сподвижники не делали этого.
739. Каково постановление о разукрашивании мечети – запрещено.
Довод – 1. Хадис Анаса марфу’ан: «Не наступит Судный день, пока люди не начнут хвалиться мечетями». (Пятеро, кроме ат-Тирмизи — «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.
2. Хадис Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Мне не было приказано украшать мечети». (Абу Дауд, Ибн Хиббан — «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.
Примечание: к тому же, в этом есть расточительство (исраф), отвлекание людей от намаза этими украшениями, подражание неверующим, не говоря уже о том, что если посредством этого люди приближаются к Аллаху, то это – нововведение.
740. Обязательно ли совершать два ракаата намаза при входе в мечеть прежде чем сесть – да.
Довод – 1. Хадис Абу Катады марфу’ан: «Если один из вас зашел в мечеть, то пусть не садится, кроме как, совершив два рака’ата намаза». (Согласованный).
Примечание: это – довод на то, что намерение на эти 2 рака’ата не является обязательным, и если совершил 2 рака’ата намаза Духа, то этого достаточно, ведь слово хадиса обобщенное.
2. Хадис Джабира о том, что однажды в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вел пятничную проповедь, зашел один человек и сел. Тогда он спросил его: «Совершил ли ты намаз, о такой-то?» Тот сказал: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Встань и соверши два рака’ата». (Согласованный).
741. Если у того, кто зашел в мечеть, нет омовения или гусля можно ли ему сесть без двух ракаатов намаза – да, но если нет гусля, то желательно взять хотя бы омовение.
Сказал хафиз Ибн Раджаб: «Этого не приказывал никто из мусульман». («Фатх уль-Бари» 2/463).
Довод на омовение при большом осквернении – пришло в тафсире Ибн Касира, что Са’ид ибн Мансур в своем «Сунане» привел слова ‘Ата ибн Ясара: «Я видел, как люди из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидели в мечети, в то время как они были в половом осквернении, если при этом брали омовение для намаза». Достоверный. В нем: Хишам ибн Са’д – слабый, но он один из самых крепких от Зейда ибн Асляма.
742. Можно ли проводить процесс взаимного проклятия между супругами (муля’ана) в мечети – да.
Муля’ана – когда муж обвиняет свою супругу в прелюбодеянии, а она отрицает это. Тогда муж клянется Аллахом четыре раза, а затем призывает проклятие Аллаха на себя, если он является лжецом в своем заявлении. После него также клянется четыре раза его жена, и призывает на себя проклятие Аллаха, если он говорит правду. С момента окончания данной процедуры их брак становится недействительным навсегда, и им уже запрещено когда-либо жениться друг на друге.
Довод – хадис Сахля ибн Са’да о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел процесс муля’на между ‘Уэймиром и его супругой в мечети (Согласованный).
Примечание: и этот хадис не указывает на желательность проведения процесса муля’аны в мечети из-за отсутствия довода на нее, однако в хадисе пришло, что они сами пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, тогда, когда он был в мечети.
743. Можно ли судить людей в мечети – да.
Довод – отсутствие довода на запрет. И процесс муля’аны – один из видов судейства между людьми.
744. Входить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой – Сунна.
Довод – хадис Анаса: «Сунной является то, когда ты заходишь в мечеть начинать с правой, а когда выходишь с левой ноги». (аль-Бейхакы, аль-Хаким). Хороший. В нем: Абу Тальха ар-Расиби (уровня хорошего хадиса), про которого ад-Даракутни сказал: «Его хадисы принимаются во внимание», а аль-Бейхакы сделал ему обобщенный джарх (Лайса биль кауий). А другие имамы хвалили его обобщенной похвалой. Ахмад, Яхья ибн Ма’ин, Абу Хайсама, ан-Насаи, аль-Баззар сказали про него: «Он – крепкий передатчик».
745. Что произносить при входе в мечеть и выходе из нее – при входе необходимо сказать: «Аллахумма саллим ‘аля ннаби, Аллахумма фтах ли абуаба рахматик».
Довод – хадис Абу Хумейда или Абу Усейда (сомнение передатчика) марфу’ан: «Когда один из вас заходит в мечеть, то пусть скажет: «О Аллах! Открой мне ворота Твоей милости», а когда выходит, то пусть скажет: «О Аллах! Я прошу из Твоей щедрости»». (Муслим).
У этого хадиса пришла добавка: «Если один из вас зашел в мечеть, то пусть он даст салям на пророка, а затем скажет…». Ее привел Абу Дауд по дороге ад-Дарауарди от Раби’и ибн ‘Абдиррахмана, а также Ибн Маджа по дороге ‘Умары ибн Гузейи от Раби’и ибн ‘Абдиррахмана в противоречие Сулейману ибн Билялю, который не передал ее (Муслим). И двое противоречат одному, поэтому эта добавка сохраненная. К тому же, пришел хадис Абу Хурейры на это, внешне иснад которого достоверный, но хафизы назвали его больным, т.е. то, что это – слова Ка’аба аль-Ахбара (маукуф). Этот хадис есть в «аль-Ахадис аль-Му’алля захируха ас-сыхха» шейха Мукбиля.
Что уводит приказ в этом хадисе на желательность? Ответ: хадис Абдуллаха ибн Амра (ниже), ведь он указывает на достаточность того ду’а.
Примечание: все хадисы о фразе «Бисмиллях», а также о салауате на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, слабые, а также нет ничего достоверного относительно саляма на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при выходе из мечети.
Или же при входе можно сказать: » Аллахумма саллим ‘аля ннаби, А’узу биЛляхиль ‘Азым уа биуажхихи иль-карим уа султанихи иль-кадим минаш шайтан ир-ражим».
Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в мечеть, говорил: «Я прибегаю к Великому Аллаху, и к Его благородному Лику, и Его древней власти от побиваемого камнями шайтана»». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек скажет это, то шайтан говорит: «Он сохранен от меня до конца этого дня»». (Абу Дауд). Хорошим его назвал шейх Мукбиль в «ас-Сахих уль-Муснад».
При выходе нужно сказать: «Аллахумма инни асалюка мин фадлик». При этом как при входе так и при выходе можно сказать: «БисмиЛлях», исходя из общих доводов.
Довод – хадис Абу Хумейда или Абу Усейда (немного выше).
Примечание: при выходе из мечети ничего достоверного кроме этого ду’а не пришло.
746. Можно ли выходить из мечети после азана – это запрещено, кроме как при необходимости.
Довод – хадис о том, что Абу аш-Ша’са сказал: «Однажды мы сидели в мечети с Абу Хурейрой, и когда муаззин начал давать азан, то один человек встал и пошел к выходу мечети. Абу Хурейра проводил его взглядом, а когда тот вышел, сказал: «Что касается этого, то он ослушался Абу аль-Касима [то есть: пророка, да благословит его Аллах и приветствует]»». (Муслим).
747. Разрешено ли проходить через мечеть, не совершив двух ракаатов намаза – да.
Довод – хадис Абу Мусы марфу’ан: «Тот, который проходит по нашим мечетям или рынкам со стрелами, тот пусть возмется за острие, чтобы не задеть ими никого из мусульман». (Согласованный).
Примечание: все хадисы о том, что нельзя превращать мечеть в дорогу слабые (см. Фатх уль-Бари Ибн Раджаба 2/467- 468). И разрешение проходить через мечеть достоверно пришло от Ибн ‘Умара и других сподвижников (Ибн Аби Шейба).
748. Можно ли портить омовение в мечети, выпустив кишечные газы – разрешено, если это не принесет вред окружающим, но лучше этого не делать, так как ангелам приносит неприятность тоже, что и людям.
Довод – отсутствие довода на запрет. Но если это принесет вред мусульманам, тогда запрещено.
Нежелательно из-за хадиса Джабира марфу’ан: «Ведь поистине, ангелам причиняет неприятность то, что причиняет неприятность людям». (Муслим).
749. Можно ли выстраивать ряд между столбами мечети так, что столбы прерывают ряд – нет, это нежелательно. Мнение же о том, что это запрещено также недалеко от Истины.
Довод – хадис о том, что ‘Абдульхамид ибн Махмуд сказал: «Однажды я совершал намаз с Анасом в пятницу, и когда мы начали выстраиваться в ряды, то наш ряд оказался между столбами. Тогда некоторые начали продвигаться вперед, а некоторые начали отходить назад. Тогда Анас сказал: «Мы старались избегать этого во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»». (Ахмад, Абу Дауд). Достоверный. Этот хадис есть в «ас-Сахих уль-Муснад» шейха Мукбиля.
Примечание: хадис Курры (قرة) ибн Ияса: «Во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нам было запрещено выстраивать ряды между столбами, и нас отгоняли от столбов». (Ибн Маджа, Ибн Хузейма) – слабый. В нем: Абу Муслим Харун ибн Муслим – неизвестный (маджхуль). Об этом сказали Абу Хатим и Ибн уль-Мунзир.
Имам аль-Бухари назвал одну из глав в своем сборнике: «Глава о совершении намаза между столбами вне коллектива» и привел в ней хадис Ибн ‘Умара: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Каабу, а когда вышел, я спросил Биляля: «Что делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?». Биляль сказал: «Он встал так, что слева от него был один столб, справа один столб, и три столба сзади него, а затем совершил намаз»».
750. Можно ли входить в мечеть тому, кто поел чеснок или лук или зеленый лук (в сыром виде) – запрещено, если есть запах изо рта.
Довод на лук и чеснок — хадис Ибн ‘Умара, Анаса и Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал тому, кто поел лук и чеснок приближаться к мечети (Согласованный). В некоторых риуаятах: «Пусть ни в коем случае не совершает намаз с нами», а в некоторых: «Пусть остается дома».
Зеленый лук – в хадисе Джабира у Муслима пришло упоминание зеленого лука.
Не сырой – хадис Курры ибн Ияса марфу’ан: «А если уж нужно поесть, то умертвите их путем приготовления». (Абу Дауд и др. – «ас-Сахих уль-Муснад»).
Примечание: если поел лук или чеснок, и начал совершать намаз в коллективе, забыв об этом, а во время намаза вспомнил, то нужно закрыть рот платком и т.п. и закончить намаз в коллективе.
751. Можно ли входить в мечеть тому, кто поел редиску – редиска не дает неприятного запаха, кроме как при отрыжке. Поэтому если человек считает, что отрыжки в мечети не произойдет, то в мечеть идти можно, а иначе нет.
752. Можно ли заходить в мечеть тем, от кого исходит неприятный запах в силу их профессии – им необходимо удалить неприятный запах любым разрешенным способом.
Примечание: сюда же входит тот, который покурил. Он должен удалить от себя этот запах, а потом идти в мечеть. Вместе с тем, что курение само по себе запрещено.